О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2020 (66) arrow САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС И УСПЕВАЕМОСТЬ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС И УСПЕВАЕМОСТЬ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Печать
21.04.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-2

1Кузнецов В.В., 2Косилов К.В.
1 Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток
2 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Резюме

Цель исследования - анализ уровня самооценки физических характеристик качества жизни, связанного со здоровьем, объективного состояния здоровья, социально-экономического статуса, и взаимосвязь этих факторов с успеваемостью у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока РФ и КНР (Приморский край и провинция Хэйлунцзян). Исследование проводилось с 15.04. 2018 по 15.05.2019 года в Школе Биомедицины Дальневосточного Федерального Университета, Тихоокеанском Государственном медицинском университете, медицинских факультетах Харбинского и Муданьцзяньского университетов. В исследовании приняли участие 321 российский и 305 китайских студентов, всего - 626 человек (49,2% лиц женского и 50,8% мужского пола, средний возраст - 21,5 лет.

Студенты, принявшие участие в исследовании, заполняли блок вопросов о физическом компоненте качества жизни стандартизированной анкеты «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form), Анкету Социально-экономического и медицинского статуса студента (Поздеева, 2008, с дополнениями авторов).

В результате исследования было установлено, наиболее сильно коррелирующими с успеваемостью факторами, из числа включенных в алгоритм, были физический компонент самооценки качества жизни, включая физическое функционирование и самочувствие; уровень заболеваемости; качество условий обучения. Также удалось установить, что высокий уровень взаимосвязи этих факторов с успешностью обучения отмечается как среди российских, так и среди китайских студентов. При изучении физического компонента качества жизни российские студенты достоверно выше оценивают свое ролевое функционирование, китайские – общее самочувствие. Суммарная оценка физического компонента в обоих выборках однородна и находится в пределах нормативных значений. У российских и китайских студентов отмечается высокий уровень заболеваемости: 59 % российских и 57% китайских студентов имеют ту или иную хроническую патологию (преимущественно в стадии ремиссии). Показатель семестровой успеваемости в российской и китайской выборках равен 4,2 и 4,4 балла соответственно.

Ключевые слова: физический компонент качества жизни; студенты; Россия; Китай; заболеваемость; успеваемость; социально-экономический статус

Контактная информация: Косилов Кирилл Владимирович, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов".
Для цитирования: Кузнецов В.В., Косилов К.В. Самооценка физических характеристик качества жизни, заболеваемость, социально-экономический статус и успеваемость у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(2):2. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1146/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-2

SELF-ASSESSMENT OF PHYSICAL CHARACTERISTICS OF QUALITY OF LIFE, MORBIDITY, SOCIO-ECONOMIC STATUS AND ACADEMIC PERFORMANCE OF RUSSIAN AND CHINESE MEDICAL STUDENTS IN THE NEIGHBORING TERRITORIES OF THE FAR EAST
Kuznetsov V.V., Kosilov K.V.

1 Pacific State Medical University, Vladivostok
2 Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

The purpose of the study is to analyze the level of self-assessment of physical characteristics of quality of life associated with health, objective state of health, socio-economic status, and relationship between these factors and academic performance of the Russian and Chinese medical students in the neighboring territories of the Far East of the Russian Federation and China (the Primorsky Territory and Heilongjiang Province). The study was conducted from 15.04. 2018 to 15.05.2019 at the School of Biomedicine of the Far Eastern Federal University, the Pacific State Medical University, and medical faculties of the Harbin and Mudanjiang universities. The study involved 321 Russian and 305 Chinese students, a total of 626 people (49.2% of females and 50.8% of males, average age - 21.5 years).

The students who took part in the study filled out a block of questions about physical component of quality of life in the standardized questionnaire “Short form of self-assessment of quality of life related to health MOS SF-36” (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form), Questionnaire on socio-economic and medical status of student (Pozdeeva, 2008, with the additions of the authors).

The study identified that out of the factors included in the algorithm physical component of self-assessment of quality of life, including physical functioning and health; incidence rate; and quality of the learning environment turned out to be the factors most correlated with academic performance. A high correlation between these factors and learning success is observed among both Russian and Chinese students. When studying physical component of quality of life, Russian students significantly higher estimate their role functioning, while their Chinese peers - general health. The total evaluation of physical component in both samples is homogeneous and within the standard values. Russian and Chinese students have a high disease incidence: 59% of Russian and 57% of Chinese students have one or another chronic pathology (mainly in remission). The semester performance indicator in the Russian and Chinese samples equals to 4.2 and 4.4 points, respectively.

