О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2023 (69) arrow ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВЬЮ Печать
01.12.2023 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-11

Армашевская О.В., Соколовская Т.А., Бахадова Е.В.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Резюме

Актуальность. Здоровье – важный показатель функционирования человека, определяющий взаимосвязь и взаимодействие биологического, физиологического, психологического, социального и духовного составляющих индивидуальной жизни. Медицинские работники, в соответствии со своими должностными обязанностями имеют непосредственное отношение к здоровью населения, его сохранению и подвержены тем же факторам риска. Публикаций, посвященных изучению здоровья медицинских работников - достаточно, однако обоснования на основе изучения отношения к ценности здоровья, системного подхода к профилактике заболеваний у данной профессиональной группы в открытых источниках не найдено.

Цель исследования. Изучить приоритеты у медицинских работников в отношении ценности здоровья для обоснования практических рекомендаций в организации профилактических мероприятий по сохранению их здоровья.

Материалы и методы. Проведено исследование в трех округах Российской Федерации среди 755 работающих специалистов с высшим и средним медицинским образованием, а также среди студентов медицинских ВУЗов и колледжей для определения категории «здоровья» в иерархии жизненных ценностей. Респондентам было предложено оценить значимость основных составляющих жизни индивида в баллах от 1 (минимальный) до 7 (максимальный) с вариантом только неповторяющегося значения балла, сгруппированных в пяти блоках опросника «Мотивации и ценности здоровья в семье», разработанного в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Анализ данных осуществлялся с помощью лицензионных программ MS Excel-2016 и STATISTICA 13, с применением методов дескриптивной статистики (M±SD, Me, Mo) и непараметрического U-критерия Манна-Уитни для выявления различий между профессиональными и обучающимися группами при Uэмп≤ Uкр, с уровнем статистической значимости р≤0,05.

Результаты. Проведенный анализ показал, что несмотря на существующие достоверные различия в группах, как работающим специалистам, так и обучающимся медицинской профессии, присуще отношение к своему здоровью как к главной индивидуальной и семейной ценности. В тоже время имеются и такие респонденты, кто занимается самолечением (37,5%), не обращается за медицинской помощью до наступления критической фазы (26,7%) и фаталистически относится к наличию проблем со здоровьем (12,5%). Кроме этого, обращает на себя внимание тот факт, что 41,4% работающих медицинских специалистов поставили нравственные ориентиры на последние ранговое место.

Выводы. Проведенное исследование показало, что в иерархии жизненных ценностей как работающих, так и будущих медицинских работников среди главных ценностей остается здоровье, здоровый образ жизни и соблюдение профилактических мероприятий, при этом они отметили недостаток времени для реализации этих ценностей, а системный подход к организации профилактических мероприятий по сохранению здоровья медицинских работников отсутствует.

Область применения результатов: предложенные подходы к организации профилактических мероприятий по сохранению здоровья медицинских работников могут быть применены для формирования корпоративных мер в отрасли здравоохранения.

Ключевые слова: медицинский работник; студенты; ценности здоровья; здоровый образ жизни; мотивации; опросник.

Контактная информация: Армашевская Ольга Викторовна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования был одобрен локальным этическим комитетом (протокол №7-9/1450 от 29.10.2020 г.).
Для цитирования: Армашевская О.В., Соколовская Т.А., Бахадова Е.В. Ценностные приоритеты медицинских работников по отношению к здоровью. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023; 69(5):11. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1530/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-11

VALUE PRIORITIES OF MEDICAL WORKERS IN RELATION TO HEALTH
Armashevskaya O.V.,
Sokolovskaya T.A., Bakhadova E.V.
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Significance. Health is an important indicator of human functioning, determining the relationship and interaction of the biological, physiological, psychological, social and spiritual components of individual life. Medical workers, in accordance with their scope of work, are directly related to the health of the population, its preservation and are subject to the same risk factors. There are enough publications devoted to the study of health of medical workers, however, justification based on the study of attitudes to the value of health, a systematic approach to disease prevention in this professional group has not been found in open sources.

The purpose of the study was to analyze priorities of medical workers regarding the value of health to substantiate practical recommendations to organize preventive measures to preserve health of medical workers.

Material and methods. The study was conducted in three districts of the Russian Federation among 755 professionals with higher and secondary medical education, as well as among students of medical universities and colleges to determine the category of "health" in the hierarchy of life values. The respondents were asked to evaluate significance of the main components of an individual's life in points from 1 (minimum) to 7 (maximum) with the option of only a non-repeating score, grouped in five blocks of the questionnaire "Motivations and values of health in family", developed by the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation.

