The features of children’s disablement in the Leningrad Region |
Tuesday, 02 June 2009 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Rozhavsky L.A. The health condition of the children in the Leningrad Region shows all-Russian negative tendencies. In the paper, the most frequent reasons of children’s disability are estimated, as well as their structure; characteristic features are determined; retrospective analysis is presented. The author stresses that the main task of rehabilitation of disabled children, that is their preparation for self-dependant life, can be solved only by using a complex of medical, psychological, pedagogical and social measures. Key words: children, morbidity, disability, degree of permanent disability, medico-social adaptation. В Ленинградской области, как и в России в целом, демографическое положение сложное: на фоне низкой рождаемости, высокого уровня общей смертности населения, сокращения ожидаемой продолжительности жизни при рождении отмечается прогрессивное ухудшение качества здоровья детей и снижение их удельного веса в общей численности населения. По данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения региона возрастает заболеваемость детей. Особенностью современной патологии детей является учащение перехода острых форм болезней в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первичной хронической патологии [2, 5]. И, как результат этого, чаще возникают выраженные нарушения в их состоянии здоровья, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, характерных для детского возраста. А в ближайшие годы прогнозируется и рост уровня тяжело протекающей, инвалидизирующей патологии [6]. Нередко хроническая болезнь приводит к инвалидности из-за недостаточной профилактической работы со здоровым ребёнком, оздоровительной и реабилитационной – с детьми, страдающими хронической патологией. Не уделяется должного внимания восстановительному лечению детей с сформировавшейся инвалидностью, но обладающих высоким реабилитационным потенциалом, что снижает возможности их социально-психологической адаптации; практически отсутствует система реабилитационной помощи детям с тяжёлой хронической патологией, в том числе с тяжело протекающими соматическими болезнями [7]. Инвалидность следует рассматривать как оценочный параметр тяжести клинического течения болезни. Но поводом для определения инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности [17]. Инвалидность у взрослых идентична понятию «стойкая утрата трудоспособности» и определяется как социальная недостаточность вследствие приобретённого нарушения здоровья, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Применительно к детскому возрасту под инвалидностью следует понимать, прежде всего, социальную недостаточность вследствие первоначального отсутствия функций органов или систем, выражающуюся не в утрате трудоспособности, а в таких разнообразных проявлениях ограничения жизнедеятельности, как снижение способности к игровой деятельности и обучению, общению в коллективе сверстников, контролю над собой и т.д. [14]. Другими словами, инвалидность у детей более тяжёлое явление, чем инвалидность у взрослых, ибо оказывает влияние на развитие психики, приобретение навыков, усвоение знаний. Детская инвалидность – не только важная медико-социальная, но и экономическая проблема, поскольку она влечёт за собой большие экономические потери для общества, выражающиеся не только в прямых расходах на пенсионное, социальное обеспечение, лечение и реабилитацию инвалидов, но и уменьшает экономический потенциал, отрицательно сказывается на производстве валового внутреннего продукта (и национального дохода как его основной составляющей части), снижает уровень стратегической безопасности нации [12, 13, 23]. Соответственно, с точки зрения макроэкономической, выздоровление или частичная социальная адаптация ребёнка-инвалида даёт возможность работать по достижении трудового возраста и, следовательно, вносить свой вклад в валовый внутренний продукт. Детская инвалидность – проблема, волнующая государство и затрагивающая интересы всех слоёв населения, все регионы [9]. Как подчёркивают многие исследователи, регионально ориентированный анализ факторов, влияющих на проблему детской инвалидности, является обязательным [3, 8, 10, 20, 21-23]. Комплексное решение вопросов детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество – одно из приоритетных направлений в деятельности и органов законодательной и исполнительной власти, учреждений здравоохранения Ленинградской области. Примером тому может служить ряд реализованных в последние годы региональных целевых программ – таких, как «Дети-инвалиды» (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 26.10.2000 г. № 20 на 2001-2003 гг.) и «Дети-инвалиды Ленинградской области» (утверждена областным законом от 30.09.2003 г. № 65-ОЗ на 2004-2006 гг.). Настоящая работа посвящена анализу положения и определению некоторых тенденций инвалидности детей, проживающих в Ленинградской