О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2024 (70) arrow СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТАМ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ: ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТАМ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ: ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Печать
21.03.2024 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2024-2024-70-1-3

Зубко А.В.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия;

Резюме

Актуальность. Болезни системы кровообращения – класс заболеваний, представляющий социальную значимость и являющихся резервуаром для снижения смертности и роста показателя ожидаемой продолжительности жизни в первую очередь за счет совершенствования процессов оказания специализированной медицинской помощи пациентам трудоспособного возраста.

Целью данного исследования является оценка результатов совершенствования специализированной медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями за период реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

Материалы и методы. Для анализа использовались данные статистических сборники ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, оценивалась целевых и фактические показатели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Проводился контент анализ нормативных правовых документов порядков оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Результаты. За период реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» с 01.10.2018 по 31 декабря 2023 года были достигнуты следующие результаты: переоснащены (дооснащены) медицинским оборудованием 374 региональных сосудистых центра и первичных сосудистых отделения; проведено более 310 000 рентгенэндоваскулярных вмешательств с лечебной целью; 95,5% пациентов, которые перенесли тяжелые операции по причине сердечно-сосудистого заболевания, обеспечены бесплатными лекарственными препаратами; более 70% пациентов высокого риска возникновения острого сердечно-сосудистого события, находящихся на диспансерном наблюдении и получили медицинскую помощь; больничная летальность от инфаркта миокарда не превышает 10%, а от острого нарушения мозгового кровообращения 16,2%.

Стандартизованный показатель смертности от болезней системы кровообращения в целом по России к 2022 году в сравнении с 2018 годом снизился на 6,0% и составил 408,8 на 100 тыс. населения.

Заключение. Таким образом, федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» позволил повысить эффективность оказания специализированной медицинской помощи населению Российской Федерации в первую очередь за счет укрепления материально-технических возможностей медицинских организаций.

Трудно реализуемой составляющей общего процесса оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения, которая требует постоянного совершенствования подходов к реализации, является охват качественным диспансерным наблюдением. Успехи в достижении этого целевого показателя наименьшие.

Для достижения качественных результатов в снижении заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний важно не только развитие ресурсной компоненты, но и своевременное совершенствование нормативной правовая базы.

Ключевые слова: болезни системы кровообращения; специализированная медицинская помощь; федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

Контактная информация: Зубко Александр Владимирович, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Зубко А.В. Специализированная медицинская помощь пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями: отдельные аспекты. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2024; 70(1):3. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1560/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-1-3

SPECIALIZED CARE FOR CARDIOVASCULAR PATIENTS: SELECTED ASPECTS
Zubko A.V.
Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia;

Abstract

Significance. Diseases of the circulatory system are a class of diseases of high social importance and a reservoir for reducing mortality and increasing life expectancy, primarily through improving specialized medical care for working-age patients.

The purpose of this study is to assess the results of improving specialized medical care for cardiovascular patients under the federal project “Fight against cardiovascular diseases”.

Material and Methods. The analysis is based on data from statistical collections of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, and was focused on evaluating target and actual indicators of the federal project “Fight against cardiovascular diseases”. The content analysis of normative legal documents regulating provision of medical care to patients with cardiovascular diseases has been undertaken.

Results. Results of the federal project implemented from October 1st, 2018 to December 31st, 2023, are as follows: 374 regional vascular centers and primary vascular departments were re-equipped (retrofitted); more than 310,000 therapeutic X-ray endovascular interventions were performed; 95.5% of patients who underwent through major cardiovascular surgery are provided with free medications; more than 70% of patients with a high risk of acute cardiovascular event are under medical follow-up and received medical care; hospital mortality from myocardial infarction is under 10%, and hospital mortality from acute cerebrovascular accidents is under16.2%.

The standardized mortality rate from diseases of the circulatory system in Russia as a whole decreased by 6.0% in 2022 compared to 2018 and equaled to 408.8 per 100,000population.

Conclusion. Implementation of the federal project “Fight against cardiovascular diseases” has made it possible to increase effectiveness of specialized medical care delivery in the Russian Federation primarily due to improved material and technical resources of health care facilities.

Coverage of cardiovascular patients with quality clinical follow-up is a hard-to-implement component of the overall process of care delivery to such patients, requiring on-going improvements in the implementation approaches. Progress towards this target is the lowest.

In order to achieve quality results in reducing morbidity and mortality from cardiovascular diseases, it is important to timely improve the regulatory framework rather than only develop the resource component.