Data analysis was carried out using MS Excel-2016 and STATISTICA 13 licensed programs, employing descriptive statistics methods (M ± SD, Me, Mo) and the nonparametric Mann-Whitney U-test to identify differences between professional and student groups at Uemp ≤ Ucr, with the level of statistical significance p≤0.05.

Results. The analysis showed that despite the existing significant differences across groups, both medical professionals and medical students have an attitude to their health as the main individual and family value. At the same time, there are also respondents who self-medicate (37.5%), don’t seek care prior the onset of the critical phase (26.7%) and are fatalistic about health problems (12.5%). In addition, it is worth noting that 41.4% of the working medical specialists rank moral compass the last.

Conclusion. The study showed that in the hierarchy of life values of both working and future medical workers, health, a healthy lifestyle and compliance with preventive measures remain among the main values, however the lack of time to implement these values was noted while a systematic approach to organizing preventive measures to preserve health of medical workers is missing.

Scope of application: the proposed approaches to organizing preventive measures to preserve health of medical workers can be used to formulate corporate measures in healthcare.

Keywords: medical worker; students; health values; healthy lifestyle; motivation; questionnaire

Corresponding author: Armashevskaya Olga V., e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Armashevskaya O.V
., http://orcid.org/0000-0002-5030-4702
Sokolovskaya T.A., http://orcid.org/0000-0003-4594-5983
Bakhadova E.V., http://orcid.org/0000-0002-3730-3887
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Compliance with ethical standards. This study was approved by a conclusion from the Local Ethics Committee (protocol No. 7-9/1450 dated October 29, 2020).
For citation: Armashevskaya O.V., Sokolovskaya T.A., Bakhadova E.V. Value priorities of medical workers in relation to health. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2023; 69(5):11. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1530/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-11 (In Rus).

Введение

Основными глобальными факторами риска смертности в мире по данным ВОЗ являются повышенный уровень артериального давления – до 13% всех случаев смерти в мире, употребление табака (9%), повышенный уровень сахара крови и недостаточная физическая активность – по 6%, избыточный вес и ожирение (5%). Эти факторы повышают риск развития хронических болезней и оказывают влияние на население, проживающее в странах, относящихся ко всем группам по уровню дохода: высокому, среднему и низкому [1].

В настоящее время в системе здравоохранения России здоровье рассматривается, с одной стороны, как состояние человека, позволяющее успешно выполнять присущие ему социальные функции и роли, а с другой – как активная деятельность по укреплению и сохранению здоровья. Причем развитие второго направления считается чрезвычайно важным на государственном уровне, поскольку позволяет моделировать здоровье на основе культурных навыков, представлений о возможностях организма, ежедневных привычек и осознанного к нему отношения, и поэтому представляется актуальным изучение отношения к собственному здоровью медицинских работников [2].

Медицинские работники – профессиональная группа, которая в силу своих должностных обязанностей имеет самое непосредственное отношение к здоровью населения и сохранению его в популяции, кроме того врачи, медицинский персонал со средним образованием тоже часть популяции, которая подвержена тем же факторам риска. Кроме того, в связи с профессиональной деятельностью для этой группы работников характерен и синдром эмоционального выгорания (СЭВ) [3,4].

Здоровье – самый важный показатель функционирования человека как биосоциальной системы, именно он определяет сложнейшую взаимосвязь и взаимодействие биологического, физиологического, психологического, социального и духовного составляющих индивидуальной жизни, а их развитие или нарушение становятся определяющими для качества и продолжительности жизни человека. Ценность представляет качество или свойство объекта, которое делает его полезным и необходимым, а в философском смысле − это важнейший социальный и психологический ресурс личности, что в теории ценностей отражено как постулат С.Л. Рубинштейна о том, что «наличие ценностей есть выражение отсутствия безразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» [5]. Здоровье, как самостоятельный феномен, представляется человеку определенной ценностью, а ведение здорового образа является способом удовлетворения этой потребности, и на основе отношения личности к этой ценности следует выстраивать систему профилактических мероприятий по сохранению здоровья [6,7].

Целью исследования являлось изучение приоритетов у медицинских работников в отношении ценности здоровья для обоснования практических рекомендаций в организации профилактических мероприятий по сохранению их здоровья.

