About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

Main arrow Archive of previous Issues arrow №3 2008 (7) arrow Assessment of results in realization of programs and actions directed at the control of HIV-infection dissemination in Russia in 2007
Assessment of results in realization of programs and actions directed at the control of HIV-infection dissemination in Russia in 2007 Print
Wednesday, 10 September 2008

Obukhova О.V., Korotkova А.V., Dergachev А.V., Skachkova Е.I., Kolin S.К.
Federal Public Health Institute

In the article, the results of scientific analysis (including financial) of realization of programs and the actions directed at counteraction against dissemination of HIV- infection in Russia are submitted. Also discussed are the tools for information collection , storage, and processing, and also the techniques for the analysis and an assessment of results; the proposals to improve the techniques and forms of information collection are given.

Анализ результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции является одним из ключевых компонентов в системе мониторинга и оценки программ и мероприятий в области ВИЧ-инфекции [5]. В ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» работает Центр мониторинга таких программ, включая мониторинг подпрограммы «ВИЧ-инфекция» Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" и выполнение поручения Минздравсоцразвития России по оценке расходов на эту проблему. Проведение комплексного анализа программ и мероприятий в области ВИЧ/СПИД позволяет в дальнейшем решать следующие задачи:

  1. Оценивать эффективность реализованных программ и мероприятий как с экономической точки зрения, так и с медико-социальной в соответствии с существующей эпидемиологической, демографической, экономической ситуацией в целом в стране и в отдельных субъектах Российской Федерации [4];
  2. Формировать рекомендации для принятия решений по эффективному распределению финансовых ресурсов;
  3. Обосновывать государственную политику в области ВИЧ/СПИД [6];
  4. Определять направления деятельности, которые требуют особого внимания для административно-управляющих структур
  5. Использовать результаты анализа для прогнозирования потребностей в обеспечении необходимых направлений ресурсами
  6. Формировать индикаторы для отчета Российской Федерации перед Специальной Сессией Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам ВИЧ/СПИД [1, 2].

Для собственно оценки результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2007 году были решены следующие научные задачи:

  1. Обосновать выбор методики анализа и оценки результатов деятельности программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции;
  2. Разработать инструменты сбора, хранения, обработки информации;
  3. Осуществить сбор информации по всем субъектам Российской Федерации;
  4. Выполнить анализ и оценку собранных данных;
  5. Разработать предложения и рекомендации по усовершенствованию методики проведения анализа результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Методика сбора, анализа и оценки результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции Методика проведения анализа и оценки результатов выполнения программ и мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации в 2007 году, основана на международных подходах осуществления мониторинга и оценки программ в области ВИЧ/СПИД, российских требованиях к отчетности по выполнению целевых программ и собственных разработках ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава». В результате проведенного анализа состава и структуры информации, для выполнения поставленной задачи была выбрана методика Оценки национальных расходов на ВИЧ/СПИД (ОНРС) (UNAIDS, 2007), адаптированная к российским условиям специалистами ФГУ «ЦНИИОИЗ Роздрава» [6] Структурирование финансовой информации согласно методики производится по следующим категориям:

  1. Источники финансирования.
  2. Распорядители финансирования.
  3. Поставщики функций (услуг).
  4. Функции (услуги).
  5. Расходные статьи.
  6. Бенефициары (получатели) услуг (данная категория будет использована в качестве индикаторов результативности мероприятий, направленных на соответствующую целевую группу) [7, 8].

Проведение финансово-экономического мониторинга предполагает получение информации как об объемах финансирования по отдельным категориям, так и в совокупном представлении, где использованы данные по двум или трем категориям, например, объем финансовых расходов по функциям и по поставщикам, объем финансовых расходов по статьям расходов и по функциям. Данная методика не только позволяет проводить перекрестный контроль данных, но и получить более полную информацию о финансовых расходах в различных разрезах и по различным индикаторам. Используемая методика позволяет провести анализ и оценку по следующим уровням информации:

  • федеральный уровень, включающий информацию о результатах реализации программ федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, программам и мероприятиям;
  • по программам и мероприятиям, реализованным по каждому субъекту Российской Федерации;
  • по отдельной программе\мероприятию.

Для осуществления анализа были разработаны следующие ключевые индикаторы [3]:

  1. Общий объем финансовых расходов на программы и мероприятия, направленные на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
  2. Общий объем финансовых расходов на программы и мероприятия, направленные на противодействие распространению ВИЧ-инфекции по каждому субъекту Российской Федерации
  3. Доля расходов на ВИЧ/СПИД в общем объеме расходов на систему здравоохранения в целом по Российской Федерации
  4. Доля расходов на ВИЧ/СПИД в общем объеме расходов на систему здравоохранения по каждому субъекту Российской Федерации
  5. Процент выполнения финансовых обязательств финансирующими органами\организациями в различных разрезах анализируемой информации
  6. Соотношение долей государственных и международных источников финансирования в общем объеме средств в следующих разрезах анализируемой информации:
    1. по мероприятиям;
    2. по статьям расходов;
    3. по поставщикам товаров\услуг.
  7. Процент достижения значений ключевых индикаторов эффективности мероприятий

