О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА Печать
10.05.2022 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2021-68-2-6

1Ануфриева Е.В., 2Ковтун О.П., 2Кияев А. В., 2Зайкова И.О., 2Неупокоева Л.Ю.
1ГАУДПО «Уральский институт управления здравоохранением имени А.Б. Блохина», Екатеринбург, Россия
2ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург, Россия

Резюме

Статистика последних лет свидетельствует о значительном росте распространенности избыточной массы тела у детей и подростков. Специалисты первичной медико-санитарной помощи играют важную роль в выявлении патологии, предоставлении услуг по формированию поведенческих стереотипов, касающихся стимулирования здорового питания, вовлечения в физическую активность и помощь пациентам в контроле массы тела.

Цель - разработка комплексного подхода к наблюдению и профилактике избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста.

Материалы и методы. Была изучена система оказания медицинской помощи детям с избыточной массой тела в первичном звене здравоохранения, проанализированы данные статистической отчетности, результаты опроса 125 врачей-педиатров и 212 родителей, проведена оценка медицинской документации данной категории пациентов (330 амбулаторных карт).

Результаты. Ожирение значимо чаще регистрировалось у детей в школьном возрасте, преимущественно у мальчиков; более 50% случаев в возрастной группе 10-14 лет. Определено, что несвоевременное выявление избыточной массы тела обусловлено отсутствием у медицинских работников единой методологии в оценке физического развития, а также нежеланием родителей признавать наличие у ребенка избыточного веса. Предложенный нами алгоритм наблюдения школьников с избыточной массой тела и ожирением основан на взаимодействии медицинских работников образовательных организаций, специалистов центров здоровья: врача-педиатра, диетолога, специалиста по лечебной физкультуре, клинического психолога. С целью повышения качества оказываемой медицинской помощи проведено обучение команды указанных специалистов для отработки системы взаимодействия, разработаны стандартные операционные процедуры для членов команды. Особый акцент сделан на организации скрининга избыточной массы тела медицинским работником школы, автоматизации процесса сбора и анализа данных. Предложено создание пилотного центра дистанционного медицинского сопровождения детей с ожирением. Все услуги, необходимые для осуществления эффективных профилактических вмешательств включены в номенклатуру медицинских услуг, однако в настоящее время отсутствуют тарифы на их оказание в рамках системы обязательного медицинского страхования. Данный факт является существенным препятствием быстрой реализации предложенных мероприятий на практике.

Заключение. Представленный алгоритм позволит реализовать комплексный подход к профилактике ожирения у детей школьного возраста. А разработка механизмов финансирования комплексных профилактических программ детского ожирения в рамках программ государственных гарантий даст возможность изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ключевые слова: избыточная масса тела; ожирение; дети школьного возраста; профилактика.

Контактная информация: Ануфриева Елена Владимировна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Проведение исследования одобрено Локальным этическим комитетом Уральского государственного медицинского университета Минздрава России протокол №8 от 19.10.2018.
Для цитирования: Ануфриева Е.В., Ковтун О.П., Кияев А.В., Зайкова И.О., Неупокоева Л.Ю. Комплексный подход к организации медицинской помощи детям школьного возраста с избыточной массой тела. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(2):6. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1360/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-2-6

COMPREHENSIVE APPROACH TO ORGANIZING CARE DELIVERY TO OVERWEIGHT SCHOOL-AGED CHILDREN
1Anufrieva E.V., 2Kovtun O.P., 2Kiiaev A.V., 2Zaykova I.O., 2Neupokoeva L. Yu.
1 A.B. Blokhin Ural Institute of Healthcare Management, Yekaterinburg, Russia
2 Ural State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Yekaterinburg, Russia

Abstract

Statistics from recent years indicate a significant increase in prevalence of overweight among children and adolescents. Primary care providers play an important role in identifying the pathology, providing services to form behaviors aimed at encouraging healthy eating, physical activity as well as to advise on weight control.

The purpose of the study is to develop a comprehensive approach to monitoring and preventing overweight and obesity in school-aged children.

Material and methods. The authors have analyzed the system of care delivery to overweight children in primary care facilities, statistical reporting data, results of the survey of 125 pediatricians and 212 parents, and medical records of the relevant patients (330 outpatient records).

Results. Obesity was significantly more often registered among school-aged children, mainly in boys with over 50% of cases in the age group of 10-14 years. It has been identified that untimely detection of overweight is due to the fact that care providers lack a unified methodology for assessing physical development, as well as that parents are reluctant to recognize the problem of overweight in their children. The algorithm proposed by the authors to monitor schoolchildren with overweight and obesity is based on cooperation between health specialists of educational organizations and specialists of health centers: pediatrician, nutritionist, specialist in physical therapy, and clinical psychologist. In order to improve quality of care delivery, a team of these specialists was trained to practice mechanisms of cooperation; standard operating procedures for team members were developed. A special emphasis is placed on organizing overweight screening by the school-based health specialist and automation of data collection and analysis process. It is proposed to create a pilot center for distant management of children with obesity. All services necessary for effective preventive interventions are included in the nomenclature of medical services, however currently there are no tariffs for their provision within the framework of the compulsory health insurance system. This is a significant obstacle to rapid implementation of the proposed measures into practice.

