ВОЗ. Информационный бюллетень. Май 2019 |
26.06.2019 г. | ||||||
Май 2019 г. Тема номера – Пятая Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН1 6-12 мая 2019 г. в мире проходила Пятая Глобальная неделя безопасности дорожного движения Организации Объединенных Наций. Пятая Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН признает, что для обеспечения безопасности дорожного движения в странах и общинах и достижения соответствующей цели в области устойчивого развития и других глобальных целей необходимо сильное лидерство. Основные факты2
Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения, а также с утраченной работоспособностью тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода за родственниками, получившими травмы. ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта. Кто подвергается риску? Социально-экономическое положение Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов. Наиболее высоки показатели смертности от дорожно-транспортных травм в Африканском регионе. Даже в странах с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение. Возраст Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет. Пол Мужчины, начиная с молодого возраста, с большей вероятностью попадают в ДТП, чем женщины. Около трех четвертей (73%) всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий происходит среди молодых мужчин в возрасте до 25 лет, у которых вероятность погибнуть в автомобильной аварии почти в три раза превышает аналогичный показатель среди молодых женщин. Факторы риска Безопасный системный подход: учет человеческого фактора «Безопасный системный подход» к дорожному движению направлен на создание безаварийной системы передвижения для всех пользователей дорог. Такой подход учитывает уязвимость людей к получению тяжелых травм в результате дорожно-транспортных аварий и исходит из того, что система должна проектироваться с допуском на человеческую ошибку. Важнейшими принципами такого подхода являются безопасные дороги и обочины, безопасные скорости, безопасные транспортные средства и безопасные пользователи дороги — все эти аспекты должны быть обеспечены для ликвидации ДТП с летальным исходом и сокращения тяжелого травматизма. Превышение скорости
Вождение под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ
Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств
Рассеянное вождение Существует много отвлекающих внимание факторов, которые могут негативно сказываться на вождении. Все большую обеспокоенность с точки зрения безопасности на дорогах вызывает отвлечение внимания на мобильные телефоны.
Небезопасная дорожная инфраструктура Устройство дорог может значительно влиять на их безопасность. В идеальном случае дороги должны проектироваться исходя из требования безопасности всех участников движения. Для этого они должны надлежащим образом оборудоваться для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Такие элементы, как пешеходные дорожки, велосипедные трассы, безопасные переходы и другие средства замедления движения транспорта, могут иметь важнейшее значение для уменьшения риска травматизма среди этих участников движения. Что можно сделать для борьбы с дорожно-транспортным травматизмом Дорожно-транспортный травматизм можно предупреждать. Правительствам необходимо принимать меры для обеспечения безопасности на дорогах на основе целостного подхода. Он требует участия широкого круга секторов, таких как транспорт, полиция, здравоохранение, образование, а также мероприятий по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников движения. Эффективные меры включают в себя проектирование более безопасной инфраструктуры и обеспечение учета требований к безопасности дорожного движения в ходе территориального и транспортного планирования, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение оказания помощи жертвам дорожных аварий, принятие законодательства в отношении ключевых рисков и контроль его исполнения, а также повышение информированности общественности. Деятельность ВОЗ Предоставление технической поддержки странам ВОЗ ведет работу с широким кругом стран, применяя межсекторальный подход в партнерстве с национальными заинтересованными сторонами из различных секторов. Ее цель состоит в оказании поддержки государствам-членам в планировании, реализации и оценке политики и в области дорожной безопасности. Кроме того, ВОЗ взаимодействует с партнерами для оказания технической поддержки странам. Например, в настоящее время ВОЗ сотрудничает с Инициативой Блумберга по обеспечению безопасности дорожного движения во всем мире (BIGRS) в 2015–2019 гг. в целях сокращения смертности и травматизма в результате ДТП в отдельных странах и городах с низким и средним уровнем доходов. Координация Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения ВОЗ является ведущей