ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР |
07.08.2024 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2024-70-3-3
1 Руголь Л.В., 2 Боряк А.Л. Резюме Актуальность. Высокий удельный вес травм как причины смерти в структуре смертности населения, значительное их влияние на среднюю продолжительность жизни населения, высокая заболеваемость населения по классу «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин», уровень дорожно-транспортного травматизма, характеризующийся высокой тяжестью повреждений, нерешенные проблемы безопасности дорожного движения обостряют вопросы оказания качественной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия», особенно в сельской местности и малых городах. Цель выявить проблемы в системе оказания медицинской помощи пациентам с травмами в Российской Федерации на современном этапе и наметить перспективы ее развития. Материал и методы. Проведен аналитический обзор научных публикаций (с 2002 по 2023 год), нормативных правовых документов, а также методических рекомендаций и указаний по вопросам организации травматологической помощи населению Российской Федерации, из которых отобрано 53 источника, отвечающих цели исследования. Результаты. Травматологическую помощь в амбулаторных условиях население в основном получает в травматологических кабинетах и травматологических пунктах, при этом жители сел, поселков и малых городов по-прежнему испытывают значительные трудности при ее получении. Нерационально используется коечный фонд по профилю «травматология», имеются проблемы в организации реабилитации пациентов с травмами, недостаточно широко используются стационарозамещающие и передвижные формы организации работы в процессе оказания помощи пострадавшим, имеются недостатки в организации работы травмпунктов, профилактической работы и диспансерного наблюдения пациентов с последствиями травм, учета травм. Нарушаются принципы этапности и преемственности оказания травматологической помощи. Рассмотрены особенности действующих нормативных правовых документов и методических рекомендаций по организации травматологической помощи. Установлены некоторые их противоречия по штатному обеспечению, структуре подразделений, оказывающих помощь при травмах. Ряд вопросов организации оказания медицинской помощи не нашел в них отражения. Обсуждение полученных результатов. Необходимо предусмотреть мероприятия по интенсификации деятельности круглосуточных стационаров с соблюдением этапности оказания медицинской помощи по профилю «травматология», организации качественной реабилитации и диспансерного наблюдения пациентов с травмами и их последствиями, принять меры к повышению доступности и качества травматологической помощи сельскому населению. Важно грамотное территориальное планирование при организации экстренной и неотложной травматологической помощи. Условием обеспечения эффективности организации оказания медицинской помощи пациентам с травмами является совершенствование нормативного правового и методического обеспечения организации оказания медицинской помощи пациентам с травмами и их последствиями. Заключение. Актуальность темы совершенствования организации оказания медицинской помощи пациентам с травмами сохраняется. Ряд вопросов организации травматологической помощи нормативными правовыми документами не урегулирован. В условиях интенсивной цифровизации отрасли, актуальности внедрения новых форм организации специализированной помощи необходимы новые методические подходы к расчету штатной численности медицинского персонала подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилям «травматология» и «ортопедия», нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения оперативной доставки медицинского персонала и портативного медицинского оборудования к пострадавшим, их экстренной медицинской эвакуации в специализированные центры оказания травматологической помощи с возможностью организации многопрофильной помощи в полном объеме, организации реабилитационных мероприятий на всех этапах ее оказания, интенсификации профилактической работы. Ключевые слова: травматология; травматизм; заболеваемость; смертность; травматологическая помощь.
Контактная информация: Руголь Людмила Валентиновна, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRAUMA CARE ORGANISATION AT THE PRESENT STAGE. Analytical review Abstract Significance. A high share of injury as a death cause in the mortality structure, its significant impact on life expectancy, high incidence of conditions under chapter “Injury, poisoning and certain other consequences of external causes”, road accident rates characterized by high severity injury and unresolved problems of road safety exacerbate the issues of providing high-quality orthopaedic and trauma care especially in rural areas and small towns. The purpose of the study was to identify current problems in the system of orthopaedical and trauma care delivery to patients with injury in the Russian Federation and to map out prospects for its development. Material and methods. The authors have conducted a systematic review of scientific publications (2002-2023), current regulatory legal documents and methodological recommendations and guidelines on trauma care organization in the Russian Federation, and selected 53 sources that met the purpose of the study. Results. Trauma care on an outpatient basis in mainly provided in trauma care offices and first-aid stations, while residents of villages, townships and small towns still experience significant difficulties in receiving it. Trauma care beds are irrationally used, there are problems in organizing rehabilitation of injury patients, hospital-replacing technologies and mobile forms of work organization in the process of care delivery to victims are not widely used, there are shortcomings in the organization of the work of first-aid stations, preventive work and follow-up of patients with injury-related consequences, and injury registration. The principles of phasing and continuity of trauma care are being violated. Peculiar features of current regulatory legal documents and methodological recommendations on trauma care organization have been analyzed. Some contradictions regarding staffing and the structure of units providing trauma care have been identified. A number of issues related to health care organization of medical care were not reflected in the analyzed documents. Discussion. It is necessary to provide measures to intensify activities of 24-hour hospitals, with due regards to stages of trauma care delivery, organize high-quality rehabilitation and medical follow-up of patients with injury and its consequences, and to take measures to increase availability and quality of trauma care to rural population. Competent territorial planning is important when organizing emergency and urgent trauma care. A condition for ensuring effective organization of care delivery to injury patients is improvement of the regulatory, legal and methodological support for organizing trauma care delivery. Conclusion. The issue of improving organization of trauma care delivery remains relevant. A number of issues of trauma care organization are not regulated by normative legal documents. In the context of intensive digitalization of the industry, and relevancy of introduction of new forms of specialized care organization, there is a need for new methodological approaches to calculating number of medical staff of units of medical facilities providing trauma and orthopaedical care, normative and legal regulation of the issues related to a prompt delivery of medical personnel and portable medical equipment to the injured, and their emergency medical evacuation to specialized centers with a possibility of organizing a multi-type care in full volumes with rehabilitation activities at each stage of care delivery and intensification of prevention. Keywords: traumatology; injuries; morbidity; mortality; trauma care
