О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2022 (68) arrow ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МИРЕ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МИРЕ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Печать
05.07.2022 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-6

1,2 Мир Око Хурами, 3Ахмедов А., 2,4 Турсунов Р.А., 2 Олимов Д.А.
1 Частная лечебная больница им. Марьям, Кабул, Афганистан
2 Государственное учреждение «Таджикский научно-исследовательский институт профилактической медицины», Душанбе, Таджикистан
3 Негосударственное образовательное учреждение «Медико-социальный институт Таджикистана», Душанбе, Таджикистан
4 Таджикский национальный университет, медицинский факультет, Душанбе, Таджикистан

Резюме

Актуальность. Изменения в социальном и экономическом развитии любого общества ставят перед медицинской отраслью принципиально новые задачи, направленные на создание доступной и эффективной системы здравоохранения. В настоящее время во всем мире идет поиск путей разумного регулирования системы здравоохранения в условиях рыночной экономики.

Цель исследования хронологическая характеристика основных моделей систем здравоохранения в мире и оценка современных трендов по оказанию медицинской помощи населению.

Материал и методы. Для анализа научной литературы были использованы результаты современных исследований по внедрению различных моделей в системе здравоохранения высокоразвитых стран.

Результаты. Изложены основные характеристики моделей систем здравоохранения в мире, принципиально отличающиеся друг от друга: государственная (бюджетная, общественная система) – наиболее полно и четко предоставленная в Великобритании; преимущественно страховая система (в Германии и Израиле) и частная (платная) система (наиболее характерна для здравоохранения США).

Заключение. Анализ глобальных трендов развития здравоохранения констатирует о том, что в мире не существует идеальной модели системы здравоохранения. Следовательно, для организации эффективной системы охраны здоровья населения, необходимо перенять опыт развитых стран на основе государственного регулирования системы здравоохранения с учётом различных трендов рыночной экономики.

Ключевые слова: система здравоохранения; медицинская помощь; модели здравоохранения; государственная служба здравоохранения; страховая медицина; частная медицина; медицинские услуги; рыночная экономика.

Контактная информация: Турсунов Рустам Абдусамадович, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Мир Око Хурами, Ахмедов А., Турсунов Р.А., Олимов Д.А. Вопросы организации медицинской помощи в свете действующих моделей систем здравоохранения в мире. Аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(3):6. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1376/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-6

ISSUES OF MEDICAL CARE ORGANIZATION IN THE LIGHT OF THE CURRENT MODELS OF HEALTH CARE SYSTEMS IN THE WORLD. ANALYTICAL REVIEW
1,2 Mir Oko Khurami, 3 Akhmedov A., 2,4 Tursunov R.A., 2 Olimov D.A.
1 Maryam Private Hospital, Kabul, Afghanistan
2 Tajik Scientific Research Institute of Preventive Medicine, Dushanbe, Tajikistan
3 Medical and Social Institute of Tajikistan, Dushanbe, Tajikistan
4 Tajik National University, Faculty of Medicine, Dushanbe, Tajikistan

Abstract

Significance. Changes in the social and economic development of any society pose fundamentally new challenges for the medical industry aimed at creating an accessible and effective health care system. Currently, the whole world is looking for ways to reasonably regulate the health сare system in a market economy.

The purpose of the study is to conduct a chronological description of the main models of health care systems in the world and an assessment of modern trends in medical care provision to the population

Material and methods. To analyze scientific literature, results of modern research on implementing various models in health care systems of the highly developed countries were used.

Results. The main characteristics of the models of health care systems in the world, which are fundamentally different from each other, have been outlined: the state-funded (budgetary, public system), which is most comprehensively and conspicuously realized in the UK; predominantly the insurance system (most fully and clearly implemented in Germany and Israel) and the private (paid) system (most typical of the U.S. healthcare).

Conclusion. Analysis of the global trends in health care development shows that there is no ideal model of the health care system in the world. Therefore, in order to organize an effective system of public health, it is necessary to adopt the experience of the developed countries on the basis of the state regulation of the health care system, taking into account various trends in the market economy.

