О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2023 (69) arrow ДИНАМИКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АСПЕКТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ДИНАМИКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АСПЕКТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА Печать
07.03.2023 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-9

Руголь Л.В., Котловский М.Ю.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Резюме

Достаточная численность и уровень подготовки медицинских кадров в значительной степени определяют доступность и качество медицинской помощи. На устранение проблемы кадрового дефицита направлен федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Решения кадровых проблем должны основываться на результатах постоянного мониторинга с проведением детального анализа статистических данных.

Цель работы – провести анализ и оценить динамику кадрового обеспечения медицинских организаций за 2017-2021 годы.

Материал и методы. Исследование осуществлено с использованием информационной базы данных ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, сформированной на основе форм федерального статистического наблюдения ФСН №30 за 2017-2021 годы. В работе использовались аналитический, статистический методы, метод сравнительного анализа.

Результаты. Число штатных врачебных должностей в первые годы реализации федерального проекта сокращалось, вероятно, для достижения требуемого уровня укомплектованности штатных должностей физическими лицами с коэффициентом совместительства не более 1,2. Параллельно сокращению числа штатных должностей увеличивалось число физических лиц врачей, в связи с чем показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами до 2019 года возрастал со снижением коэффициента совместительства. Значительное увеличение числа штатных врачебных должностей в период пандемии свело на нет прежнее их сокращение. Различие в темпах прироста числа физических лиц врачей и числа штатных должностей, привело к снижению укомплектованности должностей в целом по всем медицинским организациям, в основном за счет значительного снижения показателя в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. При этом показатели штатного обеспечения, укомплектованности подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, опережают стационар.

Обсуждение. Анализ динамики показателей кадрового обеспечения врачами в период с 2017 по 2021 годы не позволяет спрогнозировать возможность достижения к 2024 году целевых значений укомплектованности врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, при коэффициенте совместительства 1,2

Заключение. Динамика укомплектованности должностей физическими лицами имеет тенденцию, обратную запланированной федеральным проектом, коэффициент совместительства остается высоким, особенно в стационаре. Сохраняется дисбаланс штатного обеспечения. Необходимы дополнительные мероприятия для решения кадровой проблемы и оперативное решение вопроса заработной платы медицинских работников, позволяющей достигать определенного материального обеспечения без совместительства.

Ключевые слова: кадровое обеспечение; дефицит кадров; штатные должности; укомплектованность должностей; доступность.

Контактная информация: Руголь Людмила Валентиновна, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Соблюдение этических стандартов. Данный вид исследования не требует прохождения экспертизы локальным этическим комитетом.
Для цитирования: Руголь Л.В., Котловский М.Ю. Динамика кадрового обеспечения медицинских организаций в аспекте достижения целевых показателей реализации федерального проекта. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2023; 69(1):9. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1453/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-9

DYNAMICS IN STAFFING OF MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF ACHIEVING THE FEDERAL PROJECT TARGETS
Rugol L.V., Kotlovsky M.Yu.

Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

Sufficient number and level of training of medical personnel largely determine the availability and quality of medical care. The federal project “Providing medical organizations with qualified personnel” is aimed at eliminating the problem of personnel shortage. Solutions to the personnel problems should be based on the results of continuous monitoring with a detailed analysis of statistical data.

The purpose of the study is to analyze and evaluate dynamics in staffing of medical organizations in 2017-2021.

Material and methods. The study was carried out on the basis of the information database of the Russian Research Institute of Health, based on the federal statistical observation form N30 for 2017-2021. The study used analytical, statistical methods and the method of comparative analysis.

Results. The number of full-time medical positions in first years of the federal project implementation has been reduced, probably with the aim of achieving the required level of staffing of full-time positions by individuals with the full-time to part-time ratio of no more than 1.2. Simultaneously with the reduction in the number of full-time positions, the number of individual doctors increased, therefore, the indicator of staffing of full-time positions with natural persons was increasing until 2019 with a decline in the full-time to part-time ratio. A significant increase in the number of full-time medical positions during the pandemic has negated the previous reduction. The difference in the growth rate of the number of individual doctors and the number of full-time positions has led to decreased staffing level in general across all medical organizations, mainly due to a significant reduction in the indicator in units providing inpatient care. However, the indicators of staffing and staffing level of units providing outpatient care are higher compared to inpatient settings.

Discussion. Analysis of the dynamics in indicators of doctor staffing in the period from 2017 to 2021 does not allow us to project achievements of the target staffing level in units providing outpatient care with the full-time to part-time ratio of 1.2 by 2024.

Conclusion. Dynamics in the staffing level tends to reverse compared to the planned one under the Federal project, the full-time to part-time ratio remains high, especially in inpatient settings. The imbalance of staffing remains. Additional measures are needed to solve the personnel problem and promptly resolve the issue of salaries of medical workers to achieve a certain material security without a secondary job.

Keywords: staffing; staff shortage; full-time positions; staffing level; accessibility

Corresponding author:  Ludmila V. Rugol, email: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
Rugol LV,
 http://orcid.org/0000-0003-2983-8774
Kotlovsky M.Yu., http://orcid.org/0000-0002-1037-2567
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Competing interests. The authors declare the absence of any conflicts of interest regarding the publication of this paper.
Compliance with ethical standards. This study does not require a conclusion from the Local Ethics Committee.
For citation: Rugol L.V., Kotlovsky M.Yu. Dynamics in staffing of medical organizations in the context of achieving the Federal project targets. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [serial online] 2023; 69(1):9. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1453/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-9. (In Rus).

Введение

Здравоохранение является одной из наиболее социально важных отраслей, что обуславливает приоритетное внимание к её развитию и модернизации. Достижение целевых показателей здоровья возможно только при наличии доступной и качественной медицинской помощи и, в первую очередь, первичной медико-санитарной помощи (ПСМП), что во многом предопределяет повышенное внимание к решению кадровой проблемы в первичном звене здравоохранения [1, 2]. Общепризнано, что достаточная численность и уровень подготовки медицинских кадров в значительной степени определяют качество медицинской помощи населению. В связи с чем постоянное внимание к кадровой политике и ее совершенствование имеют большое значение для повышения качества и эффективности национальной и мировой систем здравоохранения [3, 4].

Российская Федерация и ряд развитых стран столкнулись с проблемами при подготовке, распределении и рациональном использовании врачебных кадров [1, 2]. В 2016 году ВОЗ была принята «Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов здравоохранения: трудовые ресурсы 2030», основной задачей которой определено повышение качества здоровья и социально-экономического развития национального и глобального сегментов здравоохранения, что может быть достигнуто посредством организации всеобщей доступности медицинской помощи и высокого качества профессиональной подготовки кадров систем здравоохранения [5]. Важность подготовки высокопрофессиональных кадров определяется необходимостью модернизации и обеспечения надлежащего функционирования всей мировой медицины [6]. ВОЗ считает, что даже наиболее передовые технологии не смогут оказать положительного влияния на общественное здоровье при дефиците работников здравоохранения [7].

Постоянное совершенствование и модернизация системы здравоохранения РФ являются одними из наиболее важных составляющих социальной политики государства [8, 9]. При этом, кадровый потенциал является одним из наиболее важных элементов эффективного функционирования здравоохранения, определяющих перспективы ее развития.

