Health reforms. Prerequisites and basic principles |
Sunday, 10 August 2008 | ||||||
Michailova Yu.V., Son I.М., Leonov S.А. In the article, the reasons for low level of public health in Russia are analyzed. The fact is stated that at the present time the prospects for health system development are determined by the problems, which have not been solved yet, as well as negative tendencies in the health of population, which were formed during the last decades and will remain in the future according to experts’ assessment. Consideration is given to basic directions of the health reforms; four main components are marked among them, such as: concrete definition of the state guarantees for free-of-charge medical service; improving the system of health insurance; upgrading the structure of the system for health service provision; reforms of payment for service. Политика в области здравоохранения отражает основные направления социально-экономического развития общества и, является одной из главных составных частей общей социальной политики любого государства, и Российская Федерация не является исключением. В настоящее время перспективы развития здравоохранения определяются нерешенными проблемами и негативными тенденциями в уровне общественного здоровья, которые сложились в течение последних десятилетий, и, по оценкам экспертов, будут сохраняться в будущем. Среди главных причин низкого уровня общественного здоровья в России эксперты выделяют следующие [1]:
Кроме того, начиная с 1993 года в Российской Федерации, ухудшается демографическая ситуация, что проявляется сокращением численности населения (за последние 15 лет естественная убыль населения составила почти 12 млн. человек); снижением коэффициента рождаемости; ростом смертности (рис. 1). В последние годы в Российской Федерации наблюдается некоторый рост уровня рождаемости. В 2007г. рост общего коэффициента рождаемости в России продолжился. В первом полугодии текущего года он составил 10,7‰ против 10,1‰ за аналогичный период 2006г. По оценке специалистов, эти простые сдвиги не могут быть связаны только с изменениями возрастного состава населения. Произошло реальное повышение рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости (1,3 ребенка в среднем на женщину репродуктивного возраста) далек от рубежа обеспечения простого воспроизводства населения (меньше в 1,66 раза). Уже более 10 лет в Российской Федерации происходит существенная трансформация возрастной модели рождаемости – все большая доля рождений смещается к старшим возрастам, что повышает требования к охране репродуктивного здоровья и женщин, и мужчин. Самостоятельной проблемой в рождаемости является внебрачная рождаемость. Доля родившихся вне зарегистрированного брака составляет в Российской Федерации почти 30%. На селе этот показатель выше, чем в городе. Но после почти неуклонного роста доля родившихся вне зарегистрированного брака несколько сократилась.
Уровень рождаемости в России нельзя назвать беспрецедентным [2]. Примерно такой же или даже более низкий он в Греции (1,288), Латвии (1,240), Литве (1,260), Молдове (1,257), Польше (1,227), Румынии (1,270), Сингапуре (1,240), Словакии (1,247), Словении (1,247), Украине (1,192), Чехии (1,226), Южной Корее (1,160), Японии (1,289). Безусловно, обращает на себя внимание то, что большинство этих стран в последние 15-20 лет пережили период существенной социально-экономической и социо-культурной трансформации. Однако к числу государств с очень низкой рождаемостью относятся и страны, в которых не происходило столь значительных перемен (Греция, Сингапур, Южная Корея, Япония). В то же время в Европе есть государства с заметно более высоким уровнем рождаемости, чем в России. К их числу относятся Великобритания (1,710), Дания (1,784), Ирландия (1,945), Исландия (1,990), Нидерланды (1,726), Норвегия (1,828), Финляндия (1,800), Франция (1,896), Швеция (1,752) (Рис. 2). Год 2006 можно считать началом позитивной динамики смертности. Поскольку она обеспечена всеми поло-возрастными группами и основными причинами смерти. Поскольку она не спровоцирована какими-либо экстремальными вмешательствами (по типу антиалкогольной кампании середины 1980-х годов), а началась на фоне достаточно продолжительной стабилизации смертности в 2002-2005гг. Развитие ситуации в первой половине 2007г. в позитивном русле также позволяет ожидать, что сложившийся разрыв в продолжительности жизни населения между Россией и странами Европы будет постепенно преодолен (Рис. 3). Смертность населения Российской Федерации является чрезмерно высокой в сравнении не только с развитыми странами, но и государствами Восточной Европы. Более 30% умерших составляют граждане в трудоспособном возрасте. Несмотря на некоторое снижение числа умерших от внешних причин (случайных отравлений алкоголем, самоубийств, убийств, транспортных и иных травм), смертность от этих неестественных причин остается достаточно высокой. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте они составляют 34% (Рис. 4). Еще один индикатор уровня общественного здоровья - показатель материнской смертности. В последние годы он постоянно снижается - к 2006 году до 24,5 на 100 000 родившихся живыми. Параллельно снижается и показатель младенческой смертности (с 13,3 на 1000 родившихся живыми в 2002 году до 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 году). Вместе с тем показатель младенческой смертности в России существенно выше, чем в развитых странах (Рис. 5).
