ВОЗ. Информационный бюллетень. Май 2021 |
07.07.2021 г. | ||||||
Май 2021 г. Тема номера – Инвалидность и здоровье1 Инвалидность – одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать всё большие трудности с функционированием. Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий. Основные факты2
Инвалидность непропорционально широко затрагивает уязвимые группы населения. Лица с низким доходом, безработные или с низким уровнем образования подвергаются повышенному риску инвалидности. Дети из беднейших домохозяйств и этнических меньшинств имеют значительно более высокий риск инвалидности, чем другие дети. Кроме того, лишь немногие страны собирают данные, которые можно дезагрегировать с учетом инвалидности в секторе здравоохранения. Это со всей очевидностью проявилось во время пандемии COVID-19, когда страны не могли последовательно учитывать аспекты инвалидности в своих мерах по борьбе с пандемией. В этой связи люди с инвалидностью подвергались трем повышенным рискам, имеющим разрушительные последствия: риску заражения COVID-19, риску развития тяжелых симптомов COVID-19 или смерти от этой болезни, а также риску ухудшения здоровья во время пандемии и после нее независимо от наличия инфекции COVID-19. Конвенция о правах инвалидов: меры политики Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней были приняты 13 декабря 2006 года и вступили в силу 3 мая 2008 года. Данная Конвенция продолжает и заменяет собой Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Организацией Объединенных Наций в 1993 году, что послужило катализатором для принятия законодательства, защищающего права инвалидов, более чем в 50 странах мира. Цель «Конвенции о правах инвалидов» (КПИ) состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция отражает основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее. Полный текст Конвенции на русском языке на сайте Организации Объединенных Наций: https://www.un.org/disabilities/documents/convention/convoptprot-r.pdf Инвалидность в Конвенции определяется в качестве одного из основных вопросов, который должен учитываться во всех программах, а не как отдельно стоящая тематическая проблема. Инвалиды больше не рассматриваются с точки зрения благотворительности, медицины и ухода; все больше инвалиды рассматриваются как люди, имеющие законные права на равенство, справедливость и самоопределение. ВОЗ в партнерстве с сотрудничающими центрами и другими организациями оказывает содействие государствам-членам в следующих областях: Поддержка в обеспечении осведомленности и осуществлении Конвенции о правах инвалидов Всемирная организация здравоохранения распространяет информацию о Конвенции и факультативном протоколе, проводит работу, способствующую пониманию важности Конвенции, и поддерживает государства-члены в выполнении обязательств по этим соглашениям. В 2014 году Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила Глобальный план действий в отношении инвалидности, общей целью которого является достижение оптимальных уровней здоровья, функционирования, благополучия и соблюдения прав человека для всех инвалидов. Включение проблемы прав инвалидов в работу ВОЗ ВОЗ учредила Целевую группу для обеспечения надлежащего включения проблемы прав инвалидов в программы и проекты ВОЗ, а также доступа к информационным ресурсам и возможностям по трудоустройству. Проблемы, связанные с инвалидностью При попытках получить доступ к медико-санитарной помощи люди с инвалидностью сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:
Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что люди с инвалидностью не получают столь необходимой им медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода. Медико-санитарная помощь остается не доступной по стоимости для немногим более половины людей с инвалидностью по сравнению с примерно одной третью людей без инвалидности.
Надлежащих служб для людей с инвалидностью не хватает. Многие исследования выявили высокие уровни неудовлетворенных медико-санитарных потребностей людей с инвалидностью в связи с отсутствием служб, особенно в сельских и отдаленных районах.
Отсутствие выровненного доступа к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недоступное медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.
Люди с инвалидностью более чем в два раза чаще сообщают о том, что квалификация работников здравоохранения не достаточна для удовлетворения их потребностей, в четыре раза чаще сообщают о плохом лечении и почти в три раза чаще сообщают о полученном отказе в медицинской помощи.
