АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛЕНИЕМ РЕАНИМАЦИИ И АНЕСТЕЗИОЛОГИИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА |
01.11.2018 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-3
1Закальский В.А., 2Бутрина В.И., 2Касапов К.И.
THE ANALYSIS OF THE ORGANIZATIONAL COMPONENT OF THE ACTIVITY HEAD OF THE DEPARTMENT OF ANESTHESIOLOGY OF A MULTIPROFILE HOSPITAL
Контактная информация: Бутрина Вера Ивановна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме Актуальность. Эффективная деятельность медицинских организаций во многом зависит от правильной организации работы заведующих реанимационными и анестезиологическими отделениями многопрофильных стационаров, которые обеспечивают четкий ритм и слаженность в работе всей медицинской организации, решают вопросы систематического повышения квалификация сотрудников, осуществляют контроль за качеством медицинской помощи, способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе и внедрению новейших методов диагностики и лечения. Цель: проанализировать деятельность заведующих отделениями реанимации и анестезиологии многопрофильного стационара с позиции организационной составляющей. Материал и методы. Период проведения - 2012-2016 гг. Всего исследованием было охвачено 507 врачей анестезиологов-реаниматологов и заведующих реанимационными и анестезиологическими отделениями. При этом была получена и обработана 1521 анкета (каждый врач и заведующий заполняли по 3 анкеты). Статистическая разработка результатов исследования проведена по единой программе с использованием компьютерных программ, включающей вычисление обычных статистических параметров для всех изучаемых признаков. Результаты. Структура времени, затрачиваемого на выполнение профессиональных обязанностей данными специалистами, по приоритетным функциям управления имеет следующую характеристику: «контроль» 61,8±0,1% всего рабочего времени, «координация»- 15,2±0,1%, «организация» 11,6±0,2%. Установлено, что мужчины продемонстрировали максимальную заинтересованность в повышении квалификации на уровне 92,9±3,0 балла. Мужчины-заведующие явно более тяготеют к новым профессиональным знаниям и навыкам по сравнению с коллегами женщинами, которые выполняют обязанности заведующих реанимационных и анестезиологических отделений: 92,9±3,0 баллов против 81,1±2,3 баллов соответственно, p <0,05. Выводы. 1. При назначении на должность заведующего отделением руководством не учитывается уровень управленческих и организационных компетенций врача, который становится руководителем среднего звена. 2. Установлен высокий уровень заинтересованности сотрудников в повышении своих компетенций прежде, чем их назначат на должность, что является положительным моментом. Ключевые слова: организация; деятельность; заведующие отделениями; многопрофильный стационар; анестезиологи-реаниматологи. Abstract Significance. Effective performance of medical organizations largely depends upon proper work organization of heads of resuscitation and anesthesiology departments in multi-specialty hospitals harmonizing activity of the entire medical organization, systematically improving personnel’s skills, monitoring quality of medical care, ensuring supportive psychological environment and introducing new diagnostic and treatment methods. Purpose: to analyze activities of heads of resuscitation and anesthesiology departments in multi-specialty hospitals in terms of the organizational component. Material and methods. Study period: 2012-2016. The survey involved 507 anesthesiologists-resuscitators and heads of resuscitation and anesthesiology (RA) departments. A total of 1521 questionnaires were processed (each doctor and department head filled out 3 questionnaires). Statistical processing was implemented according to a unified algorithm using computer programs including calculation of traditional statistical parameters for all indicators in the study. Results. The structure of time spent on professional duties of such specialists according to their priorities is the following: “control” – 61.8±0.1% of all working time; “coordination” – 15.2±0.1%, “organization” - 11.6±0.2%. It was found out that men were much interested in improving their professional skills - 92.9±3.0. Male heads of RA departments seem more interested in new professional knowledge and skills compared to their female peers: 92.9±3.0 vs 81.1±2.3 respectively, p <0.05. Conclusions. 1. Assigning a head of the RA department top management of the organization does not take into account managerial and organizational competences of the physician to become a mid-level manager. 