21.04.2020 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-2
1Кузнецов В.В., 2Косилов К.В. Резюме Цель исследования - анализ уровня самооценки физических характеристик качества жизни, связанного со здоровьем, объективного состояния здоровья, социально-экономического статуса, и взаимосвязь этих факторов с успеваемостью у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока РФ и КНР (Приморский край и провинция Хэйлунцзян). Исследование проводилось с 15.04. 2018 по 15.05.2019 года в Школе Биомедицины Дальневосточного Федерального Университета, Тихоокеанском Государственном медицинском университете, медицинских факультетах Харбинского и Муданьцзяньского университетов. В исследовании приняли участие 321 российский и 305 китайских студентов, всего - 626 человек (49,2% лиц женского и 50,8% мужского пола, средний возраст - 21,5 лет. Студенты, принявшие участие в исследовании, заполняли блок вопросов о физическом компоненте качества жизни стандартизированной анкеты «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form), Анкету Социально-экономического и медицинского статуса студента (Поздеева, 2008, с дополнениями авторов). В результате исследования было установлено, наиболее сильно коррелирующими с успеваемостью факторами, из числа включенных в алгоритм, были физический компонент самооценки качества жизни, включая физическое функционирование и самочувствие; уровень заболеваемости; качество условий обучения. Также удалось установить, что высокий уровень взаимосвязи этих факторов с успешностью обучения отмечается как среди российских, так и среди китайских студентов. При изучении физического компонента качества жизни российские студенты достоверно выше оценивают свое ролевое функционирование, китайские – общее самочувствие. Суммарная оценка физического компонента в обоих выборках однородна и находится в пределах нормативных значений. У российских и китайских студентов отмечается высокий уровень заболеваемости: 59 % российских и 57% китайских студентов имеют ту или иную хроническую патологию (преимущественно в стадии ремиссии). Показатель семестровой успеваемости в российской и китайской выборках равен 4,2 и 4,4 балла соответственно. Ключевые слова: физический компонент качества жизни; студенты; Россия; Китай; заболеваемость; успеваемость; социально-экономический статус
Контактная информация: Косилов Кирилл Владимирович, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
SELF-ASSESSMENT OF PHYSICAL CHARACTERISTICS OF QUALITY OF LIFE,
MORBIDITY, SOCIO-ECONOMIC STATUS AND ACADEMIC PERFORMANCE OF RUSSIAN AND
CHINESE MEDICAL STUDENTS IN THE NEIGHBORING TERRITORIES OF THE FAR EAST Abstract The purpose of the study is to analyze the level of self-assessment of physical characteristics of quality of life associated with health, objective state of health, socio-economic status, and relationship between these factors and academic performance of the Russian and Chinese medical students in the neighboring territories of the Far East of the Russian Federation and China (the Primorsky Territory and Heilongjiang Province). The study was conducted from 15.04. 2018 to 15.05.2019 at the School of Biomedicine of the Far Eastern Federal University, the Pacific State Medical University, and medical faculties of the Harbin and Mudanjiang universities. The study involved 321 Russian and 305 Chinese students, a total of 626 people (49.2% of females and 50.8% of males, average age - 21.5 years). The students who took part in the study filled out a block of questions about physical component of quality of life in the standardized questionnaire “Short form of self-assessment of quality of life related to health MOS SF-36” (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form), Questionnaire on socio-economic and medical status of student (Pozdeeva, 2008, with the additions of the authors). The study identified that out of the factors included in the algorithm physical component of self-assessment of quality of life, including physical functioning and health; incidence rate; and quality of the learning environment turned out to be the factors most correlated with academic performance. A high correlation between these factors and learning success is observed among both Russian and Chinese students. When studying physical component of quality of life, Russian students significantly higher estimate their role functioning, while their Chinese peers - general health. The total evaluation of physical component in both samples is homogeneous and within the standard values. Russian and Chinese students have a high disease incidence: 59% of Russian and 57% of Chinese students have one or another chronic pathology (mainly in remission). The semester performance indicator in the Russian and Chinese samples equals to 4.2 and 4.4 points, respectively. Keywords: physical component of quality of life; students; Russia; China; incidence; academic performance; socio-economic status
