ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МИРЕ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР |
05.07.2022 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-6
1,2 Мир Око Хурами, 3Ахмедов А., 2,4 Турсунов Р.А., 2 Олимов Д.А. Резюме Актуальность. Изменения в социальном и экономическом развитии любого общества ставят перед медицинской отраслью принципиально новые задачи, направленные на создание доступной и эффективной системы здравоохранения. В настоящее время во всем мире идет поиск путей разумного регулирования системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Цель исследования – хронологическая характеристика основных моделей систем здравоохранения в мире и оценка современных трендов по оказанию медицинской помощи населению. Материал и методы. Для анализа научной литературы были использованы результаты современных исследований по внедрению различных моделей в системе здравоохранения высокоразвитых стран. Результаты. Изложены основные характеристики моделей систем здравоохранения в мире, принципиально отличающиеся друг от друга: государственная (бюджетная, общественная система) – наиболее полно и четко предоставленная в Великобритании; преимущественно страховая система (в Германии и Израиле) и частная (платная) система (наиболее характерна для здравоохранения США). Заключение. Анализ глобальных трендов развития здравоохранения констатирует о том, что в мире не существует идеальной модели системы здравоохранения. Следовательно, для организации эффективной системы охраны здоровья населения, необходимо перенять опыт развитых стран на основе государственного регулирования системы здравоохранения с учётом различных трендов рыночной экономики. Ключевые слова: система здравоохранения; медицинская помощь; модели здравоохранения; государственная служба здравоохранения; страховая медицина; частная медицина; медицинские услуги; рыночная экономика.
Контактная информация: Турсунов Рустам Абдусамадович, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ISSUES
OF MEDICAL CARE ORGANIZATION IN THE LIGHT OF THE CURRENT MODELS OF
HEALTH CARE SYSTEMS IN THE WORLD. ANALYTICAL REVIEW Abstract Significance. Changes in the social and economic development of any society pose fundamentally new challenges for the medical industry aimed at creating an accessible and effective health care system. Currently, the whole world is looking for ways to reasonably regulate the health сare system in a market economy. The purpose of the study is to conduct a chronological description of the main models of health care systems in the world and an assessment of modern trends in medical care provision to the population Material and methods. To analyze scientific literature, results of modern research on implementing various models in health care systems of the highly developed countries were used. Results. The main characteristics of the models of health care systems in the world, which are fundamentally different from each other, have been outlined: the state-funded (budgetary, public system), which is most comprehensively and conspicuously realized in the UK; predominantly the insurance system (most fully and clearly implemented in Germany and Israel) and the private (paid) system (most typical of the U.S. healthcare). Conclusion. Analysis of the global trends in health care development shows that there is no ideal model of the health care system in the world. Therefore, in order to organize an effective system of public health, it is necessary to adopt the experience of the developed countries on the basis of the state regulation of the health care system, taking into account various trends in the market economy. Keywords: health care system; medical care; health care models; public health service; insurance medicine; private medicine; medical services; market economy.