Keywords: health care system; medical care; health care models; public health service; insurance medicine; private medicine; medical services; market economy.

Corresponding author: Rustam A. Tursunov, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Mir Oko Khurami, https://orcid.org/0000-0003-4627-400X
Akhmedov A., https://orcid.org/0000-0002-4582-210X
Tursunov R.A., https://orcid.org/0000-0002-5518-6258
Olimov D.A., https://orcid.org/0000-0002-1958-8655
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Mir Oko Khurami, Akhmedov A., Tursunov R.A., Olimov D.A. Issues of medical care organization in the light of the current models of health care systems in the world. Analytical review. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2022; 68(3):6. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1376/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-6. (In Rus).

Введение

Изменения в социальном и экономическом развитии любого общества ставят перед медицинской отраслью страны принципиально новые задачи, направленные на создание доступной эффективной системы здравоохранения.

В настоящее время во всем мире идет поиск разумного сочетания рынка и регулирования системы здравоохранения. Однако, плюрализм направлений реформирования при недостаточной разработанности и научном обследовании путей проведения реформ, нечеткости законодательной базы и социально- экономических ориентиров отражает их бессистемный характер и недостаточную эффективность.

В мире существует множество систем здравоохранения, а формирование моделей здравоохранения происходит в русле социально-экономической политики, проводимой в их странах [1, 2].

При этом идеальный универсальный план по обеспечению общедоступности медицинского обслуживания, который подходил бы всем странам, не существует. Каждое государство разрабатывает и совершенствует Национальную программу здравоохранения с учетом собственных социально-экономических, исторических, культурных и пр. условий и имеющихся ресурсов [3-5].

Каждая национальная система здравоохранения характеризуется определенными особенностями и имеет специфические проблемы. Управление ею требует постоянной оценки ситуации, базирующейся на хорошо развитой информационной системе, квалифицированного управленческого персонала и участия общества – различиях профессиональных организаций и групп поддержки [6-8].

Цель исследования хронологическая характеристика основных моделей систем здравоохранения в мире и оценка современных трендов по оказанию медицинской помощи населению.

Материалы и методы

Для анализа научной литературы были использованы результаты современных исследований по внедрению различных моделей в системы здравоохранения высокоразвитых стран.

Результаты

В настоящее время за рубежом функционируют различные системы организации здравоохранения. Одни из них носят централизованный характер, другие – децентрализованный. Одни поддерживаются принципов страхования, другие финансируются из бюджета. Одни охватывают всех граждан, другие нет. Во многих экономически развитых странах население в целом благоприятно воспринимает действующую в каждой из них систему здравоохранения, хотя считает её далеко не идеальной. В связи с этим, практически везде в мире в здравоохранении происходят перемены, порой достаточно существенные, а иногда и радикальные [9-11].

Проявление национальных программ здравоохранения было связано в первую очередь с возникновением и развитием рабочего движения в виде рабочих партий, профсоюзов. Социальное страхование всегда следовало за созданием профсоюзов и социалистических партий [1, 9, 12].

Существует множество классификаций систем здравоохранения, Европейские эксперты ограничиваются основными тремя моделями [13-15].

  1. Модель Бисмарка (немецкая) – медицинское страхование через систему национального социального страхования, финансирование из страховых взносов работодателей и населения, всеобщий охват, высокое качество медицинских услуг (Германия, Израиль).
  2. Модель Семашко – советская модель системы здравоохранения, государственное финансирование и управление, всеобщий охват, высокое качество медицинских услуг (бывший СССР, страны Восточной Европы, Куба).
  3. Модель Бевериджа (английская) – Национальная служба здравоохранения, государственное финансирование и управление, институт семейных врачей, всеобщий охват, высокое качество медицинских услуг (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания).

Кроме того, следует отметить Американскую систему, которая представляет финансирование через рынок медицинского страхования, частичный охват, высокое качество и цена медицинских услуг (США). При этом, системы здравоохранения практически всех стран, проходя множество реформ, постоянно видоизменяются, заимствуя друг от друга идеи, обрекая на провал попытки классифицировать их [2, 11, 16, 17].

