О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2007 (1) arrow Информационные потребности в статистике здоровья и здравоохранения
Информационные потребности в статистике здоровья и здравоохранения Печать
№1 2007 (1)
20.02.2007 г.

Мухина Т.В.

189 глав государств и правительств подписали на Саммите тысячелетия в 2000 году Декларацию тысячелетия. Помимо программных положений, Декларация включает в себя восемь конкретных целей, достижение которых жизненно важно для будущего планеты и ее населения. Среди целей развития Декларации тысячелетия (ЦРДТ) - ликвидация крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, поощрение равенства между мужчинами и женщинами, снижение детской смертности, улучшение охраны материнства и детства, борьба со СПИДом и другими тяжелыми заболеваниями (малярией, туберкулезом и др.), обеспечение экологической устойчивости и формирование глобального партнерства в целях развития. Для достижения каждой цели ставится несколько задач и оговаривается срок их выполнения. Наиболее общий для всех задач срок - 2015 год. Кроме того, в Декларации тысячелетия четко зафиксированы индикаторы, по которым будет измеряться прогресс.

Формирование здорового поколения - важнейшее условие общественного и социально-экономического прогресса. Важность здоровья как одного из приоритетов благополучного развития общества подтверждается и тем, что с ним связаны и дополняют друг друга три из восьми Целей тысячелетия.

Здоровье нации во многом зависит от начала жизни человека. В свою очередь, многие составляющие здоровья детей напрямую зависят от состояния здоровья матери, развития организма в дородовом и послеродовом периодах, а также от качества медицинской помощи в первые годы жизни ребенка.

Кроме медико-демографических показателей, характеризующих младенческую и материнскую смертность, имеются и характеристики уровня и профилактики заболеваемости населения. Однако способность Минздравсоцразвития России сформировать эти индикаторы ограничивается статистическими ресурсами.

На основании данных государственного статистического наблюдения возможно сформировать следующие показатели:

  • удельный вес детей годовалого возраста, которым сделаны прививки от кори - на основании данных формы № 6;
  • уровень заболеваемости малярией - формы № 2,
  • удельный вес деторождений, происходивших при помощи квалифицированного медицинского персонала, может быть рассчитан на основании формы № 32 как доля родов, принятых врачами и средним медицинским персоналом с учетом сведений принятых родов на дому из формы № 30;
  • уровень заболеваемости туберкулезом - формы № 8.

Перечень Целей развития тысячелетия состоит из набора показателей в целях международных сравнений, при этом некоторые из них не являются актуальными в различных регионах. Так, например заболеваемость малярией, не являются проблемной в РФ.

Показатель «удельного веса населения, пользующегося различными средствами контрацепции» можно получить лишь как число введенных внутриматочных спиралей (ВМС) в течение года, число женщин, имеющих ВМС и число женщин, использующих оральную контрацепцию (на 1000 женщин репродуктивного возраста) из формы № 30.

Индикатор «удельный вес ВИЧ-инфицированных беременных женщин в возрасте от 15 до 24 лет» также не полностью соответствует требуемому, поскольку может быть получен в форме № 61 имеются сведения о числе зарегистрированых беременных, в крови которых при исследовании методом иммунного блотинга выявлены антитела к ВИЧ (код МКБ-10: Z21, B20-B24) без возрастной разбивки.

При этом, если вышеперечисленные показателя вполне могут быть получены после изменения действующих форм отчетности, то другие - только на основании обследований населения. Это:

  • удельный вес пользующихся презервативами среди лиц, применяющих различные средства контрацепции;
  • удельный вес лиц, использовавших презервативы при последнем сексуальном контакте, сопряженном с повышенным риском;
  • удельный вес лиц в возрасте от 15 до 24 лет, имеющих полное и правильное представление о ВИЧ/СПИДе;
  • удельный вес населения в районах, подверженных малярии, которое пользуется эффективными средствами профилактики и лечения малярии;
  • удельный вес случаев заболевания туберкулезом, диагностики и лечение которых проводилась в рамках рекомендаций на международном уровне стратегии борьбы с туберкулезом.

Бесспорно, мониторинг показателей ЦРДТ - работа не только для статистиков. Сама идея установления целей и временных рамок, ставшая такой популярной в последние годы, предполагает, что те или иные цели, в первую очередь, дают толчок к реальным действиям.

Статистические данные необходимы не только для международных сопоставлений, а в первую очередь для принятия управленческих решений, деловым кругам, научной общественности, средствам массовой информации, населению.

В последние 10-15 лет в РФ произошли и происходят радикальные изменения. Система статистики здоровья населения и здравоохранения была и остается уникальной. Но ее важно не только сохранить, но и развивать дальше. Поскольку именно статистика призвана обеспечивать информационные потребности общества в достоверной, научно обоснованной, своевременной и полной информации.

В рамках процесса реформирования бюджетной сферы Российской Федерации были проведены масштабные структурные реформы, направленные на оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы. Согласно Концепции реформирования бюджетного процесса предусматривается смещение акцентов с «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами».