Keywords: diseases of circulatory system; specialized medical care; federal project “Fight against cardiovascular diseases”.

Corresponding author: Aleksandr V. Zubko, email: zubko@mednet.ru
Information about authors:
Zubko A.V.,
https://orcid.org/0000-0001-8958-1400
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Zubko A.V. Specialized medical care for patients with cardiovascular diseases: selected aspects. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2024; 70(1):3. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1560/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-1-3 (In Rus)

Введение

Одной из национальных целей согласно Указу Президента Российской Федерации (РФ) от 21 июля 2020г “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” [1], является достижение показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении 78 лет к 2030 году. В то же время одним из критериев эффективной реализации национального проекта “Здравоохранение” [2] является снижение смертности от болезней системы кровообращения (БСК) от базового значения в 587,6 случаев на 100 тыс. населения в 2017г до 450 случаев на 100 тыс. населения к 2024г.

Для обеспечения эффективной реализации национального проекта “Здравоохранение” и достижения целевых показателей осуществлялся ряд федеральных проектов, в частности, федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (ФП «Борьба с ССЗ») [3].

БСК являются одной из ведущих причин смерти трудоспособного населения не только в России, но и во многих странах мира. Оказание специализированной помощи, в том числе реабилитация пациентов после острых сердечно-сосудистых событий требуют значительных финансовых затрат как со стороны государства, так и со стороны самих пациентов. Это создает высокие экономические издержки для общества в целом [4].

Этот класс заболеваний имеет высокую распространенность и является одной из основных причин смертности и инвалидности. Кроме того, такие заболевания как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, инсульт, артериальная гипертензия, артериосклероз и другие, относятся к группе социально-значимых заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 [5].

Сердечно-сосудистые заболевания могут существенно ухудшить качество жизни пациентов, могут привести к ограничениям в повседневной деятельности, инвалидности, а также к психологическим проблемам и социальной изоляции. Многие факторы риска, играющие ключевую роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, такие как нездоровое питание, недостаточная физическая активность, курение, алкоголь, стресс и наследственность, связаны с образом жизни и требуют широких общественных мер по их регулированию и контролю [6].

Таким образом, болезни системы кровообращения являются социально-значимыми заболеваниями из-за их высокой распространенности, экономического бремени, влияния на качество жизни, связанных с ними факторов риска и важности профилактики и образа жизни. Их эффективное контролирование и лечение требует совместных усилий со стороны медицинских учреждений, государственных органов, общественности и пациентов [7].

Целью данного исследования является оценка изменений в оказании специализированной медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями за период реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

Материалы и методы

Для анализа использовались данные статистических сборники ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России [8-10], оценивалась целевых и фактические показатели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Проводился контент-анализ нормативных правовых документов порядков оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Результаты

Правовая основа специализированной медицинской помощи пациентам с БСК

На сегодняшний день все виды медицинской помощи, включая специализированную, пациентам с заболеваниями системы кровообращения оказывается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 918н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" [11], он признает утратившими силу: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 599н "Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля" [12], приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1044н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими диагностики или лечения с применением хирургических и/или рентгенэндоваскулярных методов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16287) [13]; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 362н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 сентября 2009 г. N 599н "Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2011 г., регистрационный N 21024) [14].

Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями устанавливает правила оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в медицинских организациях. Определяет виды и условия медицинской помощи, а также комплекс медицинских мероприятий для пациентов данного профиля.

Актуальный порядок регламентирует правила отбора и подготовки пациентов для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на этапе первичной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи. Направления на проведение рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения.

Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, при:

• необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания

• отсутствии эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения

• при вероятной эффективности других методов лечения

• высоком риске хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний

• необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания

• сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций

По результатам завершения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях больному на руки выдается выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного с результатами проведенного обследования и лечения, рекомендациями по дальнейшей тактике наблюдения, обследования и лечения. Также пациенты направляются или им рекомендуется медицинская реабилитация в специализированных медицинских и санаторно-курортных организациях.

Скорая специализированная, медицинская помощь пациентам, требующим срочного медицинского вмешательства, вне медицинской организации оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе при остром коронарном синдроме (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда).

При отсутствии на ближайшем расстоянии медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь больным с неотложными и экстренными заболеваниями, больной транспортируется в ближайшую медицинскую организацию, имеющую в своей структуре кардиологическое отделение с палатами реанимации и интенсивной терапии, в штатную численность которого входят врачи-кардиологи или врачи-анестезиологи-реаниматологи.

