WHO. Information Bulletin. June, 2018 |
Tuesday, 10 July 2018 | ||||||
Июнь 2018 г. Тема номера – 10 лет Таллиннской хартии 13-14 июня 2018 г. в Таллинне (Эстония) состоялось совещание ЕРБ ВОЗ высокого уровня в поддержку процветания и солидарности: никого не оставить без внимания", посвященное 10-летию Таллиннской хартии, которая была принята 53 государствами-членами в Европейском регионе в 2008 г. и в которой сказано: "Недопустимо, чтобы в наши дни люди оказывались за чертой бедности в связи с ухудшением состояния здоровья". В основе программы совещания лежат три ключевые темы: • инклюзивность: повышение уровней охвата услугами здравоохранения, доступности услуг и финансовой защиты для каждого; • инвестиции: обоснование необходимости вложения ресурсов в системы здравоохранения; • инновации: использование инноваций и систем для удовлетворения потребностей людей. Лейтмотивом совещания стало обсуждение возможностей использования инноваций в здравоохранении, более серьезная поддержка профилактики болезней и поиск ответа на вопрос о том, в состоянии ли люди самостоятельно оплачивать услуги здравоохранения1. Здоровье является одним из основных прав человека, которое при этом для многих остается недоступным "Со времени подписания Таллиннской хартии системы здравоохранения прошли весьма нелегкий путь. Десять лет спустя экономическая ситуация отличается неопределенностью, разрыв между бедными и богатыми продолжает расти, а уровень государственных расходов на здравоохранение не достаточен для того, чтобы обеспечить имеющиеся у людей потребности, – говорит д-р Zsuzsanna Jakab. – Семьи вынуждены платить за медицинскую помощь из собственного кармана. Многие не могут себе этого позволить. Мы настоятельно рекомендуем странам принять меры, для того чтобы уровень таких платежей, осуществляемых людьми за свой счет, не превышал 15% от общего объема расходов на здравоохранение. Это совещание призвано отдать должное наследию Таллиннской хартии и послужить стимулом для совместной работы над обеспечением инклюзивности, инвестиций и инноваций на благо каждого жителя Европейского региона". Десятилетие, последовавшее за подписанием Таллиннской хартии в 2008 г., началось с финансового и экономического кризиса, который подверг риску достигнутый прогресс на пути к всеобщему охвату населения услугами здравоохранения и поставил под угрозу рост объема инвестиций в здравоохранение во многих государствах-членах в Европейском регионе ВОЗ. К моменту проведения совещания в Таллинне в 2008 г. число лиц с неудовлетворенными потребностями в медицинском обслуживании снижалось в масштабах всего ЕС. Кризис обратил вспять достигнутый в этой сфере прогресс. С 2008 по 2014 год во многих государствах-членах было зафиксировано повышение уровня неудовлетворенных потребностей в услугах здравоохранения, при этом больше всего этот показатель вырос среди самых бедных категорий населения. Многие страны со средним и высоким уровнем дохода в Регионе все еще в значительной мере полагаются на то, что отдельные граждане и семьи будут оплачивать существенную часть своих расходов на здоровье из собственного кармана. В 2014 г. платежи, осуществляемые пациентами из собственных средств, составляли в среднем 26% от общего объема расходов на здравоохранение, при этом отмечались значительные различия в этом показателе между странами Европейского региона – от 5% до 72%. Новые фактические данные, полученные ВОЗ в рамках исследования, демонстрируют, что оплата услуг из собственного кармана в наибольшей степени сказывается на тех категориях населения, которые менее всего способны самостоятельно платить за медицинскую помощь: самые бедные домохозяйства, лица с хроническими заболеваниями и пожилые люди. Исследование также показало, что финансовые трудности зачастую обусловлены необходимостью самостоятельно платить за лекарства (в особенности – среди наименее обеспеченных категорий граждан). Ожидаемые результаты На данном техническом совещании высокого уровня обсуждались предпринимаемые в Европейском регионе ВОЗ меры по укреплению систем здравоохранения, представленные в глобальном контексте устойчивого развития и всеобщего охвата услугами здравоохранения, в поддержку выполнения стоящей перед ВОЗ цели обеспечить здоровый образ жизни и содействовать благополучию для всех в любом возрасте2. Особый акцент при этом сделан на социальной справедливости и доступности предоставляемых системами здравоохранения услуг для всех людей. На совещании были названы различные способы для повышения финансовой защищенности, обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения и развития диалога между лицами, принимающими решения, по вопросам государственных инвестиций в системы здравоохранения. Его участники обсудили, каким образом инновации в системы здравоохранения могут быть использованы для наилучшего обеспечения потребностей людей. На совещании были представлены примеры из стран и опыт экспертов. Участники совещания обсудили потребность в совершенствовании прогнозирования и планирования, необходимых для принятия информированных решений, касающихся систем здравоохранения. Крайне важно, чтобы наши системы не оставались пассивными перед лицом перемен в экономике, политике, в обществе и в здравоохранении, а были готовы к этим переменам и могли адаптироваться к новым реалиям. Результаты совещания будут представлены на Шестьдесят восьмой сессии Европейского регионального комитета ВОЗ в сентябре 2018 г. Публикации Всемирной организации здравоохранения:
Цель Хартии - повысить приверженность государств - членов Европейского региона ВОЗ делу улучшения здоровья людей путем укрепления систем здравоохранения, принимая во внимание разнообразие социальных, культурных и экономических условий в странах Региона. Положения Хартии отражают и подтверждают принципиальные ценности, заложенные в ранее принятых хартиях, конвенциях и декларациях. Полный текст Хартии на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/88612/E91438R.pdf #
В Европейском регионе ВОЗ Таллиннская хартия «Системы здравоохранения для здоровья и благосостояния» послужила инструментом, с помощью которого организаторы систем здравоохранения – министерства здравоохранения – смогли при принятии своих решений поставить во главу угла приверженность принципам солидарности, социальной справедливости и общественного участия. К числу важных достижений относится улучшение понимания необходимости инвестировать как в системы здравоохранения для пользы всего общества, так и в направления политики, отвечающие потребностям уязвимых групп населения, включая меры по расширению охвата услугами здравоохранения и достижению и сохранению всеобщности прав, предоставляемых по закону. Такой подход предусмотрен в основах новой европейской политики здравоохранения – Здоровье-2020, в которой для обеспечения вклада систем здравоохранения в улучшение итоговых показателей здоровья населения на первый план выдвигается общегосударственный подход и принцип участия всего общества. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Настоящий документ отражает стратегические приоритеты Европейского регионального бюро ВОЗ в области укрепления систем здравоохранения на 2015–2020 гг., в основе которых лежит перспективное видение Европейской политики здравоохранения – Здоровье-2020. Европейское региональное бюро ВОЗ помогает государствам-членам укреплять системы здравоохранения, обеспечивая их большую ориентированность на нужды людей, что необходимо для скорейшего улучшения показателей здоровья, сокращения неравенств в отношении здоровья, финансовой защиты и рационального использования ресурсов общества. В целях укрепления ценностно-ориентированных систем здравоохранения Региональное бюро в 2015–2020 гг. будет активно работать с государствами-членами в двух приоритетных областях: (1) преобразование услуг здравоохранения и их адаптация к вызовам XXI столетия; (2) переход к всеобщему охвату услугами здравоохранения во всем Европейском регионе, без разорительных платежей за счет собственных средств пациентов. Для достижения успехов в этой области потребуются усилия всего общества и всех сфер государственного управления на межсекторальном уровне, с выработкой на доказательной основе эффективных стратегий оказания услуг и финансирования здравоохранения. Более того, качественные исходные ресурсы систем здравоохранения – в том числе в сфере кадров, лекарственных средств и других технологий, а также информации здравоохранения – делают возможным преобразование услуг здравоохранения и переход к всеобщему охвату населения такими услугами. В документе описываются некоторые из трудностей, с которыми государства-члены могут сталкиваться в этих двух приоритетных областях, а также рассказывается о том, какую поддержку может предоставить в связи с этим Европейское региональное бюро ВОЗ. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
В основу настоящего документа положен результат многолетней поддержки, оказываемой ВОЗ своим государствам-членам в области политики финансирования здравоохранения. Являясь справочным руководством, документ содержит план стратегии финансирования здравоохранения, но его первостепенная цель заключается в освещении различных аспектов политики финансирования здравоохранения, которые странам необходимо проанализировать и изучить. Любая удачная стратегия основывается на анализе текущих проблем, связанных с эффективностью деятельности в секторе здравоохранения. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/272623/9789244512104-rus.pdf #
Совещание экспертов по реализации преобразований системы здравоохранения состоялось 12-13 июля 2017 г. в г. Дарем, Соединенное Королевство. В центре внимания были вопросы успешной реализации крупномасштабных преобразований системы здравоохранения в Европе, которая наблюдалась со времени проведения Мадридского совещания в декабре 2015 г., в ходе которого обсуждались надлежащие механизмы в поддержку развития реформ на макро-уровне. Перед участниками совещания стояли следующие задачи. • Определить, в чем состоит практический опыт, полученный в процессе осуществления реформ системы здравоохранения на макро-уровне, который мог бы укрепить существующую базу данных. • Предоставить рекомендации от лиц, определяющих политику в системе здравоохранения, по вопросам наращивания темпов процесса преобразований и/или его совершенствования, а также по возможным препятствующим факторам и путям их преодоления. • Рассмотреть и обсудить проект инструмента, предлагающего структурный подход к оценке готовности к изменениям и осуществлению преобразований. • Обсудить шаги, которые могло бы предпринять Европейское региональное бюро ВОЗ, чтобы сформировать план реализации реформ системы здравоохранения на уровне политики и разработать возможные механизмы сотрудничества. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