Согласно экспертным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), современные системы здравоохранения мира можно условно разделить на три основные системы, принципиально отличающиеся друг от друга:

  1. Государственная (бюджетная, общественная система) – наиболее демонстративно представленная в Великобритании;
  2. Страховая система (наиболее полно и четко представленная в Германии и Франции);
  3. Частная (платная) система (наиболее характерна для здравоохранения США).

Современные системы здравоохранения лишь «преимущественные», так как практически ни в одной из развитых стран, подобные системы не представлены в чистом виде, без элементов других систем. Во многих странах мира существуют и развиваются смешанные системы и различные организационные формы. Например, в Канаде, Норвегии, Италии, Бельгии большая часть всех средств на здравоохранение поступает из государственного бюджета. Кроме того, средства поступают также из региональных и общественных средств, формируемых за счет обязательных налогов с населения и предпринимателей [18, 19].

Государственная (бюджетная, общественная система)

Преимущественно государственная служба здравоохранения функционирует в Великобритании. Великобритания занимает 16 место в Европейском индексе здоровья потребителей 2018 года [20].

В результате реформы здравоохранения, проведенной в 1948 году, создана общенациональная государственная служба здравоохранения, которая оказывает всему населению бесплатную медицинскую помощь. При этом, 4-5% больничных коек сохранены для желающих получить лечение в более улучшенных условиях с символической оплатой лекарств по рецептам по одинаковой цене вне зависимости от их стоимости, оплатой протезов, очков и др. [21, 22].

Предоставляемые медицинскими учреждениями медицинские услуги обеспечиваются государственным бюджетом на 85-87% (остальные средства поступают из частных источников и средств добровольного медицинского страхования). Финансы распределяются учреждением здравоохранения через Министерство (департамент) здравоохранения.

Система здравоохранения Великобритании состоит из 3-х секторов: I. Сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики, амбулаторно-поликлинических учреждений, аптек, фармацевтов, зубных врачей (не стоматологов), глазных врачей (не офтальмологов), т.е. персонал учреждений, системы первичной медико-санитарной помощи; II. Госпиталей, больничных служб, амбулаторий при госпиталях, врачей специалистов, в том числе стоматологов и офтальмологов, и других персоналов стационаров; III. Общественных, подведомственных муниципалитетам, медицинских (родовспоможение и др.) служб здравоохранения, включая санитарно-гигиенические, организаций, так называемых социальных медицинских работников (медсестер по уходу, патронажных медсестер и др.). Кроме этого, ряд ведомств, Министерство труда, Военное министерство имеют медицинские учреждения и персонал (санитарных инспекторов промышленных предприятий и т.д., которые являются государственными служащими).

Более трети врачей работают в системе общей практики; одна треть работают в госпиталях, остальная одна треть работают в муниципальных учреждениях [18, 21, 23].

Сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики и др.) подконтролен соответствующим попечительским комитетам, имеющих в каждом районе (около 500) и состоящих из представителей администрации, профсоюзов, здравоохранения, общественных организаций.

Деятельность стационаров контролируется больничными советами или комитетами (трастами), имеющимися в районах и регионах (областях). Также эти Советы состоят из представителей общей администрации, профсоюзов, медицинской администрации, населения и др.

Муниципальный сектор подчиняется местным властям. В госпиталях и в муниципальных учреждениях персонал получает фиксированную заработную плату в соответствии с нормами и тарифами.

В секторе общей практики оплата производится за каждого «приписанного» к врачу или группе врачей строго по тарифу, установленного законом (более одного фунта стерлингов).

В Великобритании распространена групповая практика, добровольное объединение нескольких врачей, работающих в одной компании. Число пациентов на одного врача общей практики (семейного врача) ограничено (не более 5000-7000 пациентов). Рабочий день врачей не лимитирован. Врач обязан принять пациента или посетить его на дому в любое время.