В дополнение к вышеперечисленному приказ N 918н [11] включает правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения: кардиологического кабинета; кардиологического дневного стационара; кардиологического диспансера; кардиологического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии; регионального сосудистого центра для пациентов с острым коронарным синдромом; отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения; отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции; кардиохирургического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии; кардиологического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом (первичного сосудистого отделения).

Отдельно регламентированы стандарты оснащения операционной операционного блока медицинской организации, в составе которой создано отделение хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции, а также операционной операционного блока медицинской организации, в структуре которой создано кардиохирургическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии и дополнительного оснащения отделения лучевой диагностики медицинской организации, в структуре которой создано отделение хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции, отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения, кардиохирургическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии.

Нужно отметить, что приказ N 918н Минздрава России [11] регулирует почти все аспекты оказания специализированной помощи пациентам с БСК, но имеет небольшие пробелы, о которых будет сказано далее по тексту.

Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в контексте специализированной медицинской помощи

В период реализации ФП «Борьба с ССЗ» можно отметить положительные тенденции в динамике заболеваемости сердечно-сосудистой патологией в целом по стране.

Увеличение числа выявленных случаев сердечно-сосудистых заболеваний на ранних стадиях. Благодаря проведению профилактических мероприятий, информационных кампаний и расширению медицинского обслуживания удалось увеличить выявление заболеваний на более ранних стадиях, что способствует более эффективному лечению и прогнозу заболевания.

Комплексный подход к профилактике, диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний привел к улучшению общего состояния здоровья населения и снижению заболеваемости этой группой заболеваний.

Так, реализация ФП «Борьба с ССЗ» оказала положительное влияние на заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличив число ранних выявлений и замедлив темпы роста заболеваемости (рис. 1).

Рис.1
Рис. 1. Динамика общей и первичной заболеваемости БСК в России в 2018-2022 гг. (на 100 тыс. населения)

Рис.2
Рис. 2. Динамика общей заболеваемости цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца в России в 2018-2022 гг. (на 100 тыс. населения)

Рис.3
Рис. 3. Динамика первичной заболеваемости цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца в России в 2018-2022 гг. (на 100 тыс. населения)

При рассмотрении общей заболеваемости цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца в России в период реализации ФП «Борьба с ССЗ» обращает на себя внимание инвертированность уровней общей и первичной заболеваемости. Если общая заболеваемость ишемической болезнью сердца превосходит в среднем в 1,13 раза заболеваемость цереброваскулярными болезнями с тенденцией к увеличению разрыва, то первичная заболеваемость ишемической болезнью сердца в 1,09 раза ниже заболеваемости цереброваскулярными болезнями с той же тенденцией к увеличению разницы показателей (см. рис. 2 и 3).

Благодаря постоянному повышению доступности качественной специализированной медицинской помощи, внедрению современных методов лечения и ранней диагностики, удалось сохранить тренд снижения смертности от БСК (рис. 4), заложенный с 2013 года. Эта тенденция была сохранена несмотря на всплеск смертности спровоцированный пандемией COVID-19 и в 2022 году удалось добиться снижение стандартизованного показателя смертности до 408,8 на 100 нас., что на 3,2% ниже показателя доковидного 2019 года.

Рис.4
Рис. 4. Динамика смертности от болезней системы кровообращения населения России в 2013-2022 гг. (стандартизованный коэффициент на 100000 нас.)

За период реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» с 01.10.2018 по 31 декабря 2023 года были достигнуты следующие результаты: переоснащены (дооснащены) медицинским оборудованием 374 региональных сосудистых центра и первичных сосудистых отделения; проведено более 310 000 рентгенэндоваскулярных вмешательств с лечебной целью; доля пациентов, которые перенесли тяжелые операции по причине сердечно-сосудистого заболевания, обеспечены бесплатными лекарственными препаратами составляет 95,5%; более 70% пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, получили медицинские услуги; больничная летальность от инфаркта миокарда не превышает 10%, а от острого нарушения мозгового кровообращения 16,2% (таб.1). Уровень всех перечисленных показателей говорит о фактическом выполнении цели федерального проекта и вероятном заделе на будущее, которого можно будет достичь благодаря активной реализации мероприятий, запланированных скорректированным паспортом проекта на 2024 год.

