About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

Main arrow Archive of previous Issues arrow №2 2010 (14) arrow Basic directions of realization of the family policy by an example of work with families with many children
Basic directions of realization of the family policy by an example of work with families with many children Print
Wednesday, 07 July 2010

Utkina G.Yu.
The Stavropol State Medical Academy, Stavropol

In the article, consideration is given to the model of the state and public care provided to families of «group of risk », which was created in the Stavropol territory on the basis of facilities of social protection, education and public health services, as well as non-state structures, volunteers and the religious organizations. Activity of experts is integrated into some basic modules: pedagogical, social, psychological (psychotherapeutic), diagnostic, medical, and legal, that makes it possible to provide the complex help to families and children depending on the character of trouble. By an example of work with families with many children, the innovative approaches realized within the model frameworks are considered.

Key words: families with many children, model of public and state care.

В условиях массовой малодетности российского населения и ориентации семейной политики на нуклеарный тип семей, сохранение хоть и небольшого числа многодетных семей представляет собой феномен, требующий детального изучения и разработки специфических мер помощи и поддержки.

Многодетная семья – уникальный институт, способствующий реализации личностных и общественных потребностей всех ее членов (А.Г. Волков, 1986; Т.А.Гурко, 1995; Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова, 1999; Т.В.Свадьбина, 2000; Л.В. Карцева, 2002; Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина, 2006). Оптимизация жизнедеятельности многодетной семьи на основе активизации ее собственного потенциала – это основная задача соответствующих служб, работающих с семьей (О.В.Гринина, И.С.Черепанова, 1982; Г.М.Волкова, 1998).

В настоящее время семья становится приоритетной сферой социальной работы, средством стабилизации общества и его дальнейшего развития. В рамках этой деятельности работают три основных социальных института: социальной защиты населения; институт образования населения; институт охраны здоровья населения.

Так, в рамках деятельности института охраны здоровья населения за последние годы создано достаточно большое количество новых, структурных подразделений как чисто медицинских, так и интегрированных. Отвечая насущным проблемам семьи и общества, они решают задачи планирования рождаемости, профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, интеграции людей с проблемами в здоровье в общество и другие.

Одним из примеров такой деятельности является Центр медико-социально-педагогической помощи подросткам и молодежи. Девиз центра: «Счастливая семья – это здоровая семья». Несмотря на то, что центр занимается в основном подростками, подготовкой будущих родителей, профилактикой вредных привычек, большая доля работы приходится и на взрослых – родителей и педагогов. В Центре работают педагоги, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Специалисты Центра беседуют на темы: «О чем говорить с детьми?», «Как это сделать и другим?». Они проводят отбор и подготовку лидеров из числа ребят для работы с детьми (волонтеров); обеспечивают научно – популярной литературой детей и подростков; просвещают семьи по вопросам цитирования, распространения знаний среди детей.

Следует отметить, что в настоящее время изменился подход специалистов образовательных социальных институтов к проблеме семьи, они стали авторами создания многих новых структур, выработкой технологий, форм и методов работы с семьей группы риска.

В Ставропольском крае по инициативе Управления образования созданы: Центр психолого-социальной и педагогической помощи семье и детям; Центр социально-правовой помощи семье; городской Центр реабилитации; городской Центр социально-психологической помощи семье; приюты и другие учреждения.

Потребность общества в социальной поддержке отдельных ее членов, семьи и детей способствовала созданию нового института – социальной зашиты населения. Деятельность учреждений социальной защиты направлена на поддержку особо незащищенных слоев населения, среди которых многодетная семья.

Таким образом, в настоящее время создана целая сеть учреждений социальной поддержки семьи. Они условно делятся на две большие группы: учреждения социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания населения. Анализ развития этой сети учреждений за последние три года свидетельствует о росте более чем в пять раз территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Вместе с тем, каждая из структур занимается не семьей в целом, а конкретными проблемами, которые возникают в семье. Различная направленность деятельности социальных учреждений определяется не только различными исходными базовыми возможностями, но и различной постановкой проблем и способов их решения, различными мотивами инициаторов движений и другими причинами. Таким образом, объективно необходимо создание интегрированной модели, позволяющей комплексно подходить к решению проблем семьи и, решая узкоспециализированные задачи в рамках единого подхода, решать и общую – стабилизация, развитие и сохранение семьи, в особенности многодетной.

