About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

For authors' attention

Publication is free of charge

In aims to provide interconnection of publications in international scientific journals using Digital Object Identification - DOI, our editorial office incorporated the journal "Social aspects of population health" into international reference system CrossRef.

Since 2016 DOI will be assigned to all scientific articles published in our journal free of charge.

Also DOI will be assigned to all articles published in 2014 and 2015 free of charge as well
Main arrow Archive of previous Issues arrow №1 2009 (9) arrow Аbout modern problems of physical disability and invalids
Аbout modern problems of physical disability and invalids Print
Sunday, 29 March 2009

A.I. Denisenkov¹, E.I. Zubareva², I.E. Luk’yanova3, G.G. Orlova4, L.V. Otinova 5
1 National Federation of medical riding and invalid horseracing, Moscow
2 «Svetlogorsk city polyclinic », the Kaliningrad area
3 Russian Academy of Medical and Social Rehabilitation, Moscow
4 Federal Public Health Institute, Moscow; Faculty of preventive medicine, University of People’s Friendship of Russia, Moscow
5 Health care department of Kaliningrad city administration.

Last years in Russia a number of actions aimed at solution of problems concerning persons with physical disability was carried out, among them an adoption of «On social protection of invalids in the Russian Federation» legislation, 1995, was the basic one. However, the profound analysis has shown low efficiency, high financial expenses of the projects and the programs devoted to the solution of problems in chronic patients and invalids.

The most acute problems with invalids are serious restrictions of their vital activity (according to ICF), social and legal inequality, poverty, poor quality of medical care, problems with medicine and rehabilitation provision.

The priorities of social policy should be the rehabilitation directions adequate to economical conditions in the country. Interdisciplinary coordination and informal interaction on issues concerning social policy of the ministries, departments, state and public organizations are represented as vitally important.

 

Key words: restrictions of vital activity; rehabilitation centers; social policy.

За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год).

С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид» [7, 8]. В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности.

Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов

Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними [9].

Проведенный нами анализ ситуации в стране за последние 5 лет на основе углубленного информационного и экспертного исследования показал невысокую эффективность и значительную финансовую затратность реализованных проектов и программ, посвященных, в основном проблемам реабилитации хронических больных и инвалидов [4]. Наиболее яркой иллюстрацией кризисной ситуации служат показатели детской инвалидности. Так по данным статистики, - в 1980 году она составила 16.5 на 10.000 детей; в 1991 г. –59.4: в 1994 г. – 399; в1996 г. – 514; в 1998 г. – 597. в 2007 – 388).. Истинная численность детей – инвалидов еще выше (примерно в 1,8-2 раза), поскольку в ежегоднике приведены сведения только о детях; получающих социальные пенсии. Степень выраженности ограничения жизнедеятельности детей – инвалидов, а именно отсутствие навыков адекватно вести себя, общаться с окружающими, передвигаться, ухаживать за собой, действовать руками и т.п., объясняет социальную неэффективность проводимой социально политики (рис.1).

Рис. 1
Рис 1. Распределение детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности (тыс.чел.)

Одной из социальных проблем детской инвалидности является рост числа детей-инвалидов с умственной отсталостью. Обращает на себя внимания существенный разрыв по данному показателю между городом и селом (рис. 2).

Рис. 2
Рис. 2. Численность умственно отсталых (олигофренов) в расчете на 10 тыс. человек

Экспертная оценка базовых динамических рядов общего числа инвалидов в населении нашей страны за 10 лет (1997-2006) и прогноз на 2007-2010 г.г. позволяет сделать вывод, что при сохранении темпов роста общее число инвалидов в 2010 г. может увеличиться до 17 млн. человек, или, при более благоприятных условиях до 15 млн. человек [6].

Абсолютные цифры дают возможность реально оценить проблемы государства, их объем и масштабы.

  • Рост социального и финансового бремени детей, пенсионеров и инвалидов
  • Социальные гарантии
  • Социальные льготы, пособия, пенсии
  • Современное социально-экономическое положение страны. Кризис.