Материалы и методы

Для социологического исследования использовался опросник «Мотивации и ценности здоровья в семье», разработанный в ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Опросник состоял из пяти блоков, позволяющих выявить индивидуальное отношение к здоровью как к ценности, а также определить условия, основные действия, семейные приоритеты и степень ответственности респондентов по его сохранению. Ответы в опроснике предполагали градацию от 1 до 7 баллов и чем выше был балл, тем более значимой являлась ценность. В исследование были включены 755 респондентов из трех Федеральных округов: Центральный: г. Москва и Московская область; Северо-Западный – Архангельская область; Уральский – г. Нижневартовск, которые были представлены следующими группами: 1 группа – врачи (n = 201; средний возраст: 34,3±12,7 лет), 2 группа – средние медицинские работники (n = 181; 37,7±13,3 лет), 3 группа – студенты высших медицинских образовательных учреждений (n = 143; 20,1±2,1 лет) и 4 группа – студенты медицинских колледжей (n = 230; 18,8±3,8 лет). Анализ данных осуществлялся с помощью лицензионных программ MS Excel-2016 и STATISTICA 13, с применением методов дескриптивной статистики (M±SD, Me, Mo) и непараметрического U-критерия Манна-Уитни для выявления различий между профессиональными и учащимися группами при Uэмп≤ Uкр, с уровнем статистической значимости р≤0,05.

Результаты

При изучении сферы жизни все респонденты, независимо от места обучения или работы, главной ценностью выбрали счастливую семейную жизнь, стандартное отклонение (SD) средних баллов (M) которой составили: 1 гр – врачи: ±1,79; 2 гр. – средние медицинские работники ±1,76; 3 гр. – студенты ВУЗа ±1,93 и 4 гр. – студенты медколледжа ±1,66. На втором месте оказалось здоровье с практически равными оценками и на третьем – материальное благополучие (рис. 1).

Рис.1
Рис. 1. Средние баллы по блоку «Сфера жизни», оцениваемые респондентами различных групп

Наименьшую ценность в данном блоке вопросов имеет независимость, у врачей SD ±1,64 и среднего медицинского персонала SD ±1,64, а у студентов ВУЗов и медицинских колледжей – признание и уважение (SD ±1,39 и SD ±1,68, соответственно).

При сопоставлении распределения балльных оценок респондентов по вопросам внутри блока, выявлены достоверные различия по таким ценностям, как «материальное благополучие» – между студентами медицинских колледжей и врачами (Uэмп≤ Uкр при р = 0,015), а также средними медицинскими работниками (р = 0,018); «признание и уважение» – студентами ВУЗа – врачами (р = 0,012) и респондентами из медколледжа (р = 0,04); «независимость» – врачами и студентами: ВУЗа (р = 0,00001) и медколледжа (р = 0,0015); студентами медколледжа и средними медицинскими работниками (р = 0,022) и студентами ВУЗа; (р = 0,04); студентами ВУЗа и средними медицинскими работниками (р = 0,0001).

Приоритетным при построении жизни как студенты, так и работающие медицинские работники, считают наличие образования, занимающее первое место в рейтинге ценностей: врачи SD±1,94; средние медицинские работники SD ±1,91; студенты ВУЗа и медколледжа SD±1,68 и SD ±1,63, соответственно, далее необходимым условием является здоровье (второе место: SD±1,94; ±2,11; ±1,93; ±2,04, соответственно группам респондентов) и наличие материального достатка: SD ±1,74; ±1,70; ±1,84 и ±1,76 (рис. 2).

Рис.2
Рис. 2. Средние баллы по блоку «Построение жизни», оцениваемые респондентами различных групп

При этом, для работающих (n = 382) наименее значимы нравственные ориентиры, имеющие одинаковую балльную оценку и SD±1,88 у врачей и SD ±1,91 у средних медицинских работников, а 158 респондентов этих групп (41,4%) оценили их самым низким баллом. Студенты реже всего полагаются на везение и удачу (SD ±1,70; ±1,64, соответственно).

По всем вопросам данного блока установлены достоверные различия по отношению к таким ценностям как «образование»: между средними медицинскими работниками – врачами (р = 0,007) и студентами ВУЗа (р = 0,009); «материальный достаток»: врачами и студентами медицинских колледжей (р = 0,009); «способности»: студентами ВУЗа и медицинского колледжа (р = 0,04); «везение и удача», а также «упорство и трудолюбие»: средним медицинским персоналом и студентами (ВУЗа: р = 0,0018 и р = 0,04; колледжа: р = 0,04 и р = 0,005); «здоровье»: средним медицинским персоналом и студентами ВУЗа (р = 0,018); «нравственные ориентиры»: студентами медицинского колледжа – врачами и средним медицинским (р = 0,01 и р = 0,02).

В третьем блоке вопросов, оценивающим, что чаще всего предпринимают респонденты для сохранения своего здоровья, на первом месте оказался отказ от вредных привычек (SD ±1,77; ±1,85; ±1,97 и ±1,88 соответственно), далее следовали достаточная продолжительность сна (не менее 8 часов для взрослого населения) и отдыха (SD±1,79; ±1,95; ±1,72 и ±2,00); правильное и рациональное питание (SD ±1,60; ±1,68; ±1,44 и ±1,61) – рис. 3.

