О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2023 (69) arrow ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СВЕРХ УСТАНОВЛЕННОГО ОБЪЕМА: ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИЛИ С ПАЦИЕНТОМ
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СВЕРХ УСТАНОВЛЕННОГО ОБЪЕМА: ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИЛИ С ПАЦИЕНТОМ Печать
27.07.2023 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-3-15

1,2Ахохова А.В., 2Эштрекова С.Г., 2Эштрекова А.М., 1Тхабисимова И.К., 1Хадзугов А.Б., 1Бозиева А.Ю. ., 1Чудопал С.М., 1Бжихатлова М.Р, 1Мирзантова А.А.
1Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия
2 ООО Фирма «СЭМ», Нальчик, Россия

Резюме

Актуальной проблемой для медицинского сообщества, остается вопрос оказания медицинской помощи сверх установленного объема, в том числе частным сектором здравоохранения, осуществляющим деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Предметом исследования, с одной стороны, явилось рассмотрение сложившейся ситуации, между медицинскими организациями, предъявляемыми реестры счетов и счета за медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы и страховыми медицинскими организациями, отказывающими в оплате медицинских услуг сверх установленного объема. С другой стороны, невозможностью отказа в оказании медицинской помощи обратившимся гражданам медицинской организацией.

Цель исследования: анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения между участниками и субъектами обязательного медицинского страхования, свидетельствующих о невозможности либо затруднениях исполнения сторонами своих обязательств по обеспечению предоставления застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Материалы и методы. Материалами и методами исследования стал аналитический обзор, направленный на изучение и анализ правовой политики, сложившейся юридической практики, текущей ситуации в отношении позиции, в том числе частного сектора здравоохранения на рынке медицинских услуг для получения ответа на исследовательский вопрос.

Результаты. Проведенный анализ свидетельствует, что основной функцией медицинских организаций является оказание медицинской помощи застрахованным лицам. При этом ответственными за оказание медицинской помощи застрахованным лицам в рамках федеральной программы обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, которые обязаны создать все условия для реализации возможности получения такой помощи.

Федеральное законодательство не ставит возможность оказания медицинским организациям гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования. В условиях, когда планируемый по программе обязательного медицинского страхования объем медицинской помощи не соответствует реальной потребности граждан в ней, превышение медицинской организацией этого объема не может быть отнесено на финансовые результаты ее деятельности.

Заключение. Изложенное подтверждает выводы, что оказанные медицинские услуги сверх установленного объема являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере. Соответственно не могут являться ограничением в реализации полномочий по оказанию медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий в случаях превышения объемов предоставления медицинских услуг от запланированных, предусмотренных договором обязательного медицинского страхования.

Данная позиция позволит избежать риски, в том числе репутационного характера, и предупреждать обращения организаций с иском в суды.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование; права граждан; медицинская услуга; территориальная программа государственных гарантий; «сверх объемы»

Контактная информация: Ахохова Азис Владимировна, еmail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Ахохова А.В., Эштрекова С.Г., Эштрекова А.М., Тхабисимова И.К., Хадзугов А.Б., Бозиева А.Ю., Чудопал С.М., Бжихатлова М.Р, Мирзантова А.А. Оказание медицинской помощи сверх установленного объема: выполнение обязательств по договору обязательного медицинского страхования или с пациентом. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023; 69(3):15. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1492/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-3-15

HEALTH CARE DELIVERY IN EXCESS OF THE ESTABLISHED VOLUMES: FULFILLING OBLIGATIONS UNDER A COMPULSORY HEALTH INSURANCE OR PRIVATE CONTRACT
1,2Akhohova A.V., 2Eshtrekova S.G., 2Eshtrekova A.M., 1Tkhabisimova I.K., 1Khadzugov A.B., 1Bozieva A.Yu. 1Chudopal S.М., 1Bzhikhatlova M.R., 1Mirzantova A.А.
1Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Russian Federation, Nalchik
2 LLC Firm "SEM", Russian Federation, Nalchik

Abstract

Significance. The issue of medical care delivery in excess of the established volume, including by private health sector operating under compulsory health insurance remains a challenge to the medical community.

The subject of the study, on the one hand, was the overview of the current situation regarding medical organizations that submit registers of bills and invoices for medical services provided to the insured under the territorial program and insurance medical organizations that refuse to reimburse services in excess of the established volumes. On the other hand, the inability of a medical organization to refuse to provide medical care to citizens who have applied for care.

The purpose of the study was to analyze the normative and legal acts that regulate legal relations between participants and subjects of the compulsory health insurance, indicating impossibility or difficulties for the parties to fulfill their obligations to ensure care delivery to the insured under the compulsory health insurance program.

Material and methods. Material and methods of the study included an analytical review aimed at studying and analyzing the legal policy, current legal practice, current situation regarding place in the medical service market, including the private health sector, in order to answer the research question.

Results. The conducted analysis shows that the main function of medical organizations is to provide medical care to the insured. At the same time, territorial funds are responsible for providing medical care to the insured under the federal compulsory health insurance program, and are to create all conditions to ensure availability of services.

The federal legislation does not make the provision of free medical care to a citizen under the compulsory health insurance program dependable upon the planned total volume of services and guarantees the provision of free medical care to the insured in the compulsory health insurance system. When the planned volumes of medical care under the program of compulsory health insurance do not correspond to the actual demand, the excess of these volumes provided by a medical organization cannot be attributed to the financial results of its performance.

Conclusion. The foregoing confirms the conclusions that medical services provided in excess of the established volumes are to be considered as insured events and are subject to reimbursement in the stated amount. Accordingly, they cannot be a restriction to realizing the powers to provide medical care to citizens under the program of state guarantees in cases where the volume of medical services provided exceeds the planned one, envisaged by the compulsory health insurance contract.

This position will help avoid risks, including reputational ones, and prevent the organizations from filing a lawsuit.

