Modern problems of training to rules of first-aid treatment in Russia |
Tuesday, 02 June 2009 | ||||||
L.I. Dezhurnyj1, K.I. Lysenko2, D.I. Baturin3 Article is devoted to an issue of training of potential participants of first-aid treatment (drivers, employees of the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Emergency Measures) to rules of first aid rendering. For this purpose, operating statutory acts and the authorized curriculums are studied. Also analyzed is theoretical and practical readiness of teachers providing training on the first-aid rendering to carry out lectures on the theme given. The necessity of changing the training of students of higher medical schools by rules of first-aid treatment and the bases of pedagogy is stated. Conclusions about the necessity of creating the system of training and retraining for teachers and instructors of first aid and, for this purpose, introducing changes in the operating statutory acts are formulated. Key words: traffic incident, training to rules of first-aid treatment, traffic traumatism, training of teachers and instructors, operating statutory acts. Увеличение роли техногенного фактора в современном обществе определяет постоянный рост показателей травматизма. И в настоящее время травматизм является одной из наиболее острых медицинских и социальных проблем как во всем мире, так и в России. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее целесообразным является оказание медицинской помощи пострадавшим еще до прибытия бригад скорой медицинской помощи. Сделать это могут лица, не имеющие медицинского образования, оказавшиеся на месте происшествия до прибытия скорой помощи (водители транспортных средств, сотрудники милиции, ГИБДД, пожарные, сослуживцы, прохожие и др.) [8, 13, 14]. Следовательно, чем лучше подготовлены данные категории к оказанию помощи пострадавшим, тем более вероятно, что можно будет предупредить ухудшение состояния пострадавшего и, таким образом, повлиять на весь процесс его дальнейшего лечения [3, 11]. Вместе с тем данные статистики показывают, что частота и качество оказания первой помощи на месте происшествия до прибытия медицинских работников оставляет желать лучшего [4, 10]. Сотрудники ГИБДД при дорожно-транспортных происшествиях оказывают первую помощь только лишь в 0,2−0,7 % случаев [7], водители автотранспортных средств - в 7−8 % случаев [1, 9]. При этом неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65 % пострадавших [6]. При более подробном рассмотрении всех потенциальных участников оказания первой помощи на месте происшествия можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют граждане, оказавшиеся на месте происшествия случайно или в силу сложившихся обстоятельств (в том числе и сами пострадавшие), не обязанные по действующему законодательству оказывать первую помощь, не имеющие специальной подготовки или имеющие ее в минимальном объеме. В эту группу можно отнести водителей транспортных средств, прохожих, пассажиров, работников различных предприятий и т.п. Вторую группу составляют сотрудники различных экстренных и спасательных служб, прибывающие на место происшествия по вызову, но не являющиеся медицинскими работниками (сотрудники милиции, ГИБДД, спасатели МЧС, сотрудники противопожарной службы и т.п.), в чьи служебные обязанности входит оказание первой помощи. Одной из важнейших составляющих готовности вышеперечисленных лиц к оказанию первой помощи является обучение их правилам ее оказания. Как показывают наши исследования, из граждан, составляющих первую группу, только водители должны обучаться правилам оказания первой помощи: соответствующие вопросы входят в программу обучения, содержатся в экзаменационных билетах при сдаче экзаменов в ГИБДД и являются обязательными. Проведенное исследование также показало, что качество обучения по вопросам первой помощи в автошколах находится на низком уровне; продолжительность обучения не соответствует требованиям и колеблется от 1-го до 4-х часов вместо 25-ти, предусмотренных программой подготовки [2]. В некоторых автошколах занятия по первой помощи не проводились совсем. В случае проведения занятий основной упор делается на заучивание правильных вопросов экзаменационных тестов ГИБДД, т.