Таблица 1

Фактические и плановые значения показателей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»

№ п/п Показатель Фактическое значение показателя на 31 декабря 2023 года Плановое значение показателя на 2024 год
1 Число региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений переоснащены (дооснащены) медицинским оборудованием 374 379
2 Рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях в 2023 году (ед.) 310 000 285 000
3 Доля пациентов, которые перенесли тяжелые операции по ССЗ, обеспечены бесплатными лекарственными препаратами (%) 95,5 не менее 90
4 Доля пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, получили медицинскую помощь (%) 70,5 80
5 Больничная летальность от инфаркта миокарда (%) 10 11,6
6 Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения (%) 16,2 18,2

Чрезвычайно сложным для выполнения в условиях дефицита в первичном звене врачей, оказывающий специализированную помощь, является показатель охвата пациентов высокого риска возникновения острых сердечно-сосудистых событий, находящихся на диспансерном наблюдении. Для его достижения необходимо внедрение организационных решений, которые помогут высвободить рабочее время специалистов непосредственно на прием и повысить доступность специализированной медицинской помощи.

Обсуждение

Препятствиями для достижения поставленных целей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» являются сложности, обусловленные федеративным устройством России: поиск баланса между децентрализацией и централизацией органов управления здравоохранением, хронический дефицит регионального бюджета отдельных субъектов, разрывы в нормативно-правовом регулировании между федеральными органами власти в сфере здравоохранения и субъектами [15].

Профессиональным сообществом врачей кардиологов и сердечно-сосудистых хирургов неоднократно формулировались дополнения к действующему приказу N 918н [11], такие как:

  • внести в порядок приложение о правилах деятельности и формирования сердечно-сосудистых хирургических отделений в соответствии с профилями, устанавливаемыми профессиональным стандартом, включая необходимый для этого рекомендуемый штатный норматив и стандарт материально-технического обеспечения;
  • установить профилизацию для сформированных ранее сердечно-сосудистых отделений [16];
  • дополнить пункт 11 приказа N 918н [11] формулировкой «…направляют больного в кардиологический кабинет медицинской организации или кабинет сосудистого хирурга / сердечно-сосудистого хирурга, в зависимости от профиля заболевания, для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи» [16];
  • дополнить пункт 14 формулировкой «Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-кардиологами в амбулаторных условиях в кардиологических кабинетах, сердечно-сосудистыми хирургами в кабинетах сосудистого хирурга (кабинет сердечно-сосудистого хирурга) по направлению…»[16];
  • разработать и утвердить приложения, содержащие правила организации деятельности, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения кабинета сердечно-сосудистого хирурга и отделения сосудистой хирургии;
  • определить профиль медицинской организации или отделения медицинской организации, в рамках деятельности которых должны получать медицинскую помощь пациентам с заболеваниями периферических артерий;
  • установить преемственность медицинской помощи на этапе амбулаторного и стационарного этапов для пациентов с заболеваниями периферических артерий;
  • разработать стандарт подготовки к плановой госпитализации, маршрутизации и диспансерного наблюдения пациентов с заболеваниями периферических артерий после выписки из стационара;

на сегодняшний день они еще не внесены в действующую редакцию порядка, но их внесение позволит обеспечить согласование порядка с основными положениями профессионального стандарта «врач сердечно-сосудистый хирург» и позволят повысить результативность медицинской помощи пациентам с сосудистой патологией [17].

Динамичное развитие ФП «Борьба с ССЗ» подтверждается трансформацией и корректировкой паспорта проекта в соответствии с достигнутыми результатами и меняющимися вызовами, возникающими перед отраслью здравоохранения. Это можно видеть в обновленной версии перечня целевых показателей (таб.2).

Таблица 2

Целевые показатели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в соответствии с новым паспортом проекта на 2021-2025 гг.

№ п/п Наименование показателя 2021 2022 2023 2024 2025
1 Количество рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, % 276,9 296,3 315,6 332,3 333,6
2 Больничная летальность от инфаркта миокарда, % 11,7 10,2 9,1 8,0 8,0
3 Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения, % 18,5 17,0 15,5 14,0 13,7
4 Летальность больных с болезнями системы кровообращения среди лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением (умершие от БСК / число лиц с БСК, состоящих под диспансерным наблюдением), % 6,7 6,2 5,5 4,8 4,7
5 Доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, % 50,0 60,0 70,0 80,0 83,0
6 Доля лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, бесплатно получавших в отчетном году необходимые лекарственные препараты в амбулаторных условиях, % 66,0 70,0 75,0 80,0 85,0
7 Смертность населения от ишемической болезни сердца, на 100 тыс. населения 312,6 304,1 295,7 287,3 278,9
8 Смертность населения от цереброваскулярных болезней, на 100 тыс. населения 182,6 177,7 172,8 167,8 162,9

Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" оказал значительное влияние на специализированную помощь пациентам с этими заболеваниями. В рамках данного проекта были приняты меры, направленные на улучшение медицинской помощи и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний [18-20].

