ВОЗ. Информационный бюллетень. Июль 2021 |
20.08.2021 г. | ||||||
Июль 2021 г. Тема номера – Цифровое здравоохранение Цифровое здравоохранение, или использование цифровых технологий в интересах здоровья, стало важным практическим направлением использования обычных и инновационных форм информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для удовлетворения потребностей в области здравоохранения. Термин "цифровое здравоохранение» определяется как «использование информационных и коммуникационных технологий в интересах здравоохранения и смежных областей». Мобильное здравоохранение (mHealth) является компонентом электронного здравоохранения и определяется как «использование мобильных беспроводных технологий в интересах здоровья». Совсем недавно термин «цифровое здравоохранение» был представлен как широкий общий термин, охватывающий электронное здравоохранение (которое включает в себя mHealth), а также новые направления, такие как использование передовых технологий «анализ больших объемов данных (Big data)», геномика и искусственный интеллект» 1. Использование и расширение применения цифровых решений в области здравоохранения может кардинально изменить достижение высоких стандартов медицинской помощи и доступности услуг для укрепления и поддержания здоровья и благополучия по всему миру. Цифровое здравоохранение предоставляет возможности для ускорения прогресса в достижении Целей ООН в области Устойчивого развития (ЦУР), связанных со здоровьем и благополучием, особенно ЦУР 3. В частности, в документе A71/20 по Пункту 12.4 Предварительной Повестки дня Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) «Мобильное здравоохранение Использование соответствующих цифровых технологий для общественного здравоохранения»2 сказано, что цифровые технологии, такие как мобильные беспроводные технологии, способны коренным образом преобразовать взаимодействие населения с национальными службами здравоохранения. Как показывает опыт, цифровое и, в частности, мобильное здравоохранение способствуют повышению качества медицинской помощи и расширению охвата ею, увеличивают доступ к информации, услугам и квалифицированной помощи в области здравоохранения, а также стимулируют позитивные изменения в поведении, касающемся здоровья, в целях профилактики острых и хронических заболеваний. Чтобы реализовать эти преимущества на практике, государства-члены стремятся определить стандартизированные подходы к использованию технологий цифрового здравоохранения в рамках систем и служб здравоохранения. Несмотря на потенциально широкий спектр применения цифровых стратегий и решений в области здравоохранения для удовлетворения самых разнообразных потребностей пациентов и групп населения, правительства испытывают трудности в оценке, расширении масштабов использования и интеграции таких технологий. Это обусловлено целым рядом факторов, в том числе следующих:
Проведенное в 2015 г. Глобальной обсерваторией ВОЗ по электронному здравоохранению обследование в государствах-членах документально подтвердило, что использование технологий электронного здравоохранения в странах переживает значительный рост. В настоящее время национальные стратегии в области электронного здравоохранения имеются в 121 стране, что знаменует собой начало перехода от нерационального проектного подхода к систематическому комплексному подходу, обеспечивающему осуществление экономически эффективных капиталовложений и согласованность деятельности партнеров. В этой ситуации имеются возможности для осуществления программ в области цифрового здравоохранения на более систематической основе, с опорой на завоевавшие прочную репутацию и операционно совместимые друг с другом решения при усилении интереса к обмену полученным опытом и применению стимулирующих мер политики. На основании документа А71/20 на 71 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2018 г. была принята Резолюция WHA71.7 по цифровому здравоохранению, единогласно одобренная государствами-членами ВОЗ. Она продемонстрировала коллективное признание ценности цифровых технологий в содействии обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) и достижения других целей в области здравоохранения в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР). В этой резолюции к министерствам здравоохранения был обращен настоятельный призыв «оценить использование ими цифровых технологий в интересах здоровья и при необходимости определить приоритеты в разработке, оценке, внедрении, масштабировании опыта и более широком использовании цифровых технологий...». Кроме того, в Резолюции на ВОЗ возлагается ответственность по обеспечению нормативного руководства в области цифрового здравоохранения, в том числе путем содействия внедрению основанных на доказательных данных цифровых вмешательств в здравоохранение. Полный