В настоящее время в РФ основными причинами низкой доступности ПМСП являются ошибки, допущенные при проведении реструктуризации сети, и сохраняющиеся факторы организационного характера. Помимо допущенных просчетов при реструктуризации сети медицинских организаций, другим немаловажным фактором сниженной доступности ПМСП и низкой эффективности профилактического направления является дефицит врачебных кадров [1, 10, 11]. Недостаточное число врачей-специалистов, осуществляющих профилактические осмотры населения, создает существенную проблему в организации своевременной онкологической помощи на современном этапе [12 - 16]. Доказано, что численность врачей-кардиологов напрямую влияет на основные демографические показатели с учетом того, что сердечно-сосудистые заболевания лидируют в структуре заболеваемости и смертности населения РФ [17]. Отмечаются проблемы кадровой обеспеченности в РФ и врачами-эндокринологами, что приводит к потенциальному снижению качества оказания медицинской помощи и эффективности борьбы с заболеваниями эндокринной системы, в том числе сахарным диабетом, которые являются важнейшими факторами роста сердечно-сосудистых заболеваний [18].

Очевидно, что кадровое обеспечение должно занимать ведущее место в системе приоритетов управления здравоохранением. При этом решения кадровых проблем должны основываться на результатах постоянного мониторинга с проведением скрупулёзного анализа статистических данных. Для этого необходимо принимать в расчет экономические, политические и другие особенности региона, особенности менталитета населения, проживающего на территории субъекта РФ [4].

В настоящее время в Российской Федерации устранение кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, определено Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из важных межведомственных задач [2]. В Указе Президента РФ «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» как о приоритетном направлении говорится о необходимости совершенствования системы медицинского образования и кадрового обеспечения [19]. На устранение проблемы кадрового дефицита направлен федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», как составная часть национального проекта «Здравоохранение» [20]. В целях устранения недостатка кадров в медицинских организациях субъектов РФ, оказывающих ПМСП, разработаны региональные паспорта проекта субъектов РФ [20].

Несмотря на ряд проведенных организационных мероприятий, добиться качественного улучшения ситуации на сегодняшний день пока не удается, и кадровая проблема остается до настоящего времени актуальной [21-23]. Сохраняются нехватка узких врачей-специалистов по отдельным врачебным специальностям и дисбаланс кадрового обеспечения [10, 24]. Решение этих проблем осложняется недостаточным финансированием отрасли в условиях мировых финансовых кризисов, большой протяженностью ряда территорий и особенностями проживания населения на данных территориях [19, 25 - 27].

Цель настоящего исследования: проанализировать и оценить динамику кадрового обеспечения врачебным персоналом медицинских организаций в целом по РФ за 2017-2021 годы.

Материалы и методы

Использованы официальные статистические данные ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России в целом по Российской Федерации и субъектов РФ за период 2017-2021 годы. На основе данных форм федерального статистического наблюдения (ФСН) № 30 за период 2017-2021 годы проведен анализ числа штатных и занятых врачебных должностей, физических лиц врачей, показателей укомплектованности и коэффициента совместительства в динамике в целом по медицинским организациям, а также по отдельным специальностям. В исследовании использованы методы: аналитический, статистический, сравнительного анализа. Статистическая обработка данных проводилась с использованием прикладных программ Statistica 15.0 и электронных таблиц в формате Excell 2019 с расчетом показателей в целом по РФ, по субъектам РФ, отдельно по медицинским организациям в сельской местности.

Результаты

Проведенное исследование показало, что за период наблюдения вплоть до 2020 года число штатных должностей всех врачей в Российской Федерации равномерно снижалось, по-видимому, с целью достижения целевого показателя укомплектованности 95% при коэффициенте совместительства не более, чем 1,2 [20]. В 2020 году было отмечено существенное увеличение числа штатных врачебных должностей, что было связано со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране (таблица 1).

При этом, несмотря на предшествующие изменения по сокращению числа штатных должностей, значительное их увеличение в 2020 году перекрыло величину сокращенных должностей в предыдущие годы. В итоге число штатных врачебных должностей в 2020 году увеличилось по сравнению с базовыми значениями в начале периода наблюдения – в 2017 году. В противовес динамики числа штатных врачебных должностей число физических лиц врачей основных работников увеличивалось нарастающим итогом, достигнув своего максимума в 2020 году (таблица 1).

Указанные разнонаправленные изменения числа штатных должностей и физических лиц привели к росту показателя укомплектованности штатных должностей физическими лицами до 2019 года включительно со снижением коэффициента совместительства. Однако в 2020 году из-за более выраженного роста числа штатных должностей по сравнению с увеличением числа физических лиц врачей показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами снизился. В 2021 году число штатных врачебных должностей уменьшилось, однако значение этого показателя превысило базовый показатель 2017 года на 2,9%. При этом укомплектованность врачебных должностей физическими лицами в поликлиниках оказалась выше аналогичного показателя в стационаре (Табл. 1).

Таблица 1

Показатели кадрового обеспечения врачами медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за период 2017-2021 год.

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность, % Коэффициент совм-ва
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли (%)
цепной базисный цепной базисный
Всего 2017 878699 - - 548414 - - 62,4 1,4
2018 872116 -0,8 -0,8 548818 0,1 0,1 62,9 1,4
2019 865181 -0,8 -1,5 551473 0,5 0,6 63,7 1,3
2020 930870 7,5 5,9 557285 1,1 1,6 59,9 1,3
2021 903865 -3,1 2,9 551314 -1,1 0,5 61,0 1,3
Поликлиника 2017 456842 - - 303359 - - 66,4 1,3
2018 453525 -0,7 -0,7 305207 0,6 0,6 67,3 1,2
2019 449790 -0,8 -1,5 307583 0,8 1,4 68,4 1,2
2020 453743 0,9 -0,7 304765 -0,9 0,5 67,2 1,2
2021 447123 -1,4 -2,1 301751 -1 -0,5 67,5 1,2
Стационар 2017 361355 - - 216922 - - 60,0 1,5
2018 359845 -0,4 -0,4 215973 -0,4 -0,4 60,0 1,5
2019 358663 -0,3 -0,8 216460 0,2 -0,2 60,4 1,4
2020 421789 17,5 16,7 225852 4,3 4,1 53,5 1,5
2021 402643 -5,3 11,4 223462 -1,1 3,0 55,5 1,5

В 2021 году было зафиксировано сокращение и числа физических лиц основных работников, однако оно было менее выраженным, чем сокращение штатных должностей, и показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами в целом по РФ несколько увеличился по сравнению с предыдущим годом. В 2019 году в целом по всем медицинским организациям отмечено небольшое снижение коэффициента совместительства, в основном за счет подразделений, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в дальнейшем до 2021 года в целом по медицинским организациям он оставался неизменным. В поликлинике коэффициент совместительства снизился в 2018 году до целевого значения – 1,2. В стационаре снижение коэффициента совместительства зафиксировано только в 2019 году, далее показатель вновь увеличился до максимального значения 1,5 (Табл. 1).