Индикаторами оценки эффективности подпрограммы «ВИЧ-инфекция» Федеральной Целевой Программы являются:

  1. число вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
  2. доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных

Инструменты сбора, хранения, обработки информации

Состав и структура собираемой информации соответствует составу и структуре информации, содержащейся в паспортах программ и мероприятий, реализуемых как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов федерации и муниципалитетов. В общем виде в состав информации программ и мероприятий входят следующие компоненты:

  1.  
    • Описание ситуации и обоснование потребности в реализации программ\мероприятий.
    • Цель, задачи и планируемые результаты.
    • Перечень и значения планируемых ключевых индикаторов для оценки эффективности программ\мероприятий.
    • Перечень ключевых исполнителей.
    • Сроки действия программы\мероприятия.
    • Перечень мероприятий\этапов.
    • Планируемые результаты реализации каждого мероприятия\этапа.
    • Источники финансирования и планируемые\фактические объемы финансирования по каждому источнику и по каждому мероприятию\этапу.
    • Сроки реализации каждого этапа\мероприятия.
    • Ответственные исполнители за реализацию каждого мероприятия\этапа.
    • Объемы финансирования в разрезе статей расходов, источников финансирования мероприятий.
    • Механизм управления и контроля за ходом реализации программы.

Проведенный в 2006 году анализ целевых программ «Анти-ВИЧ/СПИД» субъектов Российской Федерации показал фрагментарность финансируемых мероприятий и трудность их сопоставления для последующего анализа. Поэтому, на основании проведенного анализа, была разработана унифицированная форма, соответствующая составу и структуре информации Федеральной целевой программы, дополненной адаптированной международной функциональной классификацией, предложенной специалистами UNAIDS для оценки национальных расходов на проблему ВИЧ/СПИД. Специалистами ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» были разработаны следующие отчетные формы:

  • Форма № 1 «Отчет о программах и проектах по проблеме вич/спид в субъекте российской федерации» (перечень программ\мероприятий)
  • Форма № 2 «Отчет о программе/(подпрограмме)/проекте по проблеме вич/спид в субъекте российской федерации» (паспорт каждой программы\мероприятия)
  • Форма № 3 «Информация о программе (подпрограмме)/проекте по проблеме ВИЧ/СПИД»:
    • Таблица 2 Отчет о продукции, подготовленной в период реализации программы (подпрограммы)/проекта
    • Таблица 3.1 Отчет о произведенных закупках оборудования в рамках программы (подпрограммы)/проекта
    • Таблица 3.2. Отчет о произведенных закупках препаратов в рамках программы (подпрограммы)/проекта
    • Таблица 4 Отчет о ходе строительства / реконструкции в рамках программы (подпрограммы)/проекта (заполняется на каждый объект строительства)
    • Таблица 5 Обязательное приложение к бюджету программы (подпрограммы)/проекта (Распределение финансовых расходов по статьям расходов)

Для унификации вносимой информации были разработаны классификаторы информации, соответствующие ее структуре:

  • Приложение 1. «Распорядители финансирования»
  • Приложение 2 к таблице 1 Формы 3 «Индикаторы видов деятельности мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД»
  • Приложение 3 «Поставщики услуг»

К пакету разработанных материалов разработана инструкция к порядку сбора информации от субъектов Российской Федерации. Сбор информации осуществлялся по всем субъектам Российской Федерации. К анализу приняты данные по 82 субъектам.

Результаты анализа и оценки данных

В 2007 году в Российской Федерации программные мероприятия в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции реализовались на федеральном, уровне субъекта Российской Федерации, муниципальном уровнях. Согласно полученной информации, в территориях субъектов Российской Федерации, помимо основных программ федерального уровня, осуществлялась деятельность по 110 проектам, реализованным в отдельных субъектах. Финансирование программных мероприятий в области ВИЧ-инфекции осуществлялось за счет государственных, международных источников, а также за счет частных средств. Общая сумма расходов на программы и мероприятия по противодействию распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, согласно собранной информации, составила 3 825 282,76 тыс. руб. (таб.1).

Табл. 1

Объем финансирования программ в области ВИЧ-инфекции в 2007 году по разделам мероприятий и источникам финансирования

Разделы мероприятий

Источники финансирования

Всего, тыс.руб

Государственные

Международные

1. Профилактика

897500,21

66481,27

963981,48

2. Лечение и уход

2447117,9

47162,35

2494280,25

3. Психолого-социальная и правовая поддержка

12722,98

4,6

12727,58

4. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений

227882,76

447,54

228330,3

5. Исследования в области ВИЧ/СПИД

12795,6

0

12795,6

6. Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции

80374,85

941,72

81316,57

7. Управление, планирование, администрирование

31810,2

40,78

31850,98

Итого:

3710204,5

115078,26

3825282,76

Субъектами были представлены расходы по проектам, реализованным на средства из международных источников, которые составили всего 3% от общей суммы расходов. Все другие расходы отнесены к расходах из государственных источников финансирования. При этом средств федерального бюджета (50,38%) и бюджета субъектов Российской Федерации (32,63%) в общем объеме расходов (рис.1.). Доля бюджетных средств в общем объеме расходов составила 84,04%, а внебюджетных средств составила 9,82%. По полученным данным, расходы по разделу мероприятий «Уход и лечение» составили 65,20% от общей суммы (рис.2.). Основные расходы осуществлены из бюджетных источников - 88,7% от общей суммы, из внебюджетных источников выделено 11,29%.

