120 ЛЕТ ГЕНЕТИКЕ - ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ И ЕЕ РОЛИ ВО ВСЕОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ |
19.11.2021 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-12
Гордиенко Е.Н. Резюме Актуальность. Прошедший юбилей - 120-летие генетики - символизирует значение науки во всех сферах как естественно-научного, так и гуманитарного знания. Многие проблемы здоровья населения России и Мира, касающиеся в том числе, инфекций (вирус SARS-CoV-2), наследственных, мультифакториальных заболеваний, врожденных пороков развития, экологических факторов, имеют в своей основе генетические корни. Знания основ генетики позволяют понять роль наследственной информации в реализации фенотипических особенностей организма человека при участии факторов среды с целью оценки собственной позитивной или негативной роли в процессе формирования и развития здоровья своего организма. Цель: а) Привлечь внимание всех участников образовательного процесса к аспектам генетики в связи с проблемами демографической ситуации и здоровья населения России для познания основ здоровья; б) Оценить временной регламент преподавания генетики в системе существующих образовательных стандартов (ФГОС) как средней школы, колледжей, так и Высшей школы недостаточным и не удовлетворяющим потребности общества и обучающегося в познании целей персонифицированной медицины и изучении основ Здоровья; в) обосновать необходимость изучения генетики в связи с современными проблемами Человека и Биоты в XXI веке. Материалами для подготовки данной статьи явились источники научных баз данных eLIBRARY, PubMed, Web of Science, Scopus. Результаты. Обоснована целесообразность изучения генетики для всех участников Российского образования на всех его уровнях. Проведён экскурс в историю Генетики для знакомства с этапами ее становления, признания заслуг отечественных ученых - их вклада в создание основ науки и ее великие открытия. Обозначена актуальность генетической информации в формировании знаний об истоках Здоровья и причин его возможных проблем, подчеркнута роль методов генодиагностики, генокоррекции в профилактику наследственных заболеваний и врожденных пороков развития. Заключение. Генетическая составляющая в системе Российского образования должна стать всеобщей в познавательной модели «Природа-Человек-Общество». Это знание создает основы понимания Здоровья, приближает личность к его оценке и управлению им. Генетика изучает загадки прошлого, диагностирует проблемы настоящего (здоровье - болезнь) и предсказывает будущее. Для многих двигателем в освоении основ генетики станет будущая специальность (медицина, педагогика, психология, социология, экология, ветеринария, ботаника), но абсолютно для всех будет актуально изучение своего «Я» для самопознания своих корней, своего будущего и условий своей жизни. Ключевые слова: генетика XXI века; этапы истории генетики; великие российские генетики; компетенции в изучении генетики.
Контактная информация: Гордиенко Елена Николаевна email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
120 YEARS OF GENETICS - FROM THE HISTORY OF SCIENCE AND ITS ROLE IN EDUCATION Abstract Significance. The recent anniversary - the 120th anniversary of genetics - symbolizes importance of science in all spheres of both natural science and humanitarian knowledge. Many health problems in Russia and abroad, including infections (SARS-CoV-2 virus), hereditary, multifactorial diseases, congenital malformations, ecological factors have genetic background. Knowledge of the basics of genetics helps to understand the role of genetic information in the implementation of phenotypic features of the human body with the participation of environmental factors to assess their positive or negative role in health formation and development. Purpose. a) To attract attention of all participants of the educational process to aspects of genetics in connection with problems of demographic situation and health in Russia to learn the basics of health; b) To evaluate temporal regulations related to teaching genetics in the system of the existing educational standards (FSES) in both secondary schools, colleges and high schools as insufficient and not meeting needs of the society and learners in understanding the personalized medicine and health basics; c) To substantiate necessity of studying genetics in connection with the human body and biota in the 21st century. Material for this article served scientific databases: eLibrary, PubMed, Web of Science, and Scopus. Results. The rationale of studying genetics by all participants of the Russian education at all levels was substantiated. An excursus into history of genetics was carried out to review its formation stages and recognize achievements of the domestic scientists - their contribution into creation of the science bases and its great discoveries. The need for genetic information for developing knowledge about origins of health and causes of its possible problems was pointed out and the role of methods of gene diagnostics, gene correction in preventing hereditary diseases and congenital defects was emphasized. Conclusion. The genetic component in the system of the Russian education should become universal in the cognitive model of "Nature-Man-Society". This knowledge provides basis for understanding and managing health. Genetics explores mysteries of the past, diagnoses problems of the present (health - disease) and predicts the future. For many the engine in mastering the basics of genetics will be a future profession (medicine, pedagogy, psychology, sociology, ecology, veterinary medicine, botany), but absolutely for everyone will be relevant to the study of their "self" for self-discovery of their roots, their future and conditions of their lives. Keywords: genetics of XXI century; stages of genetics history; great Russian geneticists; competences in genetics study.
