О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №5 2022 (68) arrow ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ СБОРА И ОБРАБОТКИ МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Печать
09.11.2022 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13

Голубев Н.А., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Резюме

Актуальность. В статье кратко представлены история развития системы медико-статистических данных, появления единых форм учета и ответственных органов учета, анализа и обработки полученной информации. Продемонстрированы основные исторические аспекты методологии сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации, переход с «ручного» труда на предоставление отчетности в электронном виде.

Цель. Изучить методологию сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации в историческом аспекте и на современном этапе.

Материал и методы. Контент-анализ, историко-генетический, диагностический, концептуальный и методологический анализ. Для проведения информационного поиска использовались базы данных CyberLeninka, РИНЦ, Scopus, Web of Science.

Результаты. Изучены становление методологии сбора и обработки медико-статистических данных в России в ХХ веке, система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне в XXI веке, а также методы обеспечения достоверности статистических данных. Представлен анализ различных аспектов методологии сбора и обработки медико-статистической информации. Показана модернизация процесса сбора и обработки медико-статистической информации на основе системы «МедСтатWEB» для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации на федеральном уровне. Представлена многоуровневая система контроля и проверки достоверности медико-статистической информации (форматная, математическая и методологическая группы).

Выводы. Статистическая отчетность медицинских организаций развивается в изменяющихся условиях функционирования отечественной отрасли здравоохранения. Историческое развитие системы сбора и обработки статистической отчетности связана со структурными нормативными изменениями в здравоохранении Российской Федерации. Представленная модель системы контроля федерального уровня может быть использована как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне медицинской организации.

Ключевые слова: медицинская статистика; статистика здравоохранения; медико-статистическая информация; качество данных; контроль.

Контактная информация: Шикина Ирина Борисовна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Голубев Н.А., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О. Исторические аспекты методологии сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(5):13. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1422/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13

HISTORICAL ASPECTS OF THE METHODOLOGY FOR THE COLLECTION AND PROCESSING OF MEDICAL AND STATISTICAL INFORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Golubev N.A., Polikarpov A.V., Ogryzko E.V., Shikina I.B., Zakharchenko O.O.
Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Moscow

Abstract

Significance. The article briefly presents the history of the development of the provision of medical and statistical data, the emergence of unified forms of accounting and responsible accounting bodies, analysis and processing of the information received. The main historical aspects of the methodology of collecting and processing medical and statistical information in the Russian Federation, the transition from "manual" labor to reporting in electronic form are demonstrated.

Purpose: to study the methodology of collection and processing of medical and statistical information in the Russian Federation in the historical aspect and at the present.

Material and methods. Content analysis, historical-genetic, diagnostic, conceptual and methodological analysis. CyberLeninka, RSCI, Scopus, Web of Science databases were used to conduct information search.

Results. The formation of the methodology for collecting and processing medical statistics in Russia in the twentieth century, the system of collecting and processing medical statistical information at the federal level in the XXI century, as well as methods for ensuring the reliability of statistical data are studied. The analysis of various aspects of the methodology for collecting and processing medical statistical information is presented. Modernization of the process of collecting and processing medical and statistical information based on the «MedStatWEB» system for coordination, organization and operational monitoring of the process of providing information at the federal level is shown. A multilevel system of control and verification of the reliability of medical and statistical information (format, mathematical and methodological groups) is presented.

Conclusion. Statistical reporting of medical organizations is developing in the changing conditions of the functioning of the domestic healthcare industry. The historical development of the system of collecting and processing statistical reports is associated with structural regulatory changes in the healthcare of the Russian Federation. The presented model of the federal level control system can be used both at the level of the subject of the Russian Federation and at the level of a medical organization.

Keywords: medical statistics; health statistics; medical and statistical information; quality; control.

Corresponding author: Shikina I.B. e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Golubev N.А., https://orcid.org/0000-0002-8862-5085
Polikarpov A.V., https://orcid.org/0000-0002-6696-8714
Ogryzko E.V., https://orcid.org/0000−0002−7653−3191
Shikina I.B., https://orcid.org/0000-0003-1744-9528 ;
Zakharchenko O.O., https://orcid.org/0000-0002-6234-2992
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Golubev N.A., Polikarpov A.V., Ogryzko E.V., Shikina I.B., Zakharchenko O.O. Historical aspects of methodology for medical and statistical data collection and processing in the Russian Federation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2022; 68(5):13. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1422/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13 (In Rus).

Введение

Медико-статистическая информация является основой подготовки решений по совершенствованию выборов приоритетов, определению стратегии развития службы здравоохранения. В настоящее время вся существующая медико-статистическая информация может быть в виде оперативной (административной) статистической информации, в виде данных регистров, реестров, паспортов медицинских организаций, а также официальных данных федерального и отраслевого статистического наблюдения [1-3].

Официальные статистические данные входят в различные статистические сборники, издаваемые как федеральной службой государственной статистики (Росстат), так и Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России). Эти данные используются для различных информационных систем - автоматизированной системы информирования руководства (АСИР) Минздрава России, Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).

Также статистические данные ежегодно передаются в Европейское региональное бюро ВОЗ для базы данных «Здоровье для всех», в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также в статистическую службу Европейского союза (Евростат). Эти данные используются для написания справок и аналитических обзоров, для ежегодного «Государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья».

Цель - изучить методологию сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации в историческом аспекте и на современном этапе.

Материалы и методы

Изучены литературные источники по вопросам становления и развития медицинской статистики, методологии сбора и обработки медико-статистической информации в России. Представлены собственные данные по аспектам методологии сбора и обработки медико-статистической информации. Рассмотрена модернизация процесса трудоемкого и затратного поиска и исключения технических ошибок с переходом на систему сбора и обработки медико-статистической информации на основе системы «МедСтатWEB» с применением современных информационных технологий для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации специалистами на федеральном уровне. Описана проведенная модернизация программных средств, улучшающих качество медико-статистической информации, с применением многоуровневой системы контроля, которая включает в себя три глобальных блока – форматную, математическую и методологическую группы контролей, равные по значимости, но различающиеся по требованиям к компетенции специалистов, ответственных за анализ результатов проверок.