Corresponding author: Liudmila V Rugol, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение В структуре смертности населения Российской Федерации внешние причины стабильно занимают третье место, уступая болезням системы кровообращения и новообразованиям [1-3], а в структуре смертности трудоспособного населения, ключевой группы, определяющей уровень продолжительности жизни в России [4], – второе место. Значение показателя смертности всего населения от внешних причин примерно в два раза ниже значения показателя смертности от новообразований, а в группе трудоспособного населения на 40% превышает его значение. В структуре смертности детского населения травмы и отравления занимают второе место, в структуре смертности среди детей старше года смертность от внешних причин периодически выходит на первое место. Стабильно занимают первое место среди всех причин смерти травмы и отравления среди детей старше семи лет [5,6]. Одной из важнейших социально-экономических проблем современности продолжает оставаться проблема безопасности дорожного движения. С начала века дорожно-транспортный травматизм (ДТП), характеризующийся высокой тяжестью повреждений, приобрел в России особую остроту [5-10]. По данным исследований, из общего числа умерших в результате ДТП до 70% погибали в течение первых 36 часов из-за не совместимых с жизнью повреждений, при этом именно смертность от ДТП в разы выше аналогичного показателя при других видах травм. Пострадавшие вследствие ДТП в семь раз чаще нуждаются в госпитализации и в шесть раз чаще становятся инвалидами [5]. Смертность пострадавших от ДТП в России, по информации ряда авторов, в предыдущие годы достигала свыше 10,0 на 100 тысяч населения и до 14 на 100 пострадавших в ДТП, что несколько раз превышало показатель развитых стран (Японии, Великобритании, США, Германии, Италии и других стран) [5,7-10]. В 2010 году показатель достигал 20 на 100 тысяч населения. Наибольшее число пострадавших в ДТП приходится на трудоспособный возраст. Средний возраст пострадавших, по данным исследования Ю.В. Антониади, составляет 49,5 лет, при этом соотношение мужчин и женщин составляет 62,6 и 37,4% соответственно [11]. Вероятность травматизма, в том числе со смертельным исходом, присутствует во всех сферах производства Российской Федерации [12]. Внимания заслуживает высокая заболеваемость населения, особенно детского, по классу «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» (далее – «Травмы, отравления…»). C начала тысячелетия, по данным Росстата и публикаций, ежегодно в Российской Федерации почти 13 млн человек получали травмы [7,13-18]. Уровень травматизма в Российской Федерации среди взрослого населения превышает 8 тыс. случаев на 100 тыс. населения [3], среди детей - 11 тыс. случаев на 100 тыс. детского населения [18]. Ежегодно на 100 человек взрослого населения приходится в среднем около 8-9 травм, на 100 детей – 11-12 травм. Вклад в структуру первичной заболеваемости населения России травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин составляет более 12%, а в общую заболеваемость – около 6,0% [15,17,18]. В структуре временной нетрудоспособности «Травмы, отравления…» составили в 2014 году по числу случаев 10,7%, а по числу дней – 17,9% [14], в 2016 году травмы и болезни костно-мышечной системы заняли первое место, на их долю пришлось 28,8% всех трудовых потерь [17]. Временная утрата трудоспособности от травмы занимает второе место среди всех причин [7,11]. После неуклонного роста показателя заболеваемости населения по классу «Травмы, отравления…» и высоких показателей смертности от внешних причин в период реализации мероприятий Приоритетного национального проекта «Здоровье», государственной программы «Развитие здравоохранения» и Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в 2013-2017 годы наметилась положительная тенденция снижения показателей заболеваемости и смертности от внешних причин [3]. Однако доля класса «Травмы, отравления…» в структуре заболеваемости населения остается высокой, как и смертность взрослого населения от внешних причин [3,7]. В связи с высокой распространенностью, тяжестью медико-социальных последствий, значительным влиянием на ожидаемую продолжительность жизни травматизм остается одной из приоритетных проблем в сфере охраны здоровья населения [3,19,20], поэтому проблема оказания качественной медицинской помощи по профилю «Травматология и ортопедия», остро стоит не только перед системой здравоохранения Российской Федерации, но и ряда других стран. При этом первостепенное значение для лечения пациентов с травмами, сокращения сроков их лечения и восстановления трудоспособности имеет уровень организации амбулаторной травматологической помощи [14, 17, 21], поскольку подавляющее большинство получивших травмы нуждаются и получают лечении исключительно в амбулаторных условиях [14,17] и более 95% госпитализированных по поводу травм заканчивают лечение в амбулаторных условиях [1,3-5,7,14,18,23,24]. Тем не менее именно помощь при травмах в амбулаторных условиях остается недостаточно развитой повсеместно и проблемной в сельской местности [3,21,22]. Цель исследования: выявить проблемы в системе оказания медицинской помощи пациентам с травмами в Российской Федерации на современном этапе и наметить перспективы ее развития. Материалы и методы Была проанализирована нормативная правовая база и иные ведомственные документы, регулирующие организацию оказания медицинской помощи пациентам с травмами, в том числе действующие методические рекомендации, установлены особенности их применения на практике и пробелы в правовом регулировании. На основе проведенного обзора публикаций и результатов диссертационных исследований, посвященных организации травматологической помощи в Российской Федерации, методом структурирования информации установлены основные проблемы в организации медицинской помощи пострадавшим с целью дальнейшей разработки путей их решения. Для обзора были использованы базы данных eLibrary.ru, Consultant plus, электронная библиотека диссертаций, нормативные документы официального сайта Министерства здравоохранения Российской Федерации. Поиск проводился с использованием ключевых слов: травматология и ортопедия, травматизм, травматологическая служба, организация травматологической помощи, травматологическая помощь, травматологический пункт, дорожно-транспортный травматизм, болезни костно-мышечной системы. В первоначально отобранных статьях параллельно изучался библиографический список и производился поиск публикаций по названиям статей и авторам с критическим анализом их содержания или резюме. Также просматривались списки выпусков наиболее известных журналов, специализирующихся на вопросах организации здравоохранения, за последние годы. Отбор научных публикаций проводился с использованием шкал уровня значимости научных публикаций [25]. Всего в результате поиска изучено 117 публикаций отечественных авторов и 26 диссертаций с 2002 по 2023 год, из которых отобрано 44, отвечающих цели исследования и критериям отбора: бесплатное полнотекстовое содержание, описание порядка оказания, проблем в организации травматологической помощи, путей их решения, новых форм организации медицинской помощи пациентам с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, из которых 33 научных статьи, учебник, статистический сборник, 9 диссертаций, а также 9 нормативных правовых документов, методических рекомендаций и указаний. Критериями исключения из обзора являлись исследования, не предлагающие для ознакомления полнотекстовые