О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ САМООЦЕНКОЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Печать
20.03.2022 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-9

1,2Сабгайда Т.П., 1,2Зубко А.В., 2Землянова Е.В., 1Ходакова О.В.,1Музыкантова Н.Н., 3Губарев С.В., 3Редько А.Н.
1Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2Институт демографических исследований – обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
3ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, 350063, Россия, Краснодар

Резюме

Актуальность. Систематические физические нагрузки укрепляют здоровье и улучшают самочувствие, поэтому повышение приверженности им населения весьма актуально. Студентам медицинских ВУЗов предстоит стать проводниками здорового образа жизни у их будущих пациентов, что предполагает их приверженность систематическим занятиям физическими упражнениями. Личная заинтересованность в укреплении здоровья с их помощью предположительно зависит от состояния здоровья студентов.

Цель: исследовать приверженность студентов с разной самооценкой состояния здоровья к занятиям физическими упражнениями.

Материалы и методы. Проведен анализ 1732 анкет, собранных в ходе опроса студентов Кубанского государственного медицинского университета. Среди респондентов всех годов обучения 25,7% составляли юноши, 35,0% учились на первом курсе, 11,9% – на шестом курсе. Средний возраст юношей и девушек одинаков – 21,9 лет.

Анализ приверженности физическим упражнениям проводился как в целом для всех респондентов, так и в сравнении по полу, году обучения (1 и 6 курсы), самооценке состояния здоровья («хорошее и очень хорошее» и «плохое и очень плохое»), самооценке степени заботы о здоровье («очень забочусь» и «мало или совсем не забочусь»), наличия хронических заболеваний. При сравнении распределений разных мнений использовался критерий Хи-квадрат.

Выводы

С приверженностью студентов занятиям физическими упражнениями связано не столько состояние здоровья, сколько его самооценка. Состояние здоровья повышает мотивацию заниматься физическими упражнениями лишь у небольшой доли студентов с плохим здоровьем. Знание о влиянии физической активности на риск развития хронических заболеваний является недостаточным фактором для повышения приверженности молодежи заниматься физкультурой, спортом или фитнесом. Наибольшее влияние на приверженность молодежи заниматься физкультурой, спортом или фитнесом оказывает мода на здоровый образ жизни.

Студенты, определяющие свое самочувствие как хорошее, более ответственно к относятся к здоровью и значимо чаще практикуют регулярные повышенные нагрузки.

Для юношей с хорошим здоровьем при занятии физическими упражнениями социальные контакты являются более значимыми как по сравнению с девушками, определяющими свое самочувствие как хорошее, так и по сравнению с юношами с более низкими оценками здоровья.

Для студентов с низкими оценками здоровья основным мотивом заниматься физкультурой, спортом или фитнесом является желание лучше выглядеть. Рекомендации врача являются значимым мотивом вдвое чаще для девушек с такими оценками, чем для юношей.

Ключевые слова: самооценка степени заботы о здоровье; мотивы занятия спортом; стремление похудеть; психическое состояние.

Контактная информация: Сабгайда Тамара Павловна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сабгайда Т.П., Зубко А.В., Землянова Е.В., Ходакова О.В., Музыкантова Н.Н., Губарев С.В., Редько А.Н. Приверженность студентов с разной самооценкой состояния здоровья к занятиям физическими упражнениями. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(1):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1343/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-9

COMMITMENT TO PHYSICAL EXERCISES AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT SELF-ASSESSMENT OF HEALTH
1,2Sabgayda T.P., 1,2Zubko A.V., 2Zemlyanova E.V., 1Khodakova O.V., 1Muzykantova N.N., 3Gubarev S.V., 3Redko A.N.
1Russian Research Institute of Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow;
2Institute for Demographic Research – Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow;
3Kuban State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Krasnodar

Abstract

Significance. Regular physical activity strengthens health and improves well-being, therefore, increasing commitment to physical activity among population is rather relevant. Students of medical universities will become guides to a healthy lifestyle for their future patients, which implies their commitment to regular physical activity. Personal interest in promoting health through physical exercises presumably depends upon the health status of students.

Purpose: to analyze commitment to physical exercises among students with different self-assessment of health.

Material and Methods. The analysis of 1732 questionnaires collected during the survey of students of the Kuban State Medical University was carried out. Responders included 25.7% of young males, 35.0% of the first-year students and 11.9% of the sixth-year students. The average age of males and females is the same (21.9 years).

The analysis of commitment to physical exercises was carried out among all respondents in general and with a breakdown on gender, year in the University (first and sixth year students), health self-assessment (“good health and very good” and “bad health and very bad”), self-assessment of the concern for health (“I care a lot” and “I care little or not at all”), and presence of chronic diseases (yes/no). The Chi-square test was used to compare distribution of different opinions.

Conclusion. Commitment to physical exercises among students is associated with health self-estimation rather than the state of health. The state of health increases motivation to exercise only among a small share of students with poor health. Awareness of the impact of physical activity on the risk of chronic diseases is not sufficient to increase commitment of the young people to exercise, sports or fitness. The highest impact on the commitment is made by the "fashion trend" for a healthy lifestyle.

Students who define their state of health as good are more concerned about their health and significantly more often practice regular physical activity of high intensity.

For young males with good health social contacts are more significant in physical exercises both in comparison with females who define their state of health as good and in comparison with young men with lower self-estimation of health.

For students with low health self-estimation, the main incentive for physical activities, sports or fitness is the desire to look better. Doctor's recommendations are a twice more effective incentive for females compared to males.

Keywords: self-assessment of health; motivation for sports; desire to lose weight; mental state.