При выполнении исследования использовались контент-анализ, историко-генетический, диагностический, концептуальный и методологический анализ. Для проведения информационного поиска использовались базы данных CyberLeninka, РИНЦ, Scopus, Web of Science.

Результаты

На первом этапе исследования нами изучено становление методологии сбора и обработки медицинской статистики в России в ХХ веке. В России с начала ХХ века начало осуществляться статистическое наблюдение за состоянием основных демографических характеристик, обеспеченностью населения медицинскими кадрами, сети и деятельности медико-санитарных учреждений. Сбор данных для санитарной статистики, начиная с 1903 года, стал возможен при вменении сети государственных медико-санитарных учреждений обязательности текущего учета и отчетности по установленным для них в централизованном порядке единых форм [4,5]. Управлением Главного врачебного инспектора с 1910 года был введен учет количества стационарных и амбулаторных учреждений, коечного фонда [6].

За годы становления нового государства после Октябрьской революции регистрация и анализ санитарной статистики практически прекратились.

В 1920 году из санитарной статистики выделился раздел - статистика здравоохранения. Был выпущен свод «Правил и форм медико-статистической регистрации» с приложением единых форм учета, которые впоследствии подвергались неоднократным пересмотрам и изменениям с целью их приспособления к меняющейся системе советского здравоохранения и в связи с появлением новых типов медицинских организаций (объединенные больницы, диспансеры, консультации, здравпункты и медико-санитарные части на предприятиях и другое) [7,8].

В 1925 году в Москве и Московской губернии медико-статистическая регистрация выполнялась отделом населения и здравоохранения Центрального статистического управления СССР (ЦСУ СССР) не только в количественном, но и в качественном отношении [9], но, следует отметить, что методология сбора и обработки медико-статистической информации была далека от совершенства.

В середине 1930-х годов были дополнительно созданы научно-методические бюро санитарной статистики. В 1936 году вышла в свет монография руководителя ЦСУ СССР А.Б. Шевелева «Учет и статистика здравоохранения» [10], которая содержала систематическое и комплексное изложение ряда методических вопросов статистики здравоохранения [11,12].

На протяжении десятков лет сводные медико-статистические и аналитические обзоры имели ограниченный тираж [13]. Так, например, в 50-е годы прошлого века – справочники «Здравоохранение в СССР», которые издавались Министерством здравоохранения СССР [14,15].

В 1960 году ЦСУ СССР издало статистический справочник «Здравоохранение в СССР» [16].

В 1963 году, после проведенной Второй всесоюзной переписи учреждений здравоохранения, медико-статистические обзоры начали оформляться на новой методической основе, которая актуальна и по настоящее время [4,17]. В последующие годы отдел санитарной статистики Института организации здравоохранения и истории медицины им. Н.А. Семашко начал ежегодно составлять обзоры и справочники о состоянии здоровья и здравоохранения в СССР с рассылкой по стране [7,18,19].

Начиная с 1980-х годов СССР, а затем и Российская Федерация, начали предоставлять информацию по широкому перечню основных показателей̆ здоровья во Всемирную организацию здравоохранения. На сегодняшний день, наряду с данными других стран, они представлены на веб-странице www.who.int [20-22].

С 1992 года сбор, прием и обработку форм федерального и отраслевого статистического наблюдения в сфере охраны здоровья по субъектам, федеральным округам и в целом по Российской Федерации осуществляет ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России), который находится в непосредственном подчинении Минздрава России. Вследствие этого достигается максимально тесное взаимодействие с Минздравом России, который является идеологом разработки и корректировки федерального (отраслевого) статистического наблюдения в части получения информации об изменениях в формах статистической отчетности [8, 23].

На втором этапе исследования нами изучена система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне в XXI веке. Получение сопоставимой и достоверной медико-статистической информации обеспечивается унифицированностью понятий, определений, используемых в медицинских организациях; наличием единых рекомендаций по применению различных методов лечения и их оценке; наличием единых инструктивных рекомендаций по ведению медицинского учета и отчетности; единством подходов свода и агрегации статистической информации; обязательностью представления статистической информации в сроки, определенные Минздравом России; наличием стандартных методик исчисления оценочных показателей [24].

До 2000 года в субъектах Российской Федерации обработка медико-статистической информации осуществлялась службой Бюро медицинской статистики (БМС). В отдельных регионах эта структура сохранилась до настоящего времени, с учетом изменившихся задач и вызовов реального времени.

С 2001 года приказом Минздрава России от 04.06.2001 №180 в номенклатуру учреждений здравоохранения была введена новая структура – медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) [25]. В период с 2001 до 2010 год происходил процесс трансформации бюро медицинской статистики в структуры МИАЦ в целях внедрения качественно новых принципов учета и планирования ресурсов здравоохранения [26].

В 2011 году в России была утверждена концепция создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) [27]. Электронное здравоохранение должно было охватить первичную и скорую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью, другое [1,22,23,26,28]. На протяжении многих лет классический порядок сбора и обработки форм федерального и отраслевого статистического наблюдения включал в себя получение базы данных в электронном формате с обязательным бумажным экземпляром форм за подписью руководителя органа государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации [23].

Проведение контроля качества предоставляемых данных, в том числе сопоставительный межформенный анализ, проводился в формате очной защиты форм руководителями службы медицинской статистики субъектов Российской Федерации в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. При выявлении ошибок согласованные изменения вносились в базу данных и бумажный бланк формы отчетности.

До 2014 года в процессе сбора и обработки статистической отчетности от субъектов Российской Федерации на федеральном уровне использовался значительный объем ручного труда, так как отчетность предоставлялась субъектами Российской Федерации в электронном виде и на бумажном носителе в двух экземплярах. Специалисты, ответственные за прием форм, использовали материалы из базы данных в распечатанном виде, включая ведомости условий контроля и описания условий контроля. В процессе считывания отчета на бумажном носителе в двух экземплярах между собой, а также с массивом, записанном на магнитном носителе было задействовано большое число технических сотрудников. По завершению процесса считывания отчет передавался на этап экспертного контроля специалистам, ответственным за прием форм.

