About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

Main arrow Archive of previous Issues arrow №2 2009 (10) arrow About importance of operative information in datawares of the public health on regional level
About importance of operative information in datawares of the public health on regional level Print
Tuesday, 02 June 2009

Utka V.G.
Medical information-analytical centre, Bryansk.

In the article, the quarterly operative information is described, as one of components of information supply at a regional level. The method is developed and introduced in public health services of Bryansk area. Subjects of the reporting represent the data in Medical Center for Information and Analysis on 219 indicators . As a result of the automated processing, intermediate tables (48) and diagrams (13) are composed. On their basis analytical materials (collection) on 12 sections of public health services with conclusions are issued quarterly. The operative information promotes acceptance of the correct proved administrative decisions in public health services at a regional level.

Key words: health-statistical report, timeliness of the information, quarterly operative information, timeliness of decision-making.

Своевременное и качественное обеспечение руководителей различных уровней управления необходимой информацией является важной целью всей системы управления здравоохранением и представляет актуальную проблему сегодняшнего этапа информатизации здравоохранения. Реализация новых методов поддержки управленческих задач на основе информационного обеспечения должна обеспечить эффективное реформирование системы здравоохранения и создать условия для повышения качества оперативного управления, обоснованного планирования медицинской помощи и повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения [1,3,5,6,12,13,14,15,16].

Эффективная оценка деятельности здравоохранения по конкретному конечному результату на региональном уровне возможна только при условии четкого функционирования управления и информационного обеспечения. Не потеряли свою актуальность сбор и обработка информации, накопления данных в рамках официальной статистики. Таких систем для полноценного информационного обеспечения регионального здравоохранения в настоящее время не существует.

На современном этапе развития здравоохранения, в условиях ухудшения социально-экономической среды предъявляются высокие требования к эффективности принятия управленческих решений на уровне регионов. Если руководитель любого уровня своевременно получает необходимую информацию, он может проводить и принимать оперативные, эффективные решения.

Система годовых медико-статистических отчетов имеет ряд преимуществ: единая программа, возможность сравнения данных, получение показателей объема работы и использования ресурсов, простота сбора. В числе ее недостатков - негибкая программа, ограниченный набор сведений, малая оперативность, что приводит к недостаточной актуальности информации [4].

Основной недостаток статистической информации связан с тем, что отчетные статистические формы были разработаны во времена централизованного управления, а их информационное содержание, в основном, было ориентировано на обеспечение управления здравоохранением государственного уровня. Требования к официальной медицинской статистике в настоящее время не всегда соответствуют запросам на разных уровнях управления здравоохранением [8].

В связи с тем, что периодичность представления государственных медицинских статистических форм, в основном, годовая, система традиционной статистики не обеспечивает важнейшее требование, предъявляемое к информации - возможность своевременного ее получения. Следовательно, принятие оперативных управленческих решений при такой системе будет не своевременным [9,10].

Для этого Ройтман М.П. (1995) предлагает разработать новую стратегию сбора, обработки и анализа информации, относящейся к управлению здравоохранением. Сроки предоставления такой информации должны определяться ее оперативной значимостью, а обработка проводиться на основе единых методологических подходов и единых стандартов.

В новых экономических условиях на первое место выдвигаются вопросы оперативной и накапливаемой информации с целью обоснованного планирования медицинской помощи, решения задач оперативного управления, реструктуризации медицинской помощи [2].

В лечебно-профилактических учреждениях собирается и накапливается масса различных сведений, медицинских отчетов, но лишь часть их становится необходимой информацией, когда эти сведения, после соответствующей обработки и анализа, попадают на стол руководителя по назначению. Только в этом случае информация будет для руководителя полезной, своевременной и достоверной.

Медицинская статистическая информация имеет важные принципиальные особенности. Во-первых, она связана с процессом управления, использованием статистических данных для планирования мероприятий в области здравоохранения и оценки их реализации. Во-вторых, обнаруживается тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения: статистические данные ориентируют руководителей органов и учреждений здравоохранения в отношении состояния сети, кадров и лечебно-профилактической деятельности учреждений, указывают на имеющиеся достижения, вскрывают недостатки и тем самым содействуют определению путей дальнейшего развития здравоохранения.

