ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ЮНОШЕЙ |
23.04.2019 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: https://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-2-6 1,2Ларичева Е.Г., 1Мещеряков В.В.1 БУ ВО «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия 2 БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №2», Сургут, Россия Резюме Актуальность. В последнее время отмечены негативные сдвиги в состоянии репродуктивного здоровья, низкий уровень знаний по вопросам физиологии и сексуальной культуры подростков. Роль семьи в половом воспитании детей и подростков недостаточна, что определяет необходимость серьезной санитарно-просветительской работы над программой корректного обучения учащихся старших классов. Поскольку в большинстве случаев юноша является инициатором сексуальных отношений, именно с юношами особенно важно проводить профилактическую работу, направленную на формирование мотивации на сохранение репродуктивного здоровья. Цель исследования: оценка эффективности функционирования "Школы юного джентльмена" в рамках проекта "Школа репродуктивного здоровья" отделения медико-социальной помощи подросткам детской поликлиники в повышении уровня информированности юношей о репродуктивном здоровье и формировании мотивации на его сохранение. Методы. Социологический, статистический, сравнительного анализа. Результаты. Выявлено доминирующее значение воспитания и наличия правильных семейных установок и меньшая значимость социального благополучия родителей в формировании здоровьесберегающего поведения в сексуальной сфере. Также выявлено отсутствие зависимости уровня осведомлённости в вопросах репродуктивного здоровья и мотивации на его сохранение от социального статуса семьи. Наличие половой активности юношей не зависит от социального статуса семьи и образа жизни, причём с ростом половой активности уровни информированности юношей в вопросах репродуктивного здоровья и мотивации на его сохранение остаются неизменными. Выявлена статистически значимая связь между уровнем осведомлённости в вопросах репродуктивного здоровья и ранжированным уровнем мотивации на сохранение репродуктивного здоровья. Через один год обучения в «Школе юного джентльмена» отмечался рост уровня осведомлённости по вопросам репродуктивного здоровья и мотивации на его сохранение, в то время как среди юношей, обучающихся по стандартной школьной программе, такой динамики не отмечалось. Выводы. Недостаточная роль семьи в процессе полового воспитания, неэффективность основной образовательной программы в вопросах изучения анатомии и функционирования репродуктивной системы указывают на необходимость дополнительной санитарно-просветительской работы среди юношей подросткового возраста. Одним из направлений по формированию у юношей здоровьесберегающего поведения в области репродуктивного здоровья является повышение их уровня знаний по этим вопросам. Разработанная инновационная образовательная программа для юношей в рамках «Школы репродуктивного здоровья» обеспечила высокую результативность проводимых мероприятий в формировании здоровьесберегающего поведения в области репродуктивного здоровья. Ключевые слова: репродуктивное здоровье; половое поведение; мотивация; социальный статус; образовательная программа.
Контактная информация: Ларичева Евгения Геннадьевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
1,2Laricheva E.G., 1Meshcheryakov V.V. 1 Surgut State University, Surgut, Russia 2 Surgut City Polyclinic №2, Surgut, Russia Abstract Significance. Negative changes in reproductive health, low level of knowledge on physiology and sexual culture of the adolescents have been recently reported. The role the family plays in sexual education of children and adolescents is insufficient necessitating a substantial health education component to be included in work with upper secondary school pupils. Since in most cases it is the young man who initiates sexual relations, it is especially important to focus on young males to develop motivation for preserving reproductive health. Purpose: to evaluate effect of the "School of young gentlemen" under the "School of reproductive health" project in the department of medical and social assistance to adolescents of the children's clinic in increasing awareness of the young males about reproductive health and developing motivation for its preservation. Methods. Sociological, statistical, comparative analysis. Results. The study has identified a crucial role of education and proper family attitudes and lesser importance of social well-being of parents in the development of health-preserving behavior in the sexual sphere. The study has not revealed any relation between the level of awareness of reproductive health and motivation for its preservation and social status of the family. Sexual activity of young men does not depend upon social status of the family and lifestyle; increase in sexual activity does not change the level of awareness of reproductive health in adolescent males and motivation for its preservation. A statistically significant relationship between the level of awareness of reproductive health and the ranked level of motivation for its preservation has been identified. After one year of training in the "School of young gentlemen" the level of awareness of reproductive health and motivation for its preservation increased, while no increase was reported for adolescent males on standard curriculum. Conclusions. Insufficient role of the family in the process of sex education, low effectiveness of the basic curriculum in terms of studying anatomy and functioning of the reproductive system indicate the need for additional health education among male adolescents. One of the directions for developing a health-preserving behavior in reproductive health among young men is to increase their knowledge in this area. The developed innovative educational program for the male adolescents within the «School of reproductive health» has provided high effectiveness of the activities aimed at developing health-preserving behavior in reproductive health. Keywords: reproductive health; sexual behavior; motivation; social status; educational program.