Одним из ключевых направлений проекта было развитие сети высокотехнологичных центров кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии. Благодаря этому у пациентов появилась возможность получить качественное лечение и оперативное вмешательство при серьезных заболеваниях сердца и сосудов.

Также в рамках проекта проводились мероприятия по повышению информированности населения о факторах риска сердечно-сосудистых заболеваний, о необходимости регулярного медицинского осмотра и профилактических мероприятий [21-23].

Обновление и модернизация медицинского оборудования в кардиологических отделениях и клиниках. Это позволило улучшить качество диагностики и оперативных вмешательств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Проведение обучающих семинаров и конференций для медицинского персонала с целью повышения квалификации специалистов в области кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии. Внедрение программ по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди населения, включая информационные кампании о здоровом образе жизни, регулярной физической активности и правильном питании [24-26].

Создание специализированных программ по раннему выявлению и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, а также по проведению реабилитации после сердечно-сосудистых операций [27]. Эти меры в совокупности способствуют улучшению доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь специализированной пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и снижению смертности от этих заболеваний [28-29].

Заключение

Таким образом, федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» позволил повысить эффективность оказания специализированной медицинской помощи населению Российской Федерации в первую очередь за счет укрепления материально-технических возможностей медицинских организаций.

Трудно реализуемой составляющей общего процесса оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения, которая требует постоянного совершенствования подходов к реализации, является охват качественным диспансерным наблюдением. Успехи в достижении этого целевого показателя наименьшие.

Для достижения качественных результатов в снижении заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний важно не только развитие ресурсной компоненты, но и своевременное совершенствование нормативной правовой базы.

