About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

Main arrow Archive of previous Issues arrow №2 2010 (14) arrow Approaches of the World Health organization to the fight against alcohol abuse
Approaches of the World Health organization to the fight against alcohol abuse Print
Thursday, 01 July 2010

 

Kaygorodova T.V.1, Kulikov A.A.2
1
- Federal Public Health Institute, Moscow
2
- Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow

In the article, the international data on the harm caused by excessive alcohol consumption in the world and the European region are submitted together with documents of the World Health Organization concerning the fight against this phenomenon. The special attention is given to the Strategy of reduction of the harmful use of alcohol adopted at the 63 Session of the World Health Assembly, May, 2010.

Key words: alcohol, alcohol abuse, risk factors, policy, strategies.

Проблемы чрезмерного употребления алкоголя и связанными с ним последствиями достигли угрожающих размеров. Употребление алкоголя способствует болезням, травмам, инвалидности и преждевременной смертности больше, чем какой-либо другой фактор риска в развивающихся странах. Вредное употребление алкоголя является третьим ведущим фактором риска преждевременной смерти и инвалидности в мире. Это основная причина смерти и инвалидности в развивающихся странах с низкой смертностью, третий по значимости фактор риска после табака и кровяного давления в развитых странах и одиннадцатый - в развивающихся странах с высокими показателями смертности. По оценкам Всемирной организации здравоохранения в 2004 г. во всем мире от причин, связанных с употреблением алкоголя, умерли 2,5 млн. человек, в том числе 320000 молодых людей в возрасте 15-29 лет. В 2004 г. на вредное употребление алкоголя пришлось 3,8% всех случаев смерти в мире и 4,5% глобального бремени болезней [1].

Вредное употребление алкоголя является серьезным предотвратимым фактором риска возникновения психоневрологических нарушений и других неинфекционных болезней, таких как сердечно-сосудистые заболевания, цирроз печени и различные виды рака.

Помимо ущерба для собственного здоровья злоупотребление алкоголем населения вызывает множество социальных проблем, связанных с ростом насилия, повышенным дорожным травматизмом и т.д., которые сказываются на людях, не употребляющих алкоголь, особенно из близкого окружения пьющих. Оно оборачивается издержками для здравоохранения и общества. Здравоохранительные и социальные последствия затрагивают в наибольшей степени социальные группы, находящиеся в менее благоприятном положении, и способствуют возникновению различий в состоянии здоровья между странами и внутри стран. Во многих странах растущую обеспокоенность вызывает вредное употребление алкоголя молодыми людьми и женщинами [1].

Европейский регион Всемирной организации здравоохранения[i] характеризуется самым высоким уровнем потребления алкоголя в мире, который превышает среднемировые показатели в пересчете на душу населения в два раза. В 2002 г. алкоголь являлся третьим по значимости из 27 факторов риска заболеваемости в Регионе, после гипертензии и табака, и главным фактором риска среди молодых людей. Бремя заболеваемости, связанной с алкоголем, в Регионе также превышает среднемировой уровень в два раза [2]. Алкоголь является причиной 6,5% всех смертей в Европейском регионе ВОЗ (11% смерти мужчин и 1,8% женщин), а также 1,6% от всех потерянных лет жизни вследствие инвалидности и преждевременной смертности (17,3% мужчин и 4,4% женщин) (по DALY) [3].

Показатели смертности и заболеваемости, связанной с алкоголем, значительно выше среди мужчин, чем среди женщин. Эта проблема особенно затрагивает молодых людей, и в возрастной группе 15–30 лет более одной трети бремени заболеваемости среди мужчин и около 14% бремени заболеваемости среди женщин связано с алкоголем. При этом отрицательное воздействие алкоголя, как представляется, проявляется в большей степени, в сочетании с бедностью и недостаточным питанием [2].

