О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2020 (66) arrow ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печать
21.12.2020 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-6-9

Лещенко Я.А., Лисовцов А.А.
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Ангарск, Россия

Резюме

Показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении является важнейшим интегральным индикатором уровня социально-экономического развития страны, региона, а также качества жизни населения.

Цель исследования – установление особенностей и тенденций изменения показателя средней ожидаемой продолжительности жизни в федеральных округах Российской Федерации в период с 1990 по 2018 год.

Данные о показателях средней ожидаемой продолжительности жизни, в федеральных округах и РФ в целом получены на сайтах Росстата, Центра демографических исследований Российской экономической школы. Для оценки тенденций в динамике показателей применили однофакторный линейный регрессионный анализ по временно́му ряду с помощью стандартных средств Excel (Microsoft office 2007) и IBM SPSS Statistics 23.

Результаты. В период с 2006 по 2018 год во всех федеральных округах происходило последовательное повышение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни. Но динамика была менее благоприятна в восточных макрорегионах – Сибири, Дальнем Востоке. Такие различия свидетельствуют о том, что в социальной политике федеральной власти недостаточно учитывается региональная природно-географическая, социально-экономическая и другая специфика регионов России (особенно азиатских территорий страны), что не позволяет рациональным образом обеспечивать сбалансированное развитие общества. К 2018 г. произошло замедление темпа прироста показателя ожидаемой продолжительности жизни, что, возможно, обусловлено «накоплением» негативных следствий кризисных явлений в экономике, идущих с 2014 г.

В условиях развернувшейся пандемии COVID-19 и вызванного ею мирового финансово-экономического кризиса становится маловероятным продолжение линейного роста показателя средней ожидаемой продолжительности жизни в России. В данной ситуации существует системная неопределённость в отношении дальнейшего хода социально-демографических процессов.

Ключевые слова: продолжительность жизни; анализ трендов; федеральные округа; демографические прогнозы.

Контактная информация: Лещенко Ярослав Александрович, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Финансирование. Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект №19-013-00781).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лещенко Я.А., Лисовцов А.А. Тенденции в динамике продолжительности жизни населения в федеральных округах Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(6):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1218/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-6-9

TRENDS IN LIFE EXPECTANCY DYNAMICS IN THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Leshchenko Ya.A., Lisovtsov A.A.

East Siberian Institute of Medical and Ecological Research of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Angarsk, Russia

Abstract

Life expectancy is the most important integral indicator of the level of socio-economic development of the country, region, as well as quality of life of the population.

The purpose of the study is to establish characteristics and trends in changes in the indicator of life expectancy in the federal districts of the Russian Federation during the period from 1990 to 2018.

Data on life expectancy in the federal districts and the Russian Federation were obtained from the Federal State Statistic Service, Center for Demographic Research of the Russian Economic School. To assess trends in the dynamics in indicators, the authors used one-way linear regression analysis for a time series using standard Excel tools (Microsoft office 2007) and IBM SPSS Statistics 23.

Results. There was a gradual increase in the average life expectancy in all federal districts in the period from 2006 to 2018. But the dynamics were less favorable in the eastern macro-regions - Siberia and the Far East. Such differences indicate that the social policy pursued by the Federal government does not sufficiently take into account the regional natural-geographic, socio-economic and other specifics of the Russian regions of Russia (especially the Asian territories of the country). This does not allow to ensure a balanced development of the society in a rational way. The growth rate of life expectancy had slowed down by 2018 and was possibly due to the "accumulation" of negative consequences of the economic crisis in the economy since 2014.

In the context of the COVID-19 pandemic and the global financial and economic crisis caused by it, it becomes unlikely that the linear growth of life expectancy in Russia will continue. In this situation, there is a certain systemic uncertainty regarding further course of the socio-demographic processes.

Keywords: life expectancy; trend analysis; federal districts; demographic forecasts.

Corresponding author: Yaroslav A. Leshchenko, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .
Information about authors:
Leshchenko Ya.A., https://orcid.org/0000-0001-5687-6966
Lisovtsov A.A., https://orcid.org/0000-0003-2993-4563
Acknowledgments. The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research (№19-013-00781).
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Leshchenko Ya.A., Lisovtsov A.A. Trends in life expectancy dynamics in the federal districts of the Russian Federation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(6):9. Available from:  http://vestnik.mednet.ru/content/view/1218/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-6-9. (In Rus).

Введение

В санитарной статистике используется показатель средней ожидаемой продолжительности жизни (СОПЖ), под которым понимается число лет, которое в среднем предстоит прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель. Показатели ожидаемой продолжительности жизни рассчитываются на основании построения так называемых таблиц дожития (таблиц смертности). Продолжительность жизни – важнейший интегральный индикатор уровня социально-экономического развития страны, региона, а также качества жизни населения [1,2].

Методика исчисления по­казателя СОПЖ унифицирована, благодаря чему он может использоваться для сопоставительного анализа в динамике и в территориальном разрезе для больших групп населения без применения процедур стандартизации. Показатель не зависит от возрастной структуры населения, поэтому его можно использовать для сравнения между странами, регионами и во временно́м аспекте [3].