Corresponding author: Elena N. Gordienko, email: gen-45@ rambler.ru
«Наши врачи должны как азбуку знать законы наследственности. Введение Генетика - фундаментальная часть Биологии - науки о Жизни, изучает сущность Жизни, объясняя ее главные феномены - универсальность и разнообразие, закономерности, законы и механизмы реализации наследственной информации. Ее высокий рейтинг в XXI веке делает генетику глобальной наукой, теоретическим и прикладным фундаментом всех отраслей Медицины наряду с биохимией, морфологией, физиологией, физикой и информатикой. C помощью генетики наше столетие обязано «стать веком Биологии, иначе это будет последний век в истории Человечества» (И.Е. Тамм - физик, лауреат Нобелевской премии). Интерес к генетике растет, как и желание каждого разумного молодого человека познакомиться с ее предметом, объектами изучения, овладеть информацией о проблемах, которые она изучает, реализует сегодня и прогнозирует разрешить в будущем. Цель работы: а) привлечь внимание всех участников образовательного процесса, включая медицинский профиль, к аспектам и проблемам Генетики с целью познания основ здоровья в системе жизни, обосновать значение и целесообразность изучения науки как креативной составляющей всех уровней и сфер современного образования в историческом контексте «прошлое - настоящее – будущее»; б) обосновать недостаточность временного регламента изучения “Общей генетики”, “Основ генетики человека” в системе существующих образовательных стандартов (ФГОС) как средней школы, колледжей, так и Высшей школы как не удовлетворяющего потребностям обучающегося в познании основ персонифицированной медицины, своего Здоровья, Здоровья будущих поколений; в) указать на необходимость увеличения регламента изучения генетики в связи с проблемами Человека и Биоты XXI века, требующими незамедлительного решения. Материалы и методы. Обзор научных статей по теме исследования проводился на основе анализа баз данных Web of Sciences, Scopus, Pubmed и eLIBRARY. Особенности генетики ХХI века Феноменом человеческого интеллекта и технологической научной революции двух последних веков является наука генетика, занимающая центральное место в биологии, медицине и многих других отраслях знания [1]. Следует выделить характерные черты этой современной глобальной науки: - Стремительность развития как в ХХ веке прошлого тысячелетия, так и, особенно, за 20 лет ХХI века. Генетика в сравнении с другими науками очень молода, ей всего 120 лет (она получила статус науки в 1900 г. после переоткрытия законов Менделя), но ее движение вперед в теоретическом и прикладном выражениях – неудержимо. - Точность обобщений и их фундаментальность, основанные на объективизации данных с применением классических и самых современных методов исследования, оценивающих фено-, генотипические - геномные - протеомные характеристики каждого уровня организации Жизни: молекулярного, клеточного, тканевого, органного, организменного, популяционно-видового, биосферного, галактического. Генетика делает это в стремлении максимально объективизировать результаты своих исследований для обоснования фенотипических (клинических) проявлений признака (-ов), свойств, качеств, присущих представителям (особь, индивидуум, пациент, инфекционные и паразитарные агенты) любого вида Биоты, включая человека [2]. Глубина воздействия на прочие многочисленные разделы естественно-научного и гуманитарного отраслей знания: генетика человека, медицинская генетика и все ее отрасли, сельскохозяйственная генетика, психология, педагогика, социология, информатика, археология, антропология, философия, экофилософия [3]. Она не просто влияет на их развитие, но и обогащает и интегрирует их, благодаря универсальным законам наследственности и изменчивости, свойствам универсальности и разнообразия, единым для всех представителей Биоты – жителей Земли. Именно эта роль позволила генетике человека и медицинской генетике сформировать свои отрасли: геномика, эпигенетика, клиническая генетика, цитогенетика, онтогенетика и вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), иммуногенетика, фармакогенетика, клеточные и геноинженерные технологии, онкогенетика, экогенетика, популяционная генетика, этногенетика, эволюционная генетика [4]. Тесная связь генетики с любым профилем медицины в целях объективной диагностики - верификации признаков (фенотипа) - включая генодиагностику, патологоанатомическую, судебную, оценку различных проявлений выхода за пределы адаптивной, генотипической, геномной нормы (морфологической, биохимической, физиологической, психологической, психической, социальной) человека на каждом конкретном этапе онтогенеза, в т.