About importance of operative information in datawares of the public health on regional level |
Tuesday, 02 June 2009 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Utka V.G. In the article, the quarterly operative information is described, as one of components of information supply at a regional level. The method is developed and introduced in public health services of Bryansk area. Subjects of the reporting represent the data in Medical Center for Information and Analysis on 219 indicators . As a result of the automated processing, intermediate tables (48) and diagrams (13) are composed. On their basis analytical materials (collection) on 12 sections of public health services with conclusions are issued quarterly. The operative information promotes acceptance of the correct proved administrative decisions in public health services at a regional level. Key words: health-statistical report, timeliness of the information, quarterly operative information, timeliness of decision-making. Своевременное и качественное обеспечение руководителей различных уровней управления необходимой информацией является важной целью всей системы управления здравоохранением и представляет актуальную проблему сегодняшнего этапа информатизации здравоохранения. Реализация новых методов поддержки управленческих задач на основе информационного обеспечения должна обеспечить эффективное реформирование системы здравоохранения и создать условия для повышения качества оперативного управления, обоснованного планирования медицинской помощи и повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения [1,3,5,6,12,13,14,15,16]. Эффективная оценка деятельности здравоохранения по конкретному конечному результату на региональном уровне возможна только при условии четкого функционирования управления и информационного обеспечения. Не потеряли свою актуальность сбор и обработка информации, накопления данных в рамках официальной статистики. Таких систем для полноценного информационного обеспечения регионального здравоохранения в настоящее время не существует. На современном этапе развития здравоохранения, в условиях ухудшения социально-экономической среды предъявляются высокие требования к эффективности принятия управленческих решений на уровне регионов. Если руководитель любого уровня своевременно получает необходимую информацию, он может проводить и принимать оперативные, эффективные решения. Система годовых медико-статистических отчетов имеет ряд преимуществ: единая программа, возможность сравнения данных, получение показателей объема работы и использования ресурсов, простота сбора. В числе ее недостатков - негибкая программа, ограниченный набор сведений, малая оперативность, что приводит к недостаточной актуальности информации [4]. Основной недостаток статистической информации связан с тем, что отчетные статистические формы были разработаны во времена централизованного управления, а их информационное содержание, в основном, было ориентировано на обеспечение управления здравоохранением государственного уровня. Требования к официальной медицинской статистике в настоящее время не всегда соответствуют запросам на разных уровнях управления здравоохранением [8]. В связи с тем, что периодичность представления государственных медицинских статистических форм, в основном, годовая, система традиционной статистики не обеспечивает важнейшее требование, предъявляемое к информации - возможность своевременного ее получения. Следовательно, принятие оперативных управленческих решений при такой системе будет не своевременным [9,10]. Для этого Ройтман М.П. (1995) предлагает разработать новую стратегию сбора, обработки и анализа информации, относящейся к управлению здравоохранением. Сроки предоставления такой информации должны определяться ее оперативной значимостью, а обработка проводиться на основе единых методологических подходов и единых стандартов. В новых экономических условиях на первое место выдвигаются вопросы оперативной и накапливаемой информации с целью обоснованного планирования медицинской помощи, решения задач оперативного управления, реструктуризации медицинской помощи [2]. В лечебно-профилактических учреждениях собирается и накапливается масса различных сведений, медицинских отчетов, но лишь часть их становится необходимой информацией, когда эти сведения, после соответствующей обработки и анализа, попадают на стол руководителя по назначению. Только в этом случае информация будет для руководителя полезной, своевременной и достоверной. Медицинская статистическая информация имеет важные принципиальные особенности. Во-первых, она связана с процессом управления, использованием статистических данных для планирования мероприятий в области здравоохранения и оценки их реализации. Во-вторых, обнаруживается тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения: статистические данные ориентируют руководителей органов и учреждений здравоохранения в отношении состояния сети, кадров и лечебно-профилактической деятельности учреждений, указывают на имеющиеся достижения, вскрывают недостатки и тем самым содействуют определению путей дальнейшего развития здравоохранения. Статистические данные о сети, кадрах и деятельности учреждений здравоохранения по району, городу, области, в целом по России формируются на основании сводки материалов государственных медико-статистических отчетов отдельных учреждений здравоохранения. Отсутствие возможности получать оперативную информацию и анализировать ее исключает гибкость в принятии управленческих решений в новых условиях рыночной экономики. Поэтому важно эту информацию предоставлять руководителю через определенные промежутки времени, например, через месяц, квартал – для принятия управленческих решений в данное время, в конкретной ситуации. Начало решения этой проблемы было положено в 1995 году, когда Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохранению Брянской области приступило к сбору ежемесячной оперативной информации по основным вопросам деятельности ЛПУ территорий области. В последующем, в связи с тем, что такая частота представления информации была недостаточно востребована, с 1999 года, эта информация стала собираться ежеквартально. В соответствии с приказом департамента здравоохранения Брянской области, в целях повышения оперативности и качества принимаемых решений и координации деятельности учреждений системы здравоохранения, контроля выполнения приказов, постановлений и решений директивных органов с 1999 года в Брянской области введена в действие система ежеквартальной оперативной информации (ЕОИ) о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения области. В дальнейшем, в связи с изменением форм государственной медико-статистической отчетности, в целях повышения качества ежеквартальной оперативной информации, для получения комплексного представления о функционировании ЛПУ области и в зависимости от запросов регионального уровня здравоохранения были внесены изменения и дополнения в процесс, как сбора информации, так и формирования аналитических данных (всего – 9). То есть описанная система получения аналитических сведений по здравоохранению области является достаточно гибкой [11].