Keywords: compulsory health insurance; citizens' rights; medical service; territorial program of state guarantees; excess volume of care

Corresponding author: Azis V. Akhokhova, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Information about authors:
Akhohova А.V.
http://orcid.org/0000-0003-2370-9701
Eshtrekova S.G. http://orcid.org/0009-0008-2724-0393
Eshtrekova A.M. http://orcid.org/0000-0003-0133-0039
Tkhabisimova I.K. http://orcid.org/0000-0003-4065-989X
Khadzugov A.B. http://orcid.org/0000-0002-7530-7483
Bozieva A.Yu. http://orcid.org/0009-0006-9444-245Х
Chudopal S.М. https://orcid.org/0009-0009-0546-4393
Bzhikhatlova M.R. https://orcid.org/0009-0004-4059-1295
Mirzantova A.А. https://orcid.org/0009-0005-0222-474X
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Akhokhova A.V., Eshtrekova S.G., Eshtrekova A.M., Tkhabisimova I.K., Khadzugov A.B., Bozieva A.Yu., Chudopal S.М., Bzhikhatlova M.R., Mirzantova A.А. Health care delivery in excess of the established volumes: fulfilling obligations under a compulsory health insurance or private contract. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2023; 69(3):15. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1492/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-3-15 (In Rus).

Введение

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) обязывает медицинскую организацию оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховой медицинской организации (СМО) ‑ оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы (Комиссия), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи [1, 24, 27].

Вместе с тем, законодательство о контроле объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС относят к нарушениям-основаниям для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медпомощи), в том числе предъявлении к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медпомощи, установленного решением Комиссии. Таким образом, счета и реестры счетов на оплату медпомощи, оказанной застрахованному гражданину, должны представляться медицинской организацией в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи [2, 25, 27, 28].

Несмотря на то, что иные нормы и акты федерального законодательства не ставят в зависимость возможность оказания медицинскими организациями гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг и гарантируют оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС, ориентируясь на фактическую потребность последних [2, 3].

Целью настоящей статьи явилось проведение анализа действующего законодательства в ситуации, когда медицинская организация, работающая в системе ОМС, предъявила к оплате реестры счетов и счета на возмещение затраченных финансовых средств за медицинские услуги, оказанные сверх распределенного объема, установленного решением Комиссии, но оплаты по страховым случаям не получила в свете судебной практики.

Материалы и методы

На основании аналитического обзора регламентирующей правовой базы, анализа судебной практики и фактических проблем частного сектора здравоохранения, работающего в системе ОМС проведено исследование с кратким описанием проблем, путями их решения и прогнозом.

В настоящей статье рассмотрена проблема получения оплаты медицинской организацией за оказанную медицинскую помощь обратившимся пациентам по направлениям врачей-специалистов. С целью недопущения нарушения прав граждан на получение своевременной бесплатной медицинской помощи медицинской организацией оказаны медицинские услуги сверх установленного объема.

Результаты

Проведённый анализ действующего законодательства в рамках исполнения договора ОМС заинтересованными сторонами установил следующее. Согласно ст. 4, пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации», застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС [1, 4].

Застрахованному лицу гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС [1].

В силу ст. 37, 38, 39 Федерального закона от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. По договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а СМО обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС [5, 25].

Оплата оказанной застрахованным лицам медицинской помощи осуществляется на основании реестра счетов и счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинской организацией [1].

Для установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС территориальной программе ОМС, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи применяется Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, согласно которому одной из форм контроля является проведение медико-экономического контроля [1, 6].

Обсуждение

По результатам целевых проверок качества оказания медицинской помощи, проведенной страховыми медицинскими организациями субъекта, выявлены нарушения, допущенные при оказании медицинских услуг застрахованным лицам, а именно предъявление к оплате медицинских услуг сверх распределенного финансового обеспечения, установленного решением Комиссии. Присвоенный код нарушений 1.6.3. «Нарушения, связанные с включением в реестр счетов медицинской помощи, не входящей в программу обязательного медицинского страхования», Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н, повлек отказ страховой организацией оплаты по страховым случаям по договору медицинской организации, оказавшей услуги пациентам в рамках территориальной программы ОМС [7, 27].

Данные обстоятельства привели медицинскую организацию с иском в суд, что неизбежно втянуло медицинскую организацию в издержки, в том числе репутационного характера.

Учитывая то обстоятельство, что пп. 2 ч. 2 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными ч. 1 настоящей статьи, обязаны также обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обращение в суд было неизбежным [8, 9]. Соответственно, основной функцией медицинских организаций является оказание медицинской помощи застрахованным лицам. При этом ответственными за оказание медицинской помощи застрахованным лицам в рамках федеральной программы ОМС являются территориальные фонды ОМС (ТФОМС), которые обязаны создать все условия для реализации возможности получения такой помощи [1, 24, 25].

При таких обстоятельствах превышение объема фактически оказанных медицинской организацией услуг над запланированным объемом (сверх установленного объема финансирования) не может служить основанием для отказа медицинской организации-участнику программы ОМС в оплате, оказанных ею застрахованными гражданам услуг. Федеральное законодательство не ставит возможность оказания медицинским организациям гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС. В условиях, когда планируемый по программе ОМС объем медицинской помощи не соответствует реальной потребности граждан в ней, превышение медицинской организацией этого объема не может быть отнесено на финансовые результаты ее деятельности [8, 2, 10].

Между тем, действующим законодательством предусмотрены необходимые правовые инструменты для обоснованной корректировки распределенного Комиссией объема медицинской помощи в целях надлежащего исполнения обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС сторонами этого договора [1, 11, 27].

Это возможно при условии своевременного обращения медицинской организации с предложением о перераспределении объемов медицинской помощи, обжалования решения Комиссии и использования своего права на пересмотр выделенных комиссией объемов с учетом фактической потребности медицинской организации, что подтверждает их несогласие с выделенными объемами предоставления медицинской помощи и дает право на истребование у страховой медицинской организации спорной суммы [9, 1, 11, 27].

На основании изложенного следует, что оказанные медицинской организацией медицинские услуги сверх установленного объема являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере [12].