варианты, дубликаты, материалы, не изучающие предмет исследования. Использованы методы систематический, аналитический. Результаты Основной и наиболее рациональной формой организации травматологической помощи в амбулаторных условиях являются травматологические кабинеты и травматолого-ортопедические отделения поликлиник, а также травматологические пункты (далее – травмпункты), развернутые и функционирующие на базе, преимущественно, городских поликлиник [19,22,26-29]. В стационар, как правило, большинство пациентов с травмами поступают по скорой помощи (до 75%) [11]. Проведенные в начале нынешнего столетия структурно-функциональные преобразования сети медицинских организаций с внедрением многоуровневой системы оказания специализированной помощи сформировали развитую многоуровневую сеть травматологических центров (травматолого-ортопедических отделений) для взрослого населения, укомплектованных квалифицированными кадрами. Была разработана и внедрена рациональная маршрутизация пациентов в травматологические центры разного уровня. Тем не менее сеть детских травматолого-ортопедических коек оставалась недостаточно развитой. Отмечались недостатки в системе оказания медицинской помощи пациентам с ортопедическими заболеваниями. А внедрение новых методов диагностики и лечения сдерживалось неудовлетворительным оснащением медицинских организаций специальным медицинским оборудованием, аппаратами, современными эндопротезами, металлоконструкциями [7,10,22,28]. С началом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», после 2006 года, и далее программ модернизации и развития здравоохранения в практику травматологической службы были внедрены новые современные технологии лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, более широкое применение получили операции по эндопротезированию суставов, с использованием микрохирургической техники, реконструктивные при врожденных пороках развития костей и суставов, методы артроскопической диагностики. Тем не менее в организации и качестве травматолого-ортопедической помощи населению по-прежнему имеются недостатки и нерешенные проблемы [7,8,10,17]. Не получили достаточного развития дневные стационары по профилям травматология и ортопедия [22,29,30]. Отмечаются проблемы в организации реабилитации пациентов с травмами и их последствиями [22], недостаточно эффективной остается профилактика травматизма [7,31]. Проведенный рядом исследователей анализ деятельности медицинских организаций, оказывающих специализированную помощь по профилю «травматология-ортопедия», свидетельствует о нерациональном использовании имеющегося коечного фонда в сложившейся системе оказания медицинской помощи [32-34]. По мнению исследователей, решение проблемы оказания специализированной медицинской помощи пациентам с травмами при повышении качества ее оказания возможно при условии внедрения новых и передовых технологий и высокотехнологических услуг. Однако это может привести к увеличению стоимости медицинской помощи, что при недостаточных тарифах в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) приведет к увеличению платных услуг. Авторы назвали их «поддерживающими» инновациями. Как считают авторы, на фоне нерационального использования коечного фонда ситуация осложнялась «уменьшением бюджетного финансирования специализированной помощи в первую очередь для федеральных и региональных стационарных центров» при том, что подавляющее большинство пациентов с травмами нуждается в лечении только в амбулаторных условиях [19,26,33,34]. Поэтому авторами предлагалась альтернативная модернизация травматологической службы путем внедрения новых, но более дешевых, простых и удобных продуктов, технологий и услуг, стоимость которых покрывается действующими тарифами на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и которые позволят удовлетворить запросы и потребности менее требовательного, но более широкого круга пациентов, авторы отнесли такие инновации к категории «подрывных» [34]. В качестве примера этих двух подходов к инновациям авторы приводят сравнение медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях. Уменьшение объемов медицинской помощи в стационарных условиях в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи побуждает разрабатывать новые формы оказания медицинской помощи, шире использовать стационарзамещающие технологии [34]. Пациенты с травмами получают медицинскую помощь поэтапно: вне медицинских организаций, на месте получения травмы в рамках оказания первой медицинской помощи, экстренной и неотложной медицинской помощи бригадами скорой медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях при самостоятельном обращении в травмпункты, травматологические или хирургические кабинеты при отсутствии врача-травматолога в поликлиниках, на ФАПы в сельской местности, в фельдшерские здравпункты, офисы врача общей практики; в рамках оказания специализированной медицинской помощи в стационарах при самостоятельном обращении в приемное отделение либо в результате госпитализации бригадами скорой и неотложной помощи. При необходимости пациенты могут быть направлены на вышестоящий уровень оказания травматологической помощи для получения высокотехнологичной медицинской помощи, далее – на этап реабилитации в условиях реабилитационного отделения стационара, поликлиники, либо в санатории [21,35]. Травматологические кабинеты в поликлиниках в зависимости от численности прикрепленного населения могут быть одно-, полутора- или двухсменными. Травматологические пункты должны работать круглосуточно [27]. В Методических рекомендациях №98/62 «Совершенствование амбулаторной травматологической помощи в городах» [27] изложены основные принципы работы подразделений, оказывающих медицинскую помощь по профилю «травматология» в амбулаторных условиях, в том числе травматологических кабинетов поликлиник и травматологических пунктов, работающих в круглосуточном режиме, предложены методики расчета врачебных штатов и штатов среднего медицинского персонала для этих подразделений, приведены медико-экономические стандарты помощи, примерная схема и сроки динамического наблюдения за пациентами, взятыми под диспансерное наблюдение. В соответствие с указанными рекомендациями одна штатная должность врача-травматолога выделяется на 25 тысяч жителей и три врачебных должности для обеспечения круглосуточной работы и приема в выходные и праздничные дни. Представляется целесообразным при планировании штатов врачей-травматологов расчет производить на основе уровня травматизма в конкретном населенном пункте или районе обслуживания, а не на основе численности населения. Круглосуточную амбулаторную травматологическую службу рекомендуется организовывать в одной из поликлиник города или в районном центре с численностью прикрепленного населения не менее 200 тысяч человек, а в центрах субъектов РФ – не менее 100 тысяч человек. В городах с населением менее 200 тысяч человек, но более 100 тысяч человек, не являющимися областными, краевыми и республиканскими центрами, круглосуточный травмпункт может быть организован по решению исполнительных органов власти в сфере здравоохранения. Размещение травмпунктов на базе приемных отделений больниц или станций скорой медицинской помощи не рекомендуется, поскольку обеспечить весь комплекс необходимого лечения пострадавших на их базе у одного врача и консультации других врачей-специалистов невозможно. Травматологические кабинеты и травмпункты обязаны безотказно принимать всех пострадавших, независимо от проживания и места работы и организовывать лечение пациента одним врачом до полного выздоровления. Выделяют три основных раздела работы травмпунктов, травматологических кабинетов и отделений: 1. Лечебно-диагностический, заключающийся в диагностике повреждений, оказании экстренной специализированной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата; лечении пациентов с травмами до выздоровления, как обратившихся амбулаторно, так и выписанных из стационара; диспансеризация пациентов с последствиями травм; антирабическая и противостолбнячная профилактика. 