Суть системы ЕОИ заключается в следующем: по утвержденной форме (рис. 1) ежеквартально, до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца, ЛПУ области представляют на бумажных и электронных носителях медико-статистическую информацию в отдел медицинской статистики МИАЦ. Также по формам утвержденного образца передают данные с краткой аналитической справкой в разрезе территорий области специализированные учреждения (табл. 1). Полученные сведения проходят верификацию, осуществляется их ввод в ПО «ЕОИ», автоматизированная обработка и расчет показателей. Таблица 1 Перечень сведений по ЕОИ, представляемых субъектами отчетности в МИАЦ
Полученные показатели группируются в аналитические таблицы (всего 48 таблиц) и диаграммы (всего 13 диаграмм). Аналитические таблицы содержат ряд показателей, характеризующих здоровье населения области и деятельность учреждений здравоохранения:
Показатели деятельности ЛПУ области представлены в таблицах ЕОИ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по каждой территории области и каждому областному ЛПУ, средними показателями по территориям и областным ЛПУ, в целом по области. В качестве примера приводится табл. 2: Таблица 2 Сведения о работе койки стационара круглосуточного пребывания ЛПУ территорий Брянской области за 9 месяцев 2008 года1
1 Жирным показаны юго- запалные территории области, наиболее пострадавшие от аварии на ЧАЭС По данным полученной ЕОИ ежеквартально формируется и выпускается малым тиражом брошюра «Анализ состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области». Издание предназначено для руководителей здравоохранения и главных специалистов департамента здравоохранения (рис. 2.).
Брошюра включает в себя 13 разделов:
Каждый раздел содержит аналитическую справку, таблицы и диаграммы. Для наглядности представлена диаграмма «Выполнение норматива объема стационарной помощи территориальной программы государственных гарантий за 9 месяцев 2006 года в разрезе территорий Брянской области» (рис. 3).
В конце брошюры представлены выводы о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения ЛПУ области для принятия управленческих решений департаментом здравоохранения. Для удобства в работе, единого понимания порядка формирования сведений и их отражения были разработаны «Инструкция о порядке представления и обработке сведений для ЕОИ о деятельности учреждений здравоохранения Брянской области» и «Методические рекомендации о представлении ЕОИ», которые выданы всем ЛПУ. ЕОИ насыщена таблицами и диаграммами, поэтому для ее создания и использования как нельзя лучше подошел программный продукт Microsoft Excel, функциональные возможности которого позволяют автоматизировать ввод данных, их обработку, создание отчетных таблиц и на их основе – диаграмм, их распечатку благодаря встроенным в программу модулям. На сегодняшний день ПО ЕОИ поддерживается операционной системой Windows 2000/ME/XP, пакетом прикладных программ Office XP (рис. 4).
Принцип работы ПО ЕОИ заключается во вводе статистических данных от каждого ЛПУ области. Далее эти данные автоматически перебрасываются в таблицы, которые содержат соответствующие формулы и макросы для расчетов статистических показателей, создания выходных итоговых таблиц и диаграмм в различных разрезах по учреждениям, а также их распечатки. Программа учитывает возможность создания отчета по индивидуальному запросу пользователя. База данных по оперативной информации хранится за все отчетные периоды текущего и предыдущего годов, позволяет производить просмотр как абсолютных, так и расчетных данных в виде разработанных ранее таблиц и диаграмм. В результате длительного оперативного наблюдения за деятельностью здравоохранения и состоянием здоровья населения области методом ЕОИ и внесением соответствующих выводов для принятия управленческих решений, улучшились значения следующих показателей за 10 лет (1988, 2008 гг.): улучшились показатели младенческой и перинатальной смертности, абортов и преждевременных родов, заболеваемости сифилисом, выявляемости туберкулеза при профосмотрах, послеоперационной летальности, уменьшилось число круглосуточных коек, показатели работы койки (оборота койки, средней длительности пребывания на койке) и увеличилось число мест в дневных стационарах (рис. 5,6,7).
С введением ЕОИ стало возможным постоянное наблюдение за состоянием здоровья населения и деятельностью лечебно-профилактических учреждений области. С 2004 года в МИАЦ проводится работа по автоматизации процесса формирования сведений для ЕОИ на уровне ЛПУ из программного комплекса «Медицинская база данных ЛПУ» (для учета и обработки данных о медицинских услугах, оказываемых в поликлинике и стационаре), установленного во всех учреждениях здравоохранения области. Успех реформирования здравоохранения в значительной степени зависит от эффективности управления. Проводимый анализ данных ежеквартальной оперативной информации, представляемый департаменту здравоохранения, является основанием принятия правильных и своевременных управленческих решений в системе здравоохранения области. Использование данного метода с учетом дифференцированного применения и адаптации к условиям соответствующего региона, может быть использована для повышения эффективности здравоохранения на региональном уровне. Список литературы
Views: 20265
Write Comment
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Last Updated ( Tuesday, 07 July 2009 ) |
< Prev | Next > |
---|