В период с 1990 по 2017 год территориальная дифференциация федеральных округов РФ по показателям смертности постоянно характеризовалась чётко выраженным восточным вектором возрастания безвозвратных демографических потерь – от западных регионов России к восточным [4]. Поэтому есть все основания ожидать проявления подобной закономерности и в отношении показателя средней ожидаемой продолжительности жизни. Продолжительность жизни является важнейшим медико-демографическим показателем, который широко используется в качестве системного индикатора уровня социально-экономического развития территории и качества жизни населения. При формировании планов и программ развития России, требуется понимание особенностей и специфики формирования социально-экономической и демографической ситуации в макрорегионах (федеральных округах) с целью принятия оптимальных управленческих решений, выявления факторов, блокирующих или тормозящих поступательное развитие территорий. Достичь такого понимания в значительной мере позволяют всестороннее исследование и дифференцированный анализ характеристик ожидаемой продолжительности жизни.

Цель исследования – установление особенностей и тенденций изменения показателя средней ожидаемой продолжительности жизни в федеральных округах Российской Федерации в период с 1990 по 2018 год.

Материал и методы

Дан­ные о показателях средней ожидаемой продолжительности жизни, в федеральных округах и РФ в целом получены на сайтах Росстата, Центра демографических исследований Российской экономической школы.

Для оценки тенденций в динамике показателей применили однофакторный линейный регрессионный анализ по временно́му ряду с помощью стандартных средств Excel (Microsoft office 2007) и IBM SPSS Statistics 23. Заключение о наличии тренда делали при значениях уровня значимости p меньше 0,05 для полученного критерия F. Для определения доли вариации показателя, которую объясняет линейный тренд, использовали коэффициент детерминации (R2).

Результаты

Динамика показателя средней ожидаемой продолжительности жизни в период с 1990 по 2018 год является наглядным отражением изменений, происходивших в социально-экономической ситуации, качестве жизни, здоровье, психоэмоциональном статусе населения Российской Федерации и отдельных федеральных округов (табл. 1).

Первоначальным этапом выраженного ухудшения демографической ситуации стал период 1993-1996 гг., когда властями осуществлялся ускоренный демонтаж и разрушение советской (социалистической) модели социально-экономической системы, а также радикальный передел собственности практически во всех сегментах экономики. В эти годы

показатель СОПЖ по Российской Федерации по сравнению с 1990 г. (69,2 года) существенно снизился – до значений 65,8-63,9 лет. В федеральных округах наблюдались подобные изменения, но их выраженность оказалась различной. Наиболее низкие значения СОПЖ были зарегистрированы в двух восточных округах: в Сибирском федеральном округе (СФО) показатель снизился с 67,9 (1990 г.) до 63,7-61,8 лет; в Дальневосточном округе (ДФО) – с 67,2 до 62,9-61,7 лет. Столь резкое ухудшение демографической ситуации стало следствием тяжёлого трансформационного (системного) кризиса, о котором упомянуто выше. Данный социально-демографический феномен 90-х гг. описан во множестве публикаций, вновь подробно анализировать его нет необходимости. Некоторое временное незначительное улучшение демографической ситуации в стране произошло в 1997-1998 гг., когда общероссийский показатель СОПЖ составил 66,7-67,1 лет.

После прихода В.В. Путина на пост Президента РФ федеральная власть обратилась к проблеме улучшения демографической ситуации. На основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности РФ» Правительством была разработана Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года (от 24 сентября 2001 г.). Однако фактически в это же самое время в России происходило новое снижение показателя ожидаемой продолжительности жизни (до значений 65,4-64,9 лет), продолжавшееся, в этот раз более длительный срок – с 2000 по 2005 год. И снова наихудшие показатели были зарегистрированы в Сибирском федеральном округе (СОПЖ = 63,7-62,7 года) и Дальневосточном округе (СОПЖ = 63,2-62,2 года). Непосредственным толчком к новому кризису стал дефолт августа 1998 года. Очередное обострение демографической ситуации вновь подтвердило неэффективность государственной социально-экономической политики в 1990-е годы.

И всё же в 2000-е годы всё более заметную позитивную роль в решении демографической проблемы стал играть фактор международной экономической (вернее ресурсной) конъюнктуры – повышение с 1999 г. мировых цен на нефть, газ, металлы – основные экспортные товары России, – что вызвало огромный приток валюты в страну и привело к заметному экономическому росту [5]. Влияние данного фактора постепенно нарастало, и спустя 7 лет – к 2006 году – смогло в значительной мере компенсировать и даже перекрыть негативное влияние фактора неэффективной социально-экономической политики. В результате с 2006 г. в стране стало происходить последовательное улучшение демографической ситуации (снижение смертности и повышение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни).

Когда федеральная власть и экспертное сообщество расценили вышеуказанные позитивные тенденции как устойчивые и долговременные, была разработана Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351. В Концепции были обозначены некоторые конкретные целевые ориентиры, в частности, увеличение СОПЖ к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. – до 75 лет (для лиц обоего пола).

Следующим этапом в решении данного аспекта демографической проблемы стал Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ», где предусматривалось обеспечить увеличение к 2018 г. ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет [6]. И, наконец, в Указе Президента РФ от 19.07.2018 г. № 444 были поставлены более амбициозные задачи: обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет, к 2030 г. – до 80 лет [7].

Мы сравнили фактическую динамику среднероссийских показателей СОПЖ, а также соответствующих показателей в федеральных округах с контрольными цифрами из федеральных документов по реализации демографической политики (табл.1).