Corresponding author: Tamara P. Sabgayda, email:  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Sabgayda T.P
., http://orcid.org/0000-0002-5670-6315
Zubko A.V., http://orcid.org/0000-0001-8958-1400
Zemlyanova E.V., http://orcid.org/0000-0001-6231-1611
Khodakova O.V., http://orcid.org/0000-0001-8288-939X
Muzykantova N.N., http://orcid.org/0000-0003-2071-8688
Gubarev S.V., http://orcid.org/0000-0002-1144-602X
Redko A.N., http://orcid.org/0000-0002-3454-1599
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Sabgayda T.P., Zubko A.V., Zemlyanova E.V., Khodakova O.V., Muzykantova N.N., Gubarev S.V., Redko A.N. Commitment to physical exercises among students with different self-assessment of health. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2022; 68(1):9. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1343/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-9. (In Rus).

Введение

В современном обществе забота о своем физическом здоровье воспринимается как характерная черта успешного человека, сформировалась определенная «мода» на здоровый образ жизни [1]. Одним из обязательных факторов здорового образа жизни является использование систематических физических нагрузок, при выполнении которых укрепляется здоровье, улучшаются самочувствие и настроение. Высокая физическая активность в течение года требуется в любом возрасте [2]. Низкая физическая активность, являющаяся одним из ведущих факторов риска развития неинфекционных заболеваний, формируется в детском и подростковом возрасте и сохраняется до зрелого возраста [3]. Поэтому студенческий возраст можно рассматривать как этап возможной корректировки и повышения приверженности студентов к систематическим физическим нагрузкам в дальнейшей. С этим связан интерес исследователей к анализу приверженности студентов занятиями спортом и путей её повышения.

Специалисты считают, что именно студенты медицинских ВУЗов должны стать проводниками здорового образа жизни и первичной профилактики хронических болезней среди своих будущих пациентов [4]. На фоне наблюдаемой сегодня тревожной тенденции ухудшения здоровья подростков и молодежи [5] отмечается, что за время обучения в медицинском ВУЗе соматическое состояние организма студентов не только не улучшается, а в ряде случаев ухудшается [6]. У студентов 1 курса медицинских университетов выявлена их малая физическая активность: в Екатеринбурге 76,0% респондентов редко или совсем не посещают дополнительные занятия спортом [7]; в Ярославле свободное от учебы время уделяют физкультуре и спорту лишь 14% девушек и 25,9% юношей [8], в Кемерово только 15% юношей и 9% девушек регулярно занимались физическими упражнениями [9]. Следовательно, студенты, желающие улучшить свое здоровье, должны приступать к активной двигательной деятельности, и физическая активность должна быть ежедневно включенной в режим трудового дня [10].

Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье студентов необходимо создать положительную мотивацию к физической активности, особенно оздоровительной направленности [11]. Выделяют два фактора, которые могут побудить человека стремиться вести здоровый образ жизни: во-первых, личная заинтересованность и осознанность этой проблемы и, во-вторых, мода [1]. В современных условиях занятия в спортклубах, фитнес-центрах, посещение оздоровительных салонов, поездки на оздоровительные курорты, считаются модными и престижными. Что касается первого фактора, то у студентов медицинских ВУЗов уровень знаний о вреде гиподинамии наибольший. Так, при опросе студентов Саратовского государственного медицинского университета было установлено, что 89% студентов признают необходимость и значимость физической активности [12]. Личная заинтересованность в укреплении здоровья предположительно зависит от его состояния. В связи с чем, возникает вопрос: связана ли приверженность занятиям физическими упражнениями с состоянием здоровья у студентов медицинских ВУЗов?

Цель исследования: исследовать приверженность студентов с разной самооценкой состояния здоровья к занятиям физическими упражнениями.

Методы

В апреле-июне 2021 г. на базе Кубанского государственного медицинского университета проведен опрос студентов всех годов обучения по специально разработанному авторскому опроснику. Было получено 2008 заполненных анкет, из них 276 были забракованы как неполно или некачественно заполненные. В итоге анализ проводился по массиву из 1732 анкет.

Среди респондентов четверть (25,7%) составляли юноши, три четверти (74,3%) девушки. Средний возраст юношей и девушек одинаков – 21,9 лет. Треть студентов (35,0%) учились на первом курсе, девятая часть (11,9%) – на шестом курсе.

Анализ приверженности физическим упражнениям проводился как в целом для всех респондентов, так и в сравнении по полу, году обучения (1 и 6 курсы), самооценке состояния здоровья («хорошее и очень хорошее» и «плохое и очень плохое»), самооценке степени заботы о здоровье («очень забочусь» и «мало или совсем не забочусь»), наличия хронических заболеваний.

При сравнении распределений разных мнений использовался критерий Хи-квадрат.

Результаты

Лишь половина студентов оценили состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее (группа 1), более трети дали оценку «удовлетворительно», более 5% считали свое здоровье плохим и очень плохим (табл. 1). Юноши чаще оценивали свое здоровье как очень хорошее, девушки чаще как плохое.

Таблица 1

Распределение оценок студентов состояния своего здоровья

Ранг Ответы Юноши Девушки Оба пола
N % N % N %
- Затрудняюсь ответить 6 1,3 32 2,5 38 2,2
1 Очень плохое 5 1,1 16 1,2 21 1,2
2 Плохое 111 4,3 127 5,6 238 5,3
3 Удовлетворительное 19 27,4 72 38,5 91 35,7
4 Хорошее 122 40,9 496 42,3 618 41,9
5 Очень хорошее 182 24,9 544 9,9 726 13,7
Суммарно 445 100,0 1287 100,0 1732 100,0

Если ранжировать оценки, как показано в таблице 1, то средний ранг оценки (без учета студентов, затруднившихся с оценкой) составил 3,6, т.е. несколько лучше оценки «удовлетворительно». Средняя оценка юношей больше, чем оценка девушек: 3,9 против 3,6.

