РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РАЗВИТИИ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ |
01.12.2023 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-8
Кожушко Л.А., Кантышева И.Г. Резюме Актуальность. Актуальность исследования вызвана возросшей значимостью проблемы социализации инвалидов и формированию основ самостоятельного образа жизни. Цель работы: оценить динамику развития сопровождаемого проживания в субъектах Российской Федерации на основе анализа проектов региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Материалы и методы. Проанализировано 69 проектов региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, представленных на рассмотрение в Минтруд России субъектами Российской Федерации с 2018 г. по 2022 г. Использованы логический и статистический методы исследования. Результаты. Представлен анализ современного этапа развития сопровождаемого проживания инвалидов с учетом региональных особенностей. Оценивалось включение данного направления в первоочередные задачи по развитию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации, наличие целевого показателя, отражающего число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, полнота планируемых мероприятий и выделенное финансирование на эти цели в период с 2018 г. по 2022 г. Выявлена положительная динамика всех рассматриваемых показателей. Обсуждение. Основная проблема организации сопровождаемого проживания вне стационарных организаций связана с отсутствием жилых помещений и невозможностью использования федерального финансирования на эти цели. Для решения этой проблемы требуется разработка механизма предоставления жилых помещений для сопровождаемого проживания людей с инвалидностью малыми группами и внесение изменений в Жилищный кодекс РФ для правовой регламентации данного вида жилья. Заключение. По результатам анализа выявлена положительная динамика по развитию в регионах сопровождаемого проживания. Технология сопровождаемого проживания стала объектом планирования, как нового направления в деятельности системы учреждений социального обслуживания. Дальнейшее развитие в стране сопровождаемого проживания связано с совершенствованием нормативной правовой базы, в том числе с необходимостью внесения изменений в Жилищный кодекс РФ. Область применения результатов. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для совершенствования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию сопровождаемого проживания и определению подходов к деинституализации интернатной системы России в целом. Ключевые слова: реабилитация; региональная программа; сопровождаемое проживание; права инвалидов; инвалидность.
Контактная информация: Кожушко Людмила Александровна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
THE ROLE OF REGIONAL PROGRAMS ON COMPREHENSIVE REHABILITATION AND
HABILITATION OF THE DISABLED IN THE DEVELOPMENT OF ASSISTED LIVING Abstract Significance. The relevance of the study is substantiated by the increased importance of socialization of the disabled and development of foundations of an independent lifestyle. The purpose of the study is to assess dynamics in the development of assisted living in the constituent entities of the Russian Federation on the basis of the analysis of draft regional programs on developing a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of the disabled. Material and methods. 69 draft regional programs on developing a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of the disabled, including disabled children, submitted to the Russian Ministry of Labour by the Russian constituent entities from 2018 to 2022 were analyzed. Logical and statistical research methods were used. The study used logistic and statistical methods. Results. Analysis of the current stage of the development of assisted living of the disabled with due regard to regional peculiarities has been undertaken and presented. The analysis evaluated inclusion of this direction in the priority tasks for the development of the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of the disabled in the constituent entities of the Russian Federation, availability of the target indicator reflecting the number of the disabled receiving services on assisted living, completeness of the planned activities and allocated funding in the period from 2018 to 2022. Positive dynamics in all considered indicators have been identified. Discussion. The main problem related to the organization of assisted living outside of residential facilities is the lack of residential premises and inability to use federal funding for these purposes. To solve this problem, it is necessary to develop a mechanism for providing residential premises for assisted living of people with disabilities in small groups and introducing amendments to the Housing Code of the Russian Federation to ensure legal regulation of this type of housing. Conclusion. The analysis results show a positive trend in the development of assisted living in the Russian regions. The technology of assisted living has become an object of planning as a new direction in the activities of the system of social service institutions. Further development of assisted living in the country is associated with the improvement of the regulatory legal framework, including the need to amend the Housing Code of the Russian Federation. Scope of application. The data obtained in the course of the study can be used to improve activities of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation related to the development of assisted living and identification of approaches to de-institutionalize the Russian residential system as a whole. Keywords: rehabilitation; regional program; assisted living; rights of the disabled; disability.
