О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПОЛИКЛИНИКИ ЦРБ Печать
19.11.2021 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-4

Руголь Л.В.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Резюме

Актуальность. Имеющийся кадровый дисбаланс в здравоохранении, в том числе в обеспечения врачебными штатными и занятыми должностями в центральных районных больницах субъектов РФ и в структурных подразделениях этих больниц, затрудняет решение проблемы повышения доступности и улучшения качества первичной медико-санитарной помощи населению. Разработка и внедрение типовых моделей центральных районных больниц с типовым штатным расписанием, на основе которых возможно формирование оптимальной структуры центральных районных больниц с оптимальным штатным расписанием на основе обоснованной потребности в кадровых ресурсах, будет способствовать решению задачи повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи на муниципальном уровне.

Цель исследования: научное обоснование штатной численности врачебного персонала ЦРБ с разной численностью прикрепленного населения.

Материал и методы: Формы федерального статистического наблюдения (ФСН) № 30 пилотных территорий в трех субъектах РФ из трех различных федеральных округов, порядки оказания медицинской помощи по профилям. Методы: аналитический, статистический.

Результаты. Должность врача-специалиста в штатное расписание поликлиники ЦРБ должна вводиться в первую очередь в том случае, если по нормативам имеется возможность организовать прием целой штатной врачебной единицы. По ряду специальностей допускается введение врачебной должности менее одной штатной единицы при возможности организации совместительства должностей по специальности в поликлинике и в стационаре в общей сложности не менее одной штатной единицы, либо совместительства должностей по смежным специальностям в поликлинике, с учетом потребности населения.

Заключение. Структура поликлиники ЦРБ и перечень штатных врачебных должностей заметно различаются в зависимости от численности прикрепленного населения. Обеспечение доступности врачей-специалистов достигается организацией работы ЦРБ, распределением специалистов по обособленным подразделениям, входящим в структуру ЦРБ, применением телемедицинских технологий.

Ключевые слова: врачебные должности; штаты; структура ЦРБ; врачи-специалисты; нормативы.

Контактная информация Руголь Людмила Валентиновна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки
Конфликт интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Руголь Л.В. Научное обоснование формирования структуры поликлиники ЦРБ. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(5):4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1301/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-4.

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF POLYCLINIC STRUCTURE AT THE CENTRAL DISTRICT HOSPITAL
Rugol L.V.
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation; Moscow, Russia

Abstract

Significance. The existing personnel imbalance in health care, including the number of medical staff and occupied positions in the central district hospitals (CDH) of the constituent entities of the Russian Federation and structural units of these hospitals, makes it difficult to improve availability and quality of primary health care (PHC). Development and implementation of the standard CDH models with the standard staffing table, on the basis of which it is possible to form the optimal structure of the central district hospital with the optimal staffing table based on the justified need for human resources, will contribute to improving quality and availability of primary health care at the municipal level.

Purpose of the study: to significantly substantiate the regular number of medical personnel of the central district hospital with differently sized catchment areas.

Material and methods: Forms of the federal statistical observation (FSN) No. 30 in the pilot territories in three constituent entities of the Russian Federation in the three different federal districts, procedures for care delivery by specialty. Analytical and statistical methods.

Results. Actually, a doctor position should be included in the CRH staffing table if the standards allow for the full-time position. Certain health specialties allow for part-time positions if the outpatient and inpatient positions of the specialists can be combined into one full-time position, or part-time positions in the related specialties in the polyclinic with due regard to the population demand.

Results. The structure of the CDH polyclinic and the list of full-time medical positions considerably differ depending on the size of the attached population. The adequate number of specialty doctors is ensured by the CDH work organization, distribution of specialists across separate subdivisions that are part of the CDH structure, and the use of telehealth technologies.

Keywords: positions of doctors; staff; structure of the central district hospital; medical specialists; standards

Corresponding author: Liudmila V. Rugol, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about author: Rugol L.V., http://orcid.org/0000-0003-2983-8774
Acknowledgments. The study had no sponsorship
Conflict of interests. The author declares no conflict of interest
For citation: Rugol L.V. Scientific substantiation of polyclinic structure at the central district hospital. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(5):4. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1301/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-4. (In Rus).

Введение

Последние два десятилетия в многочисленных публикациях, посвященных проблемам организации здравоохранения, высказывается мнение о необходимости первоочередного реформирования первичной медико-санитарной помощи (ПСМП), имеющей, несмотря на внедрение многочисленных мер по ее усовершенствованию, существенные недостатки организации. Отмечалось, что «действующая организационная модель медицинской помощи, где значительное место занимает дорогостоящая стационарная помощь, не может быть признана оптимальной» [1]. Роль намного более дешевой амбулаторной помощи, имеющей целью профилактику, раннее обнаружение и своевременное лечение заболеваний, а при правильной ее организации – более эффективной, недооценивается [1,2].