текст Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA 71.7 на русском языке: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA71/A71_R7-ru.pdf Секретариат ВОЗ в ходе внутренних консультаций подготовил проект глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения для рассмотрения на 146 сессии Исполнительного комитета ВОЗ в январе 2020 г. (пункт 20 Предварительной Повестки дня, документ EB146/26). В нем говорится, что согласно Резолюции WHA 71.7 Всемирная ассамблея здравоохранения поручила Генеральному директору ВОЗ разработать проект Глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения с указанием приоритетных областей, включая направления действий, на которых ВОЗ следует сосредоточить свои усилия, в тесной консультации с государствами-членами и с участием соответствующих заинтересованных сторон3. Основная цель Глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения заключается в развитии и освоении цифровых технологий в интересах реализации концепции «Здоровья для всех». В проекте глобальной стратегии сформулированы концепция, миссия, стратегические задачи и общий механизм действий в интересах развития цифровых технологий здравоохранения на глобальном и национальном уровнях. Она призвана способствовать международному сотрудничеству и помогать странам в реализации их национальных программ в области цифрового здравоохранения. Она направлена также на стимулирование научных исследований, повышение качества фактических данных и обеспечение обмена информацией, а также передовым опытом в области цифрового здравоохранения, исходя из необходимости заложить твердую основу для его развития. Глобальная стратегия будет служить ориентиром для конкретных действий на протяжении пяти лет, с 2020 по 2024 г. Общая концепция Глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения заключается в совершенствовании охраны здоровья каждого человека, где бы он ни находился, за счет ускорения процесса разработки и внедрения надлежащих решений в области цифрового здравоохранения. Ее миссия заключается в том, чтобы применять решения в области цифрового здравоохранения для достижения связанных со здоровьем Целей ООН в области устойчивого развития и предусмотренных Тринадцатой общей программой работы ВОЗ на 2019–2023 гг. целей «трех миллиардов». Продвижение надлежащих решений в сфере цифрового здравоохранения может способствовать обеспечению справедливого и всеобщего доступа к качественным услугам здравоохранения; повышению стабильности и доступности систем здравоохранения, а также финансовой доступности услуг; повышению качества мер по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и лечению заболеваний, реабилитации и паллиативной помощи. Глобальное сотрудничество по вопросам цифрового здравоохранения служит стимулом к практическим действиям в отношении общих возможностей и проблем, имеющих значение для всех стран и заинтересованных сторон, независимо от качества и уровня развития их цифровых систем. Глобальная стратегия в области цифрового здравоохранения была принята на 73 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2020 г. на основе Резолюции WHA73(28). Полный текст Резолюции WHA73(28) 73 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения на русском языке: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA73/A73(28)-ru.pdf Полный текст Глобальной стратегии на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/documents/gs4dhdaa2a9f352b0445bafbc79ca799dce4d.pdf ВОЗ и ECDC представили систему показателей для оценки эффективности технологий цифрового отслеживания контактов с точки зрения охраны общественного здоровья Европейский центр профилактики и контроля заболеваний (ECDC) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), представленная сотрудниками Штаб-квартиры и Европейского регионального бюро, совместно разработали первую систему показателей для оценки эффективности технологий цифрового отслеживания контактов с точки зрения охраны общественного здоровья. Страны с готовностью использовали инновационные технологии на протяжении пандемии COVID-19, чтобы содействовать соблюдению населением санитарно-эпидемиологических и социальных ограничений. В период пандемии цифровое отслеживание контактов (при помощи смартфонов или специальных устройств, фиксирующих анонимизированные данные о контактах между людьми, чтобы при необходимости направлять им предупреждения об опасности) заявило о себе как о новом методе поддержки государственных программ по отслеживанию лиц, находившихся в контакте с больными. ECDC и ВОЗ разработали эту систему показателей в рамках консультаций с экспертами по вопросам общественного здоровья из разных стран мира. Система предложит странам единый подход к оценке эффективности использования технологий цифрового отслеживания контактов. Она также позволит оценить то, насколько использование этих технологий помогло реализации национальных стратегий отслеживания контактов в условиях пандемии COVID-19. Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Публикации Всемирной организации здравоохранения:
Симпозиум ВОЗ «Будущее цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» был проведен в Европейском региональном бюро ВОЗ в Комплексе ООН в Копенгагене, Дания, 6–8 февраля 2019 г. Перед его участниками стояла цель – определить приоритеты для действий в области общественного здравоохранения, направленных на наращивание темпов внедрения цифрового здравоохранения в странах, и помочь разработать европейскую дорожную карту по цифровизации национальных систем здравоохранения путем обмена опытом стран и анализа путей использования цифрового здравоохранения и появляющихся инноваций для укрепления национальных систем здравоохранения. В симпозиуме ВОЗ «Будущее цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» в 2019 г. приняли участие более 360 представителей 50 стран, включая 90 докладчиков. Широкие дискуссии на более чем 30 заседаниях были посвящены таким вопросам, как сущность цифрового здравоохранения, его влияние, этические аспекты и стратегии развития. Обсуждение проводилось на различных уровнях, от технического до философского, по ходу дискуссий подчеркивались наиболее важные аспекты и формулировались заключения. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330370/9789289059985-rus.pdf
Пособие по платформе цифрового здравоохранения, новый набор инструментов, предназначенный для помощи странам в создании и внедрении цифровой платформы здравоохранения (DHP) будет служить базовой инфраструктурой для функционально совместимой и интегрированной национальной цифровой системы здравоохранения. Публикация этого нового инструментария особенно своевременна в контексте принятия Глобальной стратегии ВОЗ в области цифрового здравоохранения на 2020-2024 годы. В этой стратегии изложены всеобъемлющее видение, основные принципы и стратегические цели, которыми должны руководствоваться национальные инициативы в области цифрового здравоохранения. Это новое пособие представляет подробное пошаговое руководство по разработке и внедрению соответствующих технических решений наиболее экономичным и устойчивым образом. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/337449/9789240013728-eng.pdf
21 июня 2018 г. Отдел систем здравоохранения и охраны общественного здоровья Европейского регионального бюро ВОЗ провел первое совещание по вопросам будущего цифровизации систем здравоохранения. Целью этого однодневного мероприятия, состоявшегося в Университете Земмельвайса в Будапеште, Венгрия, являлось определение основных заинтересованных сторон и стратегических мероприятий в странах, которые в настоящее время осуществляют цифровизацию своих национальных систем здравоохранения; рассмотрение основных действий, необходимых для ускорения этого процесса в Европе; определение будущих приоритетов деятельности по цифровизации здравоохранения в контексте достижения первостепенных задач политики Здоровье 2020 и Повестки дня Организации Объединенных Наций в области Устойчивого развития на период до 2030 г. В настоящем докладе представлено резюме материалов и обсуждений о перспективах цифрового здравоохранения, а также приводятся ключевые области, способствующие факторы, основные этапы и критерии успеха, которые участники определили для ускорения цифровизации систем здравоохранения в Европе. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/381843/DoHS-meeting-report-rus.pdf
В последние годы во многих странах Европы вводятся новые или значительно ужесточаются существующие законы о защите данных и кибербезопасности. Эти законы продолжают оказывать существенное влияние на информационные системы здравоохранения (ИСЗ) и большинство видов деятельности в сфере общественного здравоохранения в более широком смысле. Цель настоящего документа – проанализировать воздействие этой концепции и предложить несколько рекомендаций относительно методов принятия конкретных решений, необходимых для нахождения равновесия между затронутыми правами и интересами. С помощью нескольких простых для реализации мер любая организация общественного здравоохранения может значительно повысить свой уровень соблюдения требований к защите данных. Поскольку опорные принципы защиты данных менялись с течением времени, в разделе 2 приводится краткий обзор истории вопроса, после чего авторы проводят глубокий анализ правовых принципов защиты данных. В разделе 3 описывается практическое применение этих принципов и обсуждаются права субъектов данных, поскольку именно их интересы призвана защищать нормативная база. В разделе 4 рассматриваются элементы, которыми не следует пренебрегать в пользу