Хотя доля женщин в общем потреблении алкоголя в Европейском регионе составляет лишь 20–35%, этот показатель является самым высоким в мире. Частота случаев алкогольной интоксикации среди молодежи продолжает оставаться на очень высоком уровне в западных странах, и возросла до аналогичного уровня в странах Восточной Европы. Эта же тенденция вызывает озабоченность в странах Южной Европы [14].

При этом, Европейский регион ВОЗ является неоднородным по потреблению алкоголя в разных странах. Так, 15% взрослого населения Европейского Союза потребляют более 40g алкоголя в день (мужчины) и 20g в день (женщины). При этом, снижение уровня потребления алкоголя в странах Юго-Западной Европы, наблюдавшееся за последние десятилетия, как представляется, прекращается. В восточной части Европейского Региона ВОЗ общие показатели потребления алкоголя остаются на очень высоком уровне, достигнутом в середине 1990-х годов, хотя между странами имеются определенные различия. В ряде районов очень низкие уровни потребления алкоголя связаны с религиозными верованиями, однако уровень потребления среди пьющих людей является почти столь же высоким, как и в других схожих странах Региона. В ряде стран Европейского региона значительная часть общего уровня потребления приходится на долю неучтенного потребления алкоголя, что затрудняет проведение прямых сравнений между странами [3].

В отдельные исторические периоды уровни потребления алкоголя в Европе возрастали. Так было, например в 30-е годы ХХ века [1]. Период быстрого роста потребления алкоголя наблюдался с 1950 по 1980 гг., в начале 1980-х годов наступил период стабилизации. Он складывался за счет двух разнонаправленных тенденций. В 15 странах Европейского Союза в период с 1980 по 1993 гг. зарегистрированный средний уровень потребления алкоголя на душу населения снизился примерно на 18% (до 9,65 л). Тенденция к уменьшению потребления спиртного была особенно выражена в Италии, Испании и Франции (на 51%, 35% и 25% соответственно с 1980 г.). Небольшое снижение потребления алкоголя отмечалось в Исландии (с 1989 г.), Нидерландах, Норвегии, Португалии, Словакии и Швейцарии (с 1988 г.). Вместе с тем, с 1980 г. отмечался рост потребления алкоголя в Греции, Ирландии, республиках бывшей Югославии и Чехии (с 1988 по 1992 гг., но в 1993 г. потребление алкоголя стабилизировалось). С 1989 г. наблюдается резкий рост потребления алкоголя в ряде стран Центральной и Восточной Европы и СНГ (за исключением стран Центральной Азии и Кавказских республик) [17].

С другой стороны экономические факторы во многом способствуют развитию алкогольной промышленности, а тем самым, росту возможностей злоупотребления алкоголем. Алкоголь важен для национальных экономик, так как стоимость алкогольной продукции в ряде Европейских стран составляет около 2% валового внутреннего продукта. В Финляндии порядка 7-10% государственных доходов поступает от алкоголя. В странах Восточной Европы эта цифра еще больше. В целом, в Европейском Союзе в 2003 г. общая стоимость алкогольной продукции составляла около 125 биллионов евро, что равно 1,3% ВВП ЕС [3].

Третья сторона проблемы - это культурные факторы. В Европейском регионе ВОЗ наблюдаются большие различия в отношении к алкоголю и его потреблению. В ряде стран алкоголь употребляют редко. В других алкоголь является неотъемлемой частью повседневной жизни и главным героем мероприятий и торжеств. Во многих культурах алкоголь ассоциируется с отдыхом и праздничным настроением, что усиленно используется для его рекламы. В исследованиях глобального бремени болезни, проведенных Всемирной организацией здравоохранения отмечалось, что проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем существуют в большинстве стран мира. В развитых странах алкоголь занимает четвертое место среди факторов риска для здоровья и безопасности населения [1,11,12].

