ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО- ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИНФЕКЦИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ |
23.04.2019 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: https://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-2-9 1 Ластовецкий А.Г., 2 Тимошилов В.И.1 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия. 2 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск, Россия Резюме Вопросы профилактики инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов входят в сферу компетенции различных специалистов, что связано с множественностью социальных и психологических факторов, влияющих на эпидемиологический процесс. Реализация межведомственного подхода к предупреждению распространения данных заболеваний требует определенной подготовки организаторов из врачей, педагогов, психологов, социальных работников и госслужащих. Цель исследования – изучение и сопоставление информационно-образовательных потребностей врачей и специалистов с немедицинским образованием по вопросам профилактики социально обусловленных инфекций среди молодежи. Программа исследования предусматривала опрос 428 специалистов, которыми была дана балльная оценка степени востребованности превентологических знаний в практической работе и интереса к изучению конкретных тем и разделов, а также ответы на закрытый вопрос о готовности к использованию дистанционных обучающих технологий. Балльные оценки обработаны на основе средних величин и определения степени вариации, для сравнения экстенсивных показателей использованы критерий Стьюдента и χ2, сопоставление ранжированных рядов выполнено с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты свидетельствуют о наибольшей востребованности всеми специалистами знаний по вопросам организации санитарного просвещения и превентивной социальной политики и низком интересе к изучению зарубежного опыта и международного сотрудничества в данной сфере. Наличие сильной прямой корреляционной связи указывает на общность иерархии информационных потребностей врачей и гуманитариев. В практическом отношении это служит основанием для разработки и реализации единых тематических программ повышения квалификации всех категорий специалистов. Высокая степень разнообразия ответов указывает на необходимость персонализации учебного процесса. Готовность подавляющего большинства респондентов к использованию дистанционных образовательных технологий определяет выбор формы обучения: разделения цикла на базовые аудиторные занятия и самостоятельное изучение дополнительной информации по выбору с использованием электронных образовательных ресурсов. Результаты исследования использованы для разработки единой программы повышения квалификации по вопросам охраны здоровья для врачей и специалистов с немедицинским образованием, реализуемой в Курском государственном медицинском университете. Ключевые слова: социально значимые заболевания; профилактика; межведомственное взаимодействие; непрерывное образование.
Контактная информация: Тимошилов Владимир Игоревич, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
1 Lastovetsky A.G., 2 Timoshilov V.I. 1 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. 2 Kursk State Medical University, Kursk, Russia Abstract Prevention of sexually transmitted infections, HIV-infection and parenteral viral hepatitis B and C is the responsibility of various specialists due to the multiplicity of social and psychological factors affecting the epidemiological process. Interdepartmental prevention of social diseases requires a special training of organizers who are doctors, educators, psychologists, social workers and state employees. The purpose of the study was to analyze and compare information and educational needs of doctors and specialists with non-medical background to prevent social diseases among young people. The study program included a survey of 428 specialists. The respondents were to score the need for knowledge about prevention in their work and their interests in different topics and sections as well as answer closed questions about their willingness to use distance learning. Scores were processed on the basis of average values and determination of the variation degree; Student criterion and χ2 were used to compare extensive indicators; and ranked series were compared using Spearman's rank correlation coefficient. The results indicate the greatest need in knowledge on organization of health education and preventive social policy and a low interest in review of foreign experience and international cooperation in this field. The presence of a strong direct correlation indicates a common hierarchy of information needs of doctors and humanitarians. In practical terms, this serves as the basis for the development and implementation of unified thematic programs of professional development of all categories of specialists. A high degree of diversity of responses indicates the need to personalize the educational process. Willingness of the overwhelming majority of the respondents to use distance learning technologies determines the choice of the training form: division of the training cycle into basic classroom classes and self-study of additional information by choice using electronic educational resources. The results of the study were used to develop a unified program of advanced training in health protection for doctors and specialists with non-medical education, implemented at the Kursk State Medical University. Keywords: social diseases; prevention; interdepartmental cooperation; continuous education.
