МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ |
03.09.2020 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-11
Касимовская Н.А. Резюме Актуальность. Формирование здорового образа жизни среди населения во многом зависит от профессиональной деятельности медицинских работников, но при этом влияние медицинской активности студентов, будущих средних медицинских работников, эффективность прохождения ими диспансеризации, доверие к медицинским работникам, достоверность источников получения студентами медицинской информации и уровень оценки качества медицинской помощи является основанием для разработки мер по формированию потенциальной готовности будущих средних медицинских работников к профессиональной деятельности в первичном звене. Цель исследования: изучить медицинскую активность студентов средних образовательных учреждений медицинского профиля и их готовность к профессиональной деятельности в первичном звене. Материал и методы: проведено исследование медицинской активности студентов средних образовательных учреждений медицинского профиля (n= 400) и их потенциал готовности к профессиональной деятельности в первичном звене. Анализ результатов исследования проводился на основе методов описательной статистики. Исходно установленный уровень статистической значимости р<0,05. Результаты. Ежегодно проходят диспансеризацию 83,5% студентов, но при этом 37,7% считают ее прохождение неэффективным. Медицинский осмотр является основной целью обращения студентов в поликлиники (47,5%), в основном государственной системы здравоохранения (72,2%), но каждый пятый студент не доверяет медицинским работникам первичного звена и качество медицинской помощи в медицинских организациях первичного звена студенты оценивают, как очень низкое. Выводы. Выявлено, что готовность студентов, будущих средних медицинских работников, к профессиональной деятельности в превентивной медицине в первичном звене имеет низкий потенциал к реализации. Ключевые слова: медицинская активность студентов; диспансеризация; медицинский осмотр; средний медицинский работник; кадровый потенциал.
Контактная информация: Касимовская Наталия Алексеевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
MEDICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AND
THEIR POTENTIAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN PRIMARY CARE Abstract Significance. Healthy lifestyle formation among the population largely depends upon professional activities of health workers however, the impact of medical activity of students, future nurses, effectiveness of their medical examination, confidence in health workers, reliability of medical information sources used by students and the level of quality assessment of health care is the basis for the development of measures aimed at forming potential readiness of future nurses to professional activities in primary care. The purpose of the study is to analyze medical activity of modern students in institutions of secondary vocational education and their readiness for professional activity in primary care. Material and methods. The author has conducted a study of medical activity of students of medical institutions of secondary education (n= 400) and their potential readiness for professional activity in primary care. The research results were analyzed using descriptive statistics methods. The initially set level of statistical significance equals to p<0.05. Results. Every year 83.5% of students undergo a medical examination however, 37.7% consider it ineffective. Health check-up is the main reason for visiting a polyclinic (47.5%), mainly the public health system (72.2%), but every fifth student does not trust primary care workers and students consider quality of care in primary care facilities very low. Conclusions. The study shows that readiness of students - future nurses for professional activity in preventive medicine in primary care has a low potential for implementation. Keywords: medical activity of students; medical examination; health check-up; nurse; personnel potential.