Рис.3
Рис. 3. Средние баллы по блоку «Забота о здоровье», оцениваемые респондентами различных групп

Студенты образовательных учреждений больше ценят сон и отдых, чем работающие (р = 0,04 и р = 0,02), а также имеют разницу мнений между собой (р = 0,0008). По сравнению с врачами, средним медицинским персоналом и студентами ВУЗа, более привержены правильному питанию студенты медколледжа (р = 0,01 и р = 0,0003). Выявлено, что имеется достоверное различие в отказе от вредных привычек между средним медицинским персоналом и врачами (р = 0,009), а также по сравнению со студентами ВУЗа (р = 0,006).

При возникновении признаков нездоровья, чаще всего респонденты предпочитают обращаться за квалифицированной медицинской помощью к врачам (SD ±1,91; ±1,91; ±1,64 и ±1,99, соответственно 4 группам), но в тоже время нередко занимаются самолечением (SD±1,67; ±1,55; ±1,64 и ±1,54), (7-6 баллов: n = 283; 37,5%), что может быть связано с их профессиональной деятельностью. Возможно, также косвенно на это влияет то, что большую ценность представляют профилактические мероприятия (SD±1,77; ±1,90; ±1,79 и ±1,98).

Менее всего респонденты ощущают растерянность при возникновении проблем со здоровьем SD ±2,02 у врачей; SD ±1,91 у средних медицинских работников; SD ±1,62 у студентов ВУЗов и SD ±1,96 у студентов медколледжа – рис. 4.

Наряду с этим, не обращаться за медицинской помощью до критического состояния или стараться не замечать возникшую проблему, приоритетным в своем поведении (7-6 баллов) считают n = 202; 26,7% (врачи: n = 64; 31,8%; средний медицинский персонал: n = 51; 28,2%; студенты ВУЗа: n = 36; 25,2%; студенты медколледжа: n = 51; 22,2%) и 14,4% (1гр.: n = 30; 14,9%; 2гр.: n = 37; 20,4%; 3гр.: n = 15; 10,5%; 4гр.: n = 27; 11,7%) респондентов. И в этом вопросе выявлены достоверные различия между врачами и студентами медколледжа и ВУЗа (р = 0,04; р = 0,02); средним медицинским персоналом и студентами высших и средних специальных образовательных учреждений (р = 0,009; р = 0,0008). Также выявлены различия во мнении о полезности советов друзей в принятии решений по поводу нездоровья. В этом вопросе на чужое мнение более полагаются студенты, что может быть связано с еще недостаточной профессиональной компетенцией (гр. 1 и гр. 3: р = 0,0012; гр. 1 и гр. 4: р = 0,0005; гр. 2 и гр.4: р = 0,00001; гр.3 и гр. 4: р = 0,00008).

Рис.4
Рис. 4. Средние баллы по блоку «Действия при нездоровье», оцениваемые респондентами различных групп

Более четверти респондентов (7 баллов: n = 191; 25,3%) рассматривают здоровье как главную ценность семьи, что определило его первое ранговое место по средним баллам ответов (SD ±1,73; ±1,66; ±1,50 и ±1,63, соответственно 4 группам опрошенных). Кроме этого, большую роль респонденты отводят здоровому образу жизни (SD ±1,83; ±1,86; ±1,82 и ±1,88) и отношению к здоровью с особым вниманием (SD ±1,71; ±1,64; ±1,73 и ±1,73) – рис. 5.

Рис.5
Рис. 5. Средние баллы по блоку «Отношение к здоровью в семье», оцениваемые респондентами различных групп

В тоже время среди медицинских работников и учащихся медицинских образовательных учреждений имеется и такое мнение, что на сегодняшний момент нет здоровых людей и необходимо принимать то, что есть, не прилагая никаких усилий для повышения уровня здоровья (7 баллов: n = 94; 12,5%; 7-6 баллов: врачи: n = 42; 20,9%; средний медицинский персонал: n = 38; 21,0%; студенты ВУЗа: n = 30; 21,0%; студенты медколледжа: n = 47; 20,4%).

Достоверные различия в ответах были выявлены в отношении приоритетной ценности здоровья детей, чем взрослых членов семьи (гр. 1 с гр.2: р = 0,0012 и гр. 4: р = 0,0005; гр. 2 и гр. 4: р = 0,00001; гр. 3 и гр. 4: р = 0,00008); отсутствия достаточного количества времени на заботу о здоровье (гр. 1 с гр. 3: р = 0,001 и гр. 4: р = 0,02; гр. 2 с гр. 3: р = 0,008 и гр. 4: р = 0,02), а также о том, что достаточное материальное обеспечение способно решить любую проблему (гр. 1 с гр.3: р = 0,009 и гр. 4: р = 0,0003; гр. 2 с гр. 3: р = 0,00001 и гр. 4: р = 0,000001).