На фоне сокращения медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, снижения числа посещений на одного жителя численность врачей всех специальностей практически не менялась, а показатель обеспеченности врачами в определенные периоды даже несколько возрастал [3]. Не стали исключением и центральные районные и районные больницы. При сокращении общего числа посещений в ЦРБ в 2019 году по сравнению с 2014 годом на 15,8 %, число штатных врачебных должностей в поликлинике ЦРБ сократилось всего на 7,6%, занятых – на 12,7%; число штатных врачебных должностей в поликлинике РБ увеличилось за тот же период на 21% при росте числа посещений в РБ только на 13,9% [4].

В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», основной целью которых является обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих ПМСП, а также оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих ее, регионам предстояло включить в схемы территориального планирования медицинские организации, оказывающие ПМСП, обеспечить замену и строительство фельдшерско-акушерских пунктов, приобретение мобильных медицинских комплексов; предусмотреть строительство новых корпусов районных (РБ) и центральных районных больниц (ЦРБ), в том числе межмуниципального уровня, организовать отделения и кабинеты медицинской реабилитации, создать на базе ЦРБ Центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), оснастить и переоснастить больницы новым современным диагностическим оборудованием, в том числе КТ, МРТ, маммографами, фиброгастро- и колоноскопами, аппаратурой для функциональной диагностики [5]. Организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы для всех групп населения является основной целью ведомственной целевой программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации». Особое внимание в программе уделено центральным районных и районным больницам с упором на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в сельской местности, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тысяч человек. Одной из задач ведомственной программы является повышение доступности медицинской помощи для сельских жителей, а одним из индикаторов выполнения программы является увеличение числа посещений на одного сельского жителя в год [6].

Немаловажную роль в обеспечении доступности и уровня оказания ПМСП сельскому населению, жителям малых поселков и городов играет оптимальное кадровое обеспечение ЦРБ, особенно ее поликлинических подразделений [4].

Исследователи в текущем тысячелетии обращают внимание на значительные территориальные различия в ресурсообеспеченности системы лечебно-профилактической помощи. Отклонение от средних величин таких показателей, как обеспеченность врачами, средним медицинским персоналом, койками, число дней работы койки в году, средняя продолжительность лечения, число посещений, составляет двух-трехкратную достоверную разницу, что ставит под сомнение обеспечение равнодоступной медицинской помощи населению всей страны [7,8].

Проведенные реформы в здравоохранении не изменили тенденцию руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением при планировании ресурсов для оказания медицинской помощи ориентироваться не на промежуточные, процессные показатели, косвенно отражающие результаты реформирования: число врачебных должностей, посещений поликлиники, коек, койко-дней и т.п., наращивание которых не всегда бывает оправданным и обоснованным, а на конечные показатели функционирования системы (число пролеченных больных, исходы лечения и т.п.) [9].

Исследования кадрового обеспечения медицинских организаций выявили значительный его дисбаланс, особенно в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Для решения задач по повышению качества и доступности ПМСП, нивелирования дисбаланса в кадровом обеспечении необходимо предоставить руководителям типовую модель медицинских организаций на муниципальном уровне с типовым штатным расписанием, на основе которых, в зависимости от плотности населения, людности населенных пунктов, особенностей сети медицинских организаций, уровня заболеваемости предоставить возможность сформировать оптимальную структуру ЦРБ с оптимальным штатным расписанием на основе обоснованной потребности в кадровых ресурсах [10].

Организационная структура и штатная численность медицинского персонала ЦРБ определяется объемом лечебно-диагностической работы, зависящей от численности прикрепленного населения, его состава, плотности, показателя людности населенных пунктов, а также уровня и структуры заболеваемости, коечного фонда, коечного фонда иных медицинских организаций, в которых могут получать медицинскую помощь жители прикрепленной к ЦРБ территории, других особенностей, а также потребностей населения в оказании медицинской помощи [11].

Организационная структура, перечень наименований должностей и профессий в целом по медицинской организации, в нашем случае – ЦРБ, и по всем ее структурным подразделениям отражаются в едином документе медицинской организации - штатном расписании, в котором содержится информация о количестве штатных единиц по каждой специальности и профилю коек [12].

Цель исследования: научное обоснование структуры и штатной численности врачебного персонала поликлинических подразделений ЦРБ с разной численностью прикрепленного населения.