Corresponding author: Nataliya A. Kasimovskaya, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Одна из важнейших и приоритетных задач медицинских образовательных организаций — приобщение студентов к здоровому образу жизни, обучение их основам поведения, позволяющим сохранить здоровье [1]. За последние годы количество исследований, посвященных здоровому образу жизни в молодежной среде в России существенно возросло, но в основном эти работы направлены на поиск интегративных образовательных инструментов и технологий по широкому привлечению молодежи к занятиям физкультурно-оздоровительной направленности [2,3,4], а также на критику низкой роли превентивной медицины в формировании культуры ЗОЖ среди студенческой аудитории, отсутствие действенной политики по развитию ЗОЖ в молодежной среде [5,6]. Профессиональная компетентность формирования ЗОЖ среди населения должна быть сформирована у будущих медицинских работников и иметь направленность на личную приверженность медицинских работников к здоровому образу жизни [7,8]. Личная приверженность к здоровому образу жизни, к сохранению своего здоровья – это индивидуальная медицинская активность. Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья [9,10]. Важной особенностью медицинской активности является организованность и дисциплинированность, которые проявляются в отношении профилактических осмотров с целью контроля здоровья [11,12]. При этом в отечественных исследованиях образа и условий жизни медицинских работников установлена высокая распространённость курения, злоупотребления алкоголем, низкая физическая и медицинская активность [13,14]. Если задача специалистов - формирование здорового образа жизни и в частности одной из его составных частей - медицинской активности как главного рычага профилактики, то медицинские работники должны иметь высокий потенциал индивидуальной медицинской активности, чтобы успешно реализовывать мероприятия ЗОЖ в первичном звене [15]. Медицинская активность, уровень доверия к медицинским работникам могут являться факторами риска системы здравоохранения, в первую очередь, для сохранения здоровья населения, а также для роста проблемы оттока кадров среднего медицинского персонала из отрасли и снижения качества медицинской помощи [16,17]. При этом в доступных литературных источниках практически отсутствуют исследования медицинской активности студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, как кадрового потенциала здравоохранения, их потенциальной готовности к профессиональной деятельности в первичном звене. Цель исследования: изучить медицинскую активность современных студентов образовательных организаций среднего профессионального образования и их готовность к профессиональной деятельности в первичном звене. Материал и методы Разработка материалов и исследование проведены в период 2016 гг.-2019гг. В исследование включены студенты, получающие среднее профессиональное образование в г. Москве, базы исследования: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и государственные бюджетные образовательные учреждения Департамента здравоохранения г. Москвы, медицинские колледжи №1, №2, №5. Объём выборки определён по формуле А. Меркова (N=54700, по данным НИУ ВШЭ, 2016; n=336), в исследовании приняли участие 400 респондентов. Анализ результатов исследования проводился на основе методов описательной статистики (относительных величин (%), доверительных интервалов (ДИ), средней арифметической (М), ошибки репрезентативности (±m), с применением пакета программы Microsoft Office Excel 2016. Исходно установленный уровень статистической значимости р<0,05. Результаты Состав изучаемых студентов по возрасту следующий: преобладают студенты в возрасте 16–18 лет (49,8%) и 19–24 лет (39,2%), 25– 29 лет (6%), от 30 лет и старше (5%); по гендерному признаку преобладает в основном женский пол (74,4%), доля мужского пола составила 25,6%. Анализ приверженности студентов к сохранению своего здоровья регулярным прохождением диспансеризации, показал, что ежегодно проходят диспансеризацию 83,5% студентов, состоят на учете 77% изученных студентов. Выявлено, что удельный вес студентов, оценивающих проведенную им диспансеризацию, как эффективную составил 62,3%, но при этом признает диспансеризацию неэффективной практически каждый третий студент (рис.1).
Анализ причин обращаемости в первичное звено показал, что основной целью обращения студентов в поликлинику стал медицинский осмотр (47,5%±2,5%), практически каждый второй студент обращался за медицинской помощью для лечения (44,2%±2,5%), в 21,2%±2,0% случаев студенты обращались за медицинской справкой и в 11,2%±1,5% случаев за консультацией. Исследование частоты обращаемости студентов в поликлинику выявило, что каждый третий студент (39,3%±2,4%) обращался в поликлинику один раз в году, от 2 до 5 раз в год обращалось 36%±2,4% студентов, более 5 раз в год в поликлинику обратилось 14,7%±1,8% опрошенных студентов и 13,2%±1,7% не обращались ни разу. Исследование влияния фактора формы собственности медицинской организации первичного звена на потенциальный выбор медицинской организации и на качество медицинской помощи студентами показало (рис.2) , что более половины студентов обращаются в медицинские организации государственной системы здравоохранения (72,2%±2,2%), практически каждый третий (26,2%±2,2%) обращается в медицинские организации частной системы здравоохранения и только 1,5%±0,6% обращается в медицинские организации ведомственной системы здравоохранения. Считают, что они здоровы и поэтому не обращаются за медицинской помощью в медицинские организации 1,5%±0,6% студентов.
