Preventability of losses in children's health as an effective resource saving strategy in public health |
Thursday, 02 December 2010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Albitsky V.Yu.1, Modestov A.A.1, Yakovleva T.V.2, Mendelevich B.D.3 The methodology of preventability of health losses is demonstrated in application to an assessment of children's health losses. The author's approaches to definition of health losses caused by morbidity and disability consequences are discussed by an example of a mental pathology in children. Key words: globalization, rehabilitation, preventability of health losses, morbidity, disability, mental diseases in children, resource saving technology, prediction scenarios. 1. Обоснование методологии предотвратимости потерь здоровья детского населения, как эффективной ресурсосберегающей технологии в здравоохранении. Предотвратимость, как новая идеология планирования целей и задач здравоохранения сформировалась на рубеже 1970-х годов в европейских странах. Это была попытка найти ответ на растущие расходы системы здравоохранения, которые не сопровождались адекватным улучшением показателей здоровья населения и ростом продолжительности жизни. Созрело понимание необходимости сконцентрировать усилия систем здравоохранения на тех проблемах, средства решения которых разработаны медицинской наукой, а технологии доступны специалистам лечебно-профилактических учреждений (Ю.В. Михайлова, А.Е. Иванова, 2006). Концепция предотвратимости в Европе разрабатывалась, прежде всего, в отношении предупреждения летальных исходов заболеваний или травм. При этом перечень состояний, от которых люди не должны умирать при современном развитии системы охраны здоровья, явился согласованным мнением экспертного сообщества, куда вошли представители науки, практикующие врачи, специалисты по управлению и экономике, эпидемиологии и статистике. Методология оценки предотвратимой смертности оказалась весьма эффективной для решения самых разнообразных задач здравоохранения (Westerling R.,2003). Известны несколько попыток верифицировать европейский список предотвратимых причин смерти в условиях российских регионов, но эта попытка исчерпывается преимущественно взрослыми группами населения (В.И. Стародубов, Ю.В. Михайлова, 2006). Европейская классификация предотвратимых причин смерти основана на трех уровнях профилактики. Однако их составляющие имеют некоторые отличия от дефиниции профилактики в отечественном здравоохранении (В.С. Лучкевич, И.В. Поляков, 2005):
Европейская классификация (Holland, W.W., 1991) представлена следующим образом. К первой группе относятся причины смерти, которые могут быть предупреждены первичной профилактикой, т.е. влиянием на риски возникновения заболеваний (причины, во многом определяемые стилем и условиями жизни населения). Вторая группа включает причины, за которые ответственна вторичная профилактика (своевременное выявление и ранняя диагностика заболевания). К третьей группе относятся причины, зависящие от качества медицинской помощи. Российскими авторами (Т.П. Сабгайда, А.Ю. Михайлов, 2009) выделяется роль собственно системы здравоохранения, межсекторальный уровень, означающий взаимодействие различных социальных институтов, ответственных за здоровье населения и, наконец, уровень государства, ответственного за изменение социальной политики в соответствующих направлениях. Несмотря на многие проблемы, сопровождавшие внедрение методологии оценки предотвратимой смертности в европейских странах, она постепенно стала важнейшим инструментом оценки деятельности здравоохранения. В нашем исследовании мы применили методологию предотвратимости к исследованию здоровья детского населения, учитывая, что такие работы в нашей стране носят единичный характер (Т.В. Яковлева, 2005; А.А. Баранов. В.Ю. Альбицкий, А.А. Модестов, Т.В. Яковлева, 2008). Кроме того, мы рассматриваем проблему предотвратимости шире, исходя из того, что экономический и социальный груз, обусловленный нездоровьем детей, не исчерпывается лишь преждевременной смертностью, но определяется инвалидностью и заболеваемостью. Важным индикатором здоровья детского населения с позиций предотвратимости является инвалидность. В 2007 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 582550 детей-инвалидов или 196,4 на 10000 соответствующего населения. Однако, если исходить из оценки, что такие дети составляют не менее 2-3% от всего детского населения страны (А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая, 2008), то численность детей-инвалидов в нашей стране может колебаться от 610 до 915 тыс. человек. Проведенный Т.В. Яковлевой (2006) анализ материалов государственной статистики показал, что уровень предотвратимой инвалидности у детей сравнительно невысок и составляет около 15%. При этом он достаточно стабилен, т.