Обязательными направлениями государственных мероприятий по проблемам инвалидности и инвалидов при этом являются:

  • Политические
  • Социальные
  • Медико-социальные
  • Медицинские

На сегодня наиболее острыми проблемами инвалидов являются:

  • Серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ)
  • Социальное и правовое неравенство
  • Низкий уровень выплат
  • Бедность
  • Низкое качество медицинской помощи
  • Проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением

Подтверждением этому служат статистические материалы [9] по продолжительности здоровой жизни и состоянию инвалидности в России (1995 г.)

Табл. 1

Продолжительность здоровой жизни и состояния инвалидности в России (1995 г.)

  лет %
Средняя продолжительность жизни населения (СПЖ) 64.8 100
СПЖ в здоровом состоянии 61,1 94,4
СПЖ инвалидов (+) 3.7 5,6
СПЖ инвалидов (+ -) 31,6 -

Рост продолжительности ожидаемой жизни, начавшийся в городе в 2004 г., а на селе в 2005 г., продолжился [2]. За 2007 г. и в сельской, и в городской местности продолжительность жизни увеличилась на 0,9 года и составила соответственно 65,6 и 68,2 года. Опережающим темпом росла продолжительность жизни у мужчин, в результате чего гендерный разрыв сократился на селе с 13,2 до 13 лет, в городе – с 12,7 до 12,2 года (табл.2.).

Табл. 2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

  Сельское население Городское население
оба пола мужчины женщины оба пола мужчины женщины
2000 г. 2006 г. 2007 г. 64,2 64,7 65,6 58,0 58,7 59,6 71,6 71,9 72,6 65,7 67,3 68,2 59,4 61,0 62,1 72,4 73,7 74,3

Разница между городом и селом в продолжительности ожидаемой жизни в течение трех последних лет сохраняется на уровне 2,6 лет против 1,5 лет в 1989 г. (рис. 3.).

Рис. 3
Рис.3. Средняя продолжительность ожидаемой жизни (лет).

Отдельного внимания заслуживают проблемы семей с ограниченными возможностями (СОВ), [4]. Вот далеко не все из них:

  • недостаточные знания по уходу за опекаемым;
  • правовая неграмотность и пассивность в реализации своих прав;
  • неисполнение законов и нормативных актов по социальной защите;
  • формализм и недостаточный уровень социальной помощи;
  • проблемы воспитания и обучения;
  • психологические проблемы;
  • низкий уровень семейного бюджета;
  • низкий уровень организации, качества и доступности медицинской помощи и инвалидам, и опекунам;
  • недостаточный уровень реабилитационной помощи.

Высокие показатели инвалидности усугубляются еще и тем, что в стране сохраняется низкий уровень рождаемости и растет поколение с патологией репродуктивного здоровья и психологически неготовое иметь детей. Так опрос молодых семей (18-30 лет) показал, что не имеют детей 32,4%, имеют одного ребенка 40,9%, двоих - 22,7, троих - 3,5 и 0,5% - более трех детей. Из числа молодых семей, не имеющих детей, вообще не планируют иметь детей - 58%, планируют – 24,2, затруднились ответить – 17,8%. Удельный вес респондентов, репродуктивное поведение которых сдерживается материальным фактором, повысился с 20,1 в 2006 г. до 26,4% в 2007 г.

Другими наиболее значимыми причинами, по которым молодые семьи селян не хотят иметь детей или откладывают их рождение (за исключением случаев, когда детей, по их мнению, в семье достаточно), как и прежде, являются: желание продолжить учебу и продвинуться по службе (22,6%) и неудовлетворительные жилищные условия (18%).

Табл. 3.

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение В % к числу опрошенных
Нам достаточно имеющихся детей 31,0
Плохое материальное положение, не хотим плодить нищету 26,4
Планируем продолжить учебу и продвинуться по службе 22,6
Плохие жилищные условия и нет средств для их улучшения 18,0
Пока не хотим себя обременять 12,7
Не позволяет здоровье 9,6
Планируем переехать в город и начать там новую жизнь 9,6
Вообще не хотим иметь детей 0,4
Другое 10,9

Всё вышеизложенное требует необходимости новых стратегических и тактических решений.