Рис.1
Рис.1 Распределение общих расходов по источникам финансирования.

Наименьшие расходы отмечены на раздел мероприятий «Исследования в области ВИЧ/ СПИД» и составили 0,33% от общей суммы, при этом доля государственных расходов по данному мероприятию составила 93,89% (рис.2).

Рис.1
Рис. 2. Распределение общих расходов по разделам мероприятий

При анализе структуры источников финансирования в расходах по разделам мероприятий получено, что доля государственных средств значительно преобладала по разделам мероприятий «Лечение и уход» и «Профилактика». На мероприятия по укреплению материально-технической базы в основном расходовались средства субъектов Российской Федерации. Внебюджетные, в том числе международные источники финансирования доминируют над государственными в расходах только по двум мероприятиям: «Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции» и «Управление, планирование, администрирование». И оба они отмечены как мероприятия, с самыми низкими объемами расходов(2,12% и 0,80%) от общей суммы расходов (рис.3).

Рис.3
Рис.3. Структура источников финансирования в разделах мероприятий

Соотношения долей бюджетных и внебюджетных источников финансирования в сумме расходов по подкатегориям разделов мероприятий представлены в таблицах 2-8. Расходы по категории «Профилактика» составили 25,20% от общей суммы. Основные расходы осуществлены из бюджетных источников – 78,6%. Наибольшие расходы отмечены на мероприятия «Профилактика, диагностика и лечение инфекций, передающихся половым путем (ИППП) среди уязвимых групп», что составило 43,54% от общей суммы расходов категории «Профилактика». По объемам финансирования преобладают бюджетные средства (95,86%) внебюджетные (4,14%) (таб.2).

Табл. 2

Соотношение источников финансирования по подкатегориям расходов категории «Профилактика»

Подкатегории расходов

Доля подкатегерии в %

Бюджетные, доля в %

Внебюджетные, доля в %

1.1. Информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции

14,30

34,40

65,60

1.2. Профилактические мероприятия для уязвимых групп

14,30

31,80

68,20

1.3. Добровольное тестирование и консультирование

6,89

99,56

0,44

1.4. Профилактика, диагностика и лечение инфекций, передающихся половым путем (ИППП) среди уязвимых групп

43,54

95,86

4,14

1.5. Профилактика передачи от матери ребенку

5,54

95,90

4,10

1.6. Обеспечение безопасности донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов

11,83

100

 

1.7. Постконтактную профилактика

0,82

93,70

6,30

1.8. Универсальные меры предосторожности при осуществлении медицинских манипуляций

1,69

94,82

5,19

1.9. Прочие профилактические мероприятия

1,19

87,99

8,48

Основная доля средств по данному разделу (66,44%) расходована на мероприятия по предоставлению антивирусной терапии, в которой учитывались расходы на закупку и поставку антиретровирусных препаратов. Бюджетные источники финансирования составили 88,97% (таб.3).

Табл. 3

Расходы категории «Лечение и уход» по подстатьям и источникам финансирования

Подкатегории расходов

Доля подкатегории в %

Бюджетные, доля в %

Внебюджетные, доля в %

2.1. Послетестовое консультирование и тестирование

13,04

99,99

0,01

2.2. Антивирусная терапия

66,44

83,97

16,03

2.3. Профилактика, диагностика и лечение оппортунистических инфекций у ВИЧ-инфицированных

18,07

97,02

2,80

2.4. Лабораторные услуги для контроля над лечением

2,27

98,17

1,83

2.5. Паллиативный уход

0,06

4,11

95,89

Расходы по категории «Психолого-социальная и правовая поддержка» составили 0,33% от общей суммы. Бюджетные источники финансирования 86,44%.остальные 13,55%-внебюджетные источники финансирования. Анализ расходов категории «Психолого-социальная и правовая поддержка» выявил, что 87,14% от общей суммы расходовано на «Социальные услуги»По объемам финансирования преобладают бюджетные средства (97,01%) (таб.4).