После работы с представителями территорий Российской Федерации и выявлении ошибок в их отчете, вручную писались соответствующие корректуры и передавались техническим специалистам, которые вносили исправления в базу данных с последующей передачей исправленных материалов специалисту, ответственному за прием формы. Если ошибка была не проработана, то корректуры писались до тех пор, пока ошибка не снималась, что могло занимать от 15 минут до 2-х и более часов.

Когда специалист ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, ответственный за прием форм, прорабатывал все ошибки в отчетах по субъектам Российской Федерации, то он получал готовую компьютерную распечатку базы данных этого федерального округа со всеми видами контроля и работал с ней также, как и с отчетом каждого субъекта. Только после того, как были сняты все ошибки, как на уровне субъекта, так и на уровне федерального округа, формировалась распечатка массива данных по Российской Федерации с ведомостями контроля.

Если данные в представленных формах не содержали ошибок, то делалась распечатка годового отчета в виде бланков формы. Такая организация процесса была крайне трудоемка, затратна и не исключала технических ошибок.

В 2014 году система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне подверглась модернизации на основе применения современных информационных технологий [3, 29]. Внедрение протоколов «контрольных сумм» позволило исключить трудоемкий процесс считывания отчетов на бумажных носителях с информацией в базе данных. Для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации специалистами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России была разработана система «МедСтатWEB» с персонифицированными доступами по уникальному логину и паролю для каждого из субъектов Российской Федерации, которые предоставлялись на основании письма органа управления здравоохранением субъекта.

Также была проведена модернизация программных средств, применяемых для улучшения качества статистической информации [1].

Уникальность обработки годовых отчетов на федеральном уровне заключается в прохождении медико-статистической информации через многоуровневую систему контроля (внутриформенный, межформенный, межгодовой, форматный), которая позволяет выявить и исключить неточности в данных.

На третьем этапе исследования нами изучено обеспечение качеством статистических данных. Для улучшения качества статистических данных, при формировании форм применяется ступенчатая система контроля, которая включает в себя три глобальных блока – форматную, математическую и методологическую группы контролей, равные по значимости, но различающиеся по требованиям к компетенции специалистов, ответственных за анализ результатов проверок.

Форматная группа контролей включает в себя:

  1. Проверка идентичности информации при включении в базу данных.
  2. Проверка соответствия бланку утвержденной формы и словарям строк и граф.
  3. Визуальный контроль.
  4. Выявление незаполненных форм или таблиц формы.
  5. Форматный контроль значений.

Обеспечение идентичности электронной базы данных осуществляется при помощи протоколов контрольных сумм. Данный тип протокола производит суммирование значений в базе данных при генерации бланка отчетной формы, и при включении информации в базу данных.

При приеме баз данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения должно выполняться обязательное требование - строгое соответствие структуре базы данных, утвержденным бланкам форм в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами. Эта проверка осуществляется при помощи словарей форм, строк и граф.

Визуальный контроль предусматривает правильность кодирования субъекта Российской Федерации, наличие реквизитов и разрезов отчетных форм, имеются ли сдвиги граф и строк.

При экспорте и импорте данных из внешних информационных систем возможно выпадение части данных ввиду несовершенства механизмов интеграции. Для выявления таких ошибок осуществляется поиск незаполненных таблиц или целиком форм, с уточнением у сдающих специалистов территорий правомерности отсутствия этих данных.

Форматный контроль позволяет выявить технические ошибки ввода данных, ошибки округления, а также выбора единиц измерения.

Также проверяются ошибки на целые числа, в части числа физических лиц, организаций, подразделений, аппаратов и т.д.

Математическая группа контролей включает в себя:

  1. Внутритабличные контроли.
  2. Межтабличные контроли.
  3. Контроль между разрезами форм.

Математическая группа контролей позволяет осуществлять проверку формирования итоговых строк, а также входящих значений и предусматривает снятие арифметических ошибок. Внутриформенный контроль предполагает сопоставление разных значений показателей внутри одной отчетной формы. Данный контроль бывает внутритабличным и межтабличным.

Внутритабличный контроль – это сопоставление разных значений показателей внутри одной таблицы. Межтабличный контроль - сопоставление разных значений показателей между таблицами в одной отчетной форме. Контроль между разрезами форм включает математическую проверку данных в двух разрезах формы, для исключения ситуаций, когда дополнительный разрез, который должен формироваться «в том числе», оказывается больше, чем основная форма.

Методологическая группа контролей включает:

  1. Межформенный контроль.
  2. Межгодовой контроль.
  3. Сопоставительный контроль.
  4. Логический контроль.
  5. Оценка расчетных показателей.
  6. Сверка с оперативной информацией.

Межформенный контроль может относиться как к математической, так и к логической группе контролей. Межформенный контроль заключается в проверке между значениями показателей в различных отчетных формах.

Разумно встроенная система межформенных сопоставлений (контролей) отчетных данных обеспечивает возможность рассмотреть множество нюансов в системе организации здравоохранения на местах.

Межгодовой контроль включает проверку между значениями показателей внутри отчетной формы текущего года с прошлым годом, в том числе баланс движения контингента пациентов.

Сопоставительный анализ данных за отчетный и предыдущий годы позволяет логически выявить как технические ошибки заполнения, так и сбой при формировании данных. Изменения значений более чем на 10% в сторону увеличения или уменьшения должны быть объяснены. Также отсутствие значений показателя в отчетном году, при наличии данных в предыдущем году, должно уточняться и быть подтверждено.

Логический контроль также помогает снять методологические ошибки.

Оценка расчетных показателей позволяет обратить внимание на существенные отклонения от средних или нормативных значений.