ч. внутриутробном, пренатальном, детства, юношества, репродуктивном и пострепродуктивном, на этапе геронтогенеза, в демографических показателях населения [5]. С участием генетики медицина XXI века продвигается по пути к важнейшей цели - реализации принципов персонифицированной (индивидуальной) медицины [6]. Именно молекулярная геномика приводит доказательные факты о том, что разные пациенты с одной и той же нозологией имеют отличия по наборам генетических факторов риска, а, следовательно, и по геномной этиологии заболевания [7]. Идентификация этих геномных и эпигеномных факторов призвана определять подходы к индивидуальной патогенетической терапии. Разработка методов лечения в зависимости от генотипа больного составляет предмет нового бурно развивающегося направления молекулярной медицины - фармакогеномики. Генетика XXI века формирует второе современное направление медицины - предиктивная медицина, цель которой - выявление факторов риска заболевания с целью предупреждения его развития и лечения на ранних стадиях. Ведущая роль генетики в предупреждении патологии определяется ее современными диагностическими возможностями, которые позволяют оценить риск развития патологических процессов, в том числе на ранних этапах онтогенеза, или в будущем материнском организме, и, главное – предупредить их [8]. Очень важная роль в этом направлении принадлежит экогенетике. С учетом «сфер влияния» все явственнее методологическая роль генетики. Наряду с перспективами дальнейшего продвижения своих исследований, генетика поднимает целеполагающие проблемы Жизни, этических и юридических барьеров возможного и должного [9]. Вот почему, наряду со всеми отраслями биологии, химии и физики к генетике тяготеют «не биологические» науки: философия, этика, культурология, религиоведение, социология, юриспруденция, политология. К генетике прикован интерес молодых ученых, врачей, учителей, увлеченных ее перспективами в связи с приоритетными целями и задачами. Сегодня к ней приковано внимание не только молекулярных биологов, врачей-генетиков, армии профессиональных диагностов, но и специалистов образовательной, юридической сфер, наконец, активного населения, которое озабочено своим здоровьем и благополучием своих потомков. В век просвещения не только население европейского Запада, США, Китая, но и многие наши молодые соотечественники обращаются для консультации в медико-генетические центры Мира, России, Амурской области. Генетика начинается с простых, но важных вопросов, которые интересовали человека вчера, волнуют сегодня и возникнут завтра, независимо от возраста, профессии и пола любопытствующего: - Почему из куриного яйца – курица, а из такого же - петух? - Почему из столь похожих гамет – такое разнообразие видов в Природе? - Почему от одних матери и отца – столь разные дети? - Почему от здоровых родителей рождаются дети с тяжелыми наследственными заболеваниями, врожденными пороками развития? Так же, как на века оставил свои вопросы к человечеству великий Т.–Б. Парацельс: «Кто есть Я, откуда вышел, и перед кем должен держать ответ в делах своих?» Из всех отраслей Знания ближе всех к ответам на самые насущные вопросы о Жизни и здоровье индивидуума стоит генетика - наука, которая имеет великую историю, которая учит нас не только историческим фактам о великих открытиях, но и о роли прошлого в Науке и Жизни. Краткий исторический экскурс В истории 120-летней Генетики, официально выделяют 4 периода: I) Классический период (1900-1930 г.г.); II) Период неоклассицизма (1930–1953 г.г.); III) Этап молекулярной генетики (1953–2000 г.г.); IV) Современный - этап геномики, протеомики, эпигенетики (2003–2023 г.г.). Однако история Генетики должна начинаться с Подготовительного периода, который определил путь ее развитию. Справедливо вспомнить великих мыслителей, античных философов далекой древности, которые предупреждали: «Здоровое семя рождает здоровое тело. Дурное семя рождает дурное племя». Платон в трактате «Политика» пишет о том, как надо подбирать супругов, чтобы рождались талантливые дети [10]. Середина XVIII века ознаменовала в истории генетики начало изучения «Клинических основ наследования». Авторство принадлежит французу Мопертюи (1752 г.), который фактически использовал и первым описал применение генеалогического метода для доказательства доминантного типа наследования пациентов с полидактилией в 4-х поколениях. Английский врач А.Гэррод на границе веков (1800 г.) оставил потомкам трактат о предполагаемых наследственных свойствах и болезнях на примере алкаптонурии, положившей начало изучению ферментопатий. В 1865 году выходит труд «Наследование таланта и характера», автора которого - великого ученого Френсиса Гальтона - энциклопедиста, родственника Ч.