Консультации специалистов проводятся в амбулаториях госпиталей. На стационарное лечение обычно направляют врачей общей практики.

Существенными недостатками системы являются нехватка средств. Государственная система финансируется не более 6,5% от валового продукта, в связи с чем отмечается недостаточное количество современного оборудования, новейших медицинских учреждений с современными технологиями. Существуют очереди на госпитализацию, отмечается разрыв между первичной медико-санитарной помощью, общей практикой, госпиталями и местными службами здравоохранения.

Модель медицинского страхования

Страховая система – это предоставление медицинской помощи за счет отчислений из заработной платы, отчисление от доходов (налогов) предпринимателей и средств государственного бюджета. Размер отчислений в разных странах разный [24-26].

В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Израиля, Швейцарии и странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая модель Бисмарка, при которой ключевую роль играет финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды.

Официально медицинское страхование началось со второй половины XIX века (1881 г.), с так называемых страховых законов канцлера Германии Отто фон Бисмарка. «Закон о страховании рабочих по случаю болезни» был принят 1883 году. С тех пор в Германии, а затем в ряде других стран, в том числе в России (1912), были приняты такие законы, положившие начало системе страховой медицины («система Бисмарка») [7, 27].

В случае необеспечения обязательного медицинского страхования все остатки оплаты за полученную медицинскую помощь оплачивает сам застрахованный или за него оплачивают предприятия, организации и пр.

В Германии страховая медицина развивается с 1883 года. На медицинское страхование расходуется более 8% валового продукта (из 13% всех расходов на здравоохранение) [28, 29].

Средства на медицинское страхование поступают из 3 источников: 6,5% фонда платят застрахованные; 6,5% фонда – работодатели и остальные 87% средств дотирует государство из бюджета.

Всего финансирование здравоохранения обеспечивается на 60% за счет социального страхования, на 10% за счет средств частного (добровольного) страхования, на 15% за счет государственных ассигнований и на 15% за счет личных средств граждан. На одного человека из всех источников на здравоохранение в год тратится более 2000 долларов.

Все операции осуществляют более 1200 страховых касс, объединенных в ассоциации, которые контролируют деятельность кассы и расходование врачами. Действует несколько видов касс:

  • – местные (преимущественно для неработающих, членов семей застрахованных), расположенные по месту жительства;
  • – производственные (по месту работы);
  • – морские, горняцкие, сельскохозяйственные, эрзац кассы (главным образом для служащих).

Страхование охвачено более 90% населения. Примерно 3% состоятельных граждан обычно пользуются добровольным страхованием. Страховые врачи и организации обычно не выходят за пределы утвержденного тарифа [18, 25, 30].

Общенациональный контроль осуществляет Федеральное министерство здравоохранение и социальной помощи. В регионах («землях») имеются соответствующие министерства, их органы и учреждения. Муниципальные учреждения подведомственны местным органам власти, соответствующим советам, комитетам и т.п.

Все медицинские учреждения работают на федеральном, региональном, местном административных уровнях. Медицинская администрация не распространяет свою юрисдикцию на страховые кассы и их ассоциации. Помимо профсоюзов, врачебных ассоциаций, самих ассоциаций страховых касс, контроль над страховыми организациями осуществляет Министерство труда, науки, здравоохранения и др. [18, 28].

Наиболее успешным примером реализации государственного медицинского страхования населения с высокоразвитой системой здравоохранения является Израиль. Данная модель медицинского страхования координируется в рамках следующих законов: «О здоровье народа» (1940), «О государственном медицинском страховании» (1995), «О правах пациента» (1996), которые гарантируют населению право на получение медицинского обслуживания - больничные страховые кассы осуществляют медицинское страхование, фонд также поддерживается ежемесячными взносами застрахованных и отчислениями работодателей [18, 31, 32].

Финансирование системы здравоохранения складывается из четырех источников: средства бюджета, которые составляют 37% от общего объема финансирования, налог на здравоохранение (27%), частное финансирование (33%) и средства пожертвований частных лиц и общественных организаций (3%) [9, 33].