Keywords: physical component of quality of life; students; Russia; China; incidence; academic performance; socio-economic status

Corresponding author: Kirill V. Kosilov, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Kuznetsov V.V
. https://orcid.org/0000-0001-5320-5876
Kosilov K.V. https://orcid.org/0000-0001-9747-3100
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Kuznetsov V.V., Kosilov K.V. Self-assessment of physical characteristics of quality of life, morbidity, socio-economic status and academic performance of Russian and Chinese medical students in the neighboring territories of the Far East. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(2):2. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1146/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-2. (In Rus).

Введение

Многие современные авторы, работающие в сфере повышения эффективности образовательного пространства обращают внимание на высокий уровень хронической патологии висцеральных органов, характерный для студентов высших учебных заведений страны. В различных источниках общий уровень соматической патологии оценивается в 32, 40, и даже 55% [1-4]. Высокий уровень заболеваемости негативно влияет на многие стороны образовательного процесса: снижает посещаемость занятий у студентов очных форм обучения, отрицательно воздействует на когнитивные способности обучающихся, связан с дополнительными расходами на диагностику и лечение. В тоже время, эта проблема не является типичной только для Российской системы высшего образования. С высоким уровнем заболеваемости студенческой молодежи сталкиваются многие страны, в том числе Китайская народная республика.

Одновременно многие авторы отмечают, что объективное состояние здоровья студентов, и его субъективное восприятие часто не совпадают. Самочувствие, самоощущение, адекватная, завышенная или заниженная самооценка своего физического состояния может являться важным самостоятельным фактором, влияющим на поведение в отношении здоровья, и в конечном счете- на успеваемость, эффективность образовательного процесса [5, 6]. Поэтому субъективная оценка студентами своего физического состояния, ее корреляция с объективным состоянием здоровья, влияние этих параметров на поведенческие стереотипы в отношении здоровья на фоне других факторов (прежде всего- социально-экономических) находятся в фокусе внимания исследователей- социологов, психологов, педагогов, менеджеров общественного здравоохранения [7, 8].

Медицинское образование имеет существенную специфику, связанную с большими интеллектуальными нагрузками, часто - избыточным психоэмоциональным напряжением, «привязкой» учебного процесса к специально оборудованным лабораториям и аудиториям, необходимостью длительного ежедневного пребывания в учебном учреждении. С первого семестра, и на протяжении всего периода обучения, студенты медицинских направлений имеют очень плотный график лекционных, практических и лабораторных занятий. Интенсивные учебные нагрузки могут приводить к истощению адаптационных возможностей молодого организма, хронической физической усталости, дискомфорту [9, 10]. В современных научных источниках сравнительно легко можно найти информацию в влиянии заболеваемости на успешность обучения [11, 12]. Однако, практически не освещенным остается анализ влияния субъективной самооценки физического компонента качества жизни (в сопряжении с объективным состоянием здоровья) на текущую и академическую успеваемость, успешность образовательного процесса в целом [13-17]. Особенный интерес могло бы представить проведение подобного исследования в выборках, составленных из студентов-медиков разных стран. В этом случае, мы могли бы «отсечь» данные, связанные с национальными, этническими или региональными особенностями и выделить наиболее важные, фундаментальные факторы влияния на успеваемость, не зависящие от национальный культурологических или социально-экономических особенностей.

Исходя из данных предпосылок была сформулирована цель настоящего исследования: проведение сравнительного анализа самооценки физических характеристик качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), объективного состояния здоровья, социально-экономического статуса (СЭС) и их влияния на успешность обучения у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока РФ и КНР (Приморский край и провинция Хэйлунцзян).

Материалы и методы

Данное исследование проводилось с 15.04. 2018 по 15.05.2019 года в Школе Биомедицины Дальневосточного Федерального Университета (ШБМ ДВФУ), Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ) Российской Федерации, медицинских факультетах Харбинского и Муданьцзяньского университетов (КНР). Репрезентативность выборки обеспечивалась проведением случайного отбора с использованием генератора случайных чисел со стратификацией по гендерному признаку. В исследовании приняли участие 321 российский и 305 китайских студентов. Объем выборки составил 626 человек (308 лиц женского пола (49,2%) и 318 - мужского (50,8%)). Средний возраст студентов, вошедших в выборку - 21,5 лет, частота отклика составила 93, 4%. Основные демографические и социально-экономические характеристики российских и китайских студентов приведены в таблице № 1.