Алкоголизм часто ассоциируют с проблемой бедности. Однако тот факт, что потребление алкоголя выше в Европе и в странах с населением европейского образа жизни, говорит в пользу утверждения, что алкоголь не связан напрямую с бедностью. Поскольку большинство европейских стран являются относительно богатыми, прием алкогольных напитков, скорее всего, вопрос привычки и традиций большинства взрослого населения этих стран [3,12].

Вместе с тем, согласно результатам исследований, проведенных в ряде стран, негативные стереотипы потребления алкоголя (потребление в сжатые сроки большого количества напитков с высоким содержанием алкоголя), а, следовательно, распространенность связанных с ним тяжелых проблем, более характерна для людей с низким образовательным статусом или получающих относительно низкую зарплату [18].

Всемирная организация здравоохранения проводит большую работу по анализу данных об употреблении алкоголя и связанных с ним проблем, разработке глобальных и региональных исследовательских и политических инициатив в отношении алкогольных проблем, а также оказании помощи странам по разработке антиалкогольных стратегий.

Важное место ВОЗ уделяет разработке политических документов, которые дают направления борьбы с чрезмерным потреблением алкоголя на глобальном, региональном и страновом уровнях.

Разработке и реализации эффективных мер в государствах-членах способствовало принятие двух последовательных региональных планов действий (1992–1999 гг. и 2000–2005 гг.) [4,5], а также проведение двух конференций на уровне министров, результатом работы которых стало принятие Европейской хартии по алкоголю в 1995 г. [6] и Декларации “Молодежь и алкоголь” [7] в 2001 г. явилось важным вкладом в развитие политики здравоохранения в Регионе в целом.

Европейская хартия ВОЗ по алкоголю [6] содержит 10 стратегических направлений деятельности:

  1. Информирование людей о последствиях потребления алкоголя для здоровья, семьи и общества и об эффективных мерах, которые могут быть приняты для предупреждения или сведения к минимуму ущерба, путем создания масштабных просветительных программ начиная с раннего детства.
  2. Пропаганда общественной, частной и трудовой сред обитания, защищенных от несчастных случаев, насилия и других отрицательных последствий потребления алкоголя.
  3. Принятие и обеспечение выполнения законов, направленных на эффективное недопущение вождения в состоянии опьянения.
  4. Укрепление здоровья путем контроля за наличием алкогольной продукции, например для молодежи, и воздействуя на ценообразование алкогольных напитков, например, с помощью механизма налогообложения.
  5. Осуществление строгого контроля, признавая имеющиеся в некоторых странах запреты, за прямым и косвенным рекламированием алкогольных напитков и обеспечение того, чтобы никакая форма рекламирования не была направлена специально и конкретно на молодежь, например, путем увязывания алкоголя со спортивными событиями и мероприятиями.
  6. Обеспечение доступности эффективных служб лечения и реабилитации – с помощью получившего необходимую подготовку персонала – для лиц с опасным или причиняющим ущерб потреблением алкоголя и для членов их семей.
  7. Усиление морально-этической и юридической ответственности тех, кто причастен к сбыту или обслуживанию с предложением алкогольных напитков, обеспечение строгого контроля за безопасностью продукции, а также выполнение соответствующих мер, направленных на борьбу с противозаконным производством и продажей.
  8. Усиление способности общества решать связанные с алкоголем проблемы путем подготовки и обучения специалистов различных секторов, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение и судопроизводство, наряду с усилением коммунально-общинного развития и руководства.
  9. Поддержка неправительственных организаций и движений самопомощи, способствующих укреплению здорового образа жизни – особенно тех, кто стремится предупредить или сократить связанный с алкоголем ущерб.
  10. Создание на широкой основе алкогольных программ в странах с учетом Европейской хартии по алкоголю; разработка ясных и четких задач и показателей конечных результатов; мониторинг достижений; а также обеспечение периодического обновления программ на основе оценки.