Анализ штатного обеспечения врачебными должностями подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в исследуемый период установил аналогичную динамику годового темпа изменений абсолютных значений, хотя, в отличие от динамики врачебных штатных должностей в целом, отмечена однонаправленная отрицательная динамика, свидетельствующая о ежегодном сокращении штатных должностей по сравнению с 2017 годом. В итоге, в 2021 году число штатных врачебных должностей в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, сократилось по сравнению с 2017 годом на 2,1%. Число физических лиц врачей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, нарастало до 2019 года включительно, в дальнейшем – снижалось, в итоге в 2021 году по сравнению с 2017 годом число физических лиц врачей снизилось на 0,5%. Динамика показателя укомплектованности штатных должностей физическими лицами в указанных подразделениях повторила динамику числа физических лиц, тем не менее, уровень показателя в 2021 году превысил уровень 2017 года (67,5% и 66,4% соответственно) при снижении коэффициента совместительства с 1,3 в 2017 году до 1,2 в 2018 году и его неизменности в последующие годы периода наблюдения (Табл. 1).

В стационаре число штатных должностей повторило динамику изменений числа всех штатных врачебных должностей, но с более выраженным темпом прироста их числа в 2020 году и темпом снижения в 2021 году по сравнению с предыдущим годом, а также темпом итогового прироста за весь период наблюдения. Число физических лиц основных работников в стационаре, показав снижение в 2018 году с тем же темпом, что и число штатных должностей, в 2019 и 2020 годах увеличивалось и, несмотря на последующее в 2021 году снижение на 1,1% по сравнению с предыдущим годом, превысило значение 2017 года на 3,0%. Более значительное увеличение числа штатных должностей по сравнению с приростом числа физических лиц в 2020 году привело к снижению показателя укомплектованности штатных должностей физическими лицами, которое осталось таковым до конца периода наблюдения (Табл. 1).

По числу штатных врачебных должностей, числу физических лиц врачей, показателю укомплектованности подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, опережали стационар. В стационаре же более высоким оказался коэффициент совместительства, а также темп изменения показателей. За счет более высокого темпа прироста числа врачей в стационаре в 2020-2021 гг. их число в конце периода наблюдения оказалось больше, чем в начале, но в поликлинике по физическим лицам врачей отмечена отрицательная динамика (Табл. 1).

Анализ штатного обеспечения медицинских организаций по отдельным врачебным специальностям выявил разнонаправленную динамику. Так число штатных должностей врачей-терапевтов в целом по всем медицинским организациям повторило динамику всех врачей, при этом динамика числа физических лиц врачей-терапевтов была положительной на протяжении всего периода наблюдения с более выраженным темпом прироста, более высоким значением показателя укомплектованности штатных должностей физическими лицами и более низким коэффициентом совместительства, особенно в поликлинике. В 2020 году также отмечалось выраженное увеличение числа штатных должностей врачей-терапевтов, которое, несмотря на последующее их сокращение в 2021 году, привело к увеличению их числа на 9,5% по сравнению с началом периода наблюдения. В то же время число физических лиц, замещавших данные должности, начав рост в 2019 году, постоянно увеличивалось, в конечном итоге превысило значение начального года наблюдения с меньшим темпом прироста - на 5,3% (Табл. 2).

Таблица 2

Показатели кадрового обеспечения врачами-терапевтами медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за 2017-2021 годы

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность, % Коэффициент совместит-ва
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли (%)
цепной базисный цепной цепной
Всего 2017 87500 - - 58970 - - 67,4 1,3
2018 85595 -2,2 -2,2 58944 0 0 68,9 1,2
2019 84745 -1,0 -3,1 59390 0,8 0,7 70,1 1,2
2020 99011 16,3 13,2 61719 4,0 4,7 62,3 1,3
2021 95803 -3,7 9,5 62124 0,7 5,3 64,8 1,2
Поликлиника 2017 68418 - - 47691 - - 69,7 1,2
2018 66852 -2,3 -2,3 48050 0,8 0,8 71,9 1,2
2019 66409 -0,7 -2,9 48848 1,7 2,4 73,6 1,1
2020 69810 5,0 2,0 49320 1,0 3,4 70,6 1,1
2021 70145 0,5 2,5 50139 1,7 5,1 71,5 1,1
Стационар 2017 18682 - - 11040 - - 59,1 1,5
2018 18297 -2,1 -2,1 10615 -3,9 -3,9 58,0 1,5
2019 17870 -2,3 -4,3 10247 -3,3 -7,2 57,3 1,5
2020 28704 58,0 53,6 12115 16,9 9,7 42,2 1,7
2021 25177 -18,9 34,8 11718 -3,6 6,1 46,5 1,6

Значение показателя укомплектованности штатных должностей врачей-терапевтов физическими лицами возрастало до 2019 года включительно (70,1%), в 2020 году, из-за более значительного увеличения числа штатных должностей по сравнению с ростом числа физических лиц, снизилось до 62,3%, несколько скомпенсировав затем свое снижение в последний год наблюдения за счет роста физических лиц до 64,8%. Коэффициент совместительства врачей данной специальности снизился с 1,3 в 2017 году до 1,2 в 2018 году, затем в 2020 году повысился до исходного уровня и снизился до 1,2 в 2021 году.

Число штатных должностей врачей-терапевтов, работающих в подразделениях, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, снижалось в 2018 и 2019 годах, после чего в 2020 и 2021 годах было зафиксировано их увеличение. При этом в конце периода исследования число штатных должностей врачей-терапевтов более, чем на 2,5% превышало значение базового показателя. Одновременно число физических лиц врачей-терапевтов ежегодно увеличивалось. Константное увеличение показателя укомплектованности штатных должностей врачей-терапевтов физическими лицами с 2017 года остановилось в 2020 году за счет выраженного прироста числа штатных должностей, который продолжился в 2021 году. Коэффициент совместительства снизился с 1,2 в 2017 году до 1,1 в 2019 году и остался неизменным до конца периода исследования (Табл. 2).

Иная динамика кадрового обеспечения врачами-терапевтами отмечалась в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. Число штатных должностей врачей-терапевтов в стационаре ежегодно снижалось до 2020 года, когда был зафиксирован их взрывной рост (+58%). В следующем году было отмечено существенное сокращение их числа по сравнению с 2020 годом (-18,9%). Однако общее их число на конец периода наблюдения существенно превышало число штатных должностей в 2017 году (+34,8%). В отношении числа физических лиц врачей-терапевтов в стационаре динамика изменений была аналогичной, но с большим темпом сокращения их числа в первую половину периода наблюдения и меньшими темпами прироста в 2020 году и последующими изменениями в 2021 году. При этом показатель укомплектованности должностей врачей-терапевтов физическими лицами снижался на протяжении всего периода наблюдения до 2020 года включительно с пиковым увеличением значения коэффициента совместительства в 2020 году до 1,7 (Табл. 2).

Таким образом, анализ кадрового обеспечения врачами-терапевтами показал, что число штатных должностей и физических лиц врачей-терапевтов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, было приблизительно в 3-4 раза больше, чем в стационаре. Более высоким оказалось значение показателя укомплектованности и более низким коэффициент совместительства в поликлинике, нежели в стационаре. В стационаре была более высокой амплитуда изменения значений данных показателей.

