АНАЛИЗ ПИСЬМЕННЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН С ЖАЛОБАМИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ЦЕЛЕВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ |
26.06.2019 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-3-10
Бугаев Д.А. Резюме Актуальность. Письменные обращения граждан в контролирующие органы с жалобами на качество организации медицинской помощи являются наиболее массовым и доступным способом защиты гарантированного в Российской Федерации государством права на охрану здоровья. В среднем по Российской Федерации до 46% таких жалоб являются обоснованными. Результаты рассмотрения обращений граждан с жалобами способствуют созданию системы управления качеством медицинской помощи. Цель исследования: изучить структуру письменных обращений граждан в страховую медицинскую организацию с жалобами на организацию травматолого-ортопедической помощи и выявленных при целевой экспертизе дефектов медицинской помощи. Материалы и методы: аналитический, статистический, экспертных оценок. Результаты работы. Письменные обращения граждан с жалобами на качество организации специализированной травматолого-ортопедической помощи преимущественно поступают от пациентов, получавших медицинскую помощь в городских больницах (63,8%; n=30; р<0,05). В большинстве обращений указано от 1 до 3 причин (всего 133 причины), послуживших основанием для жалобы (n=35; 74,4%; р<0,05). При целевой экспертизе ненадлежащее качество медицинской помощи зарегистрировано в 89,4% (n=42), а указанные жалобы признаны обоснованными. Среди зафиксированных дефектов преобладают дефекты клинической, инструментальной и лабораторной диагностики (58,9%) (р<0,05). Выводы. Для эффективного рассмотрения письменных обращений граждан с жалобами на качество организации и оказания травматолого-ортопедический помощи требуется комплексный подход с привлечением представителей администрации медицинской организации, регионального министерства здравоохранения и представителей страховой медицинской организации. Для предупреждения жалоб и повышения качества специализированной травматолого-ортопедической помощи необходима дальнейшая разработка федеральных стандартов и клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи, совершенствование алгоритмов ее оказания непосредственно в медицинских организациях, создание на уровне субъекта Российской Федерации банка металлоконструкций для их своевременного предоставления в медицинские организации. Ключевые слова: специализированная травматолого-ортопедическая помощь; качество медицинской помощи; экспертиза; письменные обращения граждан, организация медицинской помощи.
Контактная информация: Bugayev D.A. Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia Abstract Significance. Written complaints to the regulatory authorities about quality of medical care is the most popular and simple way to protect the state-guaranteed right to health care in the Russian Federation. Averagely, about 46% of such complaints are reasonable. Processing of these complaints contributes to the development of the quality management system of health care. Purpose: to examine the structure of written complaints to medical insurance agency related to poor quality of traumatological and orthopaedic care as well as defects identified by the target quality assessment of care. Material and methods: analytical, statistical, expert appraisals. Results. Written complaints about the quality of organization of the specialty traumatological and orthopaedic care are mainly submitted by citizens who received care in urban hospitals (63.8%; n=30; р<0.05). In most cases complainants included from one to three reasons (133 in total) (n=35; 74.4%; р<0.05) as basis of the complaint. The target quality assessment has revealed poor quality in 89.4% (n=42) of cases and these complaints are proved to be reasonable. The discovered defects are mostly clinical, instrumental and laboratorial ones (58.9%) (p<0.05). Conclusion. We suppose that the complex approach, which includes collaboration with the representatives of executive management of the health care facility, the local Health Ministry and health insurance agency, is the most effective way to handle written complaints about quality of orthopaedic care provided. To cease the number of complaints and to improve quality of specialized traumatological and orthopaedic care we need to further develop federal standards and clinical guidelines on care delivery and improve algorithms of care delivery in medical organizations as well as create a Bank of metalworks at the level of the subject of the Russian Federation for their timely provision to medical organizations. Key words: specialized traumatological and orthopaedic care; quality of medical care; expert appraisals; written complaints, organization of health care.