Corresponding author: Ludmila A. Kozhushko, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [1]. Для людей с инвалидностью, как и для всех людей, важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор. Вместе с тем, реальная практика демонстрирует изоляцию некоторых социальных групп, их маргинализацию и даже эксклюзию. В первую очередь эти явления затрагивают людей с инвалидностью, которые, в силу состояния здоровья не способны вести самостоятельный образ жизни и вынуждены проживать в закрытых учреждениях. В настоящее время перед государством и обществом поставлена задача: создать условия для их инклюзии, социальной интеграции и максимально возможной интеграции во все сферы жизни общества, а также обеспечить право инвалидов выбирать место проживания без дискриминации, включая право проживать в домашних условиях. Утвержденная в декабре 2021 г. «Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» (далее Концепция) направлена на решение в т. ч. этих задач [2]. Основной принцип, заложенные в Концепции деинституализация и перенос реабилитационного (абилитационного) процесса в местное сообщество, а также максимально широкое внедрение механизмов и социальных технологий сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая деятельность и др.). Сопровождаемое проживание – форма жизнеустройства инвалидов, не способных вести самостоятельный образ жизни, или способных его вести с помощью других лиц, при которой путем предоставления комплекса необходимых услуг достигается цель обеспечения их проживания в домашних условиях. В большинстве развитых стран проблема проживания людей с инвалидностью путем организации внебольничных форм была решена еще в прошлом веке. В Швеции всем нуждающимся в сопровождаемом проживании, предоставляются отдельные квартиры в социальных домах [3] Помощь по сопровождению оказывают персональные ассистенты. Для организации дневной занятости созданы специальные центры. Финансирование обеспечивает государство. В Норвегии людям с ограниченными интеллектуальными возможностями предоставляются отдельные квартиры, где они проживают самостоятельно. Помощь в быту и социуме им оказывают персональные ассистенты. Все они живут обычной жизнью наравне с другими людьми, посещают семинары и различные мероприятия, встречаются с друзьями [4]. Во Франции сопровождаемое проживание реализуется в форме общинных поселений. Если первая община занимала один частный дом, в котором проживало 30 человек, то сейчас - это социальная система, действующая во многих европейских странах, Канаде и Америке, насчитывающая 140 общин [5,6]. В США для поддержки людей с тяжелыми и стойкими психическими расстройствами и удовлетворения их потребностей в жилье и патронаже, действуют различные модели, такие как непрерывное проживание, жилье с постоянным обеспечением и др. [7, 8]. В Финляндии для людей с инвалидностью предусмотрены социальные дома с отдельными квартирами и с предоставлением необходимой помощи. Их финансирование осуществляет государство. Жилье с комплексом услуг предлагают коммуны, организации и частные предприниматели. Объем и продолжительность оказания услуг зависят от жизненной ситуации клиента и его потребностей [9]. В Великобритании действует специальная программа «Поддержка», предусматривающая предоставление жилья людям с инвалидностью. Основные поставщики услуг определяются формой поддерживаемого проживания и уровнем зависимости клиентов [10,11]. В Италии для людей с тяжелой инвалидностью для постоянного проживания организованы специальные дома «residential facilities». Это небольшие учреждения (в среднем на 12 жильцов), жители живут в двухместных комнатах, и. как правило, в «режиме открытых дверей». Досуг и общение, психомоторные тренинги и творческие занятия преобладают среди реабилитационных вмешательств. Уделяется большое внимание развитию коммуникативных и социальным навыков, проводится семейная психотерапия [12]. В нашей стране долгое время практики сопровождаемого проживания развивались фрагментарно на уровне отдельных субъектов РФ – в Санкт-Петербурге, Псковской, Владимирской, Иркутской областях и Забайкальском крае и инициировались, в основном, общественными организациями и за счет внебюджетных источников [13-17]. Первый опыт реализации проектов доказал свою эффективность: снизилась потребность участников проекта в посторонней помощи, увеличился уровень освоения навыков самообслуживания, бытовой деятельности, общения; повысилось качество их жизни [18]. В последние годы в Российской Федерации происходили существенные преобразования в области социальной защиты инвалидов и обеспечения гарантий их прав. Это выразилось в принятии комплекса законодательных и нормативных правовых актов, начиная от базового Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [19] до ратификации Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции ООН «О правах инвалидов» и исполнением связанных с ней обязательств [20]. Поменялась сама модель восприятия