к. не зависит от возраста, а единственно значимым фактором вариации уровня и структуры предотвратимой инвалидности является территория. Поведенные с нашим участием в 2003-2007 годах исследования семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов (Н.И. Лихоузова, 2004; С.А. Косова, 2008, З.М. Аминова, 2009) показали, что предотвращение т.н. тяжелых групп инвалидности у детей возможно в большем проценте случаев. Оно базируется на следующих составляющих - качество жизни родителей, реабилитационный потенциал семьи, доступность медицинских и реабилитационных услуг, региональные особенности организации медицинской помощи детям с хроническими заболеваниями и возможность санаторно-курортного лечения. В ходе проведенных исследований были разработаны и апробированы:
Наиболее сложной, на наш взгляд, задачей является снижение предотвратимых потерь здоровья детей с позиции заболеваемости. Европейский подход, связанный с первичной, вторичной и третичной профилактикой смертности не может быть автоматически перенесен на предотвращение заболеваемости детского населения и требует, как теоретического переосмысления, так и разработки наиболее оптимальных форм практического внедрения с учетом региональных особенностей России. Наш подход базируется на возможностях традиционной медицинской статистики и новых источников информации. Достаточно длительное время потребности в оценке здоровья населения удовлетворялись в рамках традиционно собираемой медицинской статистики о распространенности болезней и смертей. Ограничения этих источников известны. В содержательном отношении – это неполнота регистрации событий, обусловленная тем, что в поле зрения попадают лишь случаи обращения за медицинской помощью, что далеко не отражает истинную картину распространенности патологии и ее последствий. В методическом отношении главной проблемой является несопоставимость объектов исследования: случаи обращения за медицинской помощью при анализе заболеваемости и физические лица при характеристике инвалидности и смертности. Наконец, в информационном плане ведущим ограничением всегда являлась значительная потеря доступных полицевых данных при своде информации из учетных в отчетные документы. Основная отчетная форма (Ф.12) имеет ту особенность, что в ней фиксируются случаи заболеваемости детского населения, сведенные в две возрастные группы 0-14 и 15-17 лет, поэтому анализ комбинаций других возрастных групп, с присущими им особенностями заболеваемости и ее исходов, невозможен. Развитие информационных технологий на разных уровнях: от лечебного учреждения до региональных медицинских информационно-аналитических центров внесло существенный прогресс в преодоление указанных ограничений (В.А. Медик, М.С. Токмачев, 2006). Мощным стимулом стала информатизация системы обязательного медицинского страхования, которая предусматривает потребности работы с полицевыми данными. Фактически, имеющиеся информационные возможности позволяют разрешить информационные и методические проблемы для корректной оценки потерь здоровья. Что конкретно имеется в виду? В настоящее время в информационном отношении мы располагаем достаточно подробными данными, характеризующими возникновение заболевания (факт регистрации при обращении за медицинской помощью), его течение, проведенные медицинские вмешательства и полученные исходы. При этом существующая информация позволяет оценивать дифференциальную картину и ставить вопросы о детерминации, факторной обусловленности заболеваемости и ее последствий, а именно: пол, возраст, социальный статус, место жительства, наличие инвалидности и т.д. В методическом отношении впервые появилась возможность при изучении заболеваемости сплошным методом перейти от анализа обращаемости к полицевой статистике, позволяющей распределить детское население по возрасту, полу, характеру заболеваний, тяжести последствий. Причем, в рамках статистики законченных случаев есть возможность охарактеризовать частоту и причины посещений, оказанные услуги и их стоимость. В содержательном плане сплошной анализ случаев обращений за медицинской помощью за несколько лет открывает возможность оценить нижний порог так называемой истинной заболеваемости, поскольку в поле зрения попадают пациенты, редко обращающиеся за медицинской помощью в случае болезни. Собранные с помощью специально разработанных программ для ЭВМ статистические данные о заболеваемости детей могут служить основой для анализа ситуации и планирования профилактических мероприятий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, разработки организационных форм и методов контроля за эффективностью деятельности учреждений здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья. Разработанная в НЦЗД РАМН программа «Соцпедиатрия-2» позволяет изучить «исчерпанную заболеваемость» детского населения на одно лицо на основе использования современных информационных технологий (С.