СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 |
04.10.2022 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-4-4
Муравьева А.А. Резюме Актуальность. Развитие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации потребовало внесения корректив во все отрасли функционирования системы охраны здоровья, в том числе в организацию непрерывного медицинского образования и подготовки специалистов медицинского профиля. Разработка образовательных программ, адаптированных к условиям развития коронавирусной инфекции COVID-19, является актуальной научно-практической задачей. Цель исследования: разработать программы непрерывного образования специалистов медицинского профиля для работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Ставропольском крае. Материалы и методы: Исследование базировалось на анализе нормативно-правовых актов Российской Федерации, методических клинических рекомендациях Минздрава России, оперативных статистических данных по COVID-19 в Ставропольском крае, результатах работы медицинских образовательных, научных отечественных организаций. В исследовании использованы: контент-анализ, аналитические методы и методы статистического анализа. Результаты. В Ставропольском государственном медицинском университете в кратчайшие сроки были разработаны 5 программ для обучения в новом формате с использованием дистанционных образовательных технологий: дистанционные лекции + очная стажировка в клинике с использованием реального медицинского оборудования и симуляторов, предназначенных для обучения специалистов медицинского профиля в условиях эпидемии COVID-19 в Ставропольском крае. Негативная динамика распространения коронавирусной инфекции, а также трансформация системы дистанционных технологий позволили связать и оказать реальную практическую и консультативную помощь всем районам Ставропольского края. Телемедицинские консультации проводились круглосуточно с учётом приоритетности, что оказало неоценимую помощь практическому здравоохранению удалённых районов СК и существенно снизило нагрузку с санавиационных бригад. Заключение. Предпринятые в Ставропольском крае ресурсные, организационные и образовательные меры стали фундаментом эффективной борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в регионе. Область применения результатов. Руководители образовательных организаций по непрерывному медицинскому образованию, руководители органов управления здравоохранением, главные врачи медицинских организаций, руководители кадровых служб медицинского профиля, специалисты цифровых технологий. Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция COVID-19; система непрерывного медицинского образования; цифровизация образовательного процесса; специализированные мультидисциплинарные бригады; телемедицинские консультации.
Контактная информация: Муравьева Алла
Анатольевна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
IMPROVING TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS IN THE STAVROPOL
TERRITORY DURING THE PANDEMIC OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION
COVID-19 Abstract Significance. Development of the new COVID-19 coronavirus infection in the Russian Federation urged adjustments to all branches of the health protection system, including organization of continuing medical education and training of medical specialists. The development of educational programs adapted to the conditions of the COVID-19 coronavirus infection is a relevant scientific and practical task. The purpose of the study was to develop continuing education programs for medical specialists to work in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic in the Stavropol Territory. Material and methods: The study was based on the analysis of regulatory legal acts of the Russian Federation, methodological clinical recommendations of the Ministry of Health of the Russian Federation, operational statistical data on COVID-19 in the Stavropol Territory, performance outcomes of the medical educational and scientific national organizations. The study uses the following methods: content analysis, analytical methods and methods of statistical analysis. Results. In the shortest possible time, the Stavropol State Medical University has developed five new training programs using distance learning technologies: distance lectures + full-time internship in a clinic using real medical equipment and simulators designed to train medical specialists in the conditions of the COVID-19 epidemic in the Stavropol Territory Negative dynamics in the spread of COVID-19, as well as transformation of the remote technology system made it possible to connect and provide actual practical and advisory assistance to all districts of the Stavropol Territory. Telemedicine consultations were conducted around the clock with due regard to urgency and priority, providing invaluable assistance to practical healthcare in the remote areas of the Stavropol Territory, significantly reducing workload of air medical service teams. Conclusion. Resource, organizational and educational measures taken in the Stavropol Territory have become basis for effective fight against the new COVID-19 coronavirus infection in the region. Scope of application. The study results can be used by heads of educational organizations of continuing medical education, heads of health management bodies, chief physicians of medical organizations, HR chiefs and digital technology specialists. Keywords: new coronavirus infection COVID-19; system of continuing medical education; digitalization of educational process; specialized multidisciplinary teams; telemedicine consultations.