Материал и методы

На основе анализа форм федерального статистического наблюдения (ФСН) №30 ЦРБ разных уровней оказания медицинской помощи пилотных территорий из 3-х субъектов РФ в 3-х различных федеральных округах РФ за период с 2014 по 2019 годы, проведено сравнение штатной численности подразделений ЦРБ, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, с расчетными нормативами числа штатных врачебных должностей для поликлинических подразделений, рекомендованных положениями об оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и детям и порядками оказания медицинской помощи по профилям, а также расчет динамики годовой нагрузки врачей-специалистов в этих ЦРБ. Методы статистический, сравнительного анализа. Выделены модели ЦРБ в зависимости от численности прикрепленного населения и проведен для них расчет оптимального числа штатных врачебных должностей по каждой специальности. За основу расчета числа должностей врачей-специалистов в поликлинике ЦРБ были взяты порядки оказания медицинской помощи по профилям и положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению, утвержденные приказами Министерства здравоохранения РФ. Формирование штатного расписания поликлиники ЦРБ проводилось на основе положений об организации ПМСП взрослому и детскому населению и порядков оказания медицинской помощи по профилям с возможностью введения целой единицы штатной должности с нормативной нагрузкой. По ряду специальностей допускается введение менее одной должности при возможности организации совместительства должностей врача-специалиста в поликлинике и в стационаре, либо в поликлинике по смежным специальностям в общей сложности не менее одной штатной единицы. В случае разных рекомендаций числа должностей в расчете на население в положении и порядке оказания медицинской помощи по профилю для ЦРБ применялись более высокие нормативы.

Результаты

Организация амбулаторной помощи на базе ЦРБ должна предусматривать набор должностей по специальностям с возможностью введения не менее одной штатной должности с нормативной нагрузкой. Поэтому при формировании штатного расписания поликлиники ЦРБ с различной численностью прикрепленного населения должность врача-специалиста вводится в первую очередь в том случае, если по нормативам имеется возможность организовать прием целой штатной единицы врачв-специалиста. По ряду специальностей допускалось введение врачебной должности менее одной штатной единицы при имеющейся возможности организации совместительства должностей по специальности в поликлинике и в стационаре в общей сложности не менее одной штатной единицы, либо совместительства должностей по смежным специальностям на приеме, с учетом потребности населения. Расчет должностей врачей-специалистов проводился отдельно для взрослого и детского населения. Условно для расчета была принята доля детского населения в общей численности прикрепленного населения равная 20%.

Поликлиники ЦРБ по численности прикрепленного населения условно были разделены на 9 градаций: до 15 тысяч, от15 до 30 тыс., от 30 до 50 тыс., от 50 до 80 тыс., от 80 до100 тыс., от 100 до130 тыс., от 130 до 150 тыс. включительно, 151-200 тыс.; свыше 200 тыс. до 250 тыс. В таблице приведены 8 градаций ЦРБ – до 200 тыс. прикрепленного населения. По каждой специальности проведен расчет штатных врачебных единиц в соответствии с нормативами, рекомендованными положениями об оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и детям и порядками оказания медицинской помощи по профилям. В случае различий в нормативах по должностям для ЦРБ, малой и средней мощности, с ограниченным набором должностей врачей-специалистов, принимались более высокие нормативы. С учетом многоуровневой системы организации медицинской помощи, число штатных должностей по определенным специальностям в поликлинике ЦРБ сокращалось на долю учета этих должностей на вышестоящих уровнях.

В структуру маломощных поликлиник ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 8 до 12 тысяч человек должны входить кабинеты врачей: терапевтов участковых или врачей общей практики, педиатров участковых, акушеров-гинекологов и стоматологов. При необходимости и возможности совместительства, допускается введения в штат 0,5 должности врача-рентгенолога и 0,5 должности врача клинической лабораторной диагностики.

В структуру поликлиник ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 12 тыс. человек, помимо кабинетов врачей-терапевтов, врачей-педиатров, акушеров-гинекологов, стоматологов, можно включить кабинет врача-хирурга с полноценным приемом на одну врачебную должность, в зависимости от структуры прикрепленного населения, в том числе и для приема детского населения; врача-офтальмолога для приема взрослого и детского населения (в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю офтальмология одна должность на 10 тысяч взрослого населения), кабинет медицинской профилактики, а также помимо кабинетов стоматолога-терапевта и стоматолога-хирурга, кабинет стоматолога детского.

Введение в штат поликлиники ЦРБ должности врача-специалиста с обеспечением нормативной годовой нагрузки зависит от численности прикрепленного к ЦРБ населения, однако при определенных условиях, таких, как например, труднодоступная местность, большая удаленность от других медицинских организаций при низкой плотности населения, допускается введение в штат врачебной должности, не обеспеченной нормативной численностью населения. Ряд профилей медицинской помощи имеют каждодневную потребность для населения, это: терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, стоматология, в меньшей степени офтальмология и оториноларингология. Для проведения диагностики необходимо наличие кабинетов лучевой и лабораторной диагностики. Наличие возможности проведения вспомогательного и восстановительного лечения диктует необходимость введения в штат должности врача-физиотерапевта. Поэтому была предложена единая градация поликлиник ЦРБ до 15 тысяч прикрепленного населения, в этой градации имеются все врачебные должности, обеспечивающие наиболее полный спектр профилей медицинской помощи, функции которых нельзя заменить другими специалистами. В этой связи следует отметить необходимость соответствующей профессиональной подготовки врачей-терапевтов, врачей-педиатров и врачей-хирургов.