инвалидов государством. Медицинская модель сменилась на социальную. Согласно этой модели, ограниченные возможности здоровья не должны лишать инвалида права жить самостоятельно и участвовать в жизни общества. Реализация технологий сопровождаемого проживания в стране нашла отражение в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», подпрограммы 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» [21]. Предусмотрена финансовая поддержка субъектов Российской Федерации в части реализации мероприятий, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, при условии их регионального софинансирования. Включение в число первоочередных задач региональных программ субъектов Российской Федерации направления по развитию сопровождаемого проживания и мероприятий по их выполнению является обязательным условием выделения субсидии. По результатам проделанной работы в рамках Государственной Программы к концу 2025 г. количество регионов, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов, должно составить 100 %. Оценка динамики развития сопровождаемого проживания в субъектах Российской Федерации в рамках реализации региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, послужило целью нашего исследования. Материалы и методы В исследовании использованы данные 69 проектов региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее региональная программа), предоставленные на рассмотрение в Минтруд России субъектами Российской информации с 2018 г. по 2022 г. (ежегодно на трехлетний планируемый период, т.е. в 2018 г. на период 2019-2021 гг., в 2022 г. – на 2023-2025 гг.). Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, группировка), логическое обобщение, сравнительный и статистический анализы. Результаты исследования При анализе региональных программ, в части мероприятий по сопровождаемому проживанию, оценивалось ее соответствие типовой программе субъекта Российской Федерации (далее Типовая программа) [22]. Согласно методики по разработке и реализации региональной программы, изложенной в Типовой программе, исследовались такие показатели, как включение сопровождаемого проживания в число первоочередных задач по совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, наличие целевого показателя «число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания», полнота и достаточность реализуемых и планируемых мероприятий, обеспеченность их финансированием, в т.ч. соблюдение пропорций софинансирования. К числу трех первоочередных задач, которые должны включать направление сопровождаемое проживание, относятся: определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах (в т.ч. в рамках сопровождаемого проживания); формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (в т.ч. сопровождаемого проживания инвалидов) и формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (в т.ч. сопровождаемого проживания) в субъекте Российской Федерации. По результатам анализа выявлено, что число субъектов, включивших в первоочередные задачи региональных программ направление по сопровождаемому проживанию, увеличилось за рассматриваемый период в 9 раз и в 2022 г. составило 100 % (рисунок 1).
Такая же динамика наблюдается и по установлению целевого показателя «Число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания». В 2018 г. этот показатель отсутствовал во всех программах, в то время как в 2022 г. он был установлен во всех программах (рисунок 2).
Скачок, отмеченный в 2020 г., связан с тем, что в этом году были внесены изменения в Типовую программу субъекта Российской Федерации [19], на основе которой разрабатываются региональные программы, и установление целевого показателя стало обязательным для регионов. Основные ошибки, выявленные при установлении целевого показателя в региональных программах 2022 г.: - целевой показатель установлен не на весь планируемый период, например, в программе Рязанской области не установлено его значение на 2024 г. и 2025 г.; - отсутствует динамика или занижены цифры целевого показателя (1-2 человека в год), что имело место в 12 региональных программах - Рязанской, Орловской, Тульской, Томской областей, Республики Дагестан, Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Республики Тыва, Республики Татарстан, Республики Ингушетия, Республики Коми и Забайкальского края; - завышены цифры целевого показателя, например, в Ростовской области, установленные значения (2023 г. – 0 чел., 2024 г. - 437 чел, 2025 г. -700 чел) не коррелируют с запланированными мероприятиями, которые направлены только на реализацию учебного этапа; - не точно указана формулировка целевого показателя; так, в программе Тульской области он определен как «Число инвалидов, получающих услуги в рамках учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания». Анализ мероприятий по организации сопровождаемого проживания, показал, что в 2018 г. они содержались в 61,8 % региональных программ, начиная с 2019 г - во всех программах (рисунок 3).