Табл. 4

Расходы категории «Психолого-социальная и правовая поддержка» по подстатьям и источникам финансирования

Подкатегории расходов

Доля подкатегории в % Бюджетные, доля в % Внебюджетные, доля в %

3.1. Правовая защита ВИЧ –инфицированных

2,51

1,88

98,12

3.2. Психологическая помощь ВИЧ-инфицированным и членам их семей

9,99

16,48

83,52

3.3. Денежные выплаты пособий по инвалидности и материальной помощи

0,35

59,24

40,76

3.4. Социальные услуги

87,14

97,01

2,99

Расходы по категории «Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений» составили 5,97% от общей суммы. По объемам финансирования явно преобладают государственные средства 94,53% от общей суммы по категории «Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений» (таб.5).

Табл. 5

Расходы категории «Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений» по подстатьям и источникам финансирования

Подкатегории расходов

Доля
подкатегории в %

Бюджетные,
доля в %

Внебюджетные,
доля в %

4.1. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений

100

94,53

5,47

Расходы по категории «Исследования в области ВИЧ/СПИД» составили 0,33% от общей суммы. Доля расходов за счет бюджетных источников составила 93,89% (таб.6).

Табл. 6

Расходы категории «Исследования в области ВИЧ/СПИД» по подстатьям и источникам финансирования

Подкатегории расходов

Доля
подкатегории в %

Бюджетные,
доля в %

Внебюджетные,
доля в %

5.1.исследования в области ВИЧ/СПИД

100

93,89

6,11

В таблицах 6 и 7 – расходы не обучение и администрирование, соответственно.

Табл. 7

Расходы категории «Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ- инфекции» по подстатьям и источникам финансирования

Подкатегории расходов

Доля
подкатегории в %

Бюджетные,
доля в %

Внебюджетные,
доля в %

6.1.Мероприятия по подготовке кадров

100

1,38

98,62

 

Табл. 8

Расходы категории «Управление, планирование, администрирование» по подстатьям и источникам финансирования

Подкатегории расходов

Доля
подкатегории в %

Бюджетные,
доля в %

Внебюджетные,
доля в %

7.1. Мониторинг и оценку программ и мероприятий

5,75

2,18

97,82

7.2. Планирование и администрирование программ и мероприятий

0,40

14,72

85,28

7.3. Эпидемиологический надзор

1,81

24,84

75,16

7.4. Создание и поддержка единой компьютерной информационно-аналитической системы по эпидемиологическому надзору за ВИЧ/СПИД в РФ

90,80

15,04

84,96

7.5. Разработка и издание нормативно-правовой базы по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции

1,24

 

100

90,8% расходов пришлось на мероприятия по созданию и поддержке единой компьютерной информационно-аналитической системы по эпидемиологическому надзору за ВИЧ/СПИД в России, причем 85% финансировалось из внебюджетных средств.

Особый интерес для оценки результативности программ и мероприятий и эффективности вложения средств представляет анализ финансирования программ и мероприятий в разрезе статей расходов и источников финансирования. Данный анализ позволяет провести качественную оценку каждого мероприятия программы, оценить соответствие вложенных средств целям реализации мероприятия, провести анализ целевого использования средств. Так, например, расходы на мероприятия по закупке и поставке антиретровирусных препаратов раздела «Лечение и уход» должны соответствовать статьям расходов на закупку и поставку лекарственных препаратов и никакие иные. То же самое касается закупок оборудования медицинского назначения, укрепления материально-технической базы и других. Значимым является анализ соотношения долей статей расходов по конкретной программе/мероприятию. Например, представляет интерес распределение долей расходов на административные расходы, структура расходов на закупку оборудования и расходных материалов немедицинского назначения при реализации профилактических программ среди уязвимых групп. Сопоставление всех данных по каждому мероприятию/программе позволяет осуществлять перекрестный контроль собранных данных, отслеживать их недостоверность или недостаточность. Структура статей расходов коррелирует с бюджетной классификацией статей расходов, принятой в бухгалтерском учете, поэтому собираемые данные в таких разрезах являются наиболее достоверными и полными. Результаты анализа общего объема финансирования программ и мероприятий в разрезе статей расходов и источников финансирования за 2007 год представлен в табл. 9.

Табл. 9

Объем финансирования программ по статьям расходов и источникам финансирования

п/п

Статьи расходов

Бюджетные

Внебюджетные

Всего

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Муниципальный бюджет

Внебюджетные фонды

Международные займы

Частные страховые компании

Частные предприятия

1

Кадровые ресурсы

316 787,53

42 375,06

0,00

387 757,34

2 995,70

0,00

90,00

750 005,63

42,24%

5,65%

0,00%

51,70%

0,40%

0,00%

0,01%

100,00%

2

Инфраструктура и оборудование

36 487,60

58 128,59

0,00

77 723,16

2 951,24

0,00

105,94

175 396,53

20,80%

33,14%

0,00%

44,31%

1,68%

0,00%

0,07%

100,00%

3

Лекарственные препараты

1 491 192,17

665 307,41

86,10

209 063,47

30 294,50

0,00

0,00

2 395 943,65

62,24%

27,77%

0,00%

8,73%

1,26%

0,00%

0,00%

100,00%

4

Тренинги

18 411,77

11 473,46

0,00

133 929,15

825,30

0,00

84,03

164 723,71

11,18%

6,97%

0,00%

81,31%

0,50%

0,00%

0,04%

100,00%

5

Оборудование и расходные материалы медицинского назначения и социальной поддержки