прав субъектов данных, в том числе право на здоровье отдельного человека и общественное здоровье в целом. В разделе 5 авторы вновь обращаются к вопросам вторичного использования данных в целях общественного здравоохранения и способам нахождения равновесия затрагиваемых интересов в этом контексте. Наконец, в разделе 6 приводится обзор мер, которые необходимо предпринять для достижения подобного равновесия, включая создание механизмов надзора и расширения прав и возможностей. Настоящее руководство подготовлено в рамках работы Европейского регионального бюро ВОЗ по содействию государствам-членам в укреплении их информационных систем здравоохранения (ИСЗ). Оказание странам помощи в подготовке качественной информации по вопросам здравоохранения и создании институциональных механизмов для разработки политики с учетом фактических данных, традиционно относится к приоритетным направлениям работы ВОЗ и остается таковым в рамках Европейской программы работы на 2020–2025 гг. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/341375/WHO-EURO-2021-1994-41749-58517-rus.pdf
Преобразующий характер цифровых технологий для здоровья неоспорим. Сегодня более половины населения мира имеет доступ к мобильному телефону. При расширении доступа к мобильным технологиям важно то, как люди могут управлять своим здоровьем. Системы здравоохранения признают, что цифровые технологии здравоохранения имеют решающее значение для ускорения прогресса в достижении Целей ООН в области Устойчивого развития (ЦУР). Однако потребуются большие инвестиций для повышения роли цифрового здравоохранения, чтобы можно было в полной мере осознать его положительное влияние на здоровье людей и населения. Масштабная цифровая трансформация системы здравоохранения - задача непростая. Быстрый прогресс в цифровых технологиях сделал создание отдельных технологий более легким, чем их инвестирование и внедрение таким образом, чтобы они функционировали согласованно и дополняли друг друга. Необходимы долгосрочные системные изменения, в том числе изменение культуры использования данных. Необходимо тщательно и вдумчиво координировать инвестиции для обеспечения равного доступа для удовлетворения всего спектра потребностей в области здравоохранения. Цифровые технологии стремительно развиваются. Ключевым моментом является создание цифровой основы, способной реагировать на разнообразие программных потребностей, но при этом предвосхищать инновации. В рамках формирующейся Глобальной стратегии цифрового здравоохранения ВОЗ, HRP, ЮНИСЕФ, ЮНФПА и PATH разработали документ DIIG, содержащий рекомендации по систематическому инвестированию в программные реализации цифровых преобразований систем здравоохранения. Такие стратегические инвестиции обеспечивают долгосрочную устойчивость в национальном масштабе. Основываясь на опыте работы в различных регионах и агентствах, DIIG предлагает практические методы оценки потребностей, планирования, инвестирования и внедрения цифровых систем здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311941/9789241550505-eng.pdf
Это практическое руководство служит дополнением к «Руководству ВОЗ: рекомендации по цифровым мерам для укрепления системы здравоохранения» и обеспечивает систематический процесс для стран по разработке плана внедрения цифрового здравоохранения с указанием затрат в рамках одной или нескольких программных областей здравоохранения. Данное руководство опирается на Рекомендации ВОЗ в отношении цифровых мер в области здравоохранения, которые нацелены на то, чтобы инвестиции основывались на потребностях и способствовали созданию эффективных и функционально совместимых систем, согласованных с национальной цифровой архитектурой, готовностью страны, системой здравоохранения и целями политики. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/rest/bitstreams/1303132/retrieve
Настоящий доклад посвящен анализу состояния и наблюдаемых тенденций в развитии электронного здравоохранения (ЭЗ) в Европейском регионе ВОЗ в 2016 г. Его содержание и ключевые положения основаны на данных глобального опросного обследования ВОЗ по ЭЗ, проведенного в 2015 г., и в его составлении приняли участие ведущие специалисты-практики в этой области. В докладе приведен ряд наглядных примеров для демонстрации успешного опыта стран и практического применения ЭЗ в различных условиях. Ключевые выводы доклада свидетельствуют о растущей популярности ЭЗ и указывают на ощутимый прогресс, достигнутый в приоритетном внедрении технологических решений в различных странах Европейского региона в целях укрепления потенциала общественного здравоохранения и услуг медицинской помощи. В своей совокупности результаты и анализ, представленные в настоящем докладе, позволяют получить детальное представление о развитии ЭЗ в Европе. Посредством рекомендаций и предлагаемых действий ВОЗ подтверждает свое стремление оказывать поддержку государствам-членам в разработке их национальных механизмов ЭЗ в качестве стратегического компонента достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения и решения задач политики Здоровье-2020 в Европейском регионе. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