При этом изменилась полнота мероприятий. Так в 2018 г. 55,4% всех программ содержали единственное мероприятие по подготовке кадров, в 2019 г. таких программ было уже 19,7 %, в 2020 г. – 2,9 %, в 2021 г. – 1,5 %, а в 2022 г. – все программы содержали комплекс мероприятий, направленный на решение трех первоочередных задач. Такая же динамика отмечается по планированию мероприятий, направленных на решение все трех первоочередных задач. Так, по определению потребности инвалидов в сопровождаемом проживании и по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы для организации сопровождаемого проживания в региональных программах, представленных в 2018 г. и в 2019 г., мероприятия либо отсутствовали, либо процент их был незначительным (0; 3,57 % и 5,4; 16,6 % соответственно). Рост этих мероприятий, начиная с 2020 г. также обусловлен внесением изменений в Типовую программу субъекта Российской Федерации и включением направления по сопровождаемому проживанию в число первоочередных задач. Среди мероприятий по определению потребности инвалидов в сопровождаемом проживании субъекты Российской Федерации планировали: проведение мониторинга по определению потребности инвалидов в получении услуг в рамках сопровождаемого проживания; проведение социологических исследований в целях развития технологии предоставления услуг сопровождаемого проживания; определение индивидуальной нуждаемости инвалидов в организации предоставления социального обслуживания с применением различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов и др. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по данному направлению включали: анализ нормативной правовой и методической базы по организации сопровождаемого проживания; разработку нормативных правовых актов и методических материалов, направленных на организацию предоставления услуг по сопровождаемому проживанию инвалидов; обеспечение методического сопровождения деятельности организаций социального обслуживания и др. В 2022 г. все субъекты Российской Федерации запланировали мероприятия по выполнению первых двух первоочередных задач. Но так как на них не предусмотрено софинансирование из средств федерального бюджета, регионы либо не планировали финансирование, либо планировали его за счет средств регионального бюджета. По решению третьей первоочередной задачи, направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в Типовой программе выделено два направления: - по подготовке кадров; - по формированию условий для развития сопровождаемого проживания. Мероприятия первой группы по подготовке кадров являлись наиболее востребованными среди всех планируемых регионами мероприятий (рисунок 4).
Среди этой группы в региональных программах значились мероприятия по обучению специалистов, обеспечивающих оказание услуг по сопровождаемому проживанию инвалидов, и мероприятия по повышению квалификации и (или) профессиональной переподготовке специалистов, обеспечивающих оказание услуг по сопровождаемому проживанию инвалидов. Общие формулировки мероприятий по подготовке кадров на 2023-2025 гг. значились только в 5 % региональных программ. Среди мероприятий второй группы, направленной на формирование условий для развития сопровождаемого проживания, большинством субъектов Российской Федерации было запланировано оснащение организаций, предоставляющих услуги в рамках сопровождаемого проживания, мебелью, бытовой техникой или реабилитационным оборудованием. В 2018 г. только 10,1 % региональных программ содержали данные мероприятия, в 2022 г. они значились во всех программах, что обусловлено включением их в 2020 г. в перечень софинансируемых, согласно Типовой программе субъекта (рисунок 5).
Отсутствовало финансирование мероприятий по оснащению квартир сопровождаемого проживания мебелью, бытовой техникой и реабилитационным оборудованием на плановый период 2023-2025 гг. только в 8 региональных программах - Орловской, Рязанской, Тульской, Ленинградской, Ростовской, Челябинской, Кемеровской областей и Республики Татарстан. Пропорции между региональным и федеральным распределением средств на мероприятия 2023-2025 гг. были соблюдены всеми субъектами Российской Федерации. Обсуждение Основным замечанием в региональных программах на период 2023-2025гг. является отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации запланированных мероприятий по организации сопровождаемого проживания вне стационарных учреждений, что отразилось на низких значениях целевого показателя «Число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания» в 35 % программ. Основную проблему при планировании данных мероприятий регионы связывают с отсутствием свободных жилых помещений и невозможностью использования федерального софинансирования на приобретения жилья для этих целей. Для решения этой проблемы требуется разработка механизма предоставления жилых помещений для сопровождаемого проживания людей с инвалидностью малыми группами и внесение изменений в Жилищный кодекс РФ для правовой регламентации данного вида жилья. Вывод Таким образом, в большинстве регионах прослеживается положительная динамика по развитию технологий сопровождаемого проживания инвалидов, что выражается во включении данного направления в первоочередные задачи, установление всеми субъектами целевого показателя «Число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания» в динамике по годам, расширение перечня планируемых мероприятий, подкрепленных финансированием. Дальнейшее развитие в стране данного направления вязано с совершенствованием нормативной правовой базы. Внедрение технологий сопровождаемого проживания в России обеспечит доступность для людей с инвалидностью, не способных вести самостоятельный образ жизни, эффективных и качественных реабилитационных (абилитационных) услуг, основанных на комплексном, межведомственном и консолидированном подходе, а также создаст необходимые условия для их инклюзии, социальной адаптации и максимально возможной интеграции во все сферы жизни. Область применения результатов. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для совершенствования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию сопровождаемого проживания и определению подходов к деинституализации интернатной системы России в целом. Библиография
References
Дата поступления: 21.02.2023 Просмотров: 1544
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 29.12.2023 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|