Соответственно, в случаях неоднократных обращений медицинской организации в Комиссию с предложением о перераспределении данных объемов (лимитов) после прохождения ею формально-логического контроля в фонде, на основании представленных счетов и реестров счетов, она может рассчитывать на возмещение суммы за услуги, оказанные с превышением объемов и размера финансового обеспечения.

В Решении Верховного Суда РФ от 11.03.2019 № АКПИ19-49 указано, поскольку от медицинских организаций может (а в необходимых случаях должна (абз.2 п.157 Правил ОМС)) исходить инициатива о корректировке объёма предоставления медицинской помощи в целях соблюдения таких основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования, как обеспечение за счёт средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования; создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (пункты 1 и 5 статьи 4 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), то несвоевременность необходимой по закону и обоснованной корректировки объёмов предоставления медицинской помощи, относящейся к полномочиям Комиссии, не должна влечь негативные последствия для медицинской организации [13, 27].

Невозможность в рамках правового поля медицинской организации отказать в предоставлении медицинской помощи пациентам с учетом их потребности, ведет к потерям финансовых средств из-за отсутствия их возмещения страховыми медицинскими организациями, либо территориальными органами ОМС (СМО, ТФОМС), что вынуждает ее обращаться в суд [13, 33].

При этом суды отмечают, что отказ медицинской организации от оказания медицинских услуг гражданам в связи с нехваткой целевого финансирования не допустим [14]. Резолютивная часть решения арбитражного суда первой инстанции Дело № А20-1732/2022 от 14 февраля 2023 года подтверждает данный довод и признает незаконным отказ Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС субъекта о выделении дополнительных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения по превысившим случаям [23, 27].

Несмотря на то, что основным мотивом обжалуемых в средствах массовой информации судебных актов выступает недопустимость перекладывания ответственности за недостатки планирования программы ОМС на медицинское учреждение, суды фактически перекладывают эту ответственность на страховую медицинскую организацию, указав при этом, что она вправе возместить возникающие убытки в судебном порядке. Между тем суды не учитывают, что страховая организация не влияет на формирование и планирование территориальной программы ОМС, в том числе в части установления объемов оказания помощи медучреждениям. Установление и корректировка объемов оказания медицинской помощи является исключительной компетенцией Комиссии [13, 15, 16, 27].

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации в сфере ОМС осуществляют деятельность на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами ОМС [1].

Согласно ст. 37 Федерального закона от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с настоящим Федеральным законом договора о финансовом обеспечении ОМС, договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС [1, 5].

С другой стороны, медицинская организация в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 2 ст. 20 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам [17, 18]. Соответственно, исполнитель в лице медицинской организации не вправе отказаться от оказания медицинской помощи в силу прямого указания закона [18].

При этом судами правомерно отмечено, что федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС. Оказанные медицинской организацией медицинские услуги сверх установленного объема являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере [19, 20].

Судами принимается во внимание ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которой в случае превышения установленного в соответствии с комментируемым законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту, ТФОМС принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса ТФОМС [1].

В сложившейся ситуации с целью недопущения нарушения прав граждан на получение своевременной бесплатной медицинской помощи согласовывать каждый конкретный случай лечения сверх установленного объема невозможно. Реализация такого метода взаимодействия медицинского учреждения с соответствующими органами по каждому отдельному случаю лечения представляется затруднительной ввиду значительного объема оказания услуг сверх установленных лимитов по субъекту в целом.

Анализ судебной практики подтверждает данные доводы на примере апелляционной инстанции, с выводами которой Верховный суд РФ полностью согласился, о том, что медицинская организация, действительно, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медпомощи в соответствии с Территориальной программой ОМС, а возможность ее оказания не ставится в зависимость от распределенного объема и его превышения. Это гарантирует застрахованным в системе ОМС гражданам оказание бесплатной медпомощи. Медуслуги сверх установленного объема были оказаны в связи со страховыми случаями, о чем свидетельствуют первичная медицинская документация пациентов, счета, реестры счетов, направленные на оплату [10, 19, 26, 28].

В свою очередь ТФОМС обязан обеспечить деятельность страховщика в сфере ОМС в части осуществления расчетов за медпомощь, фактически оказанную застрахованным лицам. Кроме того, из федерального закона №326-ФЗ не следует, что оказание медпомощи сверх установленного договором объема освобождает страховщика от ее оплаты [10, 19].

К сожалению, анализ судебной практики не дает однозначного ответа на вопрос, как будет складываться работа медицинских организаций в системе ОМС и, что еще важнее, – как это повлияет на взаимоотношения врачей и пациентов [10].

Заключение

Таким образом, по закону медицинская организация, работающая по договору оказания и оплаты медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования не вправе отказать в медицинской помощи пациентам в рамках программы госгарантий (ст. 4, 11, 19 и 79 Закона об основах охраны здоровья граждан). По сути, ответственность за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения возложена на медицинские организации, поскольку пациент будет жаловаться в первую очередь на конкретную клинику, которая не может в установленные сроки оказать ему медпомощь и будет вынуждена либо направлять пациента в другое медучреждение/организацию (но и там объемов может не быть), либо вносить его в лист ожидания до периода, когда объемы оказания медпомощи по ОМС будут выделены вновь [21, 29].

С учетом сложившейся практики, в том числе судебной, вопрос «оказывать или не оказывать» медицинскую помощь остается до конца не решенным и требует доработки нормативной правовой базы во избежание негативных последствий для пациента и исполнителя услуг – медицинской организации, которая, помимо репутационных, несет финансовые риски.

Также судами отмечено, что несмотря на имеющиеся статистические данные о необходимом ежегодном объеме финансирования, оно выделяется в заведомо меньшем объеме, что фактически нарушает права граждан, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации» [15].

Оказанные медицинские услуги сверх установленного объема являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере. Ответственность за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения медицинские организации не несут [30, 32].