Чаще всего студенты-медики оценивали состояние своего здоровья на основе медицинского исследования и самочувствия (45,3% респондентов), еще 42,4% исходили только из своего самочувствия, а 12,0% только из результатов медицинского исследования. При этом регулярно (ежегодно и чаще) проходят медицинское обследование большинство студентов (77,3%), еще 6,1% обследуются раз в два года и 4,3% - раз в три года и реже, а 9,7% респондентов ответили, что они вообще не обследуются. Последний показатель меньше доли студентов, указавших что они не проходят диспансеризацию (20,4%), что вполне возможно для студентов медицинского ВУЗа.

Студенты оценили степень заботы о своем здоровье. Мало или совсем не заботятся о своем здоровье более пятой части студентов (23,1% юношей и 22,0% девушек, а очень заботятся – почти столько же юношей (21,6%) и значимо меньше девушек (14,2%, p<0,05). Если сравнить ответы студентов, оценивающих состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее (группа 1), и студентов, оценивающих состояние своего здоровья как плохое или очень плохое (группа 2), то распределение их ответов будет различаться (p<0,05). Мало или совсем не заботятся о своем здоровье 11,9%, студентов 1 группы и 40,2% студентов 2 группы; очень заботятся о своем здоровье 23,8% студентов 1 группы и 11,6% студентов 2 группы.

Степень заботы о своем здоровье в большей степени согласуется с регулярностью прохождения студентами медицинских исследований, чем их самооценка состояния здоровья: не проходят медицинские исследования 8,1% студентов 1 группы и 13,2% студентов 2 группы, а также 6,5% студентов, очень заботящихся о своем здоровье, и 18,1% студентов, не заботящихся о нем.

Среди всех респондентов не имеют хронических заболеваний только 46,9% студентов (58,7% юношей и 42,9% девушек). Отсутствие хронических заболеваний в 1 группе студентов встречается в 56,1% случаев, а среди студентов 2 группы – в 15,7% случаев (p < 0,0001), что отражает исходное влияние в ряде случаев психологического настроя при оценке состояния своего здоровья. Хронические заболевания отсутствуют у 54,9% студентов, очень заботящихся о своем здоровье. Далеко не все студенты, позволяющие себе не заботиться о своем здоровье, не имеют заболеваний – лишь у трети (35,1%) они отсутствуют, что значимо реже по сравнению с лицами с повышенным вниманием к здоровью (p < 0,0001).

Почти половина студентов (45,7%) указали на наличие у них разнообразных травм (55,1% юношей и 42,4% девушек), при этом среди студентов, не имеющих хронических заболеваний, этот показатель меньше (40,2%). У студентов без хронических заболеваний частота травм значимо меньше, чем у студентов, указавших на наличие у них диагностированных хронических заболеваний: 50,4% против 61,4% у юношей (p = 0,021) и 35,5% против 47,6% у девушек (p < 0,0001).

Таблица 2

Доля респондентов разного пола, получивших травмы в течение жизни, среди имеющих и не имеющих хронические заболевания

Виды травм Есть хронические заболевания Нет хронических заболеваний
Муж. Жен. Муж. Жен.
N % N % N % N %
Медицинские вмешательства 1 0,5 3 0,4 1 0,4   0
Ожоги 9 4,8 26 3,5 12 4,7 26 4,8
Переломы костей рук, ног и другие переломы 70 37,0 182 24,6 80 31,3 93 17,0
Психологические травмы 1 0,5 4 0,5   0   0
Сотрясение головного мозга 11 5,8 48 6,5 9 3,5 28 5,1
Травмы мышц и сухожилий (разрывы и растяжения) 24 12,7 87 11,8 27 10,5 47 8,6
Прочие 0 0 2 0,3 0 0 0 0
Не было травм 73 38,6 388 52,4 127 49,6 353 64,5
Суммарно 189 100,0 740 100,0 256 100,0 547 100,0

Среди девушек, не имеющих хронических заболеваний, переломы костей наблюдались значимо реже, чем среди девушек с заболеваниями (p = 0,001), остальные различия по видам травм статистически не значимы.

В большей степени с травматизмом связана самооценка студентами состояния их здоровья, чем степень заботы о нём. В 1 группе не было никаких серьёзных травм у 59,6% студентов (у 47,5% юношей и 64,6% девушек), а во 2 группе у 42,3% студентов (35,3% и 43,9% соответственно), различия статистически значимы только для девушек (p < 0,0001). Ожоги несколько чаще наблюдались у девушек 1 группы (4,0% против 1,7%, p = 0,09). Кроме того, 5,9% юношей и 3,5% девушек 2 группы указали на наличие психологических травм, тогда как в 1 группе на такой вид травм не указал никто (p < 0,0001). Отсутствие травм наблюдалось у 58,1% студентов, очень заботящихся о своем здоровье, и у 51,0% студентов, не заботящихся о нём p = 0,004).