Corresponding author: Evgeniya G. Laricheva, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Современные медико-демографические показатели, определившиеся в России к началу третьего тысячелетия, характеризуются снижением показателей рождаемости, значительным ухудшением состояния репродуктивного здоровья как женщин, так и мужчин, здоровья детей и подростков [1]. Также отмечен низкий уровень знаний по вопросам физиологии и сексуальной культуры подрастающего поколения [2,3-6]. В современных условиях среди факторов, оказывающих негативное влияние на формирование репродуктивного здоровья значимым являются рискованные формы сексуального поведения [7]. Проблемы, с которыми подростки сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к нежелательным последствиям: ранним сексуальным связям, риску заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ, наступлению нежелательной беременности. Употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте не только увеличивает риск заражения ИППП, но и снижает перспективы молодых людей на создание в будущем семьи и рождение здоровых детей [8,9]. Сексуальное поведение в современных условиях характеризуется целым рядом особенностей и новых тенденций: более раннее вступление в половые отношения; приемлемость для большинства юношей и девушек добрачных сексуальных связей, причём значительный рост сексуальной активности молодых людей не сопровождается ростом знаний о методах предупреждения нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путём [10]. Артифициальные аборты до сих пор сохраняют в нашей стране статус основного метода регулирования рождаемости. Именно этот факт, как ничто другое, свидетельствует о неблагополучии в репродуктивной политике нашей страны. Одна из причин происходящего — отсутствие целостной государственной системы образования подростков и молодёжи в области репродуктивного здоровья [11-14]. Поведенческие девиации в основном обусловлены изменениями института семьи. Отмечается неутешительная тенденция ослабления внимания родителей к проблемам воспитания подростков, нарастает безграмотность и беспечность родителей и ближайшего окружения в отношении вредных привычек и сексуальной активности их детей [15]. Установлена крайне недостаточная роль семьи в половом воспитании детей и подростков, что определяет необходимость серьезной межведомственной санитарно-просветительской работы над программой корректного обучения школьников [16-18]. Современные подростки, наряду с воспитанием духовных и семейных ценностей, остро нуждаются в базовых знаниях о правильном репродуктивном поведении, гигиенических навыках [19]. Работа с подростками в области их полового воспитания и сексуального просвещения представляет в настоящее время мало использованный резерв их активного отношения к сбережению собственного здоровья. Нравственные основы профилактики рискованного сексуального поведения должны закладываться семьей и дополняться в образовательных учреждениях информацией о значении навыков самосохранительного сексуального поведения в профилактике нарушений репродуктивного здоровья [20]. Репродуктивное образование, а с ним и сексуальное просвещение теряют традиционный для нашей страны табуированный характер и становятся темой открытых обсуждений [21]. Вопрос поиска новых форм и методов оказания помощи подросткам и молодежи в последние годы стал чрезвычайно актуальным, так как информированность несовершеннолетних по вопросам гигиены пола чрезвычайно низка и одновременно мифологизирована; информированность родителей в вопросах профилактики деструктивной сексуальности и ИППП/ВИЧ недостаточна и сопровождается отсутствием навыков изложения такого материала детям; возраст начала половой жизни у современных подростков снижается и достиг в среднем 15,5 лет; в обществе существует объективная необходимость в организации государственной системы медико-психологической помощи несовершеннолетним по вопросам гигиены пола [22]. Учитывая специфику инфекций, передающихся половым путём, масштабы распространения, социальный состав больных, нравственное состояние больных, негативное воздействие на молодой организм, необходимо предпринять меры, которые включали бы в себя не только выявление, регистрацию и лечение, но и широкую научную пропаганду первичной профилактики ИППП среди молодёжи [23]. Сегодня эксперты в области репродуктивного просвещения однозначно заявляют, что обучение контрацепции не подталкивает подростков к сексуальной активности и не увеличивает риск ИППП [24]. Результаты метаанализа UNESCO указывают на то, что репродуктивное просвещение напрямую связано с более поздним вступлением в половые отношения и сокращением числа подростковых беременностей [14, 24, 25]. Только последовательность и непрерывность первичной профилактики среди всей