About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

Main arrow Archive of previous Issues arrow №1 2010 (13) arrow Strategic directions of health resources policy in conditions of modernization of public health system
Strategic directions of health resources policy in conditions of modernization of public health system Print
Friday, 02 April 2010

Andreeva I.L.
Department of science, education and health resources policy of the Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow.

The perspective approaches to the decision of health resources problems in public health in modern conditions are considered on the basis of studying the basic statistical parameters of health resources and revealing the current problems connected with provision and distribution of the health resources in the Russian Federation and its subjects.

Key words: health resources policy, health resources statistics, provision with medical, and nurse personnel, health resources management.

Концептуальные подходы к укреплению социальной сферы ориентированы, прежде всего, на оптимизацию кадровых ресурсов здравоохранения, чьи знания, профессиональные навыки и мотивация, являются базовой основой, определяющей итоговые результаты и целостность проводимых преобразований [2, 7]. Опыт реформирования здравоохранения в течение последних лет свидетельствует о недостаточном учете и недоиспользовании столь значимого фактора [4].

Обучение и подготовка квалифицированных кадров для системы здравоохранения требуют значительных временных и ресурсных затрат, но, в отличие от других ресурсов, ценность и отдача кадрового потенциала с накоплением профессионализма и опыта возрастает. Поэтому численность персонала здравоохранения и обеспеченность им населения основываются, в конечном итоге, на качественном уровне специалистов в соответствии с развитием медицинской науки и технологий.

Российское государство предпринимает определенные шаги в данном направлении [3]. Так, осуществляется обновление учреждений здравоохранения новым и новейшим оборудованием и аппаратурой, проводится повышение заработной платы и переподготовка работников первичного звена, в рамках пилотного проекта разработаны механизмы экономического стимулирования трудовой деятельности, инновационного финансирования организаций, способствующего повышению управленческой самостоятельности.

Вместе с тем, многие вопросы кадровой политики нуждаются в дальнейшей углубленной проработке. К ним относятся: управление кадрами, организация коллективной работы, обеспечение профессионального и карьерного роста [1], самоподготовка специалистов, формирование мотивации к качественному и нравственному труду при соблюдении принципов равного распределения и возможностей обеспечения работой, как наиболее актуальных аспектов развития кадровых технологий в здравоохранении.

Аналитический обзор официальных статистических источников и документов позволяет дать объективную оценку текущему состоянию кадровых ресурсов, сформулировать современную политику и планы, относящиеся к усилению роли кадров здравоохранения в государстве и в обществе.

В 2008 году в медицинских учреждениях России работали 621 835 врачей (43,8 на 10 тыс. населения). Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения существенно варьирует на территории страны: от минимального значения в Ингушетии (24,9) до - максимального в Чукотском автономном округе (78,4). Менее 30 врачей на 10 тыс. населения имеется в Чеченской Республике (24,1), Курганской (24,5), Калининградской (29,8) областях, Еврейской автономной области (29,8), Тульской области (29,9). За тот же период времени данный показатель выше более чем в 2 раза - в Республике Северная Осетия-Алания (64,3), г. Москва (68,8), г. Санкт-Петербург (74,8).

Среди всех врачей России, доля работающих в сельской местности лишь 7,4%, в то время как численность жителей - селян составляет 27,0% от общего числа российского населения. В среднем, показатель числа врачей, работающих в городе, больше количества врачебных кадров на селе в 4,4 раза (на 10 тыс. соответствующего населения). Наибольший разрыв в диапазоне показателей наблюдается в Северо-Западном, наименьший - в Дальневосточном округе. Неоднородность в обеспеченности врачами городского и сельского населения отмечается, в свою очередь, и по субъектам Федерации. Наименьшие различия выявляются в Ямало-Ненецком автономном округе (в 1,6 раза), наибольшие - в Псковской области (более чем в 70 раз), а также - в Брянской, Тверской, Калининградской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Марий Эл. Сложившаяся ситуация с чрезмерной концентрацией врачебного персонала в городах может в ближайшие годы усиливаться, поскольку, согласно построенным прогнозам, численность российских врачей к 2012 году возрастет до 44,9 в расчете на 10 тыс. населения.

За период с 2000 по 2008 гг. отмечается уменьшение обеспеченности населения средним медицинским персоналом (с 96,9 до 94,1 на 10 тыс. населения). Низкие показатели зарегистрированы в Приморском крае (67,6), Калининградской (67,8), Ленинградской (69,3), Московской (71,2) областях, Ставропольском крае (73,3 на 10 тыс. населения). Наибольшей обеспеченностью (более 130 человек среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения) характеризуется Республика Алтай (131,5), Тыва (131,9), Ханты-Мансийский автономный округ (139,0), Магаданская область (139,0), Чукотский автономный округ (155,4).

Укомплектованность медицинских организаций врачебными кадрами в целом по учреждению составила в 2008 году 92,9%, при этом, по стационарам -94,0%, амбулаторно-поликлиническим учреждениям - 91,9%. В больничных условиях отмечается неполная (89,8-74,1%) укомплектованность кадрами физиотерапевтов, диабетологов, трансфузиологов, стоматологов, статистиков, в поликлиническом секторе - дефицит (на уровне 77,4 - 52,0%) клинических фармакологов, токсикологов, диетологов.