2. Экспертный, включающий экспертизу временной нетрудоспособности при травмах опорно-двигательного аппарата, направление, при необходимости, пациентов на медико-социальную экспертизу; определение тяжести производственных травм; экспертизу объема и качества лечения в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь при травмах, в районе обслуживания травмпункта или травматологического кабинета/отделения. 3. Организационно-методический, заключающийся в анализе травматизма и разработке профилактических мероприятий в районе обслуживания; организационно-методическом руководстве медицинскими организациями, оказывающими помощь при травмах опорно-двигательного аппарата в районе обслуживания; организации санитарно-просветительной работы [27]. В указанных методических рекомендациях подробно изложена специфика лечебно-диагностической работы травмпунктов, показания к лечению, виды хирургических вмешательств, норматив хирургической активности и допустимая доля послеоперационных осложнений, доля нуждающихся в гипсовых повязках, физиотерапевтических процедурах, лечебной физкультуре, массаже. Предложена структура травмпункта, перечень необходимого оборудования, объем первичной специализированной помощи пострадавшим в травматолого-ортопедическом отделении поликлиники, в том числе в условиях дневного стационара. Рекомендована организация ортопедического кабинета в составе травматолого-ортопедического отделения поликлиники с организацией его работы в две смены, научно определена потребность во врачах-ортопедах для оказания амбулаторной ортопедической помощи, которая составляет 1,7 должности на 10 000 взрослого населения [27]. Особое внимание в работе травмпунктов уделено динамическому наблюдению пациентов с последствиями травм, изложены показания к снятию их с диспансерного учета. Рекомендовано обязательное наблюдение инвалидов по травмам опорно-двигательного аппарата и пациентов с тяжелыми повреждениями позвоночника и суставов. Имеется рекомендация по количеству находящихся под диспансерным наблюдением у каждого врача – до 70 пациентов. В приложениях к методическим рекомендациям изложены схема определения тяжести производственных травм по запросу предприятий и организаций, где произошел несчастный случай, инструкция о порядке медицинского освидетельствования лиц, направляемых для установления состояния алкогольного опьянения. Отдельные приложения посвящены оценке результатов лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата по индексу, вычисляемому на основе общей суммы оценок по графам приведенной схемы, и методике комплексной оценки работы травматологического пункта [27]. Большое значение в организации работы травмпунктов придается профилактике, в том числе – профилактике бешенства и клещевого энцефалита. Регламентирующими нормативными правовыми документами по порядку оказания медицинской помощи пациентам с травмами служат несколько приказов федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения. Одним из основных является приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.04.1999 г. № 140 «О мерах по совершенствованию травматолого-ортопедической службы», которым утверждены положения об организации деятельности травматолого-ортопедических отделений (кабинетов) в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, для взрослых, для детей; временный табель оснащения отделений для взрослых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, положение об организации деятельности травматологического, ортопедического и травматолого-ортопедического стационарных отделений для детей в составе республиканской, областной, краевой, городской многопрофильной больницы, предпочтительно детской; положение об организации деятельности стационарного ортопедического отделения для взрослых, основной задачей которого является оказание плановой специализированной медицинской помощи больным с отдаленными последствиями травм и заболеваниями опорно-двигательного аппарата; перечень специализированных центров для взрослых и детей по травматологии и ортопедии с учетом области повреждения и нозологических форм; положение о медицинском совете по экспертизе отдаленных результатов лечения пациентов травматолого-ортопедического профиля, основной задачей которого является экспертиза отдаленных результатов лечения указанных пациентов с выработкой рекомендаций для органов управления здравоохранением и руководства медицинских организаций по совершенствованию организации травматолого-ортопедической службы, повышению качества оказания медицинской помощи больным с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата по результатам оценки анатомических и функциональных результатов лечения пациентов с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, врачебной тактики ведения и лечения больных, проверки организации медицинской помощи пациентам травматолого-ортопедического профиля, анализа дефектов хирургических вмешательств и консервативного лечения, своевременности и обоснованности направления пациента в конкретную медицинскую организацию, обоснованности сроков стационарного и амбулаторного лечения и временной нетрудоспособности, своевременности и полноты реабилитационных мероприятий, качества ведения медицинской документации [30]. Согласно данному приказу пациенты после лечения в медицинской организации по поводу повреждения или заболевания опорно-двигательного аппарата подлежат экспертизе, не ранее чем через год после выписки из стационара или через шесть-восемь месяцев после окончания лечения в амбулаторных условиях. На практике данное положение редко применялось. В исследовании П.Ю. Юркова [23] на основе изучения медико-статистической и социально-гигиенической характеристик пациентов, обратившихся в травмпункт за год, проведенного социологического исследования среди пациентов и врачей-травматологов о доступности, качестве и перспективах совершенствования амбулаторной травматологической помощи в современных условиях, изучения мнения врачей-травматологов об условиях их профессиональной деятельности были разработаны и научно обоснованы предложения по повышению доступности и качества травматологической помощи в амбулаторных условиях населению крупного города. Исследованием установлено, что из общего числа обратившихся в травмпункт, подавляющему большинству (90,6%) была оказана экстренная помощь и 9,4% - плановая; 9,0% нуждались в госпитализации; 12,6% обратившихся, получив первую медицинскую помощь и рекомендации повторного посещения врача-травматолога, не явились на очередной прием. Более половины пациентов с травмами (51,4%) обратились за медицинской помощью позже, чем через 24 часа после получения травмы, 14,9% - обратились за медицинской помощью не ранее чем через 12 часов и только 8,0% пациентов обратились в травматологический пункт менее чем через 1 час после получения травмы. Автором установлено, что в связи с несвоевременным обращением за медицинской помощью «у 22,5% пациентов с травмами госпитализация была через день после получения травмы, у 13,1% обратившихся – через три дня» [23], что, несомненно, утяжеляло течение процесса и продлевало процесс восстановления. При этом восстановительное лечение и реабилитацию получили только 2,7% пострадавших [23]. Причинами позднего обращения пациентов в травмпункты, по мнению исследователей, являются недооценка пациентами тяжести полученной травмы, самолечение, а также проблемы с доступностью медицинской помощи [23,24]. Из общего числа респондентов