613 590,99

608 655,92

2 412,50

108 893,65

5 927,83

0,00

87,10

1 339 567,99

45,81%

45,44%

0,18%

8,13%

0,44%

0,00%

0,00%

100,00%

6

Административные расходы

169 536,35

11 663,19

50,00

40 481,13

437,76

0,00

2,50

222 170,93

76,31%

5,25%

0,02%

18,22%

0,20%

0,00%

0,00%

100,00%

ИТОГО

2 646 006,41

1 397 603,63

2 548,60

957 847,90

43 432,33

0,00

369,57

5 047 808,44

Финансовые средства федерального источника были расходованы в большей части на закупку лекарственных препаратов; оборудования и расходные материалы медицинского назначения; административные расходы, а также на укрепление кадровых ресурсов и инфраструктуры. Внебюджетные фонды по статье «Кадровые ресурсы» составили 51,7% расходов от общих расходов по данной статье. При сборе информации по мероприятиям и поставщикам услуг, выявлено что на «Профилактику» больше всего средств расходовано учреждениями сектора здравоохранения ,что составило 47,45% от общей суммы расходов по мероприятию «Профилактика» На «Лечение и уход» 49,92% расходов от общей суммы расходов по данному мероприятию приходится на группу «Другие поставщики». Поэтому, не предоставляется возможным осуществление сбора и анализа информации. «Психолого-социальная и правовая поддержка»   43,81% всех средств израсходовано из «Службы социальной защиты и трудоустройства населения»,41,16% расходов за счет Учреждений сектора здравоохранения. «Укрепление материально-технической базы специализированных диспансеров»: 44,64% за счет Торговых промышленных строительных организаций, 34,16% приходится на группу «Другие поставщики». На «Исследования в области ВИЧ/СПИД»   93,58% расходов от общей суммы расходов по данному мероприятию приходится на группу «Не указано» «Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции»   95,85% расходов за счет Учреждений сектора здравоохранения «Управление, планирование, администрирование» 68,69% расходов за счет Учреждений сектора здравоохранения При анализе информации выявлено, что наибольшая доля расходов приходится на учреждения сектора здравоохранения а также значительная доля расходов отнесена к группам «Другие поставщики» и «Не указано». Поэтому не предоставляется возможным осуществление сбора и анализа информации отнесенных к этим группам. Данный факт требует проработки учетной и отчетной документации. Значимым представляется анализ источников финансирования в разрезе поставщиков услуг   62,29% расходов от общей суммы отнесены к группам «Другие поставщики» и «Не указано». Данный факт требует проработки учетной и отчетной документации для целей осуществления финансово-экономического мониторинга. При анализе информации без учета категорий «другие поставщики» и «не указано» было получено, что наибольшая доля расходов приходится на специализированные учреждения, что составляет 44,29% от общей суммы. По объемам финансирования преобладают государственные средства (81,34% от общей суммы расходов, приходящихся на специализированные учреждения). Федеральный бюджет как источник финансирования специализированных учреждений является основным   59,35% от всех израсходованных финансовых средств. Из внебюджетных средств финансирование отмечено только за счет международных источников, и составляет лишь 1,58%. Для анализа эффективности реализации программ и мероприятий были проанализированы данные планируемых и фактических значений индикаторов по мероприятиям, а также рассчитаны затраты на единицу достигнутого значения индикатора. Результаты представлены в таблице 10.

Табл. 10

Анализ данных по индикаторам и объему финансирования

Индикатор

Значение индикатора

Общая сумма

Затраты на единицу

1

2

3

4

1. Профилактика

1.1.1.1.Число образцов подготовленных и распространенных материалов (брошюры, листовки, видеофильмы) для населения о профилактике ВИЧ-инфекции.

865 688

104 248,03

0,12

1.1.2.1.Число подготовленных и выпущенных радио- и теле-передач для населения о профилактике ВИЧ-инфекции.

4 457

21 493,79

4,82

1.1.3.1.Число подготовленных и выпущенных публикаций в СМИ для населения о профилактике ВИЧ-инфекции.

9 093

1 753,89

0,19

1.1.4.1.Число массовых и спортивных мероприятий для молодежи, проведенных в рамках мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД.

294

1 761,93

5,99

1.1.5.1.Число произведенной рекламной продукции по профилактике ВИЧ/СПИД (с указанием видов рекламной продукции: рекламные щиты, наружная и внутренняя реклама.)

38 865

2 114,48

0,05

1.1.6.1.Число акций по распространению презервативов, проведенных в рамках мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД.

1 308

120,18

0,09

1.1.7.1.Число проведенных курсов лекций и семинаров по профилактике ВИЧ-инфекции для широких слоев населения.

