ВОЗ. Информационный бюллетень. Июнь 2022 |
05.07.2022 г. | ||||||
Июнь 2022 г. Тема номера – Всемирный день донора крови1
Ежегодно 14 июня в разных странах мира отмечают Всемирный день донора крови. В этот день Всемирная организация здравоохранения выражает благодарность людям, которые добровольно и безвозмездно сдают свою кровь, необходимую для спасения человеческих жизней, и повышает осведомленность о необходимости регулярного донорства крови для обеспечения качества, безопасности и наличия крови и ее продуктов для нуждающихся в них пациентов. Безопасность крови и ее наличие Основные факты:
Национальная политика и организация деятельности Переливание крови позволяет спасать человеческие жизни и улучшать здоровье, но многие пациенты, нуждающиеся в переливании, не имеют своевременного доступа к безопасной крови. Обеспечение достаточных запасов безопасной крови должно быть неотъемлемой частью национальной политики и инфраструктуры здравоохранения в каждой стране. Согласно рекомендациям ВОЗ, всю деятельность, связанную со сбором, тестированием, обработкой, хранением и распределением крови, необходимо координировать на национальном уровне в рамках эффективной организации и интегрированной сети банков крови. Национальная система обеспечения крови должна опираться на национальную политику и законодательную базу для достижения единообразного применения стандартов и согласованности в области обеспечения качества и безопасности крови и ее продуктов. В 2018 г. 73% (или 125 из 171) предоставляющих данные стран имели национальную политику регулирования деятельности, связанной со службами крови. В целом 66% (или 113 из 171) стран, представивших ответы, имеют специальное законодательство, регулирующее вопросы безопасности и качества переливания крови, в том числе:
Доноры крови Возраст и пол доноров крови Согласно данным о гендерных характеристиках доноров крови, 33% добровольной сдачи крови в мире обеспечивается женщинами, хотя этот показатель варьируется в широких пределах. В 15 из 113 стран, предоставляющих информацию, доноры-женщины предоставляют менее 10% крови. Возрастной профиль доноров крови показывает, что пропорционально больше молодых людей сдают кровь в странах с низким и средним уровнем дохода, чем в странах с высоким уровнем дохода. Демографическая информация о донорах крови важна для разработки и мониторинга стратегий по привлечению доноров. Типы доноров крови Существуют три типа доноров крови:
Надлежащие и надежные запасы безопасной крови могут быть обеспечены на устойчивой основе регулярного, добровольного, безвозмездного донорства крови. Такие доноры являются также самой безопасной группой доноров, так как среди них отмечается самый низкий уровень распространенности инфекций, передаваемых через кровь. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA63.12 призывает все государства-члены развивать национальные системы обеспечения крови на основе добровольного безвозмездного донорства крови и работать над достижением этой цели. Поступающие в ВОЗ данные свидетельствуют о значительном увеличении количества донорской крови, предоставленной на добровольном и безвозмездном уровне, в странах с низким и средним уровнем дохода.
Обработка крови Собранная кровь в антикоагулянте может храниться и переливаться пациенту в неизмененном виде. Это известно как переливание «цельной крови». Однако кровь можно использовать более эффективно, если разделить ее на компоненты, такие как эритроцитарная масса, плазма, криопреципитат и тромбоцитарная масса. В этом случае можно удовлетворить потребности более чем одного пациента. В странах с низким уровнем дохода возможности для предоставления пациентам различных необходимых им компонентов крови до сих пор ограничены: в этих странах лишь 38% собранной крови разделяется на компоненты по сравнению с 75% в странах с уровнем дохода ниже среднего, 96% в странах с уровнем дохода выше среднего и 96% в странах с высоким уровнем дохода. Полный текст Информационного бюллетеня ВОЗ на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blood-safety-and-availability Деятельность ВОЗ В связи с риском передачи серьезных инфекций, включая ВИЧ и гепатит, через небезопасную кровь, а также хроническим дефицитом крови внимание глобального сообщества привлечено к важности обеспечения безопасности и наличия крови. Выдвинув цель по достижению всеобщего доступа к безопасным продуктам крови, ВОЗ возглавляет усилия по улучшению безопасности и наличия крови и рекомендует следующую комплексную стратегию по ее обеспечению:
ВОЗ оказывает содействие странам в развитии национальных систем крови для расширения своевременного доступа к достаточным запасам безопасной крови и продуктам крови, а также в разработке надлежащих практических методик переливания крови в целях удовлетворения потребностей пациентов. ВОЗ предоставляет странам руководящие указания и техническую помощь в целях обеспечения всеобщего доступа к безопасной крови и ее продуктам, а также достижения самообеспеченности запасами безопасной крови и ее продуктов на основе добровольного безвозмездного донорства крови для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения. Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/campaigns/world-blood-donor-day Публикации Всемирной организации здравоохранения:
Основные данные и информация по каждому государству-члену представлены в приложениях к предыдущему изданию доклада, опубликованному в 2016 г. Страны, агентства по развитию и исследователи сочли эти страновые данные и информацию полезными. В этом докладе за 2021 г. данные за последние четыре года были обновлены и добавлены в приложения. Благодаря увеличению доступности данных по ключевым сопоставимым показателям за несколько лет теперь можно проводить анализ глобальных и региональных тенденций в области сбора и переливания крови. В этом докладе за 2021 г. по-прежнему признается, что неадекватное и неустойчивое финансирование служб крови является основным фактором, препятствующим усилиям по повышению безопасности крови в развивающихся странах. Правительства должны обеспечить адекватное и устойчивое финансирование национальных или региональных программ крови. Механизмы финансирования служб крови должны быть интегрированы в финансовую структуру национальных систем здравоохранения. Страны, получающие значительную финансовую поддержку от внешних доноров, должны принять активные меры для мобилизации внутренних источников и снижения зависимости от внешнего финансирования, чтобы обеспечить качество и устойчивость услуг по переливанию крови. Доступ к достаточным и надежным запасам крови и ее продуктам, а также к безопасным услугам по переливанию крови является неотъемлемой частью любой развитой системы здравоохранения и важным компонентом усилий по достижению цели всеобщего охвата услугами здравоохранения. Однако, несмотря на прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, ясно, что цель всеобщего доступа к безопасной крови и ее продуктам не была достигнута во многих странах. Таким образом, достаточность и безопасность крови и равноправный доступ к ней на национальном и глобальном уровнях потребуют дальнейшего изучения. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/356165/9789240051683-eng.pdf
Настоящее руководство подготовлено ВОЗ для оказания помощи службам переливания крови в разработке национальных планов реагирования на любые инфекционные угрозы, связанные с достаточностью или безопасностью обеспечения кровью, будь то уже известный возбудитель инфекции, начавший распространяться и вызвавший рост заболеваемости, или же впервые обнаруженный возбудитель. Настоящее руководство разработано для национальных служб переливания крови, желающих создать план своевременного, скоординированного и надлежащего реагирования на любую потенциальную инфекционную угрозу. Как известно, новые возбудители инфекций могут затрагивать не только системы обеспечения кровью; в странах, где проводится трансплантация, может быть нарушено обеспечение клетками, тканями и органами. Службы переливания крови, будучи организациями, отвечающими за сбор, обработку, хранение клеток, тканей и органов, а также за обеспечение ими, всё чаще принимают на себя все обязанности по подготовке трансплантации на национальном уровне. Подобный подход является разумным и надлежащим, т. к. общие мероприятия по отбору доноров и процедуры скрининга очень схожи между собой. Таким образом, настоящее руководство также могут использовать сотрудники учреждений, ответственных за обеспечение клетками, тканями и органами, при подготовке к реагированию на новую инфекционную угрозу. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311443/9789240025608-rus.pdf
В настоящем документе представлены рекомендации по управлению поставками донорской крови в контексте пандемии COVID-19, включая рекомендации по сбору плазмы пациентов переболевших этой болезнью. Документ предназначен для следующей аудитории: • службы крови или другие учреждения, непосредственно отвечающие за поставки донорской крови и ее компонентов в государствах-членах; • национальные органы здравоохранения и НПО, отвечающие за службы крови и их деятельность; • группы, отвечающие за сбор содержащей SARS-CoV-2 плазмы переболевших COVID-19 пациентов. Документ содержит обновленный вариант временных рекомендаций, опубликованный 10 июля 2020 г. В документе представлена обновленная научная информация об опыте экспериментального использования плазмы пациентов, переболевших COVID-19, в том числе результаты рандомизированных контролируемых исследований и нескольких исследований серии неконтролируемых случаев. Наконец, в нем содержится информация о доступности нового международного стандартного реагента для нормализации анализов на связывание и нейтрализацию активности антител к SARS-CoV-2. Полный текст на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/339793/WHO-2019-nCoV-BloodSupply-2021.1-rus.pdf
Переливание крови является неотъемлемой частью оказания медицинской помощи больным. При правильном использовании оно спасает жизни и улучшает здоровье. Однако переливание крови сопряжено с потенциальным риском острых или отсроченных осложнений и передачи инфекций. Поэтому оно должно назначаться только при наличии четких показаний. Многие страны мира сталкиваются с проблемами, связанными с обеспечением достаточных запасов крови и ее продуктов, а также с обеспечением качества и безопасности этих продуктов. Национальные данные об использовании продуктов крови ограничены, но исследования показывают, что продукты крови часто используются ненадлежащим образом как в развитых, так и в развивающихся странах. Переливание крови, которое не является необходимым для конкретного пациента, и несоответствующая клиническая практика ставят под угрозу безопасность пациентов, являются