Таким образом, проведенный анализ показал, что несмотря на существующие достоверные различия в группах, как работающим специалистам, так и обучающимся медицинской профессии, присуще отношение к своему здоровью как к ценности, признавая его не только индивидуальной, но и семейной главной ценностью. В тоже время имеются и такие респонденты, кто занимается самолечением, не обращается за медицинской помощью до наступления критической фазы и фаталистически относится к наличию проблем со здоровьем. Кроме этого, обращает на себя внимание тот факт, что 41,4% работающих медицинских специалистов поставили нравственные ориентиры на последние ранговое место.

Обсуждение

Проведенное исследование среди работающих специалистов с высшим и средним медицинским образованием, а также среди студентов медицинских Вузов и колледжей в четырех субъектах Российской Федерации показало, что в иерархии жизненных ценностей как работающих, так и будущих медицинских работников среди главных ценностей остается здоровье, здоровый образ жизни и соблюдение профилактических мероприятий.

При оценке различных сфер жизни, важных в настоящий момент, все респонденты в первую очередь выбрали категорию «счастье в семье», «здоровье» и «материальное благополучие». Для построения жизни было важно «хорошее образование», а «нравственные ориентиры» оказались не особенно востребованными у медицинских работников. Для поддержания здоровья респонденты чаще избегают вредных привычек. Приоритетным действием при «нездоровье» у медицинских работников выступает действие «обращение к врачу», однако, «не обращение к врачу до критической фазы» особенно популярно у врачей. В определении традиций в отношении здоровья в семьях врачей были «здоровье — это самое главное» и «ЗОЖ, но не делаем из этого культа», а студенты колледжа и ВУЗа считают для себя приоритетным принцип - «отсутствие ограничений, можно решить все».

При проведении анкетирования отмечено, что респонденты всех групп не могли четко выстроить иерархию категорий и присвоить соответствующий и неповторяющийся балл, что, безусловно, определяет некую «размытость» понятий вследствие не сформированной потребности в осознании базовых ценностей и путей их достижения.

Исследование показало, что категория «здоровье» для студентов является значимой ценностью. Однако в ряде исследований других авторов эта категория менее значима [8-11], поэтому необходимость формирования у студентов медицинских образовательных учреждений установок на принятие здоровья как одной из наиболее значимых ценностей и будущей профессиональной компетенции, остается актуальной задачей преподавателей с осуществлением междисциплинарного подхода [12].

По данным исследования среди медицинских работников стационара города Вологды установлено, что только 45,0% опрошенных относят образ жизни к факторам риска, информированность персонала низкая, а личностное восприятие не всегда корректно, что требует проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности по воздействию факторов окружающей среды, образа и качества жизни [13].

Среди причин несоблюдения принципов ЗОЖ 62,0% опрошенных медицинских работников г. Воронежа отметили загруженность на работе и усталость после нее, 17,0% – недостаток свободного времени, 10,0% – недостаток материальных средств, 8,0% – семейные проблемы, 3,0% – личная неорганизованность, однако большинство специалистов понимают, что такое здоровый образ жизни [14].

Результаты исследования по отношению медицинских работников к своему здоровью на базе двух городских поликлиник Республики Дагестан выявили, что большинство опрошенных врачей важнейшими факторами сохранения здоровья назвали занятия физкультурой и спортом (45,0%), на 2-м месте был указан нормальный режим труда, отдыха и питания (32,0%), затем – отказ от вредных привычек (29,1%), отмечено и значение психологического климата в семье и трудовом коллективе (15,9%). Подавляющее большинство опрошенных считают, что им необходимо уделять больше внимания состоянию своего здоровья, однако находят разные оправдательные причины и только 19,7% врачей самокритично отметили в качестве решающего фактора неорганизованность [15].

Исследование среди врачей медицинских организаций в Дальневосточном Федеральном округе свидетельствуют о недостаточном уровне привлечения медицинских работников к физкультурно-спортивной деятельности: систематически занимаются физической культурой и спортом в свободное время всего 14,0% мужчин и 8,9% женщин. Основными причинами низкого уровня занятий физическими упражнениями были следующие причины: отсутствие свободного времени (22,4% и 17,0%), большая усталость на работе (16,8% и 16,1%), другие увлечения (14,0% и 8,9%) [16].