Информация по семестровой успеваемости были получены из открытых факультетских отчетов ТГМУ, ДВФУ, ХМУ и МГМУ по итогам сессий 2018 года. Данные о демографических, социально-экономических, медицинских характеристиках были собраны с использованием специальной анкеты (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов). Анкета состоит из вопросов о демографическом, финансово-экономическом, социальном положении респондента, условиях проживания и обучения, качестве и объеме процесса обучения, поведении в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих, заболеваемости. Вопросы сформулированы максимально лаконично и доступно для восприятия и интерпретации. Каждый вопрос анкеты респонденту предлагалось оценить в баллах от 0 (минимальное значение) до 5 (максимальное).

При самооценке физического статуса и физиологического комфорта респонденты заполняли блок вопросов о физическом компоненте качества жизни стандартизированной анкеты «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form). Анкета MOS SF-36 переведена на русский и китайский языки, ее валидность подтверждена, анкета широко используется для корректной самооценки качества жизни в России, странах Евросоюза, Китае, Японии. Оценка физического статуса проводится с использованием шкал физическое функционирование (ФФ), ролевое функционирование (РФ), соматическая боль (СБ), общее самочувствие (ОС). Каждая шкала оценивается в диапазоне от минимального до максимального значения (0 - 100 баллов). Уровень самооценки физического состояния определяется как средняя суммарная оценка всех, перечисленных выше, компонентов оценки физического статуса [6-8].

Расчёт объёма выборочной совокупности проводился с учетом особенностей распределения частоты ответов (дисперсии) в ранее проведенных, подобных по структуре исследованиях [5-9]. При статистической обработке массива данных была принята доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%.

Двусторонний анализ дисперсии (ANOVA) применялся при анализе достоверности различий. Расчет коэффициента Спирмена был использован при изучении взаимосвязи переменных. Тест Вальда проводился при оценке корректности сравнения с неполным набором данных. Статистический анализ был проведен с использованием прикладной программы «Statistica 6.0».

Результаты

В 18 (2,9%) случаях данные анкет оказались неполными в связи с ошибками при заполнении или (в 7 случаях) при отказе отвечать на вопросы о материальном статусе. Тест Вальда позволил опровергнуть нулевую гипотезу о недостоверности сравнений из-за отсутствующих данных.

Социально-экономические и демографические характеристики и параметры, связанные со здоровьем у российских и китайских студентов медицинских специальностей представлены в таблице 1. Как видно из таблицы, в целом обе выборки оказались достаточно однородными по большинству социально-экономических характеристик. Это касается, прежде всего уровня индивидуального и семейного дохода. Первый оказался весьма невелик, и составил, соответственно, 5,2 (0,8) и 4,9 (0,6) у российских и китайских студентов. Доход домохозяйств семей, в которых проживали студенты, так же отличался недостоверно. Практически все переменные и характеристики, описывающие качество образовательного пространства, бытовые условия, наличие вредных привычек оценивались студентами обоих выборок близко или тождественно. Существенные различия коснулись лишь числа проживающих до поступления в университет в сельской местности: среди китайских студентов их оказалось значительно больше: 63,3 против 38,9, p <0,05.

В таблице 2 приведены результаты исследования заболеваемости в обеих выборках. В целом, структура заболеваемости у российских и китайских студентов оказалась достаточно близка. Наиболее часто встречающейся патологией у студентов-медиков обеих стран оказались заболевания пищеварительной системы: они отмечались у 23% россиян и 21% китайских студентов. Весьма распространёнными оказались и болезни дыхательной системы (включая острые респираторно-вирусные инфекции): они были отмечены соответственно у 11% и 9% респондентов. На третьем месте по частоте встречаемости среди российских студентов оказались заболевания нервной системы (6,8%), среди китайских – заболевания мочевых путей (6,2%). Достоверные различия между российской и китайской выборками были отмечены в уровне распространенности заболеваний нервной системы (6,8/2,9%, p <0,05), опорно-двигательного аппарата (1,9/3,9, p <0,05), прочих болезней (4,0/7,9%, p <0,05). Общий процент хронической соматической заболеваемости оказался весьма высоким как у российских, так и у китайских студентов (соответственно 59,6%, 57,4%, p 0,05). Кроме того, в обеих выборках были установлены относительно невысокие значения индекса коморбидности и количества обращений за медицинской помощью. Существенным оказалось число дней пропуска занятий по болезни за год: 11,5 у российских и 7,6 у китайских студентов.