Сверка с оперативной информацией позволяет улучшить качество представленных статистических данных в сравнении с данными регистров, реестров и оперативных мониторингов.

Для улучшения качества статистических данных необходимо проводить сопоставление с Федеральным реестром медицинских организаций и Федеральным регистром медицинских работников (ФРМР ФРМО), паспортами медицинских организаций, Национальным радиационно-эпидемиологическим регистром (НРЭР), Канцер-регистром, Федеральным регистром учета редких (орфанных) заболеваний, Федеральным реестром инвалидов (ФРИ), Федеральным регистром детей-инвалидов (ФРДИ), Федеральным регистром больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (Регистр COVID), Федеральным регистром больных сахарным диабетом; Федеральным регистром лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; Федеральным регистром лиц, больных туберкулезом; с мониторингами.

Обсуждение

Вся существующая на сегодняшний день статистическая отчетность медицинских организаций представляет собой систему, которая развивалась и формировалась, гибко адаптировалась на протяжении длительного периода времени в постоянно изменяющихся условиях функционирования отечественной отрасли здравоохранения [23].

Запуск в 2018 году нацпроектов обозначил новый рубеж развития медицинской статистики. Данные медицинской статистики стали инструментом для принятия новых управленческих решений, в том числе создания в стране инсультной сети, новой маршрутизации пациентов с онкологическими заболеваниями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 [30] разработан и утвержден национальный проект «Здравоохранение», реализация национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации которого в 2020 году было продлено до 2030 года [31]. Вследствие этого резко возрастает потребность в разработке новых статистических показателей, характеризующих эффективность деятельности системы здравоохранения в современных условиях. Так, для реализации показателя «Летальность больных с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением» Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» с 2021 года в отчетную форму ФСН №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации» был введен подстрочник 3004. Для реализации другого показателя «Число выполненных посещений гражданами поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации медицинской помощи» Федерального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» с 2021 года в отчетную форму ФСН №30 «Сведения о медицинской организации» был введен подстрочник 2107.

Значительную роль в реализации функции сбора, обработки и хранения информации о состоянии здоровья населения и деятельности медицинской организации играет первичное звено медико-статистической службы-статистические отделения (кабинеты), работа которых обеспечивается медицинскими статистиками, врачами-статистиками, врачами-методистами. Именно от грамотности работников этого звена полностью зависит достоверность всей формируемой отчетности, расчетных показателей, и, в конечном счете, выводов о деятельности системы здравоохранения [32, 33].

Организация сбора, хранения и обработки медико-статистической информации на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется с учетом специфики региона и внедрения информационных технологий. Так, на территории Брянской области указанные мероприятия осуществляются на базе единого для всех медицинских организаций программного обеспечения «Мединфо». Используется система ежеквартальной оперативной информации и метод Комплексной обобщенной оценки медицинских организаций субъекта, что позволяет представлять департаменту здравоохранения статистические материалы, являющиеся основанием для принятия управленческих решений [34].

На федеральном уровне и ранее рассматривались теоретические аспекты организации службы отечественной медицинской статистики, в том числе был дан анализ технологии процесса сбора, приема и обработки медицинской статистической отчетности, которая существовала в 1992-2011 годах [26]. Изучались вопросы методологии сбора и приема годовой статистической отчетности в учреждениях здравоохранения Российской Академии Наук. В РАН разработана АИС «Медстатистика» МЦ УД РАН, в состав которой входят подсистемы: регистрация отчетно-статистической информации; формирования единой базы данных МЦ УД РАН и анализа данных [35].

Однако важно обеспечить максимально эффективную работу сотрудников службы медицинской статистики. На сегодняшний день не разработаны критерии оценки труда медицинского статистика, врача-статистика и врача-методиста. В настоящее время проводятся исследования по экспериментальному расчету функции статистиков службы медицинской статистики [36].

Пандемия COVID-19 актуализировала проблемы медицинской статистики и показала необходимость совершенствования методики учета и разработки новых исследований. Был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающий предоставление первичных статистических данных по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Разработана модель информационного взаимодействия по удаленному согласованию и обработке данных форм годового отчета, изменена система взаимодействия со специалистами службы медицинской статистики субъектов Российской Федерации с применением транспортной информационной системы, системы видеоконференцсвязи и др. [37]. При этом, перечисленные изменения были давно назревшими, и внешние факторы только ускорили их внедрение в практику.

Дальнейшая цифровая трансформация системы здравоохранения предполагает отказ от применения форм государственной статистической отчетности. Вместо этого будет развиваться управление здравоохранением на основе первичных данных. В результате, чего будет снижаться время и трудозатраты на получение информации; повышаться качество и достоверность информации; проводиться многофакторный анализ данных; возможно определять причины отклонений и взаимосвязи между показателями [38]. Однако данный процесс невозможен без методологической проработки, паспортизации каждой единицы значений отчетной формы на основании учетной документации, и внедрения структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) по всем видам медицинской помощи.

В нашей стране существует уникальная система государственной медицинской статистики, доставшаяся в наследство от СССР, которая была создана именно для целей информационного обеспечения процесса управления здравоохранением. Нигде в мире больше не существует столь масштабной системы мониторинга, включающей сбор и хранение данных о состоянии здоровья населения, уровне медицинского обслуживания [30].

Статистическое наблюдение в здравоохранении имеет максимальную степень социальной значимости, так как, в первую очередь, отражает явления и процессы, проходящие за определенный промежуток времени в области здоровья населения. Качественные сведения крайне необходимы для оценки тенденций изменений в состоянии здоровья населения, эффективности медицинских и социальных мероприятий, планирования различных видов специализированной медицинской помощи, в том числе высокозатратных и высокотехнологичных, рационального использования материальных и кадровых ресурсов системы здравоохранения [3, 39-43].

Нарушение порядка представления статистической информации, как и представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленной статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-Ф3 [44], а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» [45].

