Assesment of social disadaptation as the risk factor for tuberculosis |
Friday, 06 June 2008 | ||||||
Skachkova E.I., Kucheryavaya D.A. The tuberculosis is classical socially - caused disease. The risk of development of the tuberculosis is statistically significant at the persons having factors social no adaptation. The risk grows in 1,5-2 at presence at the patient of a combination of the given factors. It should be taken into account by development of programs of preventive maintenance of a tuberculosis among the population and formation of groups for active diagnosis on a tuberculosis. Известно, что чаще всего туберкулезом заболевают социально незащищенные лица с иммунодефицитом, находящиеся в состоянии перманентного стресса. То есть туберкулез является классическим социально-обусловленным заболеванием. Общепринято считать, что риск развития туберкулеза намного выше у лиц, находящихся в состоянии социальной дезадаптации. Но при этом нигде в доступной нам литературе, касающейся вопросов фтизиатрии, не определено, кто может быть отнесен к социально дезадаптированным группам, и не приводится доказательных фактов, что среди них заболеваемость туберкулезом выше по сравнению с широкими слоями населения. Чтобы ответить на данный вопрос рассмотрим, что такое социальная дезадаптация, и кто может быть отнесен к социально дезадаптированным группам. Теоретические аспекты социальной дезадаптации неразрывно связаны с понятиями: «норма», «социализация». В социологическом энциклопедическом словаре, под редакцией Г.В. Осипова приводится определение: «социальная норма - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Важнейшими характеристиками всякой социальной нормы являются ее контролирующая и регулирующая функция, полезность, обязательность и фактическая реализация в повседневной деятельности, отношениях, общении и поведении людей». Понятие "социализация" Павленок П.Д. определяет «как процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию) посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты». Таким образом, личность, активно интегрируясь в общество, усваивая элементы культуры, социальные нормы и ценности приобретает социально значимые черты. В сфере индивидуального поведения «социальная дезадаптация» представляет собой поступки конкретных людей, запрещаемые нормами права, нравственности, правилами общежития. Сюда входят разнообразные виды отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, самоубийство, аморальное поведение, детская беспризорность или бомжевание, педагогическая запущенность и трудновоспитуемость детей и подростков, нарушение любых социальных норм. В широком смысле социальная дезадаптация- это состояние связей с новой средой, а также длительная неприспособленность к определенной социальной среде. В более узком смысле это означает, что поведение человека в социальном аспекте частично отклоняется от принятых в обществе норм поведения, т.е. поведение не согласуется с принципами и основными требованиями, установленными в обществе и коллективе. Т.Д. Молодцова дает объемную характеристику семи типов людей, в зависимости от того, как они адаптируются в обществе: «адаптированные»; «частично-адаптированные»; «дезадаптированные»; «неадаптированные»; «адаптированные к асоциальным условиям»; «дезадаптированные к асоциальным условиям»; «адаптированные к дезадаптации». В русле нашей работы особый интерес в этой типологии представляют четыре типа: «частично-адаптированные», «адаптированные к асоциальным условиям», «адаптированные к дезадаптации» и «дезадаптированные к асоциальным условиям». Эти типы чаще всего встречаются в практике врачей и характерны для следующих категорий людей: 1. страдающих хроническими соматическими заболеваниями и невротическими нарушениями; 2. с незначительными мозговыми дисфункциями, без видимых органических поражений, у которых наблюдается чрезмерная двигательная активность, неуклюжесть, затруднения в обучении; 3. с нарушением эмоциональной сферы - боязливость, замкнутость, подавленность, повышенная аффективность; 4. с нарушением волевой сферы, со стойко выраженной импульсивностью, упрямством, негативизмом; 5. социально и педагогически запущенные, трудновоспитуемые, сироты, беспризорные, БОМЖы для которых характерна социальная неадаптированность, проявляющаяся в бродяжничестве, нищенстве, попрошайничестве, употреблении алкоголя, беспорядочность сексуальной жизни, токсичным и наркотическим веществам, правонарушениям. Дезадаптация проявляется в трех основных сферах: организме, личности и среде. Индивидуальная же специфика дезадаптации проявляется в поведении пациентов и состоит в преобладании: а) индивидуальных свойств людей, придающих поведению известное своеобразие; б) личностного начала с его совокупностью социально-психологических элементов; в) влияния социальной микросреды с ее многообразными свойствами. Социальная дезадаптация проявляется срывом компенсаторных механизмов, позволяющих личности успешно функционировать на производстве, в семье, в обществе в целом. Крайними проявлениями подобной тенденции могут быть уклонение от общественно-полезного труда, совершение правонарушений и преступлений. К числу разнообразных и взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис социальной дезадаптации, С.А. Беличева справедливо относит: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют социальную дезадаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного и школьного, а в последующем и среднеспециального воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества». К ндивидуальным факторам, действующим на уровне психобиологических предпосылок, могут быть отнесены: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается здесь наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание необходимо уделить природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социальнодезадаптивным формам поведения. Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляются в дефектах школьного, послешкольного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. Пациенты с таким анамнезом жизни испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих. Социально-психологические факторы раскрывают неблагоприятные особенности взаимодействия индивидуума со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном или рабочем коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности человека является учреждение, где человек работает или учится, как целая система значимых для индивидуума отношений. Личностные факторы проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, учреждения образования, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Социальные факторы - это неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность, по сравнению с педагогическо-воспитательной, характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных людей от таких важнейших институтов социализации как семья и работа (учеба), приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении. При этом необходимо помнить, что и сама болезнь, которая может развиться на фоне социальной дезадаптации, оказывает своеобразное патогенное действие на организм человека, что выражается в способе его психического реагирования на свое заболевание. Это находит отражение в изменении поведения больного во взаимоотношениях с окружающими, т.е. ведет к отягощению его социальной дезадаптации и одновременно является адаптацией в социальной ситуации развития болезни. Особенностью консультирования таких пациентов является необходимость начинать с полного принятия пациента как целостной личности с ее актуальными в данный момент потребностями и переживаниями. Таким образом, при определении степени социальной дезадаптации необходимо применять системный подход к анализу состояния и поведения пациентов. Такая оценка может быть проведена только на основании индивидуальной работы с пациентом. Говоря о влиянии социальной дезадаптации пациента на риск развития туберкулезной инфекции мы утверждаем, что имеющиеся в отчетной документации данные не позволяют нам оценить степень влияния факторов социальной дезадаптации на эпидемическую ситуацию в стране. Поэтому на основании данных государственной системы мониторинга туберкулеза (полицевые регистры на впервые выявленных больных) мы провели анализ влияния факторов социальной дезадаптации на риск развития туберкулеза. Использовались данные 2004-2006 годов из 28 субъектов Российской Федерации. Среди заболевших туберкулезом лица трудоспособного возраста, которые не работают и не учатся, составили 47,0%. В пересчете на 100 тысяч человек населения неработающие жители болеют туберкулезом в 8,9 раз чаще работающих. Существенный рост заболеваемости неработающего населения отмечен в 2006 году. Заболеваемость туберкулезом остальных групп работоспособного населения существенно не меняется. Умирают от туберкулеза лица, которое не работают и не учатся в 51,7 раза чаще работающих. При этом ежегодно растет смертность неработающего населения трудоспособного возраста: с 2003 года по 2006 год показатель вырос в 1,6 раза. За эти же годы вырос в 1,5 раза показатель смертности от туберкулеза инвалидов по общему заболеванию (без инвалидов по туберкулезу). Эта же закономерность справедлива и для лиц, не имеющих своего места жительства. Лица БОМЖ в пересчете на 100 тысяч соответствующего населения болеют в 9,8 раз чаще, а умирают в 15,6 раз чаще. Также высок риск заболеть туберкулезом и умереть от него у лиц, злоупотребляющих алкоголем (в 5 раз чаще), имеющих психические расстройства (в 2 раза чаще), болезни органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы и органов кровообращения (в 6,1, 5,3, 2,2 и 4,3 раза соответственно). Как фактор влияния признаков социальной дезадаптации на заболеваемость от туберкулеза имеет высокое значение сочетание различных признаков. К сожалению, современная статистика не позволяет выделить среди населения группы с сочетанием, например, неработающих БОМЖ, или имеющих стаж лишения свободы, или злоупотребляющих алкоголем, без специального социологического исследования. Поэтому, имея данные о числе таких пациентов среди заболевших туберкулезом, мы не можем статистически оценить степень зависимости сочетания признаков социальной дезадаптации на заболеваемость туберкулеза в соответствующей популяции и сравнить ее с заболеваемостью туберкулезом остального населения. Но среди заключенных ФСИН мы такое исследование провести можем. Фактор наличия в анамнезе заключения в учреждениях Федеральной системы исполнения наказаний (ФСИН), оказывает существенное влияние на заболеваемость туберкулезом. Так фактор наличия злоупотребления алкоголем повышает риск заболеть туберкулезом в 9,6 раза, а наличие язвенной болезни желудка или 12-ти перстной кишки – в 7,8 раза. Заключенные, ранее не работающие, или имеющие больше одной судимости заболевают туберкулезом в 15,2 раза чаще, чем прочие группы. То есть мы можем утверждать, что сочетание факторов социальной дезадаптации в 1,5-2 раза повышает риск развития туберкулеза среди социально-уязвимых групп. Это должно быть учтено при разработке программ профилактики туберкулеза среди населения и формировании групп для активного обследования на туберкулез.
Список использованных источников
Views: 35114
Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Tuesday, 05 November 2013 ) |
< Prev | Next > |
---|