Tajnitskaja E.V.
Children's polyclinic №3, Yaroslavl
In the article, the results of the analysis
carries out by the author about the role of human health recourses in
providing a qualitative medical care are considered from a position of
quality management and standardization. The special attention is given
to a role of the medical commission in health care quality management.
Key words: human health resources, management of health care quality, qualification, motivation, interaction.
Одной из ведущих задач Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. является повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивированного отношения их к качественному труду. Несмотря на проводимую профессиональную подготовку и переподготовку кадров первичного звена, осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики, среднему медицинскому персоналу, внедрение в практику родового сертификата в первичном звене здравоохранения сохраняются кадровые диспропорции. Продолжается отток высококвалифицированных кадров в учреждения стационарного типа. Так, соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала в МУЗ «Детская поликлиника №3» г. Ярославля (далее учреждение), составило в 2008 г. - 1,0, в 2009 г. - 1,1. Укомплектованность штата в 2008-2009 гг. врачей на 95%, среднего медицинского персонала на 100% достигается совместительством, коэффициент совместительства врачей равен 1,23, средних медицинских работников - 1,88. Актуальной целью становится построение модели конкурентно-способного амбулаторно-поликлинического учреждения, где качество соответствует лучшим национальным и мировым стандартам, где соблюдаются права пациентов, где выстроена система обмена информацией и сотрудничество, где работает команда врачей-единомышленников [1]. Ключевой фигурой такого лечебного учреждения является врач, который умеет выстроить отношения с пациентом и оказывать современные медицинские услуги. Новые возможности для эффективно функционирующего учреждения представляет система менеджмента качества серии ИСО 9000, а именно ИСО 9001-2000 или его российский аналог ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [2]. Внедрение системы управления качеством - это многоступенчатый и трудоемкий процесс, требующий специальной подготовки медицинских работников в сфере управления, выработки политики в области качества, создания служб, отделов экспертизы качества и отделов стандартизации [6]. Однако опыта создания в организациях первичной медико-санитарной помощи системы управления качеством крайне недостаточно.
Перед современным врачом первичного звена стоят новые задачи в области качества медицинской помощи:
- оказание медицинской помощи на основе стандартов, протоколов ведения больных;
- принятие клинических решений, основанных на принципах доказательной медицины;
- использование в повседневной практике критериев качественной медицинской помощи;
- отбор и направление больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Своевременная, действенная и соответствующая стандартам медицинская помощь на этапах пренатальной диагностики, родильного дома, педиатрического участка, специализированных отделений и клиник, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, снижает предотвратимую детскую инвалидность и смертность от врожденных пороков развития. Показатель направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям-инвалидам в районе обслуживания увеличился и составил в 2008г 30±5,5%, в 2009г 60±5,9% от числа всех направленных больных.
- Самоконтроль. В результате внутреннего контроля учреждения и внешнего контроля со стороны страховых компаний, территориальных отделений ФСС, Росздравнадзора оценка качества медицинской помощи охватывает не более чем 10% законченных случаев, что не может предупредить появление врачебных ошибок.
- Соблюдение прав пациентов, принципов информированного согласия на медицинское вмешательство, соблюдение защиты персональных данных пациентов и др.
Очевидным становится систематическое непрерывное повышение квалификации медицинского персонала, практическая направленность обучения и приобретение новых знаний в области качества медицинской помощи [7].
В учреждении ежегодно повышение профессиональной квалификации проходят 25% врачей и средних медицинских работников. В 2007-2009 гг. заведующие подразделениями, заместители главного врача получили повышение квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности и качеству медицинской помощи, по оценке и анализу деятельности ЛПУ. Наряду с клиническими конференциями в 2009 г. проведены 2 врачебные конференции по вопросам качества медицинской помощи: «Актуальные вопросы медицинской экспертизы и качества медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи детскому населению», «Качество медицинской помощи больным сахарным диабетом на амбулаторном этапе». Вошел в практику постоянно действующий семинар по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и качеству медицинской помощи. В учреждении врачам доступны информационные программы «Консультант врача», «Гарант», «Консультант», осуществляется юридическая поддержка (в штате работает юрист).
