РЕСУРСНОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ СТАРШЕ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2015-2020 |
05.07.2022 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-7
Иванова М.А., Сененко А.Ш., Розанов А.В. Резюме Одна из основных мировых демографических тенденций – старение населения, в том числе в Российской Федерации. В связи с этим особое внимание организаторов здравоохранения уделяется ресурсному и нормативному обеспечению медицинской помощи населению старше трудоспособного возраста с учетом изменившихся условий и возможностей медицинских организаций. Цель исследования: анализ нормативных документов и основных показателей, характеризующих обеспеченность и деятельность врачей-гериатров, оказывающих медицинскую помощь лицам пожилого и старческого возраста. Материал и методы: ретроспективный анализ данных форм федерального статистического наблюдения №30 за период с 2015 по 2020 гг., сведения о численности населения в возрасте 60 лет и старше (данные Росстата) приказы Минздрава России №38 и №297. Контент-анализ нормативных документов, статистический (расчет экстенсивных и интенсивных показателей), описательная статистика c использованием Программы MS Office Excel 2016, Statistica 6.1. Результаты исследования показали, что, несмотря на постепенный рост обеспеченности населения врачами-гериатрами и посещаемость их пациентами данной категорией населения, укомплектованность штатных должностей остается на низком уровне, а это влияет на рост коэффициента совместительства и свидетельствует о востребованности в подготовке врачей-гериатров. К примеру, показатель обеспеченности врачами-гериатрами по России в целом в 2020 году составил 0,09 на 10 000 населения старше трудоспособного возраста. Продолжающееся снижение укомплектованности врачебных должностей при положительном темпе прироста обеспеченности врачами-специалистами, вероятно, обусловлено несоответствием расширения числа штатных должностей темпам укомплектованности физическими лицами. Заключение: результаты исследования показали необходимость разработки норм времени, соответствующих современным условиям оказания первичной медико-санитарной помощи врачами-гериатрами, а также установления норм нагрузки и реальной численности врачей данной специальности для качественного оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста. Ключевые слова: должности врачей-гериатров; нормативное обеспечение; медицинская помощь; пожилой и старческий возраст
Контактная информация: Иванова Маиса Афанасьевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
,
RESOURCE AND REGULATORY SUPPORT FOR THE ORGANIZATION OF CARE
DELIVERY TO PEOPLE OLDER THAN WORKING AGE IN THE RUSSIAN FEDERATION,
2015-2020. Abstract Aging is one of the major global demographic trends, including in the Russian Federation. In this regard, health officials pay a special attention to the resource and regulatory support for care delivery to people older than working age, taking into account the changed conditions and capabilities of medical organizations. The purpose of the study was to assess normative documents and main indicators characterizing the number and performance of geriatricians providing medical care to the elderly and senile people. Material and methods: retrospective analysis of data from federal statistical observation forms No. 30 for the period from 2015 to 2020, data on the population aged 60 years and older, Rosstat data, orders of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 38 and No. 297. Content analysis of regulatory documents, statistical (calculation of extensive and intensive indicators), descriptive statistics using MS Office Excel 2016, Statistica 6.1. The study results showed that, despite a gradual increase in the number of geriatricians and relevant visits by patients of this category, the full-time position staffing remains low, affecting a growth in the part-time coefficient, suggesting a need for training geriatricians. For example, the number of geriatricians in Russia as a whole in 2020 equaled to 0.09 per 10,000 population older than working age. The ongoing decline in medical position staffing against a background of a positive growth rate in the number of medical specialists is probably due to the gap between the increasing number of full-time positions and the staffing rate by individuals. Conclusion: the study results have identified the need for developing time standards that correspond to the modern conditions of primary care delivery by geriatricians, as well as establishing workload standards and the actual number of doctors in this specialty to ensure high-quality care delivery to the elderly. Keywords: positions of geriatricians; regulatory support; medical care; elderly and senile population.