Таблица 1

Фактическая динамика показателей средней ожидаемой продолжительности жизни в федеральных округах РФ в 1990-2018 гг. (лет) и целевые ориентиры федеральных документов по реализации демографической политики

Год РФ ЦФО СЗФО ПФО УФО СФО ДФО ЮФО СКФО
1990 69,2 69,5 69,1 69,9 69,4 67,9 67,2 69,7 -
1991 68,9 69,2 68,9 69,6 69,0 67,7 66,9 69,3 -
1992 67,8 68,3 67,0 68,5 67,6 66,3 65,3 69,0 -
1993 65,0 65,6 63,5 66,0 64,8 63,2 62,5 66,9 -
1994 63,9 64,2 62,5 64,8 63,6 61,8 61,7 66,1 -
1995 64,5 64,9 63,7 65,3 64,0 62,8 61,8 66,5 -
1996 65,8 66,5 65,6 66,5 65,2 63,7 62,9 67,2 -
1997 66,7 67,4 67,1 67,1 66,6 64,7 64,2 67,8 -
1998 67,1 67,6 67,2 67,6 67,0 65,4 64,6 68,0 -
1999 65,9 66,4 65,5 66,4 65,7 64,1 63,8 67,5 -
2000 65,3 66,1 64,5 65,5 64,6 63,7 63,2 67,3 -
2001 65,2 65,8 64,2 65,5 65,0 63,6 62,8 67,4 -
2002 65,0 65,6 63,8 65,2 64,6 63,1 62,6 67,2 -
2003* 64,9 65,7 63,3 65,0 64,5 62,8 62,3 66,6 68,9
2004 65,3 66,3 63,9 65,2 65,0 63,2 62,3 67,1 69,7
2005 65,4 66,5 64,2 65,3 65,2 62,7 62,2 67,1 69,9
2006 66,7 67,6 65,8 66,5 66,7 64,6 63,8 68,1 70,4
2007 67,6 68,4 67,2 67,2 67,5 65,7 64,8 68,8 71,4
2008 68,0 68,8 67,6 67,6 67,7 66,1 64,9 69,3 71,8
2009 68,8 69,7 68,5 68,5 68,5 66,9 65,7 70,0 71,8
2010 68,9 69,9 68,9 68,4 68,8 67,1 65,8 70,1 72,2
2011 69,8 71,2 70,1 69,2 69,4 67,7 66,4 70,7 72,6
2012 70,2 71,4 70,6 69,8 69,7 68,0 67,0 71,3 73,2
2013 70,8 71,9 71,3 70,1 70,1 68,6 67,8 71,8 74,0
2014 70,9 72,1 71,4 70,2 70,2 68,9 68,2 71,7 74,1
2015 71,4 72,7 71,7 70,7 70,4 69,3 68,7 72,1 74,6
2016** 71,9 73,1 72,2 71,4 70,8 69,8 69,2 72,3 75,1
2017 72,7 73,9 73,0 72,3 71,9 70,5 70,1 73,2 75,9
2018*** 72,9 74,0 73,3 72,4 72,0 70,7 70,2 73,5 76,3
Целевые ориентиры Концепция демографической политики до 2025 г. от 09.10.2007 г.: увеличение СОПЖ к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. – до 75 лет (оба пола).
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ»: обеспечить увеличение к 2018 г. ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет.
Указ Президента РФ от 19.07.2018 г. № 444: обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет, к 2030 г. – до 80 лет.

Примечание: федеральные округа: ЦФО – Центральный, СЗФО – Северо-Западный, ПФО – Приволжский, УФО – Уральский, СФО – Сибирский, ДФО – Дальневосточный, ЮФО – Южный, СКФО – Северо-Кавказский.

* – данные по ЮФО с 2003 по 2010 гг. представлены без учета населения Северо-Кавказского федерального округа (был выведен из состава ЮФО 19.01.2010 г.);

** – данные по ЮФО с 2016 г. представлены с учетом населения Республики Крым и г. Севастополь (вошли в состав ЮФО 28.07.2016 г.);

*** - данные по СФО и ДФО представлены соответственно без и с учетом населения Забайкальского края и Республики Бурятия (03.11. 2018 г. переданы из СФО в ДФО).

В 2015 году целевой ориентир СОПЖ – 70 лет – был достигнут и превышен по Российской Федерации в целом (71,4 года), а также в шести федеральных округах: ЦФО (72,7 года), ЮФО (72,1 года), СКФО (74,6 года), СЗФО (71,7 года), ПФО (70,7 года), УФО (70,4 года). При этом четко прослеживался восточный вектор снижения показателя СОПЖ: не был достигнут данный целевой ориентир в Сибирском (69,3 года) и Дальневосточном (68,7 года) округах.

В 2018 году целевой ориентир СОПЖ – 74 года – был достигнут только в двух федеральных округах: Центральном (74,0 года) и Северо-Кавказском (76,3 года). По России в целом и в остальных округах целевого показателя достичь не удалось. Из последних ближе всего приблизились к целевому показателю Юго-Восточный (73,5 года) и Северо-Западный (73,3 года) округа. Традиционно наиболее отстающими оказались Сибирский (70,7 года) и Дальневосточный (70,2 года) округа.

Таким образом, самые низкие показатели средней ожидаемой продолжительности жизни постоянно наблюдаются в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Данный факт свидетельствует о наиболее неблагополучной социально-экономической ситуации, в частности – более низком качестве жизни населения в этих макрорегионах.