организацией — в сотрудничестве с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций — в области безопасности дорожного движения в рамках системы ООН. ВОЗ также является председателем Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения и выполняет функции секретариата Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 годов. Десятилетие действий было провозглашено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и началось в мае 2011 г. в более чем 100 странах в целях спасения миллионов человеческих жизней путем осуществления Глобального плана для Десятилетия действий. ВОЗ играет также ключевую роль в направлении глобальных усилий, продолжая проводить информационно-разъяснительную работу на самых высоких политических уровнях с целью обеспечения безопасности дорожного движения; собирая и распространяя информацию о передовых методах профилактики травматизма, сбора информации и оказания травматологической помощи; предоставляя общественности информацию о рисках и способах снижения этих рисков; и привлекая внимание к необходимости дополнительного финансирования. Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В Докладе ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 г. указывается, что, несмотря на рост общего числа случаев смерти, коэффициенты смертности по отношению к численности населения мира за последние годы стабилизировались. Это позволяет предполагать, что меры, принимаемые в некоторых странах со средним и высоким уровнем дохода, способствуют смягчению ситуации. В странах, где достигнут прогресс, успехи были в значительной мере обусловлены улучшением законов по борьбе с такими ключевыми факторами риска, как превышение скорости, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии и неиспользование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов и детских удерживающих устройств, а также усилением безопасности инфраструктуры, например, путем сооружения тротуаров и дорожек для велосипедистов и мотоциклистов; улучшением стандартов на транспортные средства, например, путем обязательного требования электронной системы безопасности и антиблокировочной тормозной системы; и улучшением медицинской помощи после аварий. В докладе отмечается, что эти меры способствовали сокращению смертности в результате ДТП в 48 странах со средним и высоким уровнем дохода. Вместе с тем, ни в одной стране с низким уровнем дохода общая смертность не снизилась, что в значительной мере объясняется отсутствием таких мер. Полный текст Доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/276462/9789241565684-eng.pdf Пресс-релиз на русском языке:
В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ: пакет технических мер по безопасности дорожного движения», в котором обобщаются основанные на фактических данных меры, с помощью которых можно значительно сократить смертность и травматизм в результате ДТП. Основное внимание в пакете мер «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ» уделяется регулированию скорости движения, вопросам руководства, проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения и выживанию лиц, попавших в ДТП. В пакете мер выделено шесть стратегий и 22 мероприятия по противодействию указанным выше факторам риска, а также приводятся рекомендации для государств-членов по их реализации и выполнению задачи по обеспечению безопасности на дорогах и двойному сокращению во всем мире числа смертей и травм в результате ДТП к 2020 году. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/258524/9789244511701-rus.pdf
Системы дорожного движения вносят огромный вклад в модернизацию и экономический рост большинства стран в мире. Расширяя возможности людей, связанные с доступом к образованию, трудоустройству и услугам здравоохранения, а также возможности компаний в более короткие сроки поставлять населению товары и услуги, системы дорожного движения приносят обществу целый ряд преимуществ и, как правило, стимулируют экономическую производительность и развитие. Тем не менее, расширение дорожной сети и ее более интенсивное использование влекут за собой и ряд негативных последствий как экономического, так и социального характера. Ускоренная автомобилизация нередко сопровождается соответствующим ростом смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, а многие городские районы в настоящее время сталкиваются с дополнительными проблемами – высоким уровнем загрязнения воздуха и вызванной им распространенностью респираторных заболеваний, а также все большей перегруженностью дорог, которая, в свою очередь, влечет за собой снижение физической активности и соответствующие последствия для здоровья. Скорость положительно сказывается на мобильности, так как сокращает время на перевозки, но играет резко отрицательную роль при ДТП, повышая как вероятность аварии, так и тяжесть последствий. Кроме того, скорость усиливает загрязнение окружающей среды и шум, а также неблагоприятно влияет на условия жизни в городских районах. За последние десять лет наряду с повышенным вниманием, которое уделялось во всем мире снижению скорости в рамках усилий по сокращению дорожно-транспортного травматизма, все больше заявляет о себе общественное движение (нередко опирающееся на местную инициативу), отстаивающее стратегии регулирования скорости в общинах и потенциальные положительные последствия такого регулирования для уличной безопасности, условий жизни и окружающей среды. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/255304/WHO-NMH-NVI-17.7-rus.pdf