В поликлинике с численностью прикрепленного населения до 15 тысяч человек рекомендованы следующие структурные подразделения: кабинеты врачей-терапевтов участковых либо врачей общей практики/семейных врачей, кабинет неотложной помощи, кабинет медицинской профилактики, кабинет заведующего терапевтическим отделением, кабинеты врачей акушеров-гинекологов, врачей – педиатров участковых, кабинет врача-хирурга, кабинет врача-офтальмолога, врача-оториноларинголога (в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю оториноларингология – 0,85 на 10 тыс. населения). При определенных условиях возможна организация кабинета для приема врача-уролога по совместительству (0,5 должности), кабинета врача-невролога для приема взрослого и детского населения от 0,75 до целой должности, врача-эндокринолога по совместительству (0,5 должности для взрослого населения) или совмещению, а при имеющейся подготовке врача возможен прием этим специалистом и детского населения. При наличии инфекционных коек в ЦРБ возможна организация приема врача-инфекциониста (0,5 должности для взрослого населения и 0,75 для приема взрослых и детей) по совместительству (таблица 1).

В структуру поликлиники ЦРБ от 15 тысяч до 30 тысяч прикрепленного населения возможна организация приемов врачей-специалистов: инфекциониста, невролога, травматолога-ортопеда, уролога до одной должности с учетом возможности приема не только взрослого, но и детского населения этими специалистами; кардиолога и эндокринолога при возможности совместительства должностей врачей смежных специальностей терапевтического профиля при численности населения до 20 тысяч, а также заведующего отделением медицинской профилактики, врача-рентгенолога (одна должность), врача функциональной диагностики. Целесообразна организация стоматологического отделения поликлиники с выделением должности заведующего, поскольку в штат поликлиники с численностью населения 15 тысяч человек включаются 6 должностей стоматологов-терапевтов, 1,75 должности врача-хирурга, одна целая должность стоматолога-ортопеда и 1,5 должности детского стоматолога (таблица 1).

В поликлинике с численностью населения от 30 тысяч человек организуются кабинеты для приема врачей: травматолога-ортопеда, инфекциониста, кардиолога, невролога, эндокринолога, уролога, психотерапевта, онколога, в две смены врачей: офтальмолога, оториноларинголога, хирурга; врача по лечебной физкультуре, врача-физиотерапевта, врача ультразвуковой диагностики, врача функциональной диагностики, клинической лабораторной диагностики с соответствующими штатами в количестве не менее одной врачебной должности. В детском отделении поликлиники дополнительно к кабинетам врачей-педиатров организуются кабинеты врача-травматолога-ортопеда для приема детского населения, врача-невролога, кабинеты здорового ребенка, неотложной помощи, физиотерапевта, рентгенолога, клинической лабораторной диагностики. С учетом перечня врачебных кабинетов детского поликлинического отделения возможно выделить в качестве отдельного структурного подразделения ЦРБ – детскую поликлинику.

В структуру поликлиники ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 50 тысяч человек и до 80 тысяч дополнительно могут включаться кабинеты для приема врачей: ревматолога, психиатра-нарколога; в 2 смены уролога, кардиолога, невролога, эндокринолога. В ЦРБ с численностью прикрепленного населения 50 тыс. человек для организации приема детского населения должно быть организовано отдельное структурное подразделение - детская поликлиника, в структуре которой организуются кабинеты для приема с полной нагрузкой на одну и более штатной должности врачей: хирурга детского, офтальмолога, невролога, оториноларинголога, травматолога-ортопеда, акушера-гинеколога (таблица1).

В поликлинике ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 80 тысяч человек дополнительно организуются кабинеты врачей: гастроэнтеролога и нефролога. В детской поликлинике организуется работа в 2 смены врачей-специалистов: невролога, оториноларинголога, травматолога-ортопеда, физиотерапевта (таблица1).

В структуре поликлиники ЦРБ от 100 тысяч человек прикрепленного населения организуются приемы почти всех врачей-специалистов. В структуре поликлиники с прикрепленным населением от 130 тысяч человек дополнительно организуются кабинеты для приема врачей аллерголога-иммунолога, колопроктолога, врача по паллиативной помощи (таблица 1).

В штатном расписании указывается общее число штатных врачебных должностей в подразделении ЦРБ, оказывающем помощь в амбулаторных условиях (таблица 1).

Таблица 1

Перечень врачебных должностей в поликлинике ЦРБ с разной численностью прикрепленного населения.