7 548

3 267,47

0,43

1.1.8.1.Охват учебных заведений общеобразовательными программи для учащихся и молодежи по вопросам ВИЧ/СПИД

66,05%

2 116,44

0,79

числ. 2 665

знам. 4 035

1.2.1.1.Число аутрич-работников, обученных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

1 296

1 065,77

0,82

1.2.2.1.Число пунктов обмена шприцев (ПОШ) для ПИН, созданных и поддержанных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

20

922,10

46,11

1.2.3.1.Обеспеченность одноразовыми шприцами уязвимых групп за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

70,96%

44 168,45

0,08

числ. 522 311

знам. 736 112

1.2.4.1.Обеспеченность презервативами уязвимых групп за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

65,44%

36 863,94

0,50

числ. 73 256

знам. 111 943

1.2.4.2.Число закупленных внутриматочных спиралей для защиты от нежелательной беременности у ВИЧ-инфицированных и больных наркоманией

19 980

107,50

0,01

1.2.5.1.Число образцов подготовленных и распространенных материалов (брошюры, листовки, видеофильмы) для уязвимых групп по вопросам ВИЧ-инфекции.

136 554

10 900,35

0,08

1.2.6.1.Охват АРВ-терапией за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

83,67%

43 785,77

23,74

числ. 1 844

знам. 2 204

1.3.1.1.Обеспеченность тест-системами для экспресс диагностики ВИЧ-инфекции, закупленными за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

14,32%

66 195,97

1,32

числ. 50 216

знам. 350 564

1.3.2.1.Количество кабинетов анонимного тестирования и консультирования, созданных и поддержанных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

59

251,22

4,26

1.4.1.1.Охват профилактикой ИППП за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции/ ВИЧ-инфицированных.

22,64%

2 938,20

0,98

числ. 3 004

знам. 13 271

1.4.2.1.Охват диагностикой ИППП за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированных .

51,11%

3 129,53

0,43

числ. 7 336

знам. 14 352

1.4.3.1.Охват лечением ИППП за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированных

64,40%

413 611,60

30,94

числ. 13 369

знам. 20 759

1.5.1.1.Охват беременных тестированием на ВИЧ за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

233,43%

3 749,92

0,07

числ. 53 788

знам. 23 042

1.5.2.1.Охват ВИЧ-инфицированных беременных и новорожденных (до и после родов) химиопрофилактикой за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

471,09%

43 605,33

2,92

числ. 14 924

знам. 3 168

1.5.3.1.Охват консультированием практики безопасного кормления младенцев, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

82,91%

70,60

0,14

числ. 495

знам. 597

1.5.4.1.Обеспеченность младенцев, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, детскими смесями, за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

66,16%

1 556,74

7,17

числ. 217

знам. 328

1.6.1.1.Число оснащенных оборудованием и материалами станций и отделений переливания крови для обеспечения инфекционной безопасности донорской крови за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

23

35 872,78

1 559,69

1.6.1.2.Обеспеченность иммунобиологическими препаратами для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции

 

3 147,00

0,00

1.6.2.1.Число банков компонентов крови, созданных и поддержанных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

840

11 578,80

13,78

1.6.3.1.Обеспеченность диагностических лабораторий системами для тестирования донорской крови на ВИЧ за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

79,77%

63 458,16

0,23

числ. 272 849

знам. 342 045

1.7.1.1.Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений АРВ-препаратами для проведения постконтактной профилактики (ПКП), за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

99,99%

7 780,19

0,06

числ. 128 554

знам. 128 567

1.7.2.1.Охват постконтактной профилактикой, из числа нуждающихся после контакта с высокой степенью риска заражения (изнасилования) и незащищенного секса за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

89,87%

84,11

1,18

числ. 71

знам. 79

1.8.1.1.Обеспеченность медицинского персонала перчатками, приобретенными за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

93,69%

7 490,25

0,03

числ. 231 320

знам. 246 888

1.8.2.1.Обеспеченность медицинского персонала специальными масками, приобретенными за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

85,33%

2 936,89

0,04

числ. 69 655

знам. 81 631

1.8.3.1.Обеспеченность медицинского персонала одноразовой спецодеждой, приобретенной за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

63,55%

3 315,59

0,09

числ. 36 558

знам. 57 523

1.8.4.1.Обеспеченность оборудованием и средствами для утилизации медицинских материалов за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

99,98%

2 574,20

0,18

числ. 14 101

знам. 14 104

1.9.1.1.Процент расходов на прочие профилактические мероприятия от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

15,93%

11 514,70

5 700,35

числ. 2

знам. 13

2. Лечение и уход

2.1.1.1.Число проведенных арбитражных исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

125 968

325 132,12

2,58

2.2.1.1.Обеспеченность ВИЧ–инфицированных АРВ- препаратами для лечения за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

94,94%

1 648 080,39

2,92

числ. 564 538

знам. 594 611

2.2.1.2.Обеспеченность расходными материалами для диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, в том числе учреждений ГУФСИН

 

9 098,30

0,00

2.3.1.1.Охват ВИЧ-инфицированных обследованием на оппортунистические инфекции за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