Corresponding author: Alla A.
Muravyeva, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Новая коронавирусная инфекция COVID-19 сформировала в системе здравоохранения РФ целую веху, которая ознаменовалась не только полным переформатированием медицинской отрасли, но и системы образования специалистов медицинского профиля. Ранее образовательный процесс с применением дистанционных технологий во многих образовательных медицинских организациях носил лишь инновационный характер, поскольку затруднял общие принципы практической подготовки специалистов по системе «у постели больного» и вне клинической базы [8, 10]. Однако, возникновение пандемии COVID-19 в 2020 году потребовало оперативно мобилизовать медицинские кадры за счёт переподготовки, освоения новых компетенций по профилактике, диагностике, лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, отработке форм многопрофильного взаимодействия, адаптации и внедрения цифровых образовательных платформ в программу подготовки [10, 12]. Цель исследования: разработать программы непрерывного образования специалистов медицинского профиля для работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в Ставропольском крае. Материалы и методы Методологической и организационной платформой исследования по совершенствованию подготовки и повышения квалификации специалистов медицинского профиля и освоения новых компетенций для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 как в России, так и в нашем регионе, стал портал непрерывного медицинского фармацевтического образования Минздрава России, который в рамках своей работы позволяет выбирать различные образовательные элементы, программы повышения квалификации и формировать собственные траектории обучения для портфолио к периодической аккредитации [1, 13]. Ресурс портала предусматривает размещение и постоянное обновление новостной ленты, профессиональное общение специалистов, проведение информационных вебинаров главных внештатных специалистов. На сегодняшний день, в обучении на портале задействованы белее полутора миллионов специалистов, как с высшим, так и средним медицинским образованием [2,3]. Другим важным аспектом стал анализ организационной и методической деятельности всех ведомств, что определило компетентностный подход, и требования к многопрофильному взаимодействию специалистов. Подготовленные и изданные на региональном уровне министерством здравоохранения РФ методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению COVID-19, позволили создать определённый плацдарм в тактике ведения пациентов и определить векторы взаимодействия специалистов различных профилей [4,5,6,7]. Важное значение в совершенствовании непрерывного образовательного процесса специалистов медицинского профиля в новых эпидемиологических условиях имело проведение обучения преподавателей Ставропольского государственного медицинского университета по всем аспектам профилактики, лечения, диагностики новой коронавирусной инфекции COVID-19, их переориентирование на цифровые технологии в образовательном процессе. В дальнейшем полученные на региональном уровне все оперативные показатели и данные по динамике развития пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, опыт работы медицинских, образовательных, научных организаций трансформировались в целевые программы и новые версии клинических рекомендаций, протоколов лечения, адаптированных к проблемам Ставропольского края. К 2022 году, в новых клинических рекомендациях определилось некоторое смещение акцентов от диагностики и лечения пациентов в стационаре к качественной профилактике. Анализируя предпринятые на региональном уровне меры, можно с уверенностью сказать об активном участии образовательных организаций в подготовке клинических рекомендаций, а также подготовке и перепрофилировании медицинских кадров, участвовавших в лечении пациентов с коронавирусной инфекцией [8, 15]. Нормативно-правовое обеспечение и организация образовательных процессов в обеспечении борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в условиях пандемии базировались на принятии директивных документов Министерства здравоохранения РФ по вопросам профилактики, диагностики и лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в которых предусмотрено перепрофилирование врачей-специалистов, не соответствующих квалификационным требованиям при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам не менее 36 часов [7]. Результаты В Ставропольском государственном медицинском университете как в Федеральном ВУЗе Минздрава России в кратчайшие сроки были разработаны программы для обучения специалистов медицинского профиля в новом формате с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционные лекции + очная стажировка в клинике с использованием реального медицинского оборудования и симуляторов). Все образовательные программы были разработаны сотрудниками кафедр анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи (СМП) с курсом дополнительного профессионального образования (ДПО) и инфекционных болезней, фтизиатрии с курсом ДПО, которые были аккредитованы, как программы повышения квалификации на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования [1]. Структура обучающихся по основным