В отношении подгруппы врачей-терапевтов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачей-терапевтов участковых, динамика несколько отличалась. После снижения в 2018 году числа штатных должностей врачей-терапевтов участковых, в 2019 году был отмечен их рост, который продолжился до конца периода исследования, продемонстрировав максимальную динамику, равную 6%, в 2020 году, и прирост на 5,8% за весь период наблюдения (таблица 3). В течение всего периода наблюдения отмечался рост числа физических лиц, занимавших данную должность. При этом максимальный прирост (+3,3%) так же, как и штатных должностей, был отмечен в 2020 году. Оба значения в конце периода наблюдения превышали таковые в его начале. Максимальным показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами был зафиксирован в 2019 году (80,0%), после чего в 2020 году он несколько снизился, и вновь несколько увеличился в 2021 до 79,1%, превысив показатель 2017 года (76,1%). При этом коэффициент совместительства оставался неизменным весь период наблюдения (1,1) (Табл.3).

Таблица 3

Показатели кадрового обеспечения врачами-терапевтами участковыми медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за период 2017-2021 годы.

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность, % Коэффициент.совм-ва
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли (%)
цепной базисный цепной базисный
Поликлиника 2017 45896 - - 34929 - - 76,1 1,1
2018 45212 -1,5 -1,5 35490 1,6 1,6 78,5 1,1
2019 45262 0,1 -1,4 36215 2,1 3,7 80,0 1,1
2020 48008 6,0 4,6 37366 3,3 7,0 77,8 1,1
2021 48536 1,1 5,8 38406 3,0 9,9 79,1 1,1

В отношении врачей «узких» специальностей динамика отличалась от динамики врачей-терапевтов. Общее число штатных должностей врачей-кардиологов увеличивалось нарастающей динамикой до 2020 года, при максимальном приросте в 2020 году (+6,8%). После чего в 2021 году было отмечено сокращение их числа по сравнению с предыдущим годом. В конце периода наблюдения число штатных должностей врачей-кардиологов на 9,8% превышало значение 2017 года. Увеличивалось и число физических лиц основных работников данной специальности на протяжении всего периода наблюдения, несколько снизив ежегодный темп прироста после 2019 года. При этом укомплектованность штатных должностей врачей-кардиологов физическими лицами несколько выросла в 2018 году по сравнению с базисным значением, но далее в 2020 году снизилась ниже исходного уровня в связи с меньшим темпом прироста числа физических лиц по сравнению с темпом прироста числа штатных должностей, и, несмотря на прирост в 2021 году, не достигла уровня 2017 года. Коэффициент совместительства, снизившись в 2018 году с 1,3 до 1,2, оставался неизменным на протяжении всего периода наблюдения (Табл. 4).

Таблица 4

Показатели кадрового обеспечения врачами-кардиологами медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за период 2017-2021 годы.

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность,%. Коэффициент. совм-ва.
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли (%)
цепной базисный цепной базисный
Всего 2017 15875 - - 11048 - - 69,6 1,3
2018 16055 1,1 1,1 11321 2,5 2,5 70,5 1,2
2019 16439 2,4 3,5 11598 2,5 5,0 70,5 1,2
2020 17517 6,8 10,3 11613 0,1 5,1 66,3 1,2
2021 17423 -0,6 9,8 11714 0,9 6,0 67,2 1,2
Поликлиника 2017 5728 - - 3830 - - 66,9 1,2
2018 5729 0 0 3944 3,0 3,0 68,8 1,2
2019 5861 2,3 2,3 4062 3,1 6,1 69,3 1,2
2020 5952 1,6 3,9 4087 0,7 6,7 68,7 1,1
2021 5885 -1,2 2,7 4087 0 6,7 69,4 1,1
Стационар 2017 9911 - - 7108 - - 71,7 1,3
2018 10078 1,7 1,7 7270 2,3 2,3 72,1 1,3
2019 10316 2,4 4,1 7418 2,1 4,4 71,9 1,2
2020 11328 10,2 14,3 7420 0,03 4,4 65,5 1,3
2021 11301 -0,3 14,0 7527 1,5 5,9 66,6 1,3

Динамика числа штатных должностей и физических лиц врачей-кардиологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, была практически аналогичной. Максимальный темп прироста числа штатных должностей отмечен в 2019 году, далее он несколько снизился, но итоговый темп прироста к 2020 году составил 3,9%, а в 2021 году отмечена убыль числа штатных должностей по сравнению с 2020 годом, в итоге прирост за весь анализируемый период составил 2,7%. Число физических лиц, замещающих эти должности, росло стабильно до 2020 года, показав максимум прироста в 2019 году (+3,1%). В 2021 году число физических лиц врачей-кардиологов оставалось неизменным по сравнению с предыдущим годом, итоговый прирост за весь период наблюдения составил 6,7%. Таким образом, в отличие от динамики кадрового обеспечения для всех врачей-кардиологов, для врачей-кардиологов в подразделениях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, темп прироста числа физических лиц опережал темп прироста числа штатных должностей, поэтому показатель укомплектованности должностей физическими лицами ежегодно увеличивался со снижением коэффициента совместительства (Табл. 4).

В стационаре прирост числа штатных должностей врачей-кардиологов наблюдался до 2020 год включительно с максимальным темпом прироста в этом году по сравнению с предыдущим – на 10,2% и итоговым приростом с начала периода наблюдения – 14,3%. В 2021 году число штатных должностей врачей-кардиологов в стационаре сократилось по сравнению с 2020 годом на 0,3%, итоговый прирост штатных должностей за весь период наблюдения составил 14,0%. Число физических лиц врачей, замещавших указанные должности, увеличивалось каждый год. В конце периода наблюдения число врачей-кардиологов стационара превышало таковое в 2017 году на 5,9%. Показатель укомплектованности штатных должностей врачей-кардиологов физическими лицами в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, до 2020 года, незначительно разнопланово изменяясь, оставался на уровне 72%, далее произошло выраженное снижение его значения вследствие превышения темпов роста числа штатных должностей над темпом роста числа физических лиц. Коэффициент совместительства снижался с 1,3 до 1,2 в 2019 году, после чего восстановил свое значение и до конца периода оставался неизменным (1,3) (Табл. 4).

Таким образом, число штатных должностей и физических лиц врачей-кардиологов стационара превышало таковые в амбулаторных условиях. Более высоким была амплитуда колебаний и темп прироста цепного показателя в стационаре. Показатель укомплектованности в 2017 - 2019 годах в стационаре был выше, чем в поликлинике, а в 2020 и 2021 годах – ниже. Выше в стационаре оказался и коэффициент совместительства (Табл. 4).

Общее число штатных должностей врачей-неврологов, разнопланово изменяясь по годам в течение периода наблюдения, в 2021 году увеличилось на 0,9% по сравнению с исходными, базовыми данными. Число физических лиц врачей, замещавших указанные должности, неизменно убывало, с нарастающей отрицательной динамикой. Это привело к тому, что показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами уменьшался на протяжении всего периода наблюдения, достигнув своего минимума в 2021 году – 65,6%. Коэффициент совместительства немного снижался в 2019 году до целевого значения – 1,2, после чего восстановил свое значение и до 2021 года оставался неизменным – 1,3 (Табл. 5).

Таблица 5

Показатели кадрового обеспечения врачами-неврологами медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за период 2017-2021 годы.