к. именно это требуется от выпускника для получения водительского удостоверения. Обучение будет оставаться формальным и далее, если будут отсутствовать реальные требования к кандидатам в водители по владению ими практическими навыками по оказанию первой помощи. Изменение правил приема теоретического и практического экзамена по оказанию первой помощи при получении права на управление транспортными средствами в ГИБДД могло бы существенно повлиять на качество обучения при подготовке водителей создав мотивацию, как у самих водителей, так и у преподавателей автошкол. Это потребовало бы от водителя необходимости овладеть минимальным набором практических навыков и теоретических знаний, так как без них получение водительского удостоверения стало бы невозможным. Однако это большая работа по внесению изменений в ряд нормативных документов, определяющих как подготовку водителей, так и процесс сдачи экзаменов. К сожалению, в настоящее время даже объем помощи, который должен выполнять водитель, юридически не утвержден. Утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 сентября 2008 года и вступившие в силу с 01 января 2009 года «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий "A", "B", "BC", "C", "D", "BE", "CE", "DE"», содержащие новую, скорректированную, 24-часовую программу подготовки по первой помощи едва ли исправят ситуацию. Скорее всего, они также не будут выполняться. Примечательно, что программы были утверждены Министерством образования и науки РФ, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и не проходили согласование с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Видимо поэтому программа обучения правилам оказания первой помощи содержит неправильную терминологию и включает навыки оказания первой помощи не соответствующие составу аптечки первой помощи (автомобильной). Подготовка сотрудников МВД и МЧС также не является достаточно эффективной. Организации, в которых сотрудники этих служб проходят обучение, не являются специализированными, курс первой помощи входит в общую программу обучения. (Например, «Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России от 15.05.1999 г.» и «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России от 29 декабря 2003 г.», которые определяют порядок специального первоначального обучения пожарных и спасателей МЧС России; «Учебный план первоначального обучения сотрудников ГИБДД», утвержденный ГУК МВД России 20.01.2004 г.). Программы подготовки личного состава различных служб отличаются по времени, отпущенному на изучение основ оказания первой помощи и объему излагаемого материала. Программы содержат большое количество теоретического материала, трудного для понимания и усвоения лицами, не имеющими медицинского образования. Набор практических навыков требует пересмотра, он не должен включать действия не входящие в объем первой помощи (например, выполнение инъекций и др.). Согласно действующему законодательству, занятия по первой помощи должны проводиться «дипломированными медицинскими работниками» [12]. Исходя из этого преподавателями первой помощи в автошколах являются, как правило, медицинские работники (врачи, медицинские сестры, фельдшера) самых различных специальностей, но не проходившие подготовку по вопросам оказания первой помощи, а также по основам педагогики. При подготовке сотрудников МВД и МЧС преподавателями первой помощи являются штатные врачи подразделений. Преподавание первой помощи входит в их общие служебные обязанности. Следует заметить, что специальной педагогической подготовки и подготовки по первой помощи такие преподаватели также не проходят. Исходя из вышесказанного, подразумевается, что любой выпускник медицинского ВУЗа после окончания обучения автоматически может стать преподавателем правил оказания первой помощи, не проходя дополнительной подготовки. Насколько оправдан такой подход? Согласно полученным данным, изучение студентами правил сердечно-легочной реанимации (СЛР) производится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии, который входит в программу обучения на 3-м и 6-м курсах. На третьем курсе студентам читается лекция «Терминальные состояния. Клиническая смерть» (2 часа), включающая теоретические основы СЛР. Отработке практических навыков отводится всего 3 часа, за которые навыки СЛР должны получить все студенты группы. На шестом курсе цикл анестезиологии и реаниматологии занимает 38 часов, при этом вопросы и практические занятия по проведению СЛР в тематику цикла не входят. Правила остановки кровотечения изучаются также на третьем курсе на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. Далее студент сталкивается с этими вопросами только теоретически. Таким