молодежи, целенаправленная работа с группой риска (вторичная профилактика) в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами и организациями, родительской общественностью смогут закрепить полученный результат в снижении распространения среди подростков и молодежи ИППП/ВИЧ и потребления ПАВ для сохранения репродуктивного потенциала подрастающего поколения [26]. Для того чтобы профессионально рассказывать о возможностях контрацепции, рисках ранней половой жизни и заражения ИППП, совершенно необходимы профильное образование и большой опыт работы в медицине [27]. Учитывая, что в большинстве случаев инициатором сексуальных отношений является юноша, именно ему особенно важно доносить мысль о значимости возраста сексуального дебюта, необходимости применения средств контрацепции при всех видах сексуальной активности, негативном влиянии абортов и ИППП на репродуктивное здоровье, необходимости обращения к врачу в случае незащищенного сексуального контакта, юридической ответственности за заражение ИППП [28]. Решение указанных проблем в БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» осуществляется в функционирующем отделении медико-социальной помощи подросткам. Отличительной особенностью отделения является его функционирование в соответствии с принципами «Клиники, дружественной к молодёжи» (КДМ) - Добровольность, Доступность, Доброжелательность и Доверие, рекомендованной ЮНИСЕФ. Соблюдение этих принципов обеспечивает возможность управления здоровьем подростков через достижение взаимопонимания с медицинскими работниками [29]. Основным направлением работы данного подразделения является профилактика в сфере репродуктивного здоровья детей и подростков. С 2008 года в рамках деятельности КДМ психологами, врачом-гинекологом, детским урологом-андрологом успешно реализуется инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: с 2008 года - «Школа Юной Леди» для девушек и с 2010 года - «Школа юного джентльмена» для юношей. В 2017 году «Школа юного джентльмена» получила Знак качества «Лучшее – детям» на Конкурсе «Знак качества «Лучшее – детям» - Национальной программе продвижения лучших российских товаров и услуг для детей, г. Москва. Целью настоящей работы явилась оценка эффективности функционирования "Школы юного джентльмена" в рамках проекта "Школа репродуктивного здоровья" отделения медико-социальной помощи подросткам детской поликлиники в повышении уровня информированности юношей о репродуктивном здоровье и формировании мотивации на его сохранение. Материал и методы "Школа юного джентльмена" организована и функционирует в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 г. N 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака", Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях", а также в соответствии с принципами КДМ. Главным врачом БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» утверждена разработанная коллективом КДМ программа Школы репродуктивного здоровья, которая имеет следующие цели:
При содействии и поддержке руководства и сотрудников общеобразовательных учреждений сотрудниками КДМ БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» проводится цикл занятий с юношами на базе общеобразовательных учреждений. Проведение такого вида профилактической работы разными специалистами (врачом – детским урологом-андрологом, психологом, социальным педагогом), обладающими знанием о физиологических, психологических и социальных особенностях современных подростков, нормативно-правовой базы, а также умением работать с подростками и выстраивать работу на основе медико–социальных потребностей юношей гарантирует предоставление достоверной информации с учетом возрастных особенностей и потребностей данной целевой группы. Работа в узком коллективе, по принципу «весь класс», определяет возможность откровенной, доверительной беседы при обсуждении вопросов репродуктивного здоровья. Проведение занятий на базе образовательного учреждения гарантирует стабильную посещаемость юношами и обеспечение проведения полного цикла таких занятий. Предоставляемая юношам информация соответствует этическим и моральным нормам, а также культурным традициям российского общества. Программа направлена исключительно на формирование здорового образа жизни, традиционных семейных ценностей и мотивации к сохранению репродуктивного здоровья. Настоящая программа предлагает не только научно-обоснованный подход к половому, в том числе гигиеническому воспитанию, но и решает вопросы об организации включения обучения юношей правильному репродуктивному поведению в образовательный процесс и методике их проведения. Для достижения указанных выше целей и решения задач в проекте используются элементы таких методов психолого–педагогического воздействия как визуализация, телесно–ориентированные техники (психо-мышечная релаксация), игровые методы (сюжетно–ролевые игры, игры - драматизации), моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа. Программа реализуется в течение одного учебного года и включает освоение компетенций юношами по 8-ми темам (таблица 1). Таблица 1 Программа занятий «Школа юного джентльмена»