расточительными и ограничивают доступность продуктов крови для пациентов, которые действительно в них нуждаются. Этот материал предоставляет информацию для глобальной аудитории медицинских работников по выше обозначенным вопросам. Он носит обучающий характер и предоставляет актуальный обзор ключевых тем, связанных с безопасностью крови и клинической практикой трансфузионной медицины. Целевой аудиторией этого документа являются медицинские работники, которые назначают или могут в будущем участвовать в принятии решений о переливании крови, а также те, которые осуществляют эту процедуру. В эту группу входят медицинский персонал и студенты различных клинических областей, медсестры и акушерки. Он также может быть полезен персоналу, в том числе ученым, лаборантам или техническим специалистам, работающим в лабораториях переливания крови, готовящим или тестирующим кровь для переливания, или управляющим запасами продуктов крови, а также для других специалистов, для которых может иметь значение информация о том, как используется кровь (например, обучение персонала, занимающегося сбором крови у доноров, или руководящего персонала центров крови или больниц). Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/350246/9789240033733-eng.pdf
Настоящее руководство представляет собой стратегическую основу для оказания помощи государствам-членам в принятии решения о необходимости централизации тестирования и обработки донорской крови и о том, как выбрать наиболее подходящую модель централизации с учетом уникальных характеристик системы крови в каждой стране. В этом руководстве объясняются ключевые этапы планирования работы учреждений по переливанию крови для централизации их деятельности. Оно также представляет практическое руководство по внедрению систем обеспечения качества переливания крови, управления рисками и обеспечения информацией, а также по управлению инфраструктурой, человеческими и финансовыми ресурсами, необходимыми для таких учреждений, которые будут проводить централизованное тестирование и обработку донорской крови. Руководство представляет собой стратегическую основу для оказания помощи государствам-членам в увеличении объема качественной плазмы, чтобы помочь удовлетворить потребности в лекарственных препаратах, полученных из плазмы крови. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340182/9789240020825-eng.pdf
Несколько лекарственных препаратов, полученных из плазмы (PDMP), включены в Примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ, в котором они отмечены как наиболее эффективные и безопасные для удовлетворения основных потребностей системы здравоохранения. Однако на глобальном уровне таких препаратов не хватает, что наиболее серьезно сказывается на пациентах в странах с низким и средним уровнем доходов. Неадекватность PDMP в этих странах также является результатом недостаточного качества плазмы для внутреннего снабжения, а также отсутствием технических и финансовых возможностей для реализации отечественной программы фракционирования плазмы. Поддержка доступа к качественным и безопасным PDMP на глобальном уровне соответствует целям резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) 63.12 (2010 г.) о наличии, безопасности и качестве продуктов крови, удовлетворяя основные потребности общественного здравоохранения, которые неуклонно растут по мере расширения использования этих важных с медицинской точки зрения продуктов. Этот информационный документ был разработан в рамках Рамочной программы действий ВОЗ по расширению всеобщего доступа к безопасным, эффективным и качественным продуктам крови на 2020–2023 гг., в соответствии с резолюциями ВАЗ и документами ВОЗ, имеющими отношение к глобальному продвижению систем переливания крови. Он предоставляет общий обзор и рекомендации о действиях, которые могут быть предприняты политиками, национальными регулирующими органами, организациями по сбору крови, донорами крови и их ассоциациями, врачами и пациентами в качестве дорожной карты для сокращения потерь плазмы, которые могут быть разделены для составления PDMP и, таким образом, расширить доступ к PDMP в странах с низким и средним уровнем дохода (LMIC). В документе освещаются шаги, которые можно предпринять для увеличения производства качественной и безопасной плазмы от добровольных безвозмездных доноров в странах с низким и средним уровнем доходов и обеспечения ее использования. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/340171/9789240021815-eng.pdf
Система управления информацией в службе переливания крови включает в себя все процессы, необходимые для эффективного управления данными, полученными в ходе обычной работы службы переливания крови. Управление информацией является важным элементом системы качества и способствует документированию и ведению учета. В этом документе компьютерная система управления информацией (CIMS) для служб переливания крови относится к программному пакету системы управления информацией для медицинского учреждения или организации, который выполняет любую или все функции, начиная от сбора крови и заканчивая выдачей совместимой крови для переливания пациенту. Цель этого документа - предоставить высшему руководству центров крови, служб переливания крови или больничных банков крови, планирующих внедрение CIMS, практические рекомендации по методическому подходу к выбору и внедрению такой системы. Приводится информация о методе определения функциональных требований к программному обеспечению, используемому центрами крови, службами переливания или больничными банками крови, и описывается процесс внедрения, который поможет обеспечить успешное внедрение системы. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/330822/9789241512640-eng.pdf
