Sociological monitoring in information provision of public health management |
Thursday, 02 December 2010 | ||||||
Grishina N.K. Consideration is given to applying sociological research methods to public health. Importance of transferring sociological researches into the monitoring category is marked; in this case, they will play a role of a feedback mechanism in public health management allowing operative provision with necessary information at rather small expenses. The information about the basic methodical approaches to organization of such researches and experience in their carrying out at various hierarchical levels is given. Key words: public health management, information provision , sociological monitoring. Социально-экономические преобразования в стране, реформирование системы охраны здоровья населения, децентрализация финансового обеспечения, формирование рынка медицинских услуг, появление конкурентных отношений в здравоохранении актуализируют применение адекватных форм и методов управления, эффективность которых на современном этапе зависит от многих факторов. Одним из важнейших аспектов совершенствования управленческой деятельности является ее надлежащее информационное обеспечение. К наиболее эффективным инструментам информационного обеспечения управленческой деятельности относится мониторинг, в том числе социологический [1,2,3]. Принципы мониторинга уже сравнительно давно стали использоваться в развитых зарубежных странах и все чаще в отечественной практике. Совершенно очевидно, что аналогичные принципы мониторинга могут быть использованы и при проведении социологического мониторинга здравоохранения. Осуществление подобного рода мониторинговых исследований требует разработки организационной технологии их проведения, предусматривающей периодичность исследований, порядок и последовательность выполнения мероприятий по обеспечению сбора, обработки, анализа социологической информации, подходы к корректировке программы, выделение необходимых ресурсов и др. Накопленный опыт позволяет сформулировать основной перечень задач, при которых используются социологические методы. Во-первых, это получение дополнительной к статистическим данным информации о деятельности органов, учреждений здравоохранения и других структур на различных иерархических уровнях с целью принятия соответствующих управленческих решений. Социологические исследования могут использоваться с целью выявления готовности и ожиданий того или иного сегмента рынка к реформам; получения информации о знаниях и об отношении населения к той или иной проводимой реформе; при проведении сравнительного анализа различных организационных или медицинских технологий; и, что особенно важно, в тех случаях, когда затруднительно получить информацию другим способом, в частности, при изучении вопросов участия пациентов в софинансировании медицинской помощи ввиду отсутствия официальной информации по данным вопросам. В целом, многолетний опыт использования социологических методов исследования убедительно доказывает, что несмотря на некоторую субъективность полученной информации, они позволяют получить необходимые данные. Однако, следует учитывать, что с позиции управления более эффективным является использование этих методов в качестве механизма обратной связи, для чего данные исследования целесообразно переводить в разряд мониторинговых. Под социологическим мониторингом в здравоохранении, как инструментом управления, следует понимать целенаправленную деятельность, связанную с перманентным наблюдением, анализом, оценкой и прогнозом состояния системы здравоохранения в целях ее развития в желаемом направлении, а также определением эффективности принимаемых управленческих решений. Создание системы социологического мониторинга требует решения целого ряда организационных, правовых и научно-методических задач, которые ложатся в основу формирования соответствующих программ. Реализация программ социологического мониторинга в системе здравоохранения предусматривает:
Социологический мониторинг должен реализовываться по определенным организационным технологиям, которые используются при разработке и реализации конкретных мониторинговых программ. К ним, в частности, относятся определение баз исследования и объема выборочной совокупности, типизация выборки и периодичность проведения опросов, выбор конкретного метода исследования, организация сбора и обработки, анализа и хранения информации и др. Программы социологического мониторинга должны предусматривать такие разделы как: содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения, сроки и этапы реализации программы, система программных мероприятий, ресурсное обеспечение, механизм ее реализации, организация управления программой, оценка эффективности от реализации программы. Управление программой мониторинга должно осуществляться на соответствующем уровне управления (рис.1). В качестве координирующего органа может быть создана специальная комиссия с полномочиями решения правовых, финансовых и других вопросов. Соответственно, на региональном уровне управление программой мониторинга целесообразно возложить на территориальную подведомственную службу, где будет аккумулироваться информация и формироваться базы данных. При реализации мониторинга разработанную программу необходимо утверждать на соответствующем уровне управления с определением субъекта управления и выделением ответственных лиц за ее реализацию, определением периодичности и сроков сбора информации, порядка предоставления отчетности. Также при проведении социологического мониторинга необходимо предусмотреть четкое взаимодействие и разграничение полномочий различных субъектов управления здравоохранением и страховых структур. Полученная в ходе мониторинга информация должна аккумулироваться на соответствующем уровне (ЛПУ, муниципальном, региональном, федеральном), что позволяет изучать вертикальные и горизонтальные взаимодействия участников системы оказания медицинской помощи населению. Для более эффективного функционирования программы социологического мониторинга следует предусмотреть использование автоматизированных методов обработки материалов и обеспечение специально подготовленными кадрами. Одной из ключевых проблем внедрения