Большинство студентов медицинского ВУЗа (84,8%) считают, что для поддержания здоровья необходимо регулярно заниматься физкультурой, спортом или фитнесом. Студенты 1 группы так считают чаще, чем студенты 2 группы (p < 0,0001): 93,7% против 75,0% юношей (p = 0,005) и 94,5% против 69,3% девушек (p = 0,0008). Даже среди студентов, мало или совсем не заботящихся о своем здоровье, доля согласных с таким утверждением больше, чем среди студентов 2 группы, и составляет 78,9% (p = 0,04). Следует отметить, что не заботящиеся о здоровье девушки высказывались о безусловной пользе физических нагрузок не значимо реже, чем девушки, очень заботящиеся о здоровье (80,0% против 84,1%, p = 0,076). Разделяют необходимость занятия физкультурой, спортом или фитнесом для поддержания здоровья 90,6% юношей с повышенным вниманием к здоровью и 75,6% юношей, мало или совсем не заботящихся о своем здоровье (p < 0,0001).

Среди студентов только половина занимаются физкультурой, спортом или фитнесом (табл. 3).

Таблица 3

Доля респондентов разного пола с разным состоянием и отношением к здоровью, занимающихся физкультурой, спортом или фитнесом

Респонденты Юноши Девушки Оба пола
N % N % N %
Все студенты 275 61,8 570 44,3 845 48,8
1 курс 298 66,9 634 49,3 932 53,8
6 курс 270 60,6 468 36,4 738 42,6
Без хронических заболеваний 310 69,6 614 47,7 924 53,3
Группа 1 (хорошее и очень хорошее здоровье) 317 71,3 678 52,7 995 57,4
Группа 2 (плохое и очень плохое здоровье) 174 39,2 341 26,5 515 29,7
Очень заботятся о здоровье 348 78,3 843 65,5 1191 68,8
Мало или совсем не заботятся о здоровье 204 45,9 313 24,3 517 29,8

Частота повышенных физических нагрузок у студентов 1 группы почти вдвое больше, чем у студентов 2 группы. Юноши 2 группы реже занимаются физкультурой и спортом, а среди девушек наименьшая доля приверженцев физического развития наблюдается у лиц, мало или совсем не заботящихся о своем здоровье. Наибольшая доля лиц, занимающихся своим физическим развитием, наблюдается среди студентов, очень заботящихся о своем здоровье.

Практика занятия физической культурой разная у лиц с разной самооценкой здоровья. По сравнению со студентами 1 группы, юноши 2 группы существенно реже занимаются физкультурой и спортом в спортклубе (фитнесклубе) или бассейне (25,0% против 62,0%, p < 0,0001), а девушки чаще (59,0% против 47,9%, p < 0,0001). Среди лиц, не заботящихся о здоровье, в спортзалах занимаются 56,5% юношей и 32,8% девушек, а среди лиц, очень заботящихся о здоровье, 49,4% и 59,0% соответственно. Различия последних двух выборок статистически достоверны только для девушек (p < 0,0001).

Забота о здоровье является далеко не единственным мотивом студентов регулярно заниматься физкультурой, спортом или фитнесом (табл. 4).

Таблица 4

Доля респондентов разного пола, указавших конкретные мотивы занятия физкультурой, спортом или фитнесом

Респонденты Юноши Девушки Оба пола
N % N % N %
Желание набрать вес/мышечную массу 133 48,2 92 16,2 225 26,6
Желание похудеть 65 23,6 243 42,6 308 36,4
Желание хорошо выглядеть 175 63,5 417 73,1 592 70,1
Забота о своем здоровье 188 68,2 403 70,7 591 69,9
Совместный досуг с друзьями 59 21,4 52 9,1 111 13,1
Совместный досуг с родными и близкими 37 13,3 40 7,0 77 9,1
Совместный досуг с коллегами 13 4,8 13 2,2 26 3,1
Рекомендация врача 19 6,9 40 7,0 59 7,0
Доставляет удовольствие 6 2,2 13 2,2 19 2,2
Это модно 19 6,9 27 4,7 46 5,4
Суммарно 275 - 575 - 845 -

Распределение ответов студентов 1 группы несколько иное. Среди девушек с хорошим здоровьем меньше желающих похудеть (35,6%) и чаще отмечается стремление заботиться о здоровье (76,6%), чем среди остальных студенток (p < 0,0001). Ответ, что физические нагрузки сейчас в моде, реже наблюдался среди девушек этой группы (3,0%, p = 0,0002).

Распределение ответов студентов 2 группы отличается гендерными различиями в ответах. Среди студентов 2 группы доля желающих набрать мышечную массу составляет 60,0% у юношей и 27,9% у девушек (p = 0,009), а доля желающих хорошо выглядеть 45,0% и 88,5% соответственно (p < 0,0001). Девушки 2 группы в 6,5% случаев указывали, что повышенные физические нагрузки вызывают у них удовольствие и подымают настроение, тогда как этого не отметил ни один юноша. Особенностью 2 группы также является то, что девушки этой группы чаще других руководствуются рекомендациями врачей в их приверженности повышенной физической активности (в 18,0% случаев, p = 0,0006), тогда как для юношей этот показатель (10,0%) не отличается от показателя для остальных студентов.

Не все студенты, очень заботящиеся о своем здоровье, указали на заботу о здоровье как мотив занятия физкультурой, спортом или фитнесом – лишь 71,7% юношей и 87,2% девушек. Среди этих студентов в качестве мотива чаще указывался совместный досуг с родными и близкими (18,1% и 11,8%), с коллегами (10,8 и 6,3%), а также мода (13,9% и 5,2%). Десятая часть респондентов (10,8%) рассматривают рекомендации врача в качестве мотивации заниматься своим физическим развитием.