Дарвина, можно назвать генетиком. Среди иностранных имен есть и наш соотечественник – русский врач В.М. Флоринский, который в том же 1865 году выпустил работу «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» в которой перечислил «Физиологические законы наследственности»: 1. Как яйцеклетка, так и семенной живчик носят в себе скрытые задатки всех индивидуальных особенностей того лица, которому они принадлежат. 2. Сходство детей с родителями может приближаться или отдаляться вследствие влияния среды, условий питания и развития, упражнения. 3. Влияние матери на форму и признаки плода совершенно равносильно влиянию отца. 4. Потомству передаются не только природные, но и искусственно развитые свойства [11]. Мы можем сегодня не соглашаться со всеми выводами автора, но он сделал главное для того времени, опередив Августа Вейсмана, - назвал половые клетки (гаметы) в качестве носителей наследственных задатков, указав их роль. Подготовительный период рождения генетики двигался от наследования признаков (фенов) к изучению носителя наследственной информации - клетке, и сопровождался активным изучением «Клеточных основ наследственности». Весь мир знает имена великих западноевропейских микроскопистов: Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова, Ф. Мишера, О. Гертвига, А. А. Флемминга, Э. Ван Бенедена, А. Вейсмана, Т. Бовери, Г. Вальдейера и других [12]. Значительно раньше Павел Федорович Горянинов (1796-1865) профессор, доктор медицины Медико-хирургической Академии в Петербурге, ботаник, в своей книге «Система природы» (1834 г.) писал: «Все органическое царство представлено телами клеточного строения, т. е. его тела состоят из сочных или зернистых пузырьков или трубочек». Он связал проблему возникновения жизни с происхождением клетки и этим опередил Т. Шванна на 30 с лишним лет. Еще один наш соотечественник - микроскопист И.Д. Чистяков - в 1874 году открыл процессы равномерного распределения ядерного вещества, наблюдаемые при делении клеток у высших растений. Это открытие нередко приписывается немецким учёным Э. Страсбургеру и В. Флеммингу, но Чистяков опубликовал его в 1874-1875 годах в ботанических журналах на итальянском и немецком языках, и его печатные работы сохранили приоритет за русскими учеными. В 1878 году П.И. Перемежко дал подробное описание продолжительности и особенностей течения отдельных фаз этого процесса, позже получившего название «кариокинез» (митоз). В научный лексикон на все времена вошли «Клеточная теория» и «Целлюлярная патология». К этому периоду принадлежит освоение важнейшего аспекта биологии и, позднее, генетики, заслуживающего особого внимания - эволюционной теории [13], обоснование эволюционных идей наследственности и изменчивости с участием великого англичанина Чарльза Дарвина (1859 г.) и Александра Гумбольдта [14]. Немецкому ученому принадлежит важнейшая идея об эволюции сообществ в Природе, высказанная им еще в 1840 году и ставшая чрезвычайно актуальной в конце XX – начале XXI века. Феномен этого периода - «Открытие закономерностей наследования» Грегором Менделем, доложенное им 08.02.1865 года Обществу естествоиспытателей в Брюнне (сегодня г. Брно). Известный всему миру прелат представил результаты своего труда «Опыты над растительными гибридами» о закономерностях наследования признаков (наследственных задатков), выведенных на основании открытого им же гибридологического метода. Однако, доклад был встречен молчанием. Великое открытие ХIХ века осталось не понятым и не признанным современниками. Ученый мир был не готов к пониманию его значения, однако, Мендель, как ученый, делает главное - он публикует материал, рассылая статью в Академии наук Швеции, Англии, России, Италии [15]. Только спустя 35 лет (1900 год), его законы были на разных биологических объектах учеными, которые по праву признали приоритет Грегора Менделя незыблемым, заявив об этом всему миру. Выдающийся отечественный ученый с мировым именем Н.В. Тимофеев-Ресовский в год столетия выдающегося открытия (1965) сказал: «В этом Мендель опередил время. Он сделал тот единственный и самый трудный шаг в науке – он понял увиденное. И это был шаг в бессмертие! Именно он создал основу для быстрого и прекрасного развития генетики в наше время». Это было началом рождения науки Генетики на границе веков. Шел 1900 год! Классический период развития Генетики (1900-1930 г. г.) Этот период назван так потому, что с 1900 года Генетика приобрела официальный статус науки со своими глобальными целями. На первом этапе ее развития это были теория гена, теория мутагенеза, эволюционная теория: 1. Начало периода - 1900 год - переоткрытие законов Грегора Менделя Эриком Чермаком, Гуго де