О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ВОЗ. Информационный бюллетень. Здоровье города. Печать
19.05.2017 г.

Март 2017 г.

Тема номера – Европейская сеть

Всемирной организации здравоохранения

«Здоровые города»[1]

В Европейском регионе доля городского населения составляет около 69%. Жизнь и работа в городских условиях оказывает как позитивное, так и негативное влияние на сегодняшнее и будущее состояние здоровья людей через сложный комплекс различных видов воздействия и механизмов. При этом в городах сконцентрированы группы населения с различными демографическими, экономическими и социальными характеристиками, и некоторым из них присущи особые факторы риска для здоровья и уязвимости перед ними. В городской среде существуют большие возможности для благополучной жизни людей и охраны их здоровья, благодаря более высокой доступности сферы услуг, культуры и досуга. Однако, хотя города и являются движущей силой экономического процветания и нередко в них сосредоточена большая часть богатства страны, они также могут быть средоточием бедности и нездоровья[2].

Жизнь в городе может оказывать влияние на здоровье через природную и антропогенную среду, социальную среду, доступ к услугам и системам поддержки. Доказано, что качество жилья, планирование и проектирование городских кварталов, плотность застройки и разнообразие видов землепользования, доступность зеленых зон и объектов, зон отдыха, велосипедных дорожек, качество воздуха, уровни шума и воздействие вредных веществ оказывают многообразное влияние на здоровье и благополучие населения. Некоторые условия городской жизни, особенно сегрегация и бедность, вносят дополнительный вклад в это неравенство и усугубляют его, способствуя непропорциональному воздействию губительных для здоровья и нежелательных для общества моделей реакции на экономические и социальные лишения.

На большинство органов местного самоуправления в Европейском регионе ВОЗ возложена обязанность способствовать благополучию граждан и предоставлять им равный, без всякого различия, доступ к муниципальным ресурсам и возможностям. Для достижения этой цели города могут использовать имеющееся у них влияние в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, образование, экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, транспорт и спорт. Партнерские связи между секторами и инициативы по расширению прав и возможностей местных сообществ легче осуществлять на местном уровне при активной поддержке органов местного самоуправления.

Города могут оказывать существенное влияние на здоровье и благополучие граждан, используя различные инструменты политики и меры, по следующим направлениям: борьба с социальной изоляцией и предоставление поддержки; содействие здоровому и активному образу жизни (например, организация велосипедных дорожек и свободных от курения общественных мест); вопросы безопасности и комфортной окружающей среды для детей и пожилых людей; условия труда; готовность к действиям по адаптации к последствиям климатических изменений; воздействие опасных факторов и раздражителей; отвечающее интересам здоровья городское планирование и проектирование (планирование жилых кварталов, устранение архитектурных барьеров, доступность и близость бытовых услуг); процессы вовлечения и участия граждан.

Европейские здоровые города и национальные сети таких городов во многом определяют характер развития международного сообщества, выполняя роль лидеров и внося значительный вклад в здоровье населения и устойчивое развитие. Движение “Здоровые города” – это активный и динамичный процесс. Оно обеспечивает условия для использования инновационных и творческих путей решения как традиционных, так и новых проблем здравоохранения и служит той концептуальной основой, которая является источником вдохновения, опыта и знаний для европейских городов, стремящихся внести свой вклад в улучшение здоровья населения. Содержание, организационная структура и практические подходы каждого пятилетнего этапа Европейской сети ВОЗ “Здоровые города” формировались на основе новых стратегий ВОЗ; приоритетных вопросов здравоохранения на уровне городов и местных сообществ; уроков и опыта предыдущих этапов; новых научных данных о детерминантах здоровья и эффективности мер общественного здравоохранения; изменений в социальных и политических условиях Европейского региона. Европейская сеть ВОЗ “Здоровые города” особенно подчеркивает важность того, чтобы практическая работа проводилась с применением самых передовых концепций и методик, создающих возможности для систематической и инновационной работы.