Corresponding author: Rustam A. Tursunov, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Изменения в социальном и экономическом развитии любого общества ставят перед медицинской отраслью страны принципиально новые задачи, направленные на создание доступной эффективной системы здравоохранения. В настоящее время во всем мире идет поиск разумного сочетания рынка и регулирования системы здравоохранения. Однако, плюрализм направлений реформирования при недостаточной разработанности и научном обследовании путей проведения реформ, нечеткости законодательной базы и социально- экономических ориентиров отражает их бессистемный характер и недостаточную эффективность. В мире существует множество систем здравоохранения, а формирование моделей здравоохранения происходит в русле социально-экономической политики, проводимой в их странах [1, 2]. При этом идеальный универсальный план по обеспечению общедоступности медицинского обслуживания, который подходил бы всем странам, не существует. Каждое государство разрабатывает и совершенствует Национальную программу здравоохранения с учетом собственных социально-экономических, исторических, культурных и пр. условий и имеющихся ресурсов [3-5]. Каждая национальная система здравоохранения характеризуется определенными особенностями и имеет специфические проблемы. Управление ею требует постоянной оценки ситуации, базирующейся на хорошо развитой информационной системе, квалифицированного управленческого персонала и участия общества – различиях профессиональных организаций и групп поддержки [6-8]. Цель исследования – хронологическая характеристика основных моделей систем здравоохранения в мире и оценка современных трендов по оказанию медицинской помощи населению. Материалы и методы Для анализа научной литературы были использованы результаты современных исследований по внедрению различных моделей в системы здравоохранения высокоразвитых стран. Результаты В настоящее время за рубежом функционируют различные системы организации здравоохранения. Одни из них носят централизованный характер, другие – децентрализованный. Одни поддерживаются принципов страхования, другие финансируются из бюджета. Одни охватывают всех граждан, другие нет. Во многих экономически развитых странах население в целом благоприятно воспринимает действующую в каждой из них систему здравоохранения, хотя считает её далеко не идеальной. В связи с этим, практически везде в мире в здравоохранении происходят перемены, порой достаточно существенные, а иногда и радикальные [9-11]. Проявление национальных программ здравоохранения было связано в первую очередь с возникновением и развитием рабочего движения в виде рабочих партий, профсоюзов. Социальное страхование всегда следовало за созданием профсоюзов и социалистических партий [1, 9, 12]. Существует множество классификаций систем здравоохранения, Европейские эксперты ограничиваются основными тремя моделями [13-15].
Кроме того, следует отметить Американскую систему, которая представляет финансирование через рынок медицинского страхования, частичный охват, высокое качество и цена медицинских услуг (США). При этом, системы здравоохранения практически всех стран, проходя множество реформ, постоянно видоизменяются, заимствуя друг от друга идеи, обрекая на провал попытки классифицировать их [2, 11, 16, 17]. Согласно экспертным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), современные системы здравоохранения мира можно условно разделить на три основные системы, принципиально отличающиеся друг от друга:
Современные системы здравоохранения лишь «преимущественные», так как практически ни в одной из развитых стран, подобные системы не представлены в чистом виде, без элементов других систем. Во многих странах мира существуют и развиваются смешанные системы и различные организационные формы. Например, в Канаде, Норвегии, Италии, Бельгии большая часть всех средств на здравоохранение поступает из государственного бюджета. Кроме того, средства поступают также из региональных и общественных средств, формируемых за счет обязательных налогов с населения и предпринимателей [18, 19]. Государственная (бюджетная, общественная система) Преимущественно государственная служба здравоохранения функционирует в Великобритании. Великобритания занимает 16 место в Европейском индексе здоровья потребителей 2018 года [20]. В результате реформы здравоохранения, проведенной в 1948 году, создана общенациональная государственная служба здравоохранения, которая оказывает всему населению бесплатную медицинскую помощь. При этом, 4-5% больничных коек сохранены для желающих получить лечение в более улучшенных условиях с символической оплатой лекарств по рецептам по одинаковой цене вне зависимости от их стоимости, оплатой протезов, очков и др. [21, 22]. Предоставляемые медицинскими учреждениями медицинские услуги обеспечиваются государственным бюджетом на 85-87% (остальные средства поступают из частных источников и средств добровольного медицинского страхования). Финансы распределяются учреждением здравоохранения через Министерство (департамент) здравоохранения. Система здравоохранения Великобритании состоит из 3-х секторов: I. Сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики, амбулаторно-поликлинических учреждений, аптек, фармацевтов, зубных врачей (не стоматологов), глазных врачей (не офтальмологов), т.