среди врачей травмпунктов почти 19% были не удовлетворены уровнем преемственности в работе с другими врачами-специалистами и этапов оказания помощи, 25% были «не совсем удовлетворены», почти 44% считали свою нагрузку очень высокой, 37,5% считали свои жилищные условия удовлетворительными, только 25,0% заявили о полной удовлетворенности своей заработной платой, при этом половина врачей были «не совсем удовлетворены» [23]. Причинами неудовлетворенности среди пациентов были: наличие в травмпунктах «больших очередей», отмеченное 27,0% респондентами [23,24]; неудовлетворительное «отношение медицинского персонала», указанное 20% респондентами; неудовлетворительная доступность травмпункта, отмеченное 18,2% респондентами. По 8,7% респондентов указали на «низкое технологическое оснащение травматологического пункта», «низкий уровень качества медицинской помощи», «невозможность или сложность получения физиотерапевтических процедур», столько же респондентов отметили неудовлетворенность качеством оказываемой медицинской помощи по другим причинам [23,29,39]. Результаты исследования обнажили проблемы в организации неотложной травматологической помощи и легли в основу разработки более рационального планирования организации работы и кадрового обеспечения травматологических подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Следующим нормативным документом, регулирующим оказание медицинской помощи пациентам с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, является приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия» (с изменениями и дополнениями) [36], вышедший после принятия Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [37] взамен действующего до этого приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ 31 марта 2010 г. N 201н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы» и нормативно закрепляющий основные положения методических рекомендаций по совершенствованию амбулаторной травматологической помощи в городах. В соответствие с приказом №901н для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю «травматология и ортопедия» в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь, создается кабинет травматологии и ортопедии, функциями которого, помимо оказания медицинской помощи пациентам с травмами, являются осуществление диспансерного наблюдения и медицинской реабилитации пациентов с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы по профилю «травматология и ортопедия», проведение мероприятий по первичной профилактике травм и развития заболеваний костно-мышечной системы, а также вторичной профилактике осложнений и прогрессирующего течения заболеваний костно-мышечной системы; участие в отборе больных для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «травматология и ортопедия»; осуществление экспертизы временной нетрудоспособности; направление пациентов на медико-социальную экспертизу; разработка и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению; участие в организации и проведении школ здоровья для пациентов с последствиями травм и заболеваниями костно-мышечной системы; внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения пациентов с последствиями травм и заболеваниями костно-мышечной системы; ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством. Приказом рекомендованы штатные нормативы кабинета травматологии и ортопедии, стандарт его оснащения, правила организации деятельности дневного стационара по профилю «травматология и ортопедия» с рекомендуемыми штатными нормативами, структурой и стандартом оснащения; правила организации деятельности, структура, штатная численность и стандарт оснащения отделения травматологии и ортопедии в стационаре; стандарт дополнительного оснащения операционной медицинской организации, в структуре которой создается отделение травматологии и ортопедии; правила организации и штатные нормативы кабинета неотложной травматологии и ортопедии (травмпункт), который создается в структуре медицинской организации для осуществления круглосуточной неотложной медицинской помощи по профилю «травматология и ортопедия»; правила организации деятельности поликлинического отделения по профилю «травматология и ортопедия» с рекомендуемыми штатными нормативами и стандартом оснащения. В соответствие с данным приказом одна штатная должность врача-травматолога и одна должность медицинской сестры врача-травматолога-ортопеда положены на 15 тысяч взрослого населения и 12,5 тысяч детского населения. Несколько ранее, но в том же 2012 году, был издан приказ от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в который в последующем неоднократно вносились изменения и в соответствие с которым в поликлинике должна быть предусмотрена одна должность врача-травматолога-ортопеда и две должности медицинской сестры врача-травматолога-ортопеда на 20,5 тысяч взрослого населения, в дневном стационаре одна должность врача-травматолога-ортопеда на 20 коек в смену и один круглосуточный пост на 100 тысяч прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной помощи, то есть для травмпункта [38]. В соответствие с приказом 901н травмпункт должен иметь отдельный вход, быть оборудован пандусами и включать ряд помещений для осуществления своих функций по обеспечению диагностической и лечебной помощи больным с травмами и острыми заболеваниями костно-мышечной системы, обратившимся для оказания неотложной медицинской помощи и при необходимости направлению их для оказания медицинской помощи в стационарных условиях. В приложении приказа по организации кабинета неотложной помощи по профилю «травматология и ортопедия» приводятся перечень помещений травмпункта, стандарт их оснащения, рекомендуемые штатные нормативы, которые не вполне соответствуют организации круглосуточной работы травмпункта, поскольку не предусматривают штаты медицинского персонала для организации круглосуточного поста. Для отделения травматологии и ортопедии стационара также не предусмотрены штатные должности врачей для обеспечения круглосуточной работы. В «Методических указаниях № 2001/48 Технология аккредитации травматолого-ортопедической службы амбулаторных и стационарных медицинских учреждений» [40], подготовленных сотрудниками Российского НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена по результатам экспертной работы в комиссии по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности Санкт-Петербурга с учетом действовавших на тот период нормативных документов, предложена методика аккредитации травматолого-ортопедической службы, основанная на объективной количественной оценке базовых требований подразделений службы к оснащению, кадрам, медицинской деятельности, сервису для пациентов, позволяющая в реальном режиме оценить ее уровень по унифицированному набору параметров, что, несомненно, способствует более высокому уровню качества организации травматологической помощи. Экспертиза медицинской деятельности подразделений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в результате травм, включает изучение и оценку оснащенности подразделений, материально-технической базы в целом, оснащенности медицинским оборудованием и кадрового обеспечения; объема медицинской помощи по профилю; эффективности и качества оказываемой медицинской помощи на основе анализа квалификации медицинского персонала, результатов лечения, качества ведения медицинской документации, условий пребывания пациентов в медицинской организации, включая сервисные услуги; уровня организации оказания медицинской помощи. При этом основными требованиями отделений травматологического профиля высшей категории, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, является соответствующее материально-техническое оснащение с обеспечением полного объема травматологической помощи по