В условиях, когда планируемый по программе ОМС объем медицинской помощи не соответствует реальной потребности граждан в ней, превышение медицинской организацией такого объема не может быть отнесено на ее финансовые результаты [15, 22, 31].

Библиография

  1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ Собрание законодательства РФ 2010.12.06, № 49, ст. 6422.
  2. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii [On compulsory medical insurance in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 19.11.2010 g. № 326-FZ]. Sobraniye zakonodatel'stva RF 2010.12.06, № 49, Art. 6422. (in Rus.).
  3. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2022 г. N 307-ЭС21-25419 по делу N А13-15420/2020.
  4. Opredeleniye SK po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda RF ot 12 aprelya 2022 g. N 307-ES21-25419 po delu N A13-15420/2020. [Determination of the IC on economic disputes of the Supreme Court of the Russian Federation of April 12, 2022 N 307-ES21-25419 in case N A13-15420/2020.] Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9e00c273-9859-467b-8667-9d7b4ce0d4a3/e87b24b7-2864-4dbf-bfc8-21338a987966/A13-15420-2020_20220412_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (07.12.2022). (in Rus.).
  5. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 N 308-ЭС18-8218 по делу N А15-6379/2016
  6. Opredeleniye SK po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda RF ot 18.10.2018 N 308-ES18-8218 po delu N A15-6379/2016. [Determination of the IC on economic disputes of the Supreme Court of the Russian Federation of October 18, 2018 N 308-ES18-8218 in case N A15-6379 /2016] Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/3f50c449-6136-43b3-abf3-789d10763cd9/d061cb3e-02c7-4a0e-9f53-87771d8fced6/A15-6379-2016_20181018_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (07.12.2022). (in Rus.).
  7. Об основах здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ. Собрании законодательства РФ от 2011.11.28, № 48, ст. 6724
  8. Ob osnovakh zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 21.11.2011g. № 323-FZ. [On the fundamentals of the health of citizens in the Russian Federation: federal law of 21.11.2011. No. 323-FZ.]. Federal'nyy zakon ot 21.11.2011g. № 323-FZ]. Sobranii zakonodatel'stva RF ot 2011.11.28, № 48, st. 6724 (in Rus.).
  9. Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию: приказ Минздрава России от 30.12.2020 № 1417н. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&intelsearch=1417%ED&sort=-1 (Дата доступа: 16.03.2023)
  10. Ob utverzhdenii formy tipovogo dogovora na okazaniye i oplatu meditsinskoy pomoshchi po obyazatel'nomu meditsinskomu strakhovaniyu [On approval of the form of a standard contract for the provision and payment of medical care under compulsory medical insurance] Оrder of the Ministry of Health of Russia dated December 30, 2020 No. 1417n. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&intelsearch=1417%ED&sort=-1 (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  11. Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения: приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2021 г. № 231н. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140041 (Дата доступа: 16.03.2023).
  12. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya kontrolya ob"yemov, srokov, kachestva i usloviy predostavleniya meditsinskoy pomoshchi po obyazatel'nomu meditsinskomu strakhovaniyu zastrakhovannym litsam, a takzhe yeye finansovogo obespecheniya [On approval of the procedure for monitoring the volume, timing, quality and conditions for the provision of medical care under compulsory medical insurance to insured persons, as well as its financial support] prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 19 marta 2021 g. № 231n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140041 (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  13. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: приказ Минздрава России от 28.02.2019г. № 108н. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324740/ (Дата доступа 16.03.2023).
  14. Ob utverzhdenii Pravil obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Approval of the Rules for Compulsory Medical Insurance] prikaz Minzdrava Rossii ot 28.02.2019 g. № 108n. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324740/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  15. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 2505. Собрании законодательства РФ 2022.01.03, №1 (ч.3), ст. 205.
  16. O Programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi na 2022 god i na planovyy period 2023 i 2024 godov [On the Program of state guarantees of free provision of medical care to citizens for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024]. Рostanovleniye Pravitel'stva RF ot 28 dekabrya 2021 g. № 2505]. Sobranii zakonodatel'stva RF 2022.01.03, №1 (ch.3), Art. 205. (in Rus.).
  17. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Кабардино-Балкарской Республике на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. № 282-ПП.
  18. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW304&n=86163#jcjmfYTea4DG9ftO1 (Дата доступа: 16.03.2023). O programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi v Kabardino-Balkarskoy Respublike na 2022 god i na planovyy period 2023 i 2024 godov [On the program of state guarantees of free provision of medical care to citizens in the Kabardino-Balkarian Republic for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024]. Postanovleniye Pravitel'stva Kabardino-Balkarskoy Respubliki ot 30 dekabrya 2021 g. № 282-PP. Available from: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW304&n=86163#jcjmfYTea4DG9ftO1. (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  19. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.11.2021 №308-ЭС21-5947 по делу №А32-20379/2020. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403096404/. (Дата доступа 16.03.2023).