Средний уровень семестровой успеваемости в баллах у российских студентов составил 4,2 (0,3), у их китайских сверстников - 4,4 (0,2), достоверных различий выявлено не было.

На рисунке 1 в графической форме представлен результат исследования самооценки физического компонента качества жизни, связанного со здоровьем, у российских студентов и их сверстников из Китая. Российские студенты достоверно выше оценивали свое ролевое функционирование (80,9/57,7, p <0,05), в то время как их китайские сверстники – общее самочувствие (82,5/61,7, p <0,05). В то же время оценка физического функционирования и соматической боли в выборках достоверно не отличалась (оценка соматической боли проводилась, согласно рекомендациям авторов вопросника, в реверсивном режиме). Общая композитная оценка физического компонента качества жизни у студентов из обеих национальных выборок оказалась достаточно высокой и значительно превышала границу нормативного значения. Значение показателя среди российских и китайских студентов практически не отливалось (71,6/74,6, p <0,05).

На рисунке 2 представлен результат построения модели регрессии, описывающей взаимосвязь факторов, ассоциированных с успеваемостью. Мы не обнаружили достоверных различий между силой взаимосвязи отдельных переменных с показателем успеваемости в российской и китайской когортах. Иными словами, все включенные переменные коррелировали с показателями успеваемости в обоих выборках в целом синхронно. Наиболее сильная корреляция показателя успеваемости, как видно из рисунка, была отмечена с переменными заболеваемости (r=7.18 (5.16-8.47); 7.97 (6.34-9.22)), условий обучения (r=5.48 (2.38-8.12); 3.94 (0.85-6.49)), и физическим компонентом самооценки качества жизни (r=5.51 (2.41-8.52); 4.81 (2.23-7.96)). Причем из параметров физического статуса наиболее сильная корреляция показателя успеваемости была отмечена с переменными физического функционирования (r=6.47 (3.27-9.32); 4.63 (0.95-7.65)) и общего самочувствия (r=8.99 (7.62-9.97); 9.07 (6.72-10.02).

Обсуждение

В процессе исследования была достигнута заявленная цель, которая предполагала проведение сравнительного анализа самооценки физических характеристик качества жизни, объективного состояния здоровья, СЭС и их влияния на успешность обучения у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока РФ и КНР.

Основным и достаточно неожиданным результатом, который был получен в процессе изучения двух выборок студентов-медиков с сопредельных территорий России и Китая, пожалуй, можно назвать схожесть многих социально-экономических характеристик, уровня успеваемости и распространенности различных нозологических форм, несмотря на очевидные кросс-культуральные различия, присущие этим странам. При построении модели регрессии факторов, влияющих на успешность обучения, мы обнаружили сильную взаимосвязь семестровой успеваемости с заболеваемостью среди студентов, условиями обучения, физическим компонентом самооценки качества жизни. В обоих выборках была установлена корреляция между успеваемостью и такими параметрами физического статуса (согласно MOS-36) как физическое функционирование и общее самочувствие. Возможно, этот результат может стать подтверждением ранее артикулированных тезисов о том, что ценностные ориентации, поведенческие модели, стереотипы восприятия и интерпретации информационных потоков среди студенческой молодежи разных стран в последнее десятилетие интенсивно унифицируются в связи со стиранием искусственных информационных барьеров [18-20]. Последнее становится возможным следствием большого числа каналов обмена профессиональными и культурными данными, сопряженными со всемирной коммуникационной сетью Интернет. Более инерционно, но тем не менее, вполне ощутимо унифицируются и образовательные технологии, и само образовательное пространство, включая социально-бытовые и технические условия обучения. На наш взгляд, именно в этой плоскости следует искать объяснение феномену сходства влияния многих исследованных факторов на успеваемость в разных национальных выборках.