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность, % Коэффициент совм-ва.
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли (%)
цепной базисный цепной цепной
Всего 2017 30914 - - 21818 - - 70,6 1,3
2018 31017 0,3 0,3 21589 -1,1 -1,1 69,6 1,3
2019 30875 -0,5 -0,1 21460 -0,6 -1,6 69,5 1,2
2020 31827 3,1 3,0 20998 -2,1 -3,8 66,0 1,3
2021 31198 -2,0 0,9 20462 -2,5 -6,2 65,6 1,3
Поликлиника 2017 15753 - - 11564 - - 73,4 1,2
2018 15601 -1,0 -1,0 11342 -1,9 -1,9 72,7 1,2
2019 15369 -1,5 -2,4 11110 -2,0 -3,9 72,3 1,2
2020 15254 -0,7 -3,2 10888 -1,9 -5,8 71,4 1,1
2021 14919 -2,1 -5,3 10346 -4,7 -10,5 69,3 1,2
Стационар 2017 14651 - - 9988 - - 68,2 1,3
2018 14937 1,9 1,9 9996 0,1 0,1 66,9 1,3
2019 15012 0,5 2,5 10087 0,9 1,0 67,2 1,3
2020 16073 7,2 9,7 9858 -2,3 -1,3 61,3 1,4
2021 15804 -1,8 7,9 9885 0,3 -1,0 62,5 1,3

Число штатных должностей врачей-неврологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, сокращалось на протяжении всего периода исследования. То же самое происходило с числом физических лиц врачей, замещавших эти должности, лишь с более высоким темпом их сокращения. Из-за более интенсивного сокращения числа физических лиц врачей-неврологов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами с каждым годом снижался с неизменным на протяжении периода наблюдения коэффициентом совместительства, за исключением 2020 года, когда он снизился с 1,2 до 1,1. В итоге укомплектованность штатных должностей врачей-неврологов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, снизилась с 73,4% в 2017 году до 69,3% в 2021 году с коэффициентом совместительства 1,2 (Табл. 5).

Число штатных должностей врачей-неврологов в стационаре увеличивалось до 2020 года включительно, достигнув своего максимума, затем сократилось на 269 единиц. Общее число штатных должностей врачей-неврологов в стационаре в конце периода наблюдения на 7,9% превышало исходные, базовые значения. Одновременно до 2019 года возрастало и число физических лиц врачей на этих должностях, после чего в 2020 году было отмечено их снижение на 2,3% по сравнению с 2019 годом и на 1,3% по сравнению с базовым значением. Последующий небольшой прирост их числа в 2021 году не смог компенсировать прежнее снижение и итоговое число физических лиц врачей-неврологов в стационаре оказалось на 1,0% меньше базового значения. Укомплектованность штатных должностей физическими лицами в стационаре, разнопланово меняясь, в целом за период наблюдения снизилась с 68,2% в 2017 году до 62,5% в 2021 году. Коэффициент совместительства врачей-неврологов в стационаре, изначально более высокий, чем в поликлинике, в 2020 году увеличивался до 1,4, а к концу периода наблюдения восстановил свое значение - 1,3 (Табл. 5).

Таким образом, число штатных должностей врачей-неврологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в начале периода наблюдения было больше по сравнению с подразделениями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, а последние два года стало ниже, чем в стационаре. При разнонаправленной динамике числа штатных должностей в стационаре и в поликлинике в конце периода наблюдения число штатных должностей врачей-неврологов в стационаре превысило базовые значения, а в поликлинике - стало ниже. Выше в стационаре была и амплитуда колебания данного показателя. В то же время число физических лиц врачей-неврологов, замещавших должности в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, было больше, чем в стационаре. Выше оказался и показатель укомплектованности в поликлинике (Табл. 5).

При анализе кадрового обеспечения врачами-онкологами отмечена константная динамика прироста числа как штатных должностей, так и физических лиц основных работников. Максимальный темп прироста штатных должностей зафиксирован в 2019 году. В целом за период наблюдения число данных штатных должностей возросло на 27,1%. Число физических лиц, замещающих данные должности, увеличилось на 21,3%. В данном случае максимальный темп прироста физических лиц был зафиксирован в 2020 году. Прирост числа штатных должностей до 2020 года опережал прирост числа физических лиц. В связи с этим до 2020 года включительно показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами снижался с 66,9% в 2017 году до 63,4%, в 2021 году повысился до 63,9%. Коэффициент совместительства был неизменным в течении всего периода наблюдения (1,3), в стационаре снизился с 2018 года до 1,2 (Табл. 6).

Число штатных должностей врачей-онкологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, как и в целом врачей-онкологов, увеличивалось на протяжение всего периода наблюдения, показав свой максимум прироста 2019 году. Аналогичным образом изменялось и число физических лиц. Прирост штатных должностей до 2020 года включительно опережал прирост числа физических лиц на этих должностях. В связи с этим до 2020 года включительно показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами снижался. Коэффициент совместительства был высоким и оставался неизменным на протяжении всего периода наблюдения (1,4).

Таблица 6

Показатели кадрового обеспечения врачами-онкологами медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за период 2017-2021 годы.

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность, % Коэффициент совм-ва.
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли (%)
цепной базисный цепной базисный
Всего 2017 10991 - - 7357 - - 66,9 1,3
2018 11504 4,7 4,7 7636 3,8 3,8 66,4 1,3
2019 12668 10,6 15,2 8172 7,3 11,1 64,5 1,3
2020 13740 9,8 25,0 8716 7,4 18,5 63,4 1,3
2021 13972 2,1 27,1 8925 2,8 21,3 63,9 1,3
Поликлиника 2017 5830 - - 3523 - - 60,4 1,4
2018 6132 5,2 5,2 3678 4,4 4,4 60,0 1,4
2019 6866 12,6 17,8 3957 7,9 12,3 57,6 1,4
2020 7372 8,7 26,5 4150 5,5 17,8 56,3 1,4
2021 7595 3,8 30,3 4354 5,8 23,6 57,3 1,4
Стационар 2017 5152 - - 3832 - - 74,4 1,3
2018 5362 4,1 4,1 3958 3,3 3,3 73,8 1,2
2019 5799 8,5 12,6 4215 6,7 10,0 72,7 1,2
2020 6364 11,0 23,5 4566 9,2 19,1 71,7 1,2
2021 6373 0,2 23,7 4571 0,1 19,3 71,7 1,2

Число штатных должностей врачей-онкологов в стационаре также увеличивалось в течении всего периода наблюдения при максимальном приросте в 2020 году. Аналогичная картина наблюдалась и в отношении физических лиц, занимающих эти должности. Однако до 2020 года включительно темп прироста числа физических лиц уступал темпу прироста числа штатных должностей, поэтому показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами снижался. Коэффициент совместительства, снизившись с 1,3 в 2017 году до 1,2 в 2018 году, оставался далее неизменным (Табл. 6).

Таким образом, число штатных должностей врачей-онкологов, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, было несколько больше числа штатных должностей врачей-онкологов в стационаре. В отношении числа физических лиц врачей-онкологов картина оказалась противоположной. Тем не менее, показатели в конце периода наблюдения и по штатным должностям, и по физическим лицам значительно превышали базовые значения. При этом более высоким был темп прироста цепной по врачам-онкологам, оказывающим помощь в амбулаторных условиях. В стационаре более высоким был показатель укомплектованности и ниже коэффициент совместительства (Табл. 6).