Corresponding author: Kirill V. Kosilov, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Многие современные авторы, работающие в сфере повышения эффективности образовательного пространства обращают внимание на высокий уровень хронической патологии висцеральных органов, характерный для студентов высших учебных заведений страны. В различных источниках общий уровень соматической патологии оценивается в 32, 40, и даже 55% [1-4]. Высокий уровень заболеваемости негативно влияет на многие стороны образовательного процесса: снижает посещаемость занятий у студентов очных форм обучения, отрицательно воздействует на когнитивные способности обучающихся, связан с дополнительными расходами на диагностику и лечение. В тоже время, эта проблема не является типичной только для Российской системы высшего образования. С высоким уровнем заболеваемости студенческой молодежи сталкиваются многие страны, в том числе Китайская народная республика. Одновременно многие авторы отмечают, что объективное состояние здоровья студентов, и его субъективное восприятие часто не совпадают. Самочувствие, самоощущение, адекватная, завышенная или заниженная самооценка своего физического состояния может являться важным самостоятельным фактором, влияющим на поведение в отношении здоровья, и в конечном счете- на успеваемость, эффективность образовательного процесса [5, 6]. Поэтому субъективная оценка студентами своего физического состояния, ее корреляция с объективным состоянием здоровья, влияние этих параметров на поведенческие стереотипы в отношении здоровья на фоне других факторов (прежде всего- социально-экономических) находятся в фокусе внимания исследователей- социологов, психологов, педагогов, менеджеров общественного здравоохранения [7, 8]. Медицинское образование имеет существенную специфику, связанную с большими интеллектуальными нагрузками, часто - избыточным психоэмоциональным напряжением, «привязкой» учебного процесса к специально оборудованным лабораториям и аудиториям, необходимостью длительного ежедневного пребывания в учебном учреждении. С первого семестра, и на протяжении всего периода обучения, студенты медицинских направлений имеют очень плотный график лекционных, практических и лабораторных занятий. Интенсивные учебные нагрузки могут приводить к истощению адаптационных возможностей молодого организма, хронической физической усталости, дискомфорту [9, 10]. В современных научных источниках сравнительно легко можно найти информацию в влиянии заболеваемости на успешность обучения [11, 12]. Однако, практически не освещенным остается анализ влияния субъективной самооценки физического компонента качества жизни (в сопряжении с объективным состоянием здоровья) на текущую и академическую успеваемость, успешность образовательного процесса в целом [13-17]. Особенный интерес могло бы представить проведение подобного исследования в выборках, составленных из студентов-медиков разных стран. В этом случае, мы могли бы «отсечь» данные, связанные с национальными, этническими или региональными особенностями и выделить наиболее важные, фундаментальные факторы влияния на успеваемость, не зависящие от национальный культурологических или социально-экономических особенностей. Исходя из данных предпосылок была сформулирована цель настоящего исследования: проведение сравнительного анализа самооценки физических характеристик качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), объективного состояния здоровья, социально-экономического статуса (СЭС) и их влияния на успешность обучения у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока РФ и КНР (Приморский край и провинция Хэйлунцзян). Материалы и методы Данное исследование проводилось с 15.04. 2018 по 15.05.2019 года в Школе Биомедицины Дальневосточного Федерального Университета (ШБМ ДВФУ), Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ) Российской Федерации, медицинских факультетах Харбинского и Муданьцзяньского университетов (КНР). Репрезентативность выборки обеспечивалась проведением случайного отбора с использованием генератора случайных чисел со стратификацией по гендерному признаку. В исследовании приняли участие 321 российский и 305 китайских студентов. Объем выборки составил 626 человек (308 лиц женского пола (49,2%) и 318 - мужского (50,8%)). Средний возраст студентов, вошедших в выборку - 21,5 лет, частота отклика составила 93, 4%. Основные демографические и социально-экономические характеристики российских и китайских студентов приведены в таблице № 1. Информация по семестровой успеваемости были получены из открытых факультетских отчетов ТГМУ, ДВФУ, ХМУ и МГМУ по итогам сессий 2018 года. Данные о демографических, социально-экономических, медицинских характеристиках были собраны с использованием специальной анкеты (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов). Анкета состоит из вопросов о демографическом, финансово-экономическом, социальном положении респондента, условиях проживания и обучения, качестве и объеме процесса обучения, поведении в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих, заболеваемости. Вопросы сформулированы максимально лаконично и доступно для восприятия и интерпретации. Каждый вопрос анкеты респонденту предлагалось оценить в баллах от 0 (минимальное значение) до 5 (максимальное). При самооценке физического статуса и физиологического комфорта респонденты заполняли блок вопросов о физическом компоненте качества жизни стандартизированной анкеты «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form). Анкета MOS SF-36 переведена на русский и китайский языки, ее валидность подтверждена, анкета широко используется для корректной самооценки качества жизни в России, странах Евросоюза, Китае, Японии. Оценка физического статуса проводится с использованием шкал физическое функционирование (ФФ), ролевое функционирование (РФ), соматическая боль (СБ), общее самочувствие (ОС). Каждая шкала оценивается в диапазоне от минимального до максимального значения (0 - 100 баллов). Уровень самооценки физического