программам представлена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5. Программа 1. Основы проведения ИВЛ для врачей. (36 часов). Программа разработана кафедрой анестезиологии, реаниматологии СМП: 22 часа лекции+14 часов практики. Основной целью программы было обучение основам проведения безопасной искусственной вентиляции легких (ИВЛ) больным с COVID-19. Обучение специалистов по данной программе позволило сформировать обширный объём базовых, фундаментальных медицинских знаний, обуславливающих профессиональные компетенции врача, способного решать свои профессиональные задачи в диагностике, лечении и профилактике Коронавирусной инфекции: COVID-19. Кроме того программа сформировала умения и навыки в освоении новейших лечебных технологий и методик проведения безопасной ИВЛ больным с COVID-19. В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Основы проведения безопасной ИВЛ» (при COVID-19) предусмотрены необходимые знания и практические умения по анестезиологии и реаниматологии, а именно:
При обучении слушателей по предлагаемой программе, кроме 36 аудиторных часов, 18 часов отводится для самоподготовки, которая включает в себя изучение предлагаемой литературы (с учётом новых клинических рекомендаций) и прочитанных лекций, знакомство с интернет ресурсами, подготовка к текущей и итоговой аттестации. Занятия лекционного типа проводились в дистанционном (для слушателей районов) или очном формате: 22 часа, а занятия практического типа на базе симуляционно-аккредитационного центра Ставропольского государственного медицинского университета (центр практических навыков) или на клинических базах: 14 часов. Итоговая аттестация предусматривала проведения тестирования и сдачи практических навыков. Таблица 1 Состав обученных и аттестованных специалистов хирургического профиля
Программа 2. Коронавирусная инфекция: COVID-19. Тактика раннего выявления и профилактики. (36 часов), для сотрудников и обучающихся Ставропольского государственного медицинского университета, а также волонтёров. Программа разработана кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО. Обучение по данной программе ставило целью:
В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации предусмотрены необходимые знания и практические умения необходимые для формирования общих принципиальных подходов к диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, основных принципов противоэпидемических мероприятий, а именно:
При обучении слушателей по предлагаемой программе, кроме 36 аудиторных часов, 18 часов отводится для самоподготовки, которая включает в себя изучение предлагаемой литературы (с учётом новых клинических рекомендаций) и прочитанных лекций, знакомство с интернет ресурсами, подготовка к текущей и итоговой аттестации. Занятия лекционного типа проводились в дистанционном формате: 22 часа, а занятия практического типа на базе симуляционно-аккредитационного центра СтГМУ или на клинических базах: 14 часов. Итоговая аттестация предусматривала проведения тестирования и сдачи практических навыков. Таблица 2 Состав обученных и аккредитованных по программе «Коронавирусная инфекция: COVID-19 – тактика раннего выявления и профилактики».
Программа 3. Коронавирусная инфекция: COVID-19. Тактика раннего выявления и профилактики. (18 часов) для преподавателей медицинских университетов и колледжей. Программа разработана кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО. Обучение специалистов по данной программе преподавателей медицинского университета и колледжей позволило: сформировать обширный объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, обуславливающий профессиональные компетенции врача инфекциониста и врача других специальностей, способного решать свои профессиональные задачи в диагностике, лечении и профилактике коронавирусной инфекции: COVID-19; усовершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста по дисциплине «Коронавирусная инфекция: COVID-19, тактика раннего выявления и профилактики», обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентированного в теоретических и практических вопросах современной диагностики и лечения коронавирусной инфекции , и имеющего углубленные знания смежных дисциплин; сформировать у преподавателя умения в освоении новейших диагностических и лечебных технологий и методик в сфере профессиональных интересов в области коронавирусной инфекции: COVID-19; подготовить обучаемого к самостоятельной профессиональной клинико-диагностической деятельности, умеющего самостоятельно осуществлять выявление, диагностику, лечение коронавирусной инфекции: COVID-19, самостоятельно организовать противоэпидемические мероприятия в очаге COVID-19, владеть всеми принципами личной профилактики, проводить диагностику жизнеугрожающих состояний и оказывать неотложную (экстренную) помощь, а также определять дальнейшую медицинскую тактику при угрожающих состояниях; организовывать проведение противоэпидемических мероприятий в обслуживаемом медицинском учреждении. Основные модули программы включали в себя:
Итоговая аттестация проведена в форме тестирования (Таблица 3). Таблица 3 Состав обученных и аттестованных по программе «Коронавирусная инфекция: COVID-19 – тактика раннего выявления и профилактики».
