About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

Main arrow Archive of previous Issues arrow №2 2008 (6) arrow Assesment of social disadaptation as the risk factor for tuberculosis
Assesment of social disadaptation as the risk factor for tuberculosis Print
Friday, 06 June 2008

Skachkova E.I., Kucheryavaya D.A.
Federal Center for monitoring TB control in the Russian Federation, Federal Public Health Institute under Roszdrav

The tuberculosis is classical socially - caused disease. The risk of development of the tuberculosis is statistically significant at the persons having factors social no adaptation. The risk grows in 1,5-2 at presence at the patient of a combination of the given factors. It should be taken into account by development of programs of preventive maintenance of a tuberculosis among the population and formation of groups for active diagnosis on a tuberculosis.

Известно, что чаще всего туберкулезом заболевают социально незащищенные лица с иммунодефицитом, находящиеся в состоянии перманентного стресса. То есть туберкулез является классическим социально-обусловленным заболеванием.

Общепринято считать, что риск развития туберкулеза намного выше у лиц, находящихся в состоянии социальной дезадаптации. Но при этом нигде в доступной нам литературе, касающейся вопросов фтизиатрии, не определено, кто может быть отнесен к социально дезадаптированным группам, и не приводится доказательных фактов, что среди них заболеваемость туберкулезом выше по сравнению с широкими слоями населения.

Чтобы ответить на данный вопрос рассмотрим, что такое социальная дезадаптация, и кто может быть отнесен к социально дезадаптированным группам.

Теоретические аспекты социальной дезадаптации неразрывно связаны с понятиями: «норма», «социализация». В социологическом энциклопедическом словаре, под редакцией Г.В. Осипова приводится определение: «социальная норма - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Важнейшими характеристиками всякой социальной нормы являются ее контролирующая и регулирующая функция, полезность, обязательность и фактическая реализация в повседневной деятельности, отношениях, общении и поведении людей».

Понятие "социализация" Павленок П.Д. определяет «как процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию) посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты». Таким образом, личность, активно интегрируясь в общество, усваивая элементы культуры, социальные нормы и ценности приобретает социально значимые черты.

В сфере индивидуального поведения «социальная дезадаптация» представляет собой поступки конкретных людей, запрещаемые нормами права, нравственности, правилами общежития. Сюда входят разнообразные виды отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, самоубийство, аморальное поведение, детская беспризорность или бомжевание, педагогическая запущенность и трудновоспитуемость детей и подростков, нарушение любых социальных норм.

В широком смысле социальная дезадаптация- это состояние связей с новой средой, а также длительная неприспособленность к определенной социальной среде. В более узком смысле это означает, что поведение человека в социальном аспекте частично отклоняется от принятых в обществе норм поведения, т.е. поведение не согласуется с принципами и основными требованиями, установленными в обществе и коллективе.

Т.Д. Молодцова дает объемную характеристику семи типов людей, в зависимости от того, как они адаптируются в обществе: «адаптированные»; «частично-адаптированные»; «дезадаптированные»; «неадаптированные»; «адаптированные к асоциальным условиям»; «дезадаптированные к асоциальным условиям»; «адаптированные к дезадаптации». В русле нашей работы особый интерес в этой типологии представляют четыре типа: «частично-адаптированные», «адаптированные к асоциальным условиям», «адаптированные к дезадаптации» и «дезадаптированные к асоциальным условиям».

Эти типы чаще всего встречаются в практике врачей и характерны для следующих категорий людей: 1. страдающих хроническими соматическими заболеваниями и невротическими нарушениями; 2. с незначительными мозговыми дисфункциями, без видимых органических поражений, у которых наблюдается чрезмерная двигательная активность, неуклюжесть, затруднения в обучении; 3. с нарушением эмоциональной сферы - боязливость, замкнутость, подавленность, повышенная аффективность; 4. с нарушением волевой сферы, со стойко выраженной импульсивностью, упрямством, негативизмом; 5. социально и педагогически запущенные, трудновоспитуемые, сироты, беспризорные, БОМЖы для которых характерна социальная неадаптированность, проявляющаяся в бродяжничестве, нищенстве, попрошайничестве, употреблении алкоголя, беспорядочность сексуальной жизни, токсичным и наркотическим веществам, правонарушениям.

Дезадаптация проявляется в трех основных сферах: организме, личности и среде. Индивидуальная же специфика дезадаптации проявляется в поведении пациентов и состоит в преобладании: а) индивидуальных свойств людей, придающих поведению известное своеобразие; б) личностного начала с его совокупностью социально-психологических элементов; в) влияния социальной микросреды с ее многообразными свойствами.

Социальная дезадаптация проявляется срывом компенсаторных механизмов, позволяющих личности успешно функционировать на производстве, в семье, в обществе в целом. Крайними проявлениями подобной тенденции могут быть уклонение от общественно-полезного труда, совершение правонарушений и преступлений.

К числу разнообразных и взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис социальной дезадаптации, С.А. Беличева справедливо относит: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют социальную дезадаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного и школьного, а в последующем и среднеспециального воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества».

К ндивидуальным факторам, действующим на уровне психобиологических предпосылок, могут быть отнесены: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания.

Природа преступности и делинквентности рассматривается здесь наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание необходимо уделить природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений.

Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социальнодезадаптивным формам поведения.

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляются в дефектах школьного, послешкольного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер.

Пациенты с таким анамнезом жизни испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Социально-психологические факторы раскрывают неблагоприятные особенности взаимодействия индивидуума со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном или рабочем коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности человека является учреждение, где человек работает или учится, как целая система значимых для индивидуума отношений.