Conclusion. The presented algorithm will make it possible to implement the comprehensive approach to preventing obesity in school-aged children. Development of financing mechanisms for comprehensive prevention programs of childhood obesity within the framework of the state guarantee programs will change the situation for the better.

Keywords: overweight; obesity; school-aged children; prevention

Corresponding author: Elena V. Anufrieva, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Anufrieva E.V., http://orcid.org/0000-0003-2727-2412
Kovtun O.P., http://orcid.org/0000-0002-5250-7351
Kiiaev A.V.,  https://orcid.org/0000-0002-5578-5242
Zaykova I.O., http://orcid.org/0000-0002-0683-4749
Neupokoeva L.Yu., https://orcid.org/0000-0001-6555-8126
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Anufrieva EV., Kovtun OP., Kiiaev AV., Zaykova IO., Neupokoeva LYu. Comprehensive approach to organizing care delivery to overweight school-aged children. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2022; 68(2):6. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1360/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-2-6. (In Rus).

Введение

Статистика последних лет свидетельствует о значительном росте заболеваемости и распространенности избыточной массы тела (ИзМТ) и ожирения у детей и подростков [1-4]. Мировым сообществом эта ситуация расценивается, как одна из угроз здоровью населения [2-3]. Значительный вклад в формирование ИзМТ управляемых факторов внешней среды и поведенческих детерминант позволяют отнести данную патологию к числу предотвратимых заболеваний [3-8]. Специалисты первичной медико-санитарной помощи играют важную роль в выявлении ИзМТ у детей, предоставлении услуг по формированию поведенческих стереотипов, касающихся стимулирования здорового питания, вовлечения в физическую активность (ФА) и помощь пациентам в контроле массы тела [9]. Однако, как показывает практика, врачи-педиатры не считают ожирение «своей» проблемой. По данным проводимых опросов врачи отмечали, что часто не проводят обследование детей на наличие избыточной массы тела и не вносят данные в медицинскую документацию, половина специалистов испытывают дефицит знаний по вопросам профилактики [4, 10-12], не более 10% проводят краткое профилактическое консультирование пациентов и их родителей [11].

Так как самый частый вид ожирения у детей связан с избыточным поступлением калорий в условиях гиподинамии [13], то в основе его лечения лежит модификация образа жизни, сопряженная с соблюдением принципов рационального питания, расчетом суточной калорийности на долженствующий вес ребенка и ограничением доли жиров, а также регулярными аэробными физическими нагрузками. Нарушения пищевого поведения, выявляемые у детей с избыточным весом, вызывают сложности в достижении клинически значимого снижения массы тела и поддержании достигнутого результата [14-16]. Вместе с тем, ключевую роль в профилактике детского ожирения занимает поведенческая терапия [17, 18]. Повысить эффективность медицинской помощи детям с ИзМТ возможно с помощью целенаправленных ранних вмешательств [8]. По данным экспертов ВОЗ — однократные консультации врача помогают пациентам изменить уровень ФА и пищевое поведение, но только в краткосрочном периоде, а для достижения долгосрочных результатов необходимо обучение детей и их родителей по специальным программам [8, 9, 19]. Анализ результатов проводимых вмешательств показывает, что наибольшей эффективностью обладают комплексные, интенсивные, долгосрочные поведенческие вмешательства с вовлечением родителей [8, 19, 20]. По мнению экспертов, адекватной точкой приложения мероприятий первичной профилактики ожирения у детей является образовательная организация [21-23]. Службы школьного здравоохранения потенциально способны охватить профилактическими услугами большинство учащихся путем расширения вмешательств на уровне групп, классов, а также улучшения процедур скрининга ИзМТ, которые не соблюдаются должным образом. При этом они должны работать в тесном взаимодействии со специалистами первичного звена здравоохранения [22-24].

Цельразработка комплексного подхода к наблюдению и профилактике избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста.

Материалы и методы

В работе обсуждаются подходы к организации комплексного наблюдения детей школьного возраста с избыточной массой тела на примере Свердловской области. Была изучена система оказания медицинской помощи детям с ИзМТ и проведена оценка ее качества в первичном звене здравоохранения. Проанализированы такие показатели, как своевременность установления диагноза, сведения о назначаемом обследовании и лечении, кратности и регулярности наблюдения за пациентом по данным оценки первичной медицинской документации (330 карт - ф.112/у) и результатам опроса родителей. Опрошены 125 врачей-педиатров первичного звена, оказывающих медицинскую помощь детям с избыточной массой тела и 212 родителей детей с ожирением.

Оценка распространенности ИзМТ и ожирения проводилась на основе анализа данных отчетной статистической формы №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» за период 2013-2019 гг. и формы №030-ПО/о-12 и №030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических осмотрах несовершеннолетних» за 2013 - 2019 гг. Показатели общей и первичной заболеваемости ожирением проанализированы в группах 0-14 лет и 15-17 лет, патологической пораженности детей и подростков в возрастных группах 0-4 года, 5-9 лет, 10-14 и 15-17 лет.

