ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ МЕЖРАЙОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ |
03.09.2020 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-8
Парфенова К.В., Фалейчик Л.М. Резюме Проблемы развития сферы здравоохранения, нехватка медицинских специалистов, а также неравенство в доступности медицинской помощи наблюдаются во многих регионах России. Однако наибольшее выражение они получают в экономически периферийных регионах, со сложной социально-экономической ситуацией, с недофинансированием здравоохранения. К их числу относится приграничный Забайкальский край, социально-демографические проблемы которого усугубляются на фоне оптимизационных процессов региональной медицины и возрастающей заболеваемости жителей. На уровень заболеваемости населения определенное влияние оказывают развитость и оснащенность транспортной системы территории, как залог существующей возможности получения своевременной специализированной медицинской помощи. В регионах со значительными площадями сложности кадрового обеспечения здравоохранения диктуют необходимость формирования межрайонных медицинских центров, направленных на нивелирование неравенства в получении медицинской помощи. Цель. Оценка транспортной доступности населению Забайкальского края существующих и потенциально перспективных медицинских центров для получения высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. Материал и методы. Исследование выполнено в геоинформационной среде ArcGIS Desktop на основе авторского подхода и созданного пользовательского инструментария с применением методов сетевого анализа дорожной сети. В анализе использована официальная статистическая информация из баз данных Росстата. Результаты. В результате проведённого пространственного анализа с использованием геоинформационного инструментария выявлена низкая транспортная доступность медицинской помощи для большей части прикреплённого к медицинским центрам населения районов Забайкальского края. Обсуждение. Важной проблемой для эффективной организации медицинского обслуживания населения административных районов является не только кадровый дефицит, но и отсутствие хорошей транспортной инфраструктуры. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной власти разного уровня, а также могут быть основой для дальнейших исследований. Ключевые слова: Забайкальский край; межрайонные медицинские центры; транспортная доступность; ГИС-анализ, транспортная инфраструктура.
Контактная информация: Фалейчик Лариса Михайловна
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
EVALUATION OF TRANSPORTATION AVAILABILITY OF THE INTER-DISTRICT HEALTH CENTERS IN THE TRANSBAIKAL TERRITORY Abstract Problems in the development of healthcare sector, lack of medical specialists, as well as inequality in access to health care, are relevant to many regions of Russia. However, they are most pronounced in economically peripheral regions with a difficult socio-economic situation and underfunded healthcare. These include the Transbaikal territory, where socio-demographic problems are exacerbated by optimization processes of regional medicine and increasing disease incidence among its residents. The morbidity rate is influenced by development and equipment of the territory’s transportation system, as a guarantee to receive timely specialized health care. Complicated healthcare staffing in regions with vast areas necessitates development of the inter-district health centers aimed at ensuring equal access to health care. The purpose of this study is to evaluate transportation availability of the existing and potential future health centers to the population of the Transbaikal territory to receive high-tech specialized health care Material and methods. The study was carried out in the ArcGIS Desktop based on the author’s approach and developed user tools using network analysis methods of the road network. The analysis used official statistics of the Federal State Statistic Service (Rosstat) databases. Results. The geo-spatial analysis using ArcGIS Desktop tools identified a low transportation availability of care to most of the health centers’ attached population in the districts of the Transbaikal territory. Discussion. Both shortage of personnel and lack of proper transportation infrastructure challenge effective organization of medical services to the population of administrative regions. The study results can be used by the public authorities of different levels as well as serve basis for further research. Keywords: Transbaikal territory; inter-district health centers; transportation availability; GIS analysis; transportation infrastructure.
