ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИЗ РАЗНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ |
21.04.2020 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-2-12
Обухова О.В., Сененко А.Ш., Стародубов В.И., Цыдыпов В.Ч., Гармаева А.Б. Резюме Актуальность. Статья посвящена исследованию различий в оказании медицинской помощи из разных финансовых источников. Несмотря на утверждение единого подхода к оказанию медицинской помощи независимо от источника финансирования медицинских услуг, нормативно-законодательная база, регулирующая вопросы целевого характера использования средств медицинскими организациями, а также вопросы их учета и отчетности, различна в отношении разных финансовых источников, как государственных, так и негосударственных. Цель исследования. Изучить различия в структуре и объемах потребляемой медицинской помощи, финансировании и половозрастном составе прикрепленных контингентов населения в разрезе трех финансовых источников: средства обязательного медицинского страхования, средства от предоставления платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования, в отношении первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается государственной бюджетной медицинской организацией. Материалы и методы. Настоящее исследование проведено на примере бюджетной медицинской организации федерального уровня, оказывающей первичную медицинско-санитарную помощь населению (далее – поликлиники) в рамках договорной деятельности в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) и платных медицинских услуг (далее - ПМУ). Использованы данные учетно-отчетных форм поликлиники за 2017-2018 годы, а также материалы официального сайта МГФОМС. В работе применялись аналитический и статистические методы обработки информации. Результаты. Показано, что финансовые условия оказывают значительное влияние на организацию медицинской помощи населению. Так, в отношении первичной медико-санитарной помощи имеются значительные различия в половозрастном составе контингентов потребителей медицинской помощи, объемах и перечнях потребляемых медицинских услуг в зависимости от канала финансирования: в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования, платных услуг, а также различия в стоимости однотипных медицинских услуг. Выявленные различия должны приниматься во внимание руководством бюджетной медицинской организации, как при формировании финансово-хозяйственной деятельности, так и при планировании организации и предоставления населению тех или иных видов медицинской помощи. Ключевые слова: источники финансирования; потребители медицинской помощи; первичная медико-санитарная помощь; ОМС; ДМС; платные услуги.
Контактная информация: Обухова Ольга Валерьевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
PECULIAR FEATURES OF CARE PROVISION FINANCED FROM DIFFERENT SOURCES Abstract Significance. The article is devoted to the study of differences in the provision of medical care, which is funded from various financial sources. Despite adoption of the unified approach to care provision regardless of the source of financing, the regulatory framework governing the targeted use of funds by medical organizations, as well as issues of their accounting and reporting, is different for different financial sources, both state and non-state ones. Purpose. To study differences in the structure and volumes of medical care consumed, financing and gender and age composition of the assigned population contingent in the context of three financial sources - compulsory medical insurance funds, funds from the provision of paid medical services and voluntary medical insurance in relation to primary health care provided by a state budget medical organization. Material and research methods. This study is based on the example of a Federal budget medical organization that provides primary health care to the population (hereinafter referred to as polyclinics) within the framework of contractual activities in the system of compulsory medical insurance (hereinafter referred to as CMI), voluntary medical insurance (hereinafter referred to as VMI) and paid medical services (hereinafter referred to as PMS). The authors used data from accounting and reporting forms of the polyclinic for 2017-2018, as well as materials from the official website of the Moscow City Compulsory Medical Insurance Fund. The paper employed analytical and statistical methods of data processing. Results. The study showed that financial conditions have a significant impact on organization of care provision to the population. Thus, in relation to primary health care, there are significant differences in the gender and age composition of the contingent of care consumers, volumes and lists of medical services consumed depending on the funding channel: in the framework of compulsory or voluntary medical insurance, paid services, as well as differences in the cost of medical services of the same type. The identified differences should be taken into account by the management of a budget medical organization, for both development of financial and economic activities and planning of organization and provision of certain types of medical care to the population. Keywords: sources of financing, consumers of medical care, primary health care, compulsory medical insurance, voluntary medical insurance, paid services.