Государства - члены Европейского региона ВОЗ приняли ряд обязательств по широкому кругу вопросов, включающих укрепление систем здравоохранения, борьбу с эпидемией ожирения, борьбу с эпидемией неинфекционных заболеваний, а также повышение готовности к устранению тех последствий, которые изменение климата оказывает на здоровье людей. Здоровые города последовательно и активно разрабатывают подходы, помогающие более эффективно осуществлять стратегии ВОЗ на уровне городов и местных сообществ. Они обладают значительным потенциалом лидерства в таких областях, как охрана здоровья населения, создание предпосылок для более здорового образа жизни и управления на основе широкого привлечения общественности, стимулирование межсекторальной деятельности. Более того, в периоды экономических спадов городские органы управления выполняют важнейшую роль защитников здоровья наиболее уязвимых групп населения.

С момента основания сети «Здоровые города» в 1988 году и все 25 лет ее существования, «Здоровые города» представляли собой активный динамичный процесс и источник вдохновения и обучения для европейских городов, работающих над вопросами охраны здоровья, благополучия и равенства в области здоровья. Сеть «Здоровые города» имеет шесть стратегических целей, которые не потеряли актуальности со времени ее создания:

• Способствовать действиям, повышающим значимость вопросов здравоохранения в политической и социальной повестке городов;

• Способствовать стратегиям и действиям на местном уровне в интересах здоровья и устойчивого развития, уделяя особое внимание детерминантам здоровья, принципу равенства в области здоровья и положениям Европейской стратегии «Здоровье-2020»;

• Способствовать формированию всех местных стратегий на принципах межсекторального и коллективного самоуправления с учетом интересов здоровья и равенства, а также комплексному планированию в интересах здоровья;

• Разрабатывать политику и накапливать практический опыт, проверенные фактические данные, знания и методы, которые можно использовать для улучшения здоровья жителей всех городов европейского региона;

• Содействовать развитию солидарности, сотрудничества и рабочих связей между европейскими городами и сетями органов местного самоуправления, а также партнерств с организациями, занимающимися вопросами городской жизни;

• Повышать доступность Европейской сети ВОЗ “Здоровые города” для всех государств - членов ВОЗ в Европейском регионе.

В 2012 г. европейские страны – члены ВОЗ утвердили Основы Европейской политики в поддержку согласованных действий всех уровней власти и общества в интересах здоровья и благополучия населения «Здоровье-2020». Она призвана сыграть роль объединяющей, согласованной и адаптированной к реальностям Европейского региона рамочной программы совместных действий для ускоренного достижения более высоких показателей здоровья и равенства в сфере здоровья и благополучия всех людей.

Городам Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» и национальным сетям принадлежит роль главных проводников политики «Здоровье-2020», и перед ними открываются новые возможностями лидерства на принципах тесного сотрудничества всех уровней власти для улучшения показателей равенства в сфере здоровья, состояния здоровья и благополучия граждан.

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

· Этап VI (2014–2018 гг.) Европейской сети ВОЗ "Здоровые города": цели и требования к участникам - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2014 г. – 55 стр.

В данном документе излагаются стратегические цели и основные направления деятельности Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» на Этапе VI (2014–2018 гг.) и разъясняется процесс подачи и рассмотрения заявок городов, желающих присоединиться к этой сети.

Полный текст публикации на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/244408/Phase-VI-20142018-of-the-WHO-European-Healthy-Cities-Network-goals-and-requirements-Rus.pdf

· Global report on urban health: equitable, healthier cities for sustainable development (Глобальный доклад о городском здоровье: справедливые, здоровые города в интересах устойчивого развития). - Всемирная организация здравоохранения / UN-Habitat. 2016 г. – 241 стр.

В «Глобальном докладе о городском здоровье: справедливые, здоровые города в интересах устойчивого развития 2016» представлены новые данные о здоровье жителей городов из почти 100 стран, он стал следующим этапом после Глобального доклада о городском здоровье под названием: «Скрытые города: выявление и устранение неравенства в области здравоохранения в городских условиях», в рамках первого совместного проекта Всемирной Организации Здравоохранения и программы ООН по содействию в устойчивом развитии населенных пунктов. Новый Глобальный доклад разбирает сложные задачи обеспечения здоровья и равенства в оказании услуг здравоохранения в городской среде во всем мире. Он представляет собой специальный анализ непрерывного влияния неравенства в области здоровья в условиях городской среды на достижение Целей Развития Тысячелетия. Он создает основу для новой глобальной повестки дня в области здравоохранения и развития - Целей Устойчивого Развития, в частности, достижению всеобщего доступа к медицинской помощи. В нем также представлены доказательства того, что в городах улучшение здоровья зависит не только от укрепления системы здравоохранения, но и от формирования здоровой городской среды. В этом Глобальном докладе приведены практические обоснованные решения для работы в различных направлениях по борьбе с проблемами здоровья в 21 веке. В нем представлены примеры эффективных действий со стороны городов и стран по всему миру и успехи, которые были достигнуты.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/204715/1/9789241565271_eng.pdf