численность населения (всего) тыс. человек до 15 15 - 29 30- 49 50- 79 80-99 100 -129 130- 150 >150-200
в т.ч. взрослого (тыс.) до 12 12-23,2 24-39,2 40-63 64-79 80-103 104-120 до 160
детского (тыс.) до 3 3-5,8 6-9,8 10-15,8 16-19,8 20-25,8 26-30 до 40
Должности  
Заведующий поликлиническим отделением 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Заведующий терапевтическим отделением 0,5 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 8,0
терапевт участковый 6,5 9,0 16,0 25,0 40,0 50,0 65,0 75,0
терапевт отделения неотложной помощи (фельдшер) 1,0 1,5 2,0 2,0 3,0 4,0 5,0 7,0
Врач общей практики1 9,0 14,0            
Заведующий инфекционным отделением           1,0 1,0 1,0
Инфекционист 0,75* 1,0* 1,25 2,0 2,75 4,0 5,0 6,0
Заведующий отделением специализированной помощи     1,0 1,0 1,5 2,0 2,0 2,0
Кардиолог   0,75 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
Невролог 1,0* 0,75 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
Эндокринолог 0,5 0,75 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
Ревматолог       1,0 2,0 2,5 3,0 4,0
Гастроэнтеролог         1,0 1,5 2,0 2,5
Аллерголог-иммунолог             1,0 1,25
Нефролог         1,0 1,5 2,0 2,5
Заведующий отделением медицинской профилактики   0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики 1,0 2,0 2,5 4,0 5,5 8,0 11,0 13,0
Заведующий оториноларингологическим отделением           1,0 1,0 1,0
Оториноларинголог 1,25* 1,5 2,0 2,5 2,75 3,0 4,5 5,5
Заведующий офтальмологическим отделением       0,5 1,0 1,0 1,0 1,0
Офтальмолог 1,0* 1,5* 1,5 2,5 3,0 4,25 5,75 6,5
Заведующий хирургическим отделением       1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Заведующий травматолого-ортопедическим отделением           1,0 1,0 1,0
Травматолог-ортопед   0,75 1,25 2,5 3,5 4,5 5,5 6,5
Травматолог-ортопед для амбулаторного круглосуточного приема (травмпункт)   1,0 1,5 2,5 3,5 4,5 6,0 6,75
Хирург 1,0* 1,5* 2,5 2,75 4,0 5,0 6,75 7,5
Уролог 0,5* 0,75* 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
Онколог     1,0 1,5 2,5 3,25 4,25 4,75
Онкологи при условии ЦАОП**       4,5 5,0 6,0 6,75 8,0
Колопроктолог             1,0 1,25
Психотерапевт     1,0 1,50 2,25 3,25 4,25 4,75
Заведующий акушерско-гинекологическим отделением (женская консультация)   1,0 1,0 2,0 2,0 2,0 3,0 3,0
Акушер-гинеколог 1,5 2,5 4,5 6,5 10,0 13,0 17,0 20,0
Педиатр участковый (отделение) 3,5 7,0            
Психиатр-нарколог     0,75 1,25 2,0 2,75 3,5 4,0
По паллиативной помощи           0,75 1,0 1,5
ИТОГО должностей врачей клинических специальностей без стоматологов 21,0* 35,0 50,02 80,02 120,02 155,02 200,02 235,02
Клинической лабораторной диагностики 1,0* 1,0 1,5 2,0 4,0 5,0 6,0 7,0
Рентгенолог 1,0* 1,5* 1,5 2,5 3,75 5,0 6,0 7,0
По лечебной физкультуре 1,0* 1,0* 1,0 1,75 2,5 3,5 3,75 4,25
Эпидемиолог 0,5* 1,0 1,0 1,25 2,0 2,5 3,5 4,0
Физиотерапевт 1,0* 1,0* 1,0 1,75 3,0 4,5 5,0 5,5
Функциональной диагностики   1,0* 1,0 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0
Заведующий стоматологическим отделением ЦРБ 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Заведующий стоматологическим кабинетом - 2,0 3,0 4,0 5,0 5,0 6,0 7,0
Стоматолог-терапевт 5,5 8,0 10,0 20,0 32,0 40,0 50,0 60,0
Стоматолог-хирург 1,75 2,5 3,5 6,0 7,5 12,0 16,0 18,0
Заведующий ортопедическим и/или ортодонтическим отделением       1,0 1,0 2,0 2,0 2,0
Стоматолог-ортопед в городе 1,25 3,5 6,0 9,5 12,0 15,0 18,0 24,0
Стоматолог-ортопед в селе 1,0 1,25 2,0 3,25 5,0 6,5 8,0 9,0
Стоматолог-ортодонт в городе 1,0 1,5 2,5 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0
Стоматолог-ортодонт в селе 0,5 0,75 1,25 2,0 3,25 4,0 5,25 6,0
Анестезиолог-реаниматолог   0,25 0,25 0,5 0,75 1,0 1,25 1,5
Стоматолог детский 1,5 2,0  3,0 5,0 8,0 10,0 13,0 15,0
Детская поликлиника (отделение) в составе ЦРБ, РБ
Заведующий     1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
педиатр участковый     8,0 13,0 20,0 25,0 35,0 40,0
хирург детский     0,75 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0
офтальмолог     0,75 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0
невролог 0,5 0,75 1,0 1,5 2,5 3,0 4,0 4,5
уролог-андролог детский       0,5 0,75 1,0 1,25 1,5
оториноларинголог     1,0 1,25 2,0 2,5 3,0 4,0
травматолог-ортопед     1,0 1,5 2,5 3,0 4,0 5,0
офтальмолог (кабинета охраны зрения)     0,25 0,5 0,75 1,0 1,25 1,5
эндокринолог детский         0,75 1,0 1,5 2,0
кардиолог детский         0,75 1,0 1,5 2,0
аллерголог-иммунолог         0,75 1,0 1,5 2,0
инфекционист         0,75 1,0 1,5 2,0
нефролог           1,0 1,25 1,5
акушер-гинеколог       1,0 1,5 2,0 2,5 3,0
гастроэнтеролог               1,0
педиатр (кабинета здорового ребенка)     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 7,0
педиатр (для кабинета неотложной помощи)     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 7,0
ИТОГО врачебных должностей клинических специальностей в детской поликлинике     15,0 25,75 39,25 55,5 74,25 91,0
физиотерапевт     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
по медицинской реабилитации     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
по лечебной физкультуре     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
эндоскопист     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
рентгенолог     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
функциональной диагностики     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0
кабинета УЗД     1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0