Библиография

  1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726. (Дата обращения: 09.09.2023)
  2. Национальный проект “Здравоохранение”. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf (Дата обращения: 09.09.2023)
  3. Григорьева Н.С., Демкина А.Е. Ограничения и возможности для достижения целей Национального проекта «Здравоохранение» в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями в условиях современной модели государственного устройства. Государственное управление. Электронный вестник 2019; (76): 258-278. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10012
  4. Барсукова, И.М., Вишняков Н.И. О реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение». В кн.: Проблемы городского здравоохранения: Сборник научных трудов. Выпуск 25. Санкт-Петербург: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова; 2020. С. 55-59.
  5. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/50614/ (Дата обращения: 09.09.2023)
  6. Корхмазов В.Т. Расходы и результаты федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в период пандемии COVID-19. В кн.: Форум молодых исследователей. Сборник статей V Международной научно-практической конференции (Пенза, 17 февраля 2023 г.) Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.); 2023. С. 174-177.
  7. Сабгайда, Т.П., Зубко, А.В., Семенова, В.Г. Результативность федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в контексте предотвратимых причин в городских и сельских поселениях России. Вопросы управления 2023; (2): 71-85. DOI: 10.22394/2304-3369-2023-2-71-85
  8. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Оськов Ю.И. и др. Заболеваемость всего населения России в 2022 году: статистические материалы. Часть I. Москва: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Минздрава России; 2023. 146 с. DOI: 10.21045/978-5-94116-112-6-2023
  9. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Оськов Ю.И. и др. Заболеваемость всего населения России в 2020 году с диагнозом, установленным впервые в жизни: статистические материалы. Часть I. Москва: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России; 2021. 143 с. DOI: 10.21045/978-5-94116-038-9
  10. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Оськов Ю.И. и др. Заболеваемость всего населения России в 2020 году: статистические материалы. Часть II. Москва: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России; 2021. 145 с. DOI: 10.21045/978-5-94116-039-6
  11. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями: приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 918н. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/documents/9130-prikaz- (Дата обращения: 09.09.2023)
  12. Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 599н. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92108/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=lty51xtnmb438999971 (Дата обращения: 09.09.2023)
  13. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими диагностики или лечения с применением хирургических и/или рентгенэндоваскулярных методов: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1044н. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97637/80a08fb1f2545ffe3540b5bdb0d3629a85fbe572/?ysclid=lty5d5nv2r187955486 (Дата обращения: 09.09.2023)
  14. О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 сентября 2009 г. N 599н "Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 362н. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115322/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=lty5wwjqsk442936601 (Дата обращения: 09.09.2023)
  15. Пантелеев О.О., Демьянов С.В., Вышлов Е.В., Рябов В.В. Результаты реализации проекта по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями в региональном сосудистом центре. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний 2023; 12(1): 16-24. DOI: 10.17802/2306-1278-2023-12-1-16-24
  16. Санина Н.П., Приходько А.Н., Гуров А.Н. Организационно-методическая работа координационного совета главных внештатных специалистов в реализации регионального проекта по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Московской области. Менеджер здравоохранения 2019; (8): 35-42.
  17. Голубев Н. А., Огрызко Е. В., Залевская О. В., Тюрина Е. М., Шелепова Е. А. Совершенствование оказания медицинской помощи пациентам c сердечно-сосудистыми заболеваниями. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2019; (5): 39-40. Режим доступа: http://healthproblem.ru/magazines?text=341 (Дата обращения: 09.09.2023)
  18. Аракелян В. С., Семенов В. Ю., Ступаков И. Н., Винокуров А. В. Предложения по внесению изменений в порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в разделе хирургической помощи больным с сосудистой патологией. Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечно-сосудистые заболевания. 2017; 18(S6): 233.
  19. Перхов В. И., Корхмазов В. Т. Динамика количественных показателей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в период пандемии COVID-19. Наука и инновации в медицине 2023; 8(4): 287-293. DOI: 10.35693/2500-1388-2023-8-4-287-293
  20. Рагозина, Н. П., Торкунов, П. А., Торкунова, О. В. Анализ деятельности регионального сосудистого центра ГБУЗ ПО «Псковская областная клиническая больница» в контексте влияния на показатели федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». В кн.: В.А. Волчков, редактор. Инновационные технологии диагностики и лечения в многопрофильном медицинском стационаре. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница №2" (Санкт-Петербург, 05–06 июля 2023 года). Санкт-Петербург: Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова; 2023. С. 293-298.
  21. Барбараш О. Л., Рейтблат О. М., Кореннова О. Ю., Ефремушкина А. А., Устюгов С. А., Храмцова Н. А. и др. Резолюция по итогам совета экспертов на тему «Совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Сибирском федеральном округе в рамках федерального проекта “Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями”. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний 2023; 12(4S): 206-209. DOI: 10.17802/2306-1278-2023-12-4S-206-209
  22. Зубко А. В., Сабгайда Т. П., Запорожченко В. Г. Социальный портрет пациента с сосудистыми заболеваниями хирургического профиля. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2018; 62 (4): 5. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/996/30/lang,ru/. (Дата обращения: 09.09.2023) DOI: 10.21045/2071-5021-2018-62-4-5
  23. Чазова, И. Е., Ощепкова, Е. В. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями: проблемы и пути их решения на современном этапе. Вестник Росздравнадзора 2015; (5): 7-10.
  24. Глущенко В. А., Ирклиенко Е. К. Сердечно-сосудистая заболеваемость-одна из важнейших проблем здравоохранения. Медицина и организация здравоохранения 2019; 4(1): 56-63.
  25. Сабгайда Т.П., Зубко А.В. Смертность населения Российской Федерации от сосудистых заболеваний хирургического профиля. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2016; 51(5): 2. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/773/30/lang,ru/. (Дата обращения: 09.09.2023). DOI: 10.21045/2071-5021-2016-51-5-2
  26. Демкина А. Е., Артемова О. Р., Лазарева Н. В., Зарубина Т. В., Радюк И. В. Реализация Национального проекта «Здравоохранение» на примерах федеральных проектов «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». В кн.: Обзор реализации национальных проектов в Российской Федерации: целеполагание и достижение. Добросоцкий В.И., редактор. Москва: ООО "Издательство МАГИСТР"; 2022. С. 150-170.
  27. Перхов В.И., Куделина О.В., Корхмазов В.Т. Оценка результативности реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в период пандемии COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2023;31(4):509-518. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X2023-31-4-509-518
  28. Бойцов, С. А., Демкина, А. Е. Совершенствование медпомощи пациентам с болезнями системы кровообращения в рамках федерального проекта" Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями". Управление качеством в здравоохранении 2019; (1): 26-33.
  29. Сура М.В., Везикова Н.Н., Глезер М.Г., Ефремушкина А.А., Золотовская И. А., Иваненко В. В. и др. Реализация программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, в субъектах Российской Федерации. Медицинские технологии. Оценка и выбор 2022; (2): 33-44. DOI: 10.17116/medtech20224402133