Проведён анализ тенденций в изменении показателя СОПЖ в рассматриваемый период. Согласно данным таблицы 1 относительно устойчивая позитивная динамика показателей СОПЖ установилась после 2005 г. Поэтому провели исследование трендов данной демографической характеристики в РФ и федеральных округах за период с 2006 по 2018 год. По России в целом за указанный период СОПЖ увеличилась на 6,2, года, в федеральных округах увеличение показателя составило от 5,4 до 7,5 лет (табл. 2).

Динамика показателя СОПЖ во всех административных объектах носила характер чёткого возрастающего линейного тренда (значения R2 составили 0,970-0,991) (табл.2). Данная закономерность хорошо видна также на диаграмме (рисунок), где графически обозначены тренды показателя СОПЖ по РФ в целом, а также в двух округах с наилучшими показателями СОПЖ (СКФО, ЦФО) и двух – с наихудшими показателями (СФО, ДФО).

Такую динамику показателя СОПЖ следует расценивать как весьма позитивную. Однако если посмотреть, каким образом в федеральных округах изменялся показатель ежегодного прироста СОПЖ (табл.3), то можно увидеть, что, если с 2012 по 2017 год (за исключением 2014 года) значения показателя составляли в большинстве случаев 0,3-0,9 года, то в 2018 г. они в большинстве округов резко уменьшились: в 4-х округах до 0,1 года, в СФО – до 0,2 года, и лишь в СЗФО и ЮФО составили 0,3 года, а в СКФО – 0,4 года.

Таблица 2

Изменения показателя СОПЖ для всего населения в целом в федеральных округах и РФ за период 2006-2018 гг. (лет)

Территория Разница в СОПЖ между 2018 и 2006 гг., лет Уравнение тренда Значимость тренда
РФ 6,2 у=0,501х+66,5 F=1062,1, p<0,0001, R2=0,989
ЦФО 6,4 у=0,534х+67,4 F=666,7, p<0,0001, R2=0,982
СЗФО 7,5 у=0,595х+66,0 F=389,3, p<0,0001, R2=0,970
ПФО 5,9 у=0,479х+66,2 F=751,6, p<0,0001, R2=0,984
УФО 5,3 у=0,414х+66,6 F=464,5, p<0,0001, R2=0,975
СФО 6,1 у=0,479х+64,6 F=872,3, p<0,0001, R2=0,986
ДФО 6,4 у=0,535х+63,4 F=1346,4, p<0,0001, R2=0,991
ЮФО 5,4 у=0,423х+68,0 F=533,0, p<0,0001, R2=0,978
СКФО 5,9 у=0,465х+70,0 F=707,7, p<0,0001, R2=0,983

 

Рис.1
Рис. Динамика показателя СОПЖ по РФ, СКФО, ЦФО, СФО, ДФО за период 2006-2018 гг. (лет)

Таблица 3

Динамика годовых показателей прироста (убыли) средней ожидаемой продолжительности жизни по РФ и федеральным округам в период с 1991 по 2018 год (лет)

Год РФ ЦФО СЗФО ПФО УФО СФО ДФО ЮФО СКФО
1991 -0,3 -0,3 -0,2 -0,3 -0,4 -0,2 -0,3 -0,4  
1992 -1,1 -0,9 -1,9 -1,1 -1,4 -1,4 -1,6 -0,3  
1993 -2,8 -2,7 -3,5 -2,5 -2,8 -3,1 -2,8 -2,1  
1994 -1,1 -1,4 -1 -1,2 -1,2 -1,4 -0,8 -0,8  
1995 0,6 0,7 1,2 0,5 0,4 1 0,1 0,4  
1996 1,3 1,6 1,9 1,2 1,2 0,9 1,1 0,7  
1997 0,9 0,9 1,5 0,6 1,4 1 1,3 0,6  
1998 0,4 0,2 0,1 0,5 0,4 0,7 0,4 0,2  
1999 -1,2 -1,2 -1,7 -1,2 -1,3 -1,3 -0,8 -0,5  
2000 -0,6 -0,3 -1 -0,9 -1,1 -0,4 -0,6 -0,2  
2001 -0,1 -0,3 -0,3 0 0,4 -0,1 -0,4 0,1  
2002 -0,2 -0,2 -0,4 -0,3 -0,4 -0,5 -0,2 -0,2  
2003 -0,1 0,1 -0,5 -0,2 -0,1 -0,3 -0,3 -0,6  
2004 0,4 0,6 0,6 0,2 0,5 0,4 0 0,5 0,8
2005 0,1 0,2 0,3 0,1 0,2 -0,5 -0,1 0 0,2
2006 1,3 1,1 1,6 1,2 1,5 1,9 1,6 1 0,5
2007 0,9 0,8 1,4 0,7 0,8 1,1 1,0 0,7 1
2008 0,4 0,4 0,4 0,4 0,2 0,4 0,1 0,5 0,4
2009 0,8 0,9 0,9 0,9 0,8 0,8 0,8 0,7 0
2010 0,1 0,2 0,4 -0,1 0,3 0,2 0,1 0,1 0,4
2011 0,9 1,3 1,2 0,8 0,6 0,6 0,6 0,6 0,4
2012 0,4 0,2 0,5 0,6 0,3 0,3 0,6 0,6 0,6
2013 0,6 0,5 0,7 0,3 0,4 0,6 0,8 0,5 0,8
2014 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,3 0,4 -0,1 0,1
2015 0,5 0,6 0,3 0,5 0,2 0,4 0,5 0,4 0,5
2016 0,5 0,4 0,5 0,7 0,4 0,5 0,5 0,2 0,5
2017 0,8 0,8 0,8 0,9 1,1 0,7 0,9 0,9 0,8
2018 0,2 0,1 0,3 0,1 0,1 0,2 0,1 0,3 0,4

