Basic tendencies and risk factors in alcoholic behaviour of youth: relation with deviation |
Monday, 13 September 2010 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Moiseyeva
V.V. In the article, the role of social and personal factors in formation of adolescent familiarizing to alcohol consumption is considered on the basis of the sociological researches data; interrelation between alcohol consumption and antisocial and criminal behavior and other negative social phenomena are also discussed. Four groups of adolescents have been allocated depending on a degree of their alcohol consumption, they are: "nondrinkers", "experimenters", "periodic consumers" and "drinkers". Features of alcoholic behavior of these groups are considered; it is shown that in familiarizing adolescents to alcohol consumption social factors create serious preconditions for alcohol abuse, but their action is often mediated with social and psychological mechanisms. Key words: accentuation of a character, alcoholic behavior, deviant behavior, leisure, psychoactive substances, family, religiousness. Современная Россия столкнулась с целым комплексом вызовов и проблем, одной из которых является проблема алкоголизации молодежи. Злоупотребление алкоголем — наиболее массовая форма отклонений в поведении подростков, поэтому ее изучение может служить моделью для анализа механизмов ухода подростков в любую из форм девиантного поведения. Статья написана в рамках исследовательского проекта «Алкоголизация населения как фактор дестабилизации российского общества. Социологический анализ» (проект финансируется РГНФ, № 09-03-00116а), проведенного в 2006-2008 г.г. сектором социологии девиантного поведения ИС РАН. В задачи исследования входило изучение причин и социальных последствий алкоголизации населения, разработка научно-обоснованных предложений для эффективного воздействия на алкогольную ситуацию и ликвидацию её негативных последствий. Статья подготовлена на материалах опроса учащихся общеобразовательных российских школ. В ранних исследованиях сектора по данной теме, как и принято традиционно при изучении девиантного поведения, объектом рассмотрения, были старшеклассники (9-11 классы) [3, 9], в дальнейших исследованиях, результаты которых представлены в данной статье, была предпринята попытка исследовать более ранний подростковый возраст в силу присущих ему социально-психологических особенностей. Ранний пубертатный возраст знаменует переход из начального в среднее звено обучения и традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации к новым условиям обучения - одним из труднейших периодов. Кризис 12-13 лет направлен на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. Появляется потребность в автономии, стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых и может быть не только общественно положительным, но выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле. Результаты исследований последних лет говорят о том, что сегодня возраст приобщения к таким психоактивным веществам как алкоголь и некоторые наркотики (амфетамины, производные конопли) изменился – произошло снижение возрастной планки, в то же время употребление «тяжелых» наркотиков стало заметнее в более старших возрастных группах [6, 10, 18]. В этой связи объектом изучения в данном исследовании стали школьники 7-9 классов российских школ. Были опрошены школьники Москвы, Казани как столицы крупного административного, политического, экономического и культурного региона - Республики Татарстан, а также три небольших города Приволжского федерального округа - Бузулук, Вятские Поляны и Можга. Они были отобраны в качестве представителей небольших (малых) региональных городов с общей численностью населения не более 40-90 тыс. человек, характеризующихся схожестью социального и экономического уровней развития. В итоге объем выборки составил 2879 человек. Алкогольная «карьера» зависит от обстоятельств знакомства со спиртным. В данной работе мы попытались рассмотреть, какую роль играют некоторые социально-демографические и социально-психологические факторы в приобщении подростков к алкогольному поведению. Второй принципиальной задачей было изучить взаимосвязь между потреблением алкоголя и антиобщественной и преступной деятельностью, а также другими отрицательными социальными явлениями. Социальная среда, условия жизни порождают предпосылки для формирования у молодежи потребности в искусственных средствах воздействия на свое субъективное состояние. В исследовании нами были выделены 2 категории факторов: 1) социальные и межличностные факторы и 2) индивидуальные факторы риска. Социальные и межличностные факторы риска отражают социальные влияния, происходящие из взаимодействий с родителями и другими родственниками, а также сверстниками. Были рассмотрены такие факторы как: тип семьи и её социально-экономический статус, психологический семейный климат и родительский контроль, особенности проведения свободного времени. В качестве индивидуальных факторов нами были рассмотрены некоторые черты характера и индивидуальные особенности подростка (склонность к насилию, рискованному поведению и поиску острых ощущений, импульсивность и т.