Частная модель системы здравоохранения

За последние три десятилетия в мире наблюдается устойчивый рост участия частного сектора в финансировании и обеспечении системы здравоохранения [34], а в Республике Таджикистан отмечается рост профильных частных поставщиков медицинских услуг (7,6%) [35].

Долгое время считалось, что в США имеется одно здравоохранение – частное. На самом деле Америка - страна с наиболее выраженной рыночной экономикой, не имея какой-то единой системы, воплощает различные формы организации здравоохранения [11, 36].

Распространено добровольное частное медицинское страхование, которым охвачено более 80% населения. За счет средств добровольного вида страхования оплачивается более трети всех медицинских услуг – больничных (более 35%) и почти 50% внебольничной врачебной помощи [17, 37].

Свыше 40% всех расходов из общей суммы составляют ассигнования федерального госбюджета и общественных программ, прежде всего «Medicare» (для оказания медицинской помощи людям старше 65 лет) и «Medicaid» (для оказания медицинской помощи неимущим, безработным). Остальные средства составляют личные платежи граждан (более 20%) и взносы различных религиозных, благотворительных фондов и организаций. США на здравоохранение тратит почти 14% ВВП, более 4000 долларов на человека в год.

В стране более 2000 страховых медицинских компаний. Из них две самые крупные «синий крест» и «синий щит». Они занимаются страхованием больничной и внебольничной помощи.

Федеральные (правительственные) службы составляют 1/8 до 1/10 часть всех учреждений и кадров здравоохранения.

Департамент (министерство) здравоохранения, просвещения и благосостояния осуществляет координацию всех медицинских учреждений, обеспечивает контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией, производством и продажей лекарств, контроль за пищевыми добавками, предоставляет свои учреждения для льготной медицинской помощи некоторым группам населения, через свои научно-исследовательские институты организует выполнение исследовательских программ по актуальным проблемам, осуществляет координацию по подготовке кадров и т.п. [18, 38].

В составе региональных правительств во главе с губернаторами имеются департаменты здравоохранения, ведающие большинством медицинских учреждений, в том числе психиатрическими, родовспомогательными, педиатрическими, инфекционными, бактериологическими лабораториями, амбулаторно-поликлиническими центрами и пр. Учреждения регионального и федерального уровней составляют 3/4 и более всей материально-технической базы здравоохранения [16].

Доля частных, коммерческих учреждений в США довольно велика, почти половина всех больничных учреждений. В этих учреждениях очень высока цена медицинских услуг, оплатить которые могут далеко не все.

Полностью бесплатной медицинской помощи в США нет (кроме некоторых групп военных). Служба и организация здравоохранения предоставляют льготную медицинскую помощь за счет общественных, федеральных или иных источников средств отдельным слоям населения (ветераны войн, аборигены Америки, служащие госдепартамента, моряки торгового флота, людям попадающие под действие законов о «Medicare» и о «Medicaid»).

Заключение

Анализ глобальных трендов развития здравоохранения показывает, что в мире не существует идеальной модели системы здравоохранения. Следовательно, для организации эффективной системы охраны здоровья населения, необходимо перенять опыт развитых стран на основе государственного регулирования системы здравоохранения с учётом различных трендов рыночной экономики.