  20. Opredeleniye Sudebnoy kollegii po ekonomicheskim sporam VS RF ot 11.11.2021 №308-ES21-5947 po delu №A32-20379/2020. [Ruling of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 11, 2021 No. 308-ES21-5947 in case No. A32-20379/2020.] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403096404/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  21. Обзор определений Верховного Суда РФ от 4 апреля 2022 г. № 301-ЭС21-24224 и от 12 апреля 2022г. № 307-ЭС21-25419. Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9e00c273-9859-467b-8667-9d7b4ce0d4a3/e87b24b7-2864-4dbf-bfc8-21338a987966/A13-15420-2020_20220412_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Дата доступа 16.03.2023).
  22. Obzor opredeleniy Verkhovnogo Suda RF ot 4 aprelya 2022 g. № 301-ES21-24224 i ot 12 aprelya 2022g. № 307-ES21-25419. [Review of the rulings of the Supreme Court of the Russian Federation of April 4, 2022 No. 301-ES21-24224 and of April 12, 2022 No. 307-ES21-25419.] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9e00c273-9859-467b-8667-9d7b4ce0d4a3/e87b24b7-2864-4dbf-bfc8-21338a987966/A13-15420-2020_20220412_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  23. Решение Верховного Суда РФ от 11.11.2019 N АКПИ19-729 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5.3.2 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утв. приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36» Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-11.11.2019-N-AKPI19-729/ (Дата доступа 16.03.2023).
  24. Resheniye Verkhovnogo Suda RF ot 11.11.2019 N AKPI19-729 «Ob otkaze v udovletvorenii zayavleniya o priznanii nedeystvuyushchim punkta 5.3.2 prilozheniya 8 k Poryadku organizatsii i provedeniya kontrolya ob"yemov, srokov, kachestva i usloviy predostavleniya meditsinskoy pomoshchi po OMS, utv. prikazom FFOMS ot 28.02.2019 N 36» [Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 11, 2019 N AKPI19-729 “On the refusal to satisfy the application for invalidating clause 5.3.2 of Appendix 8 to the Procedure for organizing and monitoring the volumes, terms, quality and conditions for the provision of medical care under compulsory medical insurance, approved. by order of the FFOMS dated February 28, 2019 N 36 "] Available from: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-11.11.2019-N-AKPI19-729/. (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  25. Решение Верховного суда РФ от 11.03.2019 № АКПИ19-49 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 110, 123 правил обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н и пункта 8 приложения № 1 к правилам». Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-11.03.2019-N-AKPI19-49/ (Дата доступа 16.03.2023).
  26. Resheniye Verkhovnogo suda RF ot 11.03.2019 № AKPI19-49 «Ob otkaze v udovletvorenii zayavleniya o priznanii chastichno nedeystvuyushchimi punktov 110, 123 pravil obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya, utv. prikazom Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 28.02.2011 № 158n i punkta 8 prilozheniya № 1 k pravilam». [Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated March 11, 2019 No. AKPI19-49 “On the refusal to satisfy an application for declaring paragraphs 110, 123 of the rules of compulsory medical insurance as partially invalid, approved. by order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated February 28, 2011 No. 158n and paragraph 8 of Appendix No. 1 to the rules.] Available from: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-11.03.2019-N-AKPI19-49/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  27. Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 38-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного унитарного предприятия Забайкальского края «Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах» на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73458672/ (Дата доступа 16.03.2023).
  28. Opredeleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 30.01.2020 № 38-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby gosudarstvennogo unitarnogo predpriyatiya Zabaykal'skogo kraya «Gosudarstvennaya strakhovaya meditsinskaya kompaniya «Zabaykalmedstrakh» na narusheniye konstitutsionnykh prav i svobod ryadom polozheniy Federal'nogo zakona «Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii». [Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 30, 2020 No. 38-O “On the refusal to accept for consideration the complaint of the state unitary enterprise of the Trans-Baikal Territory “State Insurance Medical Company “Zabaikalmedstrakh” for violation of constitutional rights and freedoms by a number of provisions of the Federal Law “On Compulsory Medical Insurance” In Russian federation".] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73458672/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  29. Определение Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. по делу № А23-6915/2020. Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f07b3dde-3a07-4d9d-82de-014c2c8c6a9f/e8c657e3-1a62-42e6-9141-370d3a843e67/A23-6915-2020_20221117_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Дата доступа 16.03.2023).
  30. Opredeleniye Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2022 g. po delu № A23-6915/2020. [Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of November 17, 2022 in case No. А23-6915/2020.] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f07b3dde-3a07-4d9d-82de-014c2c8c6a9f/e8c657e3-1a62-42e6-9141-370d3a843e67/A23-6915-2020_20221117_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  31. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.11.2021 №308-ЭС21-5947 по делу №А32-20379/2020. Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0359aab0-94ba-4afb-ac50-8fa2ef731e7d/ba2365b7-df61-4c4b-b30c-08a1d91e0456/A32-20379-2020_20211111_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Дата доступа 16.03.2023).
  32. Opredeleniye Sudebnoy kollegii po ekonomicheskim sporam VS RF ot 11.11.2021 №308-ES21-5947 po delu №A32-20379/2020. [Determination of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 11, 2021 No. 308-ES21-5947 in case No. A32-20379/2020.]. Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0359aab0-94ba-4afb-ac50-8fa2ef731e7d/ba2365b7-df61-4c4b-b30c-08a1d91e0456/A32-20379-2020_20211111_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  33. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218867/ (Дата доступа 16.03.2023).