состояния определяется как средняя суммарная оценка всех, перечисленных выше, компонентов оценки физического статуса [6-8]. Расчёт объёма выборочной совокупности проводился с учетом особенностей распределения частоты ответов (дисперсии) в ранее проведенных, подобных по структуре исследованиях [5-9]. При статистической обработке массива данных была принята доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%. Двусторонний анализ дисперсии (ANOVA) применялся при анализе достоверности различий. Расчет коэффициента Спирмена был использован при изучении взаимосвязи переменных. Тест Вальда проводился при оценке корректности сравнения с неполным набором данных. Статистический анализ был проведен с использованием прикладной программы «Statistica 6.0». Результаты В 18 (2,9%) случаях данные анкет оказались неполными в связи с ошибками при заполнении или (в 7 случаях) при отказе отвечать на вопросы о материальном статусе. Тест Вальда позволил опровергнуть нулевую гипотезу о недостоверности сравнений из-за отсутствующих данных. Социально-экономические и демографические характеристики и параметры, связанные со здоровьем у российских и китайских студентов медицинских специальностей представлены в таблице 1. Как видно из таблицы, в целом обе выборки оказались достаточно однородными по большинству социально-экономических характеристик. Это касается, прежде всего уровня индивидуального и семейного дохода. Первый оказался весьма невелик, и составил, соответственно, 5,2 (0,8) и 4,9 (0,6) у российских и китайских студентов. Доход домохозяйств семей, в которых проживали студенты, так же отличался недостоверно. Практически все переменные и характеристики, описывающие качество образовательного пространства, бытовые условия, наличие вредных привычек оценивались студентами обоих выборок близко или тождественно. Существенные различия коснулись лишь числа проживающих до поступления в университет в сельской местности: среди китайских студентов их оказалось значительно больше: 63,3 против 38,9, p <0,05. В таблице 2 приведены результаты исследования заболеваемости в обеих выборках. В целом, структура заболеваемости у российских и китайских студентов оказалась достаточно близка. Наиболее часто встречающейся патологией у студентов-медиков обеих стран оказались заболевания пищеварительной системы: они отмечались у 23% россиян и 21% китайских студентов. Весьма распространёнными оказались и болезни дыхательной системы (включая острые респираторно-вирусные инфекции): они были отмечены соответственно у 11% и 9% респондентов. На третьем месте по частоте встречаемости среди российских студентов оказались заболевания нервной системы (6,8%), среди китайских – заболевания мочевых путей (6,2%). Достоверные различия между российской и китайской выборками были отмечены в уровне распространенности заболеваний нервной системы (6,8/2,9%, p <0,05), опорно-двигательного аппарата (1,9/3,9, p <0,05), прочих болезней (4,0/7,9%, p <0,05). Общий процент хронической соматической заболеваемости оказался весьма высоким как у российских, так и у китайских студентов (соответственно 59,6%, 57,4%, p 0,05). Кроме того, в обеих выборках были установлены относительно невысокие значения индекса коморбидности и количества обращений за медицинской помощью. Существенным оказалось число дней пропуска занятий по болезни за год: 11,5 у российских и 7,6 у китайских студентов. Средний уровень семестровой успеваемости в баллах у российских студентов составил 4,2 (0,3), у их китайских сверстников - 4,4 (0,2), достоверных различий выявлено не было. На рисунке 1 в графической форме представлен результат исследования самооценки физического компонента качества жизни, связанного со здоровьем, у российских студентов и их сверстников из Китая. Российские студенты достоверно выше оценивали свое ролевое функционирование (80,9/57,7, p <0,05), в то время как их китайские сверстники – общее самочувствие (82,5/61,7, p <0,05). В то же время оценка физического функционирования и соматической боли в выборках достоверно не отличалась (оценка соматической боли проводилась, согласно рекомендациям авторов вопросника, в реверсивном режиме). Общая композитная оценка физического компонента качества жизни у студентов из обеих национальных выборок оказалась достаточно высокой и значительно превышала границу нормативного значения. Значение показателя среди российских и китайских студентов практически не отливалось (71,6/74,6, p <0,05). На рисунке 2 представлен результат построения модели регрессии, описывающей взаимосвязь факторов, ассоциированных с успеваемостью. Мы не обнаружили достоверных различий между силой взаимосвязи отдельных переменных с показателем успеваемости в российской и китайской когортах. Иными словами, все включенные переменные коррелировали с показателями успеваемости в обоих выборках в целом синхронно. Наиболее сильная корреляция показателя успеваемости, как видно из рисунка, была отмечена с переменными заболеваемости (r=7.18 (5.16-8.47); 7.97 (6.34-9.22)), условий обучения (r=5.48 (2.38-8.12); 3.94 (0.85-6.49)), и физическим компонентом самооценки качества жизни (r=5.51 (2.41-8.52); 4.81 (2.23-7.96)). Причем из параметров физического статуса наиболее сильная корреляция показателя успеваемости была отмечена с переменными физического функционирования (r=6.47 (3.27-9.32); 4.63 (0.95-7.65)) и общего самочувствия (r=8.99 (7.62-9.97); 9.07 (6.72-10.02). Обсуждение В процессе исследования была достигнута заявленная цель, которая