п.), его религиозное мировоззрение (приверженность религии), потребность в духовной опоре. Употребление и зависимость от алкоголя легче всего осмысливаются на континууме, где на одном конце находятся не употребляющие алкоголь подростки, а на другом - школьники, имеющие признаки зависимости от алкоголя. В предыдущих работах по рассматриваемому исследованию рассматривались 3 группы подростков: подростки-трезвенники, подростки, употребляющие слабые алкогольные напитки и подростки, употребляющие крепкие алкогольные напитки [6, 10]. В данной работе данной работе была предпринята попытка иного формирования групп. Мы выделили 4 категории подростков в зависимости от степени их алкоголизации. Подростки, никогда не употреблявшие алкоголь, условно были названы «трезвенники». Оставшаяся часть школьников, когда-либо употреблявшая алкоголь, была разделена на категории: «экспериментаторы», «периодические потребители» и «пьющие». Основными критериями для выделения групп стали частота употребления спиртных напитков и частота случаев сильного алкогольного опьяненияi. Группа «Трезвенники» (32 % от опрошенных учеников) состоит из учеников, которые никогда не пробовали алкоголь и не имеют намерений делать это. Данную группу заметно отличают причины, почему они не употребляют алкоголь: страх перед последствиями, религиозные причины [7 - 12]. «Экспериментаторы» (50% от опрошенных учеников) попробовали алкоголь и продолжают его употребление в редких случаях, но в целом способны не употреблять спиртные напитки (отказаться от спиртного при случае). Эта группа состоит из учеников, которые попробовали алкоголь, имеют опыт опьянения легкими и/или крепкими алкогольными напитками, но не более двух раз за всю жизнь, а также которые употребляли алкоголь не более двух раз за последний месяц. «Периодические потребители» (12% от опрошенных учеников) активно ищут или попадают в ситуации, когда можно употребить алкоголь, сами периодически употребляют алкоголь, однако, в целом, еще способны отказаться от употребления. Эта группа состоит из учеников, которые пробовали алкоголь, имеют неоднократный опыт сильного опьянения (три и более случая за всю жизнь) или только слабыми или только крепкими алкогольными напитками, а также употребляли за последний месяц или только слабые или только крепкие алкогольные напитки три и более раз. «Пьющие» (6% от опрошенных учеников) употребляют алкоголь регулярно, имеют тенденцию прибегать к нему во многих ситуациях. Это дети, близко стоящие к «взрослой норме» алкогольного поведения и, возможно, уже имеющие алкогольные проблемы. У этого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, отмечается высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств на их приобретения, широк набор поводов для употребления алкоголя – употребление спиртных напитков становится регулярным. Эта группа состоит из подростков, которые пробовали алкоголь, имеют многократный опыт (три и более раз) сильного опьянения и слабыми, и крепкими алкогольными напитками, употребляли за последний месяц как крепкие, так и слабые алкогольные напитки три и более раз. Многочисленные исследования алкогольного поведения молодежи и подростков показывают, что большая часть случаев диагностированного алкоголизма, фиксируемого у 25-летних, начинает развиваться еще задолго до наступления 18-летия. Чем раньше подросток приобщается к употреблению спиртного, тем более велика вероятность развития алкоголизма в более старшем возрасте [6, 7, 22]. Большая часть подростков знакомится со спиртным в 12-15 лет. За последние 15-20 лет количество школьников, узнавших вкус алкоголя к 14 годам (нынешний 8 класс), возросло почти в 2 раза. Так, если в 1991 г. в 14 лет вкус алкоголя знали 36% школьников [4], то наши данные исследования 2007-2008 г.