Результаты

Установлено, что за период 2013-2019 гг. по данным обращаемости за медицинской помощью прирост распространенности ожирения у детей 0-14 лет составил – 42,3% (с 11,8‰ в 2013 г. до 16,9‰ в 2019 г.), у подростков 15-17 лет - 70,8% (с 20,3‰ до 35,5‰, соответственно). Анализ поло-возрастной структуры ожирения у детей 0-17 лет, по данным профилактических осмотров, показал, что наиболее высокие показатели ожирения и ИзМТ регистрируются в школьном возрасте. Так, на возрастную группу 10-14 лет приходилось 58,3% зарегистрированной патологии, на подростков 15-17 лет - 20,7%, 5-9 лет - 15% и 0-4 года - 6,1%. У мальчиков в возрасте 10-14 лет ожирение регистрируется значимо чаще, чем у девочек (соответственно 75,0‰ и 60,8‰, р<0,01). В целом, эти данные совпадают с результатами, приводимыми экспертами ВОЗ [1-3].

Изучение системы оказания медицинской помощи детям с ИзМТ и оценка ее качества в первичном звене здравоохранения свидетельствуют о наличии существенных проблем. Регулярная оценка физического развития (ФР) ребенка проводилась врачами-педиатрами только на первом году жизни. С момента когда дети начинали посещать образовательные организации (ОО) сведения об антропометрических показателях в амбулаторные карты практически не вносились или были неполноценные. При этом, даже в тех случаях, когда рост и масса тела были указаны, врач не всегда делал заключения о гармоничности ФР и соответствии показателей возрасту. Нередкими были случаи, когда в амбулаторной карте указывались взаимоисключающие сведения о росте и массе тела ребенка разными врачами-специалистами, или одним специалистом, за короткий промежуток времени.

Установлено, что у 30% детей избыточная масса тела регистрировалась уже в дошкольном возрасте. Так у детей 6-летнего возраста врачи чаще фиксировали в первичной медицинской документации антропометрические показатели, свидетельствующие об ИзМТ. Именно период подготовки ребенка к школе является важным в выявлении детей с ИзМТ и проведении целенаправленных ранних вмешательств. Ежегодное измерение роста и массы тела с последующей их оценкой – это задача не только врачей-педиатров участковых, но и медицинских работников образовательных организаций, а также один из важных этапов профилактического медицинского осмотра. Зачастую врачи-педиатры не проводят адекватную оценку ФР ребенка и не выявляют детей с отклонениями, а по результатам профилактических осмотров не все нуждающиеся дети направляются на обследование. При этом, выявление детей с ИзМТ при ежегодной оценке ФР в школе могло бы стать решающим начальным шагом в управлении детским ожирением [15, 16].

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, обусловлена отсутствием единой методологии оценки ФР у врачей первичного звена. В ходе анкетирования врачи-педиатры указали, что для диагностики ИзМТ и ожирения ориентируются на соотношение масса/рост, а расчет и оценку индекса массы тела (ИМТ) используют редко (44,7%); для оценки весо-ростовых показателей используют региональные стандарты ФР (47,3%), и только 46,3% международные стандарты ВОЗ [25]. Детям с ожирением практически не измеряли окружность талии (93,2%), не оценивали уровень полового развития (92,4%). Имели место такие дефекты оказания медицинской помощи в поликлинике как неполный объем обследований (46,1%), недооценка тяжести состояния и несвоевременное направление на консультацию к эндокринологу (52,4%). При наличии установленного диагноза ожирения не проводилось диспансерное наблюдение и контроль динамики антропометрических показателей (47%). Отсутствовала практика направления детей на индивидуальное углубленное профилактическое консультирование в центры здоровья, обучение в школу для пациентов с ИзМТ и ожирением. Основные рекомендации по лечению касались общих принципов питания - 95,8 (на 100 опрошенных), двигательной активности – 90,5, контроля массы тела – 72,6. При наличии у ребенка проблем эмоционального и психологического характера 42,1% педиатров отмечали, что рекомендовали консультацию психолога. Вместе с тем, результаты анкетного опроса показали, что 46,3% врачей-педиатров считали свои знания по диагностике и лечению ИзМТ и ожирения недостаточными, 47,9% - не знали куда направить ребенка для углубленного профилактического консультирования, а 89,5% указали на неготовность родителей к изменению образа жизни ребенка и соблюдению врачебных рекомендаций.

Опасения педиатров по поводу нежелания родителей признать проблему избыточного веса у ребенка и заниматься ее решением, в целом, подтверждаются результатами опроса родителей. Только у 42,5% опрошенных родителей ИзМТ ребенка вызывала беспокойство, остальные не считали избыточный вес существенным нарушением здоровья. Позиция отрицания проблемы ИзМТ у ребенка была наиболее характерна для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несмотря на наличие у родителей рекомендаций о необходимости медицинского наблюдения за ребенком, такие дети попадали под наблюдение в среднем через 2 года после выявления ИзМТ. Самостоятельно за медицинской помощью обратились 12,5% семей, 54,4% были направлены после профилактического медицинского осмотра. Медицинским работником школы, в обязанности, которого входит ежегодная оценка ФР всех обучающихся, были направлены на консультацию к врачу-педиатру только в 3% нуждающихся детей.

Получение рекомендаций по коррекции пищевого поведения, контролю массы тела ребенка подтвердили 73,3% родителей, 41,2% - соблюдали их не более 1 месяца, а 26,7% не считали нужным что-либо менять в образе жизни. Среди причин невыполнения рекомендаций 33,3% отметили невозможность их выполнения, при этом 43,3% высказали положительное отношение к обучению в школе для пациентов с ИзМТ и ожирением. Обращает на себя внимание факт обеспокоенности школьников своим лишним весом: уже в 11 лет эта проблема волнует 25,3% мальчиков и 20,2% девочек. В ходе опроса дети отмечали, что предпринимают самостоятельные попытки снижения веса, мальчики делают это наравне с девочками (36,3% и 26,6%, соответственно), при этом школьники указали, что им не хватает знаний.