Здесь могут быть разные объяснения данного факта. Первое: это случайность, и в дальнейшем позитивная динамика роста СОПЖ продолжится. Второе: факт свидетельствует о «затухающем» характере увеличения продолжительности жизни, и показатели 2018 года – начало данного процесса. Третье: к 2018 году произошло «накопление» негативных следствий кризисных явлений в экономике, идущих с 2014 года [8], вследствие чего рост СОПЖ в ближайшее время остановится, и даже возможен переход к снижению ожидаемой продолжительности жизни. По какому сценарию будет развиваться демографическая ситуация, покажет статистика 2019 года, но особенно – 2020-2021 гг.

Вероятность третьего сценария существенно возрастает (он становится, по существу, неизбежным) в связи с неожиданным возникновением пандемии короновирусной инфекции COVID-19. Данный фактор, несомненно, усугубит и без того не блестящее состояние российской экономики [8,9], а вслед за ней и всей социальной сферы (в какой степени – пока не ясно). Многие эксперты склоняются к тому, что пандемия очень сильно ухудшит ситуацию в мировой экономике и финансах [10,11].

Существуют опасения, что кризис сильнее ударит по российской экономике по сравнению с западными государствами. Эти опасения основаны на том, что западные страны являются т. н. трудозависимыми государствами, которые для обеспечения своей эффективности способствуют развитию внутренней конкуренции, прав собственности, обеспечивают технический прогресс и социальную мобильность [9]. Указанные процессы с гораздо меньшей эффективностью осуществляются в ресурсозависимом государстве, каковым является Россия [там же]. Эта закономерность не случайно получила название «ресурсного проклятия». Кроме того, у России в отличие от США и стран Европы нет возможности осуществить эмиссию нескольких триллионов долларов или сотен миллиардов евро. И для нас сегодня из-за санкций фактически закрыты мировые рынки заимствований. Поэтому обвальное падение цен на нефть становится почти катастрофическим. В результате «заморозки» мировой экономики бюджетные потери России (где на внешнюю торговлю приходится до 40% ВВП) будут исчисляться триллионами рублей.

Если процесс пойдёт по второму или, что более вероятно, по третьему сценарию, целевые ориентиры, представленные в Указе Президента РФ от 19.07.2018 г. №444 (обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет, к 2030 г. – до 80 лет) не будут достигнуты.

Характерно, что менее чем через полгода после Указа Президента РФ № 444 –решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. был утверждён Национальный проект «Демография» (паспорт проекта) на срок 2019-2024 гг., в котором представленные в Указе №444 целевые показатели СОПЖ на 2024 и 2030 гг. вообще отсутствуют, а вместо них введён показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни (предусмотрено его увеличение до 67 лет) [12].

Но если показатель средней ожидаемой продолжительности жизни является классическим общепринятым показателем демографической статистики, который может быть точно рассчитан на основе возрастного профиля смертности (возрастных коэффициентов дожития), то показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни (ОПЗЖ), по-видимому, пока не имеет надёжного теоретико-методологического обоснования, и является, по нашему мнению, весьма относительной условно-расчётной (экспериментальной) характеристикой, определяемой с помощью моделей Салливана и Сандерсона-Щербова [13]. Мы полагаем, что показатель ОПЗЖ, конечно, вполне можно использовать в разного рода теоретических исследованиях, но вводить его в качестве целевого ориентира в программные документы демографической политики вместо классического показателя СОПЖ пока преждевременно.

Обсуждение

Коллективом сотрудников Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в конце 2016 г. был разработан демографический прогноз на период до 2050 г., включающий гипотетические сценарии в отношении изменений продолжительности жизни в Российской Федерации [14]. Авторы приняли в качестве наиболее вероятной гипотезы в отношении продолжительности жизни дальнейшее повышение этого показателя примерно в той же степени, как это имело место в 2013-2015 годах. Ожидали, что это будет происходить за счёт существенного снижения смертности населения в молодых трудоспособных возрастах и младенческой смертности. Плавное снижение смертности предполагалось также в старших трудоспособных возрастах. В результате, согласно построенному сценарию, в 2050 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни для новорождённых (оба пола) должна составить 77,4 года (мужчины – 73,3, женщины – 81,6).

Свои прогнозы в отношении будущей динамики продолжительности жизни регулярно делает и Росстат. По среднему варианту прогноза Росстата, рассчитанному от базы 2017 г. и представленному на сайте Руксперт (ruxpert.ru), средняя ожидаемая продолжительность жизни в России для новорождённых в 2024 г. составит 75,1 года (мужчины – 70,5, женщины – 79,6 года); в 2030 г. составит 77,2 года (мужчины – 72,9, женщины 81,4 года) [15].

Сотрудники Центра по изучению проблем народонаселения МГУ и специалисты Росстата при прогнозировании тенденций демографической динамики исходили из наблюдавшихся с 2007 года тенденций, когда изменения показателя СОПЖ по России в целом и в федеральных округах носили характер чёткого линейного роста. Это вполне соответствует принятой до настоящего времени методологии в области естественных и общественных наук (включая демографию и социальные науки), когда большинство учёных работает в рамках стиля мышления, обозначаемого как «детерминизм». В качестве определяющей черты этого стиля обычно рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и концепций на основе теории динамических закономерностей [16].