Разработан и утвержден руководителем структурированный набор документов, регламентирующих деятельность в области качества:
- Положение о системе контроля качества медицинской помощи, Положение об организации работы врачебной комиссии,
- Положение об экспертизе временной нетрудоспособности,
- О направлении на высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.
Проведена корректировка должностных инструкций. Документы доведены до сведения всех сотрудников.
В учреждении производится дифференцированная оплата труда в зависимости от квалификации, стажа, установленных Федеральных и региональных выплат участковой службе и по программе родового сертификата, стимулирующих выплат за напряженный и квалифицированный труд. Для достижения целей и задач управления качеством необходимо дальнейшее развитие экономических механизмов мотивации оказания качественной медицинской помощи: разработки стимулирующих выплат медицинским работникам по их участию в непрерывном совершенствовании качества медицинской помощи.
В то же время «механизмы мотивации должны быть не только экономическими, но и, что не менее важно, социально-психологическими, поэтому так важно изучать и учитывать мнение медицинских работников при принятии и реализации управленческих решений и с большой осторожностью относиться к традиционной оценке выполнения работ» (Цит. Е.Н.Савельева, 2009 г.). «Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). Оптимальным считается создание таких условий профессиональной деятельности в учреждении, когда у сотрудников имеется возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и минимизировать недостатки [4].
В соответствии с приказом департамента здравоохранения Ярославской области от 04.04.2008 №359-1 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи в Ярославской области» в учреждении разработано Положение о системе контроля качества медицинской помощи, определена деятельность врачебной комиссии в области контроля качеством медицинской помощи (рисунок 1). Для оценки качества медицинской помощи использована система экспертных оценок, показателей качества и эффективности медицинской помощи [3].
Новые задачи в области качества медицинской помощи, решение которых возложено на врачебную комиссию.
|
планирование
мероприятий по совершенствованию
качества медицинской помощи
↓
определение наиболее
значимых областей, нуждающихся в
улучшении:
вопросы этики и
деонтологии, доступности медицинской
помощи,
качество оказания
медицинской помощи по основным
направлениям деятельности
(профилактическим
мероприятиям, оказания медицинской
помощи при социально-значимой
неэпидемической патологии, заболеваниях,
являющихся причинами возникновения
инвалидности и др.)
|
↓
внедрение новых
организационных и медицинских технологий
|
↓
статистический анализ
и оценка внедрений
|
↓
при получении достоверных
улучшений - внедрение предложенных
изменений
|
Рис. 1. Новые задачи врачебной комиссии в области качества медицинской помощи
В 2008 г. проведено 3 заседания врачебной комиссии. Проведен анализ эффективности работы врача-педиатра участкового в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 19.04.2007 №283 «Критерии оценки работы врача педиатра участкового». Проанализировано 27 педиатрических участка, в сравнении с нормативными и лучшими показателями рассчитан интегральный индекс эффективности (ИЭ). Приняты направления для совершенствования, где показатель меньше 1: дородовая помощь – ИЭ=0,8; медицинская помощь детям-инвалидам – ИЭ=0,87; медицинская помощь диспансерному контингенту больных – ИЭ=0,82.
В 2009 г. проведено 29 заседаний врачебной комиссии. Основными вопросами стали:
- Разбор жалоб и обращений.
- Ежеквартальный анализ результатов контроля качества медицинской помощи.
- Вопросы доступности медицинской помощи: организация работы регистратур, организация работы врачей специалистов, доступность лабораторных исследований. В результате организационных мероприятий - время ожидания на плановые исследования соответствует срокам Территориальной программы государственных гарантий.
- Пути оптимизации управления качеством медицинской помощи детям-инвалидам: проанализировано соответствие медицинских услуг основному и дополнительному перечню стандарта диагностики и лечения по ведущим классам заболеваний, явившихся причиной детской инвалидности: врожденные пороки развития, болезни нервной системы, злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы. Разработан перечень мероприятий по совершенствованию, разработаны и внедрены индикаторные показатели выполнения стандарта медицинской помощи при сахарном диабете, перинатальной патологии нервной системы [5].