На 49-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ был принят Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя на 2000-2005 гг. [5]. В 2001 г. в Стокгольме прошла Европейская конференция ВОЗ на уровне министров, принявшая Декларацию ВОЗ "Молодежь и алкоголь" [7] с конкретными задачами до 2006 г.: добиться значительного сокращения числа молодых людей, начинающих употреблять алкоголь; отодвинуть по времени возраст начала употребления алкоголя молодежью; значительно уменьшить частоту и распространенность случаев употребления алкоголя, чреватого высоким риском, среди молодежи, особенно подростков и молодых взрослых; обеспечить и/или расширить обоснованные и целесообразные альтернативы употреблению алкоголя и наркотиков и усилить обучение всех, кто работает с молодежью; усилить просвещение молодежи по вопросам, касающимся алкоголя; уменьшить давление и принуждение молодежи к употреблению алкоголя, особенно в связи с пропагандой алкоголя, бесплатным распределением, рекламированием, спонсорством и доступностью, уделяя, в частности, повышенное внимание особым, или специальным, событиям и мероприятиям; поддерживать меры и действия, направленные против незаконной продажи алкоголя; обеспечить и/или повысить доступ к службам здравоохранения и консультирования, особенно для молодых людей с алкогольными проблемами и/или у которых родители или члены семьи страдают алкогольной зависимостью.

На 55-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в сентябре 2005 г. в Бухаресте (Румыния) были приняты «Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ» [2]. Этот документ обеспечивает основу для действий и знаменует собой новый этап, направленный на снижение вреда, наносимого алкоголем в Регионе. Основы политики в отношении алкоголя представляют собой долгосрочную стратегию для всего Региона в этой области. Они обеспечивают всестороннюю основу для реализации существующих международных правовых актов и документов ВОЗ с учетом развития ситуации, новых задач и потребностей в проведении дальнейших научных исследований. Основы политики соответствуют также другим важнейшим документам в области политики здравоохранения, включая Основы политики достижения здоровья для всех, Общую программу работы ВОЗ, Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, и Стратегию поддержки стран Регионального бюро. Основы политики объединяют конечные цели эффективной политики в отношении алкоголя, пути и средства их достижения.

На глобальном уровне в 2004 и 2005 гг. Всемирная ассамблея здравоохранения рассматривала проблемы борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя и приняла соответствующие резолюции. 24 мая 2008 г. 61-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла важную резолюцию WHA61.4 о "Стратегиях сокращения вредного употребления алкоголя". В резолюции выражается глубокая озабоченность по поводу масштабов и многообразия вреда, наносимого алкоголем во всем мире, и подчеркивается необходимость срочных действий по сокращению вредного употребления алкоголя. Признавая то, что эффективные стратегии и меры, ориентированные на все население, уязвимые группы, отдельных лиц и конкретные проблемы, имеются в наличии и должны оптимально сочетаться в целях снижения вреда, связанного с алкоголем, резолюция также указывает на то, что такие стратегии и меры должны осуществляться с учетом различных национальных, религиозных и культурных особенностей. Эта резолюция призывает к разработке глобальной стратегии по сокращению вредного употребления алкоголя [8].

Глобальная Стратегия сокращения вредного употребления алкоголя была принята в мае 2010 г. на 63 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения [9]. Предусматривается, что глобальная стратегия будет содействовать развитию и обеспечит поддержку местных, региональных и глобальных действий по предупреждению и сокращению вредного употребления алкоголя.

Стратегия насчитывает пять задач [10]:

  • · повышение глобальной информированности о масштабах и характере проблем здравоохранения, социальных и экономических проблем, вызванных вредным употреблением алкоголя;
  • · усиление базы знаний о масштабах и детерминантах связанного с алкоголем вреда и об эффективных мероприятиях по сокращению и предупреждению такого вреда;
  • · расширение технической поддержки странам и наращивание их потенциала для предупреждения вредного употребления алкоголя и ведения связанных с этим нарушений и сопутствующих патологий.
  • · укрепление партнерств и улучшение координации среди заинтересованных сторон и наращивание мобилизации ресурсов по предупреждению вредного употребления алкоголя;
  • · совершенствование систем мониторинга и более эффективное распространение и использование информации в целях информационно-пропагандистской работы, формулирования политики и оценки.