Фризом, Карлом Корренсом на растительных объектах для “менделирующих” признаков. Авторы, используя гибридологический метод, пришли к тем же выводам, что и великий монах. В один голос ученые подтвердили его приоритет. Отныне первый генетик Земли стал всемирно известен и почитаем [16]. Термин Генетика предложил сэр Уильям Бэтсон (William Batson) в 1905 г. Идея получила свое развитие на III-ей конференции по гибридизации и селекции растений в Лондоне в июле 1906 года. У. Бэтсон - президент конференции - в своем обращении к участникам, названном «The Progress of Genetic Research», ярко продемонстрировал появление новой науки, изучающей явления наследственности и изменчивости - «Genetics». Изданные труды конференции открывал том с портретом Грегора Менделя [17]. 2. Создание хромосомной теории наследственности (ХТН). От закономерностей наследования признаков ученые переходят к изучению материальных основ наследственности, определяющих признаки. Весь мир знает о великой школе во главе с Томасом Хантом Морганом - группе молодых энтузиастов: Г. Меллера, А. Стертеванта, К. Бриджеса (1909-1926 г.г.), которая в США в лаборатории Колумбийского университета на объекте Drosophila melanogaster, используя менделевский принцип скрещивания, делает ряд открытий и создает ХТН. Эта теория о материальных носителях наследственной информации – хромосомах, в которых расположены гены, стала на многие годы научным фундаментом генетики. Отныне наследственные задатки Г. Менделя получили свое материальное обоснование в виде генов, расположенных линейно и сцеплено в составе определенных локусов хромосом, способных к рекомбинациям и мутациям [18]. В 1933 году Т.-Х. Морган был удостоен Нобелевской премии. Проблема гена стала центральной проблемой генетики. Важно, что сам Морган и его ученики черпали идеи в нашем Отечестве - СССР, а именно в лаборатории великого советского цитолога, основоположника клеточной биофизики Николая Константиновича Кольцова, куда они приезжали в 30-е годы. Это был творческий союз ученых разных стран. А.С. Серебровский, Н.П. Дубинин – наши соотечественники - также причастны к созданию теории гена! В 1929 году А.С. Серебровский впервые продемонстрировал сложную природу гена и показал, что ген не является только единицей мутации. В 1936 году А.Н. Белозерский (СССР) открыл ДНК в растительных и сделал вывод об универсальном распространении ДНК как в растительных, так и в животных клетках. 3. Теория мутагенеза – вторая фундаментальная теория генетики - формировалась параллельно с теорией гена. В 1902 г. Гуго де Фриз первым предложил мутационную теорию. У ее истоков также стояли наши соотечественники Г.А. Надсон, Т.С. Филиппов, Н.П. Дубинин (1925 г.), великий иностранец - Г. Меллер (1927 г.), открывшие химический и физический мутагенез и вызывающие его факторы - мутагены. За доказательства мутационного эффекта радиации Г. Меллер получил Нобелевскую премию 1946 года. Этот метод помогал картировать гены на модели мушки-дрозофилы и не только, и создавать первые карты хромосом [19]. 4. Для объяснения разнообразия признаков, когда проявление фена не подчиняется законам Менделя, очень важна концепция взаимодействия генов. Наш соотечественник - выдающийся генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1926 г.) - разработал проблему влияния генотипа на проявление признака и сформулировал важнейшие понятия «пенетрантность» и «экспрессивность». Величайшее по своему значению открытие явления взаимодействия генов (ВГ), при котором наследование признаков нарушает проявление законов Менделя, подтвердило тот факт, что огромное количество генов вступают друг с другом в сложные взаимодействия, следствием чего является существенное изменение фенотипа, возникновение неповторимого разнообразия признаков, а также заболеваний человека. Так закладывались основы неформальной генетики [20]. 5. На основе теории гена создается учение о генотипе и фенотипе – основных ключевых категориях генетики. В его создании принимают участие не только теоретики, но и врачи многих специальностей, включая советских ученых. Академик, врач С.Н. Давиденков (1880-1961) - основоположник клинической нейрогенетики, автор этого термина, предложивший классификацию наследственных заболеваний нервной системы, которая используется и поныне. Он известен как организатор первых в мире медико-генетических консультаций в Москве (1920) и Ленинграде (1934) [21]. 6. В этом первом периоде развития генетики СССР лидировал в подготовке основы для ее второго этапа – создании концепции матричного синтеза (теория генонемы), автором которой явился Николай Константинович Кольцов. Известно, что при получении Нобелевской премии Т.