- Анализ и оценка эффективности работы травматолого-ортопедического отделения. Внедрен стандарт ведения медицинской документации врача травматолога-ортопеда при травмах. Сформирован архив медицинской документации травматологического отделения.
- Анализ и оценка эффективности работы хирургического отделения.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию качества медицинской помощи выстраивались индивидуально под многопрофильное амбулаторно-поликлиническое учреждение в соответствии с его целями и задачами, внутренними особенностями деятельности.
Целенаправленная работа по улучшению качества медицинской помощи осуществлялась при постоянном внутреннем трехступенчатом контроле качества медицинской помощи. В результате объем экспертной работы в учреждении за 2008-2009 гг. увеличился в 9 раз и составил в 2009 г. 2329 экспертизы (1, 2, 3 ступени), что соответствует 6±0,1% от числа законченных случаев (норматив для амбулаторно-поликлинических учреждений 10%) (Рисунок 2).
Рис. 2. Динамика объемов экспертной работы в 2008/2009гг
Достоверно снизился общий показатель выявленных дефектов с 34±2,9% в 2008 г. до 24±0,9% в 2009 г. (Рисунок 3), то есть за счет оптимизации экспертной работы удалось снизить потери здоровья от ненадлежащего качества медицинской помощи на 10%.
Рис. 3. Динамика объемов экспертной работы и дефектов качества медицинской помощи в 2008/2009гг
Важным положительным результатом экспертной работы является снижение показателя дефектов, выявляемых на 2 ступени экспертного контроля с 17±0,3% в 2008 г. до 13±1,6% в 2009 г. Результат экспертизы 2 ступени отражает качество медицинской помощи при наиболее сложных клинических и медико-социальных вопросах: направлении больных в бюро медико-социальной экспертизы, при длительности временной нетрудоспособности сроком более 30 дней, при оценке эффективности льготного лекарственного обеспечения и др. (рисунок 4)
Рис. 4. Динамика объемов экспертной работы 2 ступени и дефектов качества медицинской помощи.
Выводы.
- Успех в решении вопросов управления качеством медицинской помощи определяется кадровой составляющей, ведущими характеристиками которой являются обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом, четкая постановка целей и оценка достижения результата, мотивация, квалификация и взаимодействие медицинских кадров.
- Врачебная комиссия учреждения на примере опыта амбулаторно-поликлинического учреждения стала коллегиальным органом по управлению качеством медицинской помощи. Результатом совершенствования качества медицинской помощи стало снижение потерь здоровья от оказания медицинской помощи ненадлежащего качества на 10%.
Список литературы
- Ануфриев А.С. Особенности менеджмента в медицинских клиниках. // Менеджер здравоохранения 2009 №1 с.6-9.
- Кицул И.С., Князюк Н.Ф. Возможности и ключевые факторы успеха применения стандартов серии ИСО 9000. // Заместитель главного врача М. 2008 №2 с.53-61.
- Кудрина В.Г, Дубинская Е.Л., Гончарова О.В. Учебно-методическое пособие. Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях М.:РМАПО 2007, с. 43.
- Савельева Е.Н. Человеческий фактор в управлении качеством медицинской помощи// Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. М. 2009 г. №6 с.28-33.
- Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления медицинской помощью. М.:«ГЭОТАР-Медиа» 2007, с. 49.
- Управление качеством в медицинской организации. / Тюрина И.В., Воробьев П.А, Авксентьева М.В., Лукъянцева Д.В., Сура М.В. // Материалы научно-практической конференции «Управление качеством в здравоохранении: стандартизация, клинико-экономический анализ» М. 5-6 декабря 2007 г.
- Шахиджанова С.В., Хальфин Р.А. Научно-обоснованное совершенствование системы подготовки медицинских кадров. // Менеджмент в здравоохранении. Сборник научных трудов М.: Издательский дом «МЗ» 2008 с.119-125.
Views: 23284
|