Corresponding author: Larisa M. Faleychik, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Обеспечение населению доступной квалифицированной медицинской помощи является одним из ключевых моментов для современного здравоохранения России, особенно в условиях существующего разнообразия региональных систем. При их формировании и развитии должны учитываться уникальность каждого региона страны в природно-географическом и социально-экономическом отношении, они должны быть адаптированы к региональным особенностям. Исследования географического неравенства в получении медицинской помощи больше всего представлены в работах зарубежных авторов, выполненных зачастую с применением инструментария географических информационных систем [1-7 и др.]. В исследованиях российских авторов на эту тему существенно меньше примеров использования ГИС-анализа, особенно на региональном и муниципальном уровне, значительно больше внимания уделяется вопросам оптимизационного и экономического характера [8-12 и др.]. Данная работа является продолжением предыдущих исследований авторов, посвященных проблеме доступности бесплатной медицинской помощи для населения и отдельным аспектам финансирования сферы здравоохранения. Территорией исследования выступает приграничный район России – Забайкальский край, отличающийся своей спецификой – большой площадью, различными конфигурациями территорий муниципальных образований, особенностями систем расселения, природно-географическими и социально-экономическими характеристиками, что значительно выделяет данный регион среди других и определяет необходимость проведения региональных исследований. Проведенный ранее авторами анализ обеспеченности врачебными кадрами центральных районных больниц (ЦРБ ) региона показал, что в крае нет ни одного района с полной комплектацией ЦРБ врачами по штатному расписанию. Кроме того, районные больницы испытывают дефицит и в оборудовании, как лечебном, так и диагностическом. В связи с этим, для удобства населения в получении медицинской помощи на территории региона были созданы межрайонные центры медицинского обслуживания, наиболее обеспеченные специалистами и современным оборудованием. Их создание и трёхуровневая система оказания медицинской помощи на базе крупных больниц призваны повысить доступность специализированной высокотехнологичной медицинской помощи населению районов. На территории Забайкальского края уже существуют территориальные медицинские центры – в г. Краснокаменске и пгт. Первомайском. Крупный медицинский центр создан в городе Краснокаменске – на юго-востоке Забайкальского края. Обеспеченность врачебным персоналом составляет 93 % штатного расписания. ГУЗ «Краевая больница № 4» обслуживает население 9 прикрепленных районов – Александрово-Заводского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Забайкальского, Калганского, Краснокаменского, Нерчинско-Заводского, Приаргунского, Шелопугинского. Здесь расположен региональный сосудистый центр, а также созданный в рамках проекта Территории опережающего развития «Краснокаменск» медицинский центр «Азбука здоровья». Следующим территориальным медицинским центром является ГУЗ «Краевая больница № 3» в пгт. Первомайский Шилкинского района (92 % обеспеченность врачами), обслуживающая население 10 районов – Агинского, Балейского, Дульдургинского, Карымского, Могойтуйского, Нерчинского, Сретенского, Тунгокоченского, Чернышевского и Шилкинского районов. На базе больницы созданы межрайонный диагностический центр и центр плановой хирургии, краевое отделение профессиональной патологии, межрайонное отделение амбулаторного гемодиализа, первичное сосудистое отделение. Планируется открытие первичного онкологического отделения. Кроме того, учитывая значительные площади районов и обеспеченность специалистами, в качестве потенциально перспективных медицинских центров, способных поляризовать пространство региона в предоставлении медицинской помощи и нивелировать неравенство в ее получении, можно рассмотреть некоторые центральные районные больницы, например, ЦРБ города Петровск-Забайкальский (обеспеченность врачами – 92% штатного расписания) и Агинскую ЦРБ (86% обеспеченности врачебными кадрами). В контексте всего вышесказанного вопросы обеспечения медицинской помощью жителей районов Забайкальского края и расходов, связанных с транспортной доступностью лечебных учреждений, с учётом территориальной специфики муниципальных образований вызывают определенный интерес. Поэтому целью данного исследования является анализ транспортной доступности населению Забайкальского края существующих и потенциально перспективных медицинских центров для получения высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. Материалы и методы Основным методом исследования выступает геоинформационный анализ, выполненный на основе функциональных возможностей ArcGIS Desktop. Оценка транспортной доступности медицинских центров для населения выполнена на основе авторского подхода с использованием методов сетевого анализа – функционала специального модуля ArcGIS Network Analyst. С использованием модуля визуального программирования Model Builder создано несколько геоинформационных моделей – пользовательских инструментов, позволивших автоматизировать и ускорить отдельные этапы анализа и построения аналитических карт автотранспортной доступности. Анализ проведен на основе созданного набора сетевых данных, моделирующего связную сеть автодорог края со всеми присущими им характеристиками и ограничениями. Для жителей каждого населенного пункта доступность медицинского центра определялась по времени движения, необходимому, чтобы добраться до него, двигаясь по сети дорог на автомобиле. Исходные данные для анализа – официальная информация из баз данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [13], тематические слои топоосновы. Результаты Учреждения здравоохранения районов испытывают не только кадровый дефицит, но и недостаток современного оборудования, поэтому жители для получения медицинской помощи зачастую вынуждены преодолевать значительные расстояния и решать экономические проблемы, связанные с перемещениями. Для анализа доступности населению края медицинских центров вокруг каждого из них были построены так называемые области обслуживания, конфигурации и размеры которых определялись временем, необходимым, чтобы добраться до них, двигаясь по дорогам на автомобиле. В данном исследовании рассмотрены четырехчасовые области обслуживания. Каждая область состоит из четырех примыкающих друг к другу часовых зон доступности, в пределах которых время передвижения по дорогам в направлении медицинского центра не превышает одного часа (рис. 1). Они построены на основе созданного набора сетевых данных, моделирующего связную сеть автодорог края со всеми присущими им характеристиками (статус дороги, качество покрытия, скоростной режим) и ограничениями. С использованием специально созданного инструментария в каждой из зон доступности определены количество населенных пунктов и число жителей, проживающих в них (табл.1). Таблица 1 Основные показатели транспортной доступности для населения медицинской помощи в медицинских центрах Забайкальского края
Краснокаменский медицинский центр. Область четырехчасовой автотранспортной доступности этого центра представлена на рис. 2. Анализ доступности данного центра по автомобильным дорогам показал, что в ближайших к нему зонах доступности – до 2-х часов езды – находятся 33 населенных пункта с численностью населения 81 693 человек из Краснокаменского, Забайкальского, Приаргунского и частично Александрово-Заводского районов (41,4% численности населения всех прикрепленных районов). Причем, не все населенные пункты Забайкальского и Приаргунского районов, близлежащих к г. Краснокаменску, попадают в эту зону – всего 16 населенных пунктов с 18 565 жителями (только 45,1% численности населения этих 2 районов). Более того, в эту зону не попадают населенные пункты соседнего Борзинского района, что объясняется плохим качеством автомобильных дорог: 100% автодорог общего пользования местного значения в 2018 г. не отвечала нормативным требованиям [13].