А. Косова, В.Ю.Альбицкий, А.А.Модестов и др., 2009). Таким образом, появляется возможность оценки потерь здоровья детского населения за счет заболеваемости, инвалидности и смертности. В свою очередь, разработка мероприятий по предотвратимости потерь здоровья становится основой выбора приоритетов и принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности системы здравоохранения, направленной на увеличение доступности и качества оказываемой медицинской помощи детскому населению, повышение эффективности использования ресурсов, выделяемых на нужды отрасли. 2. Предотвратимость потерь здоровья на примере модернизации психиатрической помощи детскому населению Психиатрия в России прошла большой путь, связанный с лечением и социализацией детей, страдающих психическими расстройствами. Опыт медико-социальной реабилитации к 1990 году включал различные формы и методы, начиная от медицинских, социально-бытовых и заканчивая промышленной реабилитацией подростков, как формы их интеграции в общество (Н.Ф. Дементьева, А.А. Модестов, 1993). В настоящее время в детско-подростковой среде сформировались значительные медико-социальные проблемы, характеризующиеся резким ростом частоты дезадаптационных нарушений, суицидов, проявлений агрессии, асоциальных, в том числе, криминальных форм поведения, употребления психоактивных веществ, алкоголя и наркотиков (В.Ю. Альбицкий, 2005; A. Аптер, 2005; А.А.Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, 2008; В.Ф.Войцех, Е.В. Гальцев, 2009, Б.Д. Менделевич, 2010). Одной из основных причин, определяющих сложившуюся ситуацию, является прогрессирующее ухудшение состояния психического здоровья, начиная уже с раннего периода детства (Г.В. Козловская, 1995; И.Я.Гурович, 1997, 2005; Н.И. Голубева, Г.В.Козловская, 2005; Т.Б Дмитриева, 2009). По данным официальной статистики в России насчитывается около одного миллиона детей и подростков, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями, что составляет 2,5-3,5% детского и подросткового населения. В последние два десятилетия ситуация с нервно-психическими и поведенческими расстройствами у детей усугубляется социальным сиротством. Численность этой категории детей достигает более 700 тысяч (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 2007). Низкий уровень психического здоровья детей приводит к ограничению возможности получения полноценного общего среднего и профессионального образования. Это влияет на возможность дальнейшего трудоустройства, приводит к уменьшению числа здоровых лиц активного трудоспособного возраста и связанных с этим экономическим потерям государства (Saraceno B., 2007; Toumbourou J.W., Hemphill S.A., Tresidder J, 2007; Ghanizadeh A., Alishahi M.J., Ashkani H. 2009; Voll R., 2009). В данном контексте речь идет о качестве «человеческого капитала», который включает здоровье, образование и мотивацию к труду, напрямую связанным с психическим здоровьем, начиная с детского возраста. Глобальное бремя психических болезней растет во всем мире (Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Обновление 2005 г.). Для преодоления этой проблемы ВОЗ рекомендует учитывать в планах национального здравоохранения вопросы, связанные с развитием систем поддержки психического здоровья. Важным фактором в снижении бремени психических расстройств становится ориентация на развитие служб психического здоровья и их интеграция в первичную медико-санитарную помощь населению. ВОЗ считает, что основой профилактики психических расстройств должна стать глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие, которая будет осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий (Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» ВОЗ-Европа, 2005). Для нашей страны, тяготеющей к европейскому региону, - именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по "достижению здоровья для всех в европейском регионе" представляет наибольший интерес. Следует отметить, что процессы глобализации высветили ряд некоторых общих проблем развития систем здравоохранения в различных странах мира в настоящий период (Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Обновление 2005 г.; И. Н. Ступаков, В. И. Самородская, 2006; С.А. Трущепев, 2009):
Перечисленные проблемы рассматриваются нами в контексте модернизации психиатрической помощи детскому населению. Особенности процесса глобализации требуют новых, нестандартных решений в организации психиатрической помощи детям. Однако, она по-прежнему, строится исходя из концепции реабилитации, которая характеризуется следующими особенностями:
В представленном исследовании мероприятия по совершенствованию психиатрической помощи детям базируются на концепции предотвратимости потерь здоровья. Традиционные усилия по профилактике и оказанию психиатрической помощи детям исчерпали свои возможности. Работы, касающиеся предотвратимости потерь здоровья, в развитых странах базируются на изучении факторов риска развития основных психических заболеваний, определении возрастных особенностей развития патологии и скорости нарастания инвалидизирующих состояний, моделировании вероятных резервов сокращения потерь в случае прогресса в отношении распространения факторов риска (Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения. 2005). В ходе исследования мы сконцентрировали внимание на факторах риска, присущих подростковому населению, подверженному наркомании и токсикомании в Р. Татарстан, которые достаточно специфичны и носят выраженный региональный характер (Т.В. Яковлева, 2005; Менделевич Б.Д., 2010). Разработка мероприятий на основе предотвращения факторов риска развития психических расстройств базируется на Европейской стратегии «Здоровье и развитие детей и подростков» (2005) и строится с учетом следующих четырех руководящих принципов: 1. Подход с точки зрения полного жизненного цикла. Стратегии и программы должны быть ориентированы на решение проблем, связанных со здоровьем ребенка на каждом этапе развития: от дородового периода до подросткового возраста по наиболее уязвимым возрастным группам и факторам риска, связанным с экономической ситуацией в регионе. 2. Обеспечение справедливости. При оценке состояния здоровья, выработке рекомендаций и планировании деятельности по оказанию всего спектра психиатрических услуг следует принимать во внимание потребности наименее обеспеченных групп населения. В первую очередь, это относится к группам детей повышенного риска: детей–сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей (Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2004), детей из маргинальных семей и лиц, имеющим неблагоприятную наследственность по психическим заболеваниям. 3. Межсекторальные действия. При разработке мероприятий по улучшению состояния здоровья детей и подростков следует применять межсекторальный подход с учетом основных детерминант психического здоровья. В данном контексте следует ориентировать работу детских центров здоровья, организованных в России согласно Приказу Минздравсоцразвития №597 от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». 4. Совместная деятельность. Общественные, в том числе и молодежные организации должны принимать участие в планировании, осуществлении и мониторинге деятельности по предоставлению услуг детям и подросткам в части профилактики депрессий, асоциального поведения, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Перечисленные принципы учитывались нами при разработке основных направлений совершенствования психиатрической помощи детям на основе концепции предотвратимости и включали:
Ниже остановимся на описании каждой из составляющих концепцию предотвратимости применительно к совершенствованию психиатрической помощи детскому населению. Важное значение в организации современной и эффективной психиатрической помощи занимает разработка маркетинговой стратегии (МС) деятельности учреждений, работающих с детьми, страдающими психическими расстройствами. Несколько перефразируя Ф.Котлера (1990) под МС следует понимать медико-социальную деятельность учреждения, направленную на активное выявление детского населения нуждающегося (или испытывающего потребность) в услугах по профилактике, лечению и реабилитации психических и поведенческих расстройств. Исходя из вышеизложенного, на уровне первичной профилактики МС включает:
На уровне вторичной профилактики МС включает:
Маркетинговая стратегия амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих психоневрологическую помощь детям в Р. Татарстан была изучена с помощью SWOT-анализа, который включал анализ сильных и слабых сторон медицинских учреждений, возможностей и угроз. Под сильными и слабыми сторонами понимаются внутренние характеристики ЛПУ: цели, задачи, люди, технологии, структура (Б.С. Граков, А.А. Модестов, 1993). Впервые SWOT-анализ (Л. Симкин, С. Дибб, 2002) применен нами для оценки реабилитационного потенциала семьи ребенка с психической патологией. Возможности и угрозы включали анализ внешних переменных (политику в области здравоохранения, цены на лекарства, нормативную базу, средства массовой информации). Сильные и слабые стороны организации психиатрической помощи детям в медицинских учреждениях Республики Татарстан в нашем исследовании оценивали потребители медицинских услуг. В исходную матрицу SWOT-анализа были включены факторы, характеризующие выявленные преимущества и/или недостатки действующей системы оказания психиатрической помощи детскому населению Р.Татарстан (табл. 1). Таблица 1 Исходная матрица SWOT-анализа медицинских учреждений–объектов исследования.