Таким образом, низкая настороженность со стороны врачей первичного звена к проблеме ИзМТ, нежелание родителей признавать наличие избыточного веса у ребенка приводят к позднему обращению за медицинской помощью и как следствие формированию осложненных форм ожирения в подростковом возрасте.

Результаты проводимых исследований показывают, что основной принцип профилактики ожирения у детей - раннее вмешательство [1, 5, 8, 15, 16, 19], а наиболее простым способом донесения до них информации является профилактическая деятельность в школе [22- 24, 26, 27]. Изучение существующих российских [13, 15] и зарубежных [8, 9, 16] рекомендаций по оказанию медицинской помощи детям с ИзМТ, а также нормативно-правовой базы позволяет говорить о наличии возможности организации эффективной медицинской помощи данной группе детей.

Выстроенная в Свердловской области система «школьного здравоохранения» [28, 29], позволяет внедрять комплекс профилактических вмешательств в области охраны детского здоровья. Реализация профилактических мероприятий в школе должна проводиться во взаимодействии медицинского работника и представителей ОО. Также необходимо учитывать, что эффективность программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний (НИЗ) значительно повышается при участии в их реализации семьи. Медицинские работники школы, находясь в постоянном контакте с детьми, имеют возможность контролировать динамику антропометрических показателей и ФР, проводить скрининг ИзМТ, осуществлять оценку поведенческих и психологических детерминант развития ожирения. С учетом этой информации формировать группы повышенного риска и своевременно направлять ребенка для консультации и обследования в детскую поликлинику. Обязательным условием этой работы является информирование родителей о выявленных отклонениях и рисках для здоровья, обусловленных ожирением.

Развитие медицинских информационных систем, активное внедрение электронных медицинских карт (ЭМК) и доступ к ним медицинских работников школ расширяет возможности контроля за физическим развитием детей. Внесение показателей роста и массы тела в ЭМК и последующий их анализ с помощью встроенного антропометрического калькулятора позволит объективно и своевременно выявлять отклонения в ФР. Необходимо, чтобы информация о выявленных отклонениях ФР выводилась на сигнальную панель для привлечения внимания врача-педиатра к наличию проблемы у данного ребенка. Таким образом, независимо от того, кем были проведены измерения, информация будет попадать в ЭМК, автоматически анализироваться по единым критериям, что повысит выявляемость ИзМТ и ожирения у детей.

Исходя из существующей системы оказания медицинской помощи детям, наиболее целесообразно организовывать профилактическую работу с данной группой детей на базе центров здоровья, отделений реабилитации детских поликлиник [30]. Возможность собрать на базе центра здоровья команду специалистов: врача-педиатра, диетолога, врача по лечебной физкультуре (ЛФК), клинического психолога позволяет осуществлять длительные многокомпонентные профилактические вмешательства. В настоящее время такая практика не распространена в медицинских организациях. При этом возможности для организации такой работы существуют. Так, утвержденная в РФ номенклатура медицинских услуг [31] включает в себя первичные и повторные консультации, профилактические приемы врача по медицинской профилактике, диетолога, ЛФК, медицинского психолога, первичное и повторное индивидуальное углубленное профилактическое консультирование по коррекции факторов риска НИЗ, психологическое консультирование, а также возможность организации «Школы для пациентов с избыточной массой тела и ожирением». Работа в рамках школы для детей с ИзМТ должна включать такие услуги как составление диетического меню, плана занятий ЛФК, контроль эффективности проведения занятий ЛФК, оценку фактического питания с использованием метода 24-часового (суточного) воспроизведения питания и другие. Оценка эффективности проводимых вмешательств может включать не только наблюдение за показателями массы тела, но и динамику показателей биоимпедансометрии (процентное содержание жировой, мышечной массы). Эти услуги также включены в номенклатуру медицинских услуг, а центры здоровья оснащены биоимпедансометрами.

Таким образом, предложенные нами алгоритм организации диагностики ИзМТ и наблюдения за школьниками с избыточной массой тела и ожирением (рис.1) и модель комплексного сопровождения таких детей (рис.2), основаны на взаимодействии медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи и информационном сопровождении семей, в том числе с использованием телемедицинских технологий консультирования.

Рис.1
Рис. 1. Алгоритм организации диагностики избыточной массы тела и наблюдения школьников с избыточной массой тела и ожирением

* ФА- физическая активность, ФР – физическое развитие, ОО - образовательная организация, ЭМК – электронная медицинская карта, ИМТ- индекс массы тела, ЗОЖ – здоровый образ жизни, SD - стандартные отклонения ИМТ

Рис.2
Рис. 2. Модель комплексного сопровождения детей с избыточной массой

* ФР - физическое развитие, ЭМК – электронная медицинская карта, ИзМТ – избыточная масса тела, ОМПО – отделение организации медицинской помощи обучающимся