В настоящее время наблюдается нехватка кадров в службе медицинской статистики в субъектах Российской Федерации, следовательно, возникает необходимость в привлечении новых специалистов и их обучении. Так, с 2014 года на постоянной основе Министерством здравоохранения Российской Федерации на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России проводится цикл web-семинаров, охватывающих все формы годового отчета. Во время указанных семинаров специалистами, курирующими формы статистического наблюдения, даются пояснения и рекомендации по заполнению отчетов. Это позволяет оперативно и наглядно донести информацию до специалистов МИАЦов, осуществляющих первичный сбор и формирование статистических отчетов.

Материалы web-семинаров доступны также и для специалистов медицинских организаций, поскольку после завершения трансляции каждого из web-семинаров видеозапись и презентационный материал размещается в открытом доступе на портале ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (www.mednet.ru).

На web-портале «Всероссийский форум организаторов здравоохранения» (http://zdravmanager.ru/ ) создан специализированный раздел для обсуждения вопросов, связанных со сбором форм годового отчета. Специалисты субъектов Российской Федерации имеют возможность обсудить наиболее актуальные вопросы в рамках годового отчета и получить комментарии специалистов, курирующих сбор форм. На форуме в оперативном порядке размещается вся нормативная и справочная информация по сбору форм федерального(отраслевого) статистического наблюдения, а также обновление программного обеспечения [19].

Выводы:

  1. Существующая на сегодняшний день статистическая отчетность медицинских организаций представляет собой систему, которая развивалась и формировалась, гибко адаптировалась на протяжении длительного периода времени в постоянно изменяющихся условиях функционирования отечественной отрасли здравоохранения.
  2. Историческое развитие системы сбора и обработки статистической отчетности характеризуется этапностью и последовательностью, что связано с происходящими изменениями структурными, нормативными и иными изменениями в здравоохранении Российской Федерации.
  3. Представленная модель системы контроля федерального уровня может быть использована на всех уровнях отрасли здравоохранения – от субъекта Российской Федерации до медицинской организации.

Литература

  1. Какорина Е.П., Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В. Оптимизация системы обработки статистической обработки отчетности в современных условиях. Врач и информационные технологии 2016;(1):44-53.
  2. Гусев А.В. Перспективы дальнейшего развития службы медицинской статистики путем перехода к управлению на основе данных. Врач и информационные технологии. 2018;(2): 6-22.
  3. Секриеру Е.М., Моравская С.В., Захарова А.Б. Некоторые особенности формирования статистики госпитальной заболеваемости по данным федеральной отчетности. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2009;11(3). Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/130/30/lang,ru/ (Дата обращения:19.08.2022)
  4. История советской государственной статистики. Москва: Статистика; 1969, 528 с.
  5. Какорина Е.П. Заболеваемость населения. Здравоохранение России. XX век. Шевченко Ю.Л., Покровский В.И., Щепина О.П., редакторы. Москва; 2001. С.30-39.
  6. История медицинской статистики. [Интернет]. URL: https://studbooks.net/1869611/meditsina/teoreticheskaya_chast (Дата обращения:19.08.2022)
  7. История развития медицинской статистики в России. [Интернет] http://управление-здравоохранением.рф URL: /publ/medicinskaja_statistika/istorija_razvitija_medicinskoj_statistiki_v_rossii/28-1-0-962
  8. Михайлова Ю.В., Леонов С.А., Сон И.М., Погорелова Э.И., Секриеру Э.М., Огрызко Е.В., и др. Современное состояние и пути развития отечественной медицинской статистики. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2007; 1(1) Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/25/52/lang,ru/
  9. Богословский С. М. Заболеваемость населения Московской губернии и г. Москвы. Богословский С.М, Брушлинская Л.А., Куркин П.И., Чертов А.А., составили. Москва: Мосздравотдел; 1929. 208 с.
  10. Шевелев А.Б. Учет и статистика здравоохранения. Москва: ЦУНХУ Госплана СССР - В/О Союзоргучет, 1936. 414 с.
  11. Савина А.А., Комаров С.Г., Погонин А.В. Исторические этапы становления медицинской статистики в Москве (обзор литературы). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики 2019; (3): 85-103. DOI:10.24411/2312-2935-2019-10056
  12. Мерков А.М. Очерки истории отечественной санитарной статистики. Москва: Медицина, 1966. 256 с.
  13. Об утверждении Практического инструктивно-методического пособия по статистике здравоохранения: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации федеральная служба государственной статистики от 22.11.2010 № 409 URL: https://docs.cntd.ru/document/456038445 (Дата обращения: 19.08.2022)
  14. Садвокасова Е.А. Нерешенные задачи санитарной статистики. Советское здравоохранение 1955; (2):47-50.
  15. Здравоохранение в СССР. Статистический сборник. Министерство здравоохранения СССР. Отд. мед. статистики. Константинов Г. Ф., редактор. Москва: Медгиз, 1957.179 с.
  16. Здравоохранение в СССР. Статистический сборник. Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. Москва; 1966. 447 с.
  17. Ежов А.И. Система и методология показателей советской статистики. В кн.: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов. Москва: Статистика; 1965. 372 с.
  18. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. Москва: Финансы и статистика; 1991. 176 с.