Выбор всех указанных мотивов студентами, мало или совсем не заботящихся о своем здоровье, но занимающихся физкультурой, спортом или фитнесом, происходит гораздо реже, чем другими студентами. Исключение составляет желание хорошо выглядеть, которое указали 89,6% девушек.

Среди респондентов, указавших, что они занимаются физкультурой, спортом или фитнесом, занимаются несколько раз в неделю 69,3% студентов (75,1% юношей и 66,7% девушек). Эта доля составляет 71,6% среди студентов 1 группы, 58,0% среди студентов 2 группы, 30,6% среди лиц, очень заботящихся о своем здоровье, и 20,0% среди лиц, мало или совсем о нём не заботящихся. Употребляют спортивное питание 14,2% студентов (19,6% и 11,7%), чаще лица, очень заботящиеся о здоровье (17,6%), реже – мало или совсем о нём не заботящиеся (12,0%). Различие этой доли в 1 и 2 группах не велико (14,1% и 13,6%).

Среди юношей частота травматизма при повышенных физических нагрузках меньше, чем без них (54,3% против 63,7%), а у девушек, указавших, что они занимаются физкультурой, спортом или фитнесом, наличие травм отмечается чаще (43,4% против 38,1%). Для юношей данная закономерность прослеживается по всем аспектам сравнения, а для девушек есть два исключения: меньший травматизм при повышенных физических нагрузках наблюдается у лиц 2 группы и у лиц, очень заботящихся о своем здоровье.

Свой вес считают нормальным 51,4% респондентов. Среди студентов, занимающихся физкультурой, спортом или фитнесом, эта доля значимо больше, чем среди студентов, не приверженных повышенным физическим нагрузкам (55,8% против 46,9%, p = 0,0002), а доля лиц, считающих свой вес излишним, меньше (29,7% против 47,3%, p < 0,0001). В общей массе студентов чаще всех избыточным свой вес оценивают студенты, мало или совсем не заботящиеся о своем здоровье (41,1%), реже всех - лица, очень заботящиеся о здоровье (22,7%).

Однако эти самооценки излишнего веса не всегда соответствуют реальности. Среди студентов, считающих свой вес избыточным, доля лиц, индекс массы тела которых менее 25,0, составляет 27,5% (15,7% у юношей и 31,5% у девушек). Среди студентов 1 группы она несколько больше, чем среди студентов 2 группы (30,9% против 21,7%), хотя эти различия статистически не значимы. Чаще всех необоснованно считают свой вес избыточным студенты, не имеющие хронических заболеваний (32,6), реже всех – студенты, мало или совсем не заботящиеся о своем здоровье (19,4%). Наблюдаются разные тенденции оценки своего веса юношами и девушками. Среди юношей наибольшая доля тех, кто необоснованно считает свой вес избыточным, наблюдается у лиц без хронических заболеваний (33,3%), а среди девушек – у лиц, очень заботящиеся о здоровье (34,5%).

Пятая часть девушек и седьмая часть юношей отмечают, что у них постоянно или очень часто бывают плохое настроение, отчаяние, тревога, депрессия (табл. 5). Особо часто такую тревожность отмечают студенты 2 группы.

Таблица 5

Доля респондентов разного пола с разным состоянием и отношением к здоровью, у которых постоянно или очень часто бывают плохое настроение, отчаяние, тревога, депрессия

Респонденты Юноши Девушки Оба пола
N % N % N %
Все студенты 63 14,2 272 21,1 335 19,3
1 курс 23 14,1 79 17,8 102 16,8
6 курс 6 18,2 40 23,1 46 22,3
Без хронических заболеваний 29 11,3 75 13,7 104 13,0
Группа 1 (хорошее и очень хорошее здоровье) 22 7,5 65 9,7 87 9,0
Группа 2 (плохое и очень плохое здоровье) 11 45,8 54 61,4 65 58,0
Очень заботятся о здоровье 18 18,8 27 14,8 45 16,1
Мало или совсем не заботятся о здоровье 21 20,4 102 36,0 123 31,9

Аналогичное распределение наблюдается для ответов об удовлетворенности респондентов своим психологическим состоянием: не удовлетворены им 14,6% студентов без хронических заболеваний, 11,4% студентов 1 группы и 56,6% студентов 2 группы, 14,7% студентов, заботящихся и 32,3% не заботящихся о своем здоровье. С самооценкой состояния здоровья связана также удовлетворенность своим физическим состоянием: не удовлетворены им 11,3% студентов без хронических заболеваний, 7,9% студентов 1 группы и 47,7% студентов 2 группы, 13,5% студентов, очень заботящихся о своем здоровье, и 22,9% не заботящихся о нём. Однако, такое же распределение недовольства наблюдается и в отношении не связанных со здоровьем аспектов. Так, не удовлетворены своей способностью выполнять повседневные обязанности 11,8% студентов без хронических заболеваний, 8,2% студентов 1 группы и 40,2% студентов 2 группы, 12,1% студентов, очень заботящихся о своем здоровье, и 25,9% не заботящихся о нём.

Анализ доли лиц, занимающихся физкультурой, спортом или фитнесом, среди не удовлетворенных разными аспектами своего состояния показал, что неудовлетворенность собой в меньшей степени препятствует приверженности студентов повышенной физической активности, чем неудовлетворенность своим психологическим и физическим состоянием (табл. 6).