области. В работе использованы материалы официальной государственной и отраслевой статистики за 2000-2008 гг., предоставленные Ленинградским областным государственным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница» и Ленинградским областным бюро медицинской статистики, анализа и прогнозирования. Изучены детская инвалидность (как общая, так и первичная), распределение контингентов детей-инвалидов по возрасту, полу и месту проживания, по главному нарушению в состоянии здоровья, по ведущему ограничению жизнедеятельности, по обусловившим инвалидность болезням. В Ленинградской области за 2000-2008 гг. число детей, впервые признанных инвалидами, уменьшилось на 51,1%, а в перерасчёте на 10 000 детского населения – на 23,1% (табл. 1). В 2008 г. таких детей было 511, что составило 1,6 на 1 000 населения соответствующего возраста. Таблица 1 Динамика показателей первичной инвалидности детей Ленинградской области
Претерпела значительные изменения и возрастная структура детей, впервые признанных инвалидами: возрос удельный вес детей, впервые признанных инвалидами в возрасте 0-3 года – на 132,6%, 4-7 лет – на 38,6%, но снизился в 8-14 лет – на 37,6%, 15-17 лет – на 68,7% (табл. 2). Таблица 2 Распределение детей Ленинградской области, впервые признанных инвалидами, по отдельным возрастным группам (в процентах)
В различных муниципальных образованиях разброс показателей большой, но «территориями риска» следует считать не только муниципальные образования с высокими уровнями инвалидности детей, но и с низкими, ибо в последних может иметь место «недорегистрация» детей-инвалидов ввиду снижения доступности медико-социальной помощи больным детям [11]. Положение, когда не наблюдается корреляция между напрямую взаимозависимыми факторами (заболеваемостью и первичной инвалидностью), свидетельствует, прежде всего, о проблемах в установлении инвалидности у детей [14]. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей, возрастание числа хронических и сочетанных форм болезней, интранатальных повреждений, наследственной, врождённой патологии не могут не привести к возрастанию уровня детской инвалидности. Но есть и другая точка зрения – так в докладе ЮНИСЕФ «Проблемы детской инвалидности в переходный период в странах ЦВЕ/СНГ и Балтии» (2005) показано, что причиной роста уровня инвалидности является улучшение диагностики и увеличение числа обращений по поводу установления инвалидности, а не рост заболеваемости, что подтверждается увеличением числа выявленных случаев инвалидности практически по всем видам расстройств и болезней [19], с чем нельзя не согласиться, ибо в получении статуса инвалида заинтересованы многие наиболее социально обездоленные слои населения, потому что это даёт возможность поддержать уровень жизни за счёт льгот, пособий и лекарств [4].
Таблица 3 Интенсивный показатель первичной инвалидности детей Ленинградской области по основным классам и отдельным болезням (на 10 000 детей)
За 2000-2008 гг. рост интенсивного показателя первичной инвалидности детей Ленинградской области имел место по следующим классам и отдельным болезням: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – на 35,0%; болезни уха и сосцевидного отростка – на 5,0%; врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – на 45,0%, в том числе аномалии системы кровообращения – на 21,0% (табл. 3). Снижение – злокачественные новообразования – на 8,9%; психические расстройства и расстройства поведения – на 41,8%; болезни нервной системы – на 12,4%; болезни глаза и его придаточного аппарата – на 49,0%; болезни системы кровообращения – на 33,3%; болезни органов дыхания – на 65,0%, в том числе бронхиальная астма – на 60,0%; болезни органов пищеварения – на 73,3%; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – на 35,5%; болезни мочеполовой системы – на 94,7%; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин – на 80,3%; прочие болезни – на 15,4% (табл. 3). Кроме того, в 2008 г. не было зарегистрировано ни одного случая первичной инвалидности детей от туберкулёза (табл. 3). В 2008 г. превалирующими причинами первичной инвалидности детей явились врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения; психические расстройства и расстройства поведения; болезни нервной системы; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (табл. 3). Общее число детей-инвалидов также как и число детей, впервые признанных инвалидами, уменьшилось – на 01.01.2009 г. в Ленинградской области проживало 3 840 детей-инвалидов. Или, иначе говоря, около 1,5% всех местных детей являются инвалидами. Большая часть из них – мальчики – 59,2%, девочек – 40,8%. Соотношение числа детей-инвалидов по полу (М:Ж) в отдельных возрастных группах: 0-4 года – 1,40:1; 5-9 лет – 1,56:1; 10-14 лет – 1,40:1; 15 лет – 1,31:1; 16-17 лет – 1,49:1. Это, вероятно, связано с особенностями гисто- и онтогенеза лиц мужского пола, а также с более высоким уровнем травматизма мальчиков во все возрастные периоды [14]. Возрастная структура общего числа