38,04%

9 965,51

1,11

числ. 8 979

знам. 23 602

2.3.2.1.Обеспеченность больных ВИЧ – инфекцией препаратами для лечения оппортунистических заболеваний за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

94,61%

440 724,66

4,21

числ. 104 753

знам. 110 719

2.4.1.1.Число проведенных исследований клеток CD4 и вирусной нагрузки на 1000 обследованных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

31 119

59 696,67

1,92

2.5.1.1.Госпитализация ВИЧ-инфицированных больных в терминальной стадии, находящихся на содержании и уходе, в стационар за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

85,71%

834,15

6,95

числ. 120

знам. 140

2.5.2.1.Охват больных СПИДом психологической поддержкой и уходом за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

89,82%

748,45

2,49

числ. 300

знам. 334

3. Психолого-социальная и правовая поддержка

3.1.1.1.Охват ВИЧ-инфицированных юридическими услугами по защите прав человека, в том числе по вопросам трудоустройства, преодолению дискриминации, повышению доступности социальных и медицинских услуг за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

38,22%

319,41

2,19

числ. 146

знам. 382

3.2.1.1.Число кабинетов психологической помощи, созданных и функционирующих за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

127

1 272,06

10,02

3.3.1.1.Охват ВИЧ – инфицированных материальной помощью за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

3,60%

44,90

2,64

числ. 17

знам. 472

3.4.1.1.Охват ВИЧ-инфицированных социальной поддержкой за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

19,32%

11 060,91

3,36

числ. 3 294

знам. 17 052

3.4.2.1.Охват ВИЧ-инфицированных пособиями в натуральной форме( продовольственный пакет, нутритивная поддержка, одежда, скидки/льготы на проезд), за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

37,87%

30,30

0,47

числ. 64

знам. 169

3.5.1.1.Число отделений или учреждений для содержания детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и оставшихся без попечения родителей, ВИЧ-инфицированных сирот и инвалидов, организованных за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

 

0,00

0,00

3.5.2.1.Число оздоровительных лагерей, организованных за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

 

0,00

0,00

4. Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений

4.1.1.1.Число специализированных учреждений, построенных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

1

114 472,70

114 472,70

4.1.2.1.Число специализированных учреждений, реконструированных за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

4

13 568,90

3 392,23

4.1.3.1.Число закупленного медицинского оборудования в специализированные учреждения для проведения ИФА, приобретенным за счет средств программы (подпрограммы)/проекта

112

41 704,00

372,36

4.1.4.1.Число закупленного медицинского оборудования в специализированные учреждения для проведения ПЦР-исследований, приобретенным за счет средств программы (подпрограммы)/проекта

39

35 356,85

906,59

4.1.5.1.Число закупленного медицинского оборудования в специализированные учреждения для подсчета числа CD4, приобретенным за счет средств программы (подпрограммы)/проекта

6

8 094,19

1 349,03

4.1.6.1.Число закупленного медицинского оборудования для клинических лабораторий в специализированные учреждения за счет средств программы (подпрограммы)/проекта

4 457

12 355,83

2,77

4.1.6.1.Число закупленного медицинского оборудования для клинических лабораторий в специализированные учреждения за счет средств программы (подпрограммы)/проекта

42

19 477,83

463,76

5. Исследования в области ВИЧ/СПИД

5.1.1.1.Число проведенных социологических исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

220

370,40

1,68

5.1.2.1.Число проведенных эпидемиологических исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

145

217,90

1,50

5.1.4.1.Число проведенных поведенческих исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

309

217,90

0,71

5.1.5.1.Число проведенных клинических исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

7 611

300,00

0,04

5.1.6.1.Число проведенных исследований в области вакцины за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

1

0,00

0,00

5.1.7.1.Число прочих проведенных исследований за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

3 707

11 689,40

3,15

6. Подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции

6.1.1.1.Число разработанных учебных программ, пособий, рекомендаций, нормативно-правовой базы специального характера

4 350

973,97

0,22

6.1.2.1.Охват специалистов обучением за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

97,17%

77 778,63

33,79

числ. 2 302

знам. 2 369

6.1.3.1.Число проведенных обучающих семинаров, курсов, конференций по проблеме ВИЧ за счет средств программы(подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

1 015

2 563,97

2,53

7. Управление, планирование, администрирование

7.1.1.1.Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта на мониторинг и оценку программ и проекта по проблеме ВИЧ-инфекции.

5,77%

1 832,95

51,44

числ. 36

знам. 618

7.2.1.1.Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта на управление программами по проблеме ВИЧ-инфекции.

