ОПЫТ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В НАУЧНО-МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ |
01.11.2018 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-12
Крючков Д.В., Бацина Е.А., Данильченко Я.В., Карась Д.В., Артамонова Г.В.
EXPERIENCE OF KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE SCIENTIFIC-MEDICAL INSTITUTION
Контактная информация: Бацина Екатерина Алексеевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме Актуальность. Управление знаниями необходимо любой организации для ее защиты, например, от потери интеллектуального капитала из-за текучести кадров, сбоев программного обеспечения, а также для процесса постоянного приобретения знаний в результате бенчмаркинга, наставничества, инновационной деятельности. Актуальность управления знаниями в здравоохранении определяется необходимостью междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе оказания медицинской помощи, принятия врачебных решений на основе накопленного опыта организации, современных достижений науки, с учетом требований порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Цель: представить опыт управления знаниями в научно-медицинском учреждении на основе международного стандарта качества. Материал и методы: контент-анализ, логический анализ, обобщение и сопоставление полученных результатов. Результаты. Идентификация знаний в учреждении происходит во время планирования, согласования и утверждения фундаментальных научных тем, поисковых научных исследований, диссертационных работ, грантовых заявок, видов медицинской деятельности. Новые знания создаются и применяются во время выполнения различных научных и клинических исследований, оказания медицинской помощи пациентам. Обмен полученных знаний происходит через обучение, наставничество, публикацию статей и др. В качестве инструмента управления знаниями выступают информационные технологии. К основным методам менеджмента знаний относятся: обучение персонала, наставничество, развитие подходов проектного планирования. Управление знаниями в Научно-исследовательском институте комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний осуществляется на индивидуальном (отдельный сотрудник), структурном (подразделение, проектная группа), институтском и межинститутском уровнях. Заключение. Акцент организации на управлении знаниями позволяет их идентифицировать, накапливать и эффективно использовать в целях повышения результативности, гибкости и адаптивности учреждения. В основе менеджмента знаний должна быть информатизация, а среди важнейших методов управления следует выделить: обучение персонала, наставничество и принцип проектного планирования. Менеджмент знаний обеспечивает сохранение интеллектуального капитала научно-медицинской организации, усиливая тем самым конкурентные преимущества. Ключевые слова: система менеджмента; менеджмент знаний; научно-медицинская деятельность; ISO 9001:2015. Abstract Significance. Knowledge management is necessary for any organization to protect it, for example, from the loss of intellectual capital due to staff turnover, software failures, and the process of continuous acquisition of knowledge as a result of benchmarking, mentoring, and innovation. Significance of knowledge management in health care is determined by the need for interdisciplinary interaction of specialists in the process of rendering medical services, making medical decisions based on the accumulated experience of the organization, modern scientific achievements with due regard to requirements of the procedures and standards of medical care. Purpose: to share experience in knowledge management in a scientific- medical institution on the basis of the international standard of quality. Methods: content analysis, logical analysis, generalization and comparison of the results obtained. Results. Identification of knowledge in the institution occurs during planning, coordination and approval of fundamental scientific topics, exploratory scientific research, dissertations, grant applications, types of medical activities. New knowledge is created and applied during the implementation of various scientific and clinical studies, provision of medical care to patients. Exchange of the acquired knowledge takes place through training, mentoring, publication of articles, etc. Information technology is an information management tool. The main methods of knowledge management include the following: staff training, mentoring, and development of project planning approaches. Knowledge management in the Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases is carried out on an individual (individual employee), structural (unit, project team), institute and inter-institutional levels. Conclusions. The organization's focus on knowledge management allows identifying, accumulating and effectively using knowledge to enhance effectiveness, flexibility and adaptability of the institution. Information management should be the basis of knowledge management; the most important management methods should include the following: staff training, mentoring and the principle of project planning. Knowledge management ensures preservation of the intellectual capital of the scientific and medical organization, thereby enhancing competitive advantages. Keywords: Management system; knowledge; scientific and medical activities; ISO 9001: 2015. Введение Происходящий в настоящий момент переход к экономике знаний рассматривает инвестирование в нематериальные активы как существенный элемент создания стоимости организации. В этой экономике конкурентоспособность фирм базируется на способности к инновациям и управлению их интеллектуальным капиталом, который представлен совокупностью пяти компонентов: человеческим, процессным, клиентским, инновационным и сетевым