г. показывают, что уже 68% школьников 7-9 классов пробовали алкоголь и только 32% подростков - никогда не употребляли спиртных напитков. Алкогольная социализация молодежи начинается преимущественно со слабоалкогольных напитков – пиво, вино или шампанское. При этом анализ возрастной динамики потребления показал, что количество подростков, не употребляющих алкогольные напитки, с возрастом постепенно уменьшается, а количество «экспериментаторов», «регулярных потребителей» и «пьющих» растет (рис.1). Эта тенденция характерна как для мальчиков, так и для девочек, однако имеются несущественные гендерные различия. Так, у девочек доля трезвенников достаточно заметно снижается от 7 к 8 классу и в 8 классе становится даже меньше, чем у мальчиков (31% девочек-трезвенниц, против 39% мальчиков-трезвенников). У мальчиков доля трезвенников заметно падает при переходе от 8 к 9 классу. Подобные изменения происходят за счет расширения в 8 классе категории «экспериментирующих» девочек и увеличения в 9 классе количества «регулярно употребляющих» и «пьющих» мальчиков. В целом исследование лишний раз подтверждает процесс феминизации употребления алкоголя, фиксируемый в последнее время многими исследователями [4]. К сожалению, наблюдаемая тенденция «дотягивания» женского уровня алкоголизации до мужского отмечается в группах с относительно высокими показателями алкоголизации: «регулярных потребителей» и «пьющих» (рис.2). Москва – лидер по употреблению алкоголя школьниками (81% подростков отметили, что пробовали алкоголь), затем следуют Бузулук (66%), затем Казань (63%), Вятские поляны (56%) и Можга (47%). Рассмотрение региональных различий включения в алкоголизацию подростков показывает, что снижение количества школьников- «трезвенников» в Москве происходит в основном за счет увеличения доли «экспериментаторов». Количество же регулярно выпивающих в городах варьируется незначительно (рис. 3). С одной стороны, это связно с сохранением влияния традиционных норм в средних и малых российских городах и, напротив, фиксируемой исследователями нормативной вариативностью в таком крупном мегаполисе как Москва. С другой стороны, предыдущий анализ показал, что число школьников, находящихся неоднократно в состоянии опьянения после употребления крепких алкогольных напитков, выше в Казани, Бузулуке и Вятских Полянах, чем в Москве и Можге. Тот факт, что московские школьники значительно реже испытывают сильное опьянение, по-видимому, объясняется продажей некачественных алкогольных напитков в малых городах (паленая водка, самогон) и количеством выпитого подростками алкоголя за один раз. Значимым звеном в развитии алкоголизации подростков является приобщение их к алкогольным обычаям семьи. Здесь важными характеристиками выступают как социальные (тип семьи, социально-экономический статус семьи), так и социально-психологические факторы (семейный климат, алкогольные традиции семьи и т.п.). В данном исследовании при сравнении степени алкоголизации подростков из разных типов семей, разделение осуществлялось следующем образом: полная семья с биологическими родителями, полная семья, где один или оба родители являлись приемными, а также семьи, состоящие из одного родителя, или где подросток проживал то у одного, то у другого родителя поочередно. Исследование показало, что в семьях, где один из родителей не является биологическим, дети с большей вероятностью потребляют алкоголь, чем в полных семьях с родными родителями или не полных семьях с родным родителем (рис. 4). Большая включенность в алкоголизацию подростков из семей с приемными родителями может объясняться тем, что они испытывают больший стресс по сравнению с теми, кто живет с родными родителями или только с матерью или отцом: четверть школьников из полных семей с одним приемным родителем отметили, что между родителями часто возникают ссоры и конфликты, и 18% отметили проблемы у родителей с алкоголем. Исходя из данных исследования, в полных семьях с биологическими родителями конфликты возникают значительно реже – только 6% подростков указали на ссоры взрослых и 10% на проблемы с алкоголем одного из родителей. В семьях с одним биологическим родителем ссор между взрослыми практически не возникает в силу семейных обстоятельств, а проблемы с алкоголем у родителя отметили 14% подростков. С другой стороны, в неполных семьях с одним родителем налицо факт негативного воздействия дефицита времени на ребенка. Обычно такие родители вынуждены больше работать, чтобы обеспечивать семью, а подростки становятся более восприимчивы к развитию рискованного поведения. Другим значимым фактором алкоголизации является экономическое положение семьи. По данным исследований сектора, доля подростков, склонных к употреблению алкоголя, более значительна в обеспеченных семьях, по сравнению с менее обеспеченными подростками. Нами