детей-инвалидов в 2008 г. выглядела следующим образом: 0-4 года – 16,7%; 5-9 лет – 26,6%; 10-14 лет – 31,9%; 15 лет – 7,3%; 16-17 лет – 17,5%. У мальчиков чаще, чем у девочек возникновение инвалидности обусловлено некоторыми инфекционными и паразитарными болезнями; новообразованиями; болезнями крови, кроветворных органов и отдельными нарушениями, вовлекающими иммунный механизм; психическими расстройствами и расстройствами поведения; болезнями нервной системы; болезнями глаза и его придаточного аппарата; болезнями уха и сосцевидного отростка; болезнями системы кровообращения; болезнями органов дыхания; болезнями кожи и подкожной клетчатки; болезнями мочеполовой системы; отдельными состояниями, возникающими в перинатальном периоде; врождёнными аномалиями (пороками развития), деформациями и хромосомными нарушениями; травмами, отравлениями и некоторыми другими последствиями воздействия внешних причин (табл. 4). У девочек же чаще, чем у мальчиков возникновение инвалидности обусловлено болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ; болезнями органов пищеварения; болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (табл. 4). Таблица 4 Соотношение по полу и удельный вес болезней, обусловивших возникновение инвалидности у детей-инвалидов, проживавших в Ленинградской области в 2008 г. (в процентах к итогу)
Структура болезней, обусловивших возникновение инвалидности у детей, достаточно стабильна: в 2008 г. ведущие ранговые места занимали психические расстройства и расстройства поведения – 25,2%, в том числе умственная отсталость – 14,3%; болезни нервной системы – 21,7%, в том числе церебральный паралич и другие паралитические синдромы – 13,3%; врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 20,7%; а также болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – 8,2%, в том числе сахарный диабет – 5,9%, и болезни уха и сосцевидного отростка – 4,8% (табл. 4). Эта структура в зависимости от возраста имеет значительные различия: основной причиной, обусловившей возникновение инвалидности, в возрасте 0-4 года явились врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения – 43,4% (мальчики – 41,6%, девочки – 45,9%); 5-9 лет – болезни нервной системы – 27,4% (мальчики – 27,3%, девочки – 27,5%); в более старших возрастных группах – психические расстройства и расстройства поведения: 10-14 лет – 31,3% (мальчики – 35,4%, девочки – 25,7%), 15 лет – 31,9% (мальчики – 36,1%, девочки – 26,4%), 16-17 лет – 32,3% (мальчики – 32,2%, девочки – 32,7%). Среди детей-инвалидов у мальчиков чаще, чем у девочек главными нарушениями в состоянии здоровья были умственные нарушения; другие психологические нарушения; языковые и речевые нарушения; слуховые и вестибулярные нарушения; зрительные нарушения; висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания; двигательные нарушения; общие и генерализованные нарушения (табл. 5). У девочек же чаще, чем у мальчиков возникновение инвалидности было обусловлено уродующими нарушениями (табл. 5). Таблица 5 Соотношение полу и распределение удельного веса детей-инвалидов, проживавших в Ленинградской области в 2008 г., по главному нарушению в состоянии здоровья (в процентах к итогу)
Ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Для детей с ограниченными возможностями характерны: повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, чувство неполноценности, эгоистические тенденции [24]. К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства формируется высокий уровень невротизации, фиксация на своём болезненном состоянии, усиливается потребность в общении, а невозможность её удовлетворения порождает фрустрацию. В 2008 г. в структуре главных нарушений в состоянии здоровья детей-инвалидов преобладали умственные нарушения – 33,2% (максимум – в возрасте 10-14 лет – 38,0%); двигательные нарушения – 22,9% (максимум – в возрасте 0-4 года – 27,1%); висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 19,8% (максимум – в возрасте 0-4 года – 27,2%); а также зрительные нарушения – 6,2% (максимум – в возрасте 5-9 лет – 7,1%) и другие психологические нарушения – 5,9% (максимум – в возрасте 15 лет – 7,5%) (табл. 5). Эта структура в зависимости от возраста различна: основными главными нарушениями в состоянии здоровья детей-инвалидов в возрасте 0-4 года явились висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания – 27,2% (мальчики – 26,9%, девочки – 27,6%); в более старших возрастных группах – умственные нарушения: 5-9 лет – 32,3% (мальчики – 34,3%, девочки – 29,0%), 10-14 лет – 38,0% (мальчики – 40,8%, девочки – 33,9%); 15 лет – 34,1% (мальчики – 35,4%, девочки – 32,2%); 16-17 лет – 34,6% (мальчики – 35,4%, девочки – 33,5%). Среди детей-инвалидов у мальчиков чаще, чем у девочек отмечались все ведущие ограничения жизнедеятельности: адекватно вести себя; общаться с окружающими; передвигаться; действовать руками; владеть телом; ухаживать за собой (табл. 6). Таблица 6 Соотношение по полу и распределение удельного веса детей-инвалидов, проживавших в Ленинградской области в 2008 г., по ведущему ограничению жизнедеятельности (в процентах к итогу)