капиталом [1]. Целью управления знаниями является поиск и направление информации, опыта и профессионализма работников во благо организации, повышения качества обслуживания потребителей [11]. Для эффективного управления знаниями необходимо наличие их инфраструктуры и обеспечение фиксации на материальных носителях [4]. Актуальность управления знаниями в здравоохранении определяется необходимостью организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе оказания медицинской помощи, принятия врачебных решений на основе опыта организации, современных достижений медицинской науки с учетом требований порядков и стандартов оказания медицинской помощи, поддержания должного уровня квалификации медицинского и научного персонала, высокой юридической ответственностью. Таким образом, качество оказания медицинской помощи во многом зависит от умения организации управлять знаниями. Кроме того, обновленный стандарт ISO 9001:2015 рассматривает управление знаниями как самостоятельный процесс системы менеджмента качества (СМК) [6]. Цель исследования – представить опыт управления знаниями в научно-медицинском учреждении на основе международного стандарта качества. Материал и методы База исследования – Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний» (НИИ КПССЗ), структура которого представлена научными отделами (18 научных лабораторий) и клиническими стационарными отделениями (на 165 коек). В институте с 2011 года система менеджмента сертифицирована по стандарту ISO 9001:2015. В исследовании использованы методы: контент-анализ, логический анализ, обобщение и сопоставление полученных результатов. Данная работа является продолжением статьи [2], посвященной теоретическим аспектам управления знаниями в здравоохранении. Результаты Управление знаниями полностью охватывает СМК НИИ КПССЗ как необходимость для успешной деятельности учреждения. Основными этапами управления знаниями являются: идентификация, создание, сохранение, обмен и применение знаний. Идентификация знаний происходит путем понимания существующего интеллектуального капитала учреждения. Главной задачей становится выявление тех знаний, которые можно рассматривать как актив. Идентификация знаний происходит во время планирования, согласования и утверждения фундаментальных научных тем, поисковых научных исследований (ПНИ), диссертационных работ, грантовых заявок, видов медицинской деятельности. В результате формируются планы работ научных и клинических подразделений. Новые знания создаются и применяются во время выполнения различных научных и клинических исследований, ПНИ, оказания медицинской помощи пациентам. Обмен полученных знаний происходит через обучение, наставничество, публикацию статей, тезисов, монографий, методических рекомендаций, в виде докладов на научных форумах и мастер-классов. Важнейшими площадками обмена знаниями являются сайт учреждения, диссертационный совет и научно-практический журнал «Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний», организованные на базе института. В качестве инструмента управления знаниями выступают информационные технологии, позволяющие не только сохранять знания, но и эффективно ими обмениваться [5]. С целью формирования единого научно-исследовательского и медицинского пространства в учреждении создан корпоративный портал, включающий в себя ряд специализированных информационных сервисов, в частности:
В 2017 году объем сохраненной информации в Институте превысил 37,7 терабайт (ТБ), в том числе 36,5 ТБ изображений сохранено на сервере DICOM2, 1,2 ТБ служебной информации располагается в файловом хранилище данных, 58 гигабайт составляет объем базы данных медицинского портала. К основным методам управления знаниями в учреждении относятся: обучение персонала, наставничество, развитие подходов проектного планирования. В системе внутреннего и внешнего обучения сотрудников ежегодно формируется программа обязательного (для медицинских работников) и желательного (для всех категорий работников) обучения. Внутреннее обучение реализуется путем регулярного проведения на собственной базе различных научно-практических конференций и мастер-классов, образовательных семинаров на уровне научных отделов и клинических отделений, Школы молодых ученых. Внешнее обучение – это участие сотрудников в научно-образовательных мероприятиях, конференциях, на циклах повышения квалификации, стажировках, проводимых вне учреждения, в которых сотрудники выступают как в роли слушателей, так и в роли лекторов. Важно, что после посещения конференции каждый сотрудник выступает перед коллективом и делится новыми знаниями. Значимость системы обучения для персонала Института подтверждается регулярным проведением социологических опросов. Так, в 2012 году, существующая в организации система обучения устраивала 50% опрошенных сотрудников, в 2017 году их доля увеличилась до 63%. В свою очередь снизилась доля тех, кого не устраивает система обучения (с 16% до 9% соответственно), и затруднившихся с ответом респондентов (с 34% до 28% соответственно). Одним из элементов создания и обмена знаниями является система наставничества опытных специалистов над молодыми, которая реализуется как в клинике, так и в науке. Наставниками молодых врачей становятся опытные специалисты, для сестринского персонала функционирует Школа наставничества. Все клинические отделения имеют научных кураторов, которые обеспечивают научно-методическое руководство, координируют научные исследования по темам института и лечебный процесс (руководят совместными обходами, определяют стратегию ведения пациентов, проводят консилиумы). С целью адаптации к работе в учреждении, информированности о СМК сотрудники при трудоустройстве знакомятся с Welcome-пакетом, который содержит ключевую для организации информацию: Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Кодекс этики и служебного поведения работников, Политику в области качества и другие документы. С 2013 года научная деятельность учреждения организуется на основе проектного принципа по темам научно-исследовательской работы. Сформированы проектные группы, в которые входят как научные сотрудники, так и врачи, что обеспечивает межструктурное взаимодействие при решении научно-практических задач. Управление знаниями в НИИ КПССЗ осуществляется на индивидуальном (отдельный сотрудник), структурном (подразделение, проектная группа), институтском и межинститутском уровнях [3]. На каждом уровне имеются свои методы и инфраструктура управления знаниями (табл.1). Таблица 1 Управление знаниями в НИИ КПССЗ