Х. Морган отметил особые заслуги великого советского ученого Кольцова в создании хромосомной теории наследственности. В 1913-1914 гг. в лаборатории своего знаменитого учителя У. Бэтсона работал Н.И. Вавилов [22]. Он рано проявил свои организаторские способности как выдающийся ученый ХХ столетия: растениевод, ботаник, генетик, систематик, эволюционист, географ, основатель национальной коллекции мировых генетических ресурсов культурных растений. Его называют великим гражданином не только России, но и мира. В честь юбилейных дат Федеральный исследовательский центр ВИР имени Н.И. Вавилова проводит международные конференции: «Идеи Н.И. Вавилова в современном мире» [23]. Уже в 20-30-х годах один из выдающихся молодых ученых, учеников Н.И. Вавилова, сторонников и последователей теории гена, Г.Д. Карпеченко защитил получивший мировое признание генетиков метод гибридизации соматических клеток. С большим достоинством за рубежами страны он представлял советскую биологию и генетику. Еще в 1925 г. Георгий Дмитриевич посетил почти все основные генетические учреждения Западной Европы, а в 1927 г. участвовал в работе V Международного генетического конгресса в Берлине [24]. В 934 г. по представлению Н.И. Вавилова Президиум ВАСХНИЛ присудил молодому 35-летнему ученому степень доктора биологических наук без защиты диссертации «за выдающиеся работы по теории межвидовой и межродовой гибридизации и за выдающиеся работы по получению плодовитых форм у межродовых гибридов». О периоде неоклассицизма (1930-1953 г.г.) Очень плодотворный и, в то же время, драматический период развития генетики в нашей стране. По рекомендации Н.И. Вавилова Г.Д. Карпеченко организовал отдел генетики Всесоюзного Института Растениеводства (ВИР) и стал его первым заведующим (1925-1940) и был первым заведующим кафедрой генетики растений Ленинградского университета (1932-1940), вплоть до расстрела [25]. Начало нового периода в нашем Отечестве связано с именем еще одного выдающегося русского ученого с нелегкой судьбой, прошедшего путь от беспризорника до заслуженного деятеля науки РСФСР - Михаила Ефимовича Лобашева. Уже на 1 курсе Ленинградского университета в 1930 году он пришел на кафедру генетики и экспериментальной зоологии, основателем которой был выдающийся генетик Ю.А. Филипченко. Талант исследователя, эрудиция позволили Лобашеву быть в числе первооткрывателей химического мутагенеза. Он впервые связал мутационный процесс и репарацию генетического материала. В 1935 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О природе действия химических факторов на мутационный процесс». Его оппонентами были Г. Меллер (будущий лауреат нобелевской премии), Г.Д. Карпеченко и Э. Бауэр. Всю Великую Отечественную войну он находился в рядах действующей армии, а вернувшись в Университет орденоносцем, уже в 1946 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную физиологической гипотезе мутационного процесса. В 1948 г. М.Е. Лобашев был уволен из ЛГУ с поста декана биологического факультета как морганист. Вернувшись в Университет в 1957 г., он отдал все силы восстановлению преподавания генетики в нашей стране, написал первый отечественный учебник генетики в послелысенковский период, организовал исследовательскую работу на кафедре, создал научную школу, представители которой успешно работают в генетике в настоящее время [26]. Всемирно известными соотечественниками создавались основы популяционной генетики (1930-1931). Д.Д. Ромашов, Н.П. Дубинин, иностранцы С. Райт, Р. Фишер, Дж. Холдейн разрабатывали ее теоретические основы, сформулировали положение о «дрейфе генов». С.С. Четвериковым, Н.И. Вавиловым, Ф.Г. Добржанским, Н.В. Тимофеевым-Ресовским закладываются основы синтетической теории эволюции [27]. Это было только началом великого научного штурма основных принципов Жизни, составляющих ее сущность - универсальности и разнообразия, в основе которых лежат два «простых» свойства живых систем: наследственность и изменчивость. Не следует забывать, сколько замечательных имен, великих и безымянных, стояли у истоков колоссальных по трудоемкости научных исследований. В их числе – немногие упомянутые имена наших соотечественников - легендарные личности, смотревшие далеко вперед и определившие на многие десятилетия пути развития мировой биологической науки, те, чей труд на многие столетия останется бесценным… В этот период наша страна была лидером в области цитологических, генетических, биофизических, биохимических, клинических, эволюционных научных направлений, опережавших время! Однако, нельзя не сказать о трагических страницах в истории отечественной генетики [28]. Под маской борьбы с реакционным буржуазным течением - «вейсманизмом-морганизмом», группа известных всему миру советских генетиков, подвергалась неоправданным гонениям – репрессиям - и заплатила за участие в перспективных научных исследованиях мирового значения запретом на свободу творчества и даже жизнью. Упомянем только одну выдающуюся трагическую личность, «человека Мира, который хотел накормить все человечество» - академика Н.