В настоящей публикации представлены профили стран, содержащиеся в Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2015 г. и охватывающие 52 из 53 государств-членов в Европейском регионе ВОЗ. Она дополняет региональные данные, представленные в публикации "Европейские факты и Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире, 2015 г.". Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире содержит информацию о ситуации на страновом уровне, чтобы дать возможность отдельным странам: - оценить свою собственную ситуацию в отношении показателей смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и показателей политики в области безопасности дорожного движения; - рассмотреть вопрос о комплексности национального законодательства в отношении установленных поведенческих факторов риска, таких как нарушение скоростного режима, вождение в нетрезвом виде, а также неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и специальных средств для пристегивания детей; - оценить результаты проверки безопасности дорог, политику в отношении способов передвижения и стандартов безопасности транспортных средств; - подытожить прогресс на пути к обеспечению безопасности дорожного движения для всех его участников. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Во многих странах мира все более увеличивается применение двух- и трехколесных транспортных средств. Эти средства становятся одним из основных способов транспортировки, как людей, так и товаров, и привлекают все большее число различных пользователей. Однако, водители двух- и трехколесных транспортных средств все чаще становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Число таких смертей превышает 286 000 ежегодно, что составляет около 23% всех смертельных случаев от ДТП. Важной частью усилий по предотвращению дорожно-транспортного травматизма является обеспечение безопасности двух- и трехколесных транспортных средств. Аварии такого транспорта, также как и другие ДТП, не следует рассматривать как неизбежные – они являются предсказуемыми и предотвратимыми. Эффективное обеспечение безопасности такого транспорта требует тщательного изучения факторов риска и потенциальных решений для различных ситуаций. В данном руководстве представлена информация, которую полезно использовать при разработке и реализации комплексных мер для повышения безопасности двух- и трехколесного транспорта. В ней рассмотрены вопросы: - число случаев смерти и травматизма среди водителей двух- и трехколесных транспортных средств; - основные факторы риска; как оценить ситуацию с безопасностью двух- и трехколесного транспорта; - как выбрать, разработать, внедрить и оценить эффективные вмешательства. Руководство предназначено для междисциплинарной аудитории во всех странах мира, включая инженеров, специалистов по планированию, профессионалов и преподавателей в области общественного здравоохранения, а также для органов полиции. Особое значение оно может иметь для лиц, принимающих решения, и практических работников в странах с низким и средним уровнем дохода. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/254759/9789241511926-eng.pdf
В соответствии с Резолюцией 64/255 (2010 г.) Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Декада действий по безопасности дорожного движения, целью которой является ускорение международных действий, направленных на сокращение числа смертельных случаев при ДТП. Повестка дня в области Устойчивого развития на период до 2030 года недавно подтвердила этот приоритет и установила в качестве целевого показателя сокращение числа смертельных случаев и травм при ДТП на 50% к 2020 году. Лица, оставшиеся в живых, и семьи пострадавших в ДТП, имеют определенные физические, психологические и юридические потребности. Последствиями аварий могут быть физические травмы и инвалидность, психологические травмы, которые могут затруднить реинтеграцию в рабочую среду и семейную жизнь, а также экономические и правовые последствия. Широкий и комплексный подход к оказанию помощи пострадавшим в ДТП может облегчить краткосрочные и долгосрочные последствия ДТП и помочь им вернуться к самостоятельному функционированию в