  34. Obzor sudebnoy praktiki primeneniya zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd (utv. Prezidiumom Verkhovnogo Suda RF 28.06.2017). [Review of judicial practice in the application of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on June 28, 2017).] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218867/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  35. Госзакупки: Верховный Суд расставил точки над i в спорных вопросах. Режим доступа: https://www.consultant.ru/legalnews/?tag_ids=940&page=18. (Дата доступа 16.03.2023).
  36. Goszakupki: Verkhovnyy Sud rasstavil tochki nad i v spornykh voprosakh. [Public Procurement: The Supreme Court dotted the i's on controversial issues.] Available from: https://zemser.ru/news/goszakupki-verhovnyy-sud-rasstavil-tochki-nad-i-v-spornyh-voprosah (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  37. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 N 308-ЭС21-5947 по делу N А32-20379/2020. Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0359aab0-94ba-4afb-ac50-8fa2ef731e7d/ba2365b7-df61-4c4b-b30c-08a1d91e0456/A32-20379-2020_20211111_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Дата доступа 16.03.2023).
  38. Opredeleniye Sudebnoy kollegii po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii ot 11.11.2021 N 308-ES21-5947 po delu N A32-20379/2020. [Ruling of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation of November 11, 2021 N 308-ES21-5947 in case N A32-20379/2020.] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0359aab0-94ba-4afb-ac50-8fa2ef731e7d/ba2365b7-df61-4c4b-b30c-08a1d91e0456/A32-20379-2020_20211111_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  39. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Лысенко Т.И., Митричев И.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; 2-е изд., испр. и доп. Режим доступа: https://apigarant.ru/news/36315/ (Дата доступа 16.03.2023).
  40. Peshkova (Belogortseva) KhV, Bondareva ES, Lysenko TI, Mitrichev IA. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 29 noyabrya 2010 g. № 326-FZ «Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii»; 2-ye izd., ispr. i dop. [Commentary to the Federal Law of November 29, 2010 No. 326-FZ "On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation"; 2nd ed., rev. and additional] Available from: https://apigarant.ru/news/36315/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  41. Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения». Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/sudebnaya-praktika-oms-riski-retrogradnogo-dvizheniya/ (Дата доступа 16.03.2023).
  42. Sudebnaya praktika OMS: riski «retrogradnogo dvizheniya» [CHI Court Practice: Risks of “Retrograde Movement”]. Available from: https://www.advgazeta.ru/mneniya/sudebnaya-praktika-oms-riski-retrogradnogo-dvizheniya /(Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  43. Медорганизация выиграла спор об оплате сверх объемной ВМП в рамках терпрограммы ОМС. Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1454086/
  44. Medorganizatsiya vyigrala spor ob oplate sverkh ob"yemnoy VMP v ramkakh terprogrammy OMS [The medical organization won the dispute on payment for supervolume VMP within the framework of the compulsory medical insurance program]. Available from: https://www.garant.ru/news/1454086/ /(Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  45. Решения арбитражного суда первой инстанции (резолютивная часть решения). Дело № А20-1732/2022 от 14 февраля 2023 года Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/56386768-6a9f-4ecd-87ad-c3252b3311e6/5700755c-9824-4b0f-b498-d4b66f495233/A20-1732-2022_20230214_Reshenie_(rezoljutivnaja_chast).pdf?isAddStamp=True.
  46. Resheniya arbitrazhnogo suda pervoy instantsii (rezolyutivnaya chast' resheniya). Delo № A20-1732/2022 ot 14 fevralya 2023 goda [Decisions of the arbitration court of first instance (the operative part of the decision). Case No. А20-1732/2022 dated February 14, 2023]. Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/56386768-6a9f-4ecd-87ad-c3252b3311e6/5700755c-9824-4b0f-b498-d4b66f495233/A20-1732-2022_20230214_Reshenie_(rezoljutivnaja_chast).pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  47. Кадыров Ф.Н. Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Менеджер здравоохранения 2019;(3):70-78.
  48. Мошин А.М. Проблемы оказания медицинской помощи сверх объема, установленного территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тенденции развития науки и образования 2020;67(6):69-73. DOI: http://dx.doi.org/10.18411/lj-11-2020-235.
  49. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В. Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной жителям других субъектов российской федерации, в рамках обязательного медицинского страхования. Менеджер здравоохранения 2020;(3):69-77.
  50. Кадыров Ф.Н., Куфтова Ю.В. Обзор судебной практики по вопросам оплаты сверхплановых объёмов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Менеджер здравоохранения 2019;(4):71-76.
  51. Гаврилов В.А., Смолин А.А., Фефилова М.А. Экспертиза качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях удмуртской республики, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов 2021;(1):5-11.
  52. Данилов А.В., Каташина Т.Б., Исаенкова Е.А. Экспертная деятельность на территории Воронежской области: основные системные нарушения в сфере обязательного медицинского страхования. Медицинское право: теория и практика 2020;6(2):13-19.
  53. Манухина Е.В., Юрина С.В. Организация медико-экономического контроля объемов и стоимости медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в 2021 году. Наука молодых (Eruditio Juvenium) 2021;9(4):647-656. DOI: http://dx.doi.org/10.23888/HMJ202194647-656.
  54. Шуман П.Ю., Плутницкий А.Н. Проблемные вопросы частных и государственных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. Health and Social Care Journal 2021;1(11):43-48.
  55. Кравченко А.А., Хоруженко К.А. Обязательное медицинское страхование: законодательные и правовые проблемы. Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет" 2020;4(12):259-266.
  56. Хальфин Р.А., Куликова Т.В., Муравьев Д.Н. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2019;27(4):369-373. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-369-373.