Corresponding author: Olga V. Obukhova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Статьёй 37 323-ФЗ [1] установлено единообразие в нормативно-правовой базе, которая используется при организации и оказании медицинской помощи. Указанные в данной статье нормативные документы – положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации – должны применяться в отношении организации и оказания любой медицинской помощи без привязки к финансовому источнику или формы собственности медицинской организации. При этом ряд указанных документов содержит ограничительные положения. Так, в соответствии с вышеупомянутой статьёй, утверждённые Минздравом России порядки оказания медицинской помощи являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Однако в каждом из порядков оказания медицинской помощи установлены рекомендуемые штатные нормативы, которые не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения. Различия обусловлены и объемом медицинской помощи, который может быть представлен за счет каждого из установленных финансовых источников. Так, например, положения 323-ФЗ ограничивают перечень финансовых источников в отношении скорой медицинской помощи (ст.83 п.3.) государственными бюджетными и государственными внебюджетными средствами, исключая иные, в том числе на платной основе. Также ограничен перечень в отношении санаторно-курортного лечения и паллиативной медицинской помощи: средства ОМС не используются при оказании данных видов медицинской помощи. Финансирование же первичной медико-санитарной и специализированной помощи, включая высокотехнологичную, в отношении выбора источников финансирования законом не ограничивается. Так, в соответствии с п.1. ст.83 ФЗ-323, финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 3) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом. [1]. При этом только в рамках государственного финансирования осуществляется профилактическая деятельность, включая диспансеризацию прикрепленного населения. Иные финансовые источники, такие как добровольное медицинское страхование, как правило, не включают в программы обслуживания этот очень важный раздел первичной медико-санитарной помощи [2,3,10]. Цель настоящего исследования – изучить различия в структуре и объемах потребляемой медицинской помощи, финансировании и половозрастном составе прикрепленных контингентов населения в разрезе трех финансовых источников – средства обязательного медицинского страхования, средства от предоставления платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования, в отношении первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается государственной бюджетной медицинской организацией. Материалы и методы Настоящее исследование проведено на примере бюджетной медицинской организации федерального уровня, оказывающей первичную медицинско-санитарную помощь населению (далее – поликлиники) в рамках договорной деятельности в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) и платных медицинских услуг (далее - ПМУ). Использованы данные учетно-отчетных форм поликлиники за 2017-2018 годы, а также материалы официального сайта МГФОМС. В работе применялись аналитический и статистические методы обработки информации. Результаты Общее количество прикрепленных к поликлинике граждан в рамках договоров ОМС и ДМС на конец 2018 года составило 353 тысячи человек, из них прикрепленные по ОМС составили 2% от всего прикрепленного населения. Одним из основных показателей оценки деятельности медицинской организации традиционно является обращаемость прикрепленных граждан за медицинской помощью [4, 5]. Число граждан, обратившихся в поликлинику за медицинской помощью хотя бы 1 раз за анализируемый год (т.н. уникальных пациентов) составило в 2017 году 25796 человек, в 2018 году – 28478 человек (+10,4%). Распределение численности прикрепленного и получившего медицинскую помощь контингента поликлиники в рамках договоров ОМС, ДМС и ПМУ представлено в таблице 1. Из общего числа уникальных пациентов, получивших медицинскую помощь в 2018 году, наибольшую долю составили застрахованные по ДМС (55%). Доля лиц, получивших платные медицинские услуги, составила 30% от всех уникальных пациентов, а получивших помощь в рамках ОМС – 15%. Таблица 1
Состав обслуживаемого населения в поликлинике в разрезе договоров по ОМС, ДМС и ПМУ за 2017-2018 гг.