2. The study found out that staff are much interested in improving their competences before assignment to a position that is a positive trend. Keywords: organization; activity; heads of departments; multi-specialty hospital; anesthesiologists-resuscitators. Введение Врач является центральной фигурой в системе охраны здоровья населения. От уровня его образования, мотивации к работе, его поведенческих установок, культурного уровня, соблюдения этических норм, состояния его соматического и психического здоровья в конечном итоге зависит эффективность работы системы здравоохранения, качество медицинской помощи, состояние здоровья населения, соблюдение прав пациента, удовлетворенность пациентов оказанными медицинскими услугами [1,2,3]. Вклад, вносимый трудом врачами анестезиологами-реаниматологами в оказание экстренной и качественной медицинской помощи огромен, трудно подсчитать то количество материальных благ, которое сделали люди, возвращенные к жизни и труду искусными руками реаниматологов [4,5,8]. Организация реанимационной и анестезиологической службы должна изучаться в неразрывной связи с другими видами медицинской помощи населению. Заведующий реанимационным и анестезиологическим отделением, планируя лечебно-профилактическую работу, обязан чётко представлять себе особенности деятельности врачей других специальностей и, по мере возможности, предусматривать совместные мероприятия по оказанию своевременной и качественной медицинской помощи населении [7,9,10,11,12,13]. Цель: проанализировать деятельность заведующих отделениями реанимации и анестезиологии многопрофильного стационара с позиции организационной составляющей. Материал и методы Характерной особенностью методики настоящего исследования является её комплексность, заключающаяся в изучении социальной структуры, условий труда врачей анестезиологов-реаниматологов и заведующих реанимационными и анестезиологическими отделениями. Период проведения исследования - изучение состояния здоровья врачей анестезиологов-реаниматологов проводились, начиная с 2005 года, но основные исследования проведены в 2012 –2016 гг. Всего исследованием было охвачено 507 врачей анестезиологов-реаниматологов и заведующих реанимационными и анестезиологическими отделениями. При этом была получена и обработана 1521 анкета (каждый врач и заведующий заполняли по 3 анкеты). Статистическая разработка результатов исследования проведена по единой программе с использованием компьютерных программ, включающей вычисление обычных статистических параметров для всех изучаемых признаков . В ходе исследования применялись следующие методы медико-статистического анализа: контент-анализ, аналитический, непосредственного наблюдения, организационного эксперимента, выкопировки данных из информационно-статистических документов, экспертных оценок, а также метод анкетирования и персонифицированного опроса. Результаты Результаты исследования показали, что при росте числа должностей врачей анестезиологов-реаниматологов объем работы заведующего реанимационным или анестезиологическим отделением возрастает. Структура времени, затрачиваемого на выполнение профессиональных обязанностей данными специалистами, по приоритетным функциям управления имеет следующую характеристику: «контроль» 61,8±0,1% всего рабочего времени, «координация»- 15,2±0,1%, «организация» 11,6±0,2%. В ходе работы были изучены и проанализированы управленческие функции заведующих реанимационными и анестезиологическими отделениями, а также условия организации их труда. Стратегии реализации управленческих компетенций разделены по функциональному признаку достижения целей управления и представлены четырьмя основными группами:
Развитие управленческой компетентности руководителей среднего звена необходимо предполагает выделение системы его детерминант, необходимые психолого-акмеологические условия и факторы. Важнейшими условиями развития управленческой компетентности являются:
Акмеологические факторы сгруппированы на общие объективные: психологические требования к профессии, внедрение диагностического центра оценки персонала, а также формирование группы резерва для выдвижения; общие объективно-субъективные: психологическая готовность руководителей к самому процессу развития управленческой компетентности и практической реализации имеющихся управленческих знаний и умений; общие субъективные: самоэффективность руководителя, его конкурентоспособность. Специальными (особенными) факторами выступают инновационность, авторитетность, сотрудничество, дисциплинированность, наставничество. В сфере здравоохранения эти факторы способствуют достижению высоких показателей деятельности, влияют на успешность деятельности руководителей и их профессионально-личностное развитие. Выявленные психологические