Corresponding author: Maisa A. Ivanova, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В Российской Федерации, как и во всём мире, гериатрия как направление практической медицины сегодня активно развивается [1], а проблемы организации медицинской помощи [2] пожилым, ключевую роль в которой играет увеличение продолжительности и качества жизни [3], находятся в центре внимания специалистов и организаторов здравоохранения [4,5,6,7,8], поскольку нормативные документы со временем теряют свою актуальность и требуют пересмотра с учетом изменившихся условий оказания медицинской помощи, демографической и эпидемиологической ситуации. Старение населения рассматривается как неизбежный атрибут развитого общества, когда увеличивается продолжительность жизни и возникает вопрос обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи населения [9,10,11]. Вместе с тем инволюционные процессы определяют характер течения заболеваний [12,13,14,15], что в свою очередь влияет на потребность в медицинской помощи, а, следовательно, во врачах-гериатрах. В этой связи важным становится не только изучение механизмов повышения продолжительности жизни и развития заболеваний у пациентов 60 лет и старше, но и совершенствование организации оказания медицинской помощи данной категории населения [16,17]. В настоящее время в нормативных документах роль врача-гериатра в большой степени рассматривается как организационно-методическая, а не только связанная с лечебно-консультативной деятельностью. В то же время задача переноса основных объемов медицинской помощи на первичное звено здравоохранения неразрывно связана с организацией амбулаторного приёма врача-гериатра и взаимодействием врачей участковых терапевтов и врачей общей практики с врачами-гериатрами [18,19]. Однако не все действующие нормативы регламентируют нормы времени для врачей - специалистов по оказанию медицинской помощи в амбулаторных условиях [20, 21]. Цель исследования: анализ нормативных документов и основных показателей, характеризующих обеспеченность и деятельность врачей-гериатров, оказывающих медицинскую помощь лицам пожилого и старческого возраста. Материал и методы исследования Проведен ретроспективный анализ данных форм федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» за период с 2015 по 2020 гг., сведения о численности населения в возрасте 60 лет и старше (данные Росстата). Источниками информации также явились приказы Минздрава России (от 29.01.2016 г. №38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»», от 28.07.1999 г. №297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации». Обеспеченность населения врачами-гериатрами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитана на население в возрасте от 55 лет женского и с 60 лет и старше мужского населения. Методы исследования: контент-анализ нормативных документов, статистический (расчет экстенсивных и интенсивных показателей), описательная статистика c использованием Программы MS Office Excel 2016, Statistica 6.1. Результаты Результаты контент-анализа нормативных документов по обеспечению медицинской помощи населению врачами-гериатрами показал, что основным нормативным документом, регламентирующим в настоящее время деятельность врача-гериатра, является Приказ Минздрава Российской Федерации от 29.01.2016 г. №38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»», который зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2016 г. №41405. Согласно этому приказу, медицинская помощь по профилю «гериатрия» заключается в оказании медицинской помощи лицам пожилого (60 – 74 года) и старческого (75 лет и старше) возраста при наличии старческой астении. При этом основной целью является «сохранение/восстановление…» способности обходиться без посторонней помощи. Приказ от 29.01.2016 г. №38н был разработан и утвержден как замена приказа Минздрава Российской Федерации от 28.07.1999 г. №297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации», где внесены дополнения и изменения в действующую в то время номенклатуру учреждений здравоохранения, в том числе - такие понятия, как «гериатрический центр» и «гериатрическая больница». Следует отметить, что организация гериатрического центра рекомендовалась из расчета на 300 тысяч населения и выше, на который возлагалась роль методического центра, оказание консультативно-диагностической и стационарной помощи по профилю «гериатрия». Нормы нагрузки для специалистов центра в соответствии с данным приказом составили: два посещения в час для врачей-консультантов, в том числе врача-дерматовенеролога, врача-невропатолога, врача-психиатра, врача-терапевта, врача-кардиолога, врача-гастроэнтеролога, врача-пульмонолога, врача-эндокринолога, врача-травматолога-ортопеда, врач-хирурга, врач-ангиохирурга, врача-уролога, врача-гинеколога; три посещения в час для