Анализ медицинской активности студентов при обращаемости к специалистам первичного звена выявил, что основным специалистом, к которому обращались студенты за медицинской помощью был стоматолог, к нему обращался практически каждый третий студент (34,5%±2,4%), часто обращались студенты также к таким специалистам, как терапевт (31,2%±2,3%), офтальмолог (24,5%±2,1%), хирург (21,5%±2,0%), кардиолог (18%±1,9%), невропатолог (13,2%±1,7%), реже обращались к гастроэнтерологу (6,5%±1,2%) и аллергологу (3,3%±0,9%). Готовность студентов к профессии и проведению превентивных мероприятий в первичном звене изучали по выбору источников получения информации для подготовки к проведению превентивных мероприятий в своей будущей профессиональной деятельности. Исследование показало, что основным источником получения медицинской информации для современных студентов является интернет (54%) и медицинские работники (49%), но в каждом третьем случае медицинскую информацию студенты получают от родственников и знакомых, только 16,5% получают медицинскую информацию из научно-популярной литературы и всего 11,5% используют как источник TV (рис.3).
Важнейшим компонентом своевременности обращения за медицинской помощью в первичное звено является доверие к медицинским работникам. Исследование показало, что доверяют медицинским работникам при обращении за медицинской помощью 78%±2,1% будущих специалистов со средним профессиональным образованием. Но при этом практически каждый пятый студент не доверяет медицинским работникам первичного звена (ДИ 17,8-26,2).
Готовность к профессиональной деятельности в первичном звене изучали по оценке студентами качества медицинской помощи в медицинских организациях разного вида деятельности. Результаты исследования показали (рис.4), что студенты, будущие средние медицинские работники, ниже всего оценивают качество медицинской помощи в медицинских организациях первичного звена (поликлиники) - 2,3 балла, выше среднего уровня оценивают качество медицинской помощи в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи (по 3,6 баллов), качество медицинской помощи в санаторно-курортных организациях оценивается на 3,7 балла и выше всего студентами оценено качество медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих стоматологическую помощь. Обсуждение Исследования показывают, что охват населения диспансеризацией может зависеть от многих причин: от активности информирования населения о диспансеризации и от мотивирования к её прохождению, от активности самого населения и его мотивации к заботе о своём здоровье, от обеспеченности населения медицинскими работниками, прежде всего первичного звена здравоохранения. В ранее проведённых исследованиях охвата диспансеризацией населения за период 2013-2017 гг. указывается на то, что обследованием в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения было охвачено 53% взрослого населения, а за последние два года только 41% от численности всего взрослого населения [16]. Результаты исследования медицинской активности студентов, будущих специалистов среднего звена, подтверждают общую тенденцию, так как для прохождения медосмотров в поликлинику обращалось менее половины студентов (47,5%±2,5%), за медицинской помощью (лечением заболевания) обращалось 44,2%±2,5%, в поликлинику студенты обращались в основном от 1 до 5 раз в год, при этом в основном в медицинские организации государственной системы здравоохранения. Исследование способов получения медицинской информации средними медицинскими работниками показало, что, если в 2017 году приведены результаты, выявившие, что медицинскую информацию получают из специальной литературы 53,3% средних медицинских работников практического здравоохранения, а из средств массовой информации - 57,4% [15]. То результаты исследования источников получения медицинской информации для современных студентов, будущих специалистов среднего звена, выявлено, что основным источником получения медицинской информации является интернет (54%). В отечественных исследованиях отмечается, что медицинская активность населения связанна также с проблемами системы здравоохранения: недоступностью медицинской помощи, ее низким качеством и деонтологическими причинами [15,16]. Результаты исследования выявили, что каждый пятый студент не доверяет медицинским работникам. Состояние качества медицинской помощи в первичном звене студенты оценивают, как неудовлетворительное (на 2,3 балла). Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 29.06.2020 Просмотров: 6784
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 25.09.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|