О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2021 (67) arrow ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Печать
07.07.2021 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-3-7

Закоркина Н.А.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия

Резюме

Актуальность. Модернизация образовательного процесса не должна сопровождаться ухудшением здоровья студентов, в том числе в онлайн-формате.

Цель работы. Изучить влияние дистанционной формы обучения на состояние здоровья студентов высших учебных заведений.

Материал и методы. Изучение состояния здоровья проводилось по данным первичной заболеваемости, оценке уровня физической подготовленности, результатам социологического опроса.

Результаты. Уровень первичной заболеваемости студентов, обучавшихся в дистанционном формате, имел четкую тенденцию к росту по тем нозологическим формам, которые были связаны с малоподвижным образом жизни, позостатическим и зрительным утомлением (болезни глаз и его придаточного аппарата, нарушения осанки, плоскостопие, ожирение). В то же время отмечается снижение показателей заболеваемости органов пищеварения и дыхания. Можно предположить, что это связано с положительным влиянием дистанционного обучения: регулярностью питания и меньшим воздействием простудного фактора. Кроме того, у студентов, обучающихся в онлайн-формате, ухудшились показатели уровня физической подготовленности. Результаты социологического опроса подтверждают данные тенденции.

Выводы. 1. Ухудшение здоровья студентов высших учебных заведений при дистанционной форме обучения обусловлено ростом первичной заболеваемости костно-мышечной системы, заболеваний глаза и его придаточного аппарата, наметившейся тенденцией к ожирению; низкими (удовлетворительными) показателями восстановления организма после выполнения нагрузочных тестов.

2. По результатам социологического мониторинга основными факторами риска явились увеличение продолжительности работы с компьютером, снижение двигательной активности, ограниченная возможность для выполнения корригирующих физических упражнений.

3. При отсутствии стандартов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в дистанционной форме, лекционные и семинарские занятия не могут продолжаться более 3-х месяцев в году.

Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы при гигиенической оценке учебно-воспитательного процесса в дистанционной форме обучения.

Ключевые слова: заболеваемость; студенты; дистанционное обучение; функциональные нагрузки; анкетирование.

Контактная информация: Закоркина Наталья Аркадьевна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Закоркина Н.А. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов высших учебных заведений. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(3):7. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1269/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-3-7.

IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS
Zakorkina N.A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

Abstract

Significance. Modernization of educational processes should not be accompanied by health deterioration among students, including on distance learning.

Purpose. To study impact of distance learning on health of university students.

Material and methods. The health status study was based on data on disease incidence, assessment of physical fitness, and results of the sociological survey.

Results. The level of disease incidence among students on distance learning had a clear tendency towards increasing in terms of those nosological forms, that are associated with sedentary lifestyle, postatic and visual fatigue (diseases of the eye and its appendages, posture disorders, flat feet, obesity). At the same time, there is a reduction in the incidence of digestive and respiratory disorders. It can be due to positive effects of distance learning: regular eating and less exposure to colds. In addition, online students have lower physical fitness. The results of the sociological survey confirm these trends.

Conclusions 1. Health deterioration among university students on distance learning is due to the increased incidence of muscle, bone and skeletal diseases, diseases of the eye and its appendages, higher obesity; insufficient recovery after load tests.

2. According to results of the sociological monitoring, the main risk factors include long hours of sitting in front of the computer, decreased motor activity, limited ability to do corrective exercises.

3. In the absence of standards guiding the process of distance education, lecture and classes cannot last longer than three months a year.

Scope of application. The data obtained can be used for hygienic evaluation of the process of distant education.

Keywords: disease incidence; students; distance learning; functional loads; questionnaires.
Corresponding author: Zakorkina N.А., email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Zakorkina N.A. Impact of distance learning on health of university students. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(3):7. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1269/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-3-7. (In Rus).

Введение

Новые образовательные технологии активно стали внедряться в РФ последние пять лет. Это повышает доступность к образовательным системам высших учебных заведений и является особенно удобным при заочной и очно-заочной формах обучения [1-3].