Corresponding author: Bugayev Dmitry, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Письменные обращения граждан в страховые медицинские организации с жалобами на качество организации медицинской помощи являются наиболее массовым и доступным способом защиты гарантированного в Российской Федерации государством права на охрану здоровья и получение медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования [1, 2]. При этом отечественные исследователи отмечают многократное увеличение числа обращений с жалобами в различные контролирующие органы, в том числе страховые медицинские организации [3, 4, 5, 6]. Подавляющее число обращений спровоцировано нарушением прав граждан на оказание бесплатной медицинской помощи [7, 8], плохой организацией работы медицинских организаций [9], нарушением этики и деонтологии со стороны медицинских работников [7, 10]. По сообщению О.Б. Строгоновой (2011), третье место среди обратившихся с жалобами к страховым представителям в медицинских организациях г. Санкт-Петербурга занимают пациенты травматолого-ортопедического профиля [5]. Перепечина И.О. и соавт. (2015) отмечают, что в среднем по РФ 46% жалоб на качество медицинской помощи являются обоснованными. В отдельных субъектах доля обоснованных жалоб достигает 80%. [3]. Наличие обоснованных жалоб рассматривается как один из критериев оценки качества организации медицинской помощи [11]. Обоснованность жалоб на качество организации и оказания медицинской помощи также подтверждают выводы судебно-медицинских экспертиз [3], выполненных в порядке гражданского и уголовного судопроизводств, в том числе связанных с оказанием медицинской помощи пациентам с травмами [12, 13]. Тем не менее, результаты рассмотрения обращений граждан с жалобами способствуют созданию системы управления качеством медицинской помощи [14] и решению конфликтных ситуаций в досудебном порядке [2, 3] . Цель исследования: изучить структуру письменных обращений граждан в страховую медицинскую организацию с жалобами на организацию специализированной травматолого-ортопедической помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации и выявленных при целевой экспертизе дефектов оказанной им медицинской помощи. Материалы и методы Исследование выполнено в Ставропольском крае, одном из наиболее крупных субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Численность населения края составляет 2801,6 тыс. человек. Базовая страховая медицинская организация (СМО) охватывает до 75% населения Ставропольского края, получающего медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования. В исследование включены только те письменные обращения граждан в базовую СМО, которые потребовали для рассмотрения привлечения экспертов качества медицинской помощи по специальности «травматология и ортопедия». Ежегодно в СМО поступает от 5 до 11 обращений, соответствующих указанному критерию. В исследование включено 47 обращений граждан, поступивших в 2011-2016 гг. Письменные обращения граждан с жалобами на качество организации медицинской помощи стали основанием для проведения целевой экспертизы со стороны СМО и внеплановых проверок со стороны контролирующих органов. В 5 случаях граждане сообщали, что ранее обращались с указанными жалобами в администрацию медицинских организаций, но не получили необходимого ответа и/или решения указанной проблемы. Для дальнейшего рассмотрения в СМО две жалобы были переданы из прокуратуры, одна - из Росздравнадзора. В остальных случаях (85,1%; n=40) обращения первично поступили непосредственно в СМО. Структуру дефектов, выполненных при целевой экспертизе качества медицинской помощи (КМП), сравнили с результатами плановой экспертизы. Всего за 2011 - 2016 гг. по профилю травматология и ортопедия в базовой СМО выполнено 10267 плановых экспертиз КМП. Из них в 6681 случаях (65,1%) медицинская помощь была надлежащего качества. При выполнении экспертизы КМП процесс оказания медицинской помощи рассматривали как совокупность этапов: сбора информации, постановки диагноза, лечения и преемственности. На каждом из них экспертом оценивалась обоснованность и своевременность выполнения лечебно-диагностических мероприятий. При статистической обработке полученного материала использовали критерий Стьюдента (t), различия считали достоверными при значении р<0,05. Коэффициент дефектов (Кд) демонстрирует число выявленных дефектов на один случай медицинской помощи ненадлежащего качества. Результаты За изучаемый период от сельских жителей поступило 44,7% (n=21) жалоб, городских - 55,3% (n=26) (р>0,05). Больше всего поступило жалоб от пациентов, получавших лечение в медицинских организациях г. Ставрополя - 11 (23,4%), г. Пятигорска - 6 (12,8%), г. Кисловодска - 5 (10,6%) обращений. Суммарно на медицинские организации городов, являющихся в административном отношении самостоятельными городскими округами, приходится 63,8% (n=30) обращений. При этом 8 обращений (17,0%) подали сельские жители, получавшие специализированную помощь в медицинских организациях указанных муниципальных образований. Анализ жалоб показал, что в них граждане указывают от 1 до 7 причин, послуживших основанием для обращения в СМО для защиты своих прав на получение качественной медицинской помощи (рисунок 1).