В Стратегии содержатся 10 целевых направлений:

1. Лидерство, информированность и приверженность:

  • - разработка национальных стратегий по борьбе с вредным употреблением алкоголя с соответствующим финансированием;
  • - создание или назначения головного органа, который будет осуществлять мероприятия национальной стратегии;
  • - координация антиалкогольных стратегий с работой, осуществляемой в других секторах;
  • - обеспечение широкого доступа к информации и эффективным программам о вреде алкоголя и необходимости эффективных мер профилактики и повышение осведомленности населения по этим вопросам
  • - издание регулярных национальных докладов об алкоголе и здоровье населения.

2. Ответные меры служб здравоохранения:

  • - повышение способности системы здравоохранения обеспечивать профилактику и лечение при различных патологических состояниях, связанных с чрезмерным употреблением алкоголя;
  • - содействие проведению скрининга и краткосрочных вмешательств на уровне ПМСП, такие инициативы должны включать выявление на ранних этапах случаев алкоголизма у беременных и женщин детородного возраста;
  • - расширение возможностей профилактики злоупотребления алкоголем
  • - обеспечение доступности лечебных услуг для лиц с низкими доходами;
  • - создание и поддержание системы регистрации и мониторинга заболеваемости и смертности, связанной с алкоголем.

3. Действия по месту жительства:

  • - расширение возможностей местных сообществ и координация их деятельности по осознанию вреда от злоупотребления алкоголем и разработки местной «здоровой политики»;
  • - мобилизация местного населения по контролю со злоупотреблениями торговли алкоголем (недопущение продажи алкогольных напитков несовершеннолетним и другим группам риска);
  • - предоставление социальной поддержки семьям алкоголиков;
  • - работа с группами повышенного риска.

4. Политика и контрмеры в отношении управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения:

  • - установление и обеспечение соблюдения верхнего предела содержания алкоголя в крови с более низким пределом для профессиональных водителей и молодых и начинающих водителей;
  • - содействие выборочному алкогольному тестированию;
  • - временное лишение водительских прав за вождение в нетрезвом виде;
  • - использование, при необходимости, блокировки зажигания для сокращения числа несчастных случаев в результате управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;
  • - программы обязательного обучения водителей и при необходимости лечения для лиц, повторно совершивших правонарушения;
  • - содействие пользованию общественным транспортом
  • - проведение разъяснительных кампаний в СМИ о недопустимости управления транспортным средством в пьяном виде.

5. Ограничение доступности алкогольных напитков:

  • - разрешение продажи алкогольных напитков только в магазинах, имеющих соответствующую лицензию;
  • - регулирование числа и точек продажи алкоголя;
  • - регулирование дней и часов продажи алкоголя;
  • - регулирование форм продажи алкоголя (например, запрещение продажи в кредит);
  • - регулирование продажи алкогольных напитков в определенных местах (например, запрещение продажи возле школ, больниц и других социальных объектов)
  • - запрещение распития спиртных напитков в общественных местах.

6. Маркетинг алкогольных напитков (ограничение или запрет рекламы алкогольных напитков)

7. Ценовая политика (повышение цен на алкогольную продукцию):

  • - создание системы специального налогообложения алкогольной продукции;
  • - установление налогообложения пропорционально содержанию алкоголя в напитке;
  • - ограничение или запрет ценового стимулирования, продаж со скидкой и других торговых льгот на алкогольную продукцию;
  • - установление, при необходимости, минимальных цен на алкогольную продукцию.