*в поликлинике не регистрируется половозрастная разбивка прикрепленного населения по ДМС. Обращает на себя внимание низкая доля уникальных пациентов из общего числа прикрепленных в рамках договоров добровольного медицинского страхования: несмотря на увеличение общего числа прикрепленных граждан и числа уникальных пациентов по ДМС в 2018 году на 19,4%, доля хотя бы раз обратившихся в 2018 году пациентов в общей численности прикрепленных по ДМС граждан составила всего 4,5%. При этом увеличение количества прикрепленных граждан по программам ДМС в 2018 году на 64113 человек, безусловно, свидетельствует о высокой и устойчивой репутации поликлиники на рынке ДМС [6]. Для характеристики потребителей медицинских услуг поликлиники нами произведен анализ половозрастного состава уникальных пациентов в разрезе финансовых источников (таб.2.). Как видно из таблицы, наибольшую долю из числа лиц, обслуживаемых по ОМС, составили пациенты старше трудоспособного возраста – более 70% от числа обслуженных. Это, в частности, может объясняться тем, что поликлиника расположена и обслуживает в рамках ОМС население, проживающее в центральной части города, которая характеризуется высоким уровнем пожилого населения [7]. Такая высокая доля лиц старшего трудоспособного возраста значительно повлияла на показатель обращаемости прикреплённого населения поликлиники: около 70% при запланированном в системе ОМС уровне в 35-40%! Таблица 2 Половозрастной состав уникальных пациентов в разрезе финансовых источников за 2017-2018 годы
При этом, как видно из таблицы, в отношении численности уникальных пациентов, прикрепленных по ОМС, отмечено общее снижение их числа относительно данных 2017 года, как женщин, так и мужчин, в среднем на 8%. Число уникальных пациентов по ДМС, в отличие от ОМС, напротив имеет прирост по всем половозрастным группам в среднем на 7%. В числе уникальных пациентов, которые получали медицинские услуги в поликлинике по ПМУ, отмечено снижение только числа мужчин в возрасте 60 лет и старше на 2,4% по отношению к 2017 году. В рамках ДМС доля лиц старшего трудоспособного возраста ожидаемо небольшая – 15%, так как программами ДМС в основном охвачены лица, работающие на предприятиях и в организациях. Численность данного контингента, обращавшегося за платными медицинскими услугами, составила 35% от числа обслуженных. Таким образом, число уникальных пациентов, прикрепленных по ОМС, снизилось по отношению к 2017 году как среди трудоспособного, так и среди нетрудоспособного населения. Обратная ситуация отмечена по уникальным пациентам в рамках ДМС и ПМУ, что во многом объясняется заинтересованностью поликлиники в расширении предпринимательской деятельности, ведь тарифы ОМС и платных услуг, включая ДМС, имеют весьма ощутимые различия [8, 9]. Анализ половозрастного потребления медицинской помощи за счет всех финансовых источников показал, что наиболее потребляющей группой явились женщины трудоспособного возраста (46,3% всех уникальных пациентов). Группой, наименее потребляющей медицинскую помощь, стали мужчины 60 лет и старше (8,5%). Наибольшее число получающих медицинскую помощь данной половозрастной группы отмечено по ОМС (43%). Структура половозрастного контингента, получившего медицинскую помощь в поликлинике в 2018 году, в разрезе финансовых источников представлена на рис.1. Так, наибольшую долю потребителей медицинской помощи в рамках ОМС составили женщины 55 лет и старше. Следующей половозрастной группой по высокому уровню потребления явились мужчины 60 лет и старше. Среди уникальных пациентов, которые обслуживаются по программам ДМС, превалирующей половозрастной группой (55%) стали женщины возраста 18-54 года. Такая же картина отмечена и по получающим медицинскую помощь по ПМУ (45%). На втором месте по потреблению медицинской помощи, как за счет средств ДМС, так и ПМУ, стали мужчины трудоспособного возраста (30,3% и 20,6% соответственно).
Проведена оценка стоимости отдельных услуг в рамках прейскуранта платных медицинских услуг поликлиники и территориальной программы ОМС города Москвы по данным за 2019 год [11] (таб.3). В среднем стоимость услуг по территориальной программе ОМС города Москвы отличается от стоимости аналогичных услуг по ПМУ поликлиники более чем в 9 раз. Таблица 3 Стоимость отдельных услуг в рамках прейскуранта платных медицинских услуг поликлиники и территориальной программы ОМС города Москвы по данным за 2019 год
Особый интерес для исследования представляет анализ состава и объёмов потребляемой медицинской помощи в разрезе финансовых источников [12]. Поликлиникой оказывались следующие виды медицинских услуг, разнесенных по категориям, по которым медицинская организация ведет учет посещения (профилактические, в том числе в связи с диспансеризацией, в связи с заболеваниями, по неотложной помощи);
Характеристики объемов потребленной медицинской помощи в расчете на 1 пациента в разрезе каналов финансирования представлены в таблице 4. Наибольшее количество услуг приходилось на 1 пациента в рамках ОМС, наименьшее количество услуг – на пациента в рамках ПМУ. Следует отметить, что с 2016 года поликлиникой не предоставляются услуги по стоматологии в системе ОМС. Таблица 4 Объемы и расходы на медицинскую помощь в расчете на 1 пациента в разрезе категорий и источников финансирования в 2018 году
Особую значимость приобретает анализ структуры оказанной медицинской помощи в разрезе финансовых источников. Результаты исследования объёмов медицинской помощи в расчёте на 1 пациента приведены на рисунке 2.