Причины, послужившие основанием для жалобы, касаются различных аспектов организации и оказания медицинской помощи (таблица 1). Чаще всего пациенты не удовлетворены результатом полученного лечения - 12,8%. Еще 12,0% граждан не удовлетворены качеством организации и оказания медицинской помощи, но конкретную причину жалобы не указывают. В 5 случаях (3,7%) пациенты сообщили, что не получили содействия со стороны администрации медицинской организации, что послужило основанием для последующего обращения в СМО. В 7,5% (n=10) случаев жалоб неверно установленный диагноз и плохие результаты лечения пациенты связывают с недостаточной квалификацией врача-специалиста. Об отсутствии в медицинских организациях необходимых для оперативного лечения металлоконструкций сообщили 9 пациентов (6,8%). Из них 8 человек, описывая в жалобе свое положение, как безвыходное, были вынуждены приобрести необходимые металлоконструкции за собственные средства. В 5,3% (n=7) жалоб граждане сообщили, что доступность получения специализированной травматолого-ортопедической помощи и гарантированное государством право пациента на выбор медицинской организации были ограничены отказом в получении направления для консультации и/или лечения в медицинских организациях регионального уровня. Таблица 1 Структура причин обращения граждан с жалобами на качество организации специализированной травматолого-ортопедической помощи
Принимая во внимание, что экспертиза качества медицинской помощи в СМО проводится ретроспективно на основании анализа медицинской документации, нарушения норм этики со стороны медицинских работников, указанные в 11,3% обращений, установить не представляется возможным. Обсуждение При выполнении целевой экспертизы КМП в 42 (89,4%) случаях качество медицинской помощи было признано ненадлежащим, при этом выявлено 268 различных дефектов. При целевой экспертизе КД был выше (6,4), чем в среднем за 6 лет при плановых экспертизах (4,0). В структуре дефектов при целевой экспертизе, аналогично плановой, преобладали дефекты этапа сбора информации, однако доля дефектов этапа сбора информации и постановки диагноза была достоверно выше, а этапа лечения - ниже, чем при плановой экспертизе (таблица 2). Таблица 2 Структура дефектов, выявленных при целевой экспертизе в сравнении с плановой экспертизой
В обеих группах экспертиз на этапе сбора информации наибольшая доля приходится на дефекты осмотра пациентов (таблица 3). При этом различия по большинству видов дефектов между целевой и плановой экспертизой являются значимыми (р<0,05), в том числе преобладание дефектов рентгенологической диагностики и консультации пациентов врачами-специалистами. Если при плановой и целевой экспертизе доля дефектов постановки основного диагноза сопоставима (42,8% и 43,2%, р>0,05), то дефектов постановки диагноза осложнения при целевой экспертизе значительно больше, чем при плановой, соответственно, 45,7% и 26,1% (р<0,05). В то же время доля дефектов постановки диагноза сопутствующего заболевания при целевой экспертизе составила только 11,4%, тогда как при плановой она была 30,4%. Подчеркнем, что при целевой экспертизе 31,4% (n=11) дефектов рассматриваемого этапа обусловлено неправильно установленным основным диагнозом, 28,6% (n=10) - не установленным в период стационарного лечения диагнозом осложнения. Таблица 3 Структура дефектов этапа сбора информации, выявленных при целевой экспертизе в сравнении с плановой экспертизой
На этапе лечения доля дефектов оперативных вмешательств, репозиции переломов, вправления вывихов и прочих хирургических манипуляций (хирургического лечения), зарегистрированных при целевой экспертизе, многократно выше, чем при плановой, соответственно, 37,5% и 8,6% (таблица 4). Таблица 4 Структура дефектов этапа лечения, выявленных при целевой экспертизе в сравнении с плановой экспертизой
Примечание: ФТЛ – физиотерапевтическое лечение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что при рассмотрении жалоб граждане предоставляют в СМО результаты рентгенологических исследований (пленки и/или цифровые носители с изображением рентгенограмм), работая с которыми, эксперты могут дать объективную оценку выполненной операции (соответствие выбора металлоконструкции характеру перелома, расположение металлоконструкции на кости, состоятельность остеосинтеза и т.д.), тогда как при плановой экспертизе в первичной медицинской документации имеется только описание снимков врачом-рентгенологом или клиническая оценка рентгенологического результата операции со стороны лечащего врача, порой не соответствующая реальным рентгенологическим данным (при выписке пленки с изображением рентгенограмм выдаются пациенту). Доля дефектов медикаментозной терапии и физиотерапевтического лечения при целевой экспертизе меньше, чем при плановой. Различия по каждой группе дефектов являются значимыми (р<0,05). На этапе преемственности при целевой экспертизе зарегистрировано только два вида дефектов: несвоевременный перевод пациентов в вышестоящие медицинские организации 47,4% (n=9) и дефекты информационного обеспечения выписки 52,6% (n=10). Дефектов, связанных с необоснованной госпитализацией и необоснованным увеличением длительности стационарного лечения, не выявлено. Отметим, что при плановой экспертизе с несвоевременным переводом пациентов в вышестоящие организации было связано только 4,2% (n=109) дефектов (р<0,05). Выводы
Библиография.
References
Дата поступления: 21.05.2019 Просмотров: 6445
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 17.07.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|