Программа 4. COVID-19 –коронавирусная инфекция. Профилактика и выявление вирусной пневмонии. Основы респираторной поддержки у пациентов с тяжелой вирусной пневмонией. (36 часов). Программа разработана кафедрами: анестезиологии, реаниматологии и СМП и инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО. Программа включала в себя: 12 часов аудиторных (4 часа занятий лекционного типа, 6 часов практических, 4 часа семинарских занятий) и 22 часа внеаудиторных занятий. В ходе реализации дополнительной профессиональной программы были освоены следующие задачи:
Основные модули программы:
Итоговая аттестация проводилась на базе симуляционно-аккредитационного центра. Таблица 4 Состав обученных и аттестованных по программе «Коронавирусная инфекция: COVID-19 – тактика раннего выявления и профилактики».
Программа 5. Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. (36 часов). Для среднего медицинского персонала и студентов, работающих в «красных зонах». Обучение специалистов по данной программе позволило:
Основные модули включали в себя:
Форма итоговой аттестации – тестирование. Таблица 5 Состав обученных и аттестованных по программе Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Обсуждение Согласно письму Минздрава России № 16-7/и/2-5993 от 06.05.2020 на базе Ставропольского государственного медицинского университета был создан консультативно-ресурсный центр по коронавирусной инфекции COVID-19. Основными направлениями работы центра стали: телемедицинские и онлайн консультации, разработка локальных клинических протоколов по диагностике и лечению коронавирсуной инфекции, консультация пациентов с сопутствующими заболеваниями. В состав сотрудников центра вошли 8 заведующих кафедрами СтГМУ, которые так же являются главными внештатными специалистами в соответствующих областях. Консультации осуществлялись на базе 3-х краевых и 5 городских и центральных районных медицинских учреждениях. Негативная динамика распространения коронавирусной инфекции, а также трансформация системы дистанционных технологий позволили связать и оказать реальную практическую и консультативную помощь всем районам Ставропольского края. Телемедицинские консультации проводились круглосуточно с учётом приоритетности, что оказало неоценимую помощь практическому здравоохранению удалённых районов СК и существенно снизило нагрузку с санавиационных бригад [14]. Практика применения (исполнения) приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (ред. от 22.07.2021) "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" позволила подготовить к осуществлению практической и оперативной помощи регионы, наиболее остро нуждающихся в кадрах, мультидисциплинарные бригады [10]. Для организационно-методической, лечебной помощи за период 2020-2021 гг. опытные клиницисты, сотрудники СтГМУ совершили выезды в регионы РФ в следующем составе: врач анестезиолог-реаниматолог, врач инфекционист, врач пульмонолог, фельдшер. Совершённые выезды способствовали укреплению межрегиональных связей, взаимодействию и тесному сотрудничеству специалистов различных профилей и реальной консультативной помощи, и эффективной работе. Ярким примером взаимодействия практического здравоохранения с образовательными учреждениями является присоединение обучающихся по программам специалитета, бакалавриата, ординатуры, магистратуры к борьбе с коронавирусной инфекцией [11]. Согласно Приказу Минздрава России от 02.04.2020 No 264н, и письма Минздрава России No 16-2/И/2-16645 «Об особенностях реализации образовательных программ среднего и высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19» к работе были привлечены студенты медвузов (окончивших минимум три курса) после прохождения краткосрочного обучения (не менее 36 ч) и под контролем старшей медсестры [9]. В целях эффективной консолидации к работе в «красной зоне» были подготовлены студенты, ординаторы и аспиранты СтГМУ по краткосрочным обучающим программам для работы в городе Ставрополе, а также 26 районах Ставропольского края и 10 городах краевого значения. По данным оперативного мониторинга в помощь