125

128,34

1,03

7.3.1.1.Число проведенных надзорных мероприятий с учетом эпидемиологической ситуации

520

450,66

0,87

7.3.2.1.Число подготовленных и распространенных оперативной эпидемиологической информации, бюллетеней, аналитических обзоров по состоянию заболеваемости и профилактике ВИЧ-инфекции

1 161

125,50

0,11

7.4.1.1.Обеспеченность учреждений компьютерным оборудованием за счет средств программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции

61,95%

26 351,41

376,45

числ. 70

знам. 113

7.4.2.1.Число разработанного или закупленного программного обеспечения по эпидемиологическому и клиническому мониторингу

19

2 209,40

116,28

7.4.3.1.Число территорий, внедривших разработанное программное обеспечение по эпидемиологическому и клиническому мониторингу

12

317,20

26,43

7.4.3.2.Обеспеченность учреждений копировально-множительными аппаратами

 

39 746,00

0,00

7.4.4.1.Процент от общего бюджета программы (подпрограммы)/проекта по проблеме ВИЧ-инфекции на сопровождение программного обеспечения по эпидемиологическому и клиническому мониторингу

5

39 524,00

3,41

7.5.1.1.Число разработанных законов, постановлений, приказов и др.

87

393,39

4,52

7.5.2.1.Число разработанных Программ по проблеме ВИЧ/СПИД

34

0,00

0,00

7.5.3.1.Число утвержденных Программ по проблеме ВИЧ/СПИД

32

0,00

0,00

7.5.4.1.Число внедренных стандартов диагностики и лечения

30

0,00

0,00

7.5.5.1.Число специализированных учреждений, выполняющих внедренные стандарты диагностики и лечения

85

0,00

0,00

7.5.6.1.Число пересмотренных стандартов диагностики и лечения

5

0,00

0,00

Представленные индикаторы целесообразно в будущем дополнить индикаторами охвата, индикаторами степени удовлетворения потребностей, эпидемиологическими индикаторами.

Анализ объема финансовых расходов в разрезе источников финансирования и субъектов Российской Федерации позволяет произвести ранжирование субъектов по степени вовлеченности в реализацию программ и мероприятий в области ВИЧ/СПИД, выраженной в объемах финансирования. Созданный инструмент анализа собранных данных позволяет провести детализацию расходов в различных разрезах конкретно по каждому субъекту. Наибольшая сумма расходов принадлежит г. Москве (27,88%), наименьшие расходы отмечены по республике Северная Осетия-Алания. Анализ финансовых расходов выявил абсолютное превалирование государственных средств. Наибольшие доли расходов из международных источников отмечены по следующим по субъектам Российской Федерации: Нижегородская область (40,07%), Волгоградская область (74,63), Архангельская область (15,21). Тверская область представила данные о расходах только по международным проектам. Выводы Анализ информации о результатах выполнения программ и мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в субъектах Российской Федерации выявил проблему пересмотра классификаторов поставщиков услуг и распорядителей финансирования. Выявленная значительная доля недетализированной по поставщикам услуг информации, отнесенной в группы «Другие поставщики», вызывает потребность пересмотреть существующие группы основных поставщиков в классификаторе или дополнить данный классификатор списком необходимых групп поставщиков и пересмотреть классификации источников финансирования, так как разбивка на бюджетные и внебюджетные источники непрезентативна. В случае анализа вмешательств по проблеме ВИЧ/СПИД важна информация о соотношении государственных и международных средств. Сопоставление произведенных расходов с эпидемиологическим, демографическими данными позволяет оценить степень покрытия потребностей в тех или иных мероприятиях, а также определить наиболее важные направления таких мероприятий. В перспективе   работа по определению достоверно значимых эпидемиологических, демографических и социальных показателей, коррелирующих с финансовой информацией.

Литература

  1. Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (Специальная 26 сессия ГА ООН)
  2. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу. Мониторинг выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. Руководящие принципы по разработке ключевых показателей. Июль 2005 г.
  3. Руководящие принципы по разработке ключевых показателей, Страновой отчет 2008, Женева, март 2007, UNAIDS.
  4. «Вопросы разработки системы мониторинга и оценки действий по профилактике ВИЧ/СПИДа на региональном уровне». Методическое пособие для руководителей профильных учреждений и администраций регионов и муниципалитетов, лиц, принимающих решения, работников общественного здравоохранения, неправительственных организаций, занимающихся проблемами профилактики ВИЧ/СПИДа. М., UNAIDS, 2005, 35 с.
  5. Анализ существующей практики мониторинга и оценки по проблемам ВИЧ-инфекции и СПИДа в РФ. М., UNAIDS, 2005, 96 с.
  6. Obukhova O.V., Avdeeva O., Nitzsche-Bell A. Series of Working Papers on HIV/AIDS Monitoring and Evaluation. Issue 6. Developing a System for Annual HIV/AIDS-related Expenditure Monitoring in the Russian Federation. Methodology, Tools, Results.
  7. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data. Towards universal access : scaling up priority HIV/AIDS interventions in the health sector : progress report, April 2007. “World Health Organization, UNAIDS, UNICEF”.
  8. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data, “UNAIDS/07.12E /JC1318E”, Monitoring the Declaration of Commitment on HIV/AIDS : guidelines on construction of core indicators : 2008 reporting.

Views: 24712

Be first to comment this article

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Tuesday, 05 November 2013 )
< Prev   Next >
home contact search contact search