Модель помощи современной семье, созданная в Ставропольском крае, представляет многогранную комплексную систему, которая состоит из различных компонентов в зависимости от индивидуальной проблемы каждой семьи, и включает в себя основные модули: педагогический, социальный, психологический (психотерапевтический), диагностический, медицинский, правовой (схема 1). В рамках каждого модуля рассмотрим особенности работы с многодетной семьей.

В основе работы с семьей лежит Диагностический модуль. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

Педагогический модуль. Базируется на гипотезе недостатка педагогичекой компетентности родителей. Субъектом жалобы в данном случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей или социальный педагог ориентируются не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Важным направлением работы с многодетной семьей, является адаптивно-педагогическая помощь это работа различных специалистов в системе с группами родителей и детей, в составе группы может быть до тридцати человек. Работа в подобных группах позволяет участникам получить знания и навыки в решении личных и семейных проблем, помогает в дальнейшем трудоустройстве и занятости членов семей, в создании семейного бизнеса.

Анализ опыта практической работы с многодетной семьей показывает, что для решения комплекса семейных проблем, которые накопились до времени обращения за поддержкой к специалистам, одной консультации, как правило, не достаточно. Готовность членов семьи с одного раза принять информацию к размышлению или рекомендации встречается крайне редко. Причиной этого является как недоверие, так и социальная пассивность большинства многодетных семей, нуждающихся в самых разнообразных видах занятий.

Название «адаптивно-педагогическая» обусловлено двумя понятиями: адаптация – приспособление и педагогическая – передача знаний. Таким образом, в названии направления содержится понятие «научить приспособиться» или «научить выходить из трудных ситуаций». Занятия позволяют не только оказать многодетной семье поддержку, но и способствуют раскрытию собственного потенциала каждого участника творческого процесса.

Ярким примером адаптивно-педагогической помощи является организация проблемных групп в образовательном учреждении, где обучаются дети из многодетных семей. Для эффективного решения поставленных задач, а также для обеспечения классного руководителя, и социального педагога методиками работы, мы считаем необходимым формирование из числа педагогов школы проблемных групп, анализирующих отдельные направления деятельности классного руководителя, социального педагога и вырабатывающих рекомендации с дальнейшим отслеживанием результативности в направлениях, наиболее значимых с позиции участников данных проблемных групп.

Нами разработан примерный план работ проблемных групп в образовательном учреждении, включающий в себя работу по нескольким направлениям:

  • Формирование и развитие личности (цель: выявление способностей ребенка к самостоятельному решению учебных и воспитательных задач с учетом его окружения).
  • Педагогизация среды в деятельности классного руководителя, социального педагога (цель: выработка системы сотрудничества, направленной на адаптацию и развитие личности детей и подростков).
  • Использование народных традиций, как средство адаптации и развития детей и подростков (цель: выработка системы сотрудничества с родителями с целью осознания, как учащимися, так и их семьями духовной принадлежности к Родине)

В процессе исследования было показано, что совместная длительная работа в группе людей со схожими проблемами способствует их дальнейшему сотрудничеству, активизации и объединению. Формирование потребности у многодетной семьи в организации самопомощи важная ступень поддержки. Более эффективная реализация педагогического потенциала многодетной семьи и ее членов возможна при объединении различных категорий семей для решения своих проблем в общественные организации или клубы. Созданные общественные структуры помогают оказывать семьям группы риска все вышеперечисленные виды помощи, показывают образец самостоятельного решения проблем и выходов из критических ситуаций, а так же поддержки друг друга в сложные периоды жизни. Подобные общества, ассоциации или клубы со временем могут решать любые вопросы жизнедеятельности семьи, выходить с предложениями в исполнительные и законодательные органы районов, городов, регионов и страны в целом.

В деятельности специалиста по социально-педагогической работе с многодетной семьей сотрудничество с подобными общественными организациями и движениями способствует результативности в создании образа «здоровой семьи» и поддержке на первых ступенях других типов семей, не входящих в эти объединения.