В настоящем докладе представлен обзор мероприятий, предпринятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для оценки необходимости поддержки местного производства качественной восстановленной плазмы учреждениями переливания крови в странах с низким и средним уровнем дохода (LMIC), с тем чтобы ее можно было использовать в качестве активного фармацевтического ингредиента (API) и улучшить доступ к безопасным продуктам крови. В докладе определены потребности и проанализированы проблемы и возможности, с которыми сталкиваются LMIC для улучшения стандартов производства в своих учреждениях по переливанию крови. Соответствующие выводы были получены благодаря научным публикациям, посещениям отдельных регионов и стран, критериям, основанным на анкетировании, и семинару, на котором собрались основные заинтересованные стороны и обсудили текущее состояние и пути продвижения вперед. Это действие соответствует целям резолюции WHA63.12,1 Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая поддерживает доступ к качественным и безопасным продуктам крови на глобальном уровне. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/336863/9789240693975-eng.pdf
Переливание крови способствует ежегодному спасению миллионов жизней и увеличению продолжительности и качества жизни пациентов, страдающих опасными состояниями. Безопасность и доступность крови и ее продуктов для переливания требует набора добровольных безвозмездных доноров крови, отбора и ухода за донорами крови, тестирования донорской крови гарантированного качества на маркеры трансфузионно-трансмиссивных инфекций, обработки и безопасного и рационального использования переливаний крови. Консультирование доноров перед сдачей крови было признано одним из элементов стратегии по сокращению и, по возможности, предотвращению донорства крови лицами, которые могут подвергаться риску заражения ВИЧ и другими инфекциями, включая вирусы гепатита В и С, а также для информирования доноров по этому вопросу. Консультирование доноров после сдачи крови было признано необходимым элементом в качестве дополнения к информированию доноров о необычных или аномальных результатах анализов. Консультирование доноров крови квалифицированным персоналом в настоящее время считается ключевым компонентом работы систем крови в большинстве стран с хорошо развитой службой переливания крови. Оно может потребоваться на нескольких этапах процесса сдачи крови или после скрининга крови и должно быть доступно в любой момент. Таким образом, документ «Консультирование доноров крови: рекомендации по реализации» был разработан в качестве руководства для служб переливания крови, которые еще не внедрили программы консультирования доноров. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/163001/9789241548557_eng.pdf
Переливание крови является необходимым медицинским вмешательством, спасающим жизни пациентов, а продукты крови, такие как некоторые иммуноглобулины, определены ВОЗ в качестве основных лекарственных средств. Однако неотъемлемые риски и сложность обеспечения надлежащего, своевременного и справедливого доступа к безопасным продуктам крови требуют организованной национальной или региональной системы регулирования. В рамках этой системы компетентный орган по регулированию продуктов крови обеспечивает соблюдение соответствующих стандартов производства продуктов крови и мониторинга безопасности крови. Следовательно, в качестве опоры для создания программ по безопасности крови во всем мире, ВОЗ выступает за создание и поддержку сильных национальных регулирующих органов (НРО) как в развитых, так и в развивающихся странах. Настоящий документ призван помочь государствам-членам выявить пробелы и приоритеты при разработке программ по наращиванию потенциала, а также поддержать внедрение системы регулирования продуктов крови. В этом документе представлены основные критерии и показатели для каждого существенного элемента и основной функции системы регулирования продуктов крови. Критерии и индикаторы обеспечивают основу, которая будет определять области для улучшения работы этой системы для правительств, особенно в развивающихся странах. Процесс самооценки или внешней оценки с использованием этих критериев также может служить полезным средством для выявления сильных сторон программ НРО по регулированию продуктов крови при выявлении пробелов или областей для будущего развития. Национальным властям рекомендуется использовать критерии оценки в качестве дорожной карты для разработки передовой системы регулирования крови. Полный текст на английском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/346361/WHO-EMP-QSM-2012.3-eng.pdf Подробнее на сайте Всемирной организации здравоохранения: https://www.who.int/ru/campaigns/world-blood-donor-day/2022 Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 См. также Информационный бюллетень – июнь 2020 г. «Всемирный день донора крови 2020 г.»: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/183.html Просмотров: 3238
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 07.07.2022 г. ) |
« Пред. |
---|