профилю медицинской организации с проведением плановых оперативных вмешательств и достижением хирургической активности 12-15%, наличием не более 1,2% послеоперационных осложнений и не более 0,1% неудовлетворительных отзывов о лечении; укомплектованность медицинским персоналом не менее 75% с регулярным прохождением всеми медицинскими работниками (100%) усовершенствования по профессии; проведение разработки и/или клинической апробации новых методов диагностики, консервативного и оперативного лечения; ведение учебно-методической работы по усовершенствованию или подготовке специалистов по профилю специальности; высокий сервисный уровень и безопасность лечения пациентов. Для амбулаторных травматологических отделений первой категории основными требованиями являются обеспечение достаточного объема травматологической помощи с применением стандартных методов диагностики и лечения и достижением 10-12% хирургической активности, не более 4% послеоперационных осложнений и не более 0,2% неудовлетворительных отзывов о лечении; укомплектованность штатов медицинского персонала 65% с регулярным прохождением усовершенствования по профессии за последние пять лет не менее 75% медицинских работников. Для амбулаторных травматологических отделений второй категории отличительными требованиями являются хирургическая активность менее 10%, укомплектованность штатов медицинского персонала не менее 50% с регулярным прохождением усовершенствования по профессии за последние пять лет не менее 60% медицинских работников; не более 0,3% неудовлетворительных отзывов о лечении больных. Для стационарных отделений травматологического профиля высшей категории отличительными особенностями являются определенные требования к уровню квалификации медицинского персонала – не менее 50% врачей с высшей квалификационной категорией или ученой степенью; не более 2% послеоперационных осложнений и 0,3% неудовлетворительных отзывов о лечении. Для стационарных отделений травматологического профиля первой категории требования к укомплектованности и квалификации медицинского персонала менее высокие – 65% укомплектованность штатов врачей и среднего медицинского персонала; наличие усовершенствования по профессии за последние пять лет у 75% медицинского персонала; наличие у не менее 50% врачей первой квалификационной категории или ученой степени; наличие не более 0,4% неудовлетворительных отзывов о лечении. Для ортопедических отделений критерии оценки были такие же, как для травматологических отделений высшей и первой категорий, однако доля послеоперационных осложнений не должна превышать 1,5%. С переходом на лицензирование медицинских организаций требования, изложенные в методических указаниях, не потеряли своей актуальности. Образцом оказания пострадавшим травматологической помощи третьего уровня может быть крупная многопрофильная больница, расположенная в крупном областном (краевом) центре, мегаполисе, являющаяся клинической базой высшей образовательной медицинской организации [41, 42]. Авторами описан опыт организации травматологической помощи на примере взаимодействия крупнейшей многопрофильной городской клинической больницы им. С.П. Боткина и кафедры травматологии, ортопедии и хирургии катастроф Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [42]. В больнице выполняется широкий спектр операций по поводу травм, в том числе травм и заболеваний позвоночника. В непосредственной близости к приемному отделению оборудована вертолетная площадка, организована круглосуточная работа современной диагностической службы, функционируют несколько реанимационных отделений, экстренный операционный блок. Организованы круглосуточное дежурство врачей-специалистов практически всех специальностей, работа травматологических бригад, в состав которых входят клинические ординаторы и аспиранты кафедры. Пациенты с изолированной скелетной травмой получают экстренное оперативное лечение, как правило, в день поступления, в день госпитализации получают всестороннее обследование и оперативную помощь пожилые пациенты с переломом проксимального отдела бедренной кости. Пациенты с тяжелой сочетанной и множественной травмой имеют возможность получить многопрофильное этапное лечение, а также одномоментные последовательные оперативные вмешательства на разных сегментах. Особое внимание уделено внедрению малоинвазивных методик на позвоночнике, выполняются высокотехнологичные операции под артроскопической и рентгенологической навигацией, эндоскопические вмешательства на крупных суставах. На базе многопрофильной клинической больницы ведется изучение и разработка новых методик лечения с внедрением в практику полимерных биодеградируемых имплантатов для остеосинтеза. Организовано отделение для лечения пациентов с травмами, осложненными гнойно-воспалительным процессом, в том числе различными формами остеомиелита. Высокая оперативная активность, ранняя активизация пациентов способствуют сокращению сроков пребывания пациентов в стационаре, более раннему функциональному восстановлению, восстановлению работоспособности, сохранению качества жизни в рамках осуществления профилактики ранних и отдаленных осложнений. Немаловажным разделом работы травматологической службы является профилактическая работа. Основным принципом профилактики последствий травматизма, потери трудоспособности и полного восстановления утраченных функций является непрерывность лечебного процесса [11,29]. Амбулаторный, стационарный, санаторный этапы лечения и восстановления здоровья, как считают исследователи, не должны прерываться [29,39]. Одним из ключевых этапов предупреждения травматизма в бытовых условиях и на производстве выступает первичная профилактика травм, которая может осуществляться в виде индивидуальных или групповых гигиенических консультаций по образу жизни и повседневной деятельности [29], поскольку установлено, что травматизму подвержены граждане с определенным типом поведения [12]. Социологические исследования позволили установить факторы, способствующие получению травм, с разделением их на три группы. Факторы первой группы – поведенческие, второй группы – социальные (условия на производстве, состояние дорог, обустройство переходов, тротуаров, криминогенная обстановка) и третьей группы, – зависящие от системы здравоохранения (доступность, качество, квалификация медицинского персонала, уровень санитарно-гигиенических знаний населением) [29]. Так экспертный анализ случаев младенческой смертности от внешних причин показал, что основными причинами смертности детей до года от внешних причин являются невыполнение рекомендаций со стороны медицинских работников по уходу за детьми. Полученные результаты ряда исследований позволяют высказать мнение о недостаточной работе по профилактике детского травматизма [6]. В постсоветский период внимание к санитарно-просветительной работе медицинских работников несколько снизилось и лишь в последние годы акцент на этом разделе работы набирает обороты. Важность участия системы здравоохранения в профилактике травм и их последствий отражена в Методических рекомендациях «Комплекс мер, направленный на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста» (утв. Минздравом России 15.12.2020) [43], в которых систематизирована информация по вопросам реализации комплекса мер по профилактике падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста всеми медицинскими организациями, оказывающими помощь взрослому населению, включая организацию и проведение школ для пациентов и членов их семей, национальных и местных информационных кампаний в области общественного здравоохранения, предоставление печатных материалов по профилактике и раннему выявлению риска падений и переломов людям пожилого и старческого возраста, их родственникам, ухаживающим лицам, социальным