Общее число штатных должностей врачей-эндокринологов до 2020 года ежегодно увеличивалось, в том же году был зафиксирован максимальный темп прироста – 4,9%, после чего в 2021 году было отмечено его снижение по сравнению с предыдущим годом – на 0,7%. В общем итоге за анализируемый период число штатных должностей врачей-эндокринологов увеличилось на 6,3%. Число физических лиц, замещавших штатные должности врачей-эндокринологов, изменялось разнопланово, то увеличиваясь в 2018 и 2019 годах, то снижаясь, как в 2020, то вновь несколько повышаясь в 2021 году. В результате данных изменений показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами так же изменялся разнопланово с тенденцией к снижению с 60,4% в 2017 году до 57,3% в 2021 году при неизменном с 2018 года коэффициенте совместительства, который снизился с 1,2 в 2017 году до 1,1 в 2018 году.

Число штатных должностей врачей-эндокринологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, увеличилось за анализируемый период на 0,9%, максимальный прирост штатных должностей отмечался в 2020 году – на 2,2%. Число физических лиц врачей-эндокринологов в амбулаторном звене так же увеличивалось до 2019 года с максимальным приростом в 2019 году на 3,9%, в последующие годы было отмечено их сокращение. В целом за период наблюдения прирост физических лиц врачей-эндокринологов в поликлинике составил 1,9%, в связи с чем показатель укомплектованности увеличивался с максимумом в 2019 году – 77,9% и итоговым приростом за период наблюдения с 75,9% в 2017 году до 76,7% в 2021 году. Коэффициент совместительства в рассматриваемый период не изменялся и составлял 1,1 (Табл. 7).

Таблица 7

Показатели кадрового обеспечения врачами-эндокринологами медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за период 2017-2021 годы.

Группа Год Штатные должности Физические лица Укомплектованность, % Коэффициент совм-ва.
Абс. (ед.) Темп прироста/убыли (%) Абс. (чел.) Темп прироста/убыли. (%)
цепной базисный цепной базисный    
Всего 2017 7988 - - 6053 - - 75,8 1,2
2018 8071 1 1 6117 1,1 1,1 75,8 1,1
2019 8145 0,9 2 6265 2,5 3,5 76,9 1,1
2020 8546 4,9 7 6241 -0,4 3,1 73,0 1,1
2021 8490 -0,7 6,3 6247 0,1 3,2 73,6 1,1
Поликлиника 2017 6188 - - 4696 - - 75,9 1,1
2018 6218 0,5 0,5 4714 0,4 0,4 75,8 1,1
2019 6267 0,8 1,3 4881 3,6 3,9 77,9 1,1
2020 6328 1,0 2,2 4810 -1,5 2,4 76,0 1,1
2021 6241 -1,4 0,9 4785 -0,5 1,9 76,7 1,1
Стационар 2017 1776 - - 1349 - - 75,9 1,2
2018 1824 2,7 2,7 1392 3,2 3,2 76,3 1,2
2019 1848 1,4 4,1 1369 -1,7 1,5 74,1 1,2
2020 2187 19,1 23,2 1418 3,6 5,1 64,8 1,2
2021 2217 1,7 24,9 1449 2,3 7,4 65,3 1,3

Число штатных должностей врачей-эндокринологов в стационаре увеличивалось ежегодно на протяжении всего периода наблюдения, показав максимальный прирост в 2020 году (+19,1%), а итоговый прирост штатных должностей в стационаре за период наблюдения составил 24,9%. Число физических лиц врачей-эндокринологов, изменяясь разнопланово в течение периода наблюдения с тенденцией к росту, увеличилось к 2021 году на 7,4%, темп ежегодного прироста физических лиц значительно отставал от темпа прироста числа штатных должностей, в связи с чем показатель укомплектованности штатных должностей физическими лицами к концу периода наблюдения в стационаре снизилось с 75,9% до 65,3%, а коэффициент совместительства увеличился с 1,2 в 2017 году до 1,3 в 2021 году.

Число штатных должностей и физических лиц врачей-эндокринологов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, было в 2-3 раза выше, чем в стационаре. Показатель укомплектованности в начале периода наблюдения был одинаковым в стационаре и в поликлинике, но в стационаре он снизился из-за выраженного прироста числа штатных должностей, а в поликлинике увеличился.

Обсуждение

Динамика показателей кадрового обеспечения врачами с 2017 до 2021 года ставит под сомнение возможность достижения целевых значений укомплектованности врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, при коэффициенте совместительства 1,2 к 2024 году, поскольку сохраняется высоким коэффициент совместительства врачей в стационаре – 1,5 без тенденции к снижению и низким показатель укомплектованности (55,5%) без тенденции к росту. Несмотря на то, что в поликлинике коэффициент совместительства врачей снизился до требуемого уровня – 1,2, укомплектованность с учетом КС составила в 2021 году всего 81,0% (67,5% х 1,2), продемонстрировав отрицательную тенденцию по сравнению с базовым значением – 86,3% с КС 1,3 и 79,7% с КС 1,2 в 2017 году (66,4% без учета совместительства). Указанная ситуация объясняется тем, что, несмотря на прирост за анализируемый период числа врачей на 2900, число штатных врачебных должностей увеличилось на 25 166. Если бы не было прироста штатных должностей за период наблюдения, укомплектованность штатных должностей физическими лицами возросла бы при таком притоке врачей всего до 62,7% и с учетом коэффициента совместительства достигла бы 81,5%. Если бы число штатных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, осталось неизменным, укомплектованность должна была снизиться до 66,1% из-за оттока физических лиц врачей из амбулаторного звена, но за счет сокращения штатных должностей она несколько возросла, хотя первоначальным условием достижения целевых значений федерального проекта было не сокращение штатных должностей, а приток физических лиц врачей. По некоторым врачебным специальностям, по-видимому, продолжается процесс «раздувания штатов», необеспеченный необходимой численностью врачебного персонала, как, например онкологами, кардиологами, а также врачебными должностями в стационаре, а принимаемых мер для увеличения численности врачей недостаточно. Обеспеченность врачами так же не достигла целевого значения к 2021 году (38,9 на 10 тысяч населения), составив всего 37,7 на 10 тысяч населения.

Более значимый прирост физических лиц наблюдался среди врачей-онкологов – в целом по всем медицинским организациям более, чем на 20,0%, в стационаре – на 19,3% и в поликлинике – на 23,6%, однако темп прироста числа штатных должностей оказался выше, в связи с чем укомплектованность должностей снизилась и в стационаре, и в поликлинике, а коэффициент совместительства в поликлинике оказался даже выше (1,4) , чем в стационаре (1,3-1,2) без какой-либо динамики в течение периода наблюдения.

Среди врачей-неврологов в поликлинике отмечена отрицательная динамика по штатным должностям и по физическим лицам, но с большим темпом убыли физических лиц, чем убыль штатных должностей, как следствие – снижение укомплектованности должностей при практически неизменном КС. В стационаре отмечен прирост штатных должностей, что в принципе обоснованно при наращивании числа и мощности сосудистых отделений для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Однако прирост штатных должностей на 7,9% за весь период наблюдения не был подкреплен соответствующим приростом числа физических лиц, напротив их число сократилось на 1,0%, что также привело к снижению показателя укомплектованности штатных должностей физическими лицами с 68,2% в 2017 году до 62,5% в 2021 году с практически неизменным КС – 1,3.