образом, акцент в обучении будущих специалистов делается на изучение вопросов хирургии, реанимации и интенсивной терапии, а вопросы первой помощи изучаются по остаточному принципу. Также отметим, что на протяжении всего периода обучения в медицинском ВУЗе теоретические и практические навыки преподавания какой-либо дисциплины, в том числе и первой помощи, не предусматриваются. Таким образом, преподавать правила оказания первой помощи в автошколах, подразделениях МВД и МЧС приходят врачи, коротко ознакомившиеся с вопросами первой помощи лишь на третьем курсе, и то, в сущности, по остаточному принципу. Соответственно, начиная преподавание первой помощи, врач-преподаватель ограничивается студенческим багажом знаний, иногда полученным им много лет назад, и данными из учебной литературы по первой помощи. Однако качество последней оставляет желать много лучшего, поскольку используемая литература зачастую содержит ошибки и устаревшие методики. Заметим, что подготовка преподавателей первой помощи в настоящее время в России не ведется по следующим причинам: во-первых, в России практически нет специализированных организаций, производящих данную подготовку; во-вторых, в настоящее время подобная подготовка в принципе не возможна, т.к. в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» [5], утвержденном Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации Минтруда РФ, наименование должности «преподаватель первой помощи», «инструктор первой помощи» или подобной отсутствует. Следовательно, программы обучения преподавателей и инструкторов не могут быть утверждены, невозможна выдача сертификата по окончании обучения, а организация, планирующая проведение подготовки преподавателей или инструкторов первой помощи, не может получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Обобщая приведенные данные, можно сделать следующие заключения:
По нашему мнению, на сегодняшний момент назрела необходимость изменения подготовки преподавателей первой помощи, обучающих водителей и сотрудников МВД и МЧС.
Список литературы
Views: 31222
1. 25-03-2021 06:37 Как воздух нужен утвержденный нормативным документом алгоритм оказания первой помощи во всех возможных случаях, с учетом климата региона, возможных исходов. Как воздух нужны научнообоснованные, утвержденные компетентными органами литературы. Все устарело. Нормативные документы должны пройти прении, обсуждения во всех сферах (МЗ, МЧС, Министерства строительства, Министерства образования и т.д.) затем исправить ошибки, а не так чтобы был приказ потом сотни изменений. Почему не перенимают опыт зарубежных стран? Почему все стоит на одном уровне с 2012 года? кто должен этим заниматься? 2. 03-06-2020 17:58 Ищу не просто единомышленников по вопросу преподования населению России основ первой помощи в экстренных состояниях у человека, но хотел бы практически, в ближайшее время заняться этим, хотя вижу,что в настоящее время нет такой ни вакансии, ни организации, ни законодательной базы. 3. 16-03-2014 16:11 Работаю в системе МЧС более 10 лет. И вот какое дело, каждый год , квартал и т.д. тестируемся и каждый раз все меняется( время наложения жгута, колличество вдохов и надавливаний и.т.д.)Неразбериха полная. Я понимаю вопросс совсем не вашей компетенции, но я увере, что основная проблема, отсутствие правовой базы. Все препадают как хотят и так же учатся. В ФЗ 323 сказано что программы разрабатываются, а где они!!! Кем они так долго разрабатываются!! 4. 15-10-2013 14:03 Получается, что борьба за качество обеспечения жизненно важного вопроса И знание населением правил оказания первой помощи в любой экстремальной обстоновке интересуют только меня. ГДЕ ЖЕ ВЫ ОДНОМЫШЛЕННИКИ - ОТЗОВИТЕСЬ. ВЕДЬ ПОКА МЫ ДУМАЕМ И РАССУЖДАЕТ ОТ ПЛОХОГО ЗНАНИЯ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ГИБНУТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ , НЕПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВУЯ В ЭКСТЕРНОЙ СИТУАЦИИ. 5. 22-05-2013 17:36 Статья соответствует требованиям жизни это надо понять всем. Наша организация ищет пути образования школы первой помощи - это главная часть основных наших задач. Но нормативных актов пока нет и надо не в теории а на практике объединяться единомышленникам в этом вопросе и хотя-бы на подзаконных актах начать такую большую и очень неотложную для жизни задачу. Лауреат премии МЧС РФ Алексей Алексеевич Морозов Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Tuesday, 07 July 2009 ) |
< Prev |
---|