Dezhurny L.I., Chursanova А.V., Ganzhurova B.Ts., Khalmuratov А.М.
The article is devoted to the issues in providing the first aid to
persons injured in traffic accidents by vehicle drivers. The role of
vehicle drivers in providing the first aid to injured persons is
substantiated. Normative and legal regulations, which determine the need
in the first aid provided by vehicle drivers, are analyzed
comprehensively. The imperfections in normative regulations are revealed
together with incompatibility between actual documents and other
Federal normative regulations. The present training system for drivers
on first aid provision is studied; its low efficiency is determined. The
methods are proposed how to change drivers training and control of
knowledge. The composition of a car first-aid kid available for a driver
is examined together with its drawbacks, which have an impact on the
quality. The changes in normative and legal regulations concerning the
first aid provided by drivers are proposed; improvement of drivers’
training and equipping are considered.
Значение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП доказано многочисленными исследованиями, причем фактор времени является ключевым. [1, 2, 5] Первыми участниками оказания помощи пострадавшему являются очевидцы, водители или пассажиры. Эти люди, как правило, не имеют медицинского образования, но оказываемая ими первая помощь является крайне важной, так как позволяет устранить угрожающие жизни нарушения. [3, 16] Одной из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств. Особое внимание к этой группе связано с несколькими причинами. Во-первых, водители могут быть непосредственными участниками ДТП и могут сами пострадать. Поэтому для них, в отличие от других участников, актуальными являются вопросы самопомощи. Во-вторых, будучи участниками или свидетелями ДТП водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и ранние осложнения травмы. В-третьих, это самая массовая группа участников (десятки миллионов человек). Учитывая это, даже минимальное участие их в оказании первой помощи пострадавшим суммарно может дать значительный медицинский, социальный и экономический эффект.
Кроме того, водители являются самой неорганизованной группой участников оказания первой помощи (люди различных возрастов, специальностей, с различным образованием и т.д.). Знания по первой помощи для них являются непрофессиональными и вероятность участия их в оказании первой помощи невысока. Поэтому все вопросы первой помощи для них должны быть абсолютно четкими, недвусмысленными, простыми и понятными.
В Правилах дорожного движения, в «Законе о безопасности дорожного движения» есть упоминания об оказании первой помощи, водители обучаются правилам оказания первой помощи в автошколах, автомобили оснащены аптечками. Однако данные статистики показывают, что в России при ДТП оказание первой помощи встречается значительно реже, чем можно было бы ожидать. [4, 14]
Так сотрудниками ГИБДД первая помощь оказывается только лишь в 0,2 − 0,7% случаев, [8] а водителями автотранспорта в 7 − 8% случаев, [15, 17] в то время как неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65% пострадавших. [7]
Попробуем выяснить возможные причины этого.
Важным условием оказания первой помощи является адекватное нормативно-правовое регулирование.
Основным документом для водителя, являются Правила дорожного движения.
В настоящее время действуют Правила (утвержденные 23 октября 1993 г. Советом Министров – Правительством РФ Постановление N 1090). [9]
В п.2.5. правил говориться: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
…принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", …».
Законодатель не дает расширенного толкования «возможных мер для оказания доврачебной медицинской помощи». Невозможно определить, что включает в себя данное понятие.
Рассмотрим, какой смысл закладывается в понятие доврачебная помощь. Исходя из того, что после этой формулировки идет требование вызвать скорую помощь, речь идет не о фельдшерских бригадах скорой помощи. Тогда это могли бы быть сами водители или очевидцы, либо сотрудники служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.
Однако данный термин содержится в Федеральном законе РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года). [18]
Закон содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Российской Федерации. В соответствии с п.п. 96 настоящего закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение «О лицензировании медицинской деятельности» от 22 января 2007 г. N 30, [10] которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
«…Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению».
Положение содержит в себе ряд требований необходимых для получения лицензии. Во-первых, соискатель лицензии должен быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. То есть, физическое лицо заниматься медицинской деятельностью не имеет права. При этом у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) должно быть высшее (среднее - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессиональное (медицинского) образование, послевузовское или дополнительное профессиональное (медицинское) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Кроме того, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323 [11] утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической и других видов медицинской помощи.
В соответствии с п.2. Приказа Минздравсоцразвития России от 13 октября 2005 г. N 63 "Об организации медицинской помощи" [12] Доврачебная, амбулаторно-поликлиническая и далее по тексту другие виды помощи организуются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Исходя из этого, термин «доврачебная медицинская помощь» неприменим для обозначения помощи оказываемой ни водителями, ни сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Он вводит в заблуждение и не позволяет адекватно готовить нормативные и другие документы по первой помощи.
Альтернативой могли бы быть термины первая помощь или первая медицинская помощь. Разберем возможность их применения.
В Основах законодательства об охране здоровья граждан [6] в статье 37.1. дано определение видов медицинской помощи.
Это: 1.Первичная медико-санитарная помощь.
2.Скорая медицинская помощь.
3.Неотложная медицинская помощь.
4. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Также в ст. 37.1 прямо говорится, «Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях,… …получивших лицензию на медицинскую деятельность.
Таким образом, использование термина «Первая медицинская помощь» для обозначения помощи, оказываемой водителями и сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП неприемлемо, так как тогда пришлось бы признать, что «Первая медицинская помощь» не является видом медицинской помощи.
Поэтому нами предлагается использовать термин «Первая помощь», тем более что действия на месте происшествия шире, чем только медицинские и включают извлечение пострадавшего, тушение горящей одежды, вызов скорой помощи и многие другие немедицинские действия.
Рассмотрим теперь аспекты обучения водителей правилам оказания первой помощи.
Получить знания и навыки по оказанию первой помощи водитель должен в автошколе, по 25-ти часовой программе, что является обязательным при подготовке к получению водительских прав. В настоящее время готовится обоснование к увеличению времени обучения до 36 часов.
Проведенное нами изучение преподавания вопросов первой помощи в автошколах показало его низкое качество. Связано это с отсутствием адекватной нормативной базы, а также с тем, что вопросы оказания первой помощи, не являясь специальными, преподаются по остаточному принципу. Практические навыки не отрабатываются в связи с отсутствием специальных манекенов и тренажеров. Такое оборудование достаточно дорогое и большинство автошкол не в состоянии его купить. Проблемой автошкол является низкий профессиональный уровень преподавателей по вопросам первой помощи. На наш взгляд наличие только лишь диплома врача недостаточно для того, чтобы преподавать первую помощь, т.к. знания по данному разделу были получены преподавателем только в ВУЗе, а потом, как правило, никакой переподготовки не было. Поэтому в большинстве автошкол обучение сводиться к заучиванию правильных ответов на вопросы в экзаменационных билетах и тестах и на это в лучшем случае отводится 2-3 часа, а в ряде автошкол занятия по первой помощи вовсе не проводятся. При этом данный подход устраивает всех участников процесса. Автошкола экономит средства, врач получает небольшую зарплату без усилий и временных затрат, а обучаемые экономят свое время.
В проигрыше оказываются только пострадавшие в ДТП и их близкие, а также государство, которое несет огромные потери.
Низкий уровень подготовки в автошколах связан с тем, что основной мотивацией автошкол является подготовка водителя к сдаче экзаменов в ГИБДД и получение дохода. Подготовка идет по принципу минимальной достаточности, а так как экзамены в ГИБДД включают только тестовые вопросы, то только ответы на них и заучиваются. Водителей это тоже устраивает.
Мы считаем, что необходимо изменить форму приема экзамена по первой помощи в ГИБДД, как по теоретическим вопросам, так и по сдаче практических навыков. Это заставит и водителей и автошколы уделять этому вопросу больше внимания. Кроме того, предлагается на нынешнем этапе сократить программу обучения до 8 часов, оставив только самые необходимые знания, но добиться ее выполнения. Кроме того, нельзя перекладывать все финансовые проблемы на водителей.
Проведенный среди 986 водителей опрос показал, что пройти обучение правилам оказания первой помощи готовы около 30%, и только лишь около 4% готовы потратить на это личные средства, т.е. практически никто. Пока у водителей нет внутренней мотивации к оказанию первой помощи необходимость существенных финансовых вложений будет ими саботироваться.
Рассмотрим теперь аспекты, связанные с оснащением транспортных средств аптечками первой помощи. В соответствие с Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей не укомплектованных медицинской аптечкой.
Приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)" [13] был утвержден новый перечень аптечки для оснащения транспортных средств.
Однако данные наших исследований показали, что число случаев оказания первой помощи при ДТП после вступления в силу приказа № 325 и оснащения автотранспорта аптечками достоверно не изменилось. Исследования показали, что аптечки в большом числе случаев малопригодны для эффективного оказания первой помощи. Связано это с тем, что фирмы производящие аптечки не заинтересованы в результатах оказания первой помощи. Основным мотивом для них является получение прибыли. Поэтому в погоне за низкой себестоимостью они используют для комплектования аптечек наиболее дешевые и зачастую не пригодные для эффективного оказания первой помощи устройства и медикаменты. Некоторые элементы определенные 325-м приказом Минздравмедпрома России в аптечках просто отсутствуют.
Другие самостоятельно заменены производителем на более дешевые, и, по сути, не являющиеся аналогами. Например, таблетки валерианы вместо корвалола, нитросорбид вместо нитроглицерина. Вместо флаконов с зеленкой и аммиаком аптечки комплектуются ампулами. Вкладываемые в большинство аптечек ножницы имеют крайне низкое качество, малые размеры и не способны резать ни ткань, ни бумагу.
Для комплектования используются дыхательные устройства, не имеющие ни инструкции по эксплуатации, ни маркировки, ни сведений о производителе и вообще не пригодные для эксплуатации.
Вместо жгута используются 30-ти сантиметровые куски жгута Эсмарха, резиновой трубки или резиновой полосы, куски бинта Мартенса. В результате ряду производителей удается снизить себестоимость аптечки, и их оптовая цена может отличаться на очень небольшую сумму, всего на 20-30 руб., но именно эта разница определяет выбор оптовых фармацевтических фирм и, соответственно, вероятность попадания аптечек в аптеку и потом к потребителю.