Формирование информационно-индустриального общества предполагает использование наукоемких технологий управления. Такой технологией является мониторинг (лат. - monitor, означает «предостерегающий»), который в настоящее время из формы наблюдения, отслеживания и оценки социально-экономических процессов превращается в специфическую технологию управления, способ контроля над ситуацией и фактор снижения риска при разработке стратегии. Поэтому он все более широко используется для комплексных оценок развития городов, районов, субъектов Российской Федерации, федеральных округов, а также отдельных отраслей и уровней управления.

В 1996 году (постановление Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24) был утвержден перечень показателей социально-экономического положения муниципальных образований. С 1998 года Правительство ввело в практику ежемесячный и ежеквартальный мониторинг. В его основу положен контроль и оценка показателей социально-экономического развития отраслей и регионов. Он осуществляется с использованием 22 социально-экономических показателей.

В ежемесячном и ежеквартальном обзоре, формируемым Росстатом, среди прочих показателей включаются демографические характеристики, а также инфекционная заболеваемость. Для этого используются сведения из государственного статистического наблюдения об инфекционных и паразитарных заболеваниях, сбор и обработка которого осуществляется в системе Роспотребнадзора. В них особое внимание уделяется социально-значимым заболеваниям (туберкулез, сифилис), инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики.

В системе здравоохранения с 1994 года действует государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания - социально-гигиенический мониторинг.

Предметом мониторинга во все большей степени становятся изменения, происходящие в сфере здоровья и здравоохранения.

В настоящее время мониторинг показателей, характеризующих здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения, осуществляется в рамках:

  • системы мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных и региональных);
  • реализации Национального проекта «Здоровья»;
  • мониторинга реализации стратегических целей развития субъектов РФ;
  • социально-гигиенического мониторинга;
  • мониторинга показателей Целей развития тысячелетия

и других.

Так, например, система Мониторинга деятельности субъектов бюджетного планирования включает в себя медико-демографические показатели: ожидаемую продолжительность жизни при рождении, материнскую и младенческую смертность, смертность детей в возрасте 0-4 года, смертность от внешних причин, транспортных причин, случайных отравлений алкоголем, самоубийств и убийств, болезней системы кровообращения, пневмонии;

показатели заболеваемости населения: активным туберкулезом, синдромом зависимости от алкоголя, от наркотических веществ; контингенты больных, страдающих синдромом зависимости от алкоголя, от наркотических веществ; число случаев заболеваний корью.

Объектом мониторингового наблюдения и анализа являются также сведения о ресурсах здравоохранения, выраженные в показателях обеспеченности больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами, средним медицинским персоналом.

Национальная система показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации состоит из систем целого ряда показателей достижения приоритетных общенациональных целей субъектом РФ, подсистем показателей муниципального образования (поселения, района).

В настоящее время имеется дифференцированный набор показателей, собираемых на первичном уровне - муниципальном. В рамках государственной статистики - это Паспорт муниципального образования, в котором формируется ресурсные показатели: больничные и амбулаторные учреждения, коечный фонд и обеспеченность медицинскими кадрами.

Практическая польза мониторингов на территориальном уровне проявляется в изучении ситуации с учетом специфики того или иного региона.

Для организации статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования постановлением Росстата от 29.12.2006 № 88 была утверждена новая форма государственного статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об обеспеченности муниципальных образований объектами торговли и социальной сферы», которую будут представлять органы местного самоуправления муниципальных образований. В итоге, в 2007 году впервые будут получена распределенная база данных о медицинских учреждениях по различным муниципальным образованиям.

В 2007 году Росстат продолжит работу по развитию системы статистической информации о здоровье населения и здравоохранении. Для получения данных о лечебно-профилактических учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности и оказываемых ими услугах будет разработана и внедрена централизованная в органах статистики форма государственного статистического наблюдения.

Для решения мониторингов различных целей и тактических задач в разделах, касающихся здоровья и ресурсов здравоохранения, используются наборы показателей, которые, как правило, включают данные о смертности населения, заболеваемости социально-значимыми болезнями, ресурсах и деятельности медицинских учреждений и профилактических прививках. Представляется оправданным и рациональным, что при этом используют показатели из отчетности Минздравсоцразвития России и в части сведений о смертности населения - из информационных ресурсов Росстата.

Одновременно отметим, несмотря на множество информационных ресурсов, имеющаяся статистика не позволяет говорить о том, что она удовлетворяет органы управления здравоохранением, общество и отвечает современным требованиям времени.

Очевидно, что в условиях перехода на новые принципы управления бюджетными средствами мониторингу субъектов бюджетного планирования необходима модернизация информационно-статистических ресурсов в структуре государственной и ведомственной отчетности. Реальная сложность заключается в том, чтобы определить, какие именно показатели могут служить мотивацией увеличения бюджетных средств.

Не менее важно также отобрать показатели, которые будут не только отражать особенности и тенденции здоровья, но и использоваться для определения потребностей населения в различных видах медицинской помощи и для принятия адекватных управленческих решений.

Сложность и системность проблем, возникающих при актуализации и разработке новых форм отчетности, требуют обсуждения, аналитической оценки и научной экспертизы.


Просмотров: 22631

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 05.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search