* отмечен расчет с учетом и детского населения;
красным шрифтом выделено число должностей, которое можно ввести при условии предоставления совместительства;
синим шрифтом выделены штаты врачей-стоматологов при условии размещения ЦРБ в городе.
**ЦАОП может быть организован на базе ЦРБ с численностью взрослого населения > 50 тысяч
1 число должностей врачей общей практики вместо врачей терапевтов участковых;
2 суммарное число должностей врачей клинических специальностей только для взрослой поликлиники

Обсуждение

С учетом проведенных структурных преобразований с включением в структуру ЦРБ амбулаторий, участковых больниц, офисов врачей общей практики расчет числа должностей должен проводиться исходя из численности населения муниципального образования в целом, на территории которого расположена ЦРБ. Обеспечение доступности врача-специалиста достигается введением в штат отдельных структурных подразделений ЦРБ, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, должностей врачей-специалистов менее одной должности, с обеспечением суммарной нормативной нагрузки на специалиста в нескольких структурных подразделениях.

При расчете числа заведующих отделениями и кабинетами в стоматологической поликлинике (отделении) ЦРБ учитывались нормативы для села. Стоматологическое отделение в ЦРБ, расположенной в городе, организуется в случае отсутствия отдельной стоматологической поликлиники, как юридического лица.

В поликлиниках ЦРБ малой мощности целесообразно вместо должностей врачей-терапевтов участковых вводить должности врачей общей практики, поскольку организовать приемы врачей-специалистов с полной нагрузкой не представляется возможным. Должность врача-инфекциониста в поликлинике ЦРБ с численностью прикрепленного населения до 15 тысяч человек можно ввести в количестве 0,75 штатной единицы, если в структуре стационара ЦРБ есть инфекционные койки, в котором можно предоставить врачу совместительство. На врача-инфекциониста поликлиники для взрослых необходимо также возложить обязанности приема и детского населения.

В поликлинике ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 15 тысяч и до 30 тысяч человек уже вводится целая должность врача-инфекциониста, но также с наделением обязанностями вести прием и детского населения. Должности врачей-кардиолога, невролога и эндокринолога можно ввести на неполную штатную единицу, если у врачей-специалистов (терапевтов, либо узких специалистов терапевтического профиля) имеется дополнительный сертификат (аккредитация), позволяющий работать на этих должностях, а врачу-неврологу можно дополнительно организовать прием детского населения, доведя нагрузку до одной полной должности.

Организовать прием врача-ревматолога можно в поликлинике ЦРБ с прикрепленным населением от 50 тысяч человек, гастроэнтеролога и нефролога - от 80 тысяч человек, аллерголога-иммунолога и колопроктолога – с населением от 130 тысяч человек. На базе ЦРБ с численностью прикрепленного взрослого населения свыше 50 тысяч человек, при необходимости, можно организовать центр амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

Кабинеты врачей вспомогательных служб амбулаторных подразделений ЦРБ (диагностических, в рамках физиотерапевтического и/или восстановительного лечения) для взрослого населения в основном организуются при численности прикрепленного населения свыше 15 тысяч человек, а для детского населения – свыше 30 тысяч человек. Тем не менее в поликлиниках с меньшим числом прикрепленного населения возможна организация приемов этих врачей-специалистов на неполную должность с совместительством в поликлинических отделениях для взрослого населения и для детей до полной должности. Так организовать кабинет для приема врача-физиотерапевта с совместительством в поликлинических отделениях для взрослых и для детей можно уже при численности прикрепленного населения 12 тысяч человек, то же можно сказать и об организации кабинетов для врача по лечебной физкультуре, врача-рентгенолога, врача клинической лабораторной диагностики на одну полную должность. А кабинет врача функциональной диагностики с нагрузкой на полную должность можно организовать в поликлинике с численностью прикрепленного населения от 15 тысяч человек.

На базе поликлиники ЦРБ с численностью прикрепленного населения 100 тыс. человек должен быть организован консультативно-диагностический центр 2 уровня, выполняющий функции межмуниципального, как для взрослого населения, так и для детей, поскольку в детской поликлинике возможна организация кабинетов для приема практически всех врачей-специалистов для детей, в том числе дополнительно врача-кардиолога детского, эндокринолога детского, аллерголога-иммунолога, инфекциониста, нефролога (таблица 1).