Статистические данные о сети, кадрах и деятельности учреждений здравоохранения по району, городу, области, в целом по России формируются на основании сводки материалов государственных медико-статистических отчетов отдельных учреждений здравоохранения.

Отсутствие возможности получать оперативную информацию и анализировать ее исключает гибкость в принятии управленческих решений в новых условиях рыночной экономики. Поэтому важно эту информацию предоставлять руководителю через определенные промежутки времени, например, через месяц, квартал – для принятия управленческих решений в данное время, в конкретной ситуации.

Начало решения этой проблемы было положено в 1995 году, когда Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохранению Брянской области приступило к сбору ежемесячной оперативной информации по основным вопросам деятельности ЛПУ территорий области. В последующем, в связи с тем, что такая частота представления информации была недостаточно востребована, с 1999 года, эта информация стала собираться ежеквартально.

В соответствии с приказом департамента здравоохранения Брянской области, в целях повышения оперативности и качества принимаемых решений и координации деятельности учреждений системы здравоохранения, контроля выполнения приказов, постановлений и решений директивных органов с 1999 года в Брянской области введена в действие система ежеквартальной оперативной информации (ЕОИ) о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения области. В дальнейшем, в связи с изменением форм государственной медико-статистической отчетности, в целях повышения качества ежеквартальной оперативной информации, для получения комплексного представления о функционировании ЛПУ области и в зависимости от запросов регионального уровня здравоохранения были внесены изменения и дополнения в процесс, как сбора информации, так и формирования аналитических данных (всего – 9). То есть описанная система получения аналитических сведений по здравоохранению области является достаточно гибкой [11].

Рис. 1
Рис. 1. Фрагмент таблицы ввода ежеквартальной оперативной информации на уровне ЛПУ

Суть системы ЕОИ заключается в следующем: по утвержденной форме (рис. 1) ежеквартально, до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца, ЛПУ области представляют на бумажных и электронных носителях медико-статистическую информацию в отдел медицинской статистики МИАЦ. Также по формам утвержденного образца передают данные с краткой аналитической справкой в разрезе территорий области специализированные учреждения (табл. 1). Полученные сведения проходят верификацию, осуществляется их ввод в ПО «ЕОИ», автоматизированная обработка и расчет показателей.

Таблица 1

Перечень сведений по ЕОИ, представляемых субъектами отчетности в МИАЦ

№ п.п. Субъекты отчетности Наименование сведений Число представляемых показателей
  ЛПУ территорий области, учреждения здравоохранения областного подчинения Заболеваемость 6
Медицинские кадры 35
Амбулаторно-поликлиническая помощь 47
Деятельность стационаров 49
Служба охраны здоровья матери и ребенка 12
Станции и отделения скорой медицинской помощи 26
Станция и отделения переливания крови 11
Сведения о фельдшерско-акушерских пунктах 18
Временная нетрудоспособность 2
  Брянскстат Медико-демографические данные 16
  Роспотребнадзор Инфекционная заболеваемость 4
  Областной онкологический диспансер Заболеваемость злокачественными новообразованиями 3
  Областной противотуберкулезный диспансер Заболеваемость туберкулезом 3
  Областной наркологический диспансер Заболеваемость хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией 3
  Областной кожновенерологический диспансер Заболеваемость ИППП 3
  Станция скорой медицинской помощи г. Брянска Показатели службы скорой медицинской помощи по области 6
  Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Заболеваемость и смертность от ВИЧ-инфекции 5
Всего: 249

Полученные показатели группируются в аналитические таблицы (всего 48 таблиц) и диаграммы (всего 13 диаграмм). Аналитические таблицы содержат ряд показателей, характеризующих здоровье населения области и деятельность учреждений здравоохранения:

  • естественного движения населения по каждой территории области, причины общей смертности, младенческой, перинатальной, материнской смертности;
  • показатели общей, первичной заболеваемости всех групп населения социально значимыми заболеваниями (туберкулезом, злокачественными заболеваниями, инфекционными заболеваниями, СПИДом, наркологическими заболеваниями);
  • показатели обеспеченности и укомплектованности медицинскими кадрами;
  • показатели обеспеченности амбулаторно-поликлинической помощью, выполнения плана посещений, в том числе по ОМС, посещений на платной основе, в платных кабинетах, выполнения объемов амбулаторно-поликлинической помощи по территориальной программе, оказания жителям Брянской области бесплатной медицинской помощи, профилактическая работа;
  • показатели обеспеченности койками по территориям области, работы койки в каждой больнице, количество койко-дней на платной основе, на ОМС, хирургической работы стационара, экстренной хирургической помощи, летальности, досуточной летальности взрослых и детей, число умерших по причинам, выполнения объемов стационарной помощи населению по территориальной программе;
  • показатели работы дневных стационаров при поликлиниках и больницах, выполнение объемов замещающей стационар помощи по территориальной программе;
  • показатели работы скорой медицинской помощи, выполнение объемов скорой медицинской помощи по территориальной программе;
  • показатели работы по охране материнства и детства.

Показатели деятельности ЛПУ области представлены в таблицах ЕОИ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по каждой территории области и каждому областному ЛПУ, средними показателями по территориям и областным ЛПУ, в целом по области. В качестве примера приводится табл. 2:

Таблица 2

Сведения о работе койки стационара круглосуточного пребывания ЛПУ территорий Брянской области за 9 месяцев 2008 года1

п/п Территории Число коек Среднее число коек Число лечивш. больных Число койко-дней Выпол-нение плана к/дней, %
План Выпол-нение В т.ч. на платной основе
1 г. Брянск 2512 2492 53950,0 574632 558384 957 97,2
2 г. Клинцы 507 507 10545,0 119082 112368 55 94,4
3 г. Сельцо 131 131 2914,0 30971 30492 4 98,5
4 г. Фокино 103 103 2061,0 24698 23697 144 95,9
5 Брасовский 164 164 3477,5 30334 38568 127,1
6 Брянский 175 175 3583,0 46062 45083 22 97,9
7 Выгоничский 151 156 2962,0 31520 32624 103,5
8 Гордеевский 95 95 1803,0 20163 21379 375 106,0
9 Дубровский 144 144 2714,5 31390 30834 27 98,2
10 Дятьковский 362 362 7683,0 88851 85485 98 96,2
11 Жирятинский 50 50 1014,0 10849 10343 6 95,3
12 Жуковский 237 237 5626,0 56597 51789 55 91,5
13 Злынковский 105 105 1944,0 24773 23833 13 96,2
14 Карачевский 290 290 6476,0 71905 70043 236 97,4
15 Клетнянский 143 143 3296,5 37152 33748 74 90,8
16 Климовский 302 302 5753,5 73243 67432 19 92,1
17 Клинцовский 185 185 4017,0 43380 44250 1367 102,0
18 Комаричский 130 130 2956,0 26390 31694 120,1
19 Красногорский 110 110 2315,0 24876 26154 105,1
20 Мглинский 154 154 3550,0 36446 36156 99,2
21 Навлинский 213 213 4709,0 46755 47128 104 100,8
22 Новозыбковский 418 418 9025,0 98361 91882 336 93,4
23 Погарский 233 233 5479,5 56595 58494 103,4
24 Почепский 280 281 5728,0 64578 69116 107,0
25 Рогнединский 65 65 945,0 13260 13000 98,0
26 Севский 159 159 3001,5 37502 32401 86,4
27 Стародубский 285 285 6479,0 62601 62605 100,0
28 Суземский 131 131 2594,0 27457 28740 35 104,7
29 Суражский 168 168 3870,5 40845 40481 135 99,1
30 Трубчевский 249 249 5179,0 55549 56472 481 101,7
31 Унечский 225 225 4647,0 54291 55322 101,9
По районам 8476 8462 180298,5 1961108 1929997 4543 98,4
По областным ЛПУ 4601 4601 54699,5 1160649 1130320 2770 97,4
Всего по области 13077 13063 234998,0 3121757 3060317 7313 98,0
За 9 месяцев 2007 года:
По районам 9117 9069 185741,5 2183314 2233606 5340 102,3
По областным ЛПУ 4794 4781 54072,0 1182319 1208929 4548 102,3
По области 13911 13850 239813,5 3365633 3442535 9888 102,3

1 Жирным показаны юго- запалные территории области, наиболее пострадавшие от аварии на ЧАЭС

По данным полученной ЕОИ ежеквартально формируется и выпускается малым тиражом брошюра «Анализ состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области». Издание предназначено для руководителей здравоохранения и главных специалистов департамента здравоохранения (рис. 2.).