Библиография

  1. Кучеренко В.З. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению. Лекция 2. Реформирование здравоохранения за рубежом. Москва: Медицина; 2010. С. 32-49.
  2. Kanavos P., Parkin G.C., Kamphuis B., Gill J. Latin America Healthcare System Overview. The United States healthcare system: Overview, driving forces, and outlook for the future. Health Administration Press 2021.
  3. Каткова И.П., Катков В.И. Здравоохранение – важнейший ресурс социального и экономического развития страны. Народонаселение 2014; 66(4): 104-114.
  4. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение. Введение в современную науку. Иерусалим: Besedek Ltd; 1999.
  5. Шейман И., Шишкин С., Шевский В. Эволюционирующая модель первичной медико-санитарной помощи им. Семашко: на примере Российской Федерации. Управление рисками и политика в области здравоохранения 2018; (11): 209.
  6. Мельник И.А. Классификация моделей здравоохранения. Мировой опыт становления систем здравоохранения. Аспирант 2016; 2 (18): 93-100.
  7. Rajfur P., Hys K. Management of the healthcare system in Germany and France. Medical Science Pulse 2018; 12(4): 55-60.
  8. Younger D.S. Health Care in the Russian Federation. Neurol Clin 2016; 34(4): 1085-1102.
  9. Соколов А.А. Анализ международной практики модернизации национальных систем здравоохранения. Научный вестник Южного института менеджмента 2017; (2): 96-103.
  10. Щепин О.П., Коротких Р.В. Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2015; (6): 3-6.
  11. Wagner S.L., Davis K., Stremikis K., Squires D., Schoen C. The United States healthcare system: Overview, driving forces, and outlook for the future. Health Administration Press 2021. C. 25.
  12. Haas S.M., Sanjana J., Brendan L.K. The Economics of Health: An Overview of the American Healthcare System. Evaluating Challenges and Opportunities for Healthcare Reform 2020; 2: 100-124.
  13. Дудник В.Ю. Модели развития системы здравоохранения: мировой опыт (обзор литературы). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2016; 3 (1): 60-64.
  14. Желтенков А.В. Особенности моделей функционирования систем здравоохранения в развитых странах. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика 2019; 2: 64-72.
  15. Максимова Л.В., Омельяновский В.В., Сура М.В. Анализ систем здравоохранения ведущих зарубежных стран. Медицинские технологии. Оценка и выбор 2014; 1(15): 37-45.
  16. Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения США: уроки для России. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2012; 27(5). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/lang,ru/ (Дата обращения 15.02.2022)
  17. Хальфин Р.А., Таджиев И.Я. Организация здравоохранения в США. Часть 1. Менеджер здравоохранения 2012; (9): 35-47.
  18. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Мочква: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 512 с.
  19. Piotr R. Selected models and the classification of health care systems. Medical Science Pulse 2019; 13(1): 48-54.
  20. Euro Health Consumer Index. URL: https://www.reddit.com/r/europe/comments/cmufl7/euro_health_consumer_index_2018/
  21. Горчакова Д.Ю. Практика применения государственно-частного партнерства в Великобритании. Общество: политика, экономика, право 2017; (8): 62-65.
  22. Национальная система здравоохранения Великобритании. Медицинские новости 2011; (7): 73-76.
  23. Grosios K., Gahan P.B., Burbidge J. Overview of healthcare in the UK. EPMA Journal. 2010; 1(4): 529-534.
  24. Еськова Н.А., Малашина И.Н. Обязательное медицинское страхование как основной источник финансирования государственной системы здравоохранения РФ. Политика, экономика и инновации 2019; 1 (24): 5.
  25. Atake E.H. Does the type of health insurance enrollment affect provider choice, utilization and health care expenditures? BMC Health Services Research 2020; 20(1): 1003.
  26. Bonfrer I., Breebaart L., De Poel E.V. The effects of ghana's national health insurance scheme on maternal and infant health care utilization. PLoS ONE 2016; 11(11): e0165623.
  27. Карпов О.Э., Махнев Д.А. Модели систем здравоохранения разных государств и общие проблемы сферы охраны здоровья населения. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова 2017; 12 (3): 92-100.
  28. Солодкий В.А., Перхов В.И., Стебунова Р.В. Обзор реформ в системе здравоохранения Германии за последние двадцать лет. Менеджер здравоохранения 2011; (10): 48-58.
  29. Busse R. The health system in Germany. Eurohealth 2008; 14(1): 5-6.
  30. Blümel M., Spranger A., Achstetter K., Maresso A., Busse R. Germany: health system review. European Observatory on Health Systems and Policies. World Health Organization. Regional Office for Europe 2020.
  31. Лазарова Л.Б., Мардеян Н.А., Бурдули И.Н. Опыт государственного медицинского страхования в Израиле. Российское предпринимательство 2014; 17 (263): 158-168.
  32. Могильникова И.В. Здравоохранение Израиля. Главврач 2018: (5): 68-73.
  33. Алексеев В.А. и др. Здравоохранение Израиля. Здравоохранение (Москва) 2010; 11: 51-52.
  34. Шаманина Э.А. Применение государственно-частного партнерства в отношении объектов здравоохранения в Великобритании. Государственно-частное партнерство 2016; 3(4): 247-264.
  35. Олимов Д.А., Ходжамурадов Г.М., Турсунов Р.А. Оценка деятельности частных учреждениях здравоохранения Таджикистана. Здравоохранение Российской Федерации 2018; 62(4): 205-210.
  36. GBD 2016 Healthcare Access and Quality Collaborators Health care access and quality collaborators. Measuring performance on the health care access and quality index for 195 countries and territories. Lancet 2018; 391: 2236-2271.
  37. Кимбол А.М. Система здравоохранения США: сравнительное исследование. В сб.: Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы. Удальцова М.В., Ричардсон М. Новосибирск: НГАЭиУ; 2007.
  38. Бикмухаметов И.А. Зарубежная система здравоохранения (США). NovaInfo 2016; 47: 308-311.