был выделен ряд критериев, по которым формировались 3 группы школьников: материально обеспеченные, со средним достатком и малообеспеченные. Исследование показало, что чем выше материальный статус семьи, тем ниже доля «трезвенников» и выше доля «экспериментаторов». Количество «регулярных потребителей» и «пьющих» остается практически неизменным во всех группах. Самой благополучной группой в экономическом плане являются «экспериментаторы», а наименее благополучной – «трезвенники». Это может объясняться тем фактом, что большая часть «экспериментаторов» проживает в крупных городах с высокими экономическими показателями – Москве и Казани. «Трезвенники» сконцентрированы в основном в малых городах с более низким уровнем жизни. Авторский коллектив склонен предполагать, что нельзя говорить о прямой зависимости между социальным статусом семьи и пьянством подростков, а важна взаимосвязь экономических и социально-психологических и факторов. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. В предыдущих исследованиях ретроспективный анализ жизни и семейных условий респондентов, злоупотребляющих алкоголем, показал, что в своем детстве эти люди сталкивались с тяжелыми жизненными обстоятельствами, как, например, отсутствие эмоциональной поддержки в семье, драки и конфликты между родителями, развод родителей или смерть одного из родителей. Такие негативные переживания, как горе, стресс, отчаяние, безысходность, нервные напряжение и др., зачастую сопровождающие семейные неурядицы, могут играть значительную роль в возникновении пьянства у детей. Так, сравнение групп детей с разной степенью вовлеченности в алкогольное потребление показало, что подростки, злоупотребляющие алкоголем, чаще других сталкивались с тяжёлыми жизненными обстоятельствами (рис. 5), у них хуже отношения с родителями, они меньше времени проводят со своей семьей, меньше поддаются контролю со стороны родителей (табл. 6). Как видно из графика, «регулярно употребляющие» и «пьющие» ученики по выделенным характеристиками менее благополучны. Наиболее острые различия наблюдаются по таким показателям как «частые конфликты или драки между родителями», «проблемы одного из родителей с алкоголем» и «развод и расставание родителей». Злоупотребление алкоголем родителями является фактором риска инициации потребления алкоголя среди подростков. Согласно теории социального научения, пьющие родители передают своим детям негативные образцы поведения. В семьях, где родители имеют алкогольные проблемы, у подростков нарушается процесс социализации, происходит ослабление связи между ними, снижение родительского контроля. А. М. Коровин указывает, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей [5]. Таблица № 6 Связь между алкоголизацией и самочувствием подростка в семье, в % от опрошенных
«Трезвенники» и «экспериментаторы» намного чаще проводят свое свободное время с семьей и имеют гораздо лучшие отношения с родителями, по сравнению с «пьющими» подростками, которые почти все свободное время проводят в компанией друзей. Большинство «трезвенников» (80%) регулярно (один раз в месяц и чаще) посещают с родителями или взрослыми, с которыми они проживают, кинотеатры, спортивные игры и состязания или ходят на прогулку, экскурсию. Напротив, только каждый пятый из группы «пьющих» отметил, что они регулярно выбираются куда-нибудь вместе с родителями. Отметили, что практически ежедневно ужинают с родителями, также только 54% «пьющих» школьников (62% «регулярных потребителей», 71% «экспериментаторов» и 82% «трезвенников». Доля подростков, допоздна гуляющих на улице, растет по мере увеличения алкогольного потребления: только 20% «трезвенников» отметили, что регулярно уходят гулять вечером (30% «экспериментаторов», 40% «регулярных потребителей» и 50% «пьющих» подростков). По данным исследования, родители каждой группы подростков одинаково пытаются осуществлять родительский контроль над своими детьми. Важно отметить, что 84% родителей подростков из каждой группы всегда определяют время, когда должен вернуться домой их ребенок, если он выходит гулять вечером. Однако реакция подростков из каждой группы различна: две трети «трезвенников», 40% «экспериментаторов», 26% «регулярных пользователей» и только 13% «пьющих» всегда делают так, как велят им родители. Иными словами, родительский контроль в группе «пьющих» ослаблен или малоэффективен. Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Сфера досуга для подростка является объективным пространством, где удовлетворяются многие духовные потребности личности - в межличностном общении, в физическом самосовершенствовании, социально значимой предметно-практической деятельности, познании и творчестве, культурном отдыхе и развлечениях и т.