Для оценки эффективности функционирования "Школы юного джентльмена" осуществлено сплошное когортное проспективное сравнительное медико-социологическое исследование – анонимное анкетирование двух групп респондентов после получения добровольного информированного согласия. При формировании выборочных совокупностей для анкетирования выбран гнездовой метод формирования выборок по принципу «весь школьный класс» с использованием сплошного метода опроса. Критерии включения:
Критерии исключения:
Группа А состояла из двух подгрупп – А1 (131 15-17-тилетний юноша – ученик девятых классов, до начала получения инновационной информационной услуги) и А2 (103 из них через один год от начала обучения в "Школе юного джентльмена" (16-18 лет)). Группа Б также подразделялась на две подгруппы – Б1 (94 15-17-тилетних юноши – ученика девятых классов) и Б2 (87 из них через один год наблюдения (16-18 лет)). Репрезентативность выборки обеспечивалась достаточным охватом - в анкетировании приняли участие 35,0% всех юношей 15-17 лет – учеников девятых классов школ, прикреплённых к БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника №2". Анкета состояла из 4 блоков вопросов, отражающих социальный статус семьи, образ жизни респондента, уровень знаний о репродуктивном здоровье, уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья и вопросы о фактическом половом поведении (наличии сексуального опыта, беременности партнёрши, использование контрацептивов и ИППП при наличии сексуального дебюта). Блок анкеты, отражающий уровень знаний о репродуктивном здоровье состоял из 20-ти вопросов о физиологии и анатомии мужской и женской репродуктивных систем, методах контрацепции, ИППП и способах их профилактики, отдельно оценивался уровень знаний относительно ВИЧ-инфекции. Уровень знаний юношей оценивался в баллах по количеству правильных ответов (максимальное число - 20). Уровень социального статуса семьи определялся на основании ответов на вопросы об образовании родителей, доходах и составе семьи, жилищных условиях, наличии вредных привычек в семье. Блок анкеты, отражающий образ жизни респондентов включал вопросы о дополнительном образовании респондентов, занятиях спортом, а также успеваемости юношей при освоении основной школьной программы. Раздел анкеты, характеризующий уровень мотивации на сохранение репродуктивного здоровья включал в себя вопросы о культуре сексуального поведения и отношении юношей к вступлению в брак. Ответы на вопросы о социальном статусе семьи респондентов, их образе жизни и мотивации на сохранение репродуктивного здоровья подвергались ранжированию. Квалиметрическая оценка результатов анкетирования позволила исследовать связи между изучаемыми показателями. Для исключения заведомо ложных ответов согласно правилам анкетирования, использовались контрольные вопросы, располагающиеся после основных вопросов в других блоках анкеты. При сомнении в искренности респондента анкета исключалась из обработки. Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием современных принципов математического анализа медико-биологических исследований. При математической обработке результатов анкетирования принимался критический уровень статистической значимости 0,01, что соответствует требованиям к статистическому анализу результатов социологических исследований. Характеристика числовых множеств в сравниваемых выборках представлялась как Me (Q1-Q3), где Me – медиана, Q1 и Q3 – нижний и верхний (первый и третий) квартили, для исследования статистической значимости различий в средних тенденциях в независимых выборках использовался критерий U Манна-Уитни, для установления количественной связи признаков определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r), для сравнения удельного веса изучаемого признака в двух различных совокупностях - метод углового преобразования Фишера [30]. Результаты Методом ранговой корреляции в группах юношей-девятиклассников (n=225 (А1+Б1)) исследованы связи между уровнями социального статуса семьи, образа жизни, осведомлённости в области репродуктивного здоровья и мотивации на его сохранение. Установлены статистически значимые связи слабой силы между ранжированными уровнями социального статуса семьи и образом жизни юношей (r = 0,27; р = 0,001), сильная связь - между уровнями осведомлённости о репродуктивном здоровье и мотивации на его сохранение (r = 0,72; р = 0,000). Статистически значимые связи между ранжированным уровнем социального статуса