таких программ является их финансирование, что приобретает особую актуальность в условиях недостаточного ресурсного обеспечения отрасли. При этом следует отметить, что внедрение программ социологического мониторинга не должно повлечь за собой существенных финансовых затрат. При определении расходов на реализацию мониторинговых исследований целесообразно учитывать такие затраты как: заработная плата сотрудников, принимающих непосредственное участие в сборе, обработке и анализе информации; стоимость типографских работ; стоимость оборудования и его износа (компьютера); коммунальные услуги и др. Очевидно, что общие затраты на реализацию конкретной программы мониторинга будут зависеть от объема выборочной совокупности, числа сотрудников, принимающих участие в сборе, обработке, анализе информации, объема анкеты и других факторов. Специально проведенный нами анализ свидетельствует, что наибольшие затраты приходятся на внедрение программы социологического мониторинга, а последующие исследования обходятся на 30-40% дешевле первоначальных. По нашим данным, стоимость проведения первоначального социологического исследования в расчете на одну анкету составляет в среднем около 100 руб., а последующих – в среднем около 60 рублей. Таким образом, при относительно невысоком объеме затрат на проведение социологических исследований можно получить информацию, которая позволяет оперативно принимать широкий спектр управленческих решений, направленных на улучшение условий оказания медицинской помощи населению. Для оценки социально-экономических последствий от реализации таких программ необходимы организация и проведение:
Разработанные нами организационные технологии социологического мониторинга были реализованы в ходе апробации конкретных программ на различных иерархических уровнях - от отдельного учреждения до территории страны в целом. Так, была разработана и нашла практическое применение программа социологического мониторинга на уровне такого лечебно-профилактического учреждения как клиники МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. На муниципальном уровне в городе Череповце была апробирована, а впоследствии внедрена Управлением здравоохранения программа социологического мониторинга, позволяющая реализовывать постоянно действующую систему сбора информации с различных уровней организации и предоставления населению медицинской помощи. На уровне субъектов РФ (во Владимирской области, Иркутской области, Воронежской области) прошла экспериментальную апробацию и была утверждена Федеральным Фондом ОМС «Программа регионального мониторинга деятельности системы ОМС». Данная программа позволяет получить информацию, касающуюся мнения различных субъектов и участников системы обязательного медицинского страхования по вопросам ее функционирования в отдельных регионах страны в современных социально-экономических условиях. На основании информации, полученной в ходе реализации этих программ принимались конкретные управленческие решения, реализация которых позволила получить не только социальный, но и экономический эффект, что особенно важно в условиях ограниченного финансового обеспечения здравоохранения и позволяет говорить об эффективности социологического мониторинга. Так, например, благодаря организационно-функциональным изменениям, произошедшим в регистратуре и в офтальмологической службе клинико-диагностического отделения клиник МОНИКИ, было сэкономлено 233750 и 10123 человеко-часов соответственно, что способствовало более четкой организации использования бюджета рабочего времени, позволило увеличить объем оказания медицинской помощи и высвободить время для иных видов деятельности. Экономический эффект, достигнутый в результате сокращения числа случаев необоснованной госпитализации в клинике и расширения возможностей оказания специализированной медицинской помощи, соответствующей областному уровню, превысил 1,6 миллиона рублей в год. Результаты апробации программы социологического мониторинга деятельности системы ОМС на территории Владимирской области свидетельствовали о резком росте информированности населения (с 26,7% до 73,3%) о системе обязательного медицинского страхования после реализации управленческих решений по проведению соответствующей работы через местные средства массовой информации. Разработанная программа социологического мониторинга по оценке населением качества и доступности медицинской помощи, а также его информированности по различным аспектам организации оказания медицинской помощи была апробирована в ходе Всероссийского социологического исследования, проведенного совместно с Росздравнадзором [4,5]. Это позволило провести сравнительный анализ изучаемых показателей и выявить их изменения в динамике за 4 года, в разрезе конкретных субъектов РФ, различных федеральных округов и по России в целом, что, с одной стороны, свидетельствует об объективных особенностях в данных субъектах, а с другой стороны может использоваться с целью надлежащего информационного обеспечения процесса управления и реализации принципа обратной связи, позволяющего оценить эффективность принимаемых управленческих решений, что, по своей сути, и определяет принцип мониторинга. В целом, проведенная апробация подтвердила правомерность разработанных организационных принципов и технологий социологического мониторинга, а также предложений по их реализации на практике в виде конкретных программ. Таким образом, использование социологических методов в рамках мониторинговых программ позволяет при относительно невысоких затратах отслеживать изменения определенных показателей в динамике, получать информацию оперативного и прогнозного характера, использование которой должно способствовать определению приоритетных направлений развития системы здравоохранения и проведению целенаправленной политики, способствующей обеспечению необходимого объема, качества и эффективности медицинской помощи, укреплению здоровья населения. В перспективе реализация программ социологического мониторинга должна стать неотъемлемой частью системы информационного обеспечения управления здравоохранением. Список литературы
Views: 24858
Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Monday, 20 December 2010 ) |
< Prev | Next > |
---|