В структуру ЦРБ могут входить участковые больницы, врачебные амбулатории, ФАПы. Тем не менее, перечень должностей врачей-специалистов в подразделениях ЦРБ, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, с возможностью обеспечения их нормативной годовой нагрузкой зависит в основном от численности населения с небольшой поправкой на уровень заболеваемости. А обеспечение доступности врача-специалиста напрямую зависит от организации работы ЦРБ, распределения специалистов по подразделениям, входящим в структуру ЦРБ, в том числе отдельным амбулаториям, участковым больницам, а также от организации подразделений, обеспечивающих возможность применения телемедицинских технологий, организацией выездных форм работы [13].

Заключение

Перечень штатных врачебных должностей в ЦРБ заметно различается в зависимости от численности прикрепленного населения. С учетом снижения людности населенных пунктов организовать в муниципальном образовании с небольшой численностью населения поликлиническое подразделение ЦРБ с полным набором кабинетов врачей-специалистов зачастую не представляется возможным. Поэтому в поликлиниках ЦРБ с численностью прикрепленного населения до 15 тысяч человек предпочтительнее вместо должности врача-терапевта участкового вводить должность врача общей практики. Должность врача общей практики вместо должности врача-терапевта участкового в ЦРБ с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек может быть введена в штат отдельных обособленных удаленных структурных подразделений. При формировании структуры поликлинического отделения ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 12-ти до 30-ти тысяч человек необходимо предусмотреть возможность приема врачами-специалистами не только взрослого, но и детского населения. Организация работы вспомогательных служб поликлиники также должна предусматривать возможность использования этих специалистов для обоих групп населения. Выделить детскую поликлинику в отдельное структурное подразделение ЦРБ возможно при численности прикрепленного населения свыше 30 тысяч человек, женскую консультацию – от 20 тысяч человек.

На базе поликлиник ЦРБ с численностью прикрепленного населения свыше 50 тысяч человек возможна организация консультативно-диагностических центров для взрослого населения, как прикрепленного для оказания первичной медико-санитарной помощи к другим структурным подразделениям ЦРБ (участковые больницы, амбулатории, районные больницы), или другим медицинским организациям на территории муниципального образования, так и для населения соседних муниципальных образований с возможностью увеличения в ЦРБ числа штатных должностей узких врачей-специалистов.

На базе поликлиник ЦРБ с численностью прикрепленного населения от 100 тысяч человек должен быть организован межмуниципальный консультативно-диагностический центр для взрослого населения и для детей. Обеспечение доступности врачей-специалистов достигается организацией работы ЦРБ, распределением врачей-специалистов по обособленным подразделениям, входящим в структуру ЦРБ, применением телемедицинских технологий, выездных форм работы.

Библиография

  1. Дембский Л.К. Новые пути решения назревших проблем здравоохранения. 2001. URL: https://dembsky.org/article/dembskii-lk-novye-puti-reshenija-nazrevshih-problem-zdravoohranenija (дата обращения 10.06.2020).
  2. Манерова О.А., Кубраков М.А., Касимовская И.А. Организация амбулаторно-поликлинической помощи. Москва: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова; 2012. 65 с.
  3. Щепин В.О., Пояркова Е.С. Структурно-функциональные преобразования государственной системы здравоохранения. Экономика здравоохранения 2007; (11):73-76.
  4. Руголь Л.В., Сон И.М., Люцко В.В. Роль центральных районных больниц в организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики [сетевое издание] 2021; (1): 446-466. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentralnyh-rayonnyh-bolnits-v-organizatsii-okazaniya-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-naseleniyu.
  5. Паспорт национального проекта «Здравоохранение»: 4.1. Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» URL: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/pervichka (Дата обращения: 15.04.2020)
  6. Об утверждении ведомственной целевой программы модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2020 № 1365 URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/9631-prikaz-minzdrava-rossii-ot-24-dekabrya-2020-g-1365-ob-utverzhdenii-vedomstvennoy-tselevoy-programmy-modernizatsiya-pervichnogo-zvena-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii. (Дата обращения: 22.03.2021).
  7. Щепин О.П. Влияние здравоохранения на состояние здоровья населения. Материалы научно-практической конференции «Стратегия развития и управления крупной больницы». 2013 13 октября: URL: http://www.nasledie.ru.
  8. Линденбратен А.Л. Актуальные проблемы совершенствования здравоохранения в субъектах РФ. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2004; (4):23 - 24.
  9. Руголь Л.В., Сон И.М., Стародубов В.И., Погонин А.В. Некоторые итоги реформирования здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2018; 6(64): 1 URL: http: //vestnik.mednet..ru content/ view /1023/ 30 /lang ru/
  10. Руголь Л. В., Сон И. М., Гажева А. В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина 2019; 22 (1): 49-56.
  11. О порядке формирования штатных расписаний. Письмо ФФОМС от 06.04.2015 N 1726/30-4. URL: https://www.audar-info.ru/na/article/ view/type_ id/7/doc_id/41873/
  12. Суворова Т. Штатное расписание учреждений здравоохранения. Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение 2019; 7 URL: https://www.audar-press.ru/shtatnoe-raspisanie-medicinskogo-uchrezhdeniya (Дата обращения 30.07.2021).
  13. Калининская А.А., Маликова Л.М. Проблемы и пути реформирования здравоохранения села. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2015; 44 (4). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/693/30/