Corresponding author: Vladimir I. Timoshilov, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение К социально обусловленным инфекциям, актуальным среди молодежи, отнесены инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), ВИЧ-инфекция и парентеральные вирусные гепатиты. Порядка 50% случаев нарушений репродуктивной функции обусловлено активными или ранее перенесенными инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП) [1]. Лица в возрасте до 30 лет составляют от 40 до 60% контингента больных всеми видами ИППП, что дает основания обозначить эти заболевания как социально значимую проблему молодежи [2]. В отношении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции также установлено преобладание фактов заражения в возрасте до 30 лет с поздним выявлением соответствующих случаев [3]. Распространение ИППП связано с действием большого количества взаимосвязанных факторов риска как медико-биологической, так и социальной, психологической и поведенческой природы. Данные предпосылки находятся в поле зрения специалистов разного профиля [4-6]. В сферу деятельности социальных работников, органов по делам молодежи и средств массовой информации неизбежно попадают проявления пермиссивной сексуальной культуры в общественном мнении и информационном пространстве: отсутствие осуждения случайных и разовых половых контактов, их восприятие как развлечения либо предмета торга за внимание и заботу, большое число и доступность эротических изданий и сайтов [8,9]. Правоохранительные органы констатируют распространение проституции и так называемых эскорт-услуг [10]. Социальные службы могут отметить снижение степени приоритета брака и семьи в иерархии ценностных ориентаций молодежи [11]. Педагогами и психологами, а также врачами первичного звена могут быть оценены образовательный, общекультурный и духовно-нравственный уровень молодежи, имеющиеся знания о проблеме ИППП и самооценка риска заражения [12-14]. Как фон для большей части потенциально опасных сексуальных связей выступает прием алкоголя или наркотиков [15,17], а внутривенное введение наркотических веществ – еще один значимый фактор распространения ИППП и ВИЧ. Выявление употребления психоактивных веществ доступно не только наркологам, но и семейным и участковым врачам, специалистам отделений и кабинетов медицинской профилактики. Этот анализ показывает, что управляемые факторы риска распространения социально значимых инфекций затрагивают сферы компетенции различных специалистов как с медицинским, так и с немедицинским образованием. В свете концепции общественного здравоохранения В.И. Стародубова с соавт., профилактику заболеваний следует рассматривать как межведомственную задачу, решаемую посредством взаимодействия и совместной деятельности специалистов разного профиля. На государственном уровне задачи по профилактике социально значимых заболеваний среди молодежи включены в число стратегических направлений развития здравоохранения, образования и молодежной политики, то есть их решение предполагает организацию профилактических мероприятий специалистами как с медицинским, так и с немедицинским образованием [16]. Как для врачей, так и для педагогических работников законодательно определена необходимость регулярного прохождения курсов повышения квалификации. Это открывает возможность для проведения тематической образовательной деятельности по обучению широкого круга специалистов вопросам профилактики социально значимых инфекций как управляемой медико-социальной проблемы молодежи. Разработка образовательных программ в соответствии с современными принципами управления качеством предусматривает изучение и прогнозирование запросов и потребностей целевой аудитории. Цель проведенного исследования заключалась в ранжировании и сопоставлении информационно-образовательных потребностей врачей, педагогов и работников социальной и молодежной сферы по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи и оценке готовности специалистов к дистанционному обучению. Материалы и методы Праведен опрос 212 врачей (врачи первичного звена, наркологи, дерматовенерологи и руководители медицинских организаций) и 216 специалистов с немедицинским образованием (педагоги, психологи, работники органов молодежной политики – гуманитарии) – всего 428 специалистов, в чьи должностные обязанности входит проведение мероприятий по охране здоровья молодежи. Изучение информационно-образовательных потребностей специалистов складывалось из оценки заинтересованности в изучении вопросов превентивной деятельности в целом, распределения мнений о предпочитаемых формах обучения (аудиторная, дистанционная или их сочетание) и оценок востребованности конкретных тем и разделов. По вопросам об интересе к обучению как таковому и предпочитаемой его форме определялись экстенсивные показатели, которые сопоставлялись между