Такая низкая доступность Краснокаменского медицинского центра обусловлена, прежде всего, отсутствием хорошей транспортной инфраструктуры. Так, чтобы добраться из г. Борзи в г. Краснокаменск, нужно проехать через Забайкальский район (ст. Мациевская), напрямую дороги нет. Для северных районов из области ответственности этого медцентра ограничивающими факторами доступности кроме автодорог, не отвечающих нормативным требованиям (Нерчинско-Заводский – 35%, Газимуро-Заводский – 58,2%, Александрово-Заводский – 48,5%) [13], выступают географические условия – как значительные пространства и вытянутость территории в меридиональном направлении, так и орографические особенности (хребты Нерчинский, Урюмканский, Газимурский, Кукульбей). Южные районы – Приаргунский и Забайкальский, – несмотря на компактные размеры и близкорасположенные населенные пункты, тоже отличаются плохим качеством дорог. Показатель несоответствия нормативным требованиям местных дорог для них составляет 64,4% и 67% соответственно [13]. В зону с доступностью от 3-х до 4 часов езды на автомобиле попадают 36 населенных пунктов с 53 677 жителями 7 районов края (27,2% численности населения всех прикрепленных районов). Населенные пункты Борзинского, Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского и Шелопугинского районов попадают в зону с максимально высокими транспортными затратами как по времени, так и в финансовом отношении. Первомайский медицинский центр. Специфика территории обслуживания этого центра – в компактности прикрепленных к нему районов с близкорасположенными населенными пунктами, что должно способствовать увеличению доступности медицинских услуг. Однако и здесь главным сдерживающим фактором выступает плохая транспортная инфраструктура. В половине обслуживаемых районов более 50% автодорог общего пользования местного значения не отвечают нормативным требованиям. Для Карымского района этот показатель составляет все 100%. В пределах 2-х часовой транспортной доступности Первомайского центра находятся только 60 населенных пунктов с 78 978 жителями из Шилкинскинского, частично Могойтуйского, Карымского и Нерчинского районов – 30,3% общей численности населения прикрепленных районов (рис. 3).
Большая часть районов – Тунгокоченский, Сретенский, Чернышевский и др. попадают в зону значительной транспортной удаленности от центра (более 2-х часов езды по дороге). Северные районы данной территории обслуживания – Сретенский и Чернышевский – соединяются с центральной частью региона только за счет функционирования единственного моста через р. Шилку, что создает определенные сложности в связанности этих районов с другими вообще. Северный Тунгокоченский район в плане географической и транспортной доступности больше тяготеет к краевому центру – разнообразие услуг и специалистов обусловливает данный выбор центра. В зону с доступностью от 3-х до 4-х часов попадают 87 населенных пунктов с 77 907 жителями (29,9% населения прикрепленных районов). Потенциальный медицинский центр на базе ЦРБ города Петровск-Забайкальский в юго-западной части Забайкальского края. Данная ЦРБ обслуживает как жителей своего района, так и Красночикойского и Хилокского. В пределах 2 часов езды от ЦРБ расположен 31 пункт с 38 051 жителями – 47,6 % населения трех ранее указанных районов (рис. 4).