Но возникшая в 2020 г. пандемия COVID-19 недвусмысленно показала, что линейная динамика социальных процессов возможна лишь на относительно небольших отрезках времени, когда она как бы подчиняется закономерностям детерминистского характера.

В 20-м веке научным сообществом было установлено, что динамика цивилизаций и человечества подчиняется законам синергетики. Понимаемое под этим термином научное направление изучает связи между элементами разных структур, которые образуются в открытых системах разной природы благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях [17]. Можно также сказать, что синергетика — это не отдельная наука, а скорее универсальная теория, демонстрирующая общность интересов и математических методов исследования родственных нелинейных явлений в разных областях науки [17].

На фоне пандемии COVID-19 практически все страны стали входить в крайне нестабильное состояние, когда нарушилось относительно устойчивое течение социально-экономических процессов. С позиций синергетики человечество вступило в точку бифуркации (или, точнее, полифуркации), выход из которой может происходить по совершенно разным траекториям (сценариям) – от сравнительно безболезненных до катастрофических [18,19]. Не случайно все эксперты и аналитики утверждают, что после эпидемии мир станет совсем другим, но каким именно – в настоящее время (осень 2020 г.) с полной уверенностью не может сказать никто.

В условиях возникшего всемирного кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сделанные в России в предшествующий период прогнозы в отношении будущих изменений показателя средней ожидаемой продолжительности жизни, окажутся, по-видимому, несостоятельными. В демографических и других процессах и явлениях возникла системная неопределённость, когда в течение какого-то временно́го интервала (пока мировая обстановка не стабилизируется) любые прогнозы будут иметь очень малую степень вероятности [18,19,20]. Поэтому мы не станем делать таких прогнозов применительно к России и отдельным федеральным округам.

Многие аналитики единодушно отмечали, что западные либеральные демократии со своими системами здравоохранения оказались неспособными эффективно противодействовать наступлению на их страны короновирусной инфекции. Гораздо лучшие результаты показала страна с авторитарным политическим режимом – Китай. Ситуация с пандемией поставила ребром вопрос об эффективности и перспективах развития разных моделей социально-экономических и государственно-политических систем.

В данном контексте следует упомянуть о вышедшем в конце 2017 года юбилейном докладе Римского клуба "Come on!" ("Давай же!"), написанном двумя президентами этой организации – Андерсом Вийкманом и Эрнстом Вайцзеккером, при деятельном участии тридцати четырёх других членов клуба [21]. В докладе утверждается что классический капитализм, который был и сам неидеален в вопросе устойчивого развития и понимания будущего планеты, был заменён ещё более "хищной" формой. Ею стал глобальный финансовый капитализм, который привёл к вырождению капиталистического способа производства до уровня финансовых и банковских спекуляций, уничтоживших идеи любого реального развития и провозгласивших приматом любого бизнес-начинания "прибыль ради прибыли"… Произошло практическое разделение на фиктивные, но формально высокодоходные сферы и на стагнирующую и разрушающуюся реальную экономику, которая всё больше попадает в зависимость от конечности и даже недоступности природных и людских ресурсов.

А как обстоят дела в России, почти 30 лет функционирующей в рамках капиталистической системы? Общеизвестно положение о том, что успешность решения демографических проблем, в т. ч. повышения продолжительности жизни, зависит, главным образом, от темпов, масштабов и сбалансированности процессов социально-экономического развития.

Важнейшим индикатором эффективности политико-социально-экономической системы может служить место, занимаемое Россией в мировом рейтинге стран по средней ожидаемой продолжительности жизни. Согласно данным ООН в 2016 году по этому показателю (71,9 лет для лиц обоего пола) Россия находилась на 103 месте – между КНДР и Ливией [22]. Спустя 2 года – в 2018 году – рейтинг страны по показателю СОПЖ (72,4 года) понизился до 109 места [23]; это же место занимали Гренада и Сент-Винсент и Гренадины. Заметим, что таких показателей страна достигла после 13-летнего последовательного повышения показателя средней ожидаемой продолжительности жизни.

Все вышесказанное указывает на то, что и российской верховной власти, следующей с 1990-х гг. в фарватере глобального финансового капитализма, необходимо определиться с тем, насколько эффективна и полезна для общества действующая модель государственной политико-социально-экономической системы. По сути, об этом же говорит и вывод авторов доклада "Come on!": «Необходимым сценарием для мира является максимально быстрый демонтаж существующей модели экстенсивного развития капитализма и разрушение системы глобального финансового паразитизма» [21].

Заключение

В России в период с 2006 по 2018 год происходило последовательное улучшение демографической ситуации – снижение смертности и повышение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни. Подобная динамика наблюдалась во всех федеральных округах, но её параметры были менее благоприятны в восточных макрорегионах – Сибири и Дальнем Востоке. Такие территориальные различия в показателях средней ожидаемой продолжительности жизни свидетельствуют о том, что в социальной политике федеральной власти недостаточно учитывается региональная природно-географическая, социально-экономическая, этнокультурная и другая специфика регионов России (особенно азиатских территорий страны), что не позволяет рациональным образом обеспечивать поступательное, сбалансированное развитие общества. Но, возможно, что главной проблемой, требующей решения, является радикальное преобразование действующей модели государственной социально-экономической системы.