References

  1. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii [On compulsory medical insurance in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 19.11.2010 g. № 326-FZ]. Sobraniye zakonodatel'stva RF 2010.12.06, № 49, Art. 6422. (in Rus.).
  2. Opredeleniye SK po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda RF ot 12 aprelya 2022 g. N 307-ES21-25419 po delu N A13-15420/2020 [Determination of the IC on economic disputes of the Supreme Court of the Russian Federation of April 12, 2022 N 307-ES21-25419 in case N A13-15420/2020] Available from: http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9e00c273-9859-467b-8667-9d7b4ce0d4a3/e87b24b7-2864-4dbf-bfc8-21338a987966/A13-15420-2020_20220412_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (07.12.2022). (in Rus.).
  3. Opredeleniye SK po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda RF ot 18.10.2018 N 308-ES18-8218 po delu N A15-6379/2016 [Determination of the IC on economic disputes of the Supreme Court of the Russian Federation of October 18, 2018 N 308-ES18-8218 in case N A15-6379/2016] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/3f50c449-6136-43b3-abf3-789d10763cd9/d061cb3e-02c7-4a0e-9f53-87771d8fced6/A15-6379-2016_20181018_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (07.12.2022). (in Rus.).
  4. Ob osnovakh zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 21.11.2011g. № 323-FZ. [On the fundamentals of the health of citizens in the Russian Federation: federal law of 21.11.2011. No. 323-FZ.]. Federal'nyy zakon ot 21.11.2011g. № 323-FZ]. Sobranii zakonodatel'stva RF ot 2011.11.28, № 48, st. 6724 (in Rus.).
  5. Ob utverzhdenii formy tipovogo dogovora na okazaniye i oplatu meditsinskoy pomoshchi po obyazatel'nomu meditsinskomu strakhovaniyu [On approval of the form of a standard contract for the provision and payment of medical care under compulsory medical insurance] Оrder of the Ministry of Health of Russia dated December 30, 2020 No. 1417n. Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&intelsearch=1417%ED&sort=-1 (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  6. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya kontrolya ob`yemov, srokov, kachestva i usloviy predostavleniya meditsinskoy pomoshchi po obyazatel'nomu meditsinskomu strakhovaniyu zastrakhovannym litsam, a takzhe yeye finansovogo obespecheniya [On approval of the procedure for monitoring the volume, timing, quality and conditions for the provision of medical care under compulsory medical insurance to insured persons, as well as its financial support] prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 19 marta 2021 g. № 231n. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140041 (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  7. Ob utverzhdenii Pravil obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Approval of the Rules for Compulsory Medical Insurance] prikaz Minzdrava Rossii ot 28.02.2019 g. № 108n. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324740/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  8. O programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi na 2022 god i na planovyy period 2023 i 2024 godov [On the Program of state guarantees of free provision of medical care to citizens for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024]. Рostanovleniye Pravitel'stva RF ot 28 dekabrya 2021 g. № 2505]. Sobranii zakonodatel'stva RF 2022.01.03, №1 (ch.3), Art. 205. (in Rus.).
  9. O programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi v Kabardino-Balkarskoy Respublike na 2022 god i na planovyy period 2023 i 2024 godov [On the program of state guarantees of free provision of medical care to citizens in the Kabardino-Balkarian Republic for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024]. Postanovleniye Pravitel'stva Kabardino-Balkarskoy Respubliki ot 30 dekabrya 2021 g. № 282-PP. Available from:http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW304&n=86163#jcjmfYTea4DG9ftO1. (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  10. Opredeleniye Sudebnoy kollegii po ekonomicheskim sporam VS RF ot 11.11.2021 №308-ES21-5947 po delu №A32-20379/2020 [Ruling of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 11, 2021 No. 308-ES21-5947 in case No. A32-20379/2020.] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403096404/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  11. Obzor opredeleniy Verkhovnogo Suda RF ot 4 aprelya 2022 g. № 301-ES21-24224 i ot 12 aprelya 2022g. № 307-ES21-25419 [Review of the rulings of the Supreme Court of the Russian Federation of April 4, 2022 No. 301-ES21-24224 and of April 12, 2022 No. 307-ES21-25419.] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9e00c273-9859-467b-8667-9d7b4ce0d4a3/e87b24b7-2864-4dbf-bfc8-21338a987966/A13-15420-2020_20220412_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  12. Resheniye Verkhovnogo Suda RF ot 11.11.2019 N AKPI19-729 «Ob otkaze v udovletvorenii zayavleniya o priznanii nedeystvuyushchim punkta 5.3.2 prilozheniya 8 k Poryadku organizatsii i provedeniya kontrolya ob"yemov, srokov, kachestva i usloviy predostavleniya meditsinskoy pomoshchi po OMS, utv. prikazom FFOMS ot 28.02.2019 N 36» [Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 11, 2019 N AKPI19-729 “On the refusal to satisfy the application for invalidating clause 5.3.2 of Appendix 8 to the Procedure for organizing and monitoring the volumes, terms, quality and conditions for the provision of medical care under compulsory medical insurance, approved. by order of the FFOMS dated February 28, 2019 N 36 "] Available from: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-11.11.2019-N-AKPI19-729/. (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  13. Resheniye Verkhovnogo suda RF ot 11.03.2019 № AKPI19-49 «Ob otkaze v udovletvorenii zayavleniya o priznanii chastichno nedeystvuyushchimi punktov 110, 123 pravil obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya, utv. prikazom Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 28.02.2011 № 158n i punkta 8 prilozheniya № 1 k pravilam» [Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated March 11, 2019 No. AKPI19-49 “On the refusal to satisfy an application for declaring paragraphs 110, 123 of the rules of compulsory medical insurance as partially invalid, approved. by order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated February 28, 2011 No. 158n and paragraph 8 of Appendix No. 1 to the rules.] Available from: https://rulaws.ru/acts/Reshenie-Verhovnogo-Suda-RF-ot-11.03.2019-N-AKPI19-49/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  14. Opredeleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 30.01.2020 № 38-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby gosudarstvennogo unitarnogo predpriyatiya Zabaykal'skogo kraya «Gosudarstvennaya strakhovaya meditsinskaya kompaniya «Zabaykalmedstrakh» na narusheniye konstitutsionnykh prav i svobod ryadom polozheniy Federal'nogo zakona «Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 30, 2020 No. 38-O “On the refusal to accept for consideration the complaint of the state unitary enterprise of the Trans-Baikal Territory “State Insurance Medical Company “Zabaikalmedstrakh” for violation of constitutional rights and freedoms by a number of provisions of the Federal Law “On Compulsory Medical Insurance” In Russian federation".] Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73458672/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  15. Opredeleniye Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2022 g. po delu № A23-6915/2020 [Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of November 17, 2022 in case No. А23-6915/2020.] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f07b3dde-3a07-4d9d-82de-014c2c8c6a9f/e8c657e3-1a62-42e6-9141-370d3a843e67/A23-6915-2020_20221117_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  16. Opredeleniye Sudebnoy kollegii po ekonomicheskim sporam VS RF ot 11.11.2021 №308-ES21-5947 po delu №A32-20379/2020 [Determination of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 11, 2021 No. 308-ES21-5947 in case No. A32-20379/2020.]. Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0359aab0-94ba-4afb-ac50-8fa2ef731e7d/ba2365b7-df61-4c4b-b30c-08a1d91e0456/A32-20379-2020_20211111_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  17. Obzor sudebnoy praktiki primeneniya zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd (utv. Prezidiumom Verkhovnogo Suda RF 28.06.2017) [Review of judicial practice in the application of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on June 28, 2017).] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218867/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  18. Goszakupki: Verkhovnyy Sud rasstavil tochki nad i v spornykh voprosakh [Public Procurement: The Supreme Court dotted the i's on controversial issues.] Available from: https://zemser.ru/news/goszakupki-verhovnyy-sud-rasstavil-tochki-nad-i-v-spornyh-voprosah (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  19. Opredeleniye Sudebnoy kollegii po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii ot 11.11.2021 N 308-ES21-5947 po delu N A32-20379/2020 [Ruling of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation of November 11, 2021 N 308-ES21-5947 in case N A32-20379/2020.] Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0359aab0-94ba-4afb-ac50-8fa2ef731e7d/ba2365b7-df61-4c4b-b30c-08a1d91e0456/A32-20379-2020_20211111_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  20. Peshkova (Belogortseva) KhV, Bondareva ES, Lysenko TI, Mitrichev IA. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 29 noyabrya 2010 g. № 326-FZ «Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii»; 2-ye izd., ispr. i dop. [Commentary to the Federal Law of November 29, 2010 No. 326-FZ "On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation"; 2nd ed., rev. and additional] Available from: https://apigarant.ru/news/36315/ (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  21. Sudebnaya praktika OMS: riski «retrogradnogo dvizheniya» [CHI Court Practice: Risks of “Retrograde Movement”]. Available from: https://www.advgazeta.ru/mneniya/sudebnaya-praktika-oms-riski-retrogradnogo-dvizheniya /(Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  22. Medorganizatsiya vyigrala spor ob oplate sverkh ob"yemnoy VMP v ramkakh terprogrammy OMS [The medical organization won the dispute on payment for supervolume VMP within the framework of the compulsory medical insurance program]. Available from: https://www.garant.ru/news/1454086/ /(Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  23. Resheniya arbitrazhnogo suda pervoy instantsii (rezolyutivnaya chast' resheniya). Delo № A20-1732/2022 ot 14 fevralya 2023 goda [Decisions of the arbitration court of first instance (the operative part of the decision). Case No. А20-1732/2022 dated February 14, 2023]. Available from: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/56386768-6a9f-4ecd-87ad-c3252b3311e6/5700755c-9824-4b0f-b498-d4b66f495233/A20-1732-2022_20230214_Reshenie_(rezoljutivnaja_chast).pdf?isAddStamp=True (Access date: Mar 16, 2023). (in Rus.).
  24. Kadyrov F.N. Voprosy oplaty medicinskoj pomoshhi, okazannoj sverh ustanovlennyh ob'emov predostavlenija medicinskoj pomoshhi v sisteme objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Issues of payment for medical services]. Menedzher zdravoohranenija 2019;(3):70-78. (InRus.)
  25. Moshin A.M. Problemy okazanija medicinskoj pomoshhi sverh ob#ema, ustanovlennogo territorial'noj programmoj objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Problems of providing medical care in excess of the volume established by the territorial program of compulsory medical insurance]. Tendencii razvitija nauki i obrazovanija 2020;67(6):69-73. DOI: http://dx.doi.org/10.18411/lj-11-2020-235. (InRus.)
  26. Kadyrov F.N., Obuhova O.V., Endovickaja Ju.V. Problemy oplaty medicinskoj pomoshhi, okazannoj zhiteljam drugih sub#ektov rossijskoj federacii, v ramkah objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Problems of payment for medical care provided to residents of other subjects of the Russian Federation within the framework of compulsory medical insurance]. Menedzher zdravoohranenija 2020;(3):69-77. (InRus.)
  27. Kadyrov F.N., Kuftova Ju.V. Obzor sudebnoj praktiki po voprosam oplaty sverhplanovyh ob#jomov medicinskoj pomoshhi v sisteme objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Review of judicial practice on the issues of payment for above-planned volumes of medical care in the system of compulsory medical insurance]. Menedzher zdravoohranenija 2019;(4):71-76. (InRus.)
  28. Gavrilov V.A., Smolin A.A., Fefilova M.A. Jekspertiza kachestva okazanija medicinskoj pomoshhi v medicinskih organizacijah Udmurtskoj respubliki, rabotajushhih v sisteme objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Examination of the quality of medical care in medical organizations of the Udmurt Republic operating in the system of compulsory medical insurance]. Zdorov'e, demografija, jekologija finno-ugorskih narodov 2021;(1):5-11. (InRus.)
  29. Danilov A.V., Katashina T.B., Isaenkova E.A. Jekspertnaja dejatel'nost' na territorii voronezhskoj oblasti: osnovnye sistemnye narushenija v sfere objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Expert activity on the territory of the Voronezh region: the main systemic violations in the field of compulsory medical insurance]. Medicinskoe pravo: teorija i praktika 2020;6(2):13-19. (InRus.)
  30. Manuhina E.V., Jurina S.V. Organizacija mediko-jekonomicheskogo kontrolja ob#emov i stoimosti medicinskoj pomoshhi v sisteme objazatel'nogo medicinskogo strahovanija v 2021 godu [Organization of medical and economic control of the volume and cost of medical care in the system of compulsory medical insurance in 2021]. Nauka molodyh (Eruditio Juvenium) 2021;9(4):647-656. DOI: http://dx.doi.org/10.23888/HMJ202194647-656. (InRus.)
  31. Shuman P.Ju., Plutnickij A.N. Problemnye voprosy chastnyh i gosudarstvennyh medicinskih organizacij v sisteme objazatel'nogo medicinskogo strahovanija [Problematic issues of private and public medical organizations in the system of compulsory medical insurance]. Health and Social Care Journal 2021;1(11):43-48. (InRus.)
  32. Kravchenko A.A., Horuzhenko K.A. Objazatel'noe medicinskoe strahovanie: zakonodatel'nye i pravovye problem [Compulsory health insurance: legislative and legal problems]. Vestnik studencheskogo nauchnogo obshhestva GOU VPO "Doneckij nacional'nyj universitet" 2020;4(12):259-266.
  33. Hal'fin R.A., Kulikova T.V., Murav'ev D.N. Problemy i perspektivy razvitija objazatel'nogo medicinskogo strahovanija v rossijskoj federacii [Problems and Prospects for the Development of Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny 2019;27(4):369-373. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-369-373. (InRus.)

Просмотров: 1532

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 24.08.2023 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search