References

  1. On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726. (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  2. National project “Healthcare”. Available from: http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  3. Grigorieva N.S., Demkina A.E. Limitations and Opportunities for Achieving Goals of National Healthcare Project in the Fight against Cardiovascular Diseases in the Context of a Modern State Model. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik 2019; (76): 258-278. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10012 (In Rus.)
  4. Barsukova, I.M., Vishnyakov N.I. On the implementation of the Federal project “Combating Cardiovascular Diseases” of the national project “Healthcare”. In: Problems of urban health care: Collection of scientific papers. Issue 25. Sankt-Peterburg: Pervyy Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet im. akademika I.P. Pavlova; 2020. P. 55-59 (In Rus.)
  5. On approval of the list of socially significant diseases and the list of diseases that pose a danger to others. Decree of the Government of the Russian Federation of December 1, 2004 No. 715. Available from: http://government.ru/docs/all/50614/ (Date of access: 09.09.2023) (In Rus.)
  6. Korkhmazov V.T. Costs and results of the federal project “Combating Cardiovascular Diseases” during the COVID-19 pandemic. In the book: Forum of young researchers. Collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference (Penza, February 17, 2023). Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.Yu.); 2023. P. 174-177 (In Rus.)
  7. Sabgayda, T.P., Zubko, A.V., Semenova, V.G. The effectiveness of the Federal project “Combating Cardiovascular Diseases” in the context of preventable causes in urban and rural settlements of Russia. Voprosy upravleniya 2023; (2): 71-85. DOI: 10.22394/2304-3369-2023-2-71-85 (In Rus.)
  8. Kotova E.G., Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Aleksandrova G.A., Golubev N.A., Os'kov Yu.I. et al. Morbidity of the entire population of Russia in 2022: statistical materials. Part I. Moscow: Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya Minzdrava Rossii Minzdrava Rossii; 2023. 146 p. DOI: 10.21045/978-5-94116-112-6-2023
  9. Kotova E.G., Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Aleksandrova G.A., Golubev N.A., Os'kov Yu.I. et al. Morbidity rate of the entire population of Russia in 2020 with a diagnosis established for the first time in life: statistical materials. Part I. Moscow: Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya Minzdrava Rossii Minzdrava Rossii; 2021. 143 p. DOI: 10.21045/978-5-94116-038-9
  10. Kotova E.G., Kobyakova O.S., Starodubov V.I., Aleksandrova G.A., Golubev N.A., Os'kov Yu.I. et al. Morbidity rate of the entire population of Russia in 2020: statistical materials. Part II. Moscow: Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya Minzdrava Rossii Minzdrava Rossii; 2021. 145 p. DOI: 10.21045/978-5-94116-039-6
  11. On approval of the Procedure for providing medical care to patients with cardiovascular diseases. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated November 15, 2012 N 918n. Available from: https://minzdrav.gov.ru/documents/9130-prikaz- (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  12. On approval of the procedure for providing planned and emergency medical care to the population of the Russian Federation for diseases of the circulatory system of the cardiological profile. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated August 19, 2009 N 599n. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92108/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=lty51xtnmb438999971 (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  13. On approval of the procedure for providing medical care to patients with cardiovascular diseases requiring diagnosis or treatment using surgical and/or endovascular methods. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated December 30, 2009 N 1044n. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97637/80a08fb1f2545ffe3540b5bdb0d3629a85fbe572/?ysclid=lty5d5nv2r187955486 (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  14. On amendments to the order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated September 19, 2009 N 599n “On approval of the procedure for providing planned and emergency medical care to the population of the Russian Federation for diseases of the circulatory system of the cardiological profile”. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated April 28, 2011 N 362n Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115322/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/?ysclid=lty5wwjqsk442936601. (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  15. Panteleev O.O., Dem'yanov S.V., Vyshlov E.V., Ryabov V.V. Results of the project to combat cardiovascular diseases in the regional vascular center. Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevaniy 2023; 12(1): 16-24. DOI: 10.17802/2306-1278-2023-12-1-16-24 (In Rus.)