Ухудшение общественного здоровья напрямую связано и с теми проблемами, которые накопились в системе здравоохранения [1, 3]. Главные из этих проблем:
Резюмируя вышесказанное, основные проблемы здравоохранения это:
В итоге отрасль здравоохранения к началу XXI века нуждалась в существенном реформировании, основой которого было бы соблюдение двух условий: а) разработка стратегии приоритетов и б) оптимальное использовании ресурсов. Из вышеизложенного следуют основные направления реформирования здравоохранения:
Среди направлений необходимых реформ выделяются четыре главных составляющих:
В соответствии с проектом Отраслевой программы «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004-2010 годы» (2004г.) Реструктуризация системы здравоохранения - комплексный процесс, охватывающий все стороны функционирования отрасли. Она обеспечивается постоянной перегруппировкой ресурсов внутри и между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи для использования клинически эффективных и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах и развития клинической практики и технологий. Реструктуризация включает (в соответствии с проектом отраслевой программы «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской федерации на 2004-2010 гг.) перенос акцентов:
Решить эти задачи призван приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения. Основными направлениями которого являются:
На 2007-2010гг. было предусмотрено расширение приоритетного национального проекта, которое заключалось в:
Кроме того, в соответствии с планом мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения с июля 2007г. (постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007г. № 296) в 19 субъектах Российской Федерации началась реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Основные направления реализации пилотного проекта:
По итогам реализации первого направления можно констатировать, что одноканальное финансирование оптимально при условии достаточного объема финансовых средств в системе ОМС, необходимых для оплаты всех затрат учреждения. В целом одноканальное финансирование не ухудшило финансовое положение лечебных учреждений. Создаются реальные условия для конкуренции между производителями медицинских услуг разной форм собственности на первичном уровне. Устанавливается подушевой норматив финансирования, включающий все затраты. Переход на одноканальное финансирование позволяет при имеющейся самостоятельности руководителя, сложившуюся экономию средств по результатам торгов на поставку продукции, выполнение услуг направлять на более реальные нужды учреждения. Финансовые средства направляются на укрепление материально – технической базы ЛПУ, на оснащение медицинским оборудованием, приобретение в более полном объеме лекарственных средств, а также на оплату труда медицинских работников за выполнение критериев качества медицинской помощи и достижение конечных результатов. Но вместе с тем выявлены и слабые стороны одноканального финансирования, в частности в рамках действующего тарифа реализации территориальной программы ОМС затруднено приобретение дорогостоящего оборудования и проведение капитальных ремонтов. Затраты на капитальный ремонт и оборудование требуют формирование подушевого норматива в соответствии с фактическими расходами лечебного учреждения. На основании динамического наблюдения за ходом выполнения второго направления, можно заключить, что на уровне пилотных субъектов Федерации:
Затрудняет выполнение задач второго направления отсутствие единых требований к оценке результативности и качества медицинской помощи, поскольку варианты исходов и достижения надлежащего уровня качества в федеральных стандартах не представлены, а используемые на уровне субъектов Федерации критерии оценки не идентичны по территориям. Проведенный анализ реализации третьего направления пилотного проекта за десять месяцев показал, что в территориях:
На уровне субъектов Федерации растет доля учреждений здравоохранения, внедривших системы персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи; отмечается прирост количества автоматизированных рабочих мест в учреждениях здравоохранения также существенен практически во всех субъектах РФ. Затрудняет выполнение задач пятого направления отсутствие единых требований к правилам персонифицированного учета. В каждом субъекте реализуется своя информационная модель отличная от других субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время реформа здравоохранения протекает более активно благодаря приоритетному национальному проекту, по всем основным направлениям:
Но остается еще много нерешенных проблем и сохраняются негативные тенденции в уровне общественного здоровья, которые сложились в течение последних десятилетий, и, по оценкам экспертов, будут сохраняться в будущем. Список литературы:
Views: 37526
Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Tuesday, 05 November 2013 ) |
Next > |
---|