8. Сокращение негативных последствий употребления спиртных напитков и алкогольной интоксикации:

  • - регулирования условий употребления алкогольных напитков при сведении до минимума случаев агрессии и насилия;
  • - запрещение предоставления клиентам алкогольных напитков, доводя их до состояния интоксикации и введение ответственности за такие действия;
  • - обучения персонала питейных заведений, как обращаться с лицами, находящимися в состоянии алкогольной интоксикации или агрессии;
  • - снижение содержания алкоголя в спиртных напитках;
  • - предоставление информации о вреде чрезмерного употребления алкоголя.

9. Противодействие нелегальному производству алкогольных напитков:

  • - контроль качества алкогольных напитков;
  • - регулирование продаж алкоголя, произведенного неорганизованным сектором, и включение его в сферу налогообложения;
  • - разработку системы отслеживания незаконного алкоголя;
  • - межсекторальное сотрудничество и координация по борьбе с незаконным алкоголем;
  • - предоставление информации населению о вреде нелегального алкоголя.

10. Мониторинг и эпиднадзор:

  • - создание системы регулярного мониторинга и эпиднадзора, проведение периодических национальных исследований в отношении потребления алкоголя, создание структур по обмену информацией и ее распространения;
  • - создание или назначение учреждения, ответственного за сбор, анализ и распространение имеющихся данных;
  • - определение и отслеживание общего набора показателей вредного употребления алкоголя и ответных мер политики по его предотвращению;
  • - создание банка данных на страновом уровне, основанного на международно согласованных показателях и отчетных данных в формате, согласованном с ВОЗ и другими соответствующими международными организациями;
  • - разработка механизмов оценки эффективности политики, мероприятий и программ, направленных на сокращение вредного употребления алкоголя.

Проблемы для общественного здравоохранения, вызванные вредным употреблением алкоголя, отличаются многоплановостью и сложностью, существенно различаясь между странами и регионами по уровням и характеру употребления алкогольных напитков, а также контексту их употребления. В зависимости от обстоятельств могут быть избраны различные стратегии и варианты элементов политики. Приоритетные направления деятельности должны быть нацелены на предупреждение вредного употребления алкогольных напитков и должны опираться на наилучшие имеющиеся фактические данные. Для того чтобы быть эффективными, стратегии и варианты элементов политики должны воздействовать на уровни, характер и контекст употребления алкоголя с помощью набора мер, охватывающих населения в целом, уязвимые группы, затронутых лиц и такие конкретные проблемы, как управление транспортными средствами в нетрезвом виде.

Вредное употребление алкоголя может быть сокращено, если страны примут эффективные меры по защите своего населения. На государствах-членах лежит главная ответственность за формулирование, осуществление, мониторинг и оценку мер государственной политики по сокращению вредного употребления алкоголя.

Наибольший эффект в борьбе со злоупотреблением алкоголем могут дать межсекторальные действия, разработка эффективной политики на уровне государств, связанной с ограничением рекламы, просвещением молодежи, ограничением часов и мест продажи алкоголя и др. Однако сектор здравоохранения также вносит свою весомую лепту, предоставляя эффективную медицинскую помощь лицам, страдающим алкоголизмом. Важно также организовывать службы медико-социальной помощи семьям пьющих людей. Эти службы должны быть доступными для населения, способствовать раннему выявлению алкогольной зависимости и быстрому последующему лечению. Очень важна роль профилактической работы с населением на уровне первичной медико-санитарной помощи.

При этом, хотя инициативы в области политики в отношении алкоголя могут осуществляться на различных уровнях в обществе, необходимость координации стратегических направлений деятельности на национальном уровне является очевидной.