Ценностно-смысловая сфера выступает основным компонентом сохранения профессионального здоровья медицинских работников, а, следовательно, личности в целом. Поэтому основным направлением работы по сохранению и поддержанию профессионального здоровья медицинских работников должна стать стратегия актуализации восприятия своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности [17].

Несмотря на определенные достижения в области охраны труда, до сих пор отсутствует единая организационная система профессиональной безопасности медицинских работников, включающая научное изучение этих проблем. Администрация МО, специалисты санэпиднадзора, осуществляющие внешний контроль за условиями труда, не уделяют должного внимания этим вопросам и недооценивают степень опасности производственной среды как фактора профессионального риска. Недостаточное внимания к здоровью специалистов может быть объяснено и тем, что они считаются профессионалами, способными сами позаботиться о своем здоровье [18]. До настоящего времени в отрасли не выработана стратегия формирования здоровьесберегающего поведения среди медицинских работников и нет плана ее реализации, а ухудшение показателей их здоровья снижает производительность труда, что в итоге сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Следовательно, проблемы здоровья медицинского персонала выходят за рамки отрасли, приобретая общенациональный характер [19].

С целью здоровьесбережения и повышения приверженности к лечению профессионального сообщества необходимо: для студентов организовывать тренинги личностного роста; интернов/ординаторов и врачей – специфические тренинги с обучением новым технологиям лечения и реабилитации [20].

Таким образом, исследование здоровья как ценности представляется весьма важным среди медицинских работников как работающих, так и студентов, так как эта ценность определяет смысловое и здоровьесберегающее поведение будущего специалиста отрасли здравоохранения, способного сохранять не только свое, но и здоровье пациента.

Выводы

  1. При оценке различных сфер жизни самой важной ценностью в настоящий момент для всех групп было – «счастье в семье», причем для студентов ВУЗа балльная оценка была равноценной с категорией «здоровье», которое заняло второе место и было более значимо для работающих, а «материальное благополучие» – на третьем ранговом месте.
  2. Для блока «построение жизни» было выявлено, что категория «хорошее образование» занимает лидирующую роль и наиболее значима среди студентов медицинских ВУЗов, за исключением средних медицинских работников, у которых категория «здоровье» более значима, а у остальных групп ей отведено второе место, «материальный достаток» более необходим врачам. На последнем ранговом месте у всех групп респондентов оказались «нравственные ориентиры», причем особенно они не востребованы для построения жизни работающих.
  3. Для поддержания здоровья чаще всего используется «отказ от вредных привычек», «сон и отдых» более важен студентам ВУЗа, как и специалистам со средним образованием. Для работающих и студентов, получающих высшее образование, значимым является «правильное питание», последних не привлекают «оздоровительные системы (закалка, бег, йога)», а «ничего не делаю» распространено среди студентов колледжа.
  4. Алгоритм действия респондентов при «нездоровье» имел следующий порядок: «обращение к врачу», «самолечение», «контроль и профилактика», затем следует категория «не обращение к врачу до критической фазы». Студенты медицинских ВУЗов меньше всего подвержены растерянности в отличие от других групп.
  5. В определении традиций в отношении здоровья в семье, ценностно-значимые сферы распределились как «здоровье - это самое главное», «ЗОЖ, но не делаем из этого культа» и «уделяем в семье особое внимание», однако, такая категория как «отсутствие ограничений, можно решить все» занимает четвертое ранговое место и по количеству баллов практически одинакова среди учащихся с «уделяем в семье особое внимание». Для работающих выше балл по категории «нет времени на заботу о здоровье».

По результатам проведенного исследования были предложены следующие практические рекомендации в организации профилактических мероприятий по сохранению здоровья медицинских работников для внедрения на разных уровнях управления здравоохранением. При разработке новой концепции кадровой политики в здравоохранении РФ предусмотреть мероприятия по ЗОЖ как необходимый элемент корпоративной культуры.

На региональном уровне целесообразно: формирование региональных программ ЗОЖ с активным привлечением медицинских работников территории, разработка циклов здоровьесберегающего поведения в рамках программ по психологии в ВУЗе и профилактике в медицинском колледже; организация спортивных секций для студенческой молодежи в медицинских образовательных учреждениях и вовлечение их в спортивные мероприятия субъектов; включение в региональные программы по кадровой политике в здравоохранении программ по профилактике СЭВ и разработка информационных стендов для кабинетов медицинского персонала по методам профилактики и борьбы со стрессом на рабочем месте (методики дыхательной гимнастики и другие методы для восстановления на рабочем месте).