Одной из причин этого является то, что контроль качества производимых аптечек реально прекращается после утверждения ТУ, регистрации в Минздраве и получения сертификата соответствия. Фармацевтические фирмы и аптеки отслеживают только наличие сертификата качества и не вникают в реальный состав аптечки. Со стороны водителей контроль также отсутствует, т.к. многие из них покупают аптечку не для оказания первой помощи, а только лишь для прохождения технического осмотра и выполнения требования правил дорожного движения по оснащенности автомобиля. Поэтому, для водителя при покупке аптечки основное значение имеет ее цена и внешний вид, а не возможность оказать первую помощь.
Опрос водителей показал, что 78 % практически не представляют себе состав аптечки и не знают, как ею пользоваться. Из вышеизложенного следует, что в настоящее время водители ограничены в возможности купить качественную аптечку, а соответственно адекватно оказать помощь пострадавшему.
Выходом из создавшегося критического положения должна стать выработка четкой и последовательной концепции развития догоспитальной медицинской помощи. Необходимо разработать и принять единый для всех граждан Федеральный Закон о первой помощи, который должен определить терминологию, утвердить объем первой помощи, установить порядок и последовательность действий по ее оказанию, определить права и ответственность граждан по оказанию или неоказанию первой помощи и их юридическую защиту в случае неблагоприятного исхода или возникновения в ходе оказания первой помощи осложнений, а также другие аспекты. Закон должен стать основой для разработки и утверждения программ обучения и перечней аптечек для оказания первой помощи.
Кроме того, должны быть разработаны новые эффективные правовые и экономические механизмы, стимулирующие граждан и организации на подготовку и оказание первой помощи пострадавшим в ДТП.
Ссылки.
1. Бялик Е.И. Временная остановка наружного кровотечения у пострадавших с травмами конечностей // Скорая медицинская помощь. – 2001. – N3. – С. 11-12.
2. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма // М. Педен, Р. Скарфилд, Д. Слит и др./ Пер. с англ. - М.: Издательство « Весь мир», 2004. – 280 с.
3. Михайлович В.А., Мирошниченко А.Г. Руководство для врачей скорой помощи. – С.- Петербург: Издательство «Невский диалект», 2005. – 703 с.
4. Мюллер З. Неотложная помощь. Пер. с нем. – М.- МЕД-пресс-информ, 2005. – 445 с.
5. Организация неотложной специализированной хирургической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. // В.И. Хрупкин // Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина: Материалы научно-практической конференции, 18-19 апреля 2000 г., М., 2000. С. 162-165.
6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993г. N 33 ст. 1318, газета "Российские вести" от 9 сентября 1993г. N 174;
7. Пахомова Н.П., Троицкий В.Г., Сальников С.С. Анализ медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном и раннем госпитальном этапах. // Скорая медицинская помощь. – 2001. – N3. – С.47-48.
8. Петров Г.М. Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан. // Материалы научно-практической конференции «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов» г. Сочи 24-25 мая 2000 г. Москва, 2000 г., С. 41-47.
9. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. N 1090 "О правилах дорожного движения", - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993г., N 47, ст. 4531;
10. Постановление Правительства РФ от 22 января 2007г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", - "Российская газета" от 31 января 2007г. N 19, Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 2007г. N 5 ст. 656;
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007г. N 323 "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2007г., N 9613), - "Российская газета" от 20 июня 2007г. N 129;
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2007г. N 63 "О проведении Всероссийского совещания руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования", текст приказа официально опубликован не был;
13. Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996г. N 325 "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)", (зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июля 1997г., N 1342), - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, июль 1997г., N 14, Еженедельник официальной информации "Курьер"от 29 июля 1997г. N 22, газета "Экономика и жизнь", октябрь 1999г., N 44, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, июль 1997г., N 14.
14. Русаков А.Б. Системный подход к оказанию медицинской помощи при массовой травме // Военно-медицинский журнал. – 1994, №12. – С. 27-29.
15. Структура летальности при политравме и перспективы ее снижения. А.Д. Пугачев, Н.Н, Барамия, Н.Е. Полищук и др.// Клиническая хирургия. – 1990. – N4. – С. 6-7.
16. Сумин С.А.Неотложные состояния. / 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: ООО «Медицинское информационное агентство .- 2005. – 752 с.
17. Трубников В.Ф., Попов И.Ф., Истомин Г.П., Дундук П.Г. Диагностика повреждений и первая медицинская помощь на догоспитальном этапе пострадавшим с тяжелыми множественными и сочетанными травмами. // Ортопедия, травматология и протезирование. – 1984. – № 6. – С. 6-10.
18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", - "Российская газета" от 10 августа 2001г. N 153, "Парламентская газета" от 14 августа 2001г. N 152-153, Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001г. N 33 (Часть I) ст. 3430;
Views: 41546
|