Большие проблемы связаны и с основными функциями службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обязанной формировать развитие индивидуальных программ реабилитации (ИПР). Так, по данным С.Н. Пузина с соавт., [5; 6], из числа всех освидетельствованных в 2002 г. старше 18 лет ИПР была сформирована и выдана лишь 16% инвалидов, а среди детей-инвалидов – 30,5%.

Большое значение в решении проблем эффективной реабилитации имеет комплексная реабилитация, направлениями которой являются:

  • медико-социальная,
  • социально-правовая,
  • психолого-коррекционная,
  • психо-терапевтическая,
  • трудовая,
  • физкультурно-оздоровительная.

Эти принципы обязательны при любом базовом реабилитационном методе. Среди наиболее часто используемых: в реабилитационном центре Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта:

  • сочетание ЛВЕ [1; 3] с лечебным массажем и ЛФК, методами кинезотерапии,
  • коррекция энергозатрат и нарушений питания,
  • тренировки по различным видам инвалидного спорта: в т ч настольный теннис, армреслинг, пауэрлифтинг и другие,
  • коррекция поведения, дефектов речи, расширение навыков по общению и самообслуживанию,
  • развитие творческих способностей,
  • формирование первичных навыков разнообразных ремесел [4].

Несмотря на высокую результативность этого реабилитационного центра проблем у него много, все они близки к проблемам большинства отечественных РЦ:

  • проблемы неравенства РЦ разных форм собственности;
  • проблемы преемственности в оказании социальных и реабилитационных услуг;
  • дефицит кадров и дефекты подготовки;
  • вопросы организации и менеджмента;
  • льготы, кредиты, страхование деятельности РЦ;
  • информационный и инструктивно-методический вакуум.

В заключение нельзя не сказать о том, что приоритетом социальной политики в настоящее время должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране и планируемым затратам на социальные программы и проекты.

Нельзя не учитывать и сложившуюся в стране практику ведомственного подхода к решению социальных проблем. В связи с этим, нам представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Не менее актуальной проблемой является привлечение к решению задач национального здоровья проектов и программ на основе социального взаимодействия и партнерства, в том числе привлечение к социальной политике негосударственных средств и частного капитала. В стране отсутствуют стимулы для функционирования неправительственных учреждений социальной помощи.

Список литературы:

  1. Амасьянц Р.А., Артюхов А.С. Социально-гигиеническая характеристика общего контингента детей-инвалидов в Московской обл. //Проблемы территориального здравоохранения: Сб. научных трудов, вып.5. – М., 2004. – С. 237-241.
  2. Ежегодный доклад по результатам мониторинга «Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию». М., 2008.-200с.
  3. Иппотерапия (лечебная верховая езда): Мет. рекомендации /Под ред. проф. Лильина Е.Т. – М., 1999. – 22 с.
  4. Орлова Г.Г., Роберт Н.С., Денисенков А.И. Организационные аспекты комплексной реабилитации детей-инвалидов на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. М., 2004. – 168с.
  5. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Беличенко В.В. Оценка динамики первичной инвалидности в Российской федерации за 10 лет (1996-2005) и прогноз на 2006-2010 гг. //Мед.-соц. эксперт. и реабил. 2007. №3. – С.32-34.
  6. Пузин С.Н. Современное состояние медико-социальной реабилитации /Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Дымочка М.А., Золоев Р.В., Ан А.В., Хубутия Б.Н., Бадлецкий А.А. //Мед-соц. эксп. и ребил. – 2008. - №2. - С.3-4.
  7. Разумов А.Н. Государственная политика в области восстановительной медицины и реабилитации //Материалы Международной научно-практ. конференции «Правовые и социально-экономические аспекты медико-социальной и профессиональной реабилитации» - М., 2003. – С. 21-25.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 21.10.2004 г. №1343р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду».
  9. Социально-экономические аспекты инвалидности. Под ред. Ю.В.Михайловой, А.Е.Ивановой. М., 2006.-137с.

Views: 26841

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Monday, 13 April 2009 )
< Prev   Next >
home contact search contact search