С 2020 года Свердловская область участвует в реализации проекта Европейской инициативы ВОЗ по эпиднадзору за детским ожирением [32]. В рамках этого проекта Уральским государственным медицинским университетом совместно с Европейским офисом ВОЗ по профилактике НИЗ и борьбе с ними было проведено обучение мультипрофессиональных команд специалистов врачей педиатров, диетологов, специалистов по ЛФК, клинических психологов. Основной задачей обучающих тренингов, наряду с повышение знаний специалистов по диагностике и профилактике ИзМТ и ожирения, явилась отработка взаимодействия в команде при работе с такими детьми. Включение в команду специалистов клинического психолога обусловлено необходимостью использования психологических вмешательств и поведенческой терапии в дополнение к модификации образа жизни. Работа психолога с детьми с ИзМТ должна проводиться с учетом психологического климата в семье и школе, учитывать взаимоотношения с учителями, сверстниками, уровень учебных нагрузок, а также личностных особенностей и поведения ребенка в отношении здоровья [7].

Следующим этапом данной работы была стандартизация деятельности специалистов для повышения качества медицинской помощи. Нами разработаны стандартные операционные процедуры (СОП) для каждого члена команды, отдельные СОПы предусмотрены для проведения групповой работы с детьми и повторных консультаций. Учитывая разные возрастные категории детей и необходимость вовлечения в профилактические программы родителей СОП для специалистов дифференцированы по группам 6-9 лет, 10-14 и 15-17 лет.

Для обеспечения непрерывного наблюдения за детьми с ожирением предложено создание центра дистанционного медицинского сопровождения с применением телемедицинских технологий в качестве пилотного проекта. Организация такого центра даст возможность дистанционно мониторировать показатели ФР пациентов, осуществлять информационное сопровождение семей, поддерживающее консультирование родителей после обучения в «Школах для пациентов с ИзМТ и ожирением». Использование электронных дневников питания, приложений для контроля ФА позволит врачу проводить полноценное консультирование и мониторинг пациентов.

Обсуждение

Не существует единого или простого решения проблемы ожирения. До настоящего времени ни одна программа по профилактике ожирения в мире не смогла предотвратить увеличение числа полных людей [1, 8, 9, 19]. Ведущей в области охраны здоровья детей является профилактика, которая эффективна только при раннем выявлении групп риска. Позднее обращение за медицинской помощью и несоблюдение родителями рекомендаций по модификации образа жизни обусловлено тем, что в обществе полный ребенок воспринимается как практически здоровый, и такие дети не вызывают беспокойства у родителей [4, 10, 17]. Свой вклад вносит и недостаточный уровень осведомленности и вовлеченности родителей, отсутствие эффективного контакта с медицинским работником. По мнению врачей, родители зачастую негативно воспринимают информацию об ИзМТ ребенка и не настроены на взаимодействие [4, 10].

Специалисты первичной медико-санитарной помощи играют важную роль в предоставлении услуг по формированию поведенческих стереотипов, касающихся стимулирования здорового питания, вовлечения людей в физическую активность и помощь пациентам в контроле массы тела [9]. Ведущую роль в этой работе должен играть медицинский работник ОО, в обязанности которого входит регулярная оценка ФР, мониторинг поведенческих факторов риска хронических НИЗ и организация профилактической работы с детьми. Особое внимание должно уделяться повышению грамотности детей и родителей по вопросам здорового образа жизни [22], сотрудничеству с персоналом школы для изменения школьной среды: повышения качества питания, доступности игровых и спортивных площадок, повышение образованности педагогов по вопросам здоровья, поощрение позитивных ценностей [22, 29]. В школах необходимо внедрять образовательные программы направленные на формирование мотивации учеников регулярно питаться, делать выбор в пользу здоровой пищи.

Комплексные программы для школьников с ИзМТ должны быть продолжительными по времени, многокомпонентыми, что требует формирования мультипрофессиональных команд специалистов и особых условий [19]. Целью таких программ в первую очередь является стабилизация массы тела ребенка в процессе его линейного роста, однако в качестве показателей эффективности результатов, наряду с изменением массы тела и ИМТ, следует использовать оценку знаний и навыков изменения пищевых привычек ребенка, его ФА, малоподвижного поведения. Фиксация только динамики показателей массы тела и ИМТ может приводить к стигматизации [33].

Несмотря на то, что все услуги, необходимые для осуществления качественных и эффективных вмешательств включены в номенклатуру медицинских услуг, в настоящее время отсутствуют тарифы на их оказание в рамках системы обязательного медицинского страхования. Данный факт является существенным препятствием быстрой реализации предложенных мероприятий на практике. Разработка механизмов финансирования комплексных профилактических программ детского ожирения в рамках программ государственных гарантий позволит изменить ситуацию в лучшую сторону.

Заключение

Предложенный нами алгоритм наблюдения позволит реализовать комплексный подход в профилактике детского ожирения, будет способствовать развитию единой профилактической среды, формированию здорового образа жизни на уровне семьи и школы с учетом межсекторального подхода и станет основой при планировании эффективных вмешательств в области охраны детского здоровья.