В обозначенные федеральной властью целевые ориентиры в отношении показателей СОПЖ, намеченные к достижению в 2024-2025 и 2030 гг., вмешался фактор неустойчивости развития стран капиталистического мира и периодически повторяющихся финансово-экономических кризисов. В 2020 г. «пусковым крючком» развёртывания нового глобального экономического кризиса стала пандемия COVID-19, что явилось очередным доказательством известного положения синергетики о нелинейном характере развития социально-экономических систем. В настоящее время (осень 2020 г.) существует ситуация системной неопределённости в отношении дальнейшего хода социально-демографических процессов в России.

Библиография

  1. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни [пер. с польского]. Москва: Прогресс; 1981. 383 с.
  2. Медков В.М. Демография. Москва: ИНФРА-М, 2004. 576 с.
  3. Карманов М.В., редактор. Демографическая статистика. Москва: КНОРУС; 2010. 287 c.
  4. Leshchenko Ya.A., Lisovtsov A.A. Changes in death rate in federal districts of Russia in the perdiod of 1990-2017. In: International Scientific Conference «Information Society: Health, Economics and Law». Irkutsk, 2019. P. 74-82.
  5. Аганбегян А. Кризис. Беда и шанс для России. Москва: АСТ, Астрель; 2009. 285 с.
  6. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 (с изм. и доп.). [Интернет]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70170932/paragraph/1:0. (дата обращения 19.03.2020).
  7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. N 444). [Интернет]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1. (дата обращения 19.03.2020).
  8. Аганбегян А.Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России. Народонаселение 2017;(3):4-23. DOI: 10.26653/1561-7785-2017-3-1.
  9. Эткинд А. Природа зла. Сырье и государство. Москва: Новое литературное обозрение. 2020. 504 с.
  10. Михаил Хазин не исключил повторения Великой депрессии. [Интернет]. URL: https://khazin.ru/articles/1-mirovoy-krizis/77968-mikhail-khazin-ne-iskljuchil-povtorenija-velikoy-depressii/. (дата обращения 20.04.2020).
  11. Хазин Михаил. Клиническая смерть мировой экономики. [Интернет]. URL: https://www.discred.ru/2020/04/01/mihail-hazin-klinicheskaya-smert-mirovoj-ekonomiki/. (дата обращения 20.04.2020).
  12. Национальный проект «Демография». Утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. [Интернет] URL: https://strategy24.ru/rf/demography/projects/natsional-nyy-proyekt-demografiya (дата обращения 19.03.2020).
  13. Шульгин С.Г., Щербов С.Я. Продолжительность здоровой жизни населения России. Моделирование, региональные оценки и прогнозирование. Москва: РАНХГС; 2018. 84 с.
  14. Архангельский В.Н., Данилова И.А., Дмитриев Р.В., Хасанова Р.Р. Перспективы демографического развития России до середины века. Народонаселение. 2017;(3):24-36. DOI: 10.26653/1561-7785-2017-3-2.
  15. Статистика: Продолжительность жизни в России. [Интернет] URL: https://ruxpert.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 22.04.2020).
  16. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Русские горки: Конец Российского государства. Москва: АСТ, Астрель; 2004. 556 с.
  17. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. 3-е изд. Москва: URSS; 2010. 256 с.
  18. Пандемия COVID-19. Биология и экономика. Специальный выпуск: информационно-аналитический сборник ВИНИТИ РАН. Мизинцева М.Ф., редактор. Москва: Издательство Перо; 2020. 110 с.
  19. World Economic Prospects March 2020 2nd Update. [Интернет] URL: https://resources.oxfordeconomics.com/hubfs/WEp/wEPM%20March%202020%20Word-forecast%20update%202.pdf (дата обращения 27.06.2020).
  20. Белоусов Д.Р. Об особенностях прогноза социально-экономического развития в условиях кризисной неопределённости. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: Материалы заседания Ученого Совета ИНП РАН “Восстановление экономики в условиях выхода из пандемии и переход России к устойчивому социально-экономическому развитию. Сессия 2” [Интернет] URL: https://ecfor.ru/publication/vosstanovlenie-ekonomiki-rossii-koronakrizis/ (дата обращения 29.06.2020).
  21. Von Weizsaecker E.U. Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. Springer. 2018. 220 p.
  22. Life expectancy and Healthy life expectancy. Data by country. [Интернет]. 2018. URL: https://apps.who.int/gho/data/node.main.688?lang=en (дата обращения 03.05.2020).
  23. Рейтинг стран мира по уровню продолжительности жизни - 2018 (ООН). Гуманитарная энциклопедия: Исследования. [Интернет]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info (дата обращения 03.05.2020).