врача-отоларинголога, врача-офтальмолога, врача-стоматолога-терапевта и врача-стоматолога-хирурга. При этом ни в одном их вышеизложенных нормативных документов не указаны научно обоснованные нормы времени на посещение одним пациентом врача-гериатра. Организация гериатрической больницы (отделения) для оказания плановой медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста в условиях стационара, их долечивания и медицинской реабилитации рекомендовалась при численности населения от 50 тысяч человек. Приказом были определены «рекомендуемые штатные нормативы», в том числе 1 врачебная должность на число коек, рекомендуемые штатные нормативы среднего медицинского персонала в расчете на 1 круглосуточный пост и число коек. Гериатрическое отделение в соответствии с приказом МЗ РФ от 29.01.2016 г. №38н создается в медицинской организации при численности населения пожилого и старческого возраста не менее 20 000 человек. Причем пациентам старше трудоспособного возраста без синдрома старческой астении оказание медицинской помощи возложено на врача-терапевта участкового (врача общей практики), в то время как пациентам с наличием синдрома оказание медицинской помощи осуществляется врачом-терапевтом участковым с учётом рекомендаций врача-гериатра. Фактически на врача-гериатра возложены функции консультанта и методиста, что свидетельствует о существенной доле организационно-методической работы, проводимой врачом-гериатром в амбулаторных условиях, что следует учитывать при оценке затрат рабочего времени врача-специалиста при оказании медицинской помощи. В целом же организация медицинской помощи по профилю «гериатрия» в амбулаторных условиях и повышение её роли в оказании первичной медико-санитарной помощи населению становятся ключевым этапом во всей системе оказания медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста. В этой связи важно оценить кадровые ресурсы, прежде всего – обеспеченность, укомплектованность и коэффициент совместительства врачей-гериатров, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. По данным федерального статистического наблюдения, в 2020 году обеспеченность врачами-гериатрами в Российской Федерации составила 0,09 на 10 000 населения старше трудоспособного возраста. Анализ показателей обеспеченности врачами-гериатрами в разрезе федеральных округов показал, что наиболее высокая обеспеченность специалистами в Северо-Западном (СЗФО) (0,21 на 10 000 соотв. нас.) и Северо-Кавказском (СКФО) (0,18 на 10 000 соотв. нас.) федеральных округах. Наиболее низкая обеспеченность в равных соотношениях (по 0,04 на 10 000 соотв. нас.) в Центральном (ЦФО) и Южном (ЮФО) федеральных округах. Причем за весь анализируемый период значения показателей по федеральным округам имели существенные различия. Вместе с тем, в соответствии с приказом от 29.01.2016 г. №38н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»» для медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, 1 должность врача-гериатра предусмотрена «из расчета на 20 000 и более прикрепленного населения пожилого и старческого возраста». Исходя из этого, рекомендуемая обеспеченность на 10 000 соответствующего населения должна составлять 5,0 должностей. В таблице 1 представлено соотношение фактической и рекомендуемой обеспеченности населения старше трудоспособного возраста врачами-гериатрами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, которое показывает, что в целом по России фактический показатель обеспеченности намного ниже рекомендуемого значения. Это указывает на то, что, несмотря на возможность увеличения численности обслуживаемого населения (по тексту приказа – «20 000 и более прикрепленного населения пожилого и старческого возраста»), фактическая численность врачей-гериатров, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, существенно ниже рекомендуемых нормативов и потребуется ещё весьма значительное время для достижения соответствующих показателей. Таблица 1 Обеспеченность населения старше трудоспособного возраста (женщины с 55 и мужчины с 60 лет и старше) врачами-гериатрами, оказывающими помощь в амбулаторных условиях, в 2020 году и соотношение с рекомендуемым значением (на 10 000 соответствующего населения)