Библиография

  1. Childhood Obesity Surveillance Initiative (COSI) Factsheet. Highlights 2015-17. WHO; 2018 URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/372426/WH14_COSI_factsheets_v2.pdf (Дата обращения 14.01.2022).
  2. NCD Risk Factor Collaboration (NCD-RisC). Worldwide trends in body-mass index, underweight, overweight, and obesity from 1975 to 2016: a pooled analysis of 2416 population-based measurement studies in 128·9 million children, adolescents, and adults. Lancet. 2017; 390 (10113):2627-2642. DOI: 10.1016/S0140-6736  
  3. Доклад комиссии по ликвидации детского ожирения. ВОЗ. 2016. 68 с. URL: http://www.who.int/end-childhood-obesity/publications/echo-report/ru/ (Дата обращения 14.01.2022).
  4. Мартынова И.Н., Винярская И.В., Терлецкая Р.Н., Постникова Е.В., Фролова Г.С. Вопросы истинной заболеваемости и распространенности ожирения среди детей и подростков. Российский педиатрический журнал 2016;19: 23—8.
  5. Naveed S., Lakka T., Haapala E.A. An overview on the associations between health behaviors and brain health in children and adolescents with special reference to diet quality. Int. J. Environ. Res. Public Health 2020; 17(3): E953. DOI: 10.3390/ijerph17030953
  6. Bawaked R.A., Fernández-Barrés S., Navarrete-Muñoz E.M., González-Palacios S., Guxens M., Irizar A., et al. Impact of lifestyle behaviors in early childhood on obesity and cardiometabolic risk in children: Results from the Spanish INMA birth cohort study. Pediatr Obes 2020; 15(3): e12590. DOI: 10.1111/ijpo.12590
  7. Намазова-Баранова Л.С., Ковтун О.П., Ануфриева Е.В., Набойченко Е.С. Значение поведенческих детерминант в формировании избыточной массы тела и ожирения у подростков. Профилактическая медицина 2019; 22(4): 43-48. DOI:10.17116/ profmed20192204243
  8. Grossman D.C., Bibbins-Domingo K.,  Curry S. J.,  Barry M.J., Davidson K.W., Epling JrJ.,  et al. Screening for Obesity in Children and Adolescents US Preventive Services Task Force Recommendation Statement. JAMA 2017; 317(23): 2417-2426.
  9. ВОЗ. Включение услуг в области рациона питания, физической активности и контроля массы тела в сферу деятельности первичного звена медикосанитарной помощи. ВОЗ. 2016. 46 с. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/324825/Integrating-diet-physical-activity-weight-management-services-primary-care-ru.pdf (Дата обращения 14.01.2022).
  10. Щербакова М.Ю., Порядина Г.И., Ковалева Е.А. Школа рационального питания для детей и подростков с ожирением. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология 2012; (1): 15—18.
  11. Staiano A., Marker A., Liu M., Hayden E., Hsia D., Broyles S. Childhood Obesity Screening and Treatment Practices of Pediatric Healthcare Providers. The Journal of the Louisiana State Medical Society: official organ of the Louisiana State Medical Society. 2017; 169 (1): 2-10.
  12. Reyes I. An evaluation of the identification and management of overweight and obesity in a pediatric clinic. J of Pediatric Health Care 2015; 29: 9-14.
  13. Ожирение у детей. Клинические рекомендации. 2021. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/229_2 (Дата обращения 14.01.2022).
  14. Логвинова О.В., Пойдашева А.Г., Бакулин И.С. Лагода О.В., Кремнева Е.И., Трошина Е.А., и др. Современные представления о патогенезе ожирения и новых подходах к его коррекции. Ожирение и метаболизм 2018;15(2):11-16.
  15. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике ожирения у детей и подростков. Москва: Издательство Практика. 2015. 136 c.
  16. WHO. Guideline. Assessing and managing children at primary health-care facilities to prevent overweight and obesity in the context of the double burden of malnutrition. Updates for the integrated management of childhood illness (IMCI)/ WHO, 2017.
  17. Салтанова С.Д. Современные аспекты диагностики, лечения и профилактики ожирения у детей. Здоровье ребенка 2017; 12(6): 712-719. DOI: 10.22141/2224-0551.12.6.2017.112841,
  18. Rinsum C., Gerards S., Rutten G., Johannesma M., van de Goor I., Kremers  S. The implementation of the coaching on lifestyle (CooL) intervention: lessons learnt. BMC Health Serv Res 2019; 19(1): 667. DOI:10.1186/s12913-019-4457-7
  19. Федяева В.К., Богова Е. А., Петеркова В.А., Реброва О.Ю. Метаанализ эффективности вмешательств для профилактики и коррекции избыточного веса и ожирения у детей 7–8 лет. Ожирение и метаболизм 2020; 17(2): 115-124.
  20. Fuller A.B., Byrne R.A., Golley R.K., Trost S.G. Supporting healthy lifestyle behaviours in families attending community playgroups: parents’ perceptions of facilitators and barriers. BMC Public Health 2019; 19(1): 1740. DOI: 10.1186/s12889-019-8041-1
  21. Huye H.F., Connell C.L., Dufrene B.A., Mohn R.S., et al. Development of the Impact of a Preschool Obesity Prevention Intervention Enhanced with Positive Behavioral Supports for Mississippi Head Start Centers. Journal of Nutrition Education and Behavior 2020; 52(12): 1148-1159. DOI: 10.1016/j.jneb.2020.09.010
  22. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Н.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал 2020; 23(2): 76-84.
  23. ВОЗ. Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения. ВОЗ, 2014. 18 с. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/261890/European-framework-for-quality-standards-in-school-health-services-and-competences-for-school-health-professionals-Rus.pdf (Дата обращения 14.01.2022).
  24. Day R.E., Sahota P., Christian M.S. Effective implementation of primary school-based healthy lifestyle programmes: a qualitative study of views of school staff. BMC Public Health 2019; 19(1): 1239. DOI:10.1186/s12889-019-7550-2
  25. WHO. Growth reference 5-19 years. BMI-for age (5-19years). 2007 [Электронный ресурс]. http:// www.who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/en/. (Дата обращения 14.01.2022).
  26. Liu S., Marques I.G., Perdew M.A., Strange K., Hartrick T., Weismiller J., et al. Family-based, healthy living intervention for children with overweight and obesity and their families: a ‘real world’ trial protocol using a randomized wait list control design. BMJ Open 2019; 9(10): e027183. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-027183
  27. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В., Плац-Колдобенко А.Н., и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края. Профилактическая медицина 2018; 21(6): 63-67.
  28. Ковтун О.П., Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В., Малямова Л.Н. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений. Вестник уральской академической науки 2018; 15(1): 136-145
  29. Ануфриева Е.В., Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М. О реализации пилотного проекта «Российская сеть школ здоровья» в городе Екатеринбурге. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2020; (1): 34-39.
  30. Оказание медицинской помощи детскому населению в центрах здоровья для детей. Методические рекомендации. Москва: Силицея-Полиграф; 2017. 92 с.
  31. Об утверждении номенклатуры медицинских услуг: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. №804-н URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711080036 (Дата обращения 14.01.2022).
  32. Wijnhoven T.M.A. Raaij van J. M. A., Spinelli A., Rito A.I., et al. WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative 2008: weight, height and body mass index in 6–9‐year‐old children. Pediatric Obesity 2013; (8): 79–97.
  33. Pont SJ, Puhl R, Cook SR, Slusser W. AAP section on obesity, the obesity society. Stigma Experienced by Children and Adolescents with Obesity. Pediatrics 2017; 140(6): e20173034