Более высокая доля занятых врачебных должностей в амбулаторной службе наблюдается в участковых (66,6%) центральных районных (59,2%) , районных (55,4%), детских городских (53,7%) больницах. Менее обеспечен амбулаторный сектор кадрами врачей в инфекционных больницах для взрослых (7,1%), городских больницах скорой медицинской помощи (8,9%), туберкулезных больницах для детей (9,9%).

Анализ распределения занятых врачебных должностей по специальностям показал, что в амбулаторно-поликлинических учреждениях основными профилями представлены врачи общей практики (99,9%), стоматологи различных субспециальностей (93,0-99,1%), детские эндокринологи (90,7%), дерматовенерологи (90,3%), аллергологи-иммунологи, эндокринологи, генетики, профпатологи (80,0-87,9%). По терапии, ревматологии, онкологии, офтальмологии, оториноларингологии, наркологии, фтизиатрии профильный состав достигает 70,5-79,6%, по неврологии, физиотерапии, психиатрии, гастроэнтерологии лечебной физкультуре, функциональной диагностике - до 57,9-64,1%.

Коэффициент совместительства, в среднем, составляет 1,51, при этом, на 1,0-1,13 занятости работают, в основном, участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики, руководители учреждений; от 1,2 до 1,5 ставки занимают стоматологи, акушеры-гинекологи, ревматологи, гастроэнтерологи и др., более двух ставок - эндоскописты, диетологи, психотерапевты, врачи клинической лабораторной диагностики, клинические фармакологи, патологоанатомы.

Укомплектованность сестринским персоналом составляет, в среднем, 96,1%, менее 90,0% отмечено в больницах восстановительного лечения, наркологических реабилитационных центрах, клиниках ВУЗов, хосписах. Соотношение врачей и сестринского персонала в учреждениях по подчиненности составляет: федеральных и субъекта Федерации - 2,2, муниципальных - 2,5, в сельской местности - 3,2.

При анализе сопряженности численности физических лиц с количеством штатных должностей установлено, что нередко оно превышает число физических лиц. Почти вдвое меньше физических лиц в сравнении с числом должностей по функциональной, ультразвуковой, лабораторной диагностике, эндоскопии, лабораторной генетике, медицинской статистике, младшему персоналу по уходу за больными. По врачебным специальностям трансфузиология, стоматология-ортопедия, фармация и среди фельдшеров, зубных врачей, зубных техников, медицинских технологов - число физических лиц превышает число штатных должностей.

В Российской Федерации вопросы кадрового обеспечения в течение многих лет являются неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения, медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса. В ежегодном послании Федеральному собранию Президент России указывает «...решающую роль в формировании нового поколения профессионалов должно сыграть возрождение российской образовательной системы» [6].

Состояние кадровой ситуации в здравоохранении, вопросы подготовки высококвалифицированных медицинских кадров обсуждены депутатами Государственной Думы (ноябрь 2008г., март 2009г.). Рекомендовано включить раздел подготовки и углубленной подготовки кадров в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в целях оперативного использования механизмов правового регулирования общественных отношений. Поставлена цель развития роли Российской академии медицинских наук, НИИ и ВУЗов в повышении квалификации кадров с использованием различных форм государственно-частного партнерства, поддержки малого и среднего бизнеса в медицинской науке.

Поскольку значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой, в перечень ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации включена задача укрепления кадрового потенциала. Данная задача нацелена на внесение изменений и дополнений в действующие федеральные законы и секторальные директивные документы, регламентирующие подготовку медицинских работников, ее объем и качество, а также - номенклатуру специальностей [6]. Оптимальная номенклатура существенным образом оказывает влияние как на базис кадровой политики, так и на организационно-практическую деятельность медицинских организаций и, в итоге, на качество оказания медицинской помощи.

С 2009 года в целях приведения ведомственных нормативных актов к действующим в России законодательствам сформирована утвержденная приказом Минздравсоцразвития от 23.04.2009 г. № 210н номенклатура специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Базовые специальности составили 9, основные - 33 (включая 3 по фармации), «узкие» профили - 96 специальностей.

Мировая глобализация образовательных процессов повышает необходимость совершенствования системы отечественного непрерывного профессионального образования, как с позиции удовлетворения потребностей национального здравоохранения, так и для признания медицинских специальностей в странах ЕС. Вместе с тем, анализ нормативно-правовой базы по подготовке медицинских и фармацевтических кадров, показывает недостаточную проработанность имеющихся документов, которая проявляется в некоторой непоследовательности и противоречивости рекомендуемых положений.

Нуждаемость нашей страны в удовлетворении цели «образование через всю жизнь» предусматривает более четкое нормативно-правовое обеспечение последипломного обучения, обоснование и пересмотр медицинских специальностей в сторону их интеграции, улучшить содержание процесса обучения, повышения квалификации и аттестации кадров [5].