  19. Женщины и дети в СССР. Статистический сборник. ЦСУ СССР. Москва: Финансы и статистика; 1985. 159 с.
  20. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник. ЦСУ СССР. Москва: Финансы и статистика; 1981. 583 с.
  21. Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. Госкомстат СССР. Москва: Финансы и статистика; 1991. 752 с.
  22. Гасников В.К. Методологические и информационно-аналитические проблемы управления здоровьем и здравоохранением. Ижевск: Республиканский медицинский информационно-аналитический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики; 2011. С. 30-70.
  23. Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В. Оптимизация службы медицинской статистики на различных уровнях в современных условиях. Врач и информационные технологии. 2015; (2):72-80.
  24. Церковный Г.Ф. Основы медицинской информации. Медицинская сестра. 1973; (1):39-43.
  25. О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 03.11.99 № 395: Приказ Минздрава Российской Федерации от 04.06.2001 № 180 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=45190 (Дата обращения: 19.08.2022)
  26. Огрызко Е.В. Состояние и основные направления реформирования медицинской статистики в Российской Федерации: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва. 2011. 49 с.
  27. Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 (ред. от 12.04.2012) URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/%207200-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-364-ot-28-aprelya-2011-g (Дата обращения: 19.08.2022)
  28. Зайченко Н.М., Лебедев Г.С. Некоторые проблемы медицинской отчетности и пути их решения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2013; 34(6). URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/525/30/lang,ru/ (Дата обращения: 19.08.2022)
  29. Какорина Е.П., Александрова Г.А., Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В. Алгоритмы расчета основных показателей деятельности медицинских организаций. Методические рекомендации. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2016. 400 с.
  30. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
  31. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период развития Российской Федерации на период до 2030 год: Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/
  32. Сафонов С.М. Совершенствование деятельности кабинета медицинской статистики городской поликлиники: автореф.дисс . …канд. мед. наук.-СПб.2016,27 с.
  33. Царегородцева М.С., Кострицина Г.К. Особенности организации работы медицинского статистика амбулаторно-поликлинического учреждения. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2015;5(5):339.
  34. Утка В.Г. Состояние здоровья населения и информационное обеспечение на региональном уровне: автореф. …канд. мед. наук.-М.,2008.-26с
  35. Савина А.А. Состояние здоровья и медицинское обслуживание сотрудников Российской Академии Наук и членов их семей: автореф. …канд . мед.наук.-М.,2010.-27 с.
  36. Костров В.И., Нямцу А.М.,Курочкина О.Н., Юдина А.А.Экспериментальный расчет функции статистиков службы медицинской статистики Тюменской области(без автономных округов).Университетская медицина Урала2018;2(13):12-14
  37. Кобякова О.С., Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Рябков И.В., Лисненко А.А. Трансформация медицинской статистики в период пандемии новой коронавирусной инфекции(СOVID-19). Проблемы социальной гигиены,здравоохранения и истории медицины 2021;29(6):1439-1445
  38. Башков И.О. Практическая польза цифрового контура здравоохранения: переход к аналитике на основе первичных данных/Сборник» Статистика здравоохранения нового времени». Материалы Второго съезда медицинских статисиков МосквыМосква,8-9 октября 2020 г.-М.: ГБУ «НИОЗММ ДЗМ»;2020-С.12-16.
  39. Михайлова Ю.В., Нечаева О.Б., Шикина И.Б., Михайлов А.Ю. Ресурсы медицинских организаций России, оказывающих помощь при инфекционных социально значимых заболеваниях. Туберкулёз и болезни лёгких 2019; 6(97):8-14. DOI:10.21292/2075-1230-2019-97-6-8-14
  40. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022665853 Российская Федерация. Расчёт динамики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний при диспансеризации определённых групп взрослого населения: № 2022664851: заявл. 09.08.2022: опубл. 22.08.2022. О.С. Кобякова, В.И. Стародубов, О.О. Захарченко [и др.]; заявитель Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  41. Voskanyan Y., Shikina I., Kidalov F., Andreeva O., Makhovskaya T. Impact of Macro Factors on Effectiveness of Implementation of Medical Care Safety Management System. In: Antipova T. (eds) Integrated Science in Digital Age 2020. ICIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 136. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49264-9_31
  42. Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Шикина И.Б. Трансформация онкологического компонента диспансеризации определённых групп взрослого населения c 2013 по 2021 год. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(3):3. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1373/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-3(Дата обращения: 19.08.2022)
  43. Шляфер С.И. Работа скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Анализ ведения отчетной документации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2016;24(2):89-94 DOI:10.1016/0869-866X-2016-24-2-89-94
  44. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  45. Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности: Закон РФ от 13.05.1992 N 2761-1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_483/