п. В последнее десятилетие исследователи обращают внимание на проблему неразвитости досуга подростков. Неорганизованность досуга в семье и при школе, отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях (обучение музыке, танцами и т.д.), резкое уменьшение числа внешкольных детских и юношеских учреждений в стране, падение престижа деятельности общественных организаций приводит к тому, что большинство подростков испытывают избыток свободного времени и оказываются на улице. Важная роль здесь принадлежит окружению подростка - молодежной компании, субкультуре, ценности которой он разделяет. Главной проблемой становится содержание самой досуговой деятельности: неумение разумно использовать свои возможности, отсутствие интересов и увлечений, неразвитость способностей, праздность, предпочтение пассивного отдыха, что, в конечном итоге, ведет к употреблению алкоголя подростками. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства [21]. Анализ видов проведения досуга в разных группах подростков показал, что «пьющие» школьники в 3-4 раза больше времени тратят на прогулки и общение с друзьями, чем «трезвенники» или «малопьющие» и в 2 раза дольше просиживают за компьютером. В отличие от «экспериментаторов» и «трезвенников», они практически не читают книг. Симптоматично, что выпивающие подростки («пьющие» и «регулярные потребители») тратят намного меньше времени (полчаса в день и менее) на выполнение домашнего задания, чем «трезвенники» и «экспериментаторы» (час и более в день). При анализе видов досуга обращает на себя внимание тот факт, что подростки-«трезвенники» и «экспериментаторы» предпочитают виды досуга, способствующие в какой-то мере удовлетворению познавательных интересов (посещение кино, театров, выставок), развитию физических возможностей (занятия в спортивных секциях). Для «пьющих» и «периодически употребляющих» алкоголь подростков наибольшей привлекательностью обладают пассивные виды досуга, связанные с рекреацией, психофизической разгрузкой, например, прогулки с друзьями по улицам. Алкоголь в этих случаях может быть использован как «смазка», чтобы снять «трение» при затруднительных контактах [13] и способствовать ослаблению социальных запретов. При рассмотрении индивидуальных факторов риска злоупотребления алкоголем, значимую роль играют ценности и мировоззрение подростков, а также акцентуации характера (в основном истероидного, возбудимого типов), психопатическая структура личности с выраженной импульсивностью, агрессивностью, склонностью к неоправданному риску. По данным ряда авторов, к злоупотреблению алкоголем предрасположены недостаточно организованные личности, неспособные справляться с тревогой, напряжением социально приемлемыми путями, а также с низким уровнем приверженности к религии [15, 16, 17, 19, 20]. Исследование показало корреляцию между религиозным мировоззрением подростков и их приобщением к алкоголю. Для того чтобы выявить особенности влияния религиозного мировоззрения на формирование отношения учащихся к алкоголю, был сконструирован «индекс религиозности»ii, позволяющий выделить группы подростков с разной степенью приверженности религии: «практикующие верующие», «формально верующие», «не практикующие верующие». (рис.7) С одной стороны, доля школьников, отметивших, что верят в Бога, является самой высокой в группе «пьющих» (80%) и самой низкой в группе «трезвенников» (60%). С другой стороны, как показало исследование, большинство верующих в Бога «пьющих» подростков фактически являются нерелигиозными людьми, демонстрируя невысокие показатели религиозности («не практикующие верующие»): они не знают и не соблюдают правила и предписания своей религии, не знают текст молитв, не участвуют в Богослужениях. Напротив, несмотря на то, что большая часть трезвенников является неверующими вообще (40%), те, кто все-таки верит в Бога, демонстрируют очень высокий уровень религиозности: ученики знают и соблюдают предписания и законы их религии, участвуют в религиозных службах, знают религиозные праздники и знают тексты молитв своей религии. Очевидно, что у трезвенников, как у более благополучной и в социальном и в психологическом плане группе, нет потребности в Боге и религии, в то время как у подростков, имеющих проблемы с алкоголем, такая потребность возникает в силу невозможности удовлетворения многих потребностей – в общении в семье, в самоутверждении, материальных и т.