Очень часто инвалидность не воспринимается как проблема общественного здравоохранения. Поэтому не принимаются меры для учета проблемы инвалидности в секторе здравоохранения, который также часто упускается из виду в национальных стратегиях в области инвалидности и в планах действий по осуществлению и мониторингу КПИ. Таким образом, учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения по-прежнему не интегрирован в программы стран в области здравоохранения. Министерства здравоохранения должны принять меры для обеспечения учета проблем, связанных с инвалидностью. Это подразумевает меры по достижению справедливости в отношении людей с инвалидностью в трех областях:
Правительства могут улучшить показатели здоровья людей с инвалидностью путем улучшения доступа к качественным, доступным по стоимости службам здравоохранения, наилучшим образом использующим имеющиеся ресурсы. В связи с тем, что препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи возникают в результате взаимодействия различных факторов, необходимо проведение реформ во всех взаимодействующих компонентах системы здравоохранения: Политика и законодательство Произвести оценку существующей политики и служб, определить приоритеты для уменьшения неравенств в отношении здоровья и обеспечить учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения. Осуществить изменения в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. Разработать стандарты в области оказания медико-санитарной помощи людям с инвалидностью и механизмы обеспечения их соблюдения. Финансирование Там, где в области финансирования здравоохранения преобладает частное медицинское страхование, обеспечить охват людей с инвалидностью и предусмотреть меры, обеспечивающие доступность страховых взносов. Обеспечить, чтобы люди с инвалидностью получали равные преимущества от программ общественного здравоохранения. Использовать финансовые стимулы для медицинских учреждений с тем, чтобы они обеспечивали доступность медицинской помощи для инвалидов и проводили всесторонние оценки состояния здоровья, лечение и последующее наблюдение. Предусмотреть возможные пути сокращения или отмены платежей из собственных средств для людей с инвалидностью, не имеющих других финансовых средств для оплаты медико-санитарных услуг. Предоставление медицинской помощи Обеспечить доступ к эффективным услугам по укреплению здоровья и оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи. Обеспечить широкий спектр модификаций и корректировок (целесообразных приспособлений) в окружающей среде для облегчения доступа к службам здравоохранения. Например, изменить планировку клиник для обеспечения доступа людей с трудностями в передвижении. Обеспечить доступность любой информации в области общественного здравоохранения. Предоставить людям с инвалидностью возможности для максимального улучшения их здоровья путем информирования, обучения и поддержки со стороны лиц аналогичного профиля. Способствовать реабилитации на уровне общин для облегчения доступа людей с инвалидностью к существующим службам. Определить группы, которым требуются альтернативные модели предоставления услуг, например целевые услуги или координация помощи, для улучшения доступа в учреждения здравоохранения. Кадровые ресурсы Обеспечить, чтобы работники здравоохранения имели необходимую квалификацию и навыки для удовлетворения индивидуальных потребностей людей с инвалидностью. Включить подготовку по вопросам инвалидности в программы обучения студентов и повышения квалификации для всех специалистов здравоохранения. Осуществлять подготовку общинных работников с тем, чтобы они могли принимать участие в профилактической работе служб здравоохранения. Предоставить основанные на фактических данных руководящие принципы для оценки состояния здоровья и лечения. Данные и научные исследования Обеспечить дезагрегирование данных с учетом инвалидности. Учитывать людей с инвалидностью при осуществлении надзора в сфере здравоохранения. Проводить дополнительные исследования в области потребностей людей с инвалидностью, препятствий на пути получения медико-санитарной помощи и показателей их здоровья. Стратегия Организации Объединенных Наций по интеграции инвалидов В июне 2019 г. Генеральный секретарь ООН провозгласил Стратегию ООН по интеграции инвалидов в целях содействия «устойчивому и преобразующему прогрессу в деле учета вопроса интеграции инвалидов в рамках всех компонентов работы Организации Объединенных Наций». В соответствии с этой стратегией все учреждения Организации Объединенных Наций должны обеспечивать последовательный и систематический учет проблемы инвалидности во всех аспектах своей работы. ВОЗ приветствует эту стратегию и в настоящее время разрабатывает всеобъемлющую политику и план действий в отношении инвалидности, согласно которым ВОЗ должна стать организацией, которая учитывает интересы и проблемы людей с инвалидностью во всем их многообразии и систематически включает аспекты инвалидности во все программные области, в том числе на страновом уровне. Деятельность ВОЗ Для улучшения доступа людей с инвалидностью к службам здравоохранения ВОЗ:
Публикации Всемирной организации здравоохранения:
В рамках этой политики ВОЗ обязуется сделать себя организацией, объединяющей людей с ограниченными возможностями во всем их разнообразии и систематически интегрирующей вопросы инвалидности во все программные области, содействовать практическому выполнению согласованных на глобальном уровне обязательств, содержащихся в договорах Организации Объединенных Наций (ООН), конференциях и совещаниях, проводимых в рамках выполнения Целей в области Устойчивого развития 2030, и других важных международных мероприятий по этому направлению. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/publications/i/item/9789240020627
Глобальный план действий ВОЗ в области инвалидности на 2014-2021 гг. является значительным шагом на пути к достижению здоровья и благополучия, а также прав человека для людей с ограниченными возможностями. План действий был одобрен государствами-членами ВОЗ в 2014 г. и призывает их устранить препятствия и улучшить доступ к услугам и программам здравоохранения; укреплять и расширять реабилитацию, доступность вспомогательных устройств; и улучшить сбор актуальных и сопоставимых на международном уровне данных об инвалидности, а также содействовать проведению исследований по инвалидности и связанных с ней услугах. Лучшее достижение целей Плана действий позволяет людям с ограниченными возможностями реализовать свои надежды во всех сферах жизни. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/publications/i/item/who-global-disability-action-plan-2014-2021
По данным первого за всю историю "Всемирного доклада об инвалидности", выпущенного совместными усилиями ВОЗ и Всемирного банка, в настоящее время в мире насчитывается более одного миллиарда инвалидов. Как правило, для инвалидов характерны более низкие показатели состояния здоровья, достижений в области образования и экономических возможностей и более высокие показатели нищеты, чем для людей без каких-либо форм инвалидности. В значительной мере это связано с отсутствием необходимых для них служб и с многочисленными препятствиями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. В докладе представлены наилучшие имеющиеся фактические данные об эффективных способах преодоления препятствий в доступе к службам здравоохранения, реабилитации, образования, трудоустройства и поддержки, а также создания окружающей среды, обеспечивающей возможности для надлежащей жизни и работы инвалидов. В докладе содержится ряд рекомендаций в отношении конкретных действий правительств и их партнеров. "Всемирный доклад об инвалидности" внес значительный вклад в осуществление Конвенции о правах инвалидов (КПИ) в качестве необходимого ресурса для работы в таких областях как общественное здравоохранение, права человека и развитие. Доклад предназначен для лиц, формирующих политику, провайдеров услуг, специалистов и защитников интересов инвалидов и их семей. Цели Доклада: ■ Обеспечить органы государственной власти и гражданское общество всеобъемлющим анализом значения инвалидности и осуществляемых ответных мер на основе наилучшего имеющегося опыта. ■ Рекомендовать действия на национальном и международном уровне. Полный текст Доклада на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44575/1/9789240685215_eng.pdf Резюме на русском языке: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70670/WHO_NMH_VIP_11.04_rus.pdf
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) принадлежит к “семье” международных классификаций, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), которые применимы к различным аспектам здоровья. В международных классификациях ВОЗ изменения здоровья (болезнь, расстройство, травма и т.п.) изначально классифицированы в Международной классификации болезней (МКБ), которая определяет их этиологическую структуру. Функционирование и ограничения жизнедеятельности, связанные с изменениями здоровья, классифицируются в МКФ. Таким образом, МКБ и МКФ дополняют друг друга, и пользователям рекомендуется применять обе классификации совместно. В МКБ заболевания, расстройства или другие изменения здоровья обеспечиваются диагнозом, который дополняется информацией МКФ о функционировании. Совместная информация, относящаяся к диагнозу и функционированию, дает более широкую и значимую картину здоровья людей или популяций, которая может быть использована при принятии решений. Полный текст МКФ на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/42407/924454542X-rus.pdf