В связи с периодически ухудшающейся эпидемической ситуацией по коронавирусной инфекции особую значимость приобретает дистанционная форма обучения и для очного образования как вынужденная мера. При этом информационно-образовательная система в любых формах обучения должна соответствовать всем гигиеническим требованиям и не способствовать ухудшению показателей соматического здоровья и психоэмоционального состояния студентов [4-8]. Кроме того, малоподвижный образ жизни как результат снижения физической нагрузки приводит к снижению и резервных возможностей организма [9-10].

Материал и методы исследования

Изучение первичной заболеваемости проводилось по медицинским картам студентов за период с 2017 по 2020 гг. Изучено 724 случая заболевания (120; 198; 200; 206 соответственно). Студенты-первокурсники в 2017-2018 гг обучались в очной форме, а в 2019-2020 гг находились на дистанционном обучении в течение 3-4 месяцев.

Для исследования показателей индивидуального здоровья использовались нагрузочные тесты, в основе которых лежит показатель максимального потребления кислорода (МПК), характеризующий резервные возможности организма: индекс Руфье, пробы Штанге, Генча, с приседаниями. Оценка результатов проводилась по стандартной методике в возрастном интервале 15-19 лет.

Для характеристики вариационного ряда при вычислении исследуемых тестов применялись средняя арифметическая величина и среднее квадратическое отклонение (±δ).

При социологическом опросе проводилось анкетирование студентов, находившихся на дистанционном обучении в 2019-20 гг. Всего 406 студентов, из них 86,3% девушек и 13,7% юношей в возрасте 18-19 лет, 91,4% и 8,6% соответственно в возрасте 20-21 года. Большинство из них анонимно ответили на 16 вопросов.

Результаты

Уровень первичной заболеваемости имел четкую тенденцию к ухудшению по следующим нозологическим формам: болезни глаза и его придаточного аппарата, нарушение осанки, плоскостопие; причем в 2020г. по отношению к 2017 г. данные показатели выросли в 1,2 -1,4 раза (p<0,01). Наметилась тенденция к ожирению, данный показатель за аналогичный период увеличился в 2 раза (p<0,01).

В то же время, несмотря на снижение показателей первичной заболеваемости по болезням органов пищеварения в 1,3 раза (p<0,01), сохраняются их высокие уровни. Каждый шестой имеет заболевания желудочно-кишечного тракта. Отмечается также снижение показателей заболеваемости органов дыхания в 1,2 раза (p<0,01), что, скорее всего, связано с уменьшением воздействия простудного фактора. Значимость различий других нозологических форм не существенна (табл.1).

В течение исследуемого периода структура заболеваемости не изменилась: лидирующие ранговые места занимали заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни нервной системы. Их суммарный удельный вес составляет более 50% .

Таблица 1

Первичная заболеваемость студентов по отдельным заболеваниям за 2017-2020 гг. (с разными формами обучения)

  Нозологические формы Первичная заболеваемость на 100 человек
2017 2018 2019 2020
очная дистанционная
1 Острые респираторные заболевания 7,3 9,0 8,3 8,9
2 Риниты, хронические фарингиты, синуситы 5,1 4,7 4,6 4,2
3 Гастриты, дуодениты, функциональные расстройства желудка 19,8 18,4 16,2 15,8
4 Ожирение 2,3 2,6 3,1 4,7
5 Болезни глаза и его придаточного аппарата 7,3 7,4 9,2 10,1
6 Нарушение осанки 4,4 5,0 5,8 6,3
7 Плоскостопие 4,9 4,2 5,7 5,7
8 Ушибы, растяжения связок 8,1 8,3 7,3 7,9

Дистанционная форма обучения предполагает снижение двигательной активности, а значит физической подготовленности студентов.