д. Однако, не обладая достаточной приверженностью к религии при высокой потребности в духовной поддержке, такие подростки выталкиваются в девиантную среду. Сочетание всех показателей религиозности значительно влияет на снижение уровня алкоголизации в группе. Существенная причастность к религии снижает вероятность приобщения к алкоголю, низкая причастность к религии у верующих может способствовать алкоголизации, однако отсутствие вообще веры в бога, никак не влияет на алкоголизацию. Исследование показало, что подростки из группы «пьющих» чрезвычайно нуждаются в духовной поддержке: доля учеников, отметивших этот параметр, является самой высокой в данной группе (80 %). Пережитые подростками трагические события, острый дефицит эмоциональных связей со своим окружением (особенно в семье), вызывают у школьников чувство глубокой неудовлетворенности и заставляют их искать духовную опору в преодолении трудностей (при высокой потребности в духовной поддержке очень низкая приверженность религии). В то время как у школьников, верующих в Бога, функцию этой духовной опоры выполняет религия, а не верующие в Бога и не нуждающиеся духовной поддержке подростки преодолевают трудности иными способами [13, 14] (группа с благополучным семейным климатом), у неверующих учащихся, нуждающихся в духовном контакте, в данной сфере образуется пустота, заполнить которую им помогает употребление алкогольных напитков и (или) других психоактивных веществ. Чтобы проследить влияние определенных черт характера на степень алкоголизации нами были выделены признаки, объединенные по ряду критериев (рис.8):
Из данного графика видно, что для школьников, склонных к эгоистичным поступкам и рискованному поведению, вероятность алкоголизации повышается: процент «трезвенников» самый низкий, а процент «пьющих» - самый высокий. Склонность к насилию также связана с повышенной алкоголизацией. Показательно, что доля «экспериментаторов» выше среди тех, кто склонен к импульсивности. Возможно именно этой чертой объясняется желание экспериментаторов пробовать различные алкогольные напитки: действую под влиянием настроения, они могут быть более подвержены различным влияниям, в частности мнению, что «в жизни нужно все попробовать», или давлению группы сверстников. Однако при рассмотрении связи между индивидуальными особенностями и алкоголизацией, нельзя не учитывать того факта, что человек, злоупотребляющий алкогольными напитками, сам приобретает особые черты личности. Так, изначальная склонность к рискованным поступкам и импульсивность может инициировать алкогольный опыт, но может и стать следствием употребления алкоголя, свойством которого является притупление чувства страха, опасности. Веселовский В.В. находит у подростков, злоупотребляющих алкоголем, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых – агрессивность [1]. Интересно отметить связь черт характера с религиозным мировоззрением. «Формально верующие» и «непрактикующие верующие» подростки больше склоны к рискованным поступкам по сравнению с высоко религиозными. В любви к риску признались 70% школьников с низким уровнем религиозности и 60% «формалистов». Повышенный уровень употребления спиртного вполне вписывается в эту картину. Только 46% «практикующих верующих» склонны к рисованным поступкам и импульсивному поведению. «Ни за что бы не пошли на риск ради развлечения» – 80% школьников с высоким уровнем религиозности, 60% «формалистов» и 60% «малорелигиозных». У подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствий душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и прежде всего через приобщение к алкогольным традициям компании. Сравнивая группы школьников с различной степенью алкоголизации, становится ясно, что трезвенники и малопьющие, в отличие от употребляющих алкоголь часто, больше предпочитают проводить свободное время со своей семьей, и если и проводят его в компании друзей, то это, как правило, узкий круг знакомых от 1 до 3 человек. «Пьющие», напротив, активно предпочитают проводить время в больших компаниях («тусовках») (рис.9). Это неудивительно, потому что главным здесь является то, что в «уличной» микросреде подросток находит референтную группу подобных себе школьных «изгоев». Именно в этих группах, к сожалению, подростки обретают высокий статус, проникаются самоуважением. Группа, особенно сначала, кажется новичку вполне демократичной, полной теплоты и сплоченности, не обнаруживая сразу свою асоциальную направленность. Подробное рассмотрение характеристик компании подростков показывает, что «трезвенники» предпочитают общаться в компании ровесников (76%), чем более взрослых ребят (19%). «Экспериментаторы», «регулярные