Experience in organization of prevention within the frameworks of "Narkostop" program in the south-east district of Moscow |
Saturday, 27 December 2008 | ||||||
Vlasovskikh R.V., Grishina Е.S. The “NARKOSTOP” complex preventive program developed and being introduced in practice by the Narkological dispensary №6 makes it possible to provide high quality prevention to the child-adolescent population of the south-east district of Moscow in full. An operational experience of works provided under the Program has demonstrated that the greatest efficiency in the system of primary anti-narcotic prevention can be achieved only with using an integrative model of prevention, and also by using interdisciplinary interaction between psychologists, teachers, psychiatrists - experts in narcology, workers of social services and law enforcement bodies. At the same time, the statistical data provided by the Child- adolescent Department specify a decrease in amount of the minors under dispensary supervision with various forms of a narcological pathology and an increase in the number of persons under preventive supervision.
В последние годы ситуация, связанная с потреблением наркотических и сильнодействующих веществ молодежью в городе Москве, остается крайне напряженной. Особенно актуальна проблема вовлечения подрастающего поколения в потребление психоактивных веществ в условиях нестабильности общества, роста преступности и других социальных аномалий. Такое положение вызывает необходимость активных действий в области организации и развития профилактики химической зависимости в системе здравоохранения. Для более эффективной целенаправленной профилактической работы среди населения ЮВАО округа в Наркологическом диспансере №6 Юго-Восточного округа города Москвы разработана Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами «Наркостоп». К сожалению, в настоящее время не существует единых стандартов профилактики заболеваний неинфекционной патологии [7]. Поэтому при разработке программы учитывались внутренние возможности диспансера, существующая правовая база, запросы населения, а также опыт работы в области профилактики Наркологического диспансера №5 УЗ ЗАО г. Москвы [11], Наркологического диспансера № 12 УЗ ЮЗАО г. Москвы, Реабилитационных Центров для химически зависимых г. Калининграда и Санкт-Петербурга [10, 13], а также методические разработки Московского научно-практического центра наркологии [8]. Российские и зарубежные превентологи указали на несостоятельность использования традиционной модели профилактики [3, 10, 12]. Практика подтвердила необходимость применения интегративного подхода, базирующегося на теоретических основах научной психологии и современной концепции превенции наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних [4, 9, 11]. Такой подход позволяет наиболее оптимально осуществлять профилактические мероприятия среди детско-подросткового населения Юго-Восточного округа города Москвы. Программа «Наркостоп» реализуется специалистами амбулаторного отделения профилактики диспансера – психологами, социальными работниками во всех районах округа. В каждом районе функционирует консультативный кабинет профилактики, работающий на базе библиотеки, Интеллект-центра или молодежного клуба. В этих консультативных кабинетах 1-2 раза в неделю медицинские психологи проводят индивидуальные и семейные консультации для детей, подростков и их родителей, а также проводятся психокоррекционные групповые занятия с детьми из группы «риска». Основной же объем профилактической работы осуществляется специалистами отделения на базе образовательных учреждений округа. Профилактическое воздействие осуществляется комплексно, системно, с учетом возрастных психологических особенностей, актуальной ситуацией потребления ПАВ на территории округа. Программа «Наркостоп» является постоянно действующей, направленной на осуществление первичной и вторичной профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди детско-подросткового населения, в первую очередь: 1. Среди детей, начиная с дошкольного возраста, подростков (в организованных коллективах - школах, детских садах). 2. Среди детей, подростков группы повышенного риска по формированию наркологических заболеваний. 3. С родителями. 4. Со специалистами, работающими с детьми. Такое понимание проблемы обуславливает необходимость реализации профилактических мероприятий в тесном взаимодействии со специалистами других ведомств (Управления образования, культуры, внутренних дел, учреждения науки, средства массовой информации) и использование стратегий, основанных на: - работе с учащимися образовательных учреждений; - работе с группой «риска» на базе специализированных образовательных учреждений (школы для детей с дефицитарным развитием, школы для детей с девиантным поведением, учреждения социальной поддержки населения); - работе, направленной на мотивационную профилактическую активность в социальной среде (пропаганда идей здорового образа жизни); - привлечении потенциала средств массовой информации. В своей практической деятельности специалисты отделения используют современные социальные [6], психологические знания [3, 5], медико-психологические [1, 2], социальные, педагогические технологии [11], которые включают такие формы работы как: - когнитивно-поведенческий тренинг; - беседы; - дискуссии; - лекции; - мотивационное консультирование; - круглые столы; - семинары; - психогимнастика; - ролевые игры; - мозговой штурм; Цель программы «Наркостоп» - предупреждение приобщения несовершеннолетних к употреблению наркотических и других психоактивных веществ; предотвращение у детей и подростков развития наркологических заболеваний и их социальных последствий через систему мер, направленных на обучение здоровому жизненному стилю и высокофункциональному поведению, а также утверждение идей здорового образа жизни среди населения округа. Ведущим механизмом решения поставленных в программе целей и задач выступает реализация целенаправленных проектов по первичной позитивной профилактике («Капельки», «Ступени», «Краткосрочные мотивационные акции, направленные на оздоровление социальной среды, пропаганду идей здорового образа жизни») и