При анализе полученных результатов мы также обратили внимание, что при практически идентичном уровне успеваемости, китайские студенты достоверно выше оценивают свой уровень общего самочувствия, в то время как россияне уверенно опережали своих китайских сверстников при оценке ролевого функционирования. Возможно, эти особенности самооценки связаны со спецификой формирования адаптационных ролевых и поведенческих стратегий в старших классах китайских и российских общеобразовательных школ [21, 22]. Однако общая оценка физического статуса и комфорта в обеих выборках оказалась близка (71/74 балла), несмотря на существенный уровень заболеваемости. Впрочем, подобная ситуация не выходит за рамки общей тенденции, и вероятно не связана с какими-либо культурологическими особенностями: известно, что в возрасте 18-25 лет организм максимально эффективно компенсирует любые хронические патологические процессы и состояния. В тоже время массивный информационный поток, в том числе связанный с приобретением профессиональных компетенций, почти не оставляет молодым людям времени на рефлексию и глубокий анализ своего физического и психоэмоционального состояния.

В целом, уровень заболеваемости и качество жизни, связанное со здоровьем у обследованных студентов, согласно полученным нами данным, примерно соответствует результатам других авторов, и свидетельствует о необходимости серьезной работы по формированию здоровьесберегающего поведения в среде студенческой молодежи медицинских специальностей [1, 2, 20, 23, 24].

Проведённое исследование не свободно от ограничений. Его продолжением и развитием может стать изучение и сравнительный анализ влияния на успешность обучения более широкого спектра факторов, с включением в выборку студентов других специальностей; анализ динамики самооценки качества жизни, связанного со здоровьем за весь период обучения, формирование предложений по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство университетов.

Данные, полученные в результате проведенного изыскания, могут быть востребованы специалистами лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих медицинские университеты, организаторами здравоохранения, администрациями университетов, социальными психологами, педагогами высшего образования.

Выводы

  1. Факторами, наиболее сильно коррелирующими с успеваемостью студентов медицинских направлений, обучающихся в медицинских университетах Приморья (РФ) и провинции Хэйлунцзян (КНР) являются физический компонент самооценки качества жизни, включая физическое функционирование и самочувствие; уровень заболеваемости; качество условий обучения.
  2. Высокий уровень взаимосвязи успеваемости с самооценкой физического компонента КЖСЗ, заболеваемостью и условиями обучения отмечается как среди российских, так и среди китайских студентов.
  3. При оценке физического компонента КЖСЗ российские студенты дают достоверно более высокую оценку ролевому функционированию, китайские студенты – общему самочувствию. Суммарная оценка физического компонента качества жизни в обоих выборках однородна и находится в пределах нормативных значений.
  4. У российских и китайских студентов отмечается высокий уровень заболеваемости. Согласно полученным данным 59 % российских и 57% китайских студентов имеют ту или иную хроническую патологию (преимущественно в стадии ремиссии).
  5. Показатель семестровой успеваемости в российской и китайской выборках равен 4,2 и 4,4 балла соответственно.

Библиография

  1. Бобылева О.В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник ТГУ 2013; 18 (3): 852-854.
  2. Бабина В. С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый 2015; (11): 572-575.
  3. Журавлева И.В., редактор. Здоровье студентов: социологический анализ. Москва: Институт социологии РАН; 2012. 252 с.
  4. Били-Лазарь А.А., Хлебутина Э.В., Вольский В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи. Успехи современного естествознания 2013; (10): 192.
  5. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестник ТГУ 2009; 74 (6): 149-153.
  6. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария 2015; (9): 18-20.
  7. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Ученые записки 2014; 110 (4): 24-28.
  8. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария 2015; (1): 104-107.
  9. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья. Земской врач 2014. 23 (2): 41-44.
  10. Донченко В.И. Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегающим технологиям. Концепт 2015; (10): 111–115.
  11. Иванова П.Ф., Люкина А.Н., Петрова М.П., Савельев В.Н. Влияние заболеваемости на успеваемость студентов ИГМА лечебного и педиатрического факультетов. Синергия наук 2018; 19: 925-929.
  12. Загородников А.Г., Попов В.И., Загородников Г.Г., Горичный В.А. Взаимосвязь общей заболеваемости с успешностью обучения курсантов различных соматотипов. Вестник Российской военно-медицинской академии 2014; 48 (4): 182-184.
  13. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария 2015; (9): 18-20.
  14. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов. Гигиена и санитария 2012; (4): 61–63.
  15. Кашина Ю.В., Арделян А.Н. Физиолого-психологические параллели в оценке регуляторно-адаптивных возможностей организма студентов при их адаптации к учебному процессу. Национальная Ассоциация Ученых 2015; 16 (10-1): 152–154.
  16. Мухина Н.В. Особенности здоровья и питания студентов. Уральский медицинский журнал 2016; (1): 126–129.
  17. Проскурякова Л.А., Бурнышева Т.В. Оценка заболеваемости, физического здоровья студентов и формирование самосохранительного поведения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины 2012; (3): 15–17.
  18. Малахаева С.К., Уварова М.Ю., Кедярова Е.А. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае. Байкальский исследовательский журнал 2017; 8 (4): 1-10.
  19. Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи. Высшее образование в России 2016; (8-9): 22-29.
  20. Лепихин В. В., Лепихина Т. Л., Карпович Ю. В. Влияние формальных и неформальных институтов на формирование рациональных моделей здоровьесберегающего поведения студентов. Вестник ПНИПУ. Безопасность и управление рисками 2015; (2): 136-145.
  21. Леонова Е.В. Проблема социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях непрерывного образования. Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек – Образование – Профессия», 6–8 июля 2009 г. Митина Л.М., редактор. Москва: ПИ РАО МГППУ; 2009. С. 190–194.
  22. Zhang Y, Jiang G, Sun Y, Zhao X, Yu X. Cross-cultural adaptation and psychometric properties of the Chinese version of the Communication Skills Attitude Scale among medical students in Liaoning province, China: a cross-sectional study. BMJ Open 2018 Sep 10;8(9): e020931.
  23. Qiu Y, Yao M, Guo Y, Zhang X, Zhang S, Zhang Y, et al. Health-Related Quality of Life of Medical Students in a Chinese University: A Cross-Sectional Study. Int J Environ Res Public Health 2019 Dec 17; 16(24). pii: E5165.
  24. Zhang GB1, Xu N, Han AZ, Xie GD, Chen LR, Su PY. Association between suffering experiences from precollege peer bullying at different stages and the quality of health-related life among college students. Zhonghua Liu Xing Bing Xue Za Zhi 2019 Aug 10; 40(8):965-970.