В этом обзоре оценивается, в каких ситуациях люди в Германии испытывают финансовые затруднения при использовании медицинских услуг, включая лекарства. Исследования показывают, что финансовые трудности чаще возникают, когда государственные расходы на здравоохранение низки по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), а платежи из собственных средств населения составляют относительно высокую долю общих расходов на здравоохранение. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Особенности оценки эффективности систем здравоохранения зависят от конкретных условий в тех или иных странах Европейского региона ВОЗ. В настоящем обзоре коротко описаны основные сферы такой оценки и показатели, которые государства-члены используют при проведении оценок и при отчетности по системам здравоохранения. Материалы на английском языке публиковались тридцатью государствами-членами, и из новейших документов авторы выделили 1485 четких показателей. Число показателей, по которым предоставляли отчетность государства-члены, варьировалось от 9 до 146 (срединное значение – 50). Из 14 сфер, вошедших в рамочную основу ВОЗ от 2007 г., практически все рассмотренные государства-члены охватили предоставление услуг и улучшение показателей здоровья (соответственно, 30 и 29 стран), однако по другим 12 сферам показатели охвата значительно варьировались. Например, такие сферы, как кадровые ресурсы здравоохранения и финансирование, были охвачены, соответственно, 25 и 26 странами, а вопросы безопасности, эффективности, охвата услугами и отзывчивости освещались лишь в 20–30% документов. Рамочные основы нуждаются в дальнейшей доработке в том, что касается сферы применения и функций, а также концептуальной верности выбранных сфер. Помимо этого, следует стремиться к дальнейшей стандартизации общих наборов показателей. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/365386/hen-55-eng.pdf #
В этом документе обобщена информация о тех мерах по повышению подотчетности систем здравоохранения, которые государства-члены Европейского региона ВОЗ приняли в период после принятия Таллиннской хартии: Системы здравоохранения для здоровья и благосостояния (2008 г.) и стратегии Здоровье-2020 (2012 г.). В этот период системы здравоохранения в странах Европейского региона ВОЗ испытали значительные трудности, включая экономический кризис, увеличение потребностей в медицинских услугах, а также дефицит ресурсов. Однако, несмотря на сложную ситуацию, государства-члены во всех частях Региона приняли множество мер по повышению подотчетности систем здравоохранения. Настоящий документ содержит обобщенный анализ опыта государств-членов в этой области. Работа в этом направлении основывается на положениях Таллиннской хартии и стратегии Здоровье-2020 и на использовании таких подходов, как постановка четких количественных целей, а также измерение и оценка эффективности деятельности системы здравоохранения. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Что такое службы общественного здравоохранения? Страны в Европе по-разному понимают, что представляют собой эти службы или что они должны включать в себя. В этом исследовании описывается опыт девяти стран с подробным рассказом о том, какие пути они выбрали для организации и финансирования служб общественного здравоохранения, а также обучения и найма кадровых ресурсов общественного здравоохранения. Исследование охватывает Англию, Германию, Италию, Нидерланды, Польшу, Республику Молдова, Словению, Францию, Швецию и призвано познакомить с существующей практикой, что поможет ответственным должностным лицам в их усилиях по наращиванию потенциала и совершенствованию служб общественного здравоохранения. Каждая глава, посвященная конкретной стране, рассказывает об истории создания служб общественного здравоохранения и условиях, в которых они работают; описывает основные организационные структуры; приводит оценку источников финансирования общественного здравоохранения и показывает, каким образом распределяются эти средства; рассказывает об обучении и найме кадровых ресурсов общественного здравоохранения; приводит анализ имеющейся рамочной основы для оценки качества и эффективности. Исследование раскрывает широкий спектр существующих в странах Европы различий и многообразие опыта и ярко иллюстрирует два фундаментально различающихся подхода к организации служб общественного здравоохранения: интеграция с терапевтическими службами (как в Словении и Швеции) или организация и оказание услуг с помощью отдельной, параллельно существующей структуры (Республика Молдова). Тематические исследования посвящены анализу контекста, лежащего в основе этих различий и их последствий. Это исследование является результатом тесного сотрудничества между Европейской обсерваторией по системам и политике здравоохранения и Отделом систем здравоохранения и охраны общественного здоровья Европейского регионального бюро ВОЗ. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/370946/public-health-services.pdf #