References

  1. World Health Organization. Childhood Obesity Surveillance Initiative (COSI) Factsheet. Highlights 2015-17. (WHO); 2018 WHO. 2018. Available from: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/372426/WH14_COSI_factsheets_v2.pdf (Date accessed: Jan 14, 2022).
  2. NCD Risk Factor Collaboration (NCD-RisC). Worldwide trends in body-mass index, underweight, overweight, and obesity from 1975 to 2016: a pooled analysis of 2416 population-based measurement studies in 128·9 million children, adolescents, and adults. Lancet. 2017; 390 (10113):2627-2642. DOI: 10.1016/S0140-6736
  3. World Health Organization. Report of the commission on ending childhood obesity: implementation plan: executive summary. Geneva: WHO. 2016:67 (cited 2021 February 5) Available from: http://www.who.int/end-childhood-obesity/publications/echo-report/ru/ (Date accessed: Jan 14, 2022). (In Russian)
  4. Martynova I.N., Vinyarskaya I.V., Terletskaya R.N., Postnikova Ye.V., Frolova G.S. Questions of true incidence and prevalence of obesity in children and adolescents. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2016;19:23-28. (In Russian)
  5. Naveed S., Lakka T., Haapala E.A. An overview on the associations between health behaviors and brain health in children and adolescents with special reference to diet quality. Int J Environ Res Public Health 2020; 17(3): E953. DOI: DOI:10.3390/ijerph17030953
  6. Bawaked R.A., Fernández-Barrés S., Navarrete-Muñoz E.M., González-Palacios S., Guxens M., Irizar A., et al. Impact of lifestyle behaviors in early childhood on obesity and cardiometabolic risk in children: Results from the Spanish INMA birth cohort study. Pediatr Obes 2020; 15(3): e12590. DOI: 10.1111/ijpo.12590
  7. Namazova-Baranova L.S., Kovtun O.P., Anufriyeva Ye.V., Naboychenko Ye.S. The value of behavioral determinants in the formation of overweight and obesity in adolescents. Profilakticheskaya meditsina 2019; 22(4): 43-48.] DOI:10.17116/ profmed20192204243 (In Russian)
  8. Grossman D.C., Bibbins-Domingo K.,  Curry S.J.,  Barry M.J., Davidson K.W., Epling JrJ.,  et al. Screening for Obesity in Children and Adolescents US Preventive Services Task Force Recommendation Statement. JAMA 2017; 317(23):.2417-2426.
  9. World Health Organization. Integrating-diet-physical-activity-weight-management-services-primary-care WHO. 2016. 46 p. Available from: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/324825/Integrating-diet-physical-activity-weight-management-services-primary-care-ru.pdf (Date accessed: Jan 14, 2022).
  10. Shcherbakova M.YU., Poryadina G.I., Kovaleva Ye.A. School of rational nutrition for children and adolescents with obesity. Eksperimental'naya i klinicheskaya gastroenterologiya 2012; 1:15-18. (In Russian)
  11. Staiano A., Marker A., Liu M., Hayden E., Hsia D., Broyles S. Childhood Obesity Screening and Treatment Practices of Pediatric Healthcare Providers. The Journal of the Louisiana State Medical Society: official organ of the Louisiana State Medical Society 2017; 169 (1): 2-10.
  12. Reyes I. An evaluation of the identification and management of overweight and obesity in a pediatric clinic. J of Pediatric Health Care 2015; 29:9-14.
  13. Logvinova O.V., Poidasheva A.G., Bakulin I.S. Lagoda O.V., Kremneva E.I., Troshina E.A., et al. Modern ideas about the pathogenesis of obesity and new approaches to its correction. Ozhireniye i metabolizm 2018;15(2):11-16.] (In Russian)
  14. Recommendations for the diagnosis, treatment and prevention of obesity in children and adolescents. M.: Praktika Publishing House. 2015. 136 p.] (In Russian).
  15. Obesity in children. Clinical recommendations. 2021. Available from: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/229_2 (Date accessed: Jan 14, 2022). (In Russian).
  16. World Health Organization. Guideline. Assessing and managing children at primary health-care facilities to prevent overweight and obesity in the context of the double burden of malnutrition. Updates for the integrated management of childhood illness (IMCI)/ WHO, 2017.
  17. Saltanova S.D. Modern aspects of diagnosis, treatment and prevention of obesity in children. Zdorov'ye rebenka 2017; 12(6): 712-719. (In Russian) DOI: 10.22141/2224-0551.12.6.2017.112841,