References

  1. Kucherenko V.Z. Selected Lectures on Public Health and Public Health. Lecture 2. Reforming health care abroad. Moscow: Meditsina; 2010. C. 32-49. (In Rus.).
  2. Kanavos P., Parkin G.C., Kamphuis B., Gill J. Latin America Healthcare System Overview. The United States healthcare system: Overview, driving forces, and outlook for the future. Health Administration Press 2021.
  3. Katkova I.P., Katkov V.I. Health care is the most important resource for the social and economic development of the country. Narodonaseleniye 2014; 66(4): 104-114. (In Rus.).
  4. Tul'chinskiy T.Kh., Varavikova Ye.A. New Public Health. Introduction to modern science. Iyerusalim: Besedek Ltd; 1999. (In Rus.).
  5. Sheyman I., Shishkin S., Shevskiy V. Evolving model of primary health care. Semashko: on the example of the Russian Federation. Upravleniye riskami i politika v oblasti zdravookhraneniya 2018; (11): 209. (In Rus.).
  6. Mel'nik I.A. Classification of healthcare models. World experience in the formation of health care systems. Aspirant 2016; 2 (18): 93-100. (In Rus.).
  7. Rajfur P., Hys K. Management of the healthcare system in Germany and France. Medical Science Pulse 2018; 12(4): 55-60.
  8. Younger D.S. Health Care in the Russian Federation. Neurol Clin 2016; 34(4): 1085-1102.
  9. Sokolov A.A. Analysis of international practice of modernization of national health care systems. Nauchnyy vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta 2017; (2): 96-103. (In Rus.).
  10. Schepin O.P., Korotkikh R.V. The perspectives of development of health care of the Russian Federation. Problemy Sotsial'noi Gigieny, Zdravookhraneniia i Istorii Meditsiny 2015; 6: 3-6.
  11. Wagner S.L., Davis K., Stremikis K., Squires D., Schoen C. The United States healthcare system: Overview, driving forces, and outlook for the future. Health Administration Press 2021. P. 25.
  12. Haas S.M., Sanjana J., Brendan L.K. The Economics of Health: An Overview of the American Healthcare System. Evaluating Challenges and Opportunities for Healthcare Reform 2020; 2: 100-124.
  13. Dudnik V.Yu. Health system development models: world experience (literature review). Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy 2016; 3 (1): 60-64. (In Rus.).
  14. Zheltenkov A.V. Features of models of functioning of health care systems in developed countries. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika 2019; (2): 64-72. (In Rus.).
  15. Maksimova L.V., Omel'yanovskiy V.V., Sura M.V. Analysis of healthcare systems in leading foreign countries. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor 2014; 1(15): 37-45. (In Rus.).
  16. Ulumbekova G.E. US healthcare reform: lessons for Russia. Social Aspects of Population Health [serial online] 2012 [cited 2022 Feb 15]; 27(5). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/lang,ru/ (In Rus.).
  17. Khal'fin R.A., Tadzhiyev I.Ya. US health organization. Part 1. Menedzher zdravookhraneniya 2012; (9): 35-47. (In Rus.).
  18. Lisitsyn YU.P. Public health and health care. Moscow: GEOTAR-Media 2010. 512 p. (In Rus.).
  19. Piotr R. Selected models and the classification of health care systems. Medical Science Pulse 2019; 13(1): 48-54.