References

  1. Kakorina E.P., Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ogryzko E.V. Optimizatsiya sistemy obrabotki statisticheskoy obrabotki otchetnosti v sovremennykh usloviyakh [Optimization of the system for processing statistical processing of reporting in modern conditions]. Vrach i informatsionnye tekhnologii 2016; (1):44-53 (In Russian).
  2. Gusev A.V. Perspektivy dal'neyshego razvitiya sluzhby meditsinskoy statistiki putem perekhoda k upravleniyu na osnove dannykh [Prospects for the further development of the medical statistics service through the transition to data-based management]. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2018; (2): 6-22 (In Russian).
  3. Secrieru E.M., Moravskaya S.V., Zakharova A.B. Nekotorye osobennosti formirovaniya statistiki gospital'noy zabolevaemosti po dannym federal'noy otchetnosti [Some features of the formation of hospital incidence statistics according to federal reporting]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2009; 11 (3). Available from: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/130/30/lang, ru/(date of appeal: August 19, 2020) (In Russian).
  4. Istoriya sovetskoĭ gosudarstvennoĭ statistiki [History of Soviet state statistics]. Moskva: Statistika, 1969, 528 р. (In Russian).
  5. Kakorina E.P. Zabolevaemost' naseleniya. Zdravookhranenie Rossii. XX vek [Incidence of the population. Healthcare of Russia. XX century]. Shevchenko Yu.L., Pokrovskii V.I., Shchepin O.P., redaktory. Moskva; 2001. p. 30-39. (In Russian).
  6. Istoriya meditsinskoy statistiki [History of medical statistics] [cited 2022 Aug 19]. Available from: https://studbooks.net/1869611/meditsina/teoreticheskaya_chast (In Russian).
  7. Istoriya razvitiya meditsinskoy statistiki v Rossii [History of the development of medical statistics in Russia] [cited 2022 Aug 19]. Available from: http://управление-здравоохранением.рф/publ/medicinskaja_statistika/istorija_razvitija_medicinskoj_statistiki_v_rossii/28-1-0-962 (In Russian).
  8. Mikhailova Yu.V., Leonov S.A., Son I.M., Pogorelova E.I., Secrieru E.M., Ogryzko E.V., et al. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya otechestvennoy meditsinskoy statistiki [Current state and ways of development of domestic medical statistics]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2007; 1(1). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/25/52/lang,ru/ (In Russian).
  9. Bogoslovsky S.M., Zabolevaemost' naseleniya Moskovskoĭ gubernii i g. Moskvy [Morbidity of the population of the Moscow Province and Moscow] Bogoslovsky S.M., Brushlinsky L.A., Kurkin P.I., Chertov A.A., sostaviteli. Moskva: Moszdravotel;1929. 208 p. (In Russian).
  10. Shevelev A.B. Uchet i statistika zdravookhraneniya [Health accounting and statistics]. Moskva: TsUNKhU Gosplana SSSR - V/O Soyuzorguchet, 1936 414 p. (In Russian).
  11. Savina A.A., Komarov S.G., Pogonin A.V. Istoricheskie etapy stanovleniya meditsinskoy statistiki v Moskve (obzor literatury) [Historical stages of the formation of medical statistics in Moscow (literature review)]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki 2019; (3): 85-103. DOI: 10.24411/2312-2935-2019-10056 (In Russian).
  12. Merkov A.M. Ocherki istorii otechestvennoy sanitarnoy statistiki [Essays on the history of domestic sanitary statistics]. Moskva: Medicine, 1966. 258 р. (In Russian).
  13. Ob utverzhdenii Prakticheskogo instruktivno-metodicheskogo posobiya po statistike zdravookhraneniya [On the approval of the Practical instructional and methodological Manual on Health Statistics]. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiĭskoĭ Federatsii federal'naya sluzhba gosudarstvennoĭ statistiki ot 22.11.2010 № 409 [Online]. 2010 [cited 2022 Aug 19]. Available from: https://docs.cntd.ru/document/456038445
  14. Sadvokasova E.A. Nereshennye zadachi sanitarnoy statistiki [Unresolved tasks of sanitary statistics]. Sovetskoe zdravookhranenie 1955; (2): 47-50. (In Russian).
  15. Zdravookhranenie v SSSR [Healthcare in the USSR]. Stat. spravochnik. M-vo zdravookhraneniya SSSR. Otd. med. Statistiki. Konstantinov. G. F., red. Moskva: Medgiz, 1957. 179 p. (In Russian).
  16. Zdravookhranenie v SSSR [Healthcare in the USSR]. Statisticheskiy sbornik. Tsentr. stat. upr. pri Sovete Ministrov SSSR. Moskva; 1966. 447 p. (In Russian).
  17. Yezhov A.I. Sistema i metodologiya pokazateleĭ sovetskoĭ statistiki [System and methodology of indicators of Soviet statistics]. Uchebnoe posobie dlya studentov ekonomicheskikh vuzov i fakul'tetov. Moskva: Statistics; 1965. 372 p. (In Russian).
  18. Guryev V.I. Osnovy sotsial'noy statistiki: metody, sistema pokazateley, analiz [Fundamentals of social statistics: methods, system of indicators, analysis]. Moskva: Finansy i statistika; 1991.176 p. (In Russian).
  19. Zhenshchiny i deti v SSSR. [Women and children in the USSR]. Statisticheskiy sbornik. TsSU SSSR. Moskva: Finansy i statistica; 1985. 159 p. (In Russian).
  20. Narodnoe khozyaystvo SSSR v 1980 g. [National Economy of the USSR in 1980]. Statisticheskiy ezhegodnik. Goskomstat SSSR. Moskva: Finansy i statistika; 1981. 583 p. (In Russian).
  21. Narodnoe khozyaystvo SSSR v 1990 g. [National Economy of the USSR in] Statisticheskiy ezhegodnik. Goskomstat SSSR. M.: Finansy i statistika; 1991. 752 p. (In Russian).
  22. Hasnikov V.K. Metodologicheskie i informatsionno-analiticheskie problemy upravleniya zdorov'em i zdravookhraneniem [Methodological and information-analytical problems of health and health management]. Izhevsk: Respublikanskiy meditsinskiy informatsionno-analiticheskiy tsentr Ministerstva zdravookhraneniya Udmurtskoy Respubliki; 2011. Р. 30-70 (In Russian).
  23. Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ogryzko E.V. Optimizatsiya sluzhby meditsinskoy statistiki na razlichnykh urovnyakh v sovremennykh usloviyakh [Optimization of the medical statistics service at various levels in modern conditions]. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2015; (2):72-80 (In Russian)
  24. Tserkovnyy G.F. Osnovy meditsinskoy informatsii [Fundamentals of medical information]. Meditsinskaya sestra. 1973; (1):39-43 (In Russian)
  25. O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v prikaz Minzdrava Rossii ot 03.11.99 № 395 [On amendments and additions to the order of the Ministry of Health of the Russian Federation]. Prikaz Minzdrava Rossiyskoy Federatsii ot 04.06.2001 № 180 [Online]. 2001 [cited 2022 Aug 19]. Available from: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=45190
  26. Ogryzko E.V. Sostoyanie i osnovnye napravleniya reformirovaniya meditsinskoy statistiki v Rossiyskoy Federatsii [The state and main directions of medical statistics reform in the Russian Federation]. Doct.Med.Sci [thesis]. Moskva. 2011. 49 p. (In Russian)