Этот инструмент является обновленной версией 2015 г. для оценки информационных систем здравоохранения, а также для разработки и укрепления стратегий в области информационных технологий в области здравоохранения. Инструмент состоит из двух основных частей: руководства по выполнению оценки полной информационной системы здравоохранения (ИСЗ) и руководства по последующей разработке стратегии ИСЗ. Методология оценки была обновлена, чтобы отразить текущий контекст ИСЗ в Европейском регионе ВОЗ за счет достижения лучшего баланса между сбором данных и фактическим использованием данных, а также лучшего отражения растущей важности электронных медицинских карт и других цифровых технологий. Дополнительные модули обеспечивают поддержку для более глубокой оценки эпиднадзора за инфекционными заболеваниями, мониторинга неинфекционных заболеваний, информации о здоровье для обеих программ работы, кадровых ресурсов здравоохранения и управления данными здравоохранения. Наконец, руководство по разработке стратегии ИСЗ стало более кратким и практичным. Полный текст на английском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/342126/9789289055741-eng.pdf
В настоящем отчете рассматриваются наблюдаемые в государствах-членах Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли тенденции в отношении способов интеграции систем информации здравоохранения. В нем приведены результаты опроса, проведенного среди экспертов из 13 стран ЕС, а также анализа литературы, которые позволяют получить лучшее представление о том, что понимается под интеграцией с прагматической позиции. В сводном отчете для дальнейшего изучения приводятся следующие варианты политики, связанные с необходимостью: 1. Продолжить работу над "основными элементами" (наличие качественных данных, перечни и реестры данных, стандартизация, законодательство, физическая инфраструктура и кадровый потенциал) и более "концептуальными" наборами показателей; 2. Определить, что следует понимать под "улучшением интеграции", и продемонстрировать конкретные преимущества интеграции; 3. Выстраивать структуру лидерства в области наращивания потенциала для дальнейшей интеграции систем информации здравоохранения; 4. Способствовать дальнейшему обмену информацией о работе в данной области. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:
В этом руководстве представлены десять основанных на фактических данных рекомендаций по мерам в области цифрового здравоохранения, которые были приоритетными в процессе аналитического исследования (см. Разделы 2.1 и 2.2). Эти рекомендации сделаны с расчетом на то, что их реализация будет основана на понимании готовности и зрелости экосистемы, как указано в главе 4. Для каждой меры в области цифрового здравоохранения, представленной в данном руководстве, подробно рассматриваются следующие компоненты:
Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311980/WHO-RHR-19.10-eng.pdf
Эта структура классификации, ориентированная, в первую очередь, на общественное здравоохранение, направлена на содействие доступному и связующему языку для разработчиков программ здравоохранения, позволяющего четко сформулировать функциональные возможности внедрения цифрового здравоохранения. Эта схема классификации, также называемая таксономией, привязана к единице «цифровой меры в здравоохранение», которая представляет собой дискретную функциональность цифровой технологии для достижения целей сектора здравоохранения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/260480/WHO-RHR-18.06-eng.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/health-topics/digital-health и на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Health-systems/digital-health Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы сайта Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/health-topics/digital-health#tab=tab_1 и сайта Европейского регионального бюро ВОЗ: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Health-systems/digital-health 2 Документ A71/20 по Пункту 12.4 предварительной повестки дня Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) «Мобильное здравоохранение Использование соответствующих цифровых технологий для общественного здравоохранения»: 3 Документ EB146/26 пункт 20 Предварительной Повестки дня Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB146/B146_26-ru.pdf Просмотров: 5867
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 22.08.2021 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|