  20. Euro Health Consumer Index. URL: https://www.reddit.com/r/europe/comments/cmufl7/euro_health_consumer_index_2018/.
  21. Gorchakova D.Yu. The practice of using public-private partnerships in the UK. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo 2017; (8): 62-65. (In Rus.).
  22. UK National Health System. Meditsinskiye novosti 2011; (7): 73-76. (In Rus.).
  23. Grosios K., Gahan P.B., Burbidge J. Overview of healthcare in the UK. EPMA Journal. 2010; 1(4): 529-534.
  24. Yes'kova N.A., Malashina I.N. Compulsory health insurance as the main source of financing for the public health system of the Russian Federation. Politika, ekonomika i innovatsii 2019; 1 (24): 5. (In Rus.).
  25. Atake E.H. Does the type of health insurance enrollment affect provider choice, utilization and health care expenditures? BMC Health Services Research 2020; 20(1): 1003.
  26. Bonfrer I., Breebaart L., De Poel E.V. The effects of ghana's national health insurance scheme on maternal and infant health care utilization. PLoS ONE 2016; 11(11): e0165623.
  27. Karpov O.E., Makhnev D.A. Models of healthcare systems in different states and general problems in the field of public health. Vestnik Natsional'nogo mediko-khirurgicheskogo Tsentra im. N. I. Pirogova 2017; 12 (3): 92-100. (In Rus.).
  28. Solodkiy V.A., Perkhov V.I., Stebunova R.V. An overview of the reforms in the German health care system over the past twenty years. Menedzher zdravookhraneniya 2011; (10): 48-58. (In Rus.).
  29. Busse R. The health system in Germany. Eurohealth 2008; 14(1): 5-6.
  30. Blümel M., Spranger A., Achstetter K., Maresso A., Busse R. Germany: health system review. European Observatory on Health Systems and Policies. World Health Organization. Regional Office for Europe 2020.
  31. Lazarova L.B., Mardeyan N.A., Burduli I.N. Experience of public health insurance in Israel. Rossiyskoye predprinimatel'stvo 2014; 17 (263): 158-168. (In Rus.).
  32. Mogil'nikova I.V. Israeli health care. Glavvrach 2018: (5): 68-73. (In Rus.).
  33. Alekseyev V.A. i dr. Healthcare of Israel. Zdravookhraneniye (Moskva) 2010; (11): 51-52. (In Rus.).
  34. Shamanina E.A. Applying public-private partnerships to healthcare facilities in the UK. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo 2016; 3(4): 247-264. (In Rus.).
  35. Olimov D.A., Khodzhamuradov G.M., Tursunov R.A. Evaluation of the activities of private healthcare institutions in Tajikistan. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii 2018; 62(4): 205-210. (In Rus.).
  36. GBD 2016 Healthcare Access and Quality Collaborators Health care access and quality collaborators. Measuring performance on the health care access and quality index for 195 countries and territories. Lancet 2018; 391: 2236-2271.
  37. Kimbol A.M. The US Health System: A Comparative Study. In: Management in health care in Russia and the USA: Experience and problems.. Udal'tsova M.V., Richardson M., editors. Novosibirsk: NGAEiU; 2007. (In Rus.).
  38. Bikmukhametov I.A. Foreign health system (USA). NovaInfo 2016; 47: 308-311. (In Rus.).

Дата поступления: 04.04.2022


Просмотров: 5147

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 03.08.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search