факторы тесно взаимосвязаны между собой, их структура подвижна и зависит от специфики профессиональной деятельности руководителей. Составляющие детерминации управленческой компетентности не исчерпывают всей сложности данного явления, что обусловило необходимость разработать психолого-акмеологическую модель, опосредованно отражающую совокупность ее составляющих, имитирующих развитие управленческой компетентности руководителей среднего звена – заведующих реанимационными и анестезиологическими отделениями. Модель состоит из следующих блоков: структурные компоненты (компетенции), стратегии реализации управленческих компетенций, направленность управленческой деятельности, психолого-акмеологические условия и факторы, тренинг развития управленческих компетенций и стратегий их реализации. Технологическое обеспечение процесса развития управленческой компетентности руководителей среднего звена составило психолого-акмеологическое сопровождение в виде комплексной программы «Развитие управленческой компетентности руководителей среднего звена» (160 часов). Структурные компоненты управленческой компетентности представлены следующими блоками:
Этапы тренинга: рефлексивно-аналитический, модульный и управленческая компетентность. Программа тренинга была построена на основе анализа выделенных управленческих компетенций и стратегий их реализации и предназначена для руководителей среднего звена медицинской организации с опытом управленческой деятельности до двух лет. Содержание тренинга апробировано в процессе реализации двухгодичной программы социально-психологической подготовки руководителей среднего звена – заведующими реанимационными и анестезиологическими отделениями многопрофильных стационаров в 2012-2015 годах. Обсуждение В ходе работы использовались интерактивные сессии к групповой дискуссии. Вопросы для обсуждения в подгруппах были построены по принципу представленных модулей. Целью заключительного преобразующее - реализующего этапа тренинга явилась реализация в практической деятельности знаний и содержания, которое наработано на втором этапе. Руководители были разделены на две группы: экспертов-наблюдателей и исполнителей - реализаторов. Результатом работы в этом блоке явился рефлексивный анализ эксперта-наблюдателя и полученный опыт исполнителя - реализатора. В результате проведения психологического тренинга увеличились средние значения показателей креативности, влияющие на развитие умений творчески, нестандартно подходить к решению деловых вопросов и задач. Это помогает руководителю среднего звена быстро находить подходящее для ситуации действие, менять позиции видения состояния дел и своих возможностей, предлагать идеи по оптимизации рабочего процесса или использованию новых возможностей, применять преобразовывающую стратегию и изменять обстоятельства в инновационном направлении. Так, уменьшился средний обще групповой показатель по стратегиям «доминирование» с 10 до 7,15 баллов и «уход» 5 до 4,13 баллов. Практически не изменился показатель по стратегии «уступчивость». По стратегиям «сотрудничество» и «компромисс» показатели увеличились с 6 до 8,51 баллов и с 7 до 8,3 баллов соответственно. После проведения психологического тренинга увеличился высокий уровень мотивации к успеху с 7,6% до 11,4%, умеренно высокий уровень мотивации повысился с 23,0% до 42,1%, снизился средний уровень мотивации с 53,5% до 36,3% и низкий уровень мотивации уменьшился с 15,8% до 9,6%. Результатом тренинга явились сниженные показатели по среднему уровню мотивации с 57,6% до 50,1% и по низкой мотивации к защите с 19,2% до 15,3%, а умеренно высокий уровень мотивации возрос с 13,4% до 25,0%, высокий уровень мотивации к избеганию неудач не изменился (9,6%). По утверждению Д. Гоулмена [6], примерно 80 % жизненного успеха человеку обеспечивают, так называемые, не когнитивные факторы, в число которых входит «эмоциональный интеллект». При сравнении уровня эмоционального интеллекта до и после проведения тренинга были обнаружены статистически значимые различия по шкалам - эмоциональная осведомленность и управление своими эмоциями (рисунок 1).
Как видно из рисунка 1, после проведения психологического тренинга увеличились обще групповые средние значения эмоциональной осведомленности (1) руководителей с 9,5 до 11,3; показатели управления своими эмоциями (2) с 5,4 до 7,5; распознавание эмоций других людей (5) с 9,4 до 12,4; незначительно выросли показатели само мотивации (3) с 11,1 до 12,6 и эмпатии (4) с 7,5 до 8,7. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 07.09.2018. Просмотров: 7954
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 12.11.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|