References

  1. Rosset E. Prodolzhitel'nost' chelovecheskoy zhizni [Human lifespan]. [Transl. from Polish]. Moscow: Progress; 1981. 383 p. (In Russian).
  2. Medkov V.M. Demografiya [Demography]. Moscow: INFRA-M; 2004. 576 p. (In Russian).
  3. Karmanov M.V., editor. Demograficheskaya statistika [Demographic statistics]. Moscow: KNORUS; 2010. 287 p. (In Russian).
  4. Leshchenko Ya.A., Lisovtsov A.A. Changes in death rate in federal districts of Russia in the period of 1990-2017. International Scientific Conference «Information Society: Health, Economics and Law». Irkutsk, 2019. p. 74-82.
  5. Aganbegyan A. Krizis. Beda i shans dlya Rossii [A crisis. Trouble and chance for Russia]. Moscow: AST: Astrel'; 2009. 285 p. (In Russian).
  6. "O merakh po realizatsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii [On measures to implement the demographic policy of the Russian Federation]. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. N 606 (s izm. i dop.). [Online]. 2012 [cited 2020 Mar 19]. Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/70170932/paragraph/1:0 (In Russian).
  7. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 (v redaktsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19.07.2018 g. N 444). [Online]. 2018 [cited 2020 Mar 19]. Available from: http://kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (In Russian).
  8. Aganbegyan A.G. Demograficheskaya drama na puti perspektivnogo razvitiya Rossii [The demographic drama on the way of future development of Russia]. Narodonaselenie 2017;(3):4-23. DOI: 10.26653/1561-7785-2017-3-1. (In Russian).
  9. Etkind A. Priroda zla. Syr'e i gosudarstvo [The nature of the evil. Raw materials and the state]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 2020. 504 p. (In Russian).
  10. Mikhail Khazin ne isklyuchil povtoreniya Velikoy depressii [Mikhail Khazin did not exclude a repeat of the Great Depression]. [Online]. 2020 [cited 2020 Apr 20]. Available from: https://khazin.ru/articles/1-mirovoy-krizis/77968-mikhail-khazin-ne-iskljuchil-povtorenija-velikoy-depressii/ (In Russian).
  11. Khazin Mikhail. Klinicheskaya smert' mirovoy ekonomiki [Clinical death of the global economy]. [Online]. 2020 [cited 2020 Apr 20]. Available from: https://www.discred.ru/2020/04/01/mihail-hazin-klinicheskaya-smert-mirovoj-ekonomiki/ (In Russian).
  12. Natsional'nyy proekt «Demografiya» ["Demography" National project]. Utverzhden resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 24 dekabrya 2018 goda. [Online] 2018 [cited 2020 Mar 19]. Available from: https://strategy24.ru/rf/demography/projects/natsional-nyy-proyekt-demografiya (In Russian).
  13. Shul'gin S.G., Shcherbov S.Ya. Prodolzhitel'nost' zdorovoy zhizni naseleniya Rossii. Modelirovanie, regional'nye otsenki i prognozirovanie [Healthy life expectancy of the population of Russia. Modeling, regional assessments and forecasting]. Moscow: RANKhGS; 2018. 84 p. (In Russian).
  14. Arkhangel'skiy V.N., Danilova I.A., Dmitriev R.V., Khasanova R.R. Perspektivy demograficheskogo razvitiya Rossii do serediny veka [Prospects for the demographic development of Russia until the middle of the century]. Narodonaselenie 2017;(3):24-36. DOI: 10.26653/1561-7785-2017-3-2 (In Russian).
  15. Statistika: Prodolzhitel'nost' zhizni v Rossii [Statistics: Life expectancy in Russia]. [Online]. 2020 [cited 2020 Apr 22]. Available from: https://ruxpert.ru/% D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (In Russian).
  16. Valyanskiy S.I., Kalyuzhnyy D.V. Russkie gorki: Konets Rossiyskogo gosudarstva [Roller coaster: The end of the Russian state]. Moscow: «Izd-vo AST»: «Izd-vo Astrel'»: «Tranzitkniga»; 2004. 556 p. (In Russian).
  17. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki: Sinergeticheskoe mirovidenie. Izd. 3. [Foundations of synergetics: Synergetic worldview. 3-d ed.]. Moscow: URSS. 2010. 256 p. (In Russian).
  18. Mizintseva M.F., editor. Pandemiya COVID-19. Biologiya i ekonomika [COVID-19 Pandemic. Biology and Economics]. Spetsial'nyy vypusk: informatsionno-analiticheskiy sbornik. VINITI RAN. - Moscow: Izdatel'stvo Pero, 2020. 110 p. (In Russian).
  19. World Economic Prospects, March 2020 2nd Update. [Online]. 2020 [cited 2020 Jun 27]. Available from: https://resources.oxfordeconomics.com/hubfs/WEp/ wEPM%20March%202020%20Word-forecast%20update%202.pdf
  20. Belousov D.R. Ob osobennostyakh prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v usloviyakh krizisnoy neopredelennosti [On the specifics of forecasting socio-economic development in conditions of crisis uncertainty]. Tsentr makroekonomicheskogo analiza i kratkosrochnogo prognozirovaniya: Materialy zasedaniya Uchenogo Soveta INP RAN “Vosstanovlenie ekonomiki v usloviyakh vykhoda iz pandemii i perekhod Rossii k ustoychivomu sotsial'no-ekonomicheskomu razvitiyu. Sessiya 2”. [Online]. 2020 [cited 2020 Jun 29]. Available from: https:// ecfor.ru/publication/vosstanovlenie-ekonomiki-rossii-koronakrizis/ (In Russian).
  21. Von Weizsaecker E.U. Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. Springer, 2018. 220 p.
  22. Life expectancy and Healthy life expectancy. Data by country. [Online]. 2018 [cited 2020 May 3]. Available from: https://apps.who.int/gho/data/node.main.688? lang=en.
  23. Reyting stran mira po urovnyu prodolzhitel'nosti zhizni - 2018 [Ranking of the world countries in terms of life expectancy - 2018]. Gumanitarnaya entsiklopediya: Issledovaniya. [Online]. 2020 [cited 2020 May 3]. Available from: https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index/life-expectancy-index-info (In Russian).

Дата поступления: 17.09.2020


Просмотров: 6998

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 28.12.2020 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search