References

  1. Bobyleva O.V Sostoyaniye zdorov'ya studencheskoy molodezhi kak sotsial'no-ekologicheskaya problema [Health status of students as a social and environmental problem]. Vestnik TGU 2013; 18 (3): 852-854. (In Russian).
  2. Babina V. S. Problemy zdorov'ya studencheskoy molodezhi [The problems of students’ health]. Molodoy uchenyy 2015; (11): 572-575. (In Russian).
  3. Zhuravleva I.V., editor. Zdorov'e studentov: sotsiologicheskiy analiz [Students’ health: a sociological analysis]. Moscow: Institut sotsiologii RAN.; 2012. 252 p. (In Russian).
  4. Bili-Lazar' A.A., Khlebutina E.V., Vol'skiy V.V. Prichiny ukhudsheniya sostoyaniya zdorov'ya studencheskoy molodezhi [The causes for deterioration of students’ health status]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya 2013; (10): 192. (In Russain).
  5. Irikhin N.V., Zhuravlev Yu.I., Zhernakova N.I., Chefranova Zh.Yu., Irikhina I.V. Sravnitel'nyy analiz ob"ektivnoy i sub"ektivnoy otsenok zdorov'ya studentov v khode realizatsii innovatsionnoy obrazovatel'noy programmy «Zdorov'esberezhenie» [Comparative analysis of objective and subjective assessments of students’ health status during the implementation of “Health Saving” innovative educational program]. Vestnik TGU 2009; 74 (6): 149-153. (In Russian).
  6. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Samootsenka zdorov'ya i obraza zhizni studentov pedagogicheskogo universiteta [Self-assessment of the health and life style in the students of Pedagogical University]. Gigiena i sanitariya 2015; (9): 18-20. (In Russian).
  7. Byankina L.V., Izotova V.M., Khotimchenko A.V., Tsuman N.A. Samootsenka zdorov'ya studentami professional'nykh uchebnykh zavedeniy Khabarovska kak sostavlyayushchaya ikh psikhofiziologicheskogo sostoyaniya [Self-assessment of health status by students of professional educational universities in Khabarovsk as a component of their psychophysiological status]. Uchenye zapiski 2014; 110 (4): 24-28. (In Russian).
  8. Trapeznikova M.V., Savkin V.V. Monitoring i prognozirovaniye psikhofi-ziologicheskogo statusa i uspevaemosti studentok I-II kursa meditsinskogo vuza [Monitoring and prediction of psychophysiological status and performance of girl-students of I-II courses of medical universities]. Gigiena i sanitariya 2015; (1): 104-7. (In Russian).
  9. Alekseenko S.N., Drobot E.V. Kategorii zhiznestoykosti i kachestva zhizni u studentov meditsinskogo VUZa v sopryazhennosti s samootsenkoy zdorov'ya [Categories of vitality and life quality in students of medical universities in conjunction with health self-assessment]. Zemskoy vrach 2014; 23 (2): 41-44. (In Russain).
  10. Donchenko V.I. Strukturnaya model' obucheniya studentov-medikov zdorov'esberegayushchim tekhnologiyam [Structural model for teaching medical students to health saving technologies]. Kontsept 2015; (10): 111–115.(In Russian).
  11. Ivanova P.F., Lyukina A.N., Petrova M.P., Savel'ev V.N. Vliyanie zabolevaemosti na uspevaemost' studentov IGMA lechebnogo i pediatricheskogo fakul'tetov [The influence of morbidity on students’ performance at Medical and Pediatric Departments of Medical University]. Sinergiya nauk. 2018; 19: 925-929. (In Russian).
  12. Zagorodnikov A.G., Popov V.I., Zagorodnikov G.G., Gorichnyy V.A. Vzaimosvyaz' obshchey zabolevaemosti s uspeshnost'yu obucheniya kursantov razlichnykh somatotipov [The relationship between overall morbidity and success in training cadets of various somatotypes]. Vestnik Rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii 2014; 48 (4): 182-184. (In Russian).