Как видно из рисунка, профилактические посещения, диспансерное наблюдение – прерогатива исключительно системы ОМС, в то время как лечебные манипуляции, лабораторные, диагностические исследования с большей частотой осуществляются в рамках ДМС и ПМУ, причем в рамках ПМУ на 1 посещение приходится в среднем 4 исследования. В то время как в системе ОМС на 1 посещение в среднем приходится 2 исследования. Обсуждение Проведенное исследование показало существенные различия в структуре и объемах потребляемой медицинской помощи, финансировании и половозрастном составе прикрепленных контингентов населения в разрезе трех финансовых источников – средства обязательного медицинского страхования, средства от предоставления платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования при оказании первичной медико-санитарной помощи. Прежде всего это выразилось в различиях численности прикрепленных по ОМС и ДМС пациентов, а также в различиях долей уникальных пациентов от общей численности прикрепленного населения по каждому из каналов финансирования. Низкая обращаемость населения, прикрепленного в рамках договоров добровольного медицинского страхования, объясняется прежде всего наличием расширенного перечня медицинских организаций, доступных застрахованным по программам ДМС для обращений и возможностью свободного выбора ими медицинской организации для обращения при наступлении страхового случая. Это качественно отличает системы обязательного и добровольного страхования в части реализации принципа свободы выбора пациентом медицинской организации. Очевидно, что при таком подходе, без возможности использования медицинской информации (электронной истории болезни), доступной всем медицинским организациям, в которых пациент может обслуживаться по полису ДМС, не обеспечивается преемственность при оказании медицинской помощи, причём не только в рамках ДМС, но и с медицинским организациями, оказывающими помощь по ОМС. При этом увеличение количества прикрепленных граждан по программам ДМС в 2018 году на 64113 человек, безусловно, свидетельствует о высокой и устойчивой репутации поликлиники на рынке ДМС. Сравнительный анализ показал значительные различия структуры половозрастного контингента в зависимости от канала финансирования. Как указывалось выше, в отличие от контингента прикрепленных по ДМС, высокая доля лиц старшего трудоспособного возраста, прикрепленных по ОМС, значительно повлияла на показатель обращаемости: уникальные пациенты составили около 70% от всех прикрепленных при запланированном в системе ОМС уровне в 35-40%! К сожалению, в рамках ОМС при распределении финансирования между медицинскими организациями практически нигде не учитывается возрастной состав прикрепленного населения и показатель обращаемости прикрепленного контингента. Между тем, это имеет существенное значение: по объективным причинам возрастает объем фактически предоставляемой медицинской помощи в расчете на 1 пациента, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на финансовую устойчивость самой медицинской организации. Поэтому для объективной оценки потребления медицинской помощи в рамках подушевого финансирования целесообразно анализировать фактически оказанные объемы медицинской помощи в конкретных медицинских организациях с учетом половозрастных характеристик прикрепленного населения. Таким образом, число уникальных пациентов, прикрепленных по ОМС, снизилось по отношению к 2017 году как среди трудоспособного, так и среди нетрудоспособного населения. Обратная ситуация отмечена по уникальным пациентам в рамках ДМС и ПМУ, что во многом объясняется заинтересованностью поликлиники в расширении предпринимательской деятельности, ведь тарифы ОМС и платных услуг, включая ДМС, имеют весьма ощутимые различия. Установлены половозрастные различия потребителей медицинских услуг, при этом независимо от канала финансирования за медицинской помощью чаще обращаются женщины: по ОМС – 66,5%, по ДМС – 66,1%, по ПМУ – 69,6% от общего числа уникальных пациентов соответственно. При этом по ОМС преимущественно это женщины в возрасте 55 лет и старше, по ДМС и ПМУ – трудоспособного возраста. Несмотря на существенно меньшие доли уникальных пациентов-мужчин, их распределение по возрасту аналогично: преимущественно в возрасте старше трудоспособного – по ОМС и преимущественно в трудоспособном возрасте – ДМС и ПМУ. Сравнение стоимости услуг по ОМС и ПМУ показало различие в среднем более чем в 9 раз, что в результате существенным образом влияет на различия в нагрузке на медицинский персонал и подтверждает ранее сделанные выводы [8]. Различия в оказании медицинских услуг по разным каналам финансирования определяются и в содержании и объёмах. Так, профилактическая медицинская помощь (диспансеризация, профилактические медицинские осмотры, диспансерное наблюдение) осуществляются только в рамках ОМС. Удельный вес исследований и медицинских манипуляций выше у пациентов по ДМС и ПМУ. При этом среднее количество услуг на одного пациента наиболее высоко в ОМС и близко с ДМС, в 4-5 раз превышая таковое по ПМУ, где пациент сам выбирает услуги, за которые он готов платить. Выявленные особенности оказания медицинской помощи за счёт разных финансовых источников необходимо учитывать при планировании деятельности медицинской организации в части привлечения дополнительных средств. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 05.03.2020. Просмотров: 6189
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 03.05.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|