предполагала проведение сравнительного анализа самооценки физических характеристик качества жизни, объективного состояния здоровья, СЭС и их влияния на успешность обучения у российских и китайских студентов медицинских специальностей сопредельных территорий Дальнего Востока РФ и КНР. Основным и достаточно неожиданным результатом, который был получен в процессе изучения двух выборок студентов-медиков с сопредельных территорий России и Китая, пожалуй, можно назвать схожесть многих социально-экономических характеристик, уровня успеваемости и распространенности различных нозологических форм, несмотря на очевидные кросс-культуральные различия, присущие этим странам. При построении модели регрессии факторов, влияющих на успешность обучения, мы обнаружили сильную взаимосвязь семестровой успеваемости с заболеваемостью среди студентов, условиями обучения, физическим компонентом самооценки качества жизни. В обоих выборках была установлена корреляция между успеваемостью и такими параметрами физического статуса (согласно MOS-36) как физическое функционирование и общее самочувствие. Возможно, этот результат может стать подтверждением ранее артикулированных тезисов о том, что ценностные ориентации, поведенческие модели, стереотипы восприятия и интерпретации информационных потоков среди студенческой молодежи разных стран в последнее десятилетие интенсивно унифицируются в связи со стиранием искусственных информационных барьеров [18-20]. Последнее становится возможным следствием большого числа каналов обмена профессиональными и культурными данными, сопряженными со всемирной коммуникационной сетью Интернет. Более инерционно, но тем не менее, вполне ощутимо унифицируются и образовательные технологии, и само образовательное пространство, включая социально-бытовые и технические условия обучения. На наш взгляд, именно в этой плоскости следует искать объяснение феномену сходства влияния многих исследованных факторов на успеваемость в разных национальных выборках. При анализе полученных результатов мы также обратили внимание, что при практически идентичном уровне успеваемости, китайские студенты достоверно выше оценивают свой уровень общего самочувствия, в то время как россияне уверенно опережали своих китайских сверстников при оценке ролевого функционирования. Возможно, эти особенности самооценки связаны со спецификой формирования адаптационных ролевых и поведенческих стратегий в старших классах китайских и российских общеобразовательных школ [21, 22]. Однако общая оценка физического статуса и комфорта в обеих выборках оказалась близка (71/74 балла), несмотря на существенный уровень заболеваемости. Впрочем, подобная ситуация не выходит за рамки общей тенденции, и вероятно не связана с какими-либо культурологическими особенностями: известно, что в возрасте 18-25 лет организм максимально эффективно компенсирует любые хронические патологические процессы и состояния. В тоже время массивный информационный поток, в том числе связанный с приобретением профессиональных компетенций, почти не оставляет молодым людям времени на рефлексию и глубокий анализ своего физического и психоэмоционального состояния. В целом, уровень заболеваемости и качество жизни, связанное со здоровьем у обследованных студентов, согласно полученным нами данным, примерно соответствует результатам других авторов, и свидетельствует о необходимости серьезной работы по формированию здоровьесберегающего поведения в среде студенческой молодежи медицинских специальностей [1, 2, 20, 23, 24]. Проведённое исследование не свободно от ограничений. Его продолжением и развитием может стать изучение и сравнительный анализ влияния на успешность обучения более широкого спектра факторов, с включением в выборку студентов других специальностей; анализ динамики самооценки качества жизни, связанного со здоровьем за весь период обучения, формирование предложений по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство университетов. Данные, полученные в результате проведенного изыскания, могут быть востребованы специалистами лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих медицинские университеты, организаторами здравоохранения, администрациями университетов, социальными психологами, педагогами высшего образования. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 11.01.2020. Таблица 1 Социально-экономические и демографические характеристики, описательные переменные, связанные со здоровьем у российских и китайских студентов медицинских специальностей (n=626)
Примечание. Таблица 2 Заболеваемость у российских и китайских студентов медицинских специальностей (n=626)
Примечание. 1 N – число случаев; 2 в год на 1 студента. *p <0,05. Российские студенты Китайские студенты
Примечание. При самооценке использован Вопросник MOS SF-36v2 Health Status Survey - Short Form 36v2 - «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем»; Подшкала физический компонент качества жизни: физическое функционирование (ФФ), ролевое функционирование (РФ), соматическая боль (СБ), общее самочувствие (ОС) ФЗ – суммарная самооценка физического здоровья (физиологического комфорта); Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 означает максимально позитивный ответ.
Примечание. КЖСЗ - качество жизни, связанное со здоровьем, композитная оценка физического компонента. В скобках указаны доверительные интервалы; *p <0,05 Просмотров: 5938
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 03.05.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|