Для большой части жителей Хилокского района и всего населения Красночикойского доступность этой ЦРБ составляет более 3-х часов езды на автомобиле, что создает для них значительные сложности в получении медицинской помощи. В Красночикойском районе доля автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2018 г. составляла 73%. Более того, стоит отметить, что население Петровск-Забайкальского района предпочитает получать медицинские услуги в медучреждениях г. Улан-Удэ в Республике Бурятия, а не более удаленного от них краевого центра г. Читы. Медицинский центр на базе Агинской ЦРБ. Его создание позволит охватить медицинскими услугами не только жителей Агинского района, но и соседних – Дульдургинского, Могойтуйского, Ононского, Кыринского, Акшинского районов, частично разгрузить поток пациентов Первомайской ЦРБ. В пределах 2-х часовой зоны автотранспортной доступности Агинской ЦРБ находятся 45 населенных пунктов с численностью 67 477 жителей, или 63,4% населения перечисленных районов (рис. 5).
Обсуждение В Забайкальском крае в каждом муниципальном образовании, кроме северного Тунгиро-Олекминского района, есть ЦРБ (рис. 1). Укомплектованность штатного расписания врачами в большинстве из них составляет более 80%. В результате проведенного пространственного анализа с использованием геоинформационного инструментария выявлены низкий уровень и существенное неравенство в доступности медицинской помощи для большей части прикрепленного к медицинским центрам населения районов Забайкальского края. Это неравенство в первую очередь связано с плохим качеством автомобильных дорог или их полным отсутствием, а не с нерациональным размещением медицинских учреждений. Для Забайкальского края характерна высокая доля отдаленных населенных пунктов, удаленных друг от друга более чем на 200 км, поэтому транспортная инфраструктура выступает главным связующим звеном в развитии доступности медицинской помощи населению региона со столь разнообразными природными условиями и системами расселения. Плотность автодорог региона как на единицу территории, так и на каждого жителя – одна из самых низких в Российской Федерации – 0,05 км автодорог на кв. км и 0,02 км на человека. Состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в крае характеризуется как неудовлетворительное: 75,3% требует капитального ремонта или реконструкции [15]. Высокая доля несоответствия автодорог общего пользования местного значения нормативным требованиям способствует формированию определенной оторванности и локальности районов не только друг от друга, но и от крупных медицинских центров, слабую связанность регионального пространства в единую систему в целом. Поэтому соседское положение административных районов и пунктов к медицинскому центру зачастую не гарантирует их жителям более быстрого транспортного доступа к врачебной помощи, чем для населения удаленных территорий, что наблюдается на примерах Краснокаменского и Первомайского центров. Создание в перспективе дополнительных медицинских центров (Агинского и Петровск-Забайкальского) может улучшить ситуацию в контексте решения проблем территориальной удаленности специализированной медицинской помощи от населения региона. Доля прикрепленного населения, проживающего в трехчасовых областях обслуживания этих центров, может превышать 50%, однако качество существующей транспортной инфраструктуры в районах из области ответственности центров не будет способствовать увеличению их транспортной доступности для населения. Особенности северных районов Забайкальского края (Каларского, Тунгиро-Олекминского и Тунгокоченского) – обширные площади, низкая плотность расселения, сложные природно-климатические условия – во многом обусловливают проблемы доступности объектов медицинской инфраструктуры, и поэтому жители этих территорий могут рассчитывать в основном только на свои районные ЦРБ. Формирующийся и развивающийся сегмент телемедицины [15] в определенной степени мог бы повысить доступность медицинской помощи населению, живущему, в частности в отдаленных труднодоступных местностях или небольших населенных пунктах, устранить их географическую изолированность. Кроме того, в Забайкальском крае действует санитарная авиация. Экстренная медицинская помощь стала доступнее благодаря реализации национального проекта «Здравоохранение». В регионе работает 25 вертолетных площадок. Они располагаются либо на территории центральных районных больниц, либо на другой охраняемой территории – не далее, чем в 15 минутах подъезда машины скорой медицинской помощи. Заключение Перед системой здравоохранения Забайкальского края стоят проблемы, связанные не только с медицинским обслуживанием, кадровым обеспечением, материально-техническим оснащением и финансированием, свойственные большинству региональных систем российского здравоохранения, но и с вопросами транспортной доступности медицинской помощи населению, инфраструктурным обеспечением медицинских центров. Представленные результаты анализа транспортной доступности для населения региона существующих и потенциально перспективных территориальных медицинских центров позволяют сделать вывод о низкой транспортной доступности медицинской помощи для большей части прикрепленного к ним населения. Материальная компенсация транспортных расходов, связанных с получением специализированной медицинской помощи, не только для малоимущих, но и для всех граждан, проживающих в отдаленных и/или труднодоступных местностях, с учетом их особенностей, может служить одной из мер, призванных снизить существующее неравенство населения, как Забайкальского края, так и всей Российской Федерации, в получении качественной высокотехнологичной медицинской помощи и повысить уровень ее доступности. Библиография
References
Дата поступления: 21.04.2020 Просмотров: 6741
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 25.09.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|