Накоплен значительный объем фактических данных, указывающих на то, что повышение цен на спиртные напитки способствует снижению уровня потребления алкоголя и остроты связанных с ним проблем. В большинстве стран, в особенности в странах с низкими ставками налога на спиртные напитки, повышение цен на них путем увеличения налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений в государственный бюджет и сокращению государственных расходов, связанных с ущербом, наносимым потреблением алкоголя. Повышение цен, равно как и другие меры борьбы с алкоголем, в разных странах могут приводить к разным результатам, в зависимости от таких факторов, как культура потребления алкоголя в стране и уровень общественной поддержки строгих мер борьбы с ним. Однако влияние повышения цен на снижение ущерба, связанного с алкоголем, очевидно, и введение этой меры не требует значительных затрат, что делает ее экономически целесообразной [11, 13, 19].

Кроме того, эффективными мерами борьбы являются более строгое регулирование потребления алкоголя, в особенности путем введения возрастного ценза на покупку спиртных напитков, установления государственной монополии на розничную торговлю и введения ограничений на торговлю спиртными напитками по времени и по количеству торговых точек. Широта охвата населения указанными мерами и относительно невысокие затраты, связанные с их введением, позволяют сделать вывод, что все эти меры являются экономически целесообразными [11,13,19].

Высокоэффективным также считается большинство мер, направленных на борьбу с вождением транспортных средств в нетрезвом виде: пункты контроля на трезвость, выборочная проверка “на выдох”, снижение уровня допустимой концентрации алкоголя в крови, временное лишение водительских прав, системы градации водительских удостоверений для начинающих водителей, а также меры краткосрочного вмешательства в случаях опасного пьянства. Эффективность этих мер, направленных на борьбу с вождением в нетрезвом виде, подтверждена результатами многочисленных исследований. Таким образом, указанные меры применимы в большинстве стран, не требуют значительных затрат и обеспечивают получение устойчивых результатов [11,13,19].

Стратегиями, обеспечивающими определенный эффект при относительно невысоких затратах, являются введение ответственности питейных заведений и соблюдение установленных в них требований в сочетании с мобилизацией общественности. Однако они не затрагивают проблемы распития спиртных напитков вне их стен. Обучение персонала питейных заведений правилам ответственной торговли спиртными напитками имеет мало шансов на успех, если оно не будет подкреплено угрозой лишения лицензий тех из них, которые продолжают обслуживать несовершеннолетних лиц и посетителей, находящихся в состоянии опьянения [11,13,19].

Если рассматривать проблему пьянства среди молодежи как отдельный аспект политики борьбы с алкоголем, то наиболее эффективной мерой непосредственного вмешательства является поднятие установленного законом возрастного ценза для приобретения или продажи алкогольных напитков. Разработан целый ряд методик по проведению просветительной работы в целях снижения потребления алкоголя. Несмотря на то, что их популярность возрастает, полученные доказательства эффективности этих мер немногочисленны. Аналогичным образом, результаты проводимых в настоящее время исследований показывают, что использование рекламы или запрета на рекламу также дает ограниченный эффект [11,13,14].

Сознавая важность проблемы злоупотребления алкоголем во всем мире, Всемирная организация здравоохранения придает большое значение непрерывному мониторингу потребления алкоголя и оказывает техническую поддержку странам по решению проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем. Важной задачей в этом направлении является стимулирование сбора данных по эпидемиологии употребления алкоголя и выявление недостатков в знаниях по этому вопросу, особенно в развивающихся странах с целью обеспечения их необходимой информацией. Мониторинг подразумевает отслеживание ситуации с потреблением алкоголя и выявления тенденций, связанных с вредом от злоупотребления им, а также формирование политических решений по борьбе с алкоголизмом в разных странах [15,16]. С этой целью ВОЗ создала в 1997 г. Глобальную информационную систему по алкоголю и здоровью. Эта система обеспечивает быстрый и несложный доступ к индикаторам, которые используются для оценки ситуации, связанной со злоупотреблением алкоголем. Также в этой системе имеется методический инструментарий по мониторингу и оценке ситуации и вреда, связанного с алкоголем. Доступ в систему открыт в Интернете на сайте ВОЗ: http://apps.who.int/globalatlas/default.asp