На индивидуальном уровне преобладают методы самообучения и саморазвития, инфраструктурной поддержкой выступают различные информационные технологии, в том числе созданные внутри организации под потребности конкретной задачи, которую решает сотрудник. На структурном уровне знания развиваются с помощью группового обучения с использованием корпоративных информационных технологий. На институтском уровне развитие знаний обеспечивается за счет коллегиального рассмотрения научных и клинических вопросов на заседаниях различных советов и комиссий учреждения (Ученый совет, Проблемная комиссия, Больничный совет и т.д.), корпоративной культуры, обучения и традиций при должной мотивации персонала. Инфраструктура знаний обеспечивается организационной структурой и организационным капиталом учреждения. Межинститутский уровень управления знаниями реализуется через научно-образовательную и медицинскую деятельность, коллаборации с другими научными, медицинскими и общественными организациями. Инструментами управления интеллектуальным капиталом выступают: веб-сайт, собственный журнал организации, диссертационный совет, многоцентровые научные и клинические исследования, гранты, медицинские технологии. В клинике института за 2011-2017 годы пролечено 60292 пациента с болезнями системы кровообращения. Благодаря накопленному опыту и знаниям научных и медицинских сотрудников с 2013 года 23 пациентам проведена уникальная операция по трансплантации сердца (табл. 2). Таблица 2 Показатели квалификации персонала НИИ КПССЗ
В 2015-2017 гг. выполнено 73 ПНИ, при реализации которых пролечено 2768 пациентов. Все исследования завершены методическими рекомендациями с описанием технических особенностей инновационных медицинских технологий, что дает возможность их использовать в других медицинских учреждениях. С 2011 года на базе Института проведено 153 научно-образовательных мероприятия международного, всероссийского и регионального уровней. Более чем в четыре раза (с 13 в 2011 г. до 54 в 2017 г.) увеличилось количество обучающихся ординаторов и аспирантов в год. Отмечается значимый прирост числа научных публикаций (+75,4%), в том числе в журналах, индексируемых в базах Scopus и Web of Science (+173,4%), на треть увеличилось количество докладов на конференциях различного уровня и более чем в три раза количество изданных методических рекомендаций для практического здравоохранения (табл. 3). В эти же годы сотрудниками получено 65 патентов. Таблица 3 Научная продуктивность НИИ КПССЗ
Примечания: Результатом эффективного управления знаниями служит увеличение с 2011 г. к 2017 году количества (+37,8%) и доли (+28,2%) остепененных сотрудников, рост (+15,3%) удельного веса аттестованных врачей. Некоторым итогом проделанной работы по организации системы управления знаниями явилось изменение рейтинга учреждения. Так, среди научно-исследовательских организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, по числу публикаций НИИ КПССЗ поднялся с 188 места в 2013 году до 85 места в 2017 году (из 565 учреждений). Обсуждение Управление знаниями необходимо организации для ее защиты, например, от потери интеллектуального капитала из-за текучести кадров, сбоев ПО, а также для процесса постоянного приобретения знаний в результате бенчмаркинга, наставничества, инновационной деятельности. Система управления знаниями создает в учреждении единое информационное пространство, организует совместную работу сотрудников для накопления и обмена знаниями, создает условия для эффективного использования знаний персонала в общих интересах. Использование информационных технологий – это основа менеджмента знаний, необходимых для получения конкурентных преимуществ [9,12]. Эффективность научных учреждений медицинского профиля во многом зависит от своевременного и безошибочного использования знаний. Однако, в отечественных медицинских организациях, как правило, отсутствует системный подход к управлению знаниями, имеет место фрагментарное применение управленческих механизмов для управления отдельными видами знаний [2]. Тем не менее, в промышленности и HR менеджменте методы менеджмента знаний давно и активно используются [7,10]. Деятельность в области управления знаниями обрела особую актуальность после выхода новой версии международного стандарта ISO 9001:2015. В основе управления знаниями лежит обучение, которое реализуется от самообучения до корпоративного обучения персонала. Заключение Акцент организации на управлении знаниями позволяет их идентифицировать, накапливать и эффективно использовать в целях повышения результативности, гибкости и адаптивности учреждения. В основе менеджмента знаний должна быть информатизация, а среди важнейших методов управления следует выделить: обучение персонала, наставничество и принцип проектного планирования. Менеджмент знаний обеспечивает сохранение интеллектуального капитала научно-медицинской организации, усиливая тем самым конкурентные преимущества. Библиография
References
Дата поступления: 21.08.2018. Просмотров: 7299
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 08.11.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|