В 2008 г. в структуре ведущих ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов преобладали следующие: адекватно вести себя – 39,3% (максимум – в возрастных группах 15 и 16-17 лет); передвигаться – 25,4% (максимум – в возрасте 0-4 года – 30,6%); общаться с окружающими – 19,7% (максимум – в возрасте 5-9 лет – 22,8%); а также ухаживать за собой – 8,5% (максимум – в возрасте 0-4 года – 14,9%) и владеть телом – 5,1% (максимум – в возрасте 0-4 года – 7,6%) (табл. 6). Эта структура в зависимости от возраста различна: ведущее ограничение жизнедеятельности детей-инвалидов в возрасте 0-4 года – передвигаться – 30,6% (мальчики – 31,5%, девочки – 29,5%); в более старших возрастных группах – адекватно вести себя: 5-9 лет – 37,0% (мальчики – 38,7%, девочки – 34,5%), 10-14 лет – 44,3% (мальчики – 46,7%, девочки – 41,0%), 15 лет – 45,2% (мальчики – 46,2%, девочки – 43,8%), 16-17 лет – 45,1% (мальчики – 47,1%, девочки – 42,0%). В 2008 г. из общего числа детей-инвалидов 24,3% проживали в интернатных учреждениях, в том числе системы здравоохранения – 6,1%; социальной защиты – 2,0%; образования – 16,2%. Но, к сожалению, у детей, находящихся в интернатных учреждениях и не получающих семейного воспитания, высокий уровень психической напряжённости, они испытывают трудности при установлении социальных контактов [24]. Большинство же детей-инвалидов проживало в семьях. Особый статус семьи ребёнка-инвалида в значительной мере определяется характером взаимоотношений её членов. Родители такого ребёнка – важные участники процесса реабилитации. Но их обобщённый психологический портрет обычно характеризуется выраженной озабоченностью, раздражительностью, лабильностью эмоционального фона, явно заниженной самооценкой, высоким уровнем тревожности, интраверсией, социальной робостью, подозрительностью [18]. Таким образом, выполненный в настоящей работе ретроспективный структурный анализ положения с определением некоторых тенденций инвалидности детей, проживающих в Ленинградской области, может оказать помощь региональным органам законодательной и исполнительной власти, учреждениям здравоохранения в планировании конкретных, приоритетных для данного субъекта Федерации, мер по её предупреждению и реабилитации детей-инвалидов. Если мы хотим бороться с детской инвалидностью, система государственных мероприятий должна содержать в первую очередь анте- и перинатальную профилактику, раннюю диагностику патологии, адекватное лечение, качественную диспансеризацию больных детей, своевременную реабилитацию детей с инвалидизирующей патологией [1, 15, 16]. В связи с тем, что в последнее время всё больше детей-инвалидов находятся в домашних условиях, большее внимание должно уделяться и проблемам семьи, имеющей ребёнка-инвалида, в целом, ибо это та среда, где создаются условия для роста, развития и адаптации ребёнка с ограниченными возможностями. Активнее нужно заниматься и организацией восстановительного лечения детей со сформировавшейся инвалидностью, ибо они обладают высоким реабилитационным потенциалом, что повышает возможности их социально-психологической адаптации [7]. Ранняя реабилитация, проведённая на высоком профессиональном уровне, позволяет добиться больших успехов в восстановлении нарушенных функций. С возрастом реабилитационный потенциал сокращается, что усугубляется сопутствующими нарушениями, задержкой и изменениями психофизического развития. Кроме того, доказано и что уровень заболеваемости детей-инвалидов по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения в 2-2,5 раза выше, чем у их здоровых сверстников [24 ]. Целесообразно создание региональных служб реабилитации, что улучшило бы возможности проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий детям-инвалидам. Эти службы могли бы координировать усилия специалистов различного профиля, обеспечивать необходимый уровень диагностического обслуживания, комплексный подход к организационному и научно-методическому обеспечению реабилитационных мероприятий нуждающимся в них детям. В настоящее время государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество, укрепления предпосылок их независимой жизни [14]. Социальная дезадаптация, возникающая как следствие болезней и травм, должна рассматриваться в качестве главной медицинской, социальной и экономической проблемы [13]. Её решение требует скорейшей реализации комплекса мер, направленных на укрепление здоровья, качество психолого-педагогических и медицинских мероприятий, обеспечивающих высокую социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. При этом нужно подчеркнуть важность профессиональной ориентации детей школьного возраста, страдающих хроническими болезнями, и, особенно, профессиональной врачебной консультации детей-инвалидов. Список литературы
Views: 23750
Write Comment
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Last Updated ( Tuesday, 07 July 2009 ) |
< Prev | Next > |
---|