здравоохранению Ставропольского края было проучено и подготовлено в период с 2020-2022 г. 2086 студентов, 1511 ординаторов и аспирантов, которые были задействованы в работе в «красных зонах», в первичном поликлиническом звене, статистами и аналитиками и в виде волонтёров. Кроме того, студенты лечебного и педиатрического факультета проходили практику в различных районах СК, в 8 республиках СКФО, Краснодарском крае и Ростовской области. Заключение Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 потребовала внесения срочных изменений в нормативно-правовую базу и организацию функционирования всей системы здравоохранения в целом, переформатирования подготовки и переподготовки специалистов медицинского профиля. Наиболее глубокие изменения были связаны с внедрением технологий цифровизации в систему непрерывного медицинского образования, внедрения телемедицинских технологий в практическое здравоохранение на всех уровнях и этапах оказания диагностической и лечебной помощи; максимальной мобилизации кадровых ресурсов практического здравоохранения; разработки и внедрение методических материалов, клинических протоколов, основанных на научных данных и опыте работы практических и образовательных организаций. В Ставропольском государственном медицинском университете как в Федеральном ВУЗе Минздрава России в кратчайшие сроки были разработаны программы для обучения в новом формате с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционные лекции + очная стажировка в клинике с использованием реального медицинского оборудования и симуляторов). Все образовательные программы были разработаны сотрудниками кафедр анестезиологии, реаниматологии и СМП и инфекционных болезней, фтизиатрии с курсом ДПО, которые были аккредитованы, как программы повышения квалификации на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования [1,6]. Всего было обучено 7842 специалиста различного профиля. Лекционные занятия проходили в дистанционном формате, а практические проводились на базе Федерального симуляционно-аккредитационного центра Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ). В ходе лекционных занятий заведующими кафедрами и главными внештатными специалистами подробно освещались вопросы диагностики, профилактики и лечения COVID-19, согласно вышедшим клиническим рекомендациям. Практическая подготовка была направлена на знакомство с дыхательной аппаратурой, изучение различных режимов ИВЛ, обеспечение проходимости дыхательных путей, различные способы респираторной поддержки как в условиях реанимации, так и в условиях догоспитального этапа и линейных отделений. В основу обучения и практической подготовки студентов университета и среднего медицинского персонала легли основы общего ухода за больными с соблюдением правил работы при особо опасных инфекциях, а также элементарные правила проведения респираторной терапии, изучения способов «пронирования» пациентов и психологической поддержки. В целях эффективной консолидации к работе в «красной зоне» были подготовлены студенты, ординаторы и аспиранты СтГМУ по краткосрочным обучающим программам для работы в городе Ставрополе, а также 26 районах Ставропольского края и 10 городах краевого значения. По данным оперативного мониторинга в помощь здравоохранению Ставропольского края было обучено и подготовлено в период с 2020-2022 г. 2086 студентов, 1511 ординаторов и аспирантов, которые были задействованы в работе в «красных зонах», в первичном поликлиническом звене, статистами и аналитиками и в виде волонтёров. Кроме того, студенты лечебного и педиатрического факультета проходили практику в различных районах СК, в 8 республиках СКФО, Краснодарском крае и Ростовской области. Совершенствование процесса подготовки специалистов мед профиля на региональном уровне способствовало выполнению в полном объеме основных векторов, заданных правительство РФ, Минздравом РФ в Ставропольском крае. Библиография
References
Дата поступления: 16.05.2022 Просмотров: 3394
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 08.11.2022 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|