С этой целью оценивались индивидуальные показатели здоровья с помощью функциональных проб. Оценка нагрузочных тестов показала, что большинство студентов (83,7%) имели средние или удовлетворительные уровни за исключением пробы с приседаниями. Кроме того, показатели за период с 2019-2020 гг. при дистанционном формате обучения были хуже, чем аналогичные показатели за период 2017-2018 гг. Проба с приседаниями является самым простым способом оценки резервов здоровья и, как правило, не используется в отдельности (табл.2).

Таблица 2

Оценка нагрузочных тестов, выполненных студентами за период с 2017 по 2020 гг. (с разными формами обучения)

  Нагрузочные тесты (ед. измерения) 2017 2018 2019 2020
очная дистанционная
1 Индекс Руфье (показатель) 6,3±1,4 7,0±1,8 7,5±1,7 8,1±1,9
2 Проба с приседаниями (%) 32,3 35,8 45,1 40,7
3 Проба Штанге (сек.) 62,3±2,1 59,8±1,9 52,4±2,0 50,6±2,4
4 Проба Генча (сек.) 39,7±2,0 38,4±2,6 32,1±1,8 30,8±2,2

По результатам анкетирования установлено, что все студенты (100%) имели компьютерную технику, однако у 0,2% студентов отмечено ограниченное время интернета. 90,8% респондентов осознавали сложность в освоении учебного материала, находясь на дистанционном обучении; 2,2% не смогли адаптироваться к обучению в данном формате, и были либо отчислены, либо направлены в академический отпуск; 7% считают что форма обучения для них роли не играет.

Как положительный момент дистанционного обучения большинство студентов отметили увеличение продолжительности сна (92,3%), более регулярное питание (90,2%), снизились затраты на транспортные расходы (98,5%), на проживание в общежитии (90,1% от проживающих), благоприятный психологический климат был приемлем для 58,2% респондентов, имелась прямая связь с преподавателем (98,4%).

Вместе с тем среди негативных факторов выделены: отсутствие отдельной комнаты для занятий (28,9%), увеличение объема учебной нагрузки (96,7%) и продолжительность работы с компьютером (99,3%), снижение двигательной активности (95,4%) и пребывание на свежем воздухе (89,3%). Ухудшение своего здоровья отметили 87,9% респондентов, среди симптомов выделили усталость (57,4%), боль в шее (43,3%), чувство жжение в глазах и ощущение «песка» (44,4%), «состояние раздражительности» (37,2%),

Восприятие учебного материала было удовлетворительным для 44,3%, хорошим – 40,9%, отличным - 7,2 % респондентов. Кратковременные перерывы между занятиями не позволяли выполнять корригирующие упражнения 98,2% респондентам.

Следует также отметить, что результаты итоговой аттестации (независимое интернет-тестирование) не отличалось при очной и дистанционной формах обучения. Третий и четвертый уровни (высокие) имели 100% и 99,2% студентов соответственно, что связано, как правило, с мастерством и опытом педагога.

Обсуждение

Существующие основные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в соответствии с Сан ПиН 2.4.2.2821-10 не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, регламентирующим учебно-воспитательный процесс в онлайн-формате.

Длительная работа на компьютере до 10 часов в день в течение 6 дней не могла не отразиться на ухудшении здоровья студентов, что подтверждается объективными данными: ростом первичной заболеваемости костно-мышечной системы, связанной с позостатистическим утомлением, заболеванием глаз как результатом зрительного утомления, склонностью к ожирению при малоподвижном образе жизни, снижением физической подготовленности студентов и лишь удовлетворительной, а не хорошей реакцией восстановления организма после нагрузки, как это было при очной форме обучения.

Эти тенденции подтверждаются и при социологическом опросе.

Обращает на себя внимание, что потери здоровья формируются за достаточно короткий период.