Первые двадцать лет жизни человека характеризуются быстрым ростом и развитием организма. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП) дает возможность точно описать состояние здоровья на различных возрастных этапах. Коды классификации представляют функции и структуры организма, характеристики активности и участия, а также факторы окружающей среды, оказывающие воздействие на здоровье и жизнедеятельность детей и подростков. МКФ-ДП обеспечивает универсальный язык для описания здоровья, функционирования, их нарушений в разные возрастные периоды и поможет клиницистам, педагогам, исследователям, администраторам, политикам и родителям выявить потребности детей и подростков в области здравоохранения и образования. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/43737/9789244547328_rus.pdf
ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире принимают активные меры по сдерживанию вспышки COVID-19. Воздействие COVID-19 на некоторые группы населения, в частности, людей, живущих с инвалидностью, может быть особенно сильным, но его можно снизить соответствующими действиями и предупредительными мерами, предпринимаемыми основными вовлеченными сторонами.
− барьеров для осуществления базовых мер гигиены, таких как мытье рук (например, отсутствие физического доступа к раковине или водоразборной колонке, или человеку физически трудно тщательно промывать руки); − трудностей в соблюдении правил социального дистанцирования из-за необходимости дополнительной поддержки или нахождения в учреждении постоянного пребывания; − необходимости дотрагиваться до предметов для получения информации из внешней среды или физической поддержки; − барьеров в доступе к информации о здоровье.
− уже имеющимися заболеваниями, связанными с инвалидностью; − барьерами в доступе к услугам здравоохранения.
Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332252/WHO-2019-nCov-Disability-2020.1-rus.pdf
Данная брошюра содержит описание базовых реабилитационных физических упражнений и сопутствующих рекомендаций, предназначенных для взрослых, которые были госпитализированы по поводу тяжелого заболевания COVID-19. Брошюра содержит информацию по следующим аспектам реабилитации: • Купирование одышки • Физические упражнения после выписки из больницы • Преодоление проблем, связанных с нарушением голосовой функции • Восстановление нарушенных функций глотания и употребления пищи и жидкостей • Преодоление трудностей, связанных с нарушениями памяти, мышления и концентрации внимания • Выполнение повседневных функций • Преодоление последствий стресса и проблем, связанных с расстройствами настроения • Когда нужно обращаться к врачу? Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/333288/WHO-EURO-2020-855-40590-54572-rus.pdf
В настоящем документе представлены соображения и изложены действия по обеспечению справедливости в доступе к вакцинации против COVID‑19 для людей с инвалидностью. Данные рекомендации предназначены в первую очередь для следующих заинтересованных сторон:
Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Этот документ призван служить руководством для оценки комплексного предоставления медицинских и социальных услуг для долгосрочного ухода. Система оценки, которая учитывает виды предоставления, служит основой для сбора данных, обобщения информации и составления доклада об оценке. Рамочная основа определяет основные компоненты оценки в соответствии с потребностями в уходе, правами больных, медицинскими и социальными услугами, видами ухода, организацией поставщиков услуг и возможностями системы здравоохранения. Документ предоставляет богатый перечень источников для доступа к данным и проведения исследований, а также анкеты для проведения опросов людей, нуждающихся в длительном уходе, и схемы для проведения семинаров и фокус-групп. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Всемирная ассамблея здравоохранения на 67 сессии в 2014 г. постановила, что паллиативная помощь является «этической обязанностью систем здравоохранения» и что интеграция паллиативной помощи в системы общественного здравоохранения имеет важное значение для достижения Цели устойчивого развития в области всеобщего охвата услугами здравоохранения (WHA 67.19). Однако паллиативная помощь и меры по облегчению симптомов не всегда доступны в ряде стран. В результате, масштабные страдания остаются невыносимыми, и прогресс в направлении всеобщего охвата услугами здравоохранения находится под угрозой. Подавляющее большинство людей, нуждающихся в паллиативной помощи, предпочитают оставаться дома, поэтому с медицинской и этической точки зрения необходимо, чтобы паллиативная помощь оказывалась как часть первичной медико-санитарной помощи. Медицинские работники на уровне первичной медико-санитарной помощи, имеющие базовую подготовку в области паллиативной помощи и снятия симптомов, могут эффективно реагировать на большинство потребностей в паллиативной помощи и при необходимости организовать перевод пациентов на более высокий уровень системы здравоохранения. Особое внимание следует уделять непрерывности оказания медицинской помощи, уважению к пациентам, справедливому доступу больных к услугам здравоохранения и вниманию не только к пациентам, но и к их семьям. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/274559/9789241514477-eng.pdf
В настоящем докладе описывается предоставление длительного ухода в Германии с акцентом на выявление усилий по содействию комплексному оказанию услуг. Существует обязательное официальное или частное страхование на случай длительного ухода для всего населения; право на эту помощь открыто для людей с любыми ограниченными возможностями в повседневной жизни. Длительный уход включает финансовые затраты на пособия в натуральной форме или по уходу на дому. Расходы на здравоохранение высоки, и координация оказания амбулаторной, стационарной, реабилитационной и долгосрочной помощи остается проблемой. Укрепление роли врачей на уровне первичной медицинской помощи может привести к снижению смертности и госпитализации при одновременном содействии интеграции медицинской помощи и лечения в долгосрочную медицинскую помощь. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/426386/05_DEU-LTC_web.pdf
Проект ВОЗ для поддержки совершеннолетних пациентов с психосоциальными расстройствами и ограниченными интеллектуальными возможностями, проживающих в стационарных учреждениях в Европейском регионе ВОЗ, нацелен на очень уязвимую и в высокой степени маргинализированную категорию людей, чье качество жизни, права человека и возможности для возвращения к жизни в обществе сильно страдают из-за устаревших и зачастую бесчеловечных институциональных подходов. Цель проекта – всячески способствовать деинституционализации. Он призван восполнить пробелы в знаниях относительно численности и характеристик подобных учреждений длительного пребывания и определить недостатки существующих стандартов оказания помощи, руководствуясь положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Авторы публикации при помощи разработанного ВОЗ пособия Quality Rights дают оценку качеству помощи и степени защиты прав человека в ряде стационарных учреждений в более чем 20 странах Региона. В публикации описываются шаги, необходимые для продолжения процесса деинституционализации и обеспечения должного уважения к людям с психосоциальными расстройствами и ограниченными интеллектуальными возможностями. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/373202/mental-health-programme-eng.pdf
По оценкам ВОЗ, более одного миллиарда человек нуждаются в одном или нескольких вспомогательных (ассистивных) устройствах. Большинство таких людей – это пожилые люди и люди с инвалидностью. По мере того как люди, включая инвалидов, стареют, их функции сокращаются в многочисленных областях, и их потребность во вспомогательных устройствах соответственно увеличивается. Поскольку население во всем мире постепенно стареет, а распространенность неинфекционных заболеваний увеличивается, предполагается, что число людей, нуждающихся во вспомогательных устройствах, увеличится к 2050 году до более двух миллиардов. Для улучшения доступа к высококачественным и доступным вспомогательным устройствам во всех странах ВОЗ внедряет Список приоритетных вспомогательных устройств (СВУ). Этот список является первым этапом реализации глобального обязательства по улучшению доступа к вспомогательным устройствам – Глобального сотрудничества в области ассистивной технологии (ГСАТ). Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/207694/WHO_EMP_PHI_2016.01_rus.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/health-topics/disability и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/disability-and-rehabilitation Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень «Инвалидность» - январь 2011 г.: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/69.html 2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health Просмотров: 5774
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 19.07.2021 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|