Рис. 2
Рис. 2. Брошюра «Анализ состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области по данным ЕОИ»

Брошюра включает в себя 13 разделов:

  • сведения о естественном движении населения Брянской области;
  • заболеваемость населения;
  • сведения о медицинских кадрах Брянской области;
  • амбулаторно-поликлиническая помощь;
  • профилактическая работа;
  • анализ эффективности использования коечного фонда;
  • замещающая стационар помощь;
  • хирургическая работа стационаров;
  • анализ больничной летальности;
  • анализ работы службы охраны здоровья матери и ребенка;
  • сведения о кадрах и деятельности станций и отделений скорой медицинской помощи;
  • сведения о фельдшерско-акушерских пунктах;
  • выводы.

Каждый раздел содержит аналитическую справку, таблицы и диаграммы. Для наглядности представлена диаграмма «Выполнение норматива объема стационарной помощи территориальной программы государственных гарантий за 9 месяцев 2006 года в разрезе территорий Брянской области» (рис. 3).

Рис. 3
Рис. 3. Выполнение норматива объема стационарной помощи (койко-дней на 1000 населения) территориальной программы государственных гарантий за 9 месяцев 2006 года в разрезе территорий Брянской области

В конце брошюры представлены выводы о состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения ЛПУ области для принятия управленческих решений департаментом здравоохранения.

Для удобства в работе, единого понимания порядка формирования сведений и их отражения были разработаны «Инструкция о порядке представления и обработке сведений для ЕОИ о деятельности учреждений здравоохранения Брянской области» и «Методические рекомендации о представлении ЕОИ», которые выданы всем ЛПУ.

ЕОИ насыщена таблицами и диаграммами, поэтому для ее создания и использования как нельзя лучше подошел программный продукт Microsoft Excel, функциональные возможности которого позволяют автоматизировать ввод данных, их обработку, создание отчетных таблиц и на их основе – диаграмм, их распечатку благодаря встроенным в программу модулям. На сегодняшний день ПО ЕОИ поддерживается операционной системой Windows 2000/ME/XP, пакетом прикладных программ Office XP (рис. 4).

Рис. 4
Рис. 4. Главное окно ПО «Ежеквартальная оперативная информация»

Принцип работы ПО ЕОИ заключается во вводе статистических данных от каждого ЛПУ области. Далее эти данные автоматически перебрасываются в таблицы, которые содержат соответствующие формулы и макросы для расчетов статистических показателей, создания выходных итоговых таблиц и диаграмм в различных разрезах по учреждениям, а также их распечатки. Программа учитывает возможность создания отчета по индивидуальному запросу пользователя. База данных по оперативной информации хранится за все отчетные периоды текущего и предыдущего годов, позволяет производить просмотр как абсолютных, так и расчетных данных в виде разработанных ранее таблиц и диаграмм.

В результате длительного оперативного наблюдения за деятельностью здравоохранения и состоянием здоровья населения области методом ЕОИ и внесением соответствующих выводов для принятия управленческих решений, улучшились значения следующих показателей за 10 лет (1988, 2008 гг.): улучшились показатели младенческой и перинатальной смертности, абортов и преждевременных родов, заболеваемости сифилисом, выявляемости туберкулеза при профосмотрах, послеоперационной летальности, уменьшилось число круглосуточных коек, показатели работы койки (оборота койки, средней длительности пребывания на койке) и увеличилось число мест в дневных стационарах (рис. 5,6,7).

Рис. 5
Рис. 5. Динамика показателей младенческой и перинатальной смертности, абортов и преждевременных родов за 1998, 2008 гг.

Рис. 6
Рис. 6. Динамика показателей заболеваемости сифилисом, выявляемости туберкулеза при профосмотрах и послеоперационной летальности за 1988, 2008 гг.

Рис. 7
Рис. 7. Динамика круглосуточных коек, оборота койки, средней длительности пребывания на койке и числа мест в дневных стационарах за 1988, 2008 гг.