Выводы

  1. Ухудшение здоровья студентов высших учебных заведений при дистанционной форме обучения обусловлено ростом первичной заболеваемости костно-мышечной системы, заболеваний глаза и его придаточного аппарата, наметившейся тенденцией к ожирению; низкими (удовлетворительными) показателями восстановления организма после выполнения нагрузочных тестов.
  2. По результатам социологического мониторинга основными факторами риска явились увеличение продолжительности работы с компьютером, снижение двигательной активности, ограниченная возможность для выполнения корригирующих физических упражнений.
  3. При отсутствии стандартов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в дистанционной форме, лекционные и семинарские занятия не могут продолжаться более 3-х месяцев в году.

Библиография

  1. Андреева А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Открытое образование 2013;(5):40-46.
  2. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2015; (8-2): 362-364.
  3. Шутенко А.И. Информационные технологии дистанционного обучения как инструмент повышения доступности и полноценной вузовской подготовки. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири 2016; (4): 56-67.
  4. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2017; (2-2): 193-197.
  5. Христовая Т.Е. Современное состояние здоровья студентов и пути его совершенствования. Слобожанський науково-спортивний вісник 2013; (1): 74-78
  6. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. Современное образование 2014; (1):1-13
  7. Матчин Г.А., Суздалева А.М. Заболеваемость студентов как показатель их здоровья. В сб.: "Наука вчера, сегодня, завтра". Материалы VI международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК; 2013. С. 89-95
  8. Chubarovskii V.V Borderline mental disorders in adolescent students: Prevalence, risk factors, basics of psychogygiens. Jornal of Health Policy and Management 2020 (3): 32-33
  9. Кучма В.Р., Седова Л.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствие детей и подростков дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2020; (2):4-23.
  10. Kwok S.W.Н, Lee P.H., Lee R.L.Т. Smart device use and perceived physical and psychosocial outcomes among Hong Kong adolescents. International Journal of Environ-mental Research and Public Health 2017; 14 (2): 205.

References

  1. Andreeva A.A.Distantsionnoe obuchenie i distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Otkrytoe obrazovanie 2013;(5):40-46
  2. Kuznetsova O.V. Distantsionnoe obuchenie: za i protiv. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2015; (8-2): 362-364
  3. Shutenko A.I. Informatsionnye tekhnologii distantsionnogo obucheniya kak instrument povysheniya dostupnosti i polnotsennoy vuzovskoy podgotovki. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri 2016; (4): 56-67
  4. Meermanova I.B., Koygel'dinova Sh.S., Ibraev S.A. Sostoyanie zdorov'ya studentov, obuchayushchikhsya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy 2017; (2-2): 193-197
  5. Khristovaya T.E. Sovremennoe sostoyanie zdorov'ya studentov i puti ego sovershenstvovaniya. Slobozhansk. nauchno-sportivn. Visn 2013; (1): 74-78
  6. Sokolov G.A. Osobennosti psikhoemotsional'nykh sostoyaniy studenta pri distantsionnoy forme obucheniya. Sovremennoe obrazovanie 2014; (1):1-13
  7. Matchin G.A., Suzdaleva A.M. Zabolevaemost' studentov kak pokazatel' ikh zdorov'ya. Nauka vchera, segodnya, zavtra. Materialy VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Novosibirsk SibAK: 2013; S.89-95
  8. Chubarovskii V.V Borderline mental disorders in adolescent students: Prevalence, risk factors, basics of psychogygiens. Jornal of Health Policy and Management: 2020 (3); S. 32-33
  9. Kuchma V.R., Sedova L.S., Stepanova M.I., Rapoport I.K., Polenova M.A., Sokolova S.B. i dr. Osobennosti zhiznedeyatel'nosti i samochuvstvie detey i podrostkov distantsionno obuchayushchikhsya vo vremya epidemii novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19) // Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya: 2020. (2); S.4-23.
  10. Kwok S.W.N, Lee P.H., Lee R.L.T. Smart device use and perceived physical and psychosocial outcomes among Hong Kong adolescents. International Journal of Environ-mental Research and Public Health: 2017; 14 (2); S. 205.

Дата поступления: 23.04.2021


Просмотров: 5943

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 29.07.2021 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search