  16. Sanina N.P., Prikhod'ko A.N., Gurov A.N. Organizational and methodological work of the coordinating council of chief freelance specialists in the implementation of a regional project to combat cardiovascular diseases in the Moscow region. Menedzher zdravookhraneniya 2019; (8): 35-42 (In Rus.)
  17. Golubev N. A., Ogryzko E. V., Zalevskaya O. V., Tyurina E. M., Shelepova E. A. Improving the provision of medical care to patients with cardiovascular diseases. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2019; (5): 39-40. Available from: http://healthproblem.ru/magazines?text=341 (Date accessed Sept 09.2023) (In Rus.)
  18. Arakelyan V. S., Semenov V. Yu., Stupakov I. N., Vinokurov A.V. Proposals for making changes to the procedure for providing medical care to patients with cardiovascular diseases in the section of surgical care for patients with vascular pathology. Byulleten' NTsSSKh im. A.N. Bakuleva RAMN. Serdechno-sosudistye zabolevaniya.. Cardiovascular diseases. 2017; 18(S6): 233.
  19. Perkhov V. I., Korkhmazov V. T. Dynamics of quantitative indicators of the federal project “Fighting Cardiovascular Diseases” during the COVID-19 pandemic. Nauka i innovatsii v meditsine 2023; 8(4): 287-293. DOI: 10.35693/2500-1388-2023-8-4-287-293 (In Rus.)
  20. Ragozina N. P., Torkunov P. A., Torkunova O. V. Analysis of the activities of the regional vascular center of the Pskov Regional Clinical Hospital in the context of the impact on the indicators of the Federal project “Combating Cardiovascular Diseases”. In: Volchkov V.A., editor. Innovative technologies for diagnosis and treatment in a multidisciplinary medical hospital. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 30th anniversary of the founding of St. Petersburg State Budgetary Healthcare Institution "City Multidisciplinary Hospital No. 2" (St. Petersburg, July 05–06, 2023). St. Petersburg: Voenno-meditsinskaya akademiya imeni S.M.Kirova; 2023. P. 293-298 (In Rus.)
  21. Barbarash O. L., Reytblat O. M., Korennova O. Yu., Efremushkina A. A., Ustyugov S. A., Khramtsova N. A. et al. Resolution based on the results of the expert council on the topic “Improving the medical care delivery system helping patients with cardiovascular diseases in the Siberian Federal District within the framework of the Federal Project “Combating Cardiovascular Diseases”. Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevaniy 2023; 12(4S): 206-209. DOI: 10.17802/2306-1278-2023-12-4S-206-209 (In Rus.)
  22. Zubko A. V., Sabgayda T. P., Zaporozhchenko V. G. Social portrait of a patient with surgical vascular diseases. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2018; 62 (4): 5. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/996/30/lang,ru/. (Date accessed Sept 09.2023) DOI: 10.21045/2071-5021-2018-62-4-5 (In Rus.)
  23. Chazova I. E., Oshchepkova E. V. The fight against cardiovascular diseases: problems and ways to solve them at the present stage. Vestnik Roszdravnadzora 2015; (5): 7-10 (In Rus.)
  24. Glushchenko V. A., Irklienko E. K. Cardiovascular morbidity is one of the most important health problems. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya 2019; 4(1): 56-63 (In Rus.)
  25. Sabgayda T.P., Zubko A.V. Mortality of the population of the Russian Federation from vascular diseases of a surgical profile. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2016; 51(5): 2. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/773/30/lang,ru/ (Date accessed Sept 09.2023). DOI: 10.21045/2071-5021-2016-51-5-2 (In Rus.)
  26. Demkina A. E., Artemova O. R., Lazareva N. V., Zarubina T. V., Radyuk I. V. Implementation of the National Project “Healthcare” using the examples of federal projects “Fighting Cardiovascular Diseases” and “Creation of a unified digital circuit in healthcare based on a unified state information system in the field of healthcare.” In: Review of the implementation of national projects in the Russian Federation: goal setting and achievement. Dobrosotsky V.I., editor. Moscow: OOO "Izdatel'stvo MAGISTR"; 2022. S. 150-170 (In Rus.)
  27. Perkhov V.I., Kudelina O.V., Korkhmazov V.T. The assessment of efficiency of implementation of the Federal project “The struggle with cardiovascular diseases” during COVID-19 pandemic. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2023;31(4):509-518 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-4-509-518 (In Rus).
  28. Boytsov S. A., Demkina A. E. Improving medical care for patients with diseases of the circulatory system within the framework of the Federal project “Fighting Cardiovascular Diseases”. Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii 2019; (1): 26-33 (In Rus)
  29. Sura M.V., Vezikova N.N., Glezer M.G., Efremushkina A.A., Zolotovskaya I.A., Ivanenko V.V. et al. Implementation of a program for the prevention of cardiovascular diseases and cardiovascular vascular complications in high-risk patients undergoing dispensary observation in the constituent entities of the Russian Federation. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor 2022; (2): 33-44. DOI: 10.17116/medtech20224402133 (In Rus)

Дата поступления: 01.12.2023


Просмотров: 386

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 25.03.2024 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search