Таблица 6

Доля респондентов разного пола, не удовлетворенных разными аспектами своего состояния, которые занимаются физкультурой, спортом или фитнесом

Характеристики Группа 1* Группа 2**
Муж. Жен. Муж. Жен.
N % N % N % N %
Не удовлетворены: способностью выполнять повседневные обязанности 57 74,0 83 68,0 5 20,0 15 17,0
собой 60 63,8 101 59,8 8 26,7 22 22,0
психологическим состоянием 23 41,1 34 18,2 6 26,1 13 9,6
физическим состоянием 21 37,5 26 13,9 6 26,1 9 6,7
Отмечают частые плохое настроение, отчаяние, тревогу или депрессию 41 73,2 71 38,0 4 17,4 28 20,7
Суммарно 317 71,3 678 52,7 174 39,2 341 26,5

* - студенты, оценивающие состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее
** - студенты, оценивающие состояние своего здоровья как плохое и очень плохое

Студенты с преимущественно плохим настроением, отчаянием, тревогой или депрессией чаще занимаются физкультурой, спортом или фитнесом, чем студенты, не удовлетворенные своим психологическим или физическим состоянием. У студентов 2 группы прослеживается тенденция меньшей приверженности физической активности при любом недовольстве своим состоянием.

Обсуждение

Самооценка студентами своего здоровья согласуется с их оценкой степени заботы о здоровье, а также с частотой плохого и тревожного настроения. Последний фактор в большей степени влияет на оценку здоровья, чем наличие у студентов хронических заболеваний, что подтверждается распределением частоты неудовлетворенности респондентов их способностью выполнять ежедневные обязанности. Такой результат согласуется с заключениями других исследователей, что хронические физические заболевания, учебный стресс, недосыпание, чувство постоянной усталости, раздражительность, эмоциональная нестабильность, тревожность, угнетенное настроение, недосыпание являются поводом для низкой самооценки здоровья студентами медицинского ВУЗа [13]. При этом следует направить большие усилия по формированию здорового образа жизни на подростков младшей возрастной группы [14].

Хотя подавляющее большинство студентов считают физические нагрузки необходимым фактором поддержания здоровья, только половина студентов занимаются физкультурой, спортом или фитнесом. Этот показатель выше, чем выявленный ранее в Екатеринбурге [7], Ярославле [8] и Кемерово [9], что, по-видимому, объясняется действенным и ускоряющимся влиянием моды на спорт. Среди респондентов, оценивших свое здоровье как хорошее и очень хорошее, доля занимающихся физкультурой, спортом или фитнесом больше. Скорее всего, здесь проявляется влияние здорового образа жизни на состояние здоровья. Так, показано, что через год занятий бодибилдингом респонденты стали критичнее относиться к себе и своему здоровью, и самые существенные изменения наблюдались в установках на здоровый образ жизни [15].

Студенты без хронических заболеваний занимаются физическими упражнениями чаще, чем остальные студенты. Это не согласуется с имеющимися у студентов знаниями, что физическая активность благоприятно влияет на иммунитет, укрепляет и сохраняет здоровье. Именно поэтому специалисты считают, что отправной ступенью к развитию приверженности к здоровому образу жизни является период обучения в школе [5].

Чаще, чем раз в неделю занимаются физкультурой, спортом или фитнесом менее трети лиц, очень заботящихся о своем здоровье, что почти вдвое реже, чем студенты с плохой оценкой своего здоровья, и ближе к когорте лиц, совсем не заботящихся о здоровье. При этом среди студентов, очень заботящихся о своем здоровье, совместный досуг с родными, близкими и коллегами в качестве мотива регулярных физических нагрузок указывался чаще, чем среди других групп студентов, что, во-первых, отражает влияние окружения на приверженность самосохранительному поведению, во-вторых, отражает большую нацеленность таких студентов на социальное общение, чем на спортивные упражнения, что снижает риск травматизма. Такое заключение основывается на доказанном факте, что влияние социального окружения является одним из основных факторов формирование образа жизни молодежи [16]. Также было показано, что студенты, занимающиеся физической активностью, отличаются лидерскими качествами, коммуникабельностью, общительностью [12].

В большей степени с травматизмом связана самооценка студентами состояния их здоровья, чем степень заботы о нём. Такая разница формируется когортой лиц, очень заботящихся о здоровье, частота занятий которых физическими упражнениями меньше, чем у остальных.

Частое указание студентами на моду как на мотив занятия физическими упражнениями отражает результат формирования сегодня в обществе моды на здоровый образ жизни, и влияние этой моды на студентов медицинских ВУЗов более значимо, чем приобретение медицинских знаний. Такой результат вселяет оптимизм, поскольку для всего общества в целом сегодня выявлено «противоречие общественного сознания: с одной стороны, распространение идей и ценностей здорового образа жизни, массовизация практик здоровьесбережения; с другой стороны, во многом интеллектуально-рассудочное признание этих ценностей при слабой мотивации к изменению поведения в отношении собственного здоровья» [1, стр. 135].

Полученные результаты свидетельствуют, что в среднем студенты, определившие свое самочувствие как хорошее, более ответственно к нему относятся: среди них мотивацией занятием спортом или фитнесом чаще является стремление заботиться о здоровье, чем среди студентов с плохим здоровьем. Среди девушек этой группы такой мотивацией реже является желание похудеть и следование моде, тогда как среди девушек с самооценкой состояния здоровья как плохого чаще всего такой мотивацией является желание хорошо выглядеть, и среди них больше доля следующих моде. Для студенток с плохим здоровьем сравнительно более значимы рекомендации врачей заняться физическими упражнениями.