потребители» и «пьющие» предпочитают общаться с более взрослыми, чем они сами ребятами: 39%, 53% и 70% подростков соответственно указали, что в их компании ребятам в основном по 18-20 лет. С повышением алкоголизации, возрастает процент школьников, проводящих время в компании в общественных местах (парках, улицах, во дворе) – 76% «трезвенников», 85% «экспериментаторов», 94% «регулярно употребляющих» алкоголь. Однако, как это ни парадоксально, в группе «пьющих» процент ребят, проводящих время в компании ребят на улице, оказался ниже, чем у экспериментирующих с алкоголем – 83%. Это при том, что, как было показано выше, времени на общение с друзьями «пьющие школьники» тратят гораздо больше. Встает вопрос: где так много времени проводят вместе «пьющие» подростки? Если учесть их высокую приобщенность к алкоголю и наличие более старших товарищей, можно предположить, что часть школьников из этой группы «оседает» у кого-то более взрослого на квартире, другая часть, опасаясь контроля со стороны взрослых, возможно, проводит время в подъездах, подвалах или других помещениях. Потребление алкоголя подростками обычно ведет к тяжелым последствиям как для общества, так и для конкретного человека. Одной из принципиальных задач этого исследования было изучить взаимосвязь между потреблением алкоголя и антиобщественной и преступной деятельностью, а также другими отрицательными социальными явлениями. Данные нашего исследования подтверждают прямую связь между употреблением алкоголя и антиобщественной и преступной деятельностью подростков. На вопрос, «являются ли противозаконные поступки нормальными для вашей группы?» положительно ответили 8% «трезвенников», 13% «экспериментаторов», 29% «регулярных потребителей» и 51% «пьющих». В совершении компанией противозаконных поступков признались 5% «трезвенников», 9% «экспериментаторов», 26% «регулярных потребителей» и 45% «пьющих». «Регулярные потребители» и «Пьющие» демонстрируют большую склонность к антиобщественному поведению (рис.10). Подростки из этих групп отмечают, что, находясь в компании друзей, любят пугать и досаждать людям вокруг ради забавы (22% «регулярных потребителей» и 35 % «пьющих»). Воровали компанией в магазине что-либо 7 % «регулярных пользователей» и 10% «пьющих» подростков. В случаях актах совместного вандализма признались 22% «регулярно употребляющих» алкоголь» и 45 % «пьющих» подростков. Ученики, ведущие здоровый образом жизни («трезвенники» и «экспериментаторы», имеющие незначительный опыт употребления спиртных напитков), фактически никогда не участвуют в актах вандализма или актах насилия, не носят с собой ножи и другие предметы (цепи, заточки) и, соответственно, не используют это оружие в преступных действиях. По данным различным исследований сектора, более чем в половине случаев первая проба наркотика происходит на фоне алкогольного опьянения (как правило, на фоне потребления пива) и в компании сверстников [8]. Чаще всего наблюдается следующая схема приобщения к психоактивным веществам: сигареты -> алкоголь -> производные каннабиса. Очередность этих психоактивных веществ не всегда соблюдается, иногда практикуется их совместное употребление. Данные исследования учащейся молодежи в очередной раз показывают (рис.11), что распространенность употребления алкоголя тесно коррелирует с увеличением распространенности хотя бы однократного или эпизодического употребления наркотических веществ. Так, каждый второй подросток из группы «пьющих» и каждый третий из «регулярно употребляющих» отметил, что у него есть друг, пробовавший наркотики. У «экспериментаторов» и «трезвенников» друзей-потребителей наркотиков значительно меньше (10% и 2%, соответственно). Риск, что подросток попробует наркотики гораздо выше в группе «пьющих». Большинство первых проб наркотиков осуществляются спонтанно, в местах, где подростки проводят свободное время, и инициируются их социальным окружением. Итак, оценивая современное состояние проблемы подростковой алкоголизации, можно сделать следующие выводы: Несмотря на имеющиеся данные о некоторой стабилизации ситуации с потреблением алкоголя школьниками [2], обстановка остается достаточно сложной – к 14 годам около 60% подростков уже знают вкус спиртного, а к 15 годам происходит скачок количества потребителей спиртного, достигая более 80%. Наблюдается тенденция «дотягивания» женского уровня алкоголизации до мужского, фиксируемая в группах с относительно высокими показателями алкоголизации: «периодически употребляющих» и «пьющих». При этом резкое снижение количества трезвенников у девочек происходит при переходе от 7 к 8 классу. Однако наполнение группы потребляющих алкоголь у них идет за счет эпизодического потребления. У мальчиков снижение количества трезвенников наблюдается при переходе из 8 в 9 класс, в основном за счет наполнения категории «периодически употребляющих» и «пьющих». В приобщении подростков к спиртному социальные факторы создают серьезные предпосылки для злоупотребления алкоголем, но чаще всего их действие опосредовано социально-психологическими механизмами. Здесь важными характеристиками выступают взаимосвязь как социальных (тип семьи, социально-экономический статус семьи), так и социально-психологических факторов (семейный климат, алкогольные традиции семьи и т.