Эффективный результат в социально-педагогической работе с неблагополучными многодетными семьями дает включение в нее волонтеров из числа благополучных, «здоровых» семей. Как было отмечено выше, игнорирование этой категории семей чаще всего приводит к переходу их в категорию группы риска. Активизация собственного потенциала «здоровой» семьи позволяет не только стабилизировать и устойчиво развивать семью, но и является примером для подражания другим типам семей. Использование «здоровой» семьи в работе с семьями групп риска также позволяет получить большой эффект в стабилизации жизнедеятельности семей кризисных категорий.

Социальный модуль. Используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется конкретная поддержка. Это особенно важно именно для многодетных семей. Материальная поддержка является важнейшим стартовым условием, которое способствует включению многодетной семьи в процесс активизации собственных сил.

Форма помощи семье со стороны специалистов и учреждений социальной работы может иметь несколько видов. Это и дотация на питание, и дополнительная материальная помощь, выделенная по решению педагогического и классного родительского комитета образовательного учреждения, а также предприятия, на котором работают родители. При отсутствии этих видов социальной поддержки социальный работник помогает получить дополнительную материальную помощь через органы социальной защиты и общественные фонды.

Особого внимания заслуживает организация финансовой поддержки с помощью общественных структур. Причем такой поддержкой могут выступать не только деньги, но и вещи, пособия для занятий, участие в оплачиваемых кружках, посещение оплачиваемых мероприятий за счет фонда социальной защиты или спонсорской помощи некоммерческих организаций, волонтеров, религиозных организаций семьям «группы риска и их детям.

Психологический (психотерапевтический) модуль. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Он предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения. Возможность получения консультации специалиста оказывает благотворное влияние на детей, родителей и педагогов, рождая доверительные отношения, чувство защищенности, понимания. Семье оказываются психологические, а также социально-реабилитационные услуги. К последним относятся: организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование); социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки; социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми; составление индивидуальных коррекционных программ.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны, их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусам и предпочтениям. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную комбинацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств – осуществление и закрепление изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалистов по работе с семьей.

Медицинский модуль. Предполагает, что в основе семейных трудностей лежат проблемы со здоровьем. Задача профессиональной помощи – диагностика, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. К основным социально-медицинским услугам, оказываемым семье относится: содействие в направление в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе и детей; патронаж семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками; организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психологических расстройств, воспитание здорового образа жизни и др.

Правовой модуль. Осуществление помощи в оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе и детей; участие в правовом просвещении населения, повышение его юридической компетентности; участие в правовой защите личностных интересов детей родителей и членов семьи.

Схема 1
Схема 1. Модель государственно-общественной помощи семьям «группы риска»

Представленные модули работы с семьей явились основополагающими при разработке целевых программ по реализации концепции развития правовой социальной, психологической и медицинской помощи для различных типов семей.

Анализ статистических данных свидетельствует о росте числа жителей, получивших помощь от специалистов. Так, количество семей, обратившихся в различные учреждения социальной поддержки семьи, увеличилось только за два года почти в 2,5 раза, количество подростков – в 1,5 раза. Отрадным, на наш взгляд, является интенсивность развития подобных учреждений. За последние два года число Центров социальной помощи семье и детям увеличилось почти в два раза, количество специалистов, работающих в них, - более чем в два раза, а количество обслуживаемых семей и несовершеннолетних детей – почти в три раза.

В будущем предполагается дальнейшее развитие системы помощи семьям с организацией новых структур. Это связано с тем, что пока приоритет отдан преимущественно неблагополучным семьям, а профилактике неблагополучия уделяется недостаточное внимание.

Список литературы

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей - М.: МПСИ, 1999. - 72 с.
  2. Волков А.Г. Семья – объект демографии. – М., 1986. – 127 с.
  3. Волкова Г.М. Образ жизни и состояние здоровья детей из многодетных семей: Автореф. дис… канд. мед. наук. – Казань, 1998. – 20 с.
  4. Гринина О.В., Черепанова И.С. Комплексная социально-гигиеническая характеристика многодетных семей: Актуальные вопросы совершенствования организации медико-социальной помощи женщинам и детям в СССР. – М., 1982. – С.63-69.
  5. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи.// Социологические исследования. – 1995. – № 10. – С. 95-99.
  6. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Москва: Владос, 2006. – 246 с.
  7. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Казань, 2002. – 34 с.
  8. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. – Нижний Новгород, 2000. – 74 с.

Views: 26850

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Monday, 12 July 2010 )
< Prev   Next >
home contact search contact search