Динамика показателя обеспеченности врачами-гериатрами за период 2015-2020 гг. имела разнонаправленный характер: с 2017 по 2019 гг. в большинстве ФО прослеживался ежегодный рост показателя, к 2020 г. в таких округах, как СЗФО (с 0,23 до 0,21 на 10 000 соотв. нас.), ЮФО (с 0,05 до 0,04 на 10 000 соотв. нас.), ПФО (с 0,13 до 0,12 на 10 000 нас.), СФО (с 0,1 до 0,09 на 10 000 соотв. нас.), ДФО (с 0,07 до 0,05 на 10 000 соотв. нас.) произошло снижение. Тенденция к росту показателя продолжалась лишь в СКФО (с 0,16 до 0,18 на 10 000 соотв. нас.), в УФО произошла стабилизация показателя, как и по Российской Федерации в целом. Очевидно, что реализация приказа Министерства здравоохранения от 29.01.2016 г.№38н и связанное с ним появление первичной специализированной медицинской помощи по профилю «гериатрия» сыграли ключевую роль. В целом по России темп прироста обеспеченности населения врачами-гериатрами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, за 2017-2020 гг. составил 83,3%. Наиболее высокие темпы прироста установлены и ЮФО (400%), Уральском (УФО) (175%) и Дальневосточном (ДФО) (133,3%) федеральных округах. Вместе с тем, показатель укомплектованности штатных должностей врачами-гериатрами, оказывающими помощь в амбулаторных условиях, за анализируемый период по стране в целом снизился с 69,9% 2015 году до 56,1% в 2020 году. Максимальное значение показателя отмечено в УФО (71,7%), минимальное – в ДФО (32,1%). Следовательно, показатели укомплектованности врачами-гериатрами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, различаются по ФО более чем в два раза. По федеральным округам различаются и темпы изменения показателей. Несмотря на высокую актуальность проблемы оказания медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста, укомплектованность штатных должностей в большинстве ФО снижается. Следует отметить, что по Российской Федерации в целом снижение укомплектованности врачами-гериатрами за период 2015-2017 гг. (с 69,9 по 58,8%) более выражено, чем за последние годы исследуемого периода (2017-2020 гг.) (с 58,8 до 56,1%). Однако при положительном темпе прироста обеспеченности врачами-специалистами укомплектованность штатных должностей продолжает снижаться, что, вероятно, обусловлено несоответствием расширения числа штатных должностей темпам притока физических лиц. Данные по коэффициенту совместительства врачей-гериатров демонстрируют, что в целом по Российской Федерации показатель вырос (с 1,523 в 2015 году до 1,9 в 2020 году). При этом имеют выраженные различия показателей по ФО, максимальное и минимальное значения в 2020 году различались более чем в два раза: максимальное в ЮФО (3,23) и минимальное в СКФО (1,45). Темпы прироста-убыли коэффициента совместительства имеют разнонаправленные значения, в связи с чем судить о какой-либо закономерности изменений не представляется возможным. При этом число посещений к врачам-гериатрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, за анализируемый период в целом по Российской Федерации и практически во всех ФО существенно выросло, хотя в конце анализируемого периода относительно предыдущего года произошло снижение на 15,8% (с 834693 до 703049), что может быть обусловлено, прежде всего, пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией Covid-19 и мероприятиями, проводимыми по профилактике ее распространения. Обсуждение Приказ Минздрава Российской Федерации от 2016 года №38н фактически предусматривает формирование трехуровневой системы организации медицинской помощи пациентам старше трудоспособного возраста с синдромом старческой астении и функции каждого из подразделений. Определены рекомендуемые штатные нормативы, однако не в полной мере решен вопрос о необходимой численности сотрудников отделений для оказания помощи пациентам пожилого и старческого возраста, в том числе: первичной медико-санитарной (за исключением ввода второй должности медицинской сестры врачу-терапевту участковому при наличии доли населения старше трудоспособного возраста более 40%; специализированной; диагностических и лабораторных подразделений и др. При этом данные федерального статистического наблюдения свидетельствуют о низкой обеспеченности целевой категории населения врачами-гериатрами и укомплектованности штатных должностей. Вместе с тем, динамика показателя обеспеченности врачами-гериатрами с 2017 года демонстрирует достаточно стабильные темпы прироста, что позволяет ожидать решение кадровой проблемы. Выявленный нами рост числа посещений врачей-гериатров указывает на их востребованность, особенно с учетом демографических процессов в стране. Вопросы демографии и продолжительности жизни населения активно обсуждаются ведущими специалистами в этой области [22, 23]. Выявлен постепенный рост обеспеченности населения врачами-специалистами, чего не скажешь по укомплектованности штатных должностей, что отражается и на росте коэффициента совместительства. Всё это указывает на востребованность в подготовке врачей-гериатров. Результаты анализа нормативных документов по обеспечению первичной медико-санитарной помощи населению пожилого и старческого возраста свидетельствуют об отсутствии норм времени на посещение врача-специалиста одним пациентом, что позволило бы установить реальную нагрузку и потребность во врачах -гериатрах. Выводы:
Библиография
References
Дата поступления: 05.04.2022 Просмотров: 3957
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 11.08.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|