домашней и рабочей среде. Для эффективной помощи после аварии требуются интегрированные действия служб травматологической помощи и охраны психического здоровья, а также законодательная поддержка и данные об авариях и травмах. Основная задача оказания помощи при ДТП возлагается на службу скорой и неотложной помощи. Для эффективной помощи пострадавшим необходимы своевременные действия, оказываемые на месте происшествия, при транспортировке и в медицинском учреждении. Кроме того, необходимы ранняя и долгосрочная реабилитация, которая позволит снизить психологическое и физическое воздействие травм, а также улучшить результаты лечения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/251720/WHO-NMH-NVI-16.9-eng.pdf
Настоящий доклад содержит современную информацию о влиянии потребления наркотиков на дорожную безопасность для принятия решений по разработке политики в области дорожной безопасности в странах-членах ВОЗ. На основе изучения большого объема данных, накопленных за последние десятилетия, авторы рассматривают влияние потребления наркотиков на безопасность на дорогах и предлагают решения, как снизить число аварий, травм и смертельных случаев от ДТП. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/249533/WHO-MSD-NVI-2016.01-eng.pdf
Кампании в средствах массовой информации являются важной частью национальных и местных стратегий по безопасности дорожного движения. В рамках Глобальной программы безопасности дорожного движения Bloomberg Philanthropies, ВОЗ и ее партнеры разработали более 30 программ для СМИ в 9 странах. Основное внимание уделялось 5 поведенческим факторам риска – превышению скорости, вождению в нетрезвом виде, отказу от использования мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и специальных детских удерживающих сидений. В представленном руководстве «Кампании в СМИ по безопасности дорожного движения: инструментарий» рассмотрены результаты и извлеченные уроки из проделанной работы. Руководство будет способствовать практической реализации аналогичных кампаний в странах с низким и среднем уровнем дохода, где бремя дорожно-транспортных происшествий высоко. Руководство предназначено для лиц, контролирующих проведение кампаний в СМИ по повышению осведомленности населения о правилах безопасности дорожного движения и необходимости их соблюдения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/254281/9789241511797-eng.pdf
В рамках Повестки дня в области Устойчивого развития на период до 2020 года страны-члены ВОЗ приняли обязательства сократить вдвое к 2020 году число смертельных случаев и травм в результате ДТП в мире. Для эффективного решения этих задач необходимо иметь надежные и точные данные о безопасности дорожного движения, что позволит точно определить проблему, факторы риска, приоритетные области действий, а также разработать стратегии, определить цели и оценить результаты. Для достижения этих целей данные о безопасности дорожного движения, собираемые ежедневно в большинстве стран, должны быть закодированы, введены в систему, обработаны, проанализированы, распространены и использованы. Учебный инструментарий «Усовершенствование международной системы данных по безопасности дорожного движения», разработанный Национальной администрацией по безопасности дорожного движения США совместно с ВОЗ, включает в себя ряд документов – руководство, рабочую тетрадь участника и приложение. Эти документы могут быть использованы при планировании, проведении и оценки программ обучения в области безопасности дорожного движения. Документы разработаны на основе руководства «Системы данных: руководство по безопасности дорожного движения для лиц, принимающих решения, и практиков», которое было опубликовано совместно ВОЗ, Всемирным банком, Глобальным партнерством по безопасности дорожного движения и Фондом FIA в 2010 году. Полный текст руководства на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/197030/1/9789241549189_FacilitatorGuide_eng.pdf
http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/197030/2/9789241549189_ParticipantWorkbook_eng.pdf
http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/197030/3/9789241549189_appendix_eng.pdf
https://www.who.int/roadsafety/projects/manuals/data/en/ Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/roadsafety/week/2019/en и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/ru/media-centre/events/events/2019/05/fifth-united-nations-global-road-safety-week Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень – ноябрь 2015 г. «Борьба с дорожно-транспортным травматизмом»: http://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/128.html 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries Просмотров: 6126
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 05.07.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|