работникам. Обращается внимание на то, что внедрение международных принципов лечения пациентов с переломами проксимального отдела бедра (хирургическое лечение в течение 48 часов с последующим ведением и реабилитацией мультидисциплинарной командой) сохранит 30 000 жизней ежегодно, приведет к снижению коэффициента смертности населения старше трудоспособного возраста на 2,0% и увеличению ожидаемой продолжительности жизни при рождении на 0,16 года. На важность повышенного внимания к проблеме профилактики и своевременного лечения переломов проксимального отдела бедренной кости на фоне остеопороза указывали в своих исследователях и другие авторы, мотивируя данный тезис тяжестью медико-социальных последствий таких переломов (общая летальность составила 38,5% за 2 года после перелома) и резком ухудшении качества жизни пострадавших, значительном превышении летальности при консервативном лечении данных переломов [44,45]. Помимо этого, на отделение травматологии и ортопедии возлагается организация перевода пациентов после лечения перелома проксимальных отделов бедра в реабилитационные отделения по принципу стационар-стационар с целью исключения выписки пациентов домой в ранние сроки после хирургического вмешательства по поводу перелома проксимального отдела бедренной кости, а также организация работы координатора службы профилактики повторных переломов. Отмечена необходимость фокусировки на улучшении результатов лечения и качества жизни пациентов после травм и в достижении этой цели большое значение отводится правильной реабилитации с применением необходимых специализированных, в том числе высокотехнологичных мероприятий [45]. Исследованиями доказано, что главный эффект в увеличении продолжительности жизни в рассмотренный период наблюдения был получен за счет снижения смертности у мужчин, связанной с поведенческими факторами риска, что ожидаемо привело к сокращению потерь в главной группе риска – у трудоспособного населения [46], в связи с чем рекомендовано активнее разрабатывать и претворять межведомственные профилактические программы именно в данной группе населения и среди детей. Обсуждение Помимо степени тяжести травм на уровень смертности от внешних причин оказывают влияние действующий порядок организации медицинской помощи пострадавшим, профилактические мероприятия и различные межведомственные меры по снижению травматизма. Анализ публикаций свидетельствует о том, что реализованные межведомственные меры по снижению травматизма и повышению доступности и качества медицинской помощи пострадавшим в последнее десятилетие, в том числе реализация Нацпроекта «Безопасные качественные дороги», ведомственной программы «Развитие здравоохранения», Нацпроекта «Здравоохранение» привели к положительным сдвигам в показателях смертности населения, в том числе по классу причин «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов». Организация трехуровневой системы оказания медицинской помощи по профилям на фоне поднятия полномочий по оказанию медицинской помощи с муниципального на региональный уровень предоставила расширенные возможности по оказания травматологической помощи сельскому населению, жителям поселков и малых городов [48]. Однако на фоне сокращения числа медицинских организаций, круглосуточных коек и объемов медицинской помощи в стационарных условиях, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимо предусмотреть мероприятия по сокращению неэффективных расходов и, как следствие, интенсификации курсового лечения пациентов в условиях круглосуточных стационаров с соблюдением этапности оказания медицинской помощи по профилю, развитию стационарозамещающих форм, качественной реабилитации [35], что в условиях сельской местности и малых городов весьма затруднительно. Организация травмпунктов в сельских и небольших городских населенных пунктах нормативными правовыми документами не предусмотрена. Сниженная доступность медицинской помощи для жителей села и малых городов, недостаточный уровень ее организации на селе, недостаточные ресурсное обеспечение и материально-техническая оснащенность медицинских организаций малой мощности, расположенных в сельской местности и малых городах, создают определенные трудности в реализации положений, изложенных в нормативных правовых документах, регулирующих оказание медицинской помощи пациентам с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, как следствие, повсеместной организации качественной медицинской помощи пациентам с травмами и их последствиями. Сниженная мобильность пациентов с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата не позволяет на практике реализовать разработанную маршрутизацию пациентов в межмуниципальные и региональные центры специализированной помощи по профилю «травматология». В этом плане требуется особая проработка вопросов организации оказания консультативной помощи, диспансерного наблюдения и реабилитации пациентов с травмами, их последствиями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата в сельской местности, малых городах и регионах с низкой плотностью населения. По-видимому, необходимо более широко внедрять передвижные формы организации оказания травматологической помощи, повышать организационно-методическую роль межмуниципальных травматологических центров в процессе организации оказания первичной специализированной и специализированной медицинской помощи пациентам с травмами, проживающим в сельской местности, поселках и малых городах, с контролируемой на региональном уровне ответственностью по обеспечению их эффективного и качественного лечения и реабилитации. Задачи, функции, ответственность медицинского персонала всех трех уровней оказания медицинской помощи по профилю «травматология», их оснащение и штатное обеспечение, порядок организации работы, а также порядок и формы взаимодействия всех уровней [36,38,49] должны быть прописаны и закреплены соответствующими нормативными правовыми актами [39]. Попытка разработать методику формирования модели организации сети подразделений, оказывающих медицинскую помощь по профилю «травматология» была предпринята исследователями С.М. Ивановым и С.А. Меченковым [26]. Внедрение в современных условиях методики контроля требований для прохождения аккредитации медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь по профилю «травматология и ортопедия», изложенной в Методических указаниях [40] позволит в постоянном режиме осуществлять контроль состояния, эффективности и качества оказания специализированной и первичной специализированной медицинской помощи пациентам с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата с целью своевременного устранения имеющихся недостатков в деятельности службы. Для снижения летальности пациентов с травмами в малонаселенных и удаленных местностях, сельской местности очень важен интервал до начала оказания специализированной медицинской помощи, соблюдение «золотого часа», особенно при тяжелых травмах опорно-двигательного аппарата. По данным исследований, при оперативном лечении в ранние сроки (до двух-трех суток) благоприятный результат лечения отмечается в 97,6%, снижается частота инфекционных осложнений и функциональных нарушений, инвалидизации, уменьшаются сроки временной нетрудоспособности [14]. Анализ автором результатов ургентной травматологической помощи за 2016-2019 годы показал, что максимально короткие сроки оказания специализированной травматологической помощи значительно снижают число последующих гнойно-септических осложнений, сокращают число случаев дефектов лечения [14]. Поэтому важно грамотное территориальное планирование при организации экстренной и неотложной травматологической и нейрохирургической помощи и правильная сортировка пострадавших [11,32,46,50-52]. Практически все пациенты с травмами нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий. Организация медицинской реабилитации пациентов с травмами имеет свои особенности, зависящие от многоплановости задач в процессе реабилитации, специфики патологического процесса, определяющего характер и степень утраченных функций организма. Доказано, что если врач по медицинской реабилитации является параллельно специалистом в области травматологии-ортопедии, реабилитационная помощь осуществляется на более высоком уровне, поскольку в этом случае более квалифицированно определяется характер и особенность планируемого вмешательства, сроки включения того или иного метода реабилитации, координируется деятельность всех привлеченных специалистов среднего звена (инструктора ЛФК, медицинской сестры по физиотерапии и других), повышается эффективность реабилитационного процесса в целом [34, 35]. Анализ данных литературных источников по современному состоянию организации медицинской помощи пострадавшим, научных исследований, нормативной правовой базы позволили сформулировать основные принципы, лежащие в основе оказания травматологической помощи пострадавшим, в том числе экстренной. Основным условием обеспечения эффективности организации оказания медицинской помощи пациентам с травмами является совершенствование нормативного правового и методического обеспечения организации оказания медицинской помощи на основе принципа многоэтапности, соблюдения последовательности и преемственности основных этапов оказания помощи пострадавшим. Первым этапом оказания помощи пациентам с травмами является догоспитальный, включающий первую медицинскую помощь пострадавшим; первичную медико-санитарную, в свою очередь включающую первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную медицинскую помощь; высокотехнологичную медицинскую эвакуацию. Второй этап оказания медицинской помощи пострадавшим предусматривает оказание экстренной и неотложной специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Третий этап подразумевает оказание плановой высокотехнологичной, медицинской помощи пострадавшим по профилям травматология и ортопедия и организацию медицинской реабилитации. Принцип многоэтапности организации травматологической помощи предполагает разделение функций на каждом этапе оказания экстренной и плановой медицинской помощи, обеспечение высокотехнологичной эвакуации и формирование системы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших [15,52,53], элементы которой должны обеспечить оказание установленных видов и объемов медицинской помощи на различных этапах ее оказания, что должно найти отражение в нормативных правовых документах. Отмеченные в ряде публикаций недостатки в организации учета случаев смерти от внешних причин, в частности от ДТП, затрудняет объективную оценку потерь от транспортных происшествий и может быть преодолено при едином персонифицированном учете общего уровня смертности от внешних причин, в том числе от транспортных происшествий, с применением информационных технологий и ведения электронного регистра пациентов с травмами [47,54]. Таким образом, высокая распространенность травматизма и уровень смертности населения от внешних причин на фоне сокращения круглосуточных коек, в условиях сформированной 3-х уровневой системы организации специализированной помощи пациентам с травмами, с учетом особенностей лечебного процесса у пострадавших указывают на целесообразность увеличения объемов деятельности дневных стационаров по профилю «травматология и ортопедия», внедрения мобильных форм организации специализированной помощи, а также первичной специализированной, организации в полном объеме реабилитационных мероприятий на всех этапах оказания травматологической помощи, интенсификации профилактической работы. Крайне важным становится более широкое внедрение и совершенствование регистров пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы и травмами. Заключение Обзор результатов научных исследований и публикаций, действующих нормативных правовых документов свидетельствует об актуальности темы совершенствования организации оказания медицинской помощи пациентам с травмами, наличии проблем в организации оказания специализированной травматологической помощи населению, прежде всего по доступности для населения сельской местности, поселков и малых городов; эффективности использования коечного фонда, организации и использованию дневных стационаров в процессе лечения травм, соблюдению этапности и преемственности этапов оказания травматологической помощи, организации реабилитации и диспансерному наблюдению, профилактической работе, а также по регулированию ряда вопросов организации травматологической помощи нормативными правовыми документами. В условиях непрерывного реформирования отрасли необходимо продолжать поиск научно обоснованных подходов к организации новых прогрессивных форм и технологий оказания первичной специализированной помощи населению в амбулаторных условиях, в том числе в травматологии и ортопедии; новых методических подходов к расчету штатной численности медицинского персонала травматологических кабинетов, травмпунктов и подразделений стационара, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилям «травматология и ортопедия» в медицинских организациях разной мощности; требуется разработка и научное обоснование новых форм и методов организации оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим на фоне сокращения коечного фонда и числа медицинских организаций, особенно в сельской местности и регионах с малой плотностью населения, объемов медицинской помощи в стационарных условиях. Требуется дополнительное нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения оперативной доставки медицинского персонала и портативного высокотехнологичного медицинского оборудования к пострадавшим с использованием специализированного транспорта повсеместно; организации экстренной медицинской эвакуации пострадавших в специализированные центры оказания травматологической помощи с возможностью оказания многопрофильной помощи и организации дальнейшего этапного лечения. Поскольку решающую роль в исходах процесса играют качество и своевременность оказания медицинской помощи пациентам с травмами необходимо нормативными правовыми документами закрепить необходимость обеспечения медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи пациентам с травмами, на всех этапах ее оказания средствами мобильности, современным портативным медицинским оборудованием и средствами ухода за пациентами, оперативным доступом к медицинской документации. В условиях интенсивной цифровизации отрасли необходимо широкое внедрение и совершенствование регистров пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы и травмами, утверждение порядков их ведения, что позволит повысить преемственность в оказании медицинской помощи на всех этапах, улучшить межведомственное взаимодействие и повысить оперативность принятия управленческих решений. Рост доли пациентов старше трудоспособного возраста диктует необходимость тщательной проработки вопросов экстренного оказания специализированной помощи пациентам с переломами проксимального отдела бедренной кости, разработку и осуществление профилактических мер указанной группе населения. Высокая механизация и интенсификация производственных процессов ставят вопросы необходимости ежедневного контроля условий на рабочих местах, проведении регулярной санитарно-просветительной работы со стороны медицинских работников функционирующих здравпунктов на предприятиях с высоким и средним риском производственного травматизма. Библиография
References
Дата поступления: 11.06.2024 Просмотров: 737
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 02.09.2024 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|