· Urban green spaces and health - a review of evidence (Городские зеленые зоны и здоровье – обзор фактических данных). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. – 92 стр.

Новый доклад ЕРБ ВОЗ, в котором обобщены фактические данные о влиянии на здоровье городских зеленых зон, демонстрирует, что зеленые зоны обеспечивают многочисленные преимущества для общественного здоровья, включая снятие психологического напряжения и снижение уровня стресса, большую физическую активность и в перспективе – меньшую подверженность воздействию различных вредных факторов городской среды, в первую очередь, таких как загрязнение воздуха, шум и чрезмерная жара. Авторы доклада приходят к заключению о наличии потребности как в небольших зеленых зонах, расположенных поблизости от мест проживания и времяпрепровождения граждан, так и в больших зеленых зонах, обеспечивающих общественные места для активного отдыха (такие как площадки для спортивных игр) и возможности для общения с природой.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/321971/Urban-green-spaces-and-health-review-evidence.pdf

· Evolution of WHO air quality guidelines: past, present and future (Оценка руководящих принципов ВОЗ в отношении качества воздуха: прошлое, настоящее и будущее). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2017 г. –32 стр.

В документе приводятся основные положения ключевых публикаций ВОЗ в сфере качества воздуха и здоровья, начиная с 50-х годов XX века, на основании которых были созданы различные руководящие принципы Организации в отношении качества воздуха. Авторы прослеживают эволюцию в научных данных о последствиях загрязнения воздуха для здоровья, а также в интерпретации таких данных. Помимо этого, в документе представлены направления работы ВОЗ в настоящее время и предполагаемые будущие инициативы. Документ призван помочь лицам, формирующим политику и принимающим решения, в разработке стратегий в отношении качества воздуха внутри и вне помещений во всем мире.

Полный текст руководства на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0019/331660/Evolution-air-quality.pdf

· National healthy cities networks in the WHO European Region. Promoting health and well-being throughout Europe (Национальные сети здоровых городов в Европейском регионе ВОЗ. Повышение уровня здоровья и благополучия по всей Европе) / Под редакцией Leah Janss Lafond. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. – 136 стр.

Национальные сети здоровых городов являются главной опорой движения "Здоровые города" в Европе. Национальные сети преодолевают препятствия на пути местного осуществления созданных на основе рекомендаций ВОЗ или разработанных на национальном уровне рамочных стратегий, обеспечивая техническую и стратегическую поддержку входящим в их состав городам при прямом взаимодействии с местными политиками. Каждая национальная сеть развивалась в соответствии с уникальными потребностями входящих в ее состав городов, имеющимися в ее распоряжении ресурсами, а также местными культурными и правовыми рамками. Эта книга состоит из двух разделов: анализа многогранной деятельности и достижений 20 аккредитованных ВОЗ национальных сетей и описания каждой сети с акцентом на ее структуре, особенностях и достижениях.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/285995/Healthy-Cities-promoting-health-and-equity.pdf

· Качественные индикаторы для мониторинга достижения целевых ориентиров политики Здоровье-2020. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2014 г. –26 стр.