профессиональными группами респондентов. Достоверность разности в распределении ответов производилась с использованием критерия χ2, для сравнения экстенсивных показателей использован критерий Стьюдента. Балльные оценки востребованности конкретных тематик и разделов обрабатывались с вычислением средневзвешенных показателей с доверительным интервалом для p≤0,05, моды, медианы и коэффициентов вариации с оценкой степени разнообразия ответов. Ранжирование тематик по степени их востребованности в каждой профессиональной группе проведено на основании как средневзвешенных показателей, так и значений медианы и моды с сопоставлением полученных рядов. В качестве показателя сопряжения ранжированных рядов использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена с оценкой достоверности связи и ее выраженности по шкале Чеддока. Аналогичным образом сопоставлены ранжированные ряды для разных профессиональных групп. Данная методология применялась и в изучении информационно-образовательных потребностей специалистов по вопросам антинаркотической политики [18-19]. Результаты Заинтересованность в курсах повышения квалификации по вопросам профилактики ИППП среди молодежи высказали 94,8% опрошенных врачей. Среди специалистов с немедицинским образованием доля желающих оказалась достоверно ниже и составила 87,5% (p≤0,05). Показатели в группах проходивших и не проходивших обучение по данным вопросам различаются незначительно: среди врачей 97,3% у обученных против 92% у не обучавшихся, среди гуманитариев 89,0% и 86,2% соответственно (p≥0,05). Средневзвешенная оценка востребованности превентологических знаний в практической деятельности у медицинских работников составила 7,8±0,3 балла (Cv=23,7%), у гуманитариев - 7,2±0,3 балла (Cv=27,0%) – степень разнообразия ответов в обоих группах оценена как высокая. Распределение ответов между профессиональными группами имеет достоверные различия (χ2=11,1, p≤0,05). Среди врачей достоверно выше доля ответов о высоком уровне практической ценности знаний по вопросам профилактики социально значимых инфекций, а у работников образования и социальной сферы значительно чаще встречались ответы о среднем уровне востребованности соответствующей подготовки (p≤0,05) (рис. 1).
В рамках исследования изучена степень востребованности специалистами разных тематик, из изучения которых складывается их подготовка как организаторов профилактических мероприятий. Данные респондентами ответы в виде балльных оценок заинтересованности в изучении каждого раздела обобщены путем определения средневзвешенных показателей и медианы. В ряду, полученном на основании средневзвешенных оценок, первое ранговое место заняли вопросы вакцинопрофилактики вирусного гепатита В и туберкулеза: характеристики вакцин, включая виды и частоту поствакцинальных осложнений, и организация прививочной кампании (таблица 1). Близкие значения были получены и в отношении форм и методов просветительской работы, проведения массовых скрининговых обследований и возможностей диагностических методик. Далее в порядке убывания следуют пути передачи и факторы, влияющие на эпидемиологический процесс, включая индивидуальные управляемые факторы риска, организация реабилитационной работы с больными, ранние признаки заболеваний и «симптомы тревоги» у больных. Еще более низкие позиции занимают нормативно-правовая база по борьбе с инфекциями, регламентированные противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничного инфицирования и меры эпидемиологического надзора, официальная отчетность и государственный контроль за их проведением, правовые ограничения в отношении больных, патогенез, осложнения и негативные последствия заболеваний. Далее следуют данные о распространенности заболеваний, динамике и прогнозе эпидемиологических показателей. Затем идет государственная поддержка инициативных проектов и программ профилактической направленности, то есть вопросы государственно-частного партнерства и грантовой политики. Замыкают ряд наименее востребованные, согласно рангу по средневзвешенной оценке, зарубежный опыт профилактики социально значимых инфекций и вопросы тематического международного сотрудничества. Таблица 1 Информационно-образовательные потребности специалистов в вопросах профилактики социально обусловленных инфекций
Степень связи между рядами, построенными на основе разных величин, по итогам корреляционного анализа оценена как достоверно высокая. В отношении видов информации, занявших смежные позиции в ранжированном ряду по средневзвешенным оценкам и/или характеризующихся равными значениями моды, было проведено сравнение распределения оценок по критерию Колмогорова-Смирнова. Это позволило выделить группы тем по степени их востребованности, где между тематиками внутри каждой группы разность в распределении ответов респондентов незначительна:
Среди гуманитариев аналогично полученные группы тематик по степени их востребованности выглядят следующим образом:
Для сопоставления ранжированных рядов тематик по степени их востребованности, выстроенных на основе средневзвешенных показателей, по группе врачей и по группе гуманитариев, был определен коэффициент ранговой корреляции. Его значение соответствует сильной прямой связи, или высокой степени сопряжения ранговых порядков. Аналогичный результат дало и сопоставление рядов, выстроенных на основе моды. Следовательно, иерархия информационных потребностей врачей сходна с таковой для гуманитариев. Ответы на вопросы о наиболее востребованной форме обучения показывают, что в той или иной форме внедрения дистанционных образовательных технологий заинтересованы 88,7% врачей. Среди гуманитариев соответствующая доля достоверно ниже (78,2%, p≤0,05), но все равно остается характеристикой подавляющего большинства. Среди врачей более 60% выступают за сочетание аудиторных занятий и удаленного доступа к электронным образовательным ресурсам (рис. 2). Среди гуманитариев по сравнению с врачами достоверно выше как доля заинтересованных в полностью дистанционном, так и в чисто очном обучении.
Обсуждение Задачи по повышению качества профилактики социально значимых заболеваний среди молодежи поставлены на высшем государственном уровне и включены в число стратегических направлений развития здравоохранения, образования и молодежной политики. Действующее законодательство и природа факторов риска социально значимых инфекций среди молодежи диктуют необходимость проведения такой профилактической работы, основу которой составляют межведомственные долгосрочные программы с участием специалистов разного профиля. На уровне квалификационных характеристик, профессиональных стандартов и отраслевых требований необходимость обладать знаниями по вопросам профилактики заболеваний и обязанность проводить тематические мероприятия определена для врачей первичного звена, ряда узких специалистов, организаторов здравоохранения, а также специалистов с немедицинским образованием: педагогов, психологов и работников органов по делам молодежи [3]. Необходимость совместных действий, преемственности усилий разных структур в формировании здорового образа жизни молодежи требует наличия у всех организаторов превентивной деятельности определенного единства знаний о медико-социальных проблемах молодежи, а следовательно, и единого методического пространства по данной тематике. Как показывают исследования, на практике таковое не создано. Обязанность врачей и педагогов проходить периодические курсы повышения квалификации закреплена законодательно. Кроме основных курсов по специальности, сложилась практика проведения тематических циклов по наиболее актуальным аспектам профессиональной деятельности. Наиболее современным подходом является переход к моделям непрерывного профессионального образования, где специалисты формируют образовательную траекторию самостоятельно, выбирая из большого числа предлагаемых вариантов несколько образовательных мероприятий по своему усмотрению [20,21]. Это позволяет учебным заведениям в инициативном порядке разработать образовательные программы для специалистов по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи, а исследования по изучению информационных потребностей становятся научным обоснованием их содержания. В проведенном исследовании получен ряд практически значимых фактов.
Заключение Анализ нормативно-правовой базы и практики реализации проектов в сфере профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи показал, что основой ее успешного проведения является межведомственное взаимодействие. Проведенное исследование показало, что специалисты разного профиля, задействованные в организации мероприятий по профилактике социально обусловленных инфекций среди молодежи, обладают сходной иерархией информационных потребностей. Ранее выполненные работы дали сходные результаты в отношении антинаркотической политики. Это дало основания разработать единую программу цикла повышения квалификации «Профилактика социально обусловленных заболеваний среди молодежи» для совместного обучения врачей, педагогических работников и госслужащих. Реализация программы предусмотрена в 2019 году на базе Курского государственного медицинского университета в рамках от работки моделей непрерывного профессионального образования. Опыт издания и внедрения тематических учебных пособий позволил получить заключения экспертов, свидетельствующие о том, что единая методическая база для изучения медико-социальных проблем важна для повышения качества межведомственного взаимодействия в их решении. Библиография
References
Дата поступления: 07.01.2019 Просмотров: 6677
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 16.05.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|