Из числа работающих в Российской Федерации медицинских кадров на конец 2008 года не имели сертификат 12,5% врачей и 13,8% средних медицинских работников (2006 г. - 16,7% и 23,6% соответственно). В сельской местности не были сертифицированы 12,3 % врачей и 14,0% специалистов среднего звена.

Значение показателя, характеризующего уровень профессиональной подготовки, составило в 2008 году 54,0% врачей, которым присвоена квалификационная категория, из них аттестованных второй категорией - 6,0%, первой - 19,6%, высшей - 28,4%. Среди врачей, работающих в условиях сельской местности, квалификационную категорию получили 43,2% специалистов, в том числе 5,3% - второго, 22,6% - первого, 15,3% - высшего уровня. Из работающих в учреждениях здравоохранения средних медицинских работников квалификационный уровень утвержден у 64,0%, из них - второй категории - 8,0%, первой - 23,9%, высшей - 32,1% работающих. На селе доля среднего медицинского персонала с подготовкой, соответствующей категориальным требованиям, составила 58,7%, вторую категорию имеют 7,3%, первую - 27,1%, высшую - 24,3% физических лиц.

Сложившаяся ситуация и созревшая необходимость соответствия качественно новому уровню медицинского персонала диктует целесообразность дальнейшего развития системы управления кадровым потенциалом на основе трансформации процессуальных подходов к проведению сертификации, аттестации медицинских кадров, лицензирования, совершенствования критериев, содержания, сроков и результатов их выполнения.

Потребности населения в медицинских кадрах относятся к той части потребностей, которые нуждаются в общественном воспроизводстве на основе верификации экономической и производственной нуждаемости в кадровых ресурсах, которая в значительной степени поддается управлению.

Расширяются перспективы использования методов планирования кадров здравоохранения с учетом сложившихся реалий общественной ситуации, национальных особенностей, возможностей технического, технологического. информационного обеспечения здравоохранения, методологии прогнозирования численности кадровых ресурсов на перспективу. Решение проблемы определения численности специалистов с высшим и средним медицинским образованием требует формирования информационного реестра кадровых ресурсов здравоохранения с оценкой и контролем динамики кадров по медицинским специальностям.

Одним из ведущих ориентиров в кадровой политики является эволюция сестринской профессии с расширением профессиональных функций, эффективным использованием медицинских сестер с высшим образованием в практике здравоохранения. Планы наполнения кадрами медицинских организаций должны учитывать необходимость создания надлежащих условий оплаты труда, социальных гарантий работникам с повышением мотивации и престижности труда в сельских условиях.

Основные мероприятия, связанные с подготовкой кадров, осуществляемые на основе принципов стратегии и политики развития системы здравоохранения и образования в целом, предусматривают: совершенствование управления подготовкой медицинских кадров, оптимизацию сети медицинских образовательных учреждений, разработку и создание эффективных учебных программ, инновационность ведения учебно-педагогического процесса. Необходимо укрепление кадровой службы здравоохранения, расширение ее функций и организационно-аналитической направленности.

Заключение:

Состояние кадровых ресурсов системы здравоохранения характеризуется сохраняющейся непропорциональностью обеспечения врачебным и сестринским персоналом, несбалансированностью их подготовки, серьезными проблемами в оказании врачебной помощи сельскому населению, отсутствием, в ряде случаев, необходимой квалификации кадров, а также - региональной дисгармоничностью в распределении ресурсов. Выявленные закономерности позволяют считать необходимым - непрерывное совершенствование управления кадровыми ресурсами, осуществление корректирующих действий по экономическому планированию и прогнозированию численности медицинского персонала с уменьшением деформаций в балансе между врачами широкой практики услуг и специалистами, что позволит повысить доступность услуг здравоохранения, сохранить здоровье российского населения.

Список литературы

  1. Ануфриев А.С. Особенности менеджмента в медицинских клиниках //Менеджер здравоохранения. 2009. №1. С. 6-8.
  2. Гайдаров Г.М., Ленский А.А. Опыт работы Иркутского отделения Российского общества организаторов здравоохранения в развитии кадровых ресурсов региона //Менеджер здравоохранения. 2008. № 3. С.26-30.
  3. Калининская А.А., Дзугаев А.К., Чижикова Т.В. Кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации //Здравоохранение Российской Федерации. 2009. №5. С.11-14.
  4. Комаров Ю.М. К вопросу о приемлемой оплате труда врачей в Российской Федерации //Здравоохранение. 2009. № 6. С. 169-176.
  5. Пивень Д.В. О новых тенденциях в системе медицинского последипломного образования и необходимости их развития //Менеджер здравоохранения. 2008. №4. С. 33-39.
  6. Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию 5 ноября 2008 URL: http://www.admhmao.ru/narod_vl/presid/051108.htm (Дата обращения: 15.02.2010).
  7. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения /Михайлова Ю.В., Сон И.М., Сохов С.Т., Данилова Н.В., Шестаков М.Г., Сасина Н.С., Тахтарова Ю.Н. //Здравоохранение Российской Федерации. 2008. №1. С.52-54.

Views: 28560

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Friday, 16 April 2010 )
Next >
home contact search contact search