The model of system improvement of the health care organization |
Monday, 13 December 2010 | ||||||
Korotkova A.V. In the article, results of development and practical approbation of the model of system improvement of health care organization developed on the bases of quality improvement methodology are presented. Developed model, principles, technologies and training materials are intended for heads of medical institutions and regional health care authorities in their work on quality improvement and efficiency increase. Experiments on approbation of model were carried out in 26 subjects of RF, and efficiency of model has been estimated by the results repeated in various conditions. The developed remote training and methodical materials of the work are used and can be used in the future in information resource WEB-communicator uniting various establishments and regions. Keywords. Model, efficiency, health care organization, system approach, remote training course. Кризисные явления периода общественных и государственных преобразований в России негативно отразились на одной из главных составляющих благополучия и качества жизни населения, – его здоровье, и на показателях воспроизводства. Это, несомненно, обусловлено не только отрицательными внешними факторами, влияющими на здоровье, но и состоянием самой системы здравоохранения. По оценкам исследователей, доля предотвратимой смертности в общем показателе смертности достигает 60% [4]. Кроме увеличения объективной потребности населения в медицинской помощи, растет и информированный спрос населения на доступность современных медицинских технологий, которые известны в мире и в России, но не внедряются в широкую практику. В последние годы расходы на здравоохранение увеличились, и, вместе с тем, стоит задача эффективного использования выделяемых ресурсов [2]. В России в улучшении качества и повышении эффективности медицинской помощи уже многое сделано на национальном уровне. Было разработано несколько «волн» федеральных стандартов оказания медицинской помощи, в рамках пилотного проекта (в котором участвовали 19 субъектов федерации) тестировались протоколы [1]. Сейчас разработаны порядки оказания медицинской помощи и разрабатываются новые стандарты. Система лицензирования медицинских организаций была создана на уровне регионов, затем «поднята» на федеральный уровень, но сейчас уже обсуждается система лицензирования медицинских организаций на заявительной основе. Существуют методологические наработки по оценке и мотивации качества, по экономическим подходам к стимулированию повышения эффективности, но до настоящего времени не разработаны методы усовершенствования медико-организационных технологий на уровне ЛПУ и региональном уровне. Таким образом, остро обозначилась проблема противоречия между современным уровнем развития клинических технологий и растущей потребностью улучшить качество и повысить эффективность медицинской помощи, и отсутствием знаний о действенных механизмах, методах и методиках как сделать это на практике и повсеместно. Актуальна проблема разработки современных, адекватных периоду целенаправленных реформ, методологических основ быстрых и масштабных системных усовершенствований медико-организационных технологий и соответствующей реорганизации ресурсов, которые могли бы быть использованы руководителями территориального здравоохранения для обеспечения медработникам возможности эффективно применять достижения современной медицины. В Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения была разработана методология и в организационных экспериментах апробирована модель системного совершенствования организации медицинской помощи для решения проблемы обеспечения ее качества и эффективности на всех уровнях управления здравоохранением. При этом, были использованы методология улучшения качества медицинской помощи и методы анализа эффективности затрат. Был разработан метод формализации усовершенствований в виде клинико-организационных руководств и методика разработки индикаторов. К известным принципам методологии улучшения качества медицинской помощи можно отнести:
Принципы улучшения качества были дополнены следующими:
Технология действий по разработке усовершенствований в организации медицинской помощи включает следующие шаги:
Новым в разработанной технологии являются ее направленность на решение комплексной многоуровневой медико-организационной проблемы, соответственно, включение в рабочую группу представителей всей вертикали оказания и управления медицинской помощью, включая главных специалистов Минздравсоцразвития Российской Федерации , использование методов анализа эффективности для выбора альтернатив изменений, использование доказательных данных. Обязательное условие: административная и организационная поддержка со стороны руководства рабочей группы на всех этапах работы, и доступ непосредственно членов рабочей группы к доказательным информационным базам [3]. В организационном эксперименте в Тульской и Тверской областях были разработаны и апробированы усовершенствования в трех медико-организационных технологиях в родовспоможении и в первичной медико-санитарной помощи:
Модель была апробирована в организационном эксперименте, который охватил все 37 районов Тверской области и все 23 района Тульской области и, примерно, по 700 врачей и работающих с ними средних мед. работников службы родовспоможения в Тверской области и первичного звена в Тульской. Для оценки результативности модели внедрения мониторировались и оценивались 70 индикаторов качества за временной интервал в 15 месяцев. Основные изменения в медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, оказываемая при гипертензии, вызванной беременностью:
Снижение затрат на каждую госпитализацию в отдельности произошло из-за уменьшения среднего времени пребывания в стационаре с 13,5 до 11,8 дней и уменьшения числа назначенных лекарственных средств (ЛС), т.к. одно из принципиальных изменений – отказ от необоснованной полипрагмазии. В среднем одна пациентка, которая раньше получала десять ЛС за время пребывания в стационаре, после изменений получала в среднем шесть ЛС. Снижение затрат на амбулаторную помощь произошло также по двум позициям: на ведение одной беременной женщины и за счет уменьшения числа женщин, страдающих от ГВБ. Снижение заболеваемости ГВБ объясняется не только переходом на критерии МКБ-10, но и из-за изменения самой технологии медицинской помощи: беременных с отеками (физиологическими при беременности) перестали направлять на госпитализацию или назначать лекарственные средства; их оставляют под амбулаторным наблюдением, обучают немедикаментозным видам помощи. Улучшились партнерские взаимоотношения беременных и акушеров-гинекологов. В общем, все затраты на оказание помощи всем женщинам с ГВБ в двух районах Тверской области снизились на 86,4%. Из общего снижения затрат 70,7% приходится на снижение затрат на госпитализацию. Анализ личных затрат пациентов в Вышневолоцком районе показал, что затраты на лекарства со стороны женщин и их семей снизились в группе «после» на 66%. Аналогичные доказательства были получены по остальным клиническим целям. Усовершенствования были формализованы в виде трех клинико-организационных руководств. По проблеме респираторного дистресс-синдрома новорожденных произошли значительные изменения в организации медицинской помощи новорожденным во всей Тверской области. Был организован неонатальный центр на базе городской детской больницы (единый для города и области); были введены в практику новые единые для всех ЛПУ области алгоритмы помощи новорожденному с респираторными расстройствами. Были разработаны новые правила (критерии) вызова санитарной авиации для транспортировки новорожденного с респираторными расстройствами из районов и разработана единая формализованная карта всех реанимационных мероприятий, проведенных с момента рождения, при подготовке к транспортировке, при самой транспортировке, в приемном отделении и в отделении реанимации. Ранее эти сведения содержались в различных документах, и медработник на следующем этапе не владел всей информацией о предыдущих этапах оказания медицинской помощи новорожденному. В результате снизилась летальность новорожденных за счет оптимизации оказания помощи: ранней диагностики, своевременного лечения, адекватной респираторной поддержки и аппаратной искусственной вентиляции легких, перевода в учреждение 3 уровня.
Затем была апробирована федеральная модель системного совершенствования организации медицинской помощи больным с 16 клиническими состояниями в экспериментальных ЛПУ участвующих в эксперименте 23 субъектов Российской Федерации. Также был разработан и апробирован метод создания и деятельности 6 объединенных межтерриториальных рабочих групп, в состав которых вошли 130 рабочих групп из 23 участвующих субъекта Российской Федерации. Для обеспечения их коммуникационных потребностей было разработано и апробировано информационное обеспечение в виде Интернет-приложения «Web-коммуникатор».
Оценка устойчивости внедрения в практику разработанной модели была проведена через 5 лет после первых организационных экспериментов в трех новых субъектах федерации по 7 клиническим целям в области родовспоможения, которая завершилась разработкой и изданием обучающих материалов, включая дистанционный курс. Также прошел оценку результативности метод создания и деятельности объединенных межтерриториальных рабочих групп из нескольких субъектов федерации. При внедрении было важным придание новых функций структурам вертикали управления и использование подхода к их обучению, основанного на профессиональной деятельности. Получены достоверные доказательства улучшения качества медицинской помощи населению трех областей (Рис. 2).
Также было обновлено Интернет-приложение «WEB-коммуникатор» (см. снимок web-страницы) (www.healthquality.ru) - основа информационного обеспечения взаимодействия и коммуникаций рабочих групп и участвующих структур и институтов. Доказательством степени распространенности в Интернет-пространстве разработанной модели и медико-организационных инноваций может служить результат поиска, который показал, что разработанные клинико-организационные руководства многократно реплицированы в различных базах документов, а макет и методика формализации оформляется в виде региональных клинико-организационные руководств. На основе полученных данных можно сформулировать следующие выводы:
Список литературы
Views: 21046
Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Monday, 20 December 2010 ) |
< Prev |
---|