В 2012 г. на 62-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ государства-члены одобрили политику Здоровье-2020. Впоследствии, на 63-й сессии Регионального комитета в 2013 г., государства-члены согласовали ряд целевых индикаторов и механизмы мониторинга этой политики, выбрав 2010 год в качестве отправной точки. Процесс сбора данных для оценки прогресса разработки и осуществления политики в государствах-членах в период с 2010 по 2013 гг. был утвержден в апреле 2014 г. ВОЗ разработала интернет-систему, пользуясь которой государства-члены сообщали о следующих трех качественных индикаторах для мониторинга политики Здоровье-2020:
• Индикатор (11) 3.1: национальные и/или субнациональные программы и стратегии по сокращению неравенств в отношении здоровья разработаны и задокументированы;
• Индикатор (16) 6.1a: организация процесса для установления целевых ориентиров документально оформлена;
• Индикатор (17) 6.1b: данные, указывающие на: (а) принятие национальных программ/стратегий, согласующихся с политикой Здоровье-2020, (b) наличие плана их реализации, (c) наличие соответствующего механизма подотчетности.
Настоящий документ содержит результаты анализа ответов стран на вопросы о трех качественных индикаторах политики Здоровье-2020, относящихся к 2010 и 2013 гг., включая более подробную информацию по областям их применения по выбору самих государств-членов.

Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/259583/Qualitative-indicators-for-monitoring-Health-2020-policy-targets-Rus.pdf

· Scaling up projects and initiatives for better health: from concepts to practice (Увеличивать масштаб реализации проектов и инициатив на благо здоровья: от концепций к практике). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2016 г. – 52 стр.

Увеличение масштаба деятельности предполагает расширение или тиражирование инновационных пилотных или мелкомасштабных проектов в целях охвата большего числа людей и/или повышения результативности определенного вмешательства. На примере обзора публикаций и результатов опроса представителей в 10 государствах-членах ВОЗ, которые также являются членами Сети "Регионы за здоровье" (СРЗ), в данной публикации рассматриваются практические трудности, связанные с расширением масштаба деятельности, и предлагается набор инструментов для их преодоления.
В настоящей книге собраны и представлены инструменты, взятые из различных практических руководств; ее структура соответствует структуре руководства по расширению масштабов деятельности, разработанного в Новом Южном Уэльсе (Австралия). Приводя примеры рамочных основ, образцовых проектов и практического опыта, ВОЗ и СРЗ надеются повысить информированность специалистов о критических факторах, которые способствуют или мешают расширению масштабов деятельности, стимулировать использование вспомогательных инструментов и поддержать дальнейший обмен опытом и практическими знаниями.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/318982/Scaling-up-reports-projects-concepts-practice.pdf

· Taking a participatory approach to development and better health. Examples from the Regions for Health Network (Использование коллективных подходов к работе в области развития и улучшения здоровья населения. Примеры деятельности сети "Регионы – за здоровье"). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2015 г. – 55 стр.

В настоящей публикации зафиксирован опыт применения коллективных подходов к работе в области развития и улучшения здоровья в регионе Сконе (Швеция) и еще трех регионах, описанный в примерах из практики: автономной провинции Тренто (Италия), автономном сообществе Андалусия (Испания) и Уэльсе (Соединенное Королевство).

Если мы соглашаемся с тем, что конечной целью любого развития является улучшение условий, необходимых для долгосрочной жизни и благополучия населения определенного региона, нам необходимо принимать меры по обеспечению более активной социальной интеграции и более справедливого распределения социальных детерминант здоровья. Желаемые последствия применения коллективных подходов выходят далеко за рамки деятельности сектора здравоохранения, затрагивая сферу обеспечения положительных и устойчивых социальных изменений. Благодаря активному участию заинтересованных сторон, признание ценности вклада каждого участника в данный процесс не только приобретает практический смысл, но и способствует взаимодействию и расширению возможностей в области совместного поиска решений. Политика ВОЗ «Здоровье-2020» призывает использовать общегосударственный и общесоциальный подход, предполагающий участие широкого круга заинтересованных сторон на всех уровнях.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/294064/Taking-participatory-approach-development-health-malmo-skane.pdf

· City fact sheets: WHO European Healthy Cities Network (Города в цифрах и фактах. Европейская сеть ВОЗ “Здоровые города”) / Под редакцией Evelyne de Leeuw, Nicola Palmer и Lucy Spanswick. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2015 г. – 100 стр.

В этой публикации собраны факты о 100 городах почти в 30 странах из 53 государств-членов Европейского региона ВОЗ. Все эти города участвовали в реализации фазы V проекта Европейской сети ВОЗ "Здоровые города". В публикацию вошли данные о населении, экономической стабильности, двустороннем сотрудничестве с другими городами, активности и продолжительности членства в Сети, а также основные данные о социальных и экологических детерминантах здоровья.

Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/280842/CityFactSheetsBook_12-06.pdf

· The Urban Health Index: A Handbook for its Calculation and Use (Индекс здоровья в городах. Руководство для вычисления и использования). – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2014 г. – 74 стр.

Индекс здоровья в городах был разработан на основе ряда документов и консультаций, проведенных по поручению центра ВОЗ по здоровью в городах в г. Кобе (Япония). Первоначально был поставлен вопрос - может ли единая городская система статистики дать необходимую информацию о городской среде. В результате обсуждений участники пришли к выводу, что эта система не сможет удовлетворить разнообразным задачам, наиболее подходящим в этом случае является многофункциональный инструментарий.

Центр ВОЗ по здоровью в городах в г. Кобе и его консультанты выбрали метод, который может быть применен к определению показателей и детерминантов здоровья. Он включает в себя меры по определению неравенства в отношении здоровья и дает географическую визуализацию. Обзор существующих баз данных индикаторов и подходов к формированию индикаторов выявил значительную согласованность в видах используемых показателей, но различие в терминологии.

Были предложены различные схемы, большинство из которых включают в себя специальные индикаторы, а некоторые используют случайную выборку. Представленный здесь Индекс здоровья в городах основан на корреляции между показателями одного типа (например, показатель общей смертности и смертности по причинам и возрастам). При разработке Индекса здоровья в городах был использован тот же метод, что и при создании Индекса человеческого развития ООН, основанный на стандартизованных показателях.

Данное руководство предназначено для широкого использования. Его основная целевая аудитория – работники здравоохранения и аналитики, которым требуется метод количественной оценки неравенства в отношении здоровья в городах, чтобы представить информацию для лиц, принимающих решения. Представленные в Приложении статистические данные могут быть интересны для научного сообщества. Информация о неравенстве в вопросах здоровья может заинтересовать также средства массовой информации.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/136839/1/9789241507806_eng.pdf

· Urban HEART. Urban Health Equity Assessment and Response Tool (Оценка справедливости в отношении здоровья в городах и ответные меры). – Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2010 г. – 48 стр.

Инструментарий «Оценка справедливости в отношении здоровья в городах и ответные меры» (Urban HEART) представляет собой средство аналитического обеспечения принятия решений для выявления и уменьшения неравенства в отношении здоровья в городах. Инструментарий дает местным общинам, программным менеджерам, муниципальным и национальным руководителям следующие возможности:

1. Лучше понимать детерминанты здоровья, факторы риска неравенства в здоровье и их последствий для здоровья, с которыми сталкиваются люди, относящиеся к различным социально-экономическим группам в пределах города.

2. Использовать доказательства при пропаганде и планировании действий, направленных на поддержание справедливости в отношении здоровья.

3. Участвовать в межсекторальных совместных действиях во имя справедливости в отношении здоровья.

4. Учитывать вопросы справедливости в отношении здоровья при разработке политических решений и распределении ресурсов.

Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

http://www.who.int/kobe_centre/publications/urban_heart/en

Более подробная информация на сайте Всемирной организации здравоохранения:

http://www.who.int/topics/urban_health/ru

и на сайте

Европейского регионального бюро ВОЗ:

http://www.euro.who.int/en/health-topics/environment-and-health/urban-health

Контактная информация Документационный центр ВОЗ

127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11,
комната 209
ФГБУ «Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения Минздрава РФ»
(ЦНИИОИЗ).

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Кайгородова Татьяна Вадимовна,

руководитель Документационного центра ВОЗ

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

WWW: http://whodc.mednet.ru/ #

Подписка на Бюллетень

Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу:

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке:http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html

[1] См. также Информационный бюллетень – октябрь 2012 г. «Устойчивое развитие городов»:

[2] Здесь и далее использованы материалы публикации «Этап VI (2014–2018 гг.) Европейской сети ВОЗ "Здоровые города": цели и требования к участникам»:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/244408/Phase-VI-20142018-of-the-WHO-European-Healthy-Cities-Network-goals-and-requirements-Rus.pdf


Просмотров: 9078

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.06.2017 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search