На сайте Европейского регионального бюро ВОЗ создана Европейская база по алкоголю - http://data.euro.who.int/alcohol. Она содержит информацию по стратегиям в отношении алкоголя в государствах-членах и обеспечивает доступ к имеющимся в Европейской базе данных “Здоровье для всех” данным по потреблению алкоголя и связанным с этим последствиям. Информация предназначена для лиц, принимающих решения, руководителей программ профилактики и контроля, специалистов, а также для персонала, участвующего в реализации программ профилактики алкоголизма. Используя эту информацию, лица, принимающие решения, смогут критически оценить собственную антиалкогольную политику в свете опыта других стран и использовать полученную информацию для улучшения национальных антиалкогольных программ.

Подводя итог, можно сказать, что Глобальная стратегия ВОЗ по сокращению вредного употребления алкоголя, принятая Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2010 г. и другие политические документы ВОЗ по этой проблеме, могут оказать существенную помощь представителям законодательной и исполнительной власти для принятия эффективной алкогольной политики в Российской Федерации.

Список литературы

  1. Global Health Risks; Mortality and burden of disease attributable to selected major risk factor. – WHO Geneva. 2009. – 63 р.
  2. Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ. – Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2006. – 119 с.
  3. Handbook for action to reduce alcohol-related harm. – WHOEURO. Copenhagen, 2009
  4. European Alcohol Action Plan. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1993.
  5. Европейский план действий по борьбе с потреблением алкоголя на 2000–2005 гг. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2000 г. (http://www.euro.who.int/document/E67946r.pdf).
  6. Европейская хартия по алкоголю, Европейская конференция “Здоровье, общество и алкоголь”, Париж, Франция 12–14 декабря 1995 г. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 1995 г.
  7. Декларация молодежь и алкоголь. Стокгольм, 19-21 февраля 2001 г. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2001. – 9 с.
  8. ВОЗ. Всемирная ассамблея здравоохранения. 61 сессия. Резолюции и решения. – ВОЗ. Женева. 2008 г. (Резолюция WHA 61.4).
  9. ВОЗ. Всемирная ассамблея здравоохранения. 63 сессия. Резолюции и решения. – ВОЗ. Женева. 2010 г. (Резолюция WHA 63.4).
  10. Стратегия сокращения вредного употребления. – ВОЗ. Женева. 2010 г. – 23 с.
  11. Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и экономически целесообразными? – Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2004. – 20 с.
  12. Н. Klingemann. Потребление алкоголя и его социальные последствия - забытый аспект. – Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2001 г.
  13. N. Rehn, R. Room, G. Edwards. Алкоголь в Европейском регионе ВОЗ - потребление, вред и политика. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2001 г.
  14. W. Settertobulte, B.B. Jensen, K. Hurrelmann. Употребление алкоголя молодыми людьми в странах Европы. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2001 г.
  15. Global Status Report on Alcohol – Geneva. WHO. 2004 г.
  16. International guide for monitoring alcohol consumption and related harm (Международное руководство по мониторингу потребления алкоголя и вреда, связанного с ним). – Geneva. WHO. 2000.
  17. A.-M. Harkin, P. Anderson, J. Lehto. Alcohol in Europe - a health perspective. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen. 1995.
  18. 18. Romelsjo, A., Lundberg, M. The changes in the social class distribution of moderate and high alcohol consumption and of alcohol-related disabilities over time in Stockholm County and in the whole of Sweden. //Addiction, 1996, 91: 1307-1323
  19. Комитет экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с потреблением алкоголя. – ВОЗ. Женева. 2007. – 65 с.

[i] В Европейский регион ВОЗ помимо стран Европы входят также страны СНГ, включая страны Центральной Азии, а также государство Израиль. Такое положение объясняется историческими причинами.


Views: 28461

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Thursday, 08 July 2010 )
< Prev   Next >
home contact search contact search