Хотя по врачам-кардиологам отмечена положительная динамика физических лиц как в целом по медицинским организациям, так и в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных и в амбулаторных условиях, тем не менее это практически не отразилось на КС в стационаре, привело к снижению показателя укомплектованности должностей в целом по медицинским организациям и по подразделениям, оказывающим помощь в стационарных условиях, но улучшило показатель в поликлинике, увеличив его с 66,9% в 2017 году до 69,4% в 2021 году и снизив КС с 1,2 до 1,1. Однако значения показателей укомплектованности оказались далеки от целевых значений.

Выраженный прирост числа штатных должностей врачей-терапевтов в 2020 году, особенно в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, на фоне прироста числа физических лиц врачей с темпом, более, чем в 3 раза уступающим темпу прироста числа штатных должностей, свел на нет тенденцию увеличения показателя укомплектованности штатных должностей физическими лицами в целом по медицинским организациям, снизил показатель укомплектованности должностей в стационаре с 59,1% до 46,5% с увеличением и без того высокого показателя КС до 1,7 в 2020 году и 1,6 – в 2021 году.

Прирост физических лиц врачей-терапевтов участковых почти на 10,0% мог бы привести к достижению целевого показателя укомплектованности, если бы число штатных должностей осталось неизменным по сравнению с 2017 годом, однако прирост штатных должностей в 2020 и в 2021 году на 6,0% и 1,1% соответственно не позволил достичь целевых значений, хотя и приблизил к ним.

Заключение

Таким образом, анализ кадрового обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения РФ за 4 года реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» показал, что целевые значения проекта к 2024 году вряд ли будут достигнуты, поскольку динамика укомплектованности должностей физическими лицами имеет тенденцию, обратную планируемой, коэффициент совместительства остается высоким, особенно в стационаре. Сохраняется дисбаланс штатного обеспечения, в стационаре отмечен прирост численности врачей, а в поликлинике – убыль, хотя по числу штатных врачебных должностей поликлиника опережает стационар. По-видимому, такая тенденция связана с нерешенностью проблемы оплаты труда медицинских работников, когда низкие оклады не позволяют достичь требуемого уровня заработной платы по Указу Президента от 07.05.2012 № 597 [28] при работе врачей на 1 штатную должность без совместительства и совмещения. Недостаточный приток врачей и недостижение показателя обеспеченности врачами на фоне реализации мероприятий федерального проекта свидетельствует о необходимости дополнительной проработки проблемы и планировании новых мер для решения кадрового вопроса.

Библиография

  1. Титова Е.Я. Кадровая политика в здравоохранении: риски и пути решения. Анализ риска здоровью 2017; (1): 125–131.
  2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от7мая2018года№204. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201805070038.pdf (Дата доступа: 14.08.2022).
  3. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении. Hi+Med.Высокие технологии в медицине 2012; (11). Режим доступа: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=7674 (Дата доступа: 09.10.2022).
  4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. Что надо делать? ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018; (1): 9-16.
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2327). Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info (Дата доступа: 09.01.2023).
  6. WHO Global Code of Practice on the International Recruitment of Health Personnel. Режим доступа: http://www.who.int/hrh/en/ (Дата доступа: 09.10.2022).
  7. Zulu J.M., Kinsman J., Michelo C., et al. Developing the national community health assistant strategy in Zambia: А policy analysis. Health Res Policy System. 2013 Jul 20;(11):24. doi: 10.1186/1478-4505-11-24/.
  8. Зюкин Д.А. Оптимизация экономических ресурсов в системе здравоохранения как угроза снижения качества и доступности медицинской помощи. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии 2020; (8): 69-76.
  9. Зюкин Д.А. О результатах процесса оптимизации ресурсов в системе здравоохранения. Политика, экономика и инновации 2020; 35 (6): 8. Режим доступа: http://pei-journal.ru/index.php/PEII/article/view/948/1099.
  10. Шейман И.М. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления 2015; (1): 143-167.
  11. Фельдман П.Я. Профессиональные союзы в системе общественного контроля за реализацией майских указов президента РФ. Власть 2019; 27 (2): 28-31. doi:10.31171/vlast.v 27i2.6293.
  12. Косенко И. А. Новый взгляд на проблему профилактики рака гениталий у женщин. Онкологический журнал 2010; 4 (1 (13)): 20-21.
  13. Кулакова Н. Н. Проблемы и перспективы социальной политики России (на примере оказания помощи онкологическим больным) Либерально-демократические ценности 2018; 2 (1): 4.
  14. Цивьян, Б. Л. Профессиональная точка зрения практикующих врачей-гинекологов о некоторых аспектах лечения пациенток гинекологического профиля. Уральский медицинский журнал 2014; (9): 107-111.
  15. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I Часть. Медицинские кадры. 2019. Сборник Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации и «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации; М., 2019; 281 с.
  16. Семенова, Т. В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора 2019; (4): 49-59.
  17. Руголь Л.В., Сон И.М., Меньшикова Л.И. Влияние кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на эффективность ее деятельности. Социальные аспекты здоровья населения 2020; 66 (3): 10. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-9.
  18. Пигарова Е.А. Организация, проблемы и перспективы развития эндокринологической помощи и подготовки специалистов. Проблемы эндокринологии 2020; 66(3): 4−5. DOI: https://doi.org/10.14341/probl12571.
  19. О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г. Указ Президента Российской Федерации №254 от 06.06.2019 Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534. (Дата доступа: 09.10.2022)
  20. Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry (дата обращения: 09.10.2022)/.
  21. Беляев С.А. О дифференциации регионов РФ по уровню обеспеченности СМП. Наука и практика регионов 2018; 13 (4): 91-96.
  22. Власова О.В. Оценка направлений оптимизации управленческой и финансовой деятельности системы здравоохранения региона. Карельский научный журнал 2018; 7 (1 (22)):109-112.
  23. Штоколова К.В., Попцова В.А., Назаренко Н.А. Анализ трудовых ресурсов как фактора обеспечения качества услуг в медицинской организации. Региональный вестник 2018; 10 (1): 45-47.
  24. Щепин О.П. Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2015; 23 (6): 3–6.
  25. Мигунова Ю.В. Проблемы и противоречия кадрового обеспечения медицинских организаций. Общество: социология, педагогика, психология 2017; (10): 47–51.
  26. Братарчук Т.В., Елесина М.В. Особенности форм партнерства и бизнеса в реализации национальных проектов в регионах (на примере майского указа президента Российской Федерации). В сб.: Государство, власть, управление и право: история и современность. М., 2018; С. 24-27.
  27. Вострецова П.А., Космовская А.А. Реализация майских указов президента РФ в Пермском крае. В сб.: Современные проблемы развития экономики и управления в регионе (в условиях цифровой трансформации). Пермь, 2018; С. 122-126.
  28. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261.