И. Вавилова, лауреата Ленинской премии, президента ВАСХНИЛ, которому принадлежат слова, оказавшиеся пророческими, о себе и своих соратниках: «Жизнь коротка, надо спешить!». В связи с этими событиями из школьного образования фактически на 20 лет была изъята вся информация об основах генетики, включая генетику человека [29]. Только в 1961 г. были изданы книга Н.П. Дубинина “Проблемы радиационной генетики” а главное – первый полноценный вузовский учебник “Генетика” М.Е. Лобашева. Преподавание было возобновлено только в начале 60-х годов. Годы гонений на Генетику и ее последователей обернулись отставанием нашей страны от научных школ Европы, США, Англии, вошедшим в третий этап развития Генетики. Молекулярная биология (1953 - 2000 г.г.) Открытие этого периода связано с всемирно известными лауреатами нобелевской премии – Ф. Криком и Дж. Уотсоном, их соратниками, внедрившими сам метод рентгено-структурного анализа - М. Уилкинсом и Р. Френклин, преждевременно ушедшей из жизни [30]. Уже в 1957 году выдающийся советский биохимик академик В.А. Энгельгардт писал: «Не нужно быть беспочвенным оптимистом, чтобы верить, что через пятьдесят лет "биологический код" - химическая зашифровка наследственных свойств - будет расшифрован и прочитан. С этого момента человек станет полным властелином живой материи...». (Комсомольская правда. 9.06.1957). Инициатором и организатором участия в программе «Геном человека» (ГЧ), начатой в СССР и продолженной в РФ, стал врач, генетик, переживший в Норильском лагере годы репрессий, Александр Александрович Баев. Он создал и укрепил инфраструктуру проекта по всей территории страны, что способствовало преодолению экономических проблем 90-х годов. Им была расшифрована первичная структура валиновой транспортной РНК (т-РНК); разработан метод оценки соотношения структуры и функции т-РНК, вошедший в мировую научную практику. В 1988 году А.А. Баев, академик, молекулярный биолог, возглавил Научный совет программы "Геном человека" от России и руководил им до своей кончины, был избран членом HUGO (Human Genome Organization - Организация по исследованию генома человека) Американского общества биохимиков и молекулярных биологов. Следует сказать и о его учениках и соратниках – наших выдающихся соотечественниках – ученых и организаторах науки, внесших достойный вклад в реализацию международной Программы ГЧ [31]: А.Д. Мирзабеков (1937-2003) – академик АН СССР, РАН, директор Института молекулярной биологии АН СССР и центра технологии биологических чипов Аргоннской национальной лаборатории (США), доктор химических наук, заведующий кафедрой молекулярной биофизики МФТИ, автор свыше 300 работ и изобретений. Его труды в области ДНК, образующей структуры для экспрессии генов, находились в одном ряду самых блестящих исследований в этой области. В Англии он участвовал в разработке методов секвенирования ДНК, без которых современные знания структуры генов были бы неосуществимы. Начиная с раннего этапа проекта «Геном человека», под его руководством были изобретены и доведены до применения биочипы. А.Д. Мирзабеков был вице-президентом HUGO [32]. Г.П. Георгиев - академик АН СССР, РАН, биохимик, молекулярный биолог, основатель и директор Института биологии гена РАН, один из основоположников молекулярной биологии и молекулярной генетики высших организмов. В 1961 году описал гетерогенную ядерную РНК, доказав, что она является высокомолекулярным предшественником мРНК цитоплазмы, обнаружил ядерные рибонуклеопротеидные частицы информосомы и установил их структуру (1965-1970), открыл мобильные генетические элементы у животных. Ученый проводил исследования в области молекулярной онкологии, им открыты и изучены новые гены (mts1, tag7) [33]. Л.Л. Киселёв - академик РАН, заведующий лабораторией ИМБ им. В.А. Энгельгардта РАН, председатель научного совета программы «Геном человека» РФ, главный редактор журнала «Молекулярная Биология». Коллеги Л.Л. Киселева отмечают, что он был не только замечательным ученым, автором выдающихся пионерских работ в области изучения структуры тРНК, но и прекрасным человеком, остроумным и доброжелательным собеседником, безотказным популяризатором в своей области науки [34]. Н.