  13. Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Samootsenka zdorov'ya i obraza zhizni studentov pedagogicheskogo universiteta [Self-assessment of health status and life style in students of pedagogical university]. Gigiena i sanitariya 2015; (9): 8-20. (In Russian).
  14. Karpenko Yu. D. Dinamika funktsional'nogo sostoyaniya i adaptatsionnykh protsessov u studentov [Dynamics of the functional state and adaptation processes in students]. Gigiena i sanitariya 2012; (4): 61–63. (In Russian).
  15. Kashina Yu. V., Ardelyan A.N. Fiziologo-psikhologicheskie paralleli v otsenke regulyatornoadaptivnykh vozmozhnostey organizma studentov pri ikh adaptatsii k uchebnomu protsessu [Physiological and psychological parallels in assessing the regulatory and adaptive capabilities of the students when they adapt to educational process]. Natsional'naya Assotsiatsiya Uchenykh 2015; 16 (10-1): 152–154. (In Russian).
  16. Mukhina N. V. Osobennosti zdorov'ya i pitaniya studentov [Features of health and nutrition of students]. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal 2016; (1): 126–129. (In Russian).
  17. Proskuryakova L. A., Burnysheva T.V. Otsenka zabolevaemosti, fizicheskogo zdorov'ya studentov i formirovanie samosokhranitel'nogo povedeniya [Asessment of morbidity and physical health of students and formation of self-saving behavior]. Problemy sotsial'noy gigieny i istoriya meditsiny 2012; (3): 15–17. (In Russian).
  18. Malakhaeva S.K., Uvarova M.Yu., Kedyarova E.A. Issledovanie tsennostnykh orientatsiy rossiyskikh studentov, obuchayushchikhsya v Kitae [A research of value orientation of students studying in China]. Baykal'skiy issledovatel'skiy zhurnal 2017; 8 (4): 1-10. (In Russian).
  19. Martynenko O.O., Korotina O.A. Tsennostnye orientatsii studencheskoy molodezhi [Value orientation of the student youth]. Vysshee obrazovanie v Rossii 2016; (8-9): 22-29. (In Russian).
  20. Lepikhin V.V., Lepikhina T.L., Karpovich Yu.V. Vliyanie formal'nykh i neformal'nykh institutov na formirovanie ratsional'nykh modeley zdorov'esberegayushchego povedeniya studentov [Influence of formal and informal institutions on formation of rational models of health-saving behavior in students]. Vestik PNIPU. Bezopasnost’ i upravlenie riskami 2015; (2): 136-145. (In Russian).
  21. Leonova E.V. Problema sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii detey i molodezhi v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [The problem of social and psychological adaptation of children and the youth in conditions of continuous education]. Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Chelovek – Obrazovanie – Professiya», 6–8 iyulya 2009 g. Mitina L.M., editor. Moscow: PI RAO, MGPPU, 2009. P. 190–194. (In Russian).
  22. Zhang Y, Jiang G, Sun Y, Zhao X, Yu X. Cross-cultural adaptation and psychometric properties of the Chinese version of the Communication Skills Attitude Scale among medical students in Liaoning province, China: a cross-sectional study. BMJ Open 2018 Sep 10;8(9): e020931.
  23. Qiu Y, Yao M, Guo Y, Zhang X, Zhang S, Zhang Y, et al. Health-Related Quality of Life of Medical Students in a Chinese University: A Cross-Sectional Study. Int J Environ Res Public Health. 2019 Dec 17; 16(24). pii: E5165.
  24. Zhang GB1, Xu N, Han AZ, Xie GD, Chen LR, Su PY. Association between suf-fering experiences from precollege peer bullying at different stages and the quality of health-related life among college students. Zhonghua Liu Xing Bing Xue Za Zhi 2019 Aug 10; 40(8):965-970.