и информированностью респондентов о репродуктивном здоровье, мотивацией на сохранение репродуктивного здоровья не установлены (r = 0,08; р = 0,375 и r = -0,03; р = 0,817, соответственно). Согласно данным анкет 15-17-тилетних юношей-девятиклассников (n = 225), 39 из них (17,3%) являлись сексуально активными. Статистически значимые различия в группах сексуально активных и не имевших половые контакты юношей ранжированного уровня социального статуса, образа жизни, информированности о репродуктивном здоровье и мотивации на его сохранение методом Манна-Уитни не установлены (p = 0,481; p = 0,969; p = 0,610; p = 0,810, соответственно). При сравнительной оценке уровня информированности в вопросах репродуктивного здоровья в зависимости от формы образовательного процесса выявлено отсутствие различий в исходном уровне осведомлённости относительно репродуктивного здоровья в сравниваемых группах респондентов по всем блокам вопросов. В процессе реализации инновационной программы в основной группе установлен статистически значимый рост уровня знаний по всем блокам изучаемых вопросов. В то же время в группе юношей контрольной группы аналогичной динамики не отмечалось (таблица 2). Таблица 2 Балльная оценка уровня осведомлённости юношей сравниваемых подгрупп по вопросам репродуктивного здоровья (Me (Q1-Q3)
Примечание: максимальное число баллов по каждому блоку вопросов – 5, по всем блокам вопросов – 20. При сравнительной оценке уровня мотивации на сохранение репродуктивного здоровья в зависимости от формы образовательного процесса различий в исходном ранжированном уровне мотивации на сохранение репродуктивного здоровья в обеих группах не выявлено. В процессе реализации инновационной программы установлен рост уровня мотивации на сохранение репродуктивного здоровья при фактическом отсутствии такового в группе со стандартным образовательным подходом (таблица 3). Таблица 3 Ранжированный уровень мотивации юношей на сохранение репродуктивного здоровья (Me (Q1-Q3)
Примечание: максимальное число баллов – 12. В таблице 4 представлен удельный вес сексуально активных юношей в сравниваемых группах в динамике в 9-м и 10-м классах, соответственно. Таблица 4 Сравнительная динамика удельного веса сексуально активных юношей через один год наблюдения (9 и 10 классы, соответственно) в основной группе (получающих инновационную образовательную услугу в "Школе юного джентльмена") и группе сравнения по данным анкетирования
В динамике отмечается нарастание степени половой активности в обеих группах, причём у учащихся 10-ых классов основной группы этот показатель статистически значимо ниже, чем у 10-классников контрольной группы. Обсуждение Статистически значимая связь между социальным уровнем семьи и образом жизни респондентов может указывать на преобладающее значение семьи и её социального благополучия в формировании здорового образа жизни юношей. В то же время можно полагать об отсутствии влияния социального статуса семьи и образа жизни юноши на его половую активность, уровень осведомлённости в вопросах репродуктивного здоровья и мотивации на его сохранение. Следует отметить, что у сексуально активных юношей уровень информированности в вопросах репродуктивного здоровья такой же низкий, как и не имеющих сексуального опыта при одинаковом уровне мотивации на сохранение репродуктивного здоровья. При одинаково низком уровне осведомлённости 15-17-тилетних юношей по вопросам репродуктивного здоровья и мотивации на его сохранение в сравниваемых группах установлен статистически значимый рост этих показателей в основной группе в процессе реализации инновационной программы, в то время как в контрольной группе юношей аналогичной динамики не отмечалось. При наличии статистически значимой сильной положительной связи между уровнями осведомлённости юношей о репродуктивном здоровье и мотивации на его сохранение можно полагать, что получение соответствующих знаний в "Школе юного джентльмена" положительно влияет на формировании мотивации на здоровьесбережение в репродуктивной сфере. Нарастание степени половой активности в обеих группах связано с физиологическим процессом становления половой функции; более низкий показатель половой активности у учащихся 10-ых классов основной группы по сравнению с 10-классниками контрольной группы указывает на эффективность проводимых мероприятий в рамках инновационной образовательной программы. Полученные данные свидетельствуют о том, что одним из направлений по формированию у юношей здоровьесберегающего поведения в области репродуктивного здоровья является повышение их уровня знаний по этим вопросам. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 26.02.2019 Просмотров: 8424
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 16.05.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|