п.). Ранней алкоголизации подростков сопутствует вовлечение в различные формы девиантного поведения. Сравнение групп детей с разной степенью вовлеченности в алкогольное потребление показало, что «экспериментаторы» пьют алкоголь под влиянием внешних обстоятельств. Они в меньшей степени подвержены влиянию окружающей среды и не склонны к употреблению алкоголя для удовлетворения своих потребностей. «Экспериментирующие» с алкоголем подростки обладают всеми необходимым, как внешними, так и внутренними, ресурсами, чтобы реализовать себя и преодолеть трудности иными способами. В этой группе проявления противоправного и антиобщественного поведения незначительны. «Регулярно употребляющие» подростки предпочитают выбирать друзей и деятельность, связанную с получением «кайфа». Хотя их еще волнует репутация и одобрение родителей, но подростки в этой группе уже попадают под сильное воздействие окружения – как правило, группы сверстников и более старших по возрасту подростков. Проявления девиантного поведения становится более выражено и разнообразнее. «Пьющие» подростки теряют интерес к деятельности, не связанной с употреблением алкоголя, которой они наслаждались ранее, и демонстрируют снижение эффективности и проблемы в таких сферах, как выполнение домашнего задания, отношения с родителями и другими членами семьи, усиление и углубление вхождения в девиантную среду. Анализ данных, касающихся отношения к психоактивным веществам, показал, что обследованные подростки из групп «пьющих» и «регулярных» потребителей алкоголя составляют так называемую «группу риска» – показатели потребления этих веществ у них значительно выше, чем у «трезвенников» «экспериментаторов». Тем не менее, подростки с первыми признаками алкогольных проблем вполне интегрированы в социальную среду, и не образуют особой субкультурной группы. Однако качественные и количественные характеристики потребления алкоголя подростками обследованной группы диктуют необходимость значительного усиления антиалкогольного воспитания. Отклонения в поведении носят закономерный, повторяющийся характер. Из многих частных различий в отношении к конкретным ситуациям общения в подростковой среде складывается вполне определенный стиль поведения, отличающий подростков групп риска от их благополучных сверстников. Наличие тенденций в алкогольном поведении, характерных для молодежной среды сегодняшнего дня, в некоторой степени облегчает задачу педагогов и медицинских работников в осуществлении профилактических воздействий. Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный возраст, разные учебные заведения, группы «риска» и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных профилактических программ. Знание особенностей жизнедеятельности этих групп должно лечь в основу профилактических мер. Список литературы
i Под «сильным опьянением» в анкете подразумевалось состояние, когда подросток не мог держаться на ногах. ii Группу с высоким уровнем религиозности («практикующие верующие») составили школьники, которые одновременно отметили, что верят в Бога, смогли отнести себя к одной из традиционных конфессий, соблюдают все обряды и предписания религии, посещают богослужения не реже 1-2 раз в месяц и знают практически все тексты молитв. К «непрактикующим верующим» были отнесены верующие в Бога подростки, отнесшие себя к одной из традиционных конфессий, но не соблюдающие никаких обрядов и предписаний религии, не посещающие богослужения и не знающие молитв. К «формально верующим» подросткам были отнесены верующие в Бога, отнесшие себя к одной из мировых религий, но соблюдающие и знающие только некоторые правила, предписания религии и некоторые тексты молитв, а также посещающие службу редко (по большим праздникам, 1-2 раза в год или когда «припечет»). Views: 27260
Write Comment
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Last Updated ( Monday, 20 September 2010 ) |
< Prev | Next > |
---|