Европейское региональное бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ) в 2015 году инициировало многолетний проект для усиления мониторинга финансовой защиты и сбора новых данных о прогрессе в направлении всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ). Работая вместе с Офисом ВОЗ по укреплению систем здравоохранения в Барселоне, являющимся частью Дивизиона по системам здравоохранения и общественному здоровью, ЕРБ ВОЗ разработало подход к мониторингу финансовой защиты систем здравоохранения, целью которого является: - вовлечение в процесс всех государств-членов в Регионе - разработка действующих научно-обоснованных данных для политики - поощрение проведения политики в интересах бедных слоев населения, чтобы разорвать связь между бедностью и плохим здоровьем. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/344294/WHO-FP-001.pdf #
Обеспечение эффективности и рациональности – одна из главных забот администраторов и лиц, формирующих политику здравоохранения, и для этого есть очень веские основания. Оказание ненадлежащей помощи может стать причиной негативных последствий для пациентов как с точки зрения здоровья, так и с точки зрения восприятия ими системы здравоохранения. Более того, низкая эффективность любого из элементов системы может стать препятствием на пути к улучшению здоровья пациентов. Таким образом, повышение эффективности – важная цель политики, особенно для систем, которые работают в условиях дефицита ресурсов. Стремление к повышению эффективности – один из главных мотивирующих факторов для принятия решений, однако такие решения далеко не всегда принимаются на основе плановых оценок по показателям эффективности, Для того чтобы сделать системы здравоохранения более эффективными, мы должны, в первую очередь, иметь возможность измерить эту эффективность, а для этого используемые нами показатели должны быть актуальны и полезны для лиц, формирующих политику, и администраторов. В публикации проанализированы передовые подходы к оценке эффективности систем здравоохранения. Международные эксперты рассказывают о недостатках и преимуществах тех или иных методов измерения. Авторы демонстрируют, что: - Концепция эффективности и рациональности, которую можно выразить как "достижение максимальных результатов от использования ресурсов", легка для понимания, но часто ее бывает трудно воплотить в жизнь в реальных условиях. - Существует немало достижений в сфере сбора и предоставления данных, а также в отношении инновационных методов работы, которые позволяют увидеть, насколько эффективно предоставляются услуги здравоохранения. - Приведенный в публикации простой аналитический механизм способен помочь в разработке и интерпретации показателей эффективности. В публикации приводятся взятые из Европейского региона ВОЗ и мира в целом примеры того, как лица, формирующие политику, и администраторы используют в своей работе методы измерения эффективности, а также даны рекомендации в отношении применения таких методов в будущем. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Обеспечение доступа к качественным медицинским услугам является одной из основных функций системы здравоохранения. Доступ к медицинскому обслуживанию включает в себя различные компоненты: доступность, которая относится к физическому наличию того или иного медицинского учреждения; доступность, которая относится к способности клиента платить за услуги; и приемлемость, которая относится к социально-культурной сфере. Качество услуг также является очень существенной составляющей доступности медико-санитарной помощи. Предпосылкой к качеству обслуживания является готовность учреждения оказывать ту или иную помощь, т.е. медицинские учреждения должны иметь потенциал для реализации предлагаемых услуг. Эта способность включает в себя наличие квалифицированного персонала, руководящих принципов, инфраструктуры, оборудования, лекарств и диагностических тестов. Доступность услуг и готовность являются предпосылками к качественной помощи, но не гарантирует автоматически хорошего качества оказания помощи. При повышении требований к отчетности систем здравоохранения на глобальном и национальном уровне, необходима информация, которая позволяет отслеживать, как системы здравоохранения реагируют на повышение затрат при оказании медико-санитарной помощи в последнее время, а также как они влияют на результаты медико-санитарного обслуживания, его качество и на улучшение состояния здоровья населения в целом. Тем не менее, несмотря на увеличение инвестиций в системы здравоохранения, лишь немногие страны имеют достоверную информацию о доступности медико-санитарной помощи как в государственном, так и в частном секторе. ВОЗ в сотрудничестве с Агентством по международному развитию США и другими международными организациями разработала инструмент по оценке данных о работе системы здравоохранения, в частности доступности медико-санитарной помощи. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/149025/WHO_HIS_HSI_2014.5_eng.pdf # Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). E-mail: This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ E-mail: This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: 2 См. также: Views: 7246
Write Comment
|
||||||
Last Updated ( Thursday, 12 July 2018 ) |
< Prev | Next > |
---|