Заполнение исходной матрицы SWOT-анализа, позволило:
Эффективность психиатрической помощи детскому населению с позиций предотвратимости требует устранения пяти общих недостатков:
Оценка удовлетворенности услугами психоневрологических учреждений косвенно свидетельствует о преодолении психоневрологическими учреждениями Республики Татарстан вышеописанных недостатков (Б.Д.Менделевич, 2010). Так, анализ данных опроса родителей показал, что более половины респондентов оценили деятельность учреждений на «отлично» (57,6%±4,1), 27,7%±2,8 – поставили хорошую оценку, 13,7%±2,0 – удовлетворительную и только 1%±0,5 граждан оценили работу неудовлетворительно. Качеством лечения остались недовольны 40,3%±2,6 опрошенных, мотивируя свое мнение следующими причинами (на 100 опрошенных): нехватка лекарственных средств - 54±2,7; отсутствие разнообразных специалистов психиатрического профиля (психолог, сексопатолог, суицидолог) – 28,8±2,4; плохая организация реабилитации – 16,6±2,0 и низкая квалификация врачей – 8,6±1,5. При оценке потребностей семьи в реабилитационной помощи ребенку, выяснилось, что родителям не хватает подробных рекомендаций специалистов и консультаций в вопросах социальной и правовой защиты ребенка. Самой распространенной просьбой в отдел социальной защиты было предоставление путевки в санаторий или реабилитационный центр. В ходе опросов по специально разработанной анкете лиц, работающих в психиатрических учреждениях Р. Татарстан, установлено, что в организациях преобладает патерналистская модель отношений между руководством и персоналом. Это трансформируется и на отношения с пациентами и их родителями. Наиболее подвержены данной форме отношений врачи со стажем менее 10 лет и более 25 лет. Следует подчеркнуть, что патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, хотя и с большим сопротивлением, но все же уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии пациента оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента стало считаться недопустимым. В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Справедливо считается, что первая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождается отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Пациент превращается в пассивного получателя медицинских услуг. Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление его здоровья ориентированное на информированное согласие, под которым понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Здесь можно условно выделить два основных элемента этого процесса: предоставление информации и получение согласия, что было внедрено в работу детских психиатрических кабинетов и учреждений. Новая роль семьи в предотвращении психических заболеваний и их осложнений с позиции предотвратимости получает новый импульс. Здесь ведущее место занимают опросы, связанные с качеством жизни. Однако, они не определяют самосохранительное поведение семьи, когда речь идет о предболезни или ранних стадиях болезни в части предотвращения рецидивов и предупреждения инвалидности. Здесь более информативна такая компонента опросов родителей, как оценка здоровья и возможность социализации детей. К сожалению, вопросы анкет, обращенные к респондентам чаще всего формулируются прямолинейно: здоровье плохое, удовлетворительное или хорошее. На эти критерии невозможно воздействовать. Родительская оценка должна отражать вклад семьи в здоровье ребенка. В нашем исследовании респонденты оценивали 4 компоненты: собственные усилия, наследственность, условия жизни семьи, качество медицинской помощи. На основании полученных данных диагностировалась стратегия семьи относительно здоровья ребенка: самосохранительная, пассивная или принудительная (на фоне социально-гигиенических особенностей: возраст и образование родителей, жизненный цикл семьи, количество детей, санитарно-гигиенические условия проживания семьи, традиции и т.д.). Таким образом, появляется возможность разработки стандартов (алгоритмов, приемов) адресной работы с ребенком, страдающим психическим заболеванием, и его семьей. Реабилитационная активность семей детей-инвалидов может быть расширена за счет создания общественных организаций или работы уже существующих (С.Н.Пузин, С.Я.Волгина, З.М.Аминова, А.А. Модестов, 2009), что позволяет:
Эффективность реабилитации ребёнка зависит не только от ресурсов (материально-технических и кадровых) и возможностей реабилитационных учреждений, но и от ресурсов и возможностей семьи, которые включают знания, умения и навыки работы с ребенком-инвалидом. Проведённая в ходе исследования социально – гигиеническая характеристика семей, имеющей в своем составе детей с психической патологией послужила основанием для разработки алгоритма оценки реабилитационной активности семей (Рис. 1). Под реабилитационной активностью мы понимаем наличие возможностей и заинтересованности у родителей детей – инвалидов. При пошаговом выборе ответа на предлагаемый вопрос определяется взаимосвязь между полнотой семьи, регулярностью занятий, получением рекомендаций от специалистов и желанием семьи оказывать специальный уход за ребенком. Реабилитационная активность семьи может стать основой при формировании реабилитационного маршрута ребенка специалистами здравоохранения и социальной защиты населения. Итогом алгоритма стало определение уровня реабилитационной активности конкретной семьи, что является одним из критериев её реабилитационного потенциала.