С введением ЕОИ стало возможным постоянное наблюдение за состоянием здоровья населения и деятельностью лечебно-профилактических учреждений области.

С 2004 года в МИАЦ проводится работа по автоматизации процесса формирования сведений для ЕОИ на уровне ЛПУ из программного комплекса «Медицинская база данных ЛПУ» (для учета и обработки данных о медицинских услугах, оказываемых в поликлинике и стационаре), установленного во всех учреждениях здравоохранения области.

Успех реформирования здравоохранения в значительной степени зависит от эффективности управления. Проводимый анализ данных ежеквартальной оперативной информации, представляемый департаменту здравоохранения, является основанием принятия правильных и своевременных управленческих решений в системе здравоохранения области.

Использование данного метода с учетом дифференцированного применения и адаптации к условиям соответствующего региона, может быть использована для повышения эффективности здравоохранения на региональном уровне.

Список литературы

  1. Архипов В.В. Использование современных информационных систем в управлении многопрофильным стационаром / В.В. Архипов // Здравоохранение. – 2002.- № 2. - С. 161-167.
  2. Виноградов К.А. Совершенствование управления здравоохранением на региональном уровне с использованием информационных технологий: дис. … докт. мед. наук / Виноградов К.А. - Москва, 2005.– 253 с.
  3. Ермаков С.П. Метод построения обобщенных показателей для управления здравоохранением: автореф. дис. … канд. техн. наук / Ермаков С.П. - Новосибирск, 1980. - 25 с.
  4. Жук Л.Г., Какорина Е.П., Голубева А.П., Касаточкина Е.Н. Современные проблемы организации медицинской статистики и статистической службы (на примере г. Москвы) // Здравоохранение. – 2002, № 1. – С. 29-30.
  5. Кузнецов П.П. Медицинский информационно-аналитический центр как инструмент стратегического менеджмента в здравоохранении /П.П. Кузнецов.- М.: Изд-во РАМН, 2003.- 124 с.
  6. Кучеренко В.З. Информационные системы объектов управления в ОМС / В.З. Кучеренко и др. - Лейден - Москва, 1998.-33 с.
  7. Ройтман М.П. Методика расчета коэффициентов потребления мед. помощи в зависимости от пола и возраста по группам населения/ М.П. Ройтман. -М.: НИИ им. Н.А. Семашко РАМН, 1995.- 17с.
  8. Соломонов А.Д. Научные основы мониторинга здоровья населения на региональном уровне (на примере Ставропольского края): дисс. … докт. мед. наук / А.Д. Соломонов. - Ставрополь, 1998. - 301 с.
  9. Темниева, И.М. Система сбора медико-статистической информации в учреждениях здравоохранения области / И.М. Темниева, А.Г. Кононов, Ю.Ф. Чусовков // Использование ЭВМ в управлении здравоохранением. - Новосибирск, 1974.- С. 50-61.
  10. Томчук А.Л. Стратегическое планирование в управлении лечебно-профилактическим учреждением областного уровня: автореф. дис.. канд. мед. наук / А.Л. Томчук. - Новосибирск, 1999. - 22 с.
  11. Утка В.Г., Состояние здоровья населения и информационное обеспечение системы здравоохранения на региональном уровне: дис. … канд. мед. наук / Утка В.Г. - Москва, 2008. - С. 120-124.
  12. Щепин О.П. Современное состояние и тенденции заболеваемости населения Российской Федерации / О.П. Щепин, Е.А. Тишук // Здравоохр. Рос. Федерации. - 2001. - №6. - С.3-7.
  13. Donabedian A. Twenty years of Research on the Quality of Medical care / A. Donabedian // Evaluation and the Health professions, 8. - 1985. - № 3. -P. 243-265.
  14. Engel A. The Swedish regionalized hospital system / A. Engel // Regional hospital planning.- Stockholm: Nordiska Bokhandeln, 1967.
  15. Maes M.I. The Belgian care system / M.I. Maes // The quality of Health service in a United Europe: Lessons for others: Proceedings of tenth international conference on quality assurance in Health Care. - Maasricht, 20-23 June.- 1993.-P. 67-76.
Утка Виктор Григорьевич, e-mail: This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it


Views: 20265

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Tuesday, 07 July 2009 )
< Prev   Next >
home contact search contact search