References

  1. Titova E.YA. Kadrovaya politika v zdravoohranenii: riski i puti resheniya. [Personal policy in healthcare: risks and solutions.]. Analiz riska zdorov'yu 2017; (1): 125–131. (In Rus.)
  2. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7maya 2018 goda №204. Available from: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201805070038.pdf (Date accessed: 14.08.2022). (In Rus.)
  3. Skvorcova V.I. Puti resheniya kadrovoj problemy v zdravoohranenii. [Ways to solve the personnel problem in healthcare]. Hi+Med. Vysokie tekhnologii v medicine 2012;(11).Available from: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id =7674 (Date accessed: 09.10.2022). (In Rus.)
  4. Ulumbekova G.E. Zdravoohranenie Rossii: 2018–2024 gg. Chto nado delat'? [Healthcare of Russia: 2018-2024. what to do?] ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ 2018; (1): 9-16. (In Rus.)
  5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohraneniya» [Healthcare development], utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. N 1640 (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16 dekabrya 2022 g. N 2327). Available from: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info (Date accessed: 09.01.2023). (In Rus.)
  6. WHO Global Code of Practice on the International Recruitment of Health Personnel. Available from: http://www.who.int/hrh/en/ (Date accessed: 09.10.2022).
  7. Zulu J.M., Kinsman J., Michelo C., et al. Developing the national community health assistant strategy in Zambia: А policy analysis. Health Res Policy System. 2013 Jul 20;(11):24. doi: 10.1186/1478-4505-11-24/.
  8. Zyukin D.A. Optimizaciya ekonomicheskih resursov v sisteme zdravoohraneniya kak ugroza snizheniya kachestva i dostupnosti medicinskoj pomoshchi. [Optimizing economic resources in the healthcare system as a threat of decreasing the quality and availability of medical care] Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii 2020; (8): 69-76. (In Rus.)
  9. Zyukin D.A. O rezul'tatah processa optimizacii resursov v sisteme zdravoohraneniya. [On the results of the resource optimization process in the healthcare system] Politika, ekonomika i innovacii 2020; 35 (6): 8. Available from: http://pei-journal.ru/index.php/PEII/article/view/948/1099. (In Rus.).
  10. Shejman I.M. Kadrovaya politika v zdravoohranenii: sravnitel'nyj analiz rossijskoj i mezhdunarodnoj praktiki. [HR policy in healthcare: a comparative analysis of Russian and international practice] Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya 2015; (1): 143-167. (In Rus.).
  11. Fel'dman P.YA. Professional'nye soyuzy v sisteme obshchestvennogo kontrolya za realizaciej majskih ukazov prezidenta RF. [Trade unions in the system of public control over the implementation of the May decrees of the President of the Russian Federation] Vlast' 2019; 27 (2): 28-31. doi:10.31171/vlast.v 27i2.6293. (In Rus.)
  12. Kosenko I. A. Novyj vzglyad na problemu profilaktiki raka genitalij u zhenshchin. [A new look at the problem of preventing genital cancer in women] Onkologicheskij zhurnal 2010; 4 (1 (13)): 20-21. (In Rus.).
  13. Kulakova N. N. Problemy i perspektivy social'noj politiki Rossii (na primere okazaniya pomoshchi onkologicheskim bol'nym). [Problems and prospects of Russia's social policy (on the example of providing assistance to cancer patients)] Liberal'no-demokraticheskie cennosti 2018; 2 (1): 4. (In Rus.).
  14. Civ'yan, B. L. Professional'naya tochka zreniya praktikuyushchih vrachej-ginekologov o nekotoryh aspektah lecheniya pacientok ginekologicheskogo profilya. [Professional point of view of practicing gynecologists about some aspects of the treatment of gynecological patients] Ural'skij medicinskij zhurnal 2014; (9): 107-111. (In Rus.).
  15. Resursy i deyatel'nost' medicinskih organizacij zdravoohraneniya. [Resources and activities of health care organizations] I CHast'. Medicinskie kadry. 2019. Sbornik Departamenta monitoringa, analiza i strategicheskogo razvitiya zdravoohraneniya Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii i «Central'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta organizacii i informatizacii zdravoohraneniya» Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii; M., 2019; 281 s. (In Rus.).
  16. Semenova, T. V. Medicinskie kadry Rossii. Kadrovyj disbalans i ego ustranenie v zdravoohranenii. [Medical personnel of Russia. Personnel imbalance and its elimination in healthcare] Vestnik Roszdravnadzora 2019; (4): 49-59. (In Rus.).
  17. Rugol' L.V., Son I.M., Men'shikova L.I. Vliyanie kadrovogo obespecheniya pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi na effektivnost' ee deyatel'nosti. [Influence of primary care staffing on its performance efficiency] Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya 2020; 66 (3): 10. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-9. (In Rus.).
  18. Pigarova E.A. Organizaciya, problemy i perspektivy razvitiya endokrinologicheskoj pomoshchi i podgotovki specialistov. [Organization, problems and development prospects of endocrinology care and specialist training] Problemy endokrinologii 2020; 66(3): 4−5. DOI: https://doi.org/10.14341/probl12571. (In Rus.).
  19. O strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 g. [On the strategy of healthcare development in the Russian Federation for the period up to 2025] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii №254 ot 06.06.2019 Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534. (Date accessed: 09.10.2022). (In Rus.)
  20. Federal'nyj proekt «Obespechenie medicinskih organizacij sistemy zdravoohraneniya kvalificirovannymi kadrami». [Providing medical organizations of the healthcare system with qualified personnel] Available from: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry (Date accessed: 09.10.2022). (In Rus.).
  21. Belyaev S.A. O differenciacii regionov RF po urovnyu obespechennosti SMP. [The differentiation of russian regions by the level of average medical personnel availability] Nauka i praktika regionov 2018; 13 (4): 91-96. (In Rus.).
  22. Vlasova O.V. Ocenka napravlenij optimizacii upravlencheskoj i finansovoj deyatel'nosti sistemy zdravoohraneniya regiona [Estimation of directions for optimization of management and financial activities in the regional healthcare system] Karel'skij nauchnyj zhurnal 2018; 7 (1 (22)):109-112. (In Rus.).
  23. Shtokolova K.V., Popcova V.A., Nazarenko N.A. Analiz trudovyh resursov kak faktora obespecheniya kachestva uslug v medicinskoj organizacii. [Analysis of labor resources as a factor in ensuring the quality of services in a medical organization] Regional'nyj vestnik 2018; 10 (1): 45-47. (In Rus.)
  24. Shchepin O.P. Perspektivy razvitiya zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii. [The perspectives of development of health care of the Russian Federation] Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny 2015; 23 (6): 3–6. (In Rus.).
  25. Migunova YU.V. Problemy i protivorechiya kadrovogo obespecheniya medicinskih organizacij. [Problems and contradictions in staffing healthcare organizations] Obshchestvo: sociologiya, pedagogika, psihologiya 2017; (10): 47–51. (In Rus.).
  26. Bratarchuk T.V., Elesina M.V. Osobennosti form partnerstva i biznesa v realizacii nacional'nyh proektov v regionah (na primere majskogo ukaza prezidenta Rossijskoj Federacii). [Features of forms of partnership and business in the implementation of national projects in the regions (on the example of the May decree of the President of the Russian Federation)] V sb.: Gosudarstvo, vlast', upravlenie i pravo: istoriya i sovremennost'. M., 2018; S. 24-27. (In Rus.).
  27. Vostrecova P.A., Kosmovskaya A.A. Realizaciya majskih ukazov prezidenta RF v Permskom krae. V sb.: Sovremennye problemy razvitiya ekonomiki i upravleniya v regione (v usloviyah cifrovoj transformacii). [Modern problems of economic development and management in the region (in the context of digital transformation)] Perm', 2018; S. 122-126. (In Rus.).
  28. O meropriyatiyah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki.[On measures to implement the State social policy] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 597. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261.

Просмотров: 4838

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 07.04.2023 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search