References

  1. Dembskiy L.K. Novye puti resheniya nazrevshikh problem zdravookhraneniya [New ways to tackle pressing health problems], 2001[cited 2020 Jun 10]. Available from: https://dembsky.org/article/dembskii-lk-novye-puti-reshenija-nazrevshih-problem-zdravoohranenija (in Russian).
  2. Manerova O.A., Kubrakov M.A., Kasimovskaya I.A. Organizatsiya ambulatorno-poliklinicheskoy pomoshchi [Organization of outpatient care]. Moscow, Pervyy MGMU im. I.M. Sechenova, 2012 65 s.
  3. Shchepin V.O., Poyarkova E.S. Strukturno-funktsional'nye preobrazovaniya gosudarstvennoy sistemy zdravookhraneniya [Structural and functional transformations of the state health care system]. Ekonomika zdravookhraneniya 2007; (11):73-76 (in Russian).
  4. Rugol' L.V., Son I.M., Lyutsko V.V. Rol' tsentral'nykh rayonnykh bol'nits v organizatsii okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi naseleniyu [Role of central regional hospitals in organization of primary medical - sanitary care to the population]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki [serial online] 2021; (1): 446-466. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentralnyh-rayonnyh-bolnits-v-organizatsii-okazaniya-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-naseleniyu. (in Russian).
  5. Pasport natsional'nogo proekta «Zdravookhranenie»: 4.1. Federal'nyy proekt «Razvitie sistemy okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi». [Development of the primary health care system] [cited 2020 Apr 20] Available from: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy /natsproektzdravoohranenie/ pervichka. (in Russian).
  6. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 24.12. 2020 № 1365 «Ob utverzhdenii vedomstvennoy tselevoy programmy modernizatsii pervichnogo zvena zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii». [On approval of the departmental target program for the modernization of primary health care in the Russian Federation] [cited 2021 Mar 22] Available from: https://minzdrav.gov.ru/documents/9631-prikaz-minzdrava-rossii-ot-24-dekabrya-2020-g-1365-ob-utverzhdenii-vedomstvennoy-tselevoy-programmy-modernizatsiya-pervichnogo-zvena-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (in Russian).
  7. Shchepin O.P. Vliyanie zdravookhraneniya na sostoyanie zdorov'ya naseleniya [Impact of health care on the health status of the population]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Strategiya razvitiya i upravleniya krupnoy bol'nitsy». 2013, 13 Oct. [cited 2018 Feb 02]. Available from: http://www.nasledie.ru (in Russian).
  8. Lindenbraten A.L. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya zdravookhraneniya v sub"ektakh RF [Actual problems of improving healthcare in the constituent entities of the Russian Federation]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2004; (4):23 - 24.
  9. Rugol' L.V., Son I.M., Starodubov V.I., Pogonin A.V. Nekotorye itogi reformirovaniya zdravookhraneniya [Some results of healthcare reforming]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2018; 64(6): 1 Available from: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/ 1023/30/ lang,ru/  (in Russian).
  10. Rugol' L. V., Son I. M., Gazheva A. V., Mikhaylova Yu.V., Bant'eva M.N. Problemy kadrovoy obespechennosti v aspekte dostupnosti i kachestva pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi [Problems of personnel provision in terms of access to primary health care and its quality]. Profilakticheskaya meditsina; 2019 22 (1): 49-56 (in Russian).
  11. O poryadke formirovaniya shtatnykh raspisaniy [On the procedure for forming the staffing table] Pis'mo> FFOMS ot 06.04.2015 N 1726/30-4. [cited 2021 Mar 04] Available from: https://www.audar-info.ru/na/article/view/type_id/7/ doc _id/41873/. (in Russian).
  12. Suvorova T. Shtatnoe raspisanie uchrezhdeniy zdravookhraneniya [Staffing list of healthcare institutions]. Uchrezhdeniya zdravookhraneniya: bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie 2019; 7 [cited 2021 Jul 30]. Available from: https://www.audar-press.ru/shtatnoe-raspisanie-medicinskogo-uchrezhdeniya (in Russian).
  13. Kalininskaja A.A., Malikova L.M. Problemy i puti reformirovanija zdravoohranenija sela [Current problems and ways to reform rural healthcare]. Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija [serial online] 2015; 44 (4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/693/30/(in Russian).

Дата поступления: 26.09.2021


Просмотров: 4830

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 20.12.2021 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search