На уровне медицинских организаций необходимы следующие мероприятия: формирование корпоративной культуры с учетом ЗОЖ, организация питания медицинских работников, привлечение персонала (обеспечение абонементами, или привлекательная ценовая политика для семей медицинских работников и их семей) для занятий спортом (бассейн, спортивный зал, фитнесс), участие в спортивных мероприятиях района или города, разработка методов поощрения персонала при соблюдении режима работы и выполнении профилактических мероприятий, направленных на поддержание ЗОЖ и обеспечение информирования сотрудников о том, где и как они могут получить психологическую помощь и поддержку, используя разного рода тренинги по развитию уверенности в себе, самораскрытию, личностному росту, рекомендации ВОЗ [21].

Библиография

  1. Глобальные факторы риска для здоровья. Смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска. Режим доступа: www.who.int/evidence/bod. (Дата доступа: 25.05.2022).
  2. Боллигер Л.В. Отношение к собственному здоровью медицинских работников. Вестник ИрГТУ 2015; 105 (10): 280-284.
  3. Выгорание и профессионализация: Научное издание 2013. Курский государственный университет. Институт психологии РАН. Курск: Курский государственный университет. 2013, 440 с.
  4. Петренко Д.П. Стрессы в период пандемии COVID-19 и после нее. Форум молодежной науки 2021; 2. (2): 60-67.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Мастера психологии, 2020. 512 с.
  6. Соколовская Т.А. Армашевская О.В., Бахадова Е.В. Здоровье как базовая ценность современного общества. Москва: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, 2021. 164 с.
  7. Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность: вопросы и ответы. Москва: Мысль, 1989. 236 с.
  8. Говязина, Т.Н., Уточкин Ю.А. Оценка основных поведенческих рисков в отношении здоровья студентов медицинского университета. Анализ риска здоровью 2017; (1): 84-90. DOI 10.21668/health.risk/2017.1.09.
  9. Касимовская Н.А. Факторы риска в модели здоровья средних медицинских работников. Казанский медицинский журнал 2019; 100 (6): 980-984. DOI 10.17816/KMJ2019-980.
  10. Люкшина Д.С., Черемискина И.И., Асриян О.Б., Капустина Т.В. Отношение к здоровью студентов медицинского вуза на старшем курсе обучения. Современные наукоемкие технологии 2016; (5-3): 570-574.
  11. Осадчук, О.Л., Лонская Л.В. Формирование адекватного отношения к своему здоровью у студентов медицинского вуза на занятиях по психологии. Успехи современного естествознания 2015; (1-8): 1315-1318.
  12. Романова Л.В., Кремнева Г.М., Литвиненко И.Л., Килинкарова Н.Н., Оверченко В.В. Формирование у студентов медицинских образовательных учреждений ответственного отношения к здоровью как общественной ценности и профессиональной компетенции. Современные проблемы науки и образования 2015; (2-3): 159. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23952 (Дата доступа: 01.09.2023).
  13. Дубель Е.В., Унгуряну Т.Н. Оценка восприятия медицинскими работниками факторов риска здоровью. Экология человека 2015; (2): 33-41.
  14. Крючкова А.В., Князева А.М., Кондусова Ю.В., Семынина Н.М., Полетаева И.А., Веневцева Н.В. Соблюдение принципов здорового образа жизни медицинскими работниками. Научный альманах 2017; 27(1-3): 202-205. DOI 10.17117/na.2017.01.03.202.
  15. Томилова, М. И. Особенности отношения медицинских работников к собственному здоровью. В кн.: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в здоровье нации" (Санкт-Петербург, 09–10 ноября 2016 года). Санкт-Петербург: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 2016. С. 182-185.
  16. Лигута В.Ф., Лигута О.И. Физическая активность и здоровье медицинских работников (социологический аспект). Научно-практический журнал Аспирант 2017; (1): 8-11.
  17. Недуруева Т.В. Профессиональное здоровье медицинских работников: структурно-критериальный подход. Ученые записки Российского государственного социального университета 2012; 102(2): 175-180.
  18. Гаджиев Р.С., Агаларова Л. С., Гамзаева М. А., Ильясова У.Г. Изучение отношения медицинских работников к своему здоровью. Главврач 2015; (3): 3–6.
  19. Неврычева, Е.В. Жмеренецкий К.В., Ноздрина Н.С. Здоровье медицинских работников. Здравоохранение Дальнего Востока 2016; 67 (1): 72-82.
  20. Уланова, Н.Н., Яковлева Н.В. Особенности здоровьесберегающего поведения и приверженности лечению у врачей на разных этапах профессионального становления. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова 2015; 23 (1): 102-108.
  21. Первая психологическая помощь: руководство для работников на местах. ВОЗ, 2014. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44615/978924454820 2_rus.pdf?sequence=45 (Дата доступа 25.05.2022)