Реабилитационный потенциал, отражающий ресурсы и возможности семьи ребенка-инвалида оценивается по десяти критериям: полнота семьи, здоровье родителей, жилищные условия, уровень материальной обеспеченности, образование родителей, их занятость, наличие 2-х и более детей в семье, реабилитационная активность семьи, владение специальными навыками ухода за ребенком и приоритет здоровья среди ценностей семьи. Критерии представлены в виде классификатора (табл.2). Выраженность каждого критерия оценена экспертным путём в баллах. В качестве экспертов (12 человек) выступили специалисты Казанского медицинского университета, Министерства социального развития и учреждений системы образования Республики Татарстан и сотрудники городского социально-реабилитационного центра для детей-инвалидов Республики Татарстан (г. Казань). В зависимости от набранной суммы баллов семья ребенка-инвалида попадает в одну из трех групп: семья с высоким реабилитационным потенциалом (30–25 баллов); семья со средним реабилитационным потенциалом (24–20 баллов); семья с низким реабилитационным потенциалом (19–10 баллов). Таблица 2 Классификатор оценки реабилитационного потенциала семьи
Семьи с высоким реабилитационным потенциалом могут осуществлять значительную часть реабилитационных мероприятий на дому, тем самым давая возможность перераспределить ресурсы государственных учреждений на семьи со средним и с низким реабилитационным потенциалом. Оценка реабилитационного потенциала семей используется при оказании адресной помощи семьям детей-инвалидов в реабилитационных центрах, специализированных отделениях детских больниц, в коррекционных садах Республики Татарстан. Полученные данные являются основой для разработки мероприятий по содействию интеграции между специалистами систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения и семьей ребенка, страдающего психическими расстройствами. Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что эффективность реабилитационных мероприятий в значительной степени зависит от семьи ребенка. На протяжении последнего десятилетия было проведено значительное число исследований эффективности медицинской помощи с использованием информационных технологий с позиций доказательной медицины (Cochrane database of systematic reviews. The Cochrane Library, 2008), что позволило расширить представления о возможностях практикующих врачей при выборе методов оказания помощи пациентам и контроле за показателями полученных результатов. В первую очередь это касается скрининговых исследований детского населения и создания межведомственного банка данных на детей, страдающих психическими заболеваниями (С.А. Косова, 2008), а также регионального регистра на детей-инвалидов. Это основа для межотраслевой интеграции. Полученные в ходе исследования результаты позволили нам представить пути совершенствования психиатрической помощи детскому населению на основе стратегии предотвратимости в табл. 3. Таблица 3 Стратегия предотвратимости психических заболеваний и связанных с ними потерь здоровья детей
В настоящее время эффективность деятельности системы здравоохранения на федеральном и региональном уровнях в части предупреждения и лечения психических заболеваний не входит в перечень критериев, утвержденных Минздравсоцразвития РФ. В этой связи моделирование вероятных сценариев распространенности заболеваний и инвалидности среди детского населения по психическим заболеваниям приобретает особую актуальность. Сценарии строятся на основе бальной оценки предлагаемых нами нижеследующих маркеров, отражающих ситуацию в регионе:
Соответствие Российским показателям: ниже (3 б.), соответствует (2 б), выше (0 б);
Предложенные критерии соответствия позволяют свести их в три сценария пессимистичный (0-11 б.), реалистичный (12-21 б.) и оптимистичный (22-33 б.). Оценка ситуации в Республике Татарстан и ближайшие перспективы развития детской психиатрической помощи позволяют говорить о реалистичном сценарии на ближайшие три года. Выводы
Список литературы
Views: 27794
Write Comment
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Last Updated ( Thursday, 16 December 2010 ) |
< Prev | Next > |
---|