е. персонал учреждений, системы первичной медико-санитарной помощи; II. Госпиталей, больничных служб, амбулаторий при госпиталях, врачей специалистов, в том числе стоматологов и офтальмологов, и других персоналов стационаров; III. Общественных, подведомственных муниципалитетам, медицинских (родовспоможение и др.) служб здравоохранения, включая санитарно-гигиенические, организаций, так называемых социальных медицинских работников (медсестер по уходу, патронажных медсестер и др.). Кроме этого, ряд ведомств, Министерство труда, Военное министерство имеют медицинские учреждения и персонал (санитарных инспекторов промышленных предприятий и т.д., которые являются государственными служащими). Более трети врачей работают в системе общей практики; одна треть работают в госпиталях, остальная одна треть работают в муниципальных учреждениях [18, 21, 23]. Сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики и др.) подконтролен соответствующим попечительским комитетам, имеющих в каждом районе (около 500) и состоящих из представителей администрации, профсоюзов, здравоохранения, общественных организаций. Деятельность стационаров контролируется больничными советами или комитетами (трастами), имеющимися в районах и регионах (областях). Также эти Советы состоят из представителей общей администрации, профсоюзов, медицинской администрации, населения и др. Муниципальный сектор подчиняется местным властям. В госпиталях и в муниципальных учреждениях персонал получает фиксированную заработную плату в соответствии с нормами и тарифами. В секторе общей практики оплата производится за каждого «приписанного» к врачу или группе врачей строго по тарифу, установленного законом (более одного фунта стерлингов). В Великобритании распространена групповая практика, добровольное объединение нескольких врачей, работающих в одной компании. Число пациентов на одного врача общей практики (семейного врача) ограничено (не более 5000-7000 пациентов). Рабочий день врачей не лимитирован. Врач обязан принять пациента или посетить его на дому в любое время. Консультации специалистов проводятся в амбулаториях госпиталей. На стационарное лечение обычно направляют врачей общей практики. Существенными недостатками системы являются нехватка средств. Государственная система финансируется не более 6,5% от валового продукта, в связи с чем отмечается недостаточное количество современного оборудования, новейших медицинских учреждений с современными технологиями. Существуют очереди на госпитализацию, отмечается разрыв между первичной медико-санитарной помощью, общей практикой, госпиталями и местными службами здравоохранения. Модель медицинского страхования Страховая система – это предоставление медицинской помощи за счет отчислений из заработной платы, отчисление от доходов (налогов) предпринимателей и средств государственного бюджета. Размер отчислений в разных странах разный [24-26]. В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Израиля, Швейцарии и странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая модель Бисмарка, при которой ключевую роль играет финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды. Официально медицинское страхование началось со второй половины XIX века (1881 г.), с так называемых страховых законов канцлера Германии Отто фон Бисмарка. «Закон о страховании рабочих по случаю болезни» был принят 1883 году. С тех пор в Германии, а затем в ряде других стран, в том числе в России (1912), были приняты такие законы, положившие начало системе страховой медицины («система Бисмарка») [7, 27]. В случае необеспечения обязательного медицинского страхования все остатки оплаты за полученную медицинскую помощь оплачивает сам застрахованный или за него оплачивают предприятия, организации и пр. В Германии страховая медицина развивается с 1883 года. На медицинское страхование расходуется более 8% валового продукта (из 13% всех расходов на здравоохранение) [28, 29]. Средства на медицинское страхование поступают из 3 источников: 6,5% фонда платят застрахованные; 6,5% фонда – работодатели и остальные 87% средств дотирует государство из бюджета. Всего финансирование здравоохранения обеспечивается на 60% за счет социального страхования, на 10% за счет средств частного (добровольного) страхования, на 15% за счет государственных ассигнований и на 15% за счет личных средств граждан. На одного человека из всех источников на здравоохранение в год тратится более 2000 долларов. Все операции осуществляют более 1200 страховых касс, объединенных в ассоциации, которые контролируют деятельность кассы и расходование врачами. Действует несколько видов касс:
Страхование охвачено более 90% населения. Примерно 3% состоятельных граждан обычно пользуются добровольным страхованием. Страховые врачи и организации обычно не выходят за пределы утвержденного тарифа [18, 25, 30]. Общенациональный контроль осуществляет Федеральное министерство здравоохранение и социальной помощи. В регионах («землях») имеются соответствующие министерства, их органы и учреждения. Муниципальные учреждения подведомственны местным органам власти, соответствующим советам, комитетам и т.п. Все медицинские учреждения работают на федеральном, региональном, местном административных уровнях. Медицинская администрация не распространяет свою юрисдикцию на страховые кассы и их ассоциации. Помимо профсоюзов, врачебных ассоциаций, самих ассоциаций страховых касс, контроль над страховыми организациями осуществляет Министерство труда, науки, здравоохранения и др. [18, 28]. Наиболее успешным примером реализации государственного медицинского страхования населения с высокоразвитой системой здравоохранения является Израиль. Данная модель медицинского страхования координируется в рамках следующих законов: «О здоровье народа» (1940), «О государственном медицинском страховании» (1995), «О правах пациента» (1996), которые гарантируют населению право на получение медицинского обслуживания - больничные страховые кассы осуществляют медицинское страхование, фонд также поддерживается ежемесячными взносами застрахованных и отчислениями работодателей [18, 31, 32]. Финансирование системы здравоохранения складывается из четырех источников: средства бюджета, которые составляют 37% от общего объема финансирования, налог на здравоохранение (27%), частное финансирование (33%) и средства пожертвований частных лиц и общественных организаций (3%) [9, 33]. Частная модель системы здравоохранения За последние три десятилетия в мире наблюдается устойчивый рост участия частного сектора в финансировании и обеспечении системы здравоохранения [34], а в Республике Таджикистан отмечается рост профильных частных поставщиков медицинских услуг (7,6%) [35]. Долгое время считалось, что в США имеется одно здравоохранение – частное. На самом деле Америка - страна с наиболее выраженной рыночной экономикой, не имея какой-то единой системы, воплощает различные формы организации здравоохранения [11, 36]. Распространено добровольное частное медицинское страхование, которым охвачено более 80% населения. За счет средств добровольного вида страхования оплачивается более трети всех медицинских услуг – больничных (более 35%) и почти 50% внебольничной врачебной помощи [17, 37]. Свыше 40% всех расходов из общей суммы составляют ассигнования федерального госбюджета и общественных программ, прежде всего «Medicare» (для оказания медицинской помощи людям старше 65 лет) и «Medicaid» (для оказания медицинской помощи неимущим, безработным). Остальные средства составляют личные платежи граждан (более 20%) и взносы различных религиозных, благотворительных фондов и организаций. США на здравоохранение тратит почти 14% ВВП, более 4000 долларов на человека в год. В стране более 2000 страховых медицинских компаний. Из них две самые крупные «синий крест» и «синий щит». Они занимаются страхованием больничной и внебольничной помощи. Федеральные (правительственные) службы составляют 1/8 до 1/10 часть всех учреждений и кадров здравоохранения. Департамент (министерство) здравоохранения, просвещения и благосостояния осуществляет координацию всех медицинских учреждений, обеспечивает контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией, производством и продажей лекарств, контроль за пищевыми добавками, предоставляет свои учреждения для льготной медицинской помощи некоторым группам населения, через свои научно-исследовательские институты организует выполнение исследовательских программ по актуальным проблемам, осуществляет координацию по подготовке кадров и т.п. [18, 38]. В составе региональных правительств во главе с губернаторами имеются департаменты здравоохранения, ведающие большинством медицинских учреждений, в том числе психиатрическими, родовспомогательными, педиатрическими, инфекционными, бактериологическими лабораториями, амбулаторно-поликлиническими центрами и пр. Учреждения регионального и федерального уровней составляют 3/4 и более всей материально-технической базы здравоохранения [16]. Доля частных, коммерческих учреждений в США довольно велика, почти половина всех больничных учреждений. В этих учреждениях очень высока цена медицинских услуг, оплатить которые могут далеко не все. Полностью бесплатной медицинской помощи в США нет (кроме некоторых групп военных). Служба и организация здравоохранения предоставляют льготную медицинскую помощь за счет общественных, федеральных или иных источников средств отдельным слоям населения (ветераны войн, аборигены Америки, служащие госдепартамента, моряки торгового флота, людям попадающие под действие законов о «Medicare» и о «Medicaid»). Заключение Анализ глобальных трендов развития здравоохранения показывает, что в мире не существует идеальной модели системы здравоохранения. Следовательно, для организации эффективной системы охраны здоровья населения, необходимо перенять опыт развитых стран на основе государственного регулирования системы здравоохранения с учётом различных трендов рыночной экономики. Библиография
References
Дата поступления: 04.04.2022 Просмотров: 5147
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 03.08.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|