Дата поступления: 11.01.2020.

Таблица 1

Социально-экономические и демографические характеристики, описательные переменные, связанные со здоровьем у российских и китайских студентов медицинских специальностей (n=626)

Переменные Российские студенты (n=321) Китайские студенты (n=305)
M 1 SD1 M SD
Возраст 21,6 1,4 22,4 1,5
Ежемесячный индивидуальный доход2 5,18 0,80 4,94 0,62
Ежемесячный доход домохозяйства2 65,2 7,2 51,8 11,3
Условия проживания3 3,6 0,6 4,1 0,7
Организационно-бытовые условия обучения 3 3,3 0,6 4,0 0,8
Качество питания 3 2,5 1,0 3,3 0,6
Употребление алкоголя3 0,6 0,5 0,5 0,7
Курение (интенсивность)3 2,3 0,7 2,8 0,4
Занятия спортом (эпизодов в неделю)4 2,1 0,3 2,8 0,8
  N5 % N5 %
Семейный статус (состоит в браке) 41 12,8 51 16.7
Наличие детей 21 6,5 34 11,1
Проживание в сельской местности 126 38,9 193 63,3*
Проживание в городском округе 195 61,1 112 36,7*

Примечание.
1 Mean (M) - среднее значения показателя в выборке; SD (standard deviation) стандартное отклонение; 2 - в тысячах рублей, для китайских студентов- по среднему курсу юаня к рублю на 2019 год; 3 - значение в баллах, от 1 до 5; 4 - в единицах; 5 Number (N) число случаев; *p <0,05.

Таблица 2

Заболеваемость у российских и китайских студентов медицинских специальностей (n=626)

  Российские студенты (n=321) Китайские студенты (n=305)
Переменные N1 % N1 %
Болезни сердечно-сосудистой системы 15 4.7 9 2.9
Болезни респираторной системы 35 10.9 27 8.8
Болезни пищеварительной системы 74 23,0 65 21.3
Болезни мочеполовой системы 21 6,5 19 6.2
Заболевания опорно-двигательного аппарата и соединительной ткани 6 1.9 12 3.9*
Эндокринные заболевания 6 1.9 10 3.3
Болезни нервной системы 22 6.8 9 2.9*
Другие 13 4.0 24 7.9*
Всего 192 59,8 175 57,4
Число обращений за мед. помощью2 1,5 0,2 1,8 0,5
Индекс коморбидности Чарлсона 1,0 0,3 0,9 0,3
Дней пропуска по болезни за год 11,5 2,1 7,6 2,0

Примечание. 1 N – число случаев; 2 в год на 1 студента. *p <0,05.

Российские студенты Китайские студенты

Рис.1
Рис. 1 Уровень самооценки физического компонента качества жизни, связанного со здоровьем у российских (n= 321) и китайских (n=305) студентов медицинских специальностей

Примечание. При самооценке использован Вопросник MOS SF-36v2 Health Status Survey - Short Form 36v2 - «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем»;

Подшкала физический компонент качества жизни: физическое функционирование (ФФ), ролевое функционирование (РФ), соматическая боль (СБ), общее самочувствие (ОС)

ФЗ – суммарная самооценка физического здоровья (физиологического комфорта); Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 означает максимально позитивный ответ.

Рис.2
Рис. 2 Регрессионная модель: факторы, ассоциированные с успеваемостью для выборок российских (n=321) и китайских (n=305) студентов медицинских специальностей (n=626)

Примечание. КЖСЗ - качество жизни, связанное со здоровьем, композитная оценка физического компонента.

В скобках указаны доверительные интервалы; *p <0,05


Просмотров: 6056

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 03.05.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search