  27. Ob utverzhdenii Kontseptsii sozdaniya edinoy gosudarstvennoy informatsionnoy sistemy v sfere zdravookhraneniya [On approval of the Concept of creating a unified state information system in the field of healthcare]. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 28.04.2011 № 364 (red. ot 12.04.2012) [Online]. 2012 [cited 2022 Aug 19]. Available from: https://minzdrav.gov.ru/documents/%207200-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-364-ot-28-aprelya-2011-g
  28. Zaichenko N.M., Lebedev G.S. Nekotorye problemy meditsinskoy otchetnosti i puti ikh resheniya [Some problems of medical reporting and ways to solve them]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2013; (34). Available from: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/525/30/lang, ru/ (circulation date: July 11, 2021) (In Russian)
  29. Kakorina E.P., Alexandrova G.A., Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ogryzko E.V. Algoritmy rascheta osnovnykh pokazateley deyatel'nosti meditsinskikh organizatsiy [Algorithms for calculating the main indicators of the activities of medical organizations]. Metodicheskie rekomendatsii. Moskva: GEOTAR-Media. 2016. 400 p. (In Russian)
  30. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 [Online]. 2018 [cited 2022 Aug 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (In Russian)
  31. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period of development of the Russian Federation for the period up to 2030] Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 [Online]. 2020
    [cited 2022 Aug 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (In Russian)
  32. Safonov S.M. Sovershenstvovanie deiatel'nosti kabineta meditsinskoi statistiki gorodskoi polikliniki [Improving the activities of the Office of Medical Statistics of the city polyclinic]: avtoref.diss . …kand. med. nauk.-SPb.2016,27 s.
  33. Tsaregorodtseva M.S., Kostritsina G.K. Osobennosti organizatsii raboty meditsinskogo statistika ambulatorno-poliklinicheskogo uchrezhdeniia. [Features of the organization of the work of a medical statistician of an outpatient clinic] Biulleten' meditsinskikh internet-konferentsii 2015;5(5):339.
  34. Utka V.G. Sostoianie zdorov'ia naseleniia i informatsionnoe obespechenie na regional'nom urovne [The state of public health and information support at the regional level]: avtoref. …kand. med. nauk. -M.,2008.-26s
  35. Savina A.A. Sostoianie zdorov'ia i meditsinskoe obsluzhivanie sotrudnikov Rossiiskoi Akademii Nauk i chlenov ikh semei [Health status and medical care of employees of the Russian Academy of Sciences and their family members]: avtoref. …kand . med. nauk. -M.,2010.-27 s.
  36. Kostrov V.I., Niamtsu A.M., Kurochkina O.N., Iudina A.A.Eksperimental'nyi raschet funktsii statistikov sluzhby meditsinskoi statistiki Tiumenskoi oblasti(bez avtonomnykh okrugov) [calculation of the function of statisticians of the medical statistics Service of the Tyumen region (without autonomous districts) ].Universitetskaia meditsina Urala2018;2(13):12-14
  37. Kobiakova O.S., Polikarpov A.V., Golubev N.A., Riabkov I.V., Lisnenko A.A. Transformatsiia meditsinskoi statistiki v period pandemii novoi koronavirusnoi infektsii (COVID-19) [Transformation of medical statistics during the pandemic of a new coronavirus infection (COVID-19)]. Problemy sotsial'noi gigieny,zdravookhraneniia i istorii meditsiny 2021;29(6):1439-1445
  38. Bashkov I.O. Prakticheskaia pol'za tsifrovogo kontura zdravookhraneniia: perekhod k analitike na osnove pervichnykh dannykh [Practical benefits of the digital health circuit: transition to analytics based on primary data] /Sbornik»Statistika zdravookhraneniia novogo vremeni».Materialy Vtorogo s"ezda meditsinskikh statisikov MoskvyMoskva,8-9 oktiabria 2020 g.-M.:GBU «NIOZMM DZM»;2020-S.12-16.
  39. Mikhailova Yu.V., Nechaeva O.B., Shikina I.B., Mikhailov A.Yu. Resursy meditsinskikh organizatsiy Rossii, okazyvayushchikh pomoshch' pri infektsionnykh sotsial'no znachimykh zabolevaniyakh [Resources of medical organizations of Russia providing assistance in infectious socially significant diseases]. Tuberkulez i bolezni legkikh 2019; 6(97):8-14.  DOI:10.21292/2075-1230-2019-97-6-8-14 (In Russian)
  40. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM № 2022665853 Rossiyskaya Federatsiya. Raschet dinamiki faktorov riska khronicheskikh neinfektsionnykh zabolevaniy pri dispanserizatsii opredelennykh grupp vzroslogo naseleniya [Calculation of the dynamics of risk factors for chronic non-communicable diseases during the medical examination of certain groups of the adult population]: № 2022664851: zayavl. 09.08.2022: opubl. 22.08.2022. O.S. Kobyakova, V.I. Starodubov, O.O. Zakharchenko [i dr.]; zayavitel' Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Tsentral'nyy nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniya» Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii
  41. Voskanyan Y., Shikina I., Kidalov F., Andreeva O., Makhovskaya T. Impact of Macro Factors on Effectiveness of Implementation of Medical Care Safety Management System. In: Antipova T. (eds) Integrated Science in Digital Age 2020. ICIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 136. Springer, Cham. DOI:10.1007/978-3-030-49264-9_31
  42. Zakharchenko O.O., Terent'eva D.S., Shikina I.B. Transformatsiya onkologicheskogo komponenta dispanserizatsii opredelennykh grupp vzroslogo naseleniya c 2013 po 2021 god. [Transformation of the oncological component of the medical examination of certain groups of the adult population in the period 2013-2021]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2022; 68(3):3. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1373/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-3(In Russian)
  43. Shlyafer S.I. Rabota skoroy meditsinskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii. Analiz vedeniya otchetnoy dokumentatsii [The functioning of emergency medical care in Russian Federation: analysis of report documentation keeping]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2016; 24(2):89-94 DOI:10.1016/0869-866X-2016-24-2-89-94 (In Russian)
  44. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 01.07.2021) [Online]. 2021 [cited 2022 Aug 19]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (In Russian)
  45. Ob otvetstvennosti za narushenie poryadka predstavleniya gosudarstvennoy statisticheskoy otchetnosti [On responsibility for violation of the procedure for submitting state statistical reports]. Zakon RF ot 13.05.1992 N 2761-1 [Online]. 1992 [cited 2022 Aug 19]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_483/ (In Russian)

Дата поступления: 05.10.2022


Просмотров: 5003

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 07.12.2022 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search