Для юношей с хорошим здоровьем более значимыми являются социальные факторы: мотивацией физическим упражнениям чаще является желание хорошо выглядеть, следовать моде и иметь совместный досуг с друзьями, родными, близкими и коллегами. Объяснением такому результату может быть описанная в литературе взаимосвязь внутренней мотивации занятиями физической культурой и чувства удовлетворения от самого процесса занятий и удовлетворения характером взаимоотношений с другими занимающимися [17]. Также показано, что в отношении к здоровью мужчины в наибольшей степени находятся под влиянием поведения окружающих, и в наименьшей степени семейных традиций и медицинских сведений [18].

Для юношей, оценивающих свое здоровье как плохое и очень плохое, совместное с кем-то занятие спортом не имеет значения, чаще остальных они указывают на желание похудеть или набрать мышечную массу, при этом они реже всех занимаются в спортзалах.

Для девушек социальные контакты сравнительно более часто указывались как значимые только для лиц, очень заботящихся о своем здоровье, для остальных анализируемых групп девушек совместный досуг с кем-либо для занятий физическими упражнениями малозначим. Можно предположить, что декларируемая девушками этой категории повышенная степень заботы о здоровье также является данью моде.

С другой стороны, можно предположить, что у девушек степень осознания благотворного влияния физических нагрузок на здоровье больше: в отличие от юношей, девушки, очень заботящиеся о здоровье занимаются физическими упражнениями в спортклубе (фитнесклубе), бассейне значимо чаще, чем девушки, мало или совсем не заботящиеся о здоровье, а в случае неудовлетворительного состояния здоровья – чаще, чем при хорошем здоровье. Такой результат согласуется с заключением, что к наиболее значимым факторам поведенческих установок женщины, прежде всего, относится ухудшение своего здоровья и страх перед возможным заболеванием, далее следуют образование, воспитание и информация, полученная от врачей [18]. Кроме того, анализ самосохранительного поведения студентов в период пандемии показал, что ценность здоровья в иерархии жизненных ценностей женщин находится на более высоком месте [19].

Выводы

С приверженностью студентов занятиям физическими упражнениями связано не столько состояние здоровья, сколько его самооценка. Состояние здоровья повышает мотивацию заниматься физическими упражнениями лишь у небольшой доли студентов с плохим здоровьем. Знание о влиянии физической активности на риск развития хронических заболеваний является недостаточным фактором для повышения приверженности молодежи заниматься физкультурой, спортом или фитнесом. Наибольшее влияние на приверженность молодежи заниматься физкультурой, спортом или фитнесом оказывает мода на здоровый образ жизни.

Студенты, определяющие свое самочувствие как хорошее, более ответственно к относятся к здоровью и значимо чаще практикуют регулярные повышенные нагрузки.

Для юношей с хорошим здоровьем при занятии физическими упражнениями социальные контакты являются более значимыми как по сравнению с девушками, определяющими свое самочувствие как хорошее, так и по сравнению с юношами с более низкими оценками здоровья.

Для студентов с низкими оценками здоровья основным мотивом заниматься физкультурой, спортом или фитнесом является желание лучше выглядеть. Рекомендации врача являются значимым мотивом вдвое чаще для девушек с такими оценками, чем для юношей.

Литература

  1. Железнякова С.И. Философия здорового образа жизни: от моды к устойчивым общественным практикам. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2016; 5(5А): 133-141
  2. Wu Y., Luben R., Wareham N., Griffin S., Jones P.A. Weather, day length and physical activity in older adults: Cross-sectional results from the European Prospective Investigation into Cancer and Nutrition (EPIC) Norfolk Cohort. PLoS One, 2017; 12:e0177767
  3. Логачева О.С., Кожевникова О.В., Пальцева А.Е., Намазова-Баранова Л.С., Геворкян А.К. Современные методы раннего выявления предикторов развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей. Педиатрическая фармакология, 2013; 2:117-120
  4. Говязина Т.Н. Уточкин Ю.А. Оценка основных поведенческих рисков в отношении здоровья студентов медицинского университета. Анализ риска здоровью, 2017; 1:84-90 DOI 10.21668/health.risk/2017.1.09.
  5. Грушина А.Ю., Костылев А.О., Зражевский Д.М. Вопросы развития приверженности к здоровому образу жизни учащейся молодежи. Образование. Наука. Научные кадры, 2021; (3): 243-245. doi: 10.24412/2073-3305-2021-3-243-245
  6. Михайлова Т.М., Акименко Г.В. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете: психологические особенности и проблемы. В кн.: Инновационное развитие науки и образования. Пенза: Наука и Просвещение; 2017. С.143-151.
  7. Савченко Н.В., Антонова С.Б., Петрачков К.В. Оценка приверженности студентов 1 курса медицинского университета к здоровому образу жизни. В кн.: Материалы V Международная (75 Всероссийская) научно-практическая конференция "Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения". Москва, 2020; 1. С. 906-911
  8. Ганузин В.М., Барабошин А.Т., Маскова Г.С., Шубина Е.В. Оценка качества жизни студентов и их приверженности здоровому образу жизни. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 2020; 4(1):382-388.
  9. Акименко Г.В., Селедцов А.М., Кирина Ю.Ю. К вопросу о развитии приверженности к здоровому образу жизни студентов медицинского университета. Дневник науки, 2021; 4(52):13. URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2021/4/pedagogics/Akimenko_Seledtsov_Kirina.pdf (Дата посещения 07.02.22)
  10. Евстигнеев Б.Н. О здоровье студентов медицинского вуза. Аллея науки, 2018; 3(6): 999-1001.
  11. Болдов А.С., Гусев А.В., Илькевич К.Б., Шарагин В.И. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2017; 4(146): 275-281.
  12. Ли В.А. Роль физической культуры в жизни студентов медицинских вузов. Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2020; 10(11): 282.
  13. Рогозина М. А. Подвигин С. Н., Азарова А. М. Состояние здоровья студентов медицинского вуза по данным анкетного опроса. Прикладные информационные аспекты медицины, 2018; 21(2): 117-121.
  14. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью, 2019; (2): 4-13.
  15. Щуров А.Г., Медведев Д.С., Чурганов О.А., Бондарев С.А. Соматическая репрезентация здоровья и здоровый образ жизни: динамика мотивационно-ценностных установок в процессе занятий бодибилдингом. Современные проблемы науки и образования, 2016; 6: 98
  16. Пузанова Ж.В., Чеховский И.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2014; 4: 135-150.
  17. Сысоева Е.Ю., Стадник Е.Г., Симина Т.Е., Рогозина А.Н. Роль учебных занятий в формировании мотивации у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2020; 4(182): 434-440.
  18. Гордеева С.С., Паначев В.Д. Социологический анализ гендерных различий в отношении к здоровью. Вестник Челябинского государственного университета, 2010; 20: 157-162.
  19. Блинова Т.В., Вяльшина А.А., Ножкина И.А. Гендерные аспекты самосохранительного поведения студентов города Саратова в период пандемии COVID-19. Экология человека, 2021;(9): 55-63.