П. Бочков – академик РАМН. Под его руководством установлены общие закономерности спонтанного и индуцированного мутагенеза у человека в зародышевых и соматических клетках, разработаны принципы прогнозирования генетических эффектов от действия различных вредных факторов окружающей среды. Он принимал активное участие в изучении генетических последствий радиоактивных загрязнений после челябинских выбросов и чернобыльской аварии [35]. Н.П. Бочков создал Институт медицинской генетики АМН СССР, директором которого был с 1969 по 1989 гг. С ним связано возрождение медицинской генетики в нашей стране. Н.П. Бочков всегда уделял большое внимание подготовке кадров, создал школу медицинских генетиков (отечественных и зарубежных), реорганизовал учебу на кафедре медицинской генетики в ЦОЛИУВ (институт усовершенствования врачей), а в 1988 г. основал кафедру медицинской генетики в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова и возглавлял ее до 2009 г. Приходится сожалеть о том, что эти и другие имена известных отечественных ученых, стоявших у истоков и участвовавших в реализации Программы «Геном человека», к сожалению, не пришли во все отечественные учебники и крайне редко упоминаются в СМИ, в отличие от известных Дж. Уотсона, который возглавил программу «Геном Человека» (ГЧ), Ф. Коллинза, К. Вентера. Спустя короткое время после празднования расшифровки «ГЧ», Дж. Уотсон, лауреат нобелевской премии, сказал: «Ведь это же техническая проблема – расшифровать геном. Но понадобится еще век, чтобы понять, что же мы прочитали в этом геноме», к его словам присоединился знаменитый К. Винтер. Генетика, все ее отрасли, продолжают свое стремительное развитие в XXI веке, привлекая внимание и захватывая в свои научно-технологические сети новые молодые перспективные кадры для решения как глобальных, так и чрезвычайно личностных задач Человечества и представителей Биоты [36]. Задачи генетики XXI века – для всех участников образования Генетика - это единственная наука, которая ставит перед человеком, и решает сегодня глобальные задачи: 1. Изучение и сохранение генофонда планеты Земля, включая человека. Воспроизведение утраченных единиц генофонда - видов бактерий, растений, животных, этнических групп Человечества. 2. Оптимальное решение проблем демографии и здоровья человека, как самой главной задачи Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждого государства, врачей всех специальностей, всего населения, малых этнических групп, каждого человека. Создание эффективных био- и генотехнологий: в медицине (генодиагностика, генотерапия с участием векторных систем, клеточная и тканевая инженерия, современные вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), биохимические методы идентификации и поиска ДНК-полиморфизмов и мутаций [37-39]. 3. Изучение механизмов эволюции видов, включая человека (эволюция генотипа и фенотипа) в т.ч., изучение участия инфекционных агентов; позитивное управление процессом; исследование следов Жизни в Галактике и Вселенной. 4. Создание научных биологических и юридических основ Биоэтики – науки о должном в Природе, Человеке, Обществе с идеей «Не вреди! Помоги! Сохрани!». В 1975 году по инициативе Пауля Берга был создан «Комитет по Биоэтике Берга», утвержденный на международной конференции по этическим проблемам генной инженерии. Вероятно, поэтому в свой 120-летний юбилей Генетика сохраняет статус наиболее перспективной науки в системе самых разных отраслей знания о Природе, оставаясь в самом тесном единстве с Биологией – наукой о Жизни! Заключение Более 30 лет назад в 1988 году девизом XVI Всемирного генетического конгресса были слова «Генетика и единство Биологии», ибо все отрасли Генетики базируются на основных закономерностях, законах, понятиях и категориях науки о Жизни – Биологии. Крупнейшему генетику XX века Феодосию Добржанскому (1900-1975), одному из создателей синтетической теории эволюции, принадлежат слова: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции», сказанные им на конференции Национальной ассоциации учителей биологии США почти 50 лет назад в 1972 году [40]. Если мы заменим ключевое слово на «генетики», это будет актуально для всех учителей и учеников, для всех жителей, для всей Биоты Земли! Целесообразно завершить материал о роли генетики в образовании XXI века в связи с ее 120-летием, о вкладе отечественных ученых в развитие этой науки, словами, сказанными всемирно известным клиническим генетиком, стоявшим у истоков Программы «ГЧ» Виктором Мак-Кьюсиком: «Чтобы предвосхитить многие этические, юридические и социальные проблемы, следует принять три меры: - образование, - образование и – образование» [41]. Библиография
References
Дата поступления: 01.09.2021 Просмотров: 8109
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 20.12.2021 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|