Личностные факторы проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, учреждения образования, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Социальные факторы - это неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность, по сравнению с педагогическо-воспитательной, характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных людей от таких важнейших институтов социализации как семья и работа (учеба), приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.

При этом необходимо помнить, что и сама болезнь, которая может развиться на фоне социальной дезадаптации, оказывает своеобразное патогенное действие на организм человека, что выражается в способе его психического реагирования на свое заболевание. Это находит отражение в изменении поведения больного во взаимоотношениях с окружающими, т.е. ведет к отягощению его социальной дезадаптации и одновременно является адаптацией в социальной ситуации развития болезни.

Особенностью консультирования таких пациентов является необходимость начинать с полного принятия пациента как целостной личности с ее актуальными в данный момент потребностями и переживаниями.

Таким образом, при определении степени социальной дезадаптации необходимо применять системный подход к анализу состояния и поведения пациентов. Такая оценка может быть проведена только на основании индивидуальной работы с пациентом. Говоря о влиянии социальной дезадаптации пациента на риск развития туберкулезной инфекции мы утверждаем, что имеющиеся в отчетной документации данные не позволяют нам оценить степень влияния факторов социальной дезадаптации на эпидемическую ситуацию в стране. Поэтому на основании данных государственной системы мониторинга туберкулеза (полицевые регистры на впервые выявленных больных) мы провели анализ влияния факторов социальной дезадаптации на риск развития туберкулеза. Использовались данные 2004-2006 годов из 28 субъектов Российской Федерации.

Среди заболевших туберкулезом лица трудоспособного возраста, которые не работают и не учатся, составили 47,0%. В пересчете на 100 тысяч человек населения неработающие жители болеют туберкулезом в 8,9 раз чаще работающих. Существенный рост заболеваемости неработающего населения отмечен в 2006 году. Заболеваемость туберкулезом остальных групп работоспособного населения существенно не меняется.

Умирают от туберкулеза лица, которое не работают и не учатся в 51,7 раза чаще работающих. При этом ежегодно растет смертность неработающего населения трудоспособного возраста: с 2003 года по 2006 год показатель вырос в 1,6 раза. За эти же годы вырос в 1,5 раза показатель смертности от туберкулеза инвалидов по общему заболеванию (без инвалидов по туберкулезу).

Эта же закономерность справедлива и для лиц, не имеющих своего места жительства. Лица БОМЖ в пересчете на 100 тысяч соответствующего населения болеют в 9,8 раз чаще, а умирают в 15,6 раз чаще.

Также высок риск заболеть туберкулезом и умереть от него у лиц, злоупотребляющих алкоголем (в 5 раз чаще), имеющих психические расстройства (в 2 раза чаще), болезни органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы и органов кровообращения (в 6,1, 5,3, 2,2 и 4,3 раза соответственно).

Как фактор влияния признаков социальной дезадаптации на заболеваемость от туберкулеза имеет высокое значение сочетание различных признаков. К сожалению, современная статистика не позволяет выделить среди населения группы с сочетанием, например, неработающих БОМЖ, или имеющих стаж лишения свободы, или злоупотребляющих алкоголем, без специального социологического исследования. Поэтому, имея данные о числе таких пациентов среди заболевших туберкулезом, мы не можем статистически оценить степень зависимости сочетания признаков социальной дезадаптации на заболеваемость туберкулеза в соответствующей популяции и сравнить ее с заболеваемостью туберкулезом остального населения.

Но среди заключенных ФСИН мы такое исследование провести можем. Фактор наличия в анамнезе заключения в учреждениях Федеральной системы исполнения наказаний (ФСИН), оказывает существенное влияние на заболеваемость туберкулезом. Так фактор наличия злоупотребления алкоголем повышает риск заболеть туберкулезом в 9,6 раза, а наличие язвенной болезни желудка или 12-ти перстной кишки – в 7,8 раза. Заключенные, ранее не работающие, или имеющие больше одной судимости заболевают туберкулезом в 15,2 раза чаще, чем прочие группы.

То есть мы можем утверждать, что сочетание факторов социальной дезадаптации в 1,5-2 раза повышает риск развития туберкулеза среди социально-уязвимых групп.

Это должно быть учтено при разработке программ профилактики туберкулеза среди населения и формировании групп для активного обследования на туберкулез.

 

Список использованных источников

 

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Прогресс, 1995.

  2. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х частях. - М.-Тула, 1999.

  3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Изб. произв. М., 1990. Дюргейм Э. Социология. М., 1995.

  4. Вилюнас В.к. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Наука, 1990.

  5. Гилинекий А.Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. исслед. - 2001.

  6. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социолог. исслед. 2004..N 8-9.

  7. Зейгарник Б.В. О патологии развития личности // Психология личности. - М., 1982.

  8. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии / Американская социологическая мысль. М., 1999. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 1987.

  9. Ковалева А.И. Социология личности: нормы и отклонения. М., 1996. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Соц. иссл., 1998.

  10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 2003.

  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общества. М., 1986.

  12. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.

  13. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957.

  14. Социальные отклонения / Под ред. д'А. Тихоновой. - М., 2002.

  15. Социология: Учебник / Под ред. П.Д. Павленка. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2002.

  16. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2005.

  17. Харчев А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М., 2001.

  18. Черняк Е.М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах. М., 1997.

 

 


Views: 34096

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Tuesday, 05 November 2013 )
< Prev   Next >
home contact search contact search