References

  1. Zheleznyakova S.I. The philosophy of a healthy lifestyle: from fashion to sustainable social practice. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being 2016;5(5А):133-141. (In Russian).
  2. Wu Y., Luben R., Wareham N., Griffin S., Jones P.A. Weather, day length and physical activity in older adults: Cross-sectional results from the European Prospective Investigation into Cancer and Nutrition (EPIC) Norfolk Cohort. PLoS One 2017;12:e0177767
  3. Logacheva O.S., Kozhevnikova O.V., Pal'ceva A.E., Namazova-Baranova L.S., Gevorkjan A.K. Modern methods of early detection of predictors of the development of cardiovascular diseases in children. Pediatricheskaja farmakologija, 2013;2:117-120. (In Russian)
  4. Govjazina T.N. Utochkin Ju.A. Evaluation of the main behavioral risks in relation to the health of medical university students. Analiz riska zdorov'ju 2017;1:84-90 DOI 10.21668/health.risk/2017.1.09. (In Russian)
  5. Grushina A.Ju., Kostylev A.O., Zrazhevskij D.M. Issues of developing a commitment to a healthy lifestyle of young students. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry 2021;(3):243-245. doi: 10.24412/2073-3305-2021-3-243-245 (In Russian)
  6. Mikhailova T.M., Akimenko G.V. Adaptation of students to the conditions of study at a medical university: psychological features and problems. In: Innovative development of science and education. Penza: Science and Education; 2017. p. 143-151. (In Russian)
  7. Savchenko N.V., Antonova S.B., Petrachkov K.V. Evaluation of the commitment of 1st year students of the Medical University to a healthy lifestyle. In: Materials of the V International (75th All-Russian) Scientific and Practical Conference "Actual Issues of Modern Medical Science and Public Health". Moscow, 2020; 1. c. 906-911. (In Russian)
  8. Ganuzin V.M., Baraboshin A.T., Maskova G.S., Shubina E.V. Assessment of the quality of life of students and their commitment to a healthy lifestyle. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika 2020;4(1):382-388. (In Russian).
  9. Akimenko G.V., Seledtsov A.M., Kirina Yu.Yu. To the question of the development of commitment to a healthy lifestyle of medical university students. Dnevnik nauki 2021;4(52):13. URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2021/4/pedagogics/Akimenko_Seledtsov_Kirina.pdf (cited 2022 Feb 22) (In Russian)
  10. Evstigneev B.N. On the health of medical students. Alleya nauki 2018;3(6):999-1001. (In Russian)
  11. Boldov A.S., Gusev A.V., Ilkevich K. B. Sharagin V.I. The study of external and internal psychological reasons for the lack of motivation of students to physical education classes at the university. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta 2017;4(146):275-281. (In Russian).
  12. Li V.A. The role of physical culture in the life of medical students. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy 2020;10(11):282. (In Russian)
  13. Rogozina M. A. Podvigin S. N., Azarova A. M. The state of health of students of a medical university according to a questionnaire survey. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny 2018;21(2):117-121. (In Russian)
  14. Kuchma V.R., Sokolova S.B. Main trends in behavioral risks hazardous to health. Analiz riska zdorov'yu 2019;(2):4-13. (In Russian)
  15. Shchurov A.G., Medvedev D.S., Churganov O.A., Bondarev S.A. Somatic representation of health and a healthy lifestyle: the dynamics of motivational and value attitudes in the process of bodybuilding. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 2016;6:98 (In Russian)
  16. Puzanova Zh.V., Chekhovskiy I.V. Healthy lifestyle: understanding and attitude of student youth (based on the results of focus group studies). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya, 2014;4:135-150. (In Russian)
  17. Sysoeva E.Yu., Stadnik E.G., Simina T.E., Rogozina A.N. The role of training sessions in the formation of students' motivation for independent physical education and sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta 2020;4(182):434-440. (In Russian)
  18. Gordeeva S.S., Panachev V.D. Sociological analysis of gender differences in attitudes towards health. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta 2010;20:157-162. (In Russian)
  19. Blinova T.V., Vyal'shina A.A., Nozhkina I.A. Gender aspects of self-preservation behavior of Saratov students during the COVID-19 pandemic. Ekologiya cheloveka 2021;(9): 55-63. (In Russian)

Дата поступления: 14.12.2021.


Просмотров: 4574

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 25.04.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search