  18. Rinsum C., Gerards S., Rutten G., Johannesma M., van de Goor I., Kremers  S. The implementation of the coaching on lifestyle (CooL) intervention: lessons learnt. BMC Health Serv Res 2019; 19(1): 667. DOI:10.1186/s12913-019-4457-7
  19. Fedyaeva V.K., Bogova E.A., Peterkova V.A., Rebrova O.Yu. Meta-analysis of the effectiveness of interventions for the prevention and correction of overweight and obesity in children aged 7–8 years. Ozhireniye i metabolizm 2020; 17(2): 115-124.]. (In Russian)
  20. Fuller A.B., Byrne R.A., Golley R.K., Trost S.G. Supporting healthy lifestyle behaviours in families attending community playgroups: parents’ perceptions of facilitators and barriers. BMC Public Health 2019; 19(1): 1740. DOI: 10.1186/s12889-019-8041-1
  21. Huye H.F., Connell C.L., Dufrene B.A., Mohn R.S., et al. Development of the Impact of a Preschool Obesity Prevention Intervention Enhanced with Positive Behavioral Supports for Mississippi Head Start Centers. Journal of Nutrition Education and Behavior 2020; 52(12): 1148-1159, DOI: 10.1016/j.jneb.2020.09.010
  22. Fisenko A.P., Kuchma V.R., Kuchma N.Yu., Naryshkina N.V., Sokolova S.B. Strategy and practice of forming a healthy lifestyle for children in the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal 2020; 23(2): 76-84]. (In Russian)
  23. World Health Organization. European concept of quality standards for school health services and competencies for school health professionals. WHO, 2014. 18 p. Available from: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/261890/European-framework-for-quality-standards-in-school-health-services-and-competences-for-school-health-professionals-Rus.pdf (Date accessed: Jan 14, 2022). (In Russian).
  24. Day R.E., Sahota P., Christian M.S. Effective implementation of primary school-based healthy lifestyle programmes: a qualitative study of views of school staff. BMC Public Health 2019; 19(1): 1239. DOI:10.1186/s12889-019-7550-2
  25. World Health Organization. Growth reference 5-19 years. BMI-for age (5-19 years). 2007. Available from: http:// www.who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/en//. (Date accessed: Jan 14, 2022).
  26. Liu S., Marques I.G., Perdew M.A., Strange K., Hartrick T., Weismiller J., et al. Family-based, healthy living intervention for children with overweight and obesity and their families: a ‘real world’ trial protocol using a randomized wait list control design. BMJ Open 2019; 9(10): e027183. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-027183
  27. Gorelova Zh.Yu., Filippova S.P., Solovieva Yu.V., Platz-Koldobenko A.N., et al. The role of family and school in shaping the eating behavior of students in Moscow and Altai Krai. Profilakticheskaya meditsina 2018; 21(6): 63-67. (In Russian)
  28. Kovtun O.P., Anufrieva E.V., Nozhkina N.V., Malyamova L.N. School medicine: analysis of achieved results and search for new solutions. Vestnik ural'skoy akademicheskoy nauki 2018; 15(1): 136-145. (In Russian)
  29. Anufriyeva Ye.V., Lipanova L.L., Nasybullina G.M. About the implementation of the pilot project "Russian network of health schools" in the city of Yekaterinburg. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya 2020;(1): 34-39. (In Russian)
  30. Provision of medical care to the children's population in health centers for children. Guidelines. Moscow: Silitseya-Poligraf; 2017. 92 p. (In Russian)
  31. On approval of the range of medical services: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation №804-n dated October 13, 2017. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711080036 . (Date accessed: Jan 14, 2022). (In Russian).
  32. Wijnhoven T. M. A. Raaij van J. M. A., Spinelli A., Rito A. I., et al. WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative 2008: weight, height and body mass index in 6–9‐year‐old children. Pediatric Obesity 2013; 8: 79–97.
  33. Pont SJ, Puhl R, Cook SR, Slusser W. AAP section on obesity, the obesity society. Stigma Experienced by Children and Adolescents with Obesity. Pediatrics 2017; 140(6): e20173034

Дата поступления: 18.02.2022.


Просмотров: 640

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.06.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search