References

  1. Global health risk factors. Mortality and disease burden due to some major risk factors. Available from: www.who.int/evidence/bod. (Date accessed: 25.05.2022).
  2. Bolliger L.V. Attitude to own health of medical workers. Vestnik IrGTU 2015; 105 (10): 280-284. (In Rus.).
  3. Burnout and professionalization: Scientific publication 2013. Kurskiy gosudarstvennyy universitet. Institut psikhologii RAN. Kursk: Kurskiy gosudarstvennyy universitet 2013, 440 s. (In Rus.).
  4. Petrenko D.P. Stress during and after the COVID-19 pandemic. Forum molodezhnoy nauki 2021; 2(2): 60-67. (In Rus.).
  5. Rubinshteyn S.L. Being and consciousness. Man and the world. Sankt-Peterburg: Mastera psikhologii; 2020. 512 р. (In Rus.).
  6. Sokolovskaya T.A. Armashevskaya O.V., Bahadova E.V. Health as a basic value of modern society. Moscow: Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya; 2021. 164 р. (In Rus.).
  7. Pankrat'eva N.V., Popov V.F., Shilenko Yu.V. Health is a social value: questions and answers. Moscow: Mysl', 1989. 236 р. (In Rus.).
  8. Govyazina, T.N., Utochkin Yu.A. Assessment of the main behavioral risks in relation to the health of medical university students. Analiz riska zdorov'yu. 2017; (1): 84-90. DOI 10.21668/health.risk/2017.1.09. (In Rus.).
  9. Kasimovskaya N.A. Risk factors in the health model of paramedical workers. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal 2019; 100 (6): 980-984. DOI 10.17816/KMJ2019-980. (In Rus.).
  10. Lyukshina D.S., Cheremiskina I.I., Asriyan O.B., Kapustina T.V. Attitude towards health of medical students in the senior year of study. Sovremennye naukoemkie tekhnologii 2016; (5-3): 570-574. (In Rus.).
  11. Osadchuk, O.L., Lonskaya L.V. Formation of an adequate attitude to their health among medical students in psychology classes. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya 2015; (1-8): 1315-1318. (In Rus.).
  12. Romanova L.V., Kremneva G.M., Litvinenko I.L., Kilinkarova N.N., Overchenko V.V. Formation among students of medical educational institutions of a responsible attitude to health as a social value and professional competence. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2015; (2-3): 159. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23952 (Date accessed: Sept 01, 2023). (In Rus.).
  13. Dubel' E.V., Unguryanu T.N. Assessing health workers' perceptions of health risk factors. Ekologiya cheloveka 2015; (2): 33-41. (In Rus.).
  14. Kryuchkova A.V., Knyazeva A.M., Kondusova YU.V., Semynina N.M., Poletaeva I.A., Venevceva N.V. Compliance with the principles of a healthy lifestyle by medical workers. Nauchnyy al'manakh 2017; 27(1-3): 202-205. DOI 10.17117/na.2017.01.03.202. (In Rus.).
  15. Tomilova, M. I. Features of the attitude of medical workers to their own health. In the book: Collection of materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation “Innovations in the health of the nation” (St. Petersburg, November 09–10, 2016). Sankt-Peterburg: Gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya khimiko-farmatsevticheskaya akademiya» Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii; 2016. Р. 182-185. (In Rus.).
  16. Liguta V.F., Liguta O.I. Physical activity and health of medical workers (sociological aspect). Nauchno-prakticheskiy zhurnal Aspirant 2017; (1): 8-11. (In Rus.).
  17. Nedurueva T.V. Occupational Health of Medical Workers: Structural Criteria Approach Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta 2012; 102(2): 175-180. (In Rus.).
  18. Gadzhiev R.S., Agalarova L.S., Gamzaeva M.A., Il'yasova U.G. Studying the attitude of medical workers to their health. Glavvrach 2015; (3): 3–6. (In Rus.).
  19. Nevrycheva, E.V. Zhmerenetskiy K.V., Nozdrina N.S. The health of medical workers. Zdravoohranenie Dal'nego Vostoka 2016; 67 (1): 72-82. (In Rus.).
  20. Ulanova, N.N., Yakovleva N.V. Features of health-saving behavior and adherence to treatment among doctors at different stages of professional development. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik imeni akademika I.P. Pavlova 2015; 23 (1): 102-108. (In Rus.).
  21. Psychological First Aid: A Guide for Field Workers. WHO 2014. Available from: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44615/978924454820 2_rus.pdf?sequence=45 (Date accessed: May 25, 2022).

Дата поступления: 19.09.2023


Просмотров: 756

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.12.2023 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search