по вторичной - проект «Облака». Проект «Капельки» нацелен на формирование установок здорового образа жизни, снижение влияние факторов риска на раннее приобщение детей к потреблению ПАВ, развитие адаптивных форм поведения. Проект рассчитан на родителей и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основной упор в проекте сделан на проведении специальных занятий-тренингов (5 занятий), направленных на формирование у дошкольников здоровых жизненных установок, понятий о вредных-полезных привычках, о здоровом образе жизни и об опасных ситуациях, связанных с употреблением ПАВ. Специальные упражнения позволяют развивать у детей не только умения оценивать опасность ситуаций, принимать решения о безопасном поведении в той или иной ситуации, но и навыки эмоционального саморегулирования. Проект «Ступени» реализуется в тесном контакте с Управлением образования на основании совместного плана профилактической работы в организованных детских коллективах на базе средних учебных заведений. Цель проекта – обеспечение школьников ЮВАО города Москвы первичной профилактикой всех видов химической зависимости. Задачи - уменьшить число лиц, входящих в группу повышенного риска вовлечения в наркотизацию, формирование у несовершеннолетних здоровых жизненных установок, освоение детьми, подростками эффективных навыков поведения, переориентация подростков на альтернативные употреблению наркотикам виды деятельности. Структура проекта включает в себя несколько компонентов деятельности: · обучающий: 1. проведение со школьниками 7-10 лет, 11-17 лет профилактических занятий и тренингов. Их основная задача: - дать подросткам объективную информацию о химических веществах, последствиях употребления; - сориентировать подростков на их способность самостоятельно сделать правильный выбор на основе полученных знаний; - обучить подростков определенным поведенческим навыкам и стратегиям поведения, способствующим следованию здоровому жизненному стилю и противостоянию факторам риска экспериментирования несовершеннолетними с ПАВ. Темы занятий могут варьироваться в зависимости от уровня осведомленности детей, индивидуально-личностных особенностей учащихся. 2. Проведение интерактивных занятий с педагогами, родителями, направленных на повышение психолого-педагогической грамотности. · Диагностический: - выявление на тренингах детей и подростков, имеющих высокий риск приобщения к психоактивным веществам, а также несовершеннолетних с наркологическими проблемами. Мотивирование их на участие в коррекционных мероприятиях (индивидуальных и групповых) на базе консультативных кабинетов. - участие в Комиссиях по делам несовершеннолетних, выявление и коррекция несовершеннолетних с аддиктивными формами поведения. · Консультативный: - индивидиуальное консультирование несовершеннолетних, родителей, специалистов, работающих с детьми по проблемам воспитания и взросления, а также проблемам нарушений адаптации. По мере необходимости привлечение таких детей к дополнительным консультациям профильными специалистами других специализированных учреждений Проект «Облака» разработан для осуществления вторичной профилактики и направлен на предупреждение заболеваемости наркологическими заболеваниями. Основной акцент в работе сделан на психокоррекционную работу с подростками группы «риска», психологическое развитие молодежи, а также работу с дисфункциональными семьями. Формы деятельности: - индивидуальное, семейное консультирование; - диагностические мероприятия; - групповые психокоррекционные тренинги. Психокорреционные занятия включают в себя: 1. Образовательный компонент – специфический (знания о действии химических веществ на любого человека) и неспецифический (знание о себе, понимание своего внутреннего мира). 2. Психологический компонент – коррекция особенностей личности, которые могут привести к началу употребления ПАВ, развитие качеств, препятствующих этому. 3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка. Приблизительная тематика тренингов: 1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы. 2. Понятие личности. Структура личности. Понятие границ личности. Развитие личности. 3. Чувства. Идентификация и выражение чувств. 4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. 5. Формирование умения ставить перед собой адекватные цели и достигать их. 6. Человек как социальное существо. Особенности межличностного общения. 7. Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, разрешение конфликтных ситуаций, умение принимать и оказывать поддержку. 8. Семья как единый организм. Понятие здоровой и дисфункциональной семьи. Химическая зависимость в семье. 9. Понятие группового давления и группового принятия решений. Выражение и отстаивание собственных интересов в группе. Поиск компромиссов. Противостояние давлению группы. 10. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «Нет». 11. Понятие стресса и проблеморазрешающего (стрессопреодолевающего) поведения. 12. Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. 13. Завершение работы. Подведение итогов. Кроме того, в рамках первичной профилактики в учебных заведениях округа проводятся «краткосрочные» мотивационные акции, направленные на оздоровление социальной среды, пропаганду альтернативных видов деятельности. Вне зависимости от реализации целевых проектов осуществляется информационно- просветительская работа, а также регулярно проводятся мониторинговые исследования актуальной ситуации потребления ПАВ среди несовершеннолетних. Эффективность работы программы «Наркостоп» подтверждается мониторинговыми исследованиями актуальной ситуации потребления алкоголя, табака, наркотиков школьниками-подростками 7-11 классов ЮВАО г Москвы, которые проводились специалистами диспансера в 2005 году среди учащихся общеобразовательных школ Юго-Восточного округа. При проведении Мониторинга была выявлена группа подростков, имеющих установку на здоровый образ жизни. Количество таких несовершеннолетних от общего числа респондентов (777